Конспект внеклассного занятия по туризму. «Техника пешеходного туризма»
план-конспект занятия по географии (7 класс) на тему

Материал для внеклассной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия  по туризму.

«Техника пешеходного туризма»

(подготовил учитель географии Егорова Л.Н.                                                     г.Шебекино Белгородская область МБОУ СОШ №1 с УИОП)

Цель:

  • Ознакомить с понятием «Техника пешеходного туризма»
  • Объяснить значение туристических узлов.
  • Формирование новых знаний в области туристской подготовки,
  • привитие интереса к туристским походам и способствовать воспитанию чувства коллективизма и любви к родному краю

Задачи:

  • Разучить технику вязания туристских узлов «прямой», «встречный», «проводник», «шкотовый»
  • Воспитывать ловкость, смелость, чувство взаимопомощи.
  • Развивать зрительную и моторную память, мелкую моторику рук;
  • Воспитывать интерес к туристским походам как способу организации здорового образа жизни

 Тип урока: изучение нового материала.

Ход занятия

 Организационный момент:

Наступила весна. Появляется возможность выйти на природу, поучаствовать в соревнованиях, слетах или организовать походы.

КАДР №1 (туристический отдых)

КАДР №2 (Что такое поход)

  • Какие виды походов вы знаете? 
  • (конный, пеший, водный, велосипедный, автомобильный, горный.)

КАДР № 3 (Виды туристических походов по способу передвижения)

КАДР № 4 (Виды туристических походов по продолжительности)

КАДРЫ № 5,6,7 (Панорама Эльбруса)

Ребята, внимание на экран. Предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоклип снятый белгородскими школьниками летом 2008 года туристического  клуба «Эдельвейс» во время восхождения  на одну из  вершин Приэльбрусья.

(Просмотр видеоклипа «Испытание  высотой»)

Вопросы:

  • Какие трудности пришлось преодолеть ребятам во время похода?

      (крутые подъёмы с отвесными скалами, подъемы, осыпи на спусках, трещины на леднике, преодоление водных преград)

  • Что использовали для преодоления этих трудностей?

      (основные верёвки, карабины, прусики, страховочные системы, различные туристические узлы, жумар- приспособление при помощи которого осуществляется подъем вверх по  основной веревке )

Давайте сформулируем тему сегодняшнего занятия:

«Техника пешеходного туризма»

А теперь  сформулируем  цели и задачи, которые мы должны осуществить на занятии:  

Вопрос:

  • Как вы думаете, отправляясь в поход, что должен уметь  турист ?

(уметь разводить костёр, ставить палатку, завязывать надёжные узлы на верёвке , преодолевать препятствия, встречающиеся на пути)

 Все эти правила, и способы  выполнения этих правил называют техникой пешеходного туризма (ТПТ).

         

    Каждому туристу важно знать, как вяжется тот или иной узел и боле важно знать ,где он применяется. Существует  множество различных узлов, и применяются они в разных отраслях.

Вопрос: что такое узел? – это способ соединения верёвки при помощи связывания и переплетения.

КАДРЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Практическая часть занятия (вязание узлов)

Сегодня мы с вами научимся вязать несколько туристских узлов.

4. Историческая справка о происхождении узлов и их современное использование в туризме.

Немного из истории узлов.

Завязывание узлов на веревке для ее практического использования в различных профессио-нальных целях и в быту относится к числу древнейших изобретений человечества. Можно предположить, что древний человек придумал десяток, другой узлов раньше, чем научился добывать огонь.

Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством, которое считалось родовым состоянием, ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца сыну. С самых отдаленных времен до наших дней человек не мог обойтись без узлов ни в плетении рыболовных сете, ни в ткачестве ковров, ни в отделке нарядной одежды. Способы вязки постоянно совершенствовались, вместе с ними изменялся состав и исходного материала. Если древние люди изготавливали веревки из виноградной лозы, из волокон деревьев и нарезанных шкур животных, то постепенно веревки начали ткать, сплетать и скручивать из подручных материалов, заботясь о ее прочности.

Самый распространенный узел - прямой (Гордиев или узел Геркулеса). Люди думали, что впервые его завязал сам Геркулес. Один из историков утверждает, что в обычаях римских невест было завязывание пояса Геркулесовым узлом, который женихи обязаны были развязать в первую брачную ночь. Если им удавалось быстро и без проблем решить свою задачу, невеста могла вздохнуть с облегчением, ибо это был знак и символ судьбы, предвещающий полноценное и здоровое потомство брачной паре. С этим узлом вообще связано немало поверий. Историки утверждают, что раны имели свойства заживать быстрее, когда повязка накладывалась Геркулесовым узлом.

С узлами, и их магической силой сопряжено множество самых невероятных преданий, особенно морских. Колдуны и ведьмы, как правило, обладали чудодейственной способностью завязывать ветры в узлы, тем самым могли вызвать бурю и наоборот. На острове Борнео, существовал запрет для беременных женщин, воспрещающий им носить узлы или одежду, их включающую, во имя удержания плода. Жители некоторых областей России накидывали на свадебный наряд невесты рыболовную сеть, чтобы тем самым уберечь ее от напастей.

В наше время изменилась роль узлов. Мы используем их в нашей повседневной жизни, и даже не задумываясь об их магической силе.  И так, я предлагаю перейти к практике и попробовать самим связать несколько туристических узлов.

Прямой узел.

    Используется для связывания верёвок одинакового диаметра. Использование без контрольных узлов недопустимо. Под нагрузкой сильно затягивается. Самопроизвольно развязывается – «ползёт», особенно на мокрых, жёстких и обледенелых верёвках. При больших нагрузках рекомендуется вставлять в середину узла какой-либо предмет, препятствующий сильному затягиванию (кусок палки, ветки, альпинистский карабин, скальный крюк).

 Pryamoy

(+) - узел легко вяжется;

(-) - под нагрузкой сильно затягивается;

- самопроизвольно развязывается - "ползёт", особенно на мокрых, жестких и обледенелых веревках;

(!) - используется для связывания веревок одинакового диаметра;

- использование без контрольных узлов (см. раздел "Вспомогательные узлы") недопустимо;

Встречный узел

vstrechny

Плюсы: узел легко вяжется, хорошо держит, "не ползет".

Минусы: под нагрузкой сильно затягивается.

Применение: используется для связывания веревок любого диаметра, лент и сочетаний лента-веревка  удобен для вязания различных петель, оттяжек и т.п.

Узел «проводник»  

Provodnik\

Легко вяжется как на конце верёвки, так и в середине, может вязаться одним концом. Под нагрузкой сильно затягивается, «ползёт», особенно на жёсткой веревке. Используется для крепления верёвочной петли к чему-либо. При использовании узла для организации связок необходим контрольный узел. Для облегчения развязывания после использования рекомендуется в сплетение узла вставлять крюк, вщёлкивать карабин или дру гой предмет.

(+) - узел легко вяжется как на конце веревки, так и в середине;

- может вязаться одним концом;

(-) - под нагрузкой сильно затягивается;

- «ползёт», особенно на жесткой веревке;

(!) - используется для крепления веревочной петли к чему-либо;

- при использовании узла для организации связок (в альпинизме) необходим контрольный узел;

- не рекомендуется использовать при больших нагрузках (буксировка автомобиля и т.п.).

Восьмёрка-проводник

Vosmerka-Provodnik

Легко вяжется как на конце веревки, так и в середине, может вязаться одним концом. Под нагрузкой сильно не затягивается, «не ползёт». Используется для образования надежной петли.

Шкотовый узел

shotoviy

Шкотовый узел
Плюсы:

  • надежный, легко вяжется; 
  •  под нагрузкой не затягивается;

Минусы:

  • «ползет» при переменных нагрузках;

(!) — шкотовый узел используется для связывания веревок одинакового диаметра,
брамшкотовый — для веревок как одинакового, так и разного диаметров;
— обязательны контрольные узлы

Брамшкотовый узел

bramshkotoviy

Узлы для соединения двух веревок разного диаметра. Конечно, не совсем разного, разница должна превышать пятую часть веревки меньшего диаметра. Веревки диаметром 11 и 10 миллиметров можно связывать встречным узлом, поскольку разница между ними — 1мм, а пятая часть десятки — 2мм. А вот веревки 11 и 9 миллиметров встречным связывать нельзя, здесь пятая часть всего 1,8мм, а разница 2мм, то есть больше на 0,2мм. Из двух наиболее известных узлов этого типа выбран — брамшкотовый. До появления синтетики, для связывания веревок разного диаметра применялся еще один узел — академический, но на синтетике он плывет. Реальных ситуаций, в которых требуется соединять веревки разного диаметра, нет. Ну, если конечно, поход хорошо спланирован и проходит без происшествий. А кроме того, обойтись без узлов этого типа можно очень легко. Например, завязав на веревках восьмерки и соединив их затем карабином. Можно завязать на одной веревке восьмерку петлей на другой одним концом, сделав это так, чтобы их рабочие петли оплетали друг друга. Собственно говоря, узел включен в арсенал узлов клуба просто для того, чтобы лучше закрепить в сознании, что веревки разного диаметра нельзя связывать встречным узлом. Узел брамшкотовый с контрольными завязанными внутрь узла Осваивать в совершенстве вязку брамшкотового узла не нужно, достаточно только знать и уметь вязать. А на практике стараться избегать его вязки, используя вместо него две восьмерки.

Надеюсь, вы хорошо овладели техникой вязания данных узлов. Для закрепления, предлагаю вам разделиться по два человека. Один с завязанными глазами пробует завязать прямой узел, а другой помогает ему и справляет ошибки. Молодцы! Теперь поменяйтесь.

6. Рефлексия. А теперь я вам предлагаю все ваши веревочки связать между собой, у нас получилась большая длинная веревка, что символизирует сплоченность в нашей группе. А я в свою очередь свяжу концы этой веревочки, образно объединяя вас и меня в один сплоченный и дружный коллектив.

Итог узанятия:

Вопрос чему вы научились на сегодняшнем   занятии?

(познакомились с туристическими узлами, их значением и применением, с ТПТ).

Научились технике вязания некоторых узлов.

И теперь в случае необходимости сможете ими воспользоваться.

 Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания.

Домашнее задание.

Дома необходимо  повторять  ежедневно технику вязания изученных узлов.

   

Узелки

Папа вечером сказал мне: «Сынок,

Ты на память завяжи узелок».

И я сам теперь не свой от тоски:

Не выходят у меня узелки.

Я верёвочки  кручу и верчу

И под нос себе негромко ворчу:

«Непослушный ты какой, узелок.

Ну, куда теперь: вперед или в бок?»

А наутро крикну: «Папа, смотри:

Завязались у меня узелки!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Пешеходный туризм» деятельности туристской группы «Ирбис»

Программа дополнительного образования по курсу «Пешеходный туризм» нацелена  на главный ориентир современной школы -  воспитание полноценной личности: акт...

Техника пешеходного туризма

Переправа по параллельным веревкам...

Техника пешеходного туризма в условиях зала

Снаряжение для Техники Пешеходного Туризма в условиях зала......

Введение в "Пешеходный туризм"

Разработка вводного занятия в рамках курса "Пешеходный туризм"....

Программа и поурочное планирование туристического кружка для 6-8 классов "Пешеходный туризм и спортивное ориентирование"

Программа «Спортивное ориентирование» и «пешеходный туризм», предназначенная для детей 13-16 лет, разработана на основе министерской программы «Туризм и краеведение» и предусматривает приобретение нео...

Конспект вводного занятия секции пешеходного туризма.

Конспект вводного занятия секции пешеходного туризма....

адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"

в программе размещены все необходимые сведения для работы...