Статья "Учебно-познавательная задача как средство повышения качества образования"
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Цейтлина Марина Иосифовна

.Статья посвящена конструированию  учебно-познавательных задач по математике как одного из средств повышения качества образования. Рассмотрены универсальные учебные действия на уроках математики, способы конструирования сюжетных задач на основе УПЗ ( учебно-позновательных задач) и приведены примеры разных видов сюжетных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

В настоящее время главной и актуальной проблемой развития системы образования является внедрение новых образовательных стандартов, так называемых стандартов второго поколения. Федеральный Образовательный Государственный Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

        ФГОС выдвигает три группы требований:

- требования к результатам освоения основной образовательной программы;

- требования к структуре основной образовательной программы;

- требования к условиям реализации образовательной программы.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. В настоящее время система образования отходит от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Теперь результаты обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

        Педагоги, родители и сами обучающиеся сейчас вынуждены учить и учиться «по – новому». Ядром нового стандарта становятся универсальные учебные действия (УУД), под которыми понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «над предметные действия» и т.д. Целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. У него формируется умение учиться. Образовательные стандарты нового поколения направлены на переход от простой трансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготовке их к жизни в современных условиях на основе включения в процесс социализации. Для учителя средней школы особенно актуальным в настоящее время являются вопросы: «Как и с помощью чего обеспечить метапредметные результаты обучения? Как формулировать способность учащегося к самостоятельному усвоению новых знаний?

        Еще Хуторской А.В. отмечал, что «человек не рождается с «готовыми» способностями – интеллект, познавательные способности и личностные особенности – все это формируется в течение жизни в ходе усвоения культурного опыта. В современных условиях неверно сводить обучение к дидактическим технологиям передачи знаний, умений навыков. Поэтому в новых государственных стандартах второго поколения одной из основных целей является всестороннее развитие учащихся через развитие «УУД».

  1. Конструирование сюжетных задач из содержания учебно-познавательных задач
  1. Развитие универсальных учебных действий на уроках математики

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

  1. познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу;4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

—обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

—создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:

  • определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
  • построение содержания учебных предметов и образования в целом с ориентацией на сущностные знания в соответствующих предметных областях;
  • определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;
  • выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;
  • определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;
  • разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса;
  • разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий.

Виды универсальных учебных действий:

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» — и уметь на него отвечать;
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество и со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

        Новые требования к результатам образовательной деятельности требуют определенных изменений в содержании и организации процесса обучения. (табл.1)

                                                                                            Таблица1

Основные сравнения

Инновационные изменения в обучении

ФГОС I поколения

ФГОС II поколения

Цель обучения

Преподнесение (передача)  учителем обучающимся знаний

Выработка определенных решений в ходе активного (совместного) обсуждения проблем

Содержание обучения

Освоение отдельных учебных предметов

Межпредметное изучение сложных жизненных ситуаций

Роль участников образовательного процесса

Руководящая роль учителя в организации обучения

Сотрудничество учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями

Целостность процесса обучения

Отсутствие целостности организации учебной деятельности учащегося в урочное и внеурочное время, в рамках различных предметов

Целенаправленная организация учебной деятельности учащегося в школе в урочное и внеурочное время

Вариативность обучения

Жестко установленные методы, технологии и содержание обучения

Активное участие учителя и обучающихся в выборе содержания методов и технологий обучения

Доминирующий компонент процесса

Контроль

Практика и самостоятельная деятельность

Характер контроля

Статистические методы оценки учебных достижений

Комплексная отметка учебных достижений

На уроках математики учителю предоставляется возможность обучить учащихся искусству решать задачи и, тем самым, появляется и возможность формирования у учащихся определенного склада ума, развития интереса к закономерностям, проведения наблюдений за красотой и гармонией человеческой мысли. Математика – это хорошая школа для построения и проверки гипотез, она учит формулировать и сравнивать различные факты, находить оптимальный вариант, ставить новые задачи, искать пути их решения.

Особенностью школьного курса математики является то, что любая тема развивается всегда на ранее изученном материале и подготавливает базу для изучения новых знаний.

Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные задания, в которых требуется что-то объяснить, проверить, оценить, сравнить, найти закономерность, сделать вывод и т.д.

Одним из условий формирования УУД является логика построения содержания школьного курса математики. Курс строится по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия, соответствуя принципу преемственности. Такая логика построения содержания курса создает условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей.

        Для формирования УУД используется целая система учебных задач и ситуаций. К таким учебным задачам относятся учебно-познавательные задачи.

  1. Учебно–познавательные задачи как средство развития УУД.

Главным компонентом структуры учебной деятельности является учебная задача. Она предлагается обучающемуся: а) как определенное учебное задание, формулировка которого чрезвычайно существенна для решения и его результата; б) в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебной процесс.

Состав задачи как данное и искомое, известное и неизвестное, условие и требование представляется в форме исходного и будущего как результата разрешения отношения между компонентами состава задачи. Задача рассматривается как сложная система информации о каком-либо явлении, объекте, процессе, в котором четко определена лишь часть сведений, а остальная неизвестна. Она может быть найдена лишь на основе решения задачи или сведений, сформулированных таким образом, что между отдельными понятиями, имеются несогласованность, противоречие, требующие поиска новых знаний, доказательства, преобразования, согласования.

        Учебная задача является средством достижения учебных целей —усвоение определенного способа действия. Для достижения какой-либо учебной цели требуется некоторый набор задач, где каждая занимает отведенное ей место. В учебной деятельности одна и та же цель требует решения ряда задач, а одна и та же задача может служить для достижения нескольких целей.

        Однако решение учебной задачи не должно сводиться только к решению задачи по данному предмету. К решению учебных задач необходимо подключать и различные виды познавательной деятельности.

Общие виды познавательной деятельности используются в разных областях, при работе с разными знаниями (умение планировать свою деятельность, умение контролировать выполнение любой деятельности все приемы логического мышления, умение запоминать, умение быть внимательными, умение наблюдать и др.). Специфические действия отражают особенности изучаемого предмета и поэтому используются в пределах данной области знаний (звуковой анализ, сложение и др.).

При построении содержания обучения по предмету и определении последовательности его изучения необходимо учитывать связи и взаимоотношения по трем линиям: а) предметные, специфические, знания;

 б) специфические виды деятельности; в) логические приемы мышления и входящие в них логические знания.

Умение учиться состоит из познавательных действий.

В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) устанавливает и описывает классы учебно- познавательных задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения.

Учебно-познавательные задачи описывают реальные жизненные задачи, для решения которых необходимо применить те или иные предметные знания.

 Рассмотрим учебно-познавательную задачу с позиций достижения планируемых образовательных результатов ФГОС. С одной стороны, деятельность учащихся по решению учебно-познавательных задач отвечает требованиям системно-деятельностного подхода, составляющим методологическую основу требований Стандарта, с другой стороны, учебно-познавательная задача описывает и характеризует учебный материал и обобщенные способы действий, которые составляют содержание образовательных результатов.

Как выясняется, основные затруднения, учащиеся испытывают, прежде всего, на начальных этапах процесса решения задачи. Вместе с тем она часто оказывается трудной лишь потому, что учащийся привык работать над задачей только в ситуации выбора, т.е. выбирать одну из известных ему альтернатив (способ решения, теоретических положений и т.д.), полагаясь на свой прошлый опыт. Учащиеся привыкли применять к решению задач известную им последовательность действий, часто не проводя критического анализа условия с выдвигаемой гипотезой, и не проводя должного анализа полученных результатов.

Таким образом, необходимым условием обучения решению задач является рассмотрение различных видов действий учащихся на каждом этапе ее решения, способствующих эффективному / результативному его прохождению.

При планировании образовательных результатов конкретной учебно-познавательной задачи предлагается следующая структура описания и анализа задачи:

· название;

·описание типа, согласно типологии задач по характеру и уровню познавательной деятельности;

· класс и учебные дисциплины, на которых может быть предложена эта задача;

· текст задачи и основные действия учеников на каждом из этапов решения задачи: осмысление условия, составление плана решения, осуществление плана решения, изучение найденного решения и дополнительные вопросы к задаче, носящие, как правило, проблемный характер. Эти вопросы расширяют «проблемное» поле задачи и позволяю формировать личностные смыслы и ценности учащихся, формируя целостное видение изучаемого объекта задачи;

· образовательные результаты, которые можно ожидать после решения задачи: предметные, личностные и метапредметные (межпредметные понятия и познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия)

Комментарии, которые позволяют расставить акценты и обратить внимание учителя на наиболее важные аспекты процесса решения данной задачи, включая формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на каждом этапе решения.

Такая структура описания и анализа учебно-познавательной задачи дает представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, — овладеют обучающиеся в процессе решения конкретной задачи, а также позволяет учителю спрогнозировать объективную сумму образовательных эффектов в процессе решения данной учебно-познавательной задачи.

  1. Способы конструирования сюжетных задач на основе УПЗ

Одним из видов учебно-познавательных задач являются сюжетные задачи, которые позволяют формировать универсальные учебные действия в процессе изучения математики. Арифметические и алгебраические текстовые задачи в литературе часто называют сюжетными, так как в них всегда есть словесное описание какого-то события, явления, действия, процесса.

Поэтому сама сюжетная задача – это модель, где главным образом описана количественная сторона этого явления. Рассматриваемая в этой задаче ситуация характеризуется зависимостью между значениями величин, как известных, так и неизвестных. Такая задача определяется целью, данными и связью между целью и данными.

Роль сюжетных задач в процессе обучения математике многообразна. Эти задачи позволяют учащимся усвоить математические понятия, повышают их вычислительную культуру, способствуют более полной реализации межпредметных связей, развивают у учащихся способность анализировать, рассуждать, обосновывать, доказывать, отстаивать свою точку зрения, развивают логическое мышление, развивают познавательные способности через усвоение способов решения задач, учат применению метода познания действительности – моделированию и, вообще, прививают и укрепляют интерес к математике.

Для того, чтобы научиться решать сюжетные задачи учащимся необходимо научиться:

  1.  Выделять и сопоставлять информацию, содержащую в условии задачи.
  2.  Докапываться до идеи, лежащей в основе решения этой задачи.
  3.  Отбирать аргументы, свидетельствующие о верности догадки.
  4.  Излагать аргументы в пользу догадки.

2. Разные виды сюжетных задач для получения образовательных результатов ФГОС

2.1.  Классификация сюжетных УПЗ

Сюжетную учебно – познавательную задачу можно рассматривать как систему, обязательными компонентами которой являются: а) предмет задачи, находящийся в исходном состоянии; б) модель требуемого состояния предмета задачи. Отметим те компоненты, которые выделяются в структуре задачи как объекте мыслительной деятельности:

♦ условие (У) – предметная область задачи и отношения между объектами;

♦ обоснование (О) – теоретические или практические основы перехода от условия к заключению посредством операций, которые составляют решение задачи;

♦ решение (Р) – совокупность действий, операций, которые надо произвести над известными компонентами, чтобы выполнить требование, выраженное в заключение;

♦ заключение (З) – требование отыскать неизвестные компоненты, проверить правильность, сконструировать, построить, доказать.

Пользуясь приведенными обозначениями, символически структуру задачи можно записать: УОРЗ. По величине проблемности, которая зависит от того, какие компоненты УОРЗ неизвестны, задачи классифицируются следующим образом:

  1. Стандартные задачи – известны все компоненты УОРЗ. Такие задачи

используются на этапах усвоения теоретического материала. Этот вид задач позволяет не только усвоить понятия, но и понять, оценить, как учащиеся поняли новый материал.

  1. Обучающие задачи – неизвестен один компонент УОРх, УОхЗ, УхРЗ, хОРЗ.
  2. Поисковые задачи – неизвестны два компонента УхуЗ, УОху, хОРу, хуРЗ, УхРу, хОуЗ.
  3. Проблемные задачи – неизвестны три компонента Ухуz, xOyz, xyPz, xyzЗ.

        Структура задачи определяет уровень проблемности в деятельности которая направлена на решение задачи: репродуктивная или алгоритмическая (воспроизведение изученного способа), продуктивная (использование известного способа в новых ситуациях, привлечение знаний из других тем курса), творческая(использование эвристик). Отнесение задачи к тому или другому виду по степени проблемности зависит от того, кто решает задачу, что позволяет учителю более осознанно подходить к выбору задач.

2.2. Примеры сюжетных задач по их классификации.

1. Стандартная задача: известны все компоненты УОРЗ.

Стандартная сюжетная задача по теме «Среднее арифметическое». Задача требует простого воспроизведения имеющихся знаний. Учащийся, имея правило или образец, самостоятельно решает задачу.

Задача.

Автобус  перевозил  туристов из долины на  горно-лыжный курорт.  Первые 3 часа автобус двигался со  скоростью 80 км/ч, затем еще 3 часа со  скоростью 40 км/ч  и  последние 4 часа со скоростью 30 км/ч. а) Найдите среднюю скорость движения автобуса на всем пути. б) Почему автобус вынужден был менять скорость движения? Какие горно-лыжные курорты известны? Где они находятся? Из просто стандартной сюжетной задачи с учетом б) задача становится сюжетной учебно – познавательной.

2.Обучающая задача: неизвестен один компонент из УОРЗ: хОРЗ. 

Отсутствует предметная область задачи и отношения между объектами (У).

Учащемуся предлагается схема, по которой он должен составить задачу, и далее решить ее, используя полученные ранее знания.

Задача, которая может быть составлена учащимся. В два магазина привезли одинаковые мешки с картошкой. В первый магазин привезли восемь мешков, а во второй – пять мешков с картошкой. Оказалось, что во второй магазин привезли на 150 кг картошки меньше, чем в первый. Сколько картошки привезли в каждый магазин?

3. Поисковые задачи - неизвестны два компонента: УхРу (О,З)

1. Два друга отправились в театр на метро от станции «Чернышевская», где в это время на спуск работали два эскалатора. Один из друзей спокойно стоял на первом эскалаторе, который двигался по направлению платформы. Второй мальчик   решил обогнать друга и встретить его внизу. Он побежал вниз по другому двигающему эскалатору. Какие вопросы могут быть поставлены в этой задачи?

Как тогда осуществить ее решение?

Совершенно очевидно, что отсутствуют основы перехода от условия к заключению посредством операций, которые составляют решение задачи (не хватает данных) – (О). Какие компоненты неизвестны, как правильно их найти, как сконструировать и построить задачу теперь зависит от учащегося, от поставленного им вопроса. (З).

Предположим, что, прочитав и проанализировав задачу, учащийся задается вопросом: «На сколько скорость второго мальчика была больше скорости первого, и сколько времени он ждал друга внизу?» Становится очевидным, что не хватает времени спуска каждого из мальчиков и длины эскалатора. С определением времени спуска каждого проблем не возникнет, так как в вестибюле станции и на платформе есть электронные часы. Как быть с длиной эскалатора. Здесь могут быть разные подходы к разрешению данной проблемы: а) посмотреть по «Интернету» глубину станции «Чернышевская»; 2) Провести эксперимент.  Фонари, установленные вдоль эскалатора, находятся примерно на расстоянии 4-х метров друг от друга, так что надо их количество можно сосчитать (на многих станциях они пронумерованы) и определить длину спуска. Таким образом задача из поисковой учебно – познавательной становится стандартной, позволяющей ответить на поставленные вопросы.

                             

4. Проблемные задачи – не известны 3-х компонента:        хуРz.

На мой взгляд такой учебно – познавательной задачей может являться практико – ориентированная задача. Предлагается построить забор на дачном участке, выбрав самый дешевый вариант. Для этого надо произвести целый комплекс дополнительных действий (исследовательскую работу).

  1. Выяснить длину забора (периметр дачного участка), длину ворот. Использовать кадастровый план или произвести собственные измерения.
  2. Из какого материала он может быть построен (профлист, рабица, секционная сетка). Совершить поездки по строительным магазинам или воспользоваться Интернетом.
  3. Произвести расчеты стоимости каждого варианта, исходя из стоимости погонного метра предлагаемого материала.
  4. Выбрать более дешевый вариант.

2.3. Учебно – познавательные задачи с позиций достижения образовательных результатов ФГОС.

Рассмотрим одну из сюжетных учебно – познавательных задач с позиций достижения образовательных результатов ФГОС. Проанализируем на примере, какие УУД формируются на каждом этапе решения конкретной задачи, а также образовательные результаты, ожидаемые по окончании процесса ее решения.

Пусть это будет представленная задача под №3

Тип задачи: обучающая межпредметная задача.

Учебные дисциплины: математика, физика, ОБЖ.

Класс: 5-6класс.

Действия учеников на каждом этапе решения задачи.         

Этап 1. Осмысления условия задачи.

• Выбрать полезную информацию.

• Найти недостающие данные, позволяющие ответить на вопросы: На сколько скорость второго мальчика была больше скорости первого, и сколько времени он ждал друга внизу?

• Зафиксировать условия в виде кратной записи.

• Проанализировать второй вопрос задачи.

Этап 2. Составление плана решения.

• Сопоставить данную задачу с известными классами задач (задачи на движение). Выбрать возможный путь решения (арифметический).

• Разбить задачу на две подзадачи, каждая из которых даст ответ на поставленные вопросы. Сформулировать каждую подзадачу.

Этап 3. Решение каждой подзадачи.

Так как по условию задачи вес 30 слонов равен весу 150 быков, можно составить уравнение 30(х+4) = 150х. Решив уравнение, получаем, что х = 1. Масса быка равна 1 тонне.

Образовательные результаты.

  1. Предметные:

Математика: решение задач на движение. Сравнение величин.

Физики: зависимость величин: скорость, время, расстояние.

ОБЖ: а можно но ли бежать по двигающемуся эскалатору? И почему?

  1. Метапредметные:

Познавательные учебные действия:

■ работать с текстом, извлекая необходимую информацию;

■ строить логические цепочки;

■ умение давать определение понятиям;

■ умение делать выводы.

Коммуникативные учебные действия:

Достаточно полно и точно выражать свои мысли и подбирать аргументы.

Регулятивные учебные действия:

♦ соотносить учебные действия с известным правилом:

♦ применять для решения задачи знания из разных предметных областей знаний.

  1. Личностные:

• выстраивать аргументацию:

• проявлять активность при решении задачи;

Представленная схема анализа учебно – познавательной сюжетной задачи дает представление о том, какими действиями: познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными могут овладеть учащиеся в процессе решения конкретной задачи.

   Литература.

  1.  Фундаментальное ядро содержания общего образования – Москва: «Просвещение», 2009.
  2. Стандарты второго поколения: планируемые результаты начального общего образования. – Москва: «Просвещение», 2010.
  3. Лукичева Е.Ю. ФГОС: Обновление содержания и технологий обучения (математика) – Санкт – Петербург: СПб АППО, 2015.
  4. Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика: учеб. пособие для учителей и студентов педвузов и колледжей. – Москва: «Школьная пресса», 2002.
  5. Абдулаева О.К. Педагогический потенциал учебно-познавательных задач: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2010.
  6. Абдулаева О.К. Учебно-познавательные задачи в контексте ФГОС II поколения. – СПб.: СПб АППО, 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках физики как средство повышения качества образования.

Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках: - иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др. - к...

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЖУРНАЛЫ И ДНЕВНИКИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

.        Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: админист...

«Учебно-познавательные задачи как средство повышения качества образования на уроках биологии»

Работа содержит материалы по формам и методам работы на уроках биологии, направленных на повышения мотивации учащихся к обучению и на повышения качества знаний по предмету....

Междисциплинарные задачи как средство повышения качества подготовки обучающихся к итоговой аттестации по математике

Аннотация: в статье рассматриваются задачи междисциплинарного обучения и функции междисциплинарных задач в процессе подготовки обучающихся к итоговой аттестации....

Проектная работа На тему: Решение экспериментальных задач как средство повышения качества знаний учащихся по физике.

В связи с повышением научно-теоретического уровня курса физики средней школы все большее внимание уделяется решению физических задач. Физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное в...

Педагогический совет по теме :« Способы повышения учебной мотивации обучающихся, как средство повышения качества образования».

Педагогический совет по теме : Самообразование - одна из форм повышения профессионального образования в деле повышения квалификации, путь к успеху....

Презентация. "Учебно-познавательные задачи как средство повышения качества образования на уроке биологии"

quot;Учебно-познавательные задачи как средство повышения качества образования на уроке биологии" (методические рекомендации в рамках обновленных ФГОС)...