Рабочая программа элективного курса "Политическая карта мира"
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Чувашова Ольга Владимировна

Данная программа создана для преподавания элективного курса "Политическая карта мира" в 10 классе. Программа содержит календарно-тематическе планирование курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ek_politicheskaya_geografiya.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей имени В.Г.Сизова»

Г. Мончегорск Мурманской области

Утверждаю

Директор МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова»

_____________ (В. А. Ермоленко)

«30»августа 2016 г.

Приказ №_363-д___

Рабочая программа

элективного курса

Политическая карта мира

Уровень образования среднее (полное) общее образование 10 класс

Количество часов 34 часа (1 час в неделю)

Учитель Чувашова О.В.

Обсуждена и согласована                                                Принято решением

на методическом объединении                                              педагогического совета

учителей  начальной школы                                          Протокол № 1

Протокол № 5                                                        от «30» августа 2016 г

от «20» мая 2016 г

____________(Чувашова О.В.)

Подпись руководителя МО    


Пояснительная записка.

2.1. Нормативно-правовая база.

Рабочая программа элективного  курса составлена на основании программы элективного курса «Политическая карта мира» авторов А.С. Наумова  и  В.Н. Холиной ( Москва, Дрофа 2007). Программа рассчитана на 34 часа.

2.2.  Общая характеристика учебного предмета

Политическая карта мира - это визитная карточка географии. Без ее знания невозможно ориентироваться в международной политике и считаться разносторонне образованным человеком.

Политическая карта отражает не только место стран в современном мире, но и их политико- административное устройство. Анализ политической карты позволяет делать выводы о связанных с географией особенностях размещения форм государственного устройства и правления стран. Только хорошо зная политическую карту мира, можно рассуждать о взаимоотношениях между государствами, вероятных районах территориальных конфликтов, которые предопределены расселением народов и историей проведения государственных границ.

Политическая карта мира постоянно изменяется в результате войн и заключения мирных договоров. Государства распадаются и объединяются. Происходит смена форм государственного устройства и (или) правления. Страны теряют или приобретают государственный суверенитет. Уменьшается или увеличивается их площадь. Изменяются границы и названия стран, перемещаются на новые места их столицы… Эти сведения необходимы всем- и обывателям, решающим на даче кроссворды, и руководителям государств.

Изменение концепций школьного образования, предполагающее возможность выбора учащимися (учителями и родителями) профильных предметов, требует новых подходов к формированию учебных программ и курсов.

Учитывая нарастающие процессы глобализации мирового социума, одной из воспитательных задач  географии мира является воспитание человека мира — человека, свободно ориентирующегося в море информации и многообразии стран.

Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности — от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны. В значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования.

В данном курсе география выходит за рамки чисто хозяйственной сферы в более глобальную — экономическую сферу, отвечая в большей степени на вопросы «почему?», а не «где?» (все предшествующие географические курсы акцентировали внимание именно на выяснении вопроса «где?»). Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир.

 

2.3. Цели и задачи курса

1. Обосновать важность географических знаний и методов географического анализа для будущей профессиональной деятельности учащихся, показать значение дисциплины для профессиональной подготовки будущих экономистов и финансистов.

2. Формировать представление о закономерностях развития мирового хозяйства, содержании и особенностях географического изучения территорий, населения и хозяйства.

3. Ознакомить с некоторыми статистическими показателями, характеризующими закономерности развития мирового хозяйства, тенденции расселения, характерные для отдельных стран и регионов мира.

4. Охарактеризовать своеобразие современного этапа формирования политической карты мира, пространственное функционирование экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира.

5. Обучить приемам систематизации изучаемого материала и использованию метода группировки (типологии) регионов по различным социально-экономическим критериям;

6. Привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками информации (периодическая печать, радио, телевидение); научить расчетам оценочных показателей.

2. Место курса в учебном плане

Преподавание курса осуществляется в соответствии с учебным планом лицея, согласно которому в 10 классе на курс отводиться 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год. 

  1. Учебно – тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Практика

Раздел 1. Объекты политической карты мира

9

7

2

Раздел 2. Территории и границы государств

3

3

-

Раздел 3. Этапы формирования политической карты регионов мира

12

9

3

Раздел 4. Политическая география и геополитика

9

8

1

Обобщение:

1

1

Всего:

34

28

6

4. Содержание курса

Раздел 1. Объекты политической карты мира (9 часов)

Каковы основные черты независимых государств?

Объекты политической карты мира. Формы правления независимых государств. Монархии и республики. Государства в составе Содружества (Британского). Французский союз.

Какие формы государственного устройства имеют независимые государства? Унитарные государства и федерации. Конфедерации. Географическое положение. Анализ размещения по регионам. Исторические особенности формирования.

Почему на политической карте мира появляются непризнанные и самопровозглашенные государства? Причины появления, географическое положение. Непризнанные государства в регионах мира — Азии, Африке, Европе, Америке, Австралии и Океании. Сепаратизм. «Горячие точки» на политической карте мира.

Что такое международные территории и акватории и каков их статус? Международные территории и акватории. Антарктика, Арктика. Международные проливы, реки, каналы.

Где и почему расположены территории с неопределенным статусом? Территории с неопределенным статусом: нейтральные, арендованные, оккупированные. Их отличительные особенности. Географическое положение. Перспективы развития. Статус международных территорий.

Когда и почему появились на политической карте несамоуправляющиеся территории? Несамоуправляющиеся территории: колонии, доминионы, протектораты, подмандатные и подопечные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты. Территории, в отношении которых действует требование ООН о предоставлении независимости; их географическое положение (колониальный список ООН).

Какие функции выполняют межгосударственные политические организации? ООН (история создания, страны-члены, значение в современном мире). Совет Безопасности ООН. Миротворческие операции ООН. Региональные политические и экономические организации.

Раздел 2. Территории и границы государств (3 часа)

Какие объекты входят в состав территории государства? Состав территории государства. Государственные границы и международные правила их проведения. Естественные рубежи как границы. Сухопутные и морские границы. Континентальный шельф, территориальные воды, прилегающая зона, исключительная экономическая зона, исключительная зона рыболовства.

Как проходят государственные границы? Выход к морю: преимущества географического положения.

Чем вызваны территориальные споры между государствами? Территориальные споры: исторические и географические причины. Основные способы решения споров: военные действия и политические переговоры.

Раздел 3. Этапы формирования политической карты регионов мира (12 часов)

Какие события повлияли на формирование политической карты мира? Этапы формирования политической карты мира. Великие географические открытия. Колониальные империи и их распад. Колонизация и деколонизация. Последние изменения на политической карте мира.

Как формировалась политическая карта Европы? Основные этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события ХХ — начала XXI вв. Межгосударственные договоры, закрепляющие изменения политической карты мира. Территориальные споры и этнические конфликты. Региональные организации.

Как формировалась политическая карта Азии? Этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события ХХ — начала XXI в. Региональные экономические и политические организации. Территориальные споры и этнические конфликты.

Как формировалась политическая карта Африки? Этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события ХХ — начала XXI в. Год Африки. Территориальные споры и этнические конфликты.

Как формировалась политическая карта Америки? История открытия и освоения. Формы государственного устройства и правления. Основные события ХХ — начала XXI в. Территориальные споры. Международные организации.

Как формировалась политическая карта Океании? Этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события ХХ — начала XXI в. Территориальные споры.

Раздел 4. Политическая география и геополитика (9 часов)

Каковы основные положения традиционных геополитических теорий? Основные понятия геополитики. Германская школа геополитики (Ф. Ратцель). Географические факторы мировой политики XX в. «Географическая ось истории» Х. Маккиндера. Концепция географического предназначения Германии. Геополитические теории К. Хаусхофера как идейная база немецкой экспансии первой половины ХХ в.

Какие принципы лежат в основе современных геополитических моделей? Геополитическая модель мира С. Коэна. Геоэкономическая школа геополитики. Геополитические коды. Концепция мирового порядка. Евразийство.

5. Требования к уровню подготовки учащихся

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-самостоятельно искать фактологическую информацию (статистику) в Интернете, организовывать, представлять и интерпретировать информацию;

-работать с текстом, понимать прочитанное, искать и отбирать источники информации (по СМИ, Интернету, хрестоматии);

-работать с источниками информации: составлять план работы, конспекты, тезисы выступления, аннотации;

-работать в команде (в составе временного творческого коллектива), распределять функции и сферу ответственности за конечный результат, -высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, отстаивать свою точку зрения, привлекая конкретные факты и пользуясь логикой законов пространственного развития экономики;

-строить творческие картосхемы, диаграммы и графики, анализировать их содержание;

-составлять тесты, реферировать, составлять аналитические записки по проблеме;

-решать практические аналитические задачи на базе изученных теорий;

-организовывать и представлять результаты своей работы, в том числе с использованием презентации в программе Power Point, аналитических записок, рефератов;

-выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, вести диалог с привлечением адекватной аргументации, находить приемлемое решение;

-называть межпредметные связи (география — история — математика — иностранные языки — обществознание).

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

-ответственным отношением к учебе, способностью к самообразованию;

-умением позиционировать себя, свой регион и страну в контексте общемирового развития;

-целостным мировоззрением; умением оценивать степень взаимовлияния экономики, политики, культуры;

-гражданской позицией, умением вести диалог и достигать взаимопонимания, критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете.

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

-объяснять значение понятий: формы государственного устройства и правления, государственный суверенитет, метрополии, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты), распад и объединение государств, ООН, монархии, республики (парламентские и президентские, федеративные и унитарные), конфедерации, Содружество, Французский союз, территориальная структура экономики, государственные границы (сухопутные, морские), территориальные воды, шельфовая зона, экономическая зона, естественные рубежи как границы, пограничные споры, анклавы, топонимика (названия и географическое положение стран мира, колониальный раздел), геополитика, естественные границы, сферы влияния, динамическое равновесие интересов, жизненное пространство, талассократия, теллурократия, эффект домино, геостратегические области мира, геополитические коды, новый мировой порядок, евразийство, панрегионализм;

- составлять картосхемы;

- показывать на политической карте страны и территории мира, их столицы;

- называть этапы формирования политической карты мира, его регионов (Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании), связанные с этими этапами события, последние изменения на политической карте мира и их причины;

- объяснять связь между колониальным разделом мира и сегодняшними особенностями экономической и общественной жизни стран Нового Света; объяснять принципы функционирования международных организаций, структуру, их роль в политической жизни ХХ—ХХ.;

- понимать функции миротворческих миссий ООН; сопоставлять международные правила проведения государственных границ, существующие границы и выявлять причины территориальных споров между государствами;

- объяснять причины существующих межгосударственных споров и возможные пути их решения;

- различать основные направления политической географии, школы геополитики и геополитические модели мира и теории;

- аргументированно оценивать преимущества и недостатки геополитических теорий;

6. Календарно-тематическое планирование курса «Политическая карта мира»

 п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основное содержание урока

Контроль

Раздел 1. Объекты политической карты мира (9 часов)

1

6.09

Независимые государства

изучение нового материала, практикум

Основные черты независимых государств. Объекты политической карты мира. Формы правления независимых государств. Монархии и республики. Государства в составе Содружества (Британского). Французский союз.

2

13.09

Независимые государства

комбинированный

Формы государственного устройства независимых государств. Унитарные государства и федерации. Конфедерации. Географическое положение. Анализ размещения по регионам. Исторические особенности формирования.

Оценки за практическую работу «Обозначение на контурной карте типов государств»

3

20.09

Несамоуправляющиеся территории

комбинированный

Когда и почему появились на политической карте несамоуправляющиеся территории? Несамоуправляющиеся территории: колонии, доминионы, протектораты, подмандатные и подопечные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты.

текущий контроль

4

27.09

Колониальная структура экономики

комбинированный

Несамоуправляющиеся территории: колонии, доминионы, протектораты, подмандатные и подопечные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты. Территории, в отношении которых действует требование ООН о предоставлении независимости; их географическое положение (колониальный список ООН).

Текущий контроль

5

4.10

Самопровозглашённые (непризнанные) государства

Семинар

Причины появления непризнанных и самопровозглашенных государств, их географическое положение. Непризнанные государства в регионах мира — Азии, Африке, Европе, Америке, Австралии и Океании. Сепаратизм. «Горячие точки» на политической карте мира.

Оценки за практическую работу «Обозначение на контурной карте самопровозглашенных  государств»

6

11.10

Формы государственного устройства

комбинированный

Формы правления независимых государств. Монархии и республики. Государства в составе Содружества (Британского). Французский союз.

Текущий

7

18.10

Межгосударственные  объединения, межрегиональные организации

Семинар

Какие функции выполняют межгосударственные политические организации? Классификация организаций по типам деятельности. Региональные политические и экономические организации.

Текущий

8

25.10

ООН

комбинированный

ООН (история создания, страны-члены, значение в современном мире). Совет Безопасности ООН. Миротворческие операции ООН.

Текущий

9

8.11

Повторение и обобщение материала по разделу

Обобщающее повторение

Весь материал, изученный в теме.

Индивидуальный

Раздел 2. Территории и границы государств (3 часа)

10

15.11

Территории и границы государства

изучение нового материала

Состав территории государства. Государственные границы и международные правила их проведения. Естественные рубежи как границы. Сухопутные и морские границы. Континентальный шельф, территориальные воды, прилегающая зона, исключительная экономическая зона, исключительная зона рыболовства.

Как проходят государственные границы? Выход к морю: преимущества географического положения.

Текущий

11

22.11

Международные территории

Комбинироанный

Что такое международные территории и акватории и каков их статус? Международные территории и акватории. Антарктика, Арктика. Международные проливы, реки, каналы. Статус международных территорий.

Текущий

12

29.11

Территории с неопределённым статусом. Территориальные споры

Семинар

Где и почему расположены территории с неопределенным статусом? Территории с неопределенным статусом: нейтральные, арендованные, оккупированные. Их отличительные особенности. Географическое положение. Перспективы развития. Чем вызваны территориальные споры между государствами? Территориальные споры: исторические и географические причины. Основные способы решения споров: военные действия и политические переговоры.

Индивидуальный

Раздел 3. Этапы формирования политической карты регионов мира (12 часов)

13

6.12

Роль европейских государств в формировании политической карты

Изучение нового материала

Какие события повлияли на формирование политической карты мира? Этапы формирования политической карты мира. Великие географические открытия

Текущий

14

13.12

Колонизация. Колониальные империи и их распад

Семинар

Колониальные империи и их распад. Колонизация и деколонизация. Последние изменения на политической карте мира.

Индивидуальный

15

20.12

Колониальный список ООН

Комбинированный

Колониальный список ООН: формирование и изменение во времени.

Практическая работа «Нанесение на карту государств из списка ООН»

16,

27.12

Этапы формирования ПК Европы

Семинар

Как формировалась политическая карта Европы? Основные этапы формирования. Формы государственного устройства и правления.

Текущий

17

10.01

Этапы формирования ПК Европы

Комбинированный

Основные события ХХ — начала XXI вв. Межгосударственные договоры, закрепляющие изменения политической карты мира. Территориальные споры и этнические конфликты. Региональные организации.

Практическая работа «Обозначение на контурной карте европейских организаций»

18,

17.01

Этапы формирования ПК Азии

Семинар

Как формировалась политическая карта Азии? Этапы формирования. Формы государственного устройства и правления.

Текущий

19

24.01

Этапы формирования ПК Азии

Комбинированный

Основные события ХХ — начала XXI в. Региональные экономические и политические организации. Территориальные споры и этнические конфликты.

Практическая работа «Обозначение на контурной карте региональных организаций»

20

31.01

Этапы формирования ПК

Африки

Комбинированный

Как формировалась политическая карта Африки? Этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события ХХ — начала XXI в. Год Африки. Территориальные споры и этнические конфликты.

Текущий

21

7.02

Этапы формирования ПК Америки

Комбинированный

Как формировалась политическая карта Америки? История открытия и освоения. Формы государственного устройства и правления. Основные события ХХ — начала XXI в. Территориальные споры. Международные организации.

Текущий

22

14.02

Этапы формирования ПК Австралии и Океании

Комбинированный

Как формировалась политическая карта Океании? Этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события ХХ — начала XXI в. Территориальные споры.

Текущий

23

21.02

Региональные политико-экономические и военно-политические организации

Семинар

Региональные политико-экономические и военно-политические организации: этапы формирования. Значение и роль в мировой политике т экономике.

Индивидуальный

24

28.02

Повторение и обобщение материала по разделу

Обобщающее повторение

Весь материал, изученный в теме.

Индивидуальный

Раздел 4. Политическая география и геополитика (9 часов)

25

7.03

Основные термины геополитики.

Изучение нового материала

Политическая география, состав данной отрасли науки. Прикладное значение политической географии. Геополитика, основные понятия геополитики. Основные положения традиционных геополитических теорий.

Текущий

26

14.03

«Политическая география»

Ф. Ратцеля

Комбинированный

Геостратегии, их значении в мировой политике. Германская школа геополитики (Ф. Ратцель). Географические факторы мировой политики XX в

Текущий

27

21.03

Х. Маккиндер: «географическая ось истории»

Комбинированный

Географические факторы мировой политики. «Географическая ось истории» Х. Маккиндера.

Текущий

28

4.04

Немецкая школа геополитики.

Комбинированный

Р. Челлен: «географическое предназначение Германии» К. Хаусхофер: «теория жизненного пространства», «панрегионализм». Геополитические теории К. Хаусхофера как идейная база немецкой экспансии первой половины ХХ в.

Текущий

29

11.04

Современные школы геополитики.

Семинар

Какие принципы лежат в основе современных геополитических моделей? Геоэкономическая школа геополитики.

Индивидуальный

30

18.04

Географическая модель мира С. Коэна

Комбинированный

Геополитическая модель мира С. Коэна. Геостратегическая область, геополитический регион, нация-государство, периферийная зона, «транзитные государства».

Текущий

31

25.04

Геополитическая школа в России

Семинар

Геополитическая концепция евразийства, неоевразийская концепция геополитики.

Индивидуальный

32

2.05

Геополитическое положение Российской Федерации

Комбинированный

Изменение геополитического положения России после распада СССР и в современный период.

Текущий

33

9.05

Геополитическое положение Российской Федерации

Семинар

Изменение геополитического положения России после распада СССР и в современный период. Прогноз изменения геополитического положения России в различных сценариях развития политической ситуации.

Индивидуальный

34

16.05

Обобщающее повторение по курсу

Обобщающее повторение

Весь материал, изученный в теме.

Индивидуальный

7. Перечень учебно –методического обеспечения

Литература:

Холина В. Н. 10 класс. География.  Углублённый уровень: учебник, М. : Дрофа, 2013.

В. Н Холина География. Углублённый уровень 10 – 11 классы. Книга для учителя

В. Н. Холина География 10 класс. Углублённый уровень . Рабочая тетрадь

Политические системы стран мира: Энциклопедический справочник/ Под ред. А.Я. Сухарева.- М., 2003.

Бабурин С. Н. Территория государства: Правовые и геополитические проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1997

Холина В.Н., Наумов А.С. Политическая карта мира: Учебное пособие для школьников и абитуриентов.-М., 2004.

Электронные ресурсы:

www.drofa.ru (скачать)  - электронный учебник В. Н. Холина. 10 класс. География. Углублённый уровень. М.: 2013

www.infoplease.com – последние новости о политической карте мира

www.vokrugsveta.ru – «Вокруг света» - первый познавательный портал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "В мире органических соединений"

Программа элективного курса позволит учащимся, изучающим химию в 10 классе на базовом уровне, расширить и конкретизировать знания по органической химии, создаст условия для общего развития учеников. К...

Рабочая программа элективного курса «В мире случайных величин» по учебному предмету "Математика" для 10-го класса

Элективный курс «В мире случайных величин» предназначен для учащихся 10 класса. Программа включает материал о понятиях случайности и стохастичности, которые относятся к числу основных прин...

Рабочая программа элективного курса "В мире английского языка" для обучающихся 11 класса (базовый уровень).

Рабочая программа предназначена для обучающихся 11-х классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к изучению английского языка, а также для тех, кто планирует сдавать экзамен по английс...

Рабочая программа элективного курса "Познание мира по картам"

Рабочая программа элективного курса "Познание мира по картам" для 9 класса....

Рабочая программа Элективного курса «В мире веществ» 7 класс

Пояснительная записка.Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на раз...

Рабочая программа элективного курса "В мире химии"

Программа предназначена для дополнительного образованию учащихся 8 класса по химии. Способствует формированию химической грамотности учащихся, расширяет кругозор, способствует формированию естественно...

Рабочая программа элективного курса "В мире английского языка" (10 класс)

       Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-х классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к изучению английского языка, а также для тех, кто пл...