адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"
рабочая программа по физкультуре (7 класс) на тему

Жданова Наталья Альбертовна

в программе размещены все необходимые сведения для работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_peshehodnyy_turizm2.doc348 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«Пешеходный туризм с элементами спортивного туризма»

  1. Пояснительная  записка

     Данная программа является адаптированной на основе типовой программы Министерства образования РФ. Материал адаптирован к местным условиям с учетом опыта работы педагога.

     Настоящая программа рассчитана на  подготовку  учащихся 10 -16 лет в самом массовом виде туризма – пешеходном.

     Курс программы обучения рассчитан на 3 года и построен на основе особенностей возраста, пола, уровня физической подготовленности детей.

Она состоит из разделов:

  • Туристические навыки и пешеходный туризм;
  • Физическая подготовка;
  • Техника и тактика пешеходного туризма;
  • Основы выживания и медицинская подготовка;
  • Краеведение.

Данная программа предусматривает проведение  теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, выполнение контрольных упражнений, участие в соревнованиях и одно и многодневных походах. Теоретические занятия проводятся как в процессе практических занятий, так и отдельно.

        Цели и задачи:

Данная программа  должна способствовать воспитанию всесторонне развитой личности ребенка, социально-адаптированной к современным условиям. Это и является ее основной целью. Программа будет считаться реализованной, если за 3 года обучения обучающиеся овладеют основами туристической культуры, слагаемыми которой являются: знания в области пешеходного туризма, умение адекватно вести себя в экстремальных ситуациях, осуществлять туристическую и спортивную деятельность.

Задачи:

  • Пропаганда туризма, как эффективного средства воспитания, обучения и оздоровления детей и подростков ;
  •  приобретение расширенных знаний об окружающем мире,  овладение основами знаний по пешеходному туризму;
  • формирование умений и навыков по организации туристского быта;
  • развитие двигательных способностей для прохождения туристского маршрута и участия в соревнованиях;
  • развитие у воспитанников высоких морально-волевых качеств: выносливости, взаимовыручки, самостоятельности, честности, ответственности за порученное дело, требовательности к себе и к товарищам;
  • социальная адаптация подростков в обществе;
  • воспитание патриотическое, экологическое, трудовое, нравственное, физическое.

           В первый год обучения обучающиеся получают основные понятия о пешеходном туризме, его      

      технике, элементарные туристские навыки;

во второй год – идет закрепление практических навыков     и расширение   туристской подготовки. Учащиеся проходят подготовку по организации и       проведению туристических слетов, соревнований, участвуют в степенном зачетном походе.

      На третьем  году обучения – учащиеся завершают изучение техники и тактики пешеходного    

      туризма, участвуют  в походах 1-2 категории сложности.

Обучающиеся  в практике применяют знания топографии, ориентирования, охраны природы, участвуют в викторинах. в процессе занятий знакомятся с природой и достопримечательностями родного края, ведут краеведческую работу, узнают истории и  легенды, связанные с местами, где проходит разработанный ими  маршрут, на и конкурсах центра, туристских соревнованиях и слетах.

За 3 года обучения  обучающиеся получают не только специфические знания и навыки по  

пешеходному туризму, но и приобретают умение ориентироваться на незнакомой местности по  

карте и компасу, организовывать жизнедеятельность группы в различных условиях, преодолевать  

сложные естественные препятствия, оказывать первую доврачебную  медицинскую помощь.

В соответствии с общими задачами объединения, каждый год обучения решает свои этапные задачи.

Первый год обучения:

  • ознакомление с видами туризма;
  • овладение основами физической подготовки, укрепление здоровья и воспитание интереса к занятиям туризмом;
  • ознакомление с элементарными знаниями о топографии, ориентировании, основ медицины, техникой и тактикой прохождения спортивных маршрутов, правил проведении соревнований, краеведением;
  • способы выживания в экстремальных условиях;
  • совершение одно и многодневных походов;
  • участие в школьных и в районных соревнованиях по туризму и ориентированию.

Второй год обучения:

  •  дальнейшее укрепление здоровья и закаливание организма;
  • Повышение уровня разносторонней туристской подготовленности;
  • Совершенствование техники пешеходного туризма;
  • Закрепление основ ориентирования;
  • Дальнейшее развитие самостоятельных навыков в обеспечении жизнедеятельности в природных экстремальных условиях;
  • Расширение знаний и приобретение навыков в организации и практическом судействе соревнований по туризму и ориентированию;
  • совершение одно и многодневных походов;
  • участие в школьных, районных  и областных соревнованиях по туризму и ориентированию.

Третий год обучения:

  • специальная физическая подготовка;
  • совершенствование техники пешеходного туризма, ориентирования, топографии;
  • практическая проверка знаний и навыков по туризму в категорийных походах и в соревнованиях по туризму.

Для каждой группы обучающихся предусматриваются теоретические, практические и индивидуальные занятия, участие в соревнованиях и судейская практика.

  1. Содержание программы

По окончании первого года обучения обучающиеся

                                                       

 должны знать:

  • основные данные по родному краю ( растительность, реки, история, культура и т. д.); климат.зоны
  • культуру поведения туристов в походе, правила взаимоотношений с местными жителями;
  • основы организации, подготовки и проведения походов;
  • основы безопасности туризма;
  • основы ориентирования на местности, условные топографические знаки;
  • общие сведения о туристском снаряжении;
  • основные правила туристского быта, типы и назначение костров;
  • основы доврачебной помощи.
  • основы гигиены туриста;

  должны уметь:

  • составить путевой дневник;
  • установить палатку, уложить рюкзак;
  • двигаться по маршруту, преодолевать естественные препятствия, ориентироваться на местности ( с помощью карты, компаса, местных признаков, по небесным светилам);
  • оформить фотостенд или фотоальбом группы о походе выходного дня;
  • пользоваться компасом, двигаться по азимуту;
  •  составлять план маршрута;
  • пользоваться личным, групповым, специальным туристским снаряжением;
  • выбрать место для привала, ночлега, дневки, распланировать лагерь;
  • разжечь костер, приготовить пищу, сушить одежду и обувь;
  • составлять меню и раскладку продуктов;
  • оказывать доврачебную помощь при легких травмах;

-     выполнить норматив на присвоение звания «Юный турист».

По окончании второго года обучения обучающиеся

должны знать:

  •  значение пешеходного туризма, туристскую систему в г. Тольятти и Самарской области;
  • туристские возможности родного края для пешеходных путешествий;
  • специфику пешеходных путешествий;
  • вопросы организации, подготовки и проведения  пешеходного похода;
  • снаряжение, применяемое в пешеходных походах;
  • организацию питания в пешеходном походе;
  • вопросы топографии и ориентирования на местности;
  • основы техники и тактики пешеходных походов;
  • основы обеспечения безопасности в пешеходных походах,
  • организацию привалов и ночлегов;
  • значение и содержание физической подготовки туриста ;
  • вопросы личной гигиены туриста, основы доврачебной медицинской помощи;

  должны уметь:

                                               

-     составить план подготовки к  степенному зачетному походу, разработать маршрут 3-х дневного похода;

  • пользоваться личным и групповым снаряжением и специальным туристским снаряжением;
  • составлять меню, раскладку продуктов для многодневного похода;
  • ориентироваться на местности, двигаться по азимуту;
  • использовать технические приемы передвижения и преодоления несложных естественных препятствий;
  • транспортировать пострадавшего с помощью подручных средств;
  • организовывать привалы, ночлеги, базовые лагеря в условиях похода;
  • скомплектовать медаптечку, оказать доврачебную помощь, определять и применять лекарственные растения;
  • вести краеведческие наблюдения в походе;
  • составить отчет о степенном походе;

-     выполнить норматив на присвоение звания «Турист России».

По окончании третьего года обучения обучающиеся

знать

-    краеведческое содержание  пешеходного туризма;

-    туристские маршруты  родного края для  пешеходных путешествий;

-    специфику  пешеходных путешествий;

-    тактику и технику  пешеходных путешествий;

-    обеспечение безопасности в   пешеходных  путешествиях (категорийных походах);

-    гигиену и самоконтроль туриста;

-    групповое и личное специальное снаряжение для пешеходного  путешествия;

-    режим питания в походе;

-    топографию и ориентирование на местности;

-    систему подготовки туристских общественных кадров.

уметь:

-    разработать маршрут и график походов, оформить маршрутные документы;

-    пользоваться личным и групповым специальным снаряжением, модернизировать  его;

-     проводить его профилактический и текущий ремонт;

-    составлять меню и раскладку продуктов на категорийный поход;

-    читать карту, составлять схему, ориентироваться на местности;

-    производить глазомерную съемку местности;

-    тактически грамотно  организовать движение группы на маршруте;

-    применять технические приемы передвижения и преодоления препятствий в различных  

     условиях, организовывать самостраховку;

-    плавать;

-    делать искусственное дыхание, накладывать шины, повязки, транспортировать  

     пострадавшего, определять лекарственные растения;

-   составлять отчет категорийного похода.

-    выполнить норматив на присвоение I- II  разряда по туризму.

Материально – техническое и финансовое обеспечение программы

      Для занятий туристско – краеведческого объединения используется снаряжение и оборудование, имеющиеся в центре, в базовой школе и специально приобретенное  родителями обучающихся личное снаряжение.

                         

Тематический учебный план первого года обучения

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Обеспечение безопасности

 

1.1

Правила безопасности при занятиях спортом

1

2

3

1.2

Правила безопасности в спортивных походах и экскурсиях

1

1

2

1.3

Действия в аварийной (экстремальной) ситуации

2

2

4

1.4

Правила поведения в общественных, зрелищных местах, на улице  и на транспорте

1

2

3

5

7

10

2

Основы туристско-спортивной подготовки

2.1

Виды туризма, история развития

1

1

2

2.2

Нормативные документы (спортивные походы и туристское многоборье)

2

1

3

2.3

Воспитательная роль туристского многоборья

1

1

2

4

3

7

3

Туристская топография и ориентирование на местности

3.1

Карты для туризма и спорта. Масштабы карт

2

2

4

3.2

Условные знаки топографических и спортивных карт

2

2

4

3.3

Изображение рельефа на картах

2

2

3

3.4

Работа с компасом. Азимут.

1

10

11

3.5

Виды ориентирования на местности

2

8

10

3.5

Техника ориентирования на местности

2

8

10

3.6

Действия в случае потери ориентировки. Границы полигонов

2

2

4

13

34

47

4

Организация туристского быта в полевых условиях

4.1

Биваки. Организация бивачных работ

1

2

3

4.2

Снаряжение для похода: групповое, личное

2

2

4

4.3

Питание в походе

2

2

4

5

6

11

5

Краеведение.

5.1

Родной край. Природные особенности. История.

1

1

2

5.2

Экскурсионные объекты родного края, музеи

2

4

6

5.3

Краеведческие наблюдения в походе

2

2

4

5.4

Охрана окружающей среды

1

2

3

5.5

Краеведение на туристских соревнованиях

1

2

3

8

10

18

6.

Основы медико-санитарной подготовки

6.1

Личная гигиена туриста

1

1

2

6.2

Профилактика заболеваний и травм в спортивных походах и на занятиях

2

2

4

6.3

Медицинская аптечка

1

2

3

6.4

Оказание первой доврачебной помощи

2

4

6

6.5

Транспортировка пострадавшего

1

2

3

6.6

Врачебный контроль и самоконтроль

1

2

3

8

13

21

7

Туристское многоборье

7.1

Виды туристского многоборья

2

2

4

7.2

Технические этапы пешей дистанции 1-го класса

2

10

12

7.3

Техника и тактика пешего туристского многоборья

2

20

22

7.4

Организация страховки и самостраховки

2

20

22

8

52

60

8

Походы

8.1

Подготовка к походу

1

4

5

8.2

Привалы и ночлеги

2

2

4

8.3

Техника и тактика в некатегорийных походах

1

2

3

8.4

Режим походного дня

1

3

4

8.5

Подведение итогов похода

1

2

3

4

15

19

9

Общая и специальная физическая подготовка

9.1

Влияние физических упражнений на организм спортсмена

1

2

3

9.2

Общая физическая подготовка

26

26

9.3

Специальная физическая подготовка

20

20

9.4

Прием контрольных нормативов

16

16

1

58

59

Всего часов

252

10

Зачетные мероприятия

10.1

Зачетные соревновании по туристскому многоборью

Вне сетки часов

10.2

Зачетный поход

Вне сетки часов

Основная часть

(1 год обучения)

 1.1  Правила безопасности при занятиях спортом

         Соблюдение правил безопасности при выполнении различных видов упражнений. Требование безопасности при использовании различных спортивных снарядов и туристского снаряжения. ТБ при тренировках в спортзале и на местности. Значение физической и тактической подготовки  в предупреждении безопасности. Утомление, усталость, беспечность, самоуверенность, пренебрежение и др факторы, являющиеся причинами нарушений правил ТБ и травматизма.

1.2. Правила безопасности в спортивных походах и экскурсиях

        Правила поведения туристов-спортсменов. Правила обращения с огнем, легковоспламеняющимися жидкостями и предметами. Безопасность при выборе места ночлега. ТБ при заготовке, разделке дров, обращении с колюще-режущими предметами. соблюдение правил при разведении костров.

1.3. Действия в аварийной (экстремальной) ситуации

       Понятие аварийной ситуации. Алгоритм действий в аварийной ситуации. Определение направления выхода. Действия  при природно-климатических катаклизмах (сель, лавина, наводнение, пожар). Организация поиска заблудившихся и отставших на маршруте.

1.4. Правила поведения в общественных, зрелищных местах, на улице  и на транспорте.

Правила поведения при посещении культурно-зрелищных учреждений, музеев, стадионов, спортсооружений. Плавательных бассейнов. Правила посадки и высадки из общественного транспорта с рюкзаками и лыжами. ПДД для пешеходов. Правила поведения и общения в городском и пригородном транспорте. Организация движений группы вдоль автодорог и ж\д магистралей.

2.Основы туристско-спортивной подготовки

2.1 Виды туризма, история развития

Виды спортивного туризма и их краткая характеристика. Туристские походы и путешествия. Спортивные походы. Развитие туризма, роль выдающихся туристов –спортсменов в развитии российского туризма, самодеятельный туризм.

  1. Нормативные документы (спортивные походы и туристское многоборье)

Нормативные документы по организации и проведению турпоходов, экскурсий. Правила проведения соревнований, спортивных походов. Права и обязанности участников спортивных и туристских соревнований и походов. Разрядные нормативы по спортивному туризму.

2.3. Воспитательная роль туристского многоборья

       Роль туризма в формировании общей культуре личности. Значение спорта и туризма в  подготовке к службе в армии. Законы, правила, нормы, традиции российского туризма.

3.Туристская топография и ориентирование на местности

3.1 Карты для туризма и спорта. Масштабы карт

План и карта. Топографическая карта. Возраст карты. Сетка карты. Ориентирование карты по сторонам горизонта. Масштаб карт, виды. Измерение расстояний на карте и на местности.

3.2 .Условные знаки топографических и спортивных карт

    Условные знаки топографических и спортивных карт. Изображение масштабных и немасштабных объектов. Знаки гидрологии, растительности, рельефа, искусственных сооружений и др. особенности в изображении различных условных знаков. Рисовка топознаков. Чтение топографических и спортивных карт.

3.3. Изображение рельефа на картах

Формы земной поверхности: холм, гора, низина, котловина, и т.д.. изображение неровностей  местности – рельефа с помощью горизонталей и условных знаков крутизна склонов , уклон. Определение высоты и крутизны склона.

3.4 Работа с компасом. Азимут.

Устройство компаса, типы. Правила обращения и работы с компасом. Ориентир. Понятие «горизонт». Стороны горизонта. Понятие «азимут». Определение «А» по компасу. Ориентирование карты по компасу. Определение «А» на предмет.

3.5 Виды ориентирования на местности

Виды туристского ориентирования  (по легенде, маркированный и обозначенный маршрут, по выбору, в заданном направлении) и их отличия. Способы отметки на КП.

 3.6 Техника ориентирования на местности

     Виды ориентиров. Необходимость непрерывного чтения карты. Ориентирование в пойме речной долины, лесу, поле, степи и горах. Ориентирование  по легенде и азимуту. Определение точки стояния на местности по карте. Выбор вариантов движения до КП и определение оптимальног маршрута движения.

3.7 Действия в случае потери ориентировки. Границы полигонов

Понятие аварийная ситуация, потеря ориентировки. Алгоритм действий при потере ориентировки на местности. Потере карты, компаса, выхода за границы полигона, карты. Понятие «граница полигона».

4.организация туристского быта в полевых условиях

4.1Биваки. Организация бивачных работ

Понятие «бивак». Выбор площадки для бивака в лесном массиве, на берегу реки, в горах, степи. Планировка бивака и организация бивачных работ. Устройство костра, кухни. Выбор и расчистка площадок для установки палаток, приема и приготовления пищи, заготовки и хранения дров, сушки снаряжения. Типы костров, их назначение и свойства.

4.2 Снаряжение для похода: групповое, личное

Понятие о личном и групповом снаряжении. Требования к личному снаряжению (лето, зима, межсезонье). Типы спальных мешков, рюкзаков, палаток их преимущества и недостатки. Правила укладки рюкзака. Предметы личной гигиены. Костровое снаряжение, медаптечка, ремнабор. Специальное туристское снаряжение.

4.3 Питание в походе

Значение рационального питания в походах. Меню. Список необходимых продуктов.  Требование к фасовке и упаковке. Распределение  и транспортировка. Работа завхоза по питанию, обязанности дежурных.. требования при мытье котлов и личной посуды в полевых условиях.

5. Краеведение.

5.1Родной край. Природные особенности. История.

Климат, гидрология. Месторождения полезных ископаемых. Транспортные магистрали. История заселения и освоения.

5.2 Экскурсионные объекты родного края, музеи

Понятие «экскурсионный объект». Памятники природы, истории, культуры. Краеведческие и природные музеи. Археологические и геологические объекты.

5.3 Краеведческие наблюдения в походе

Цели и задачи наблюдений в походе. Организация наблюдений в походе. Журнал наблюдений. Составление отчета. Распределение обязанностей в группе.

5.4 Охрана окружающей среды

Законы РФ об охране окружающей среды. Утилизация бытового мусора, пищевых отходов в походе. Понятия «экологическая обстановка», «экологическое загрязнение», «экологически чистый маршрут, источник. продукт».

5.5 Краеведение на туристских соревнованиях

Краеведческие этапы на дистанции КТМ.  Работа команды на этапе. Задания по топографии, краеведению, истории родного края, животному миру, памятникам природы. Определение и описание растительности.

6. Основы медико-санитарной подготовки

6.1 Личная гигиена туриста

Санитарно-гигиенические нормы и требования по их соблюдению. Личная гигиена.  Питьевой режим на тренировках, в походе и на соревнованиях.

6.2 Профилактика заболеваний и травм в спортивных походах и на занятиях

Значение закаливания. Спортивные травмы и их предупреждение. Предупреждение мозолей, натоптышей, потертостей        и других травм.

6.3 Медицинская аптечка

Состав аптечки. Назначение медикаментов. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов. Различия  в принципе их действия. Личная аптечка. Определение сроков годности препаратов.

6.4 Транспортировка пострадавшего

Способы транспортировки пострадавшего и требования к ним. Способы изготовления транспортных средств из подручных материалов. Требования к средствам для транспортировки пострадавшего.

6.5 Оказание первой доврачебной помощи

Признаки заболеваний и травм. ПДП при  пищевом отравлении, ушибе, растяжении, вывихе, тепловом и солнечном ударе, переохлаждении. Переломы. Кровотечения. Раны и их обработка.

6.6 Врачебный контроль и самоконтроль

Порядок осуществления вречебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма. Самоконтроль: режим дня, самочувствие, объективные данные.

7. Туристское многоборье

7.1 Виды туристского многоборья

Виды соревнований: водный, лыжный,пеший, горный,спелео. Соревнования: личные, лично-командные, командные. Дистанции: длинная , короткая. Положение, условия. Принципы определения результатов. Узлы: назначение, свойства, применение. Работа с карабинами.

7.2 Технические этапы пешей дистанции 1-го класса

Понятия «дистанция», «технический этап», «время работы на этапе», «рабочая зона этапа», «КВ». характеристика этапов. Система штрафов. Типичные ошибки. Границы этапа, контрольные линии.

7.3 Техника и тактика пешего туристского многоборья

Организация работы команды по прохождению КТМ. Тактика личного прохождения дистанции. Тактика работы в связке. Взаимодействие команды.

7.4 Организация страховки и самостраховки

Организация командной страховки. Понятия «страхующий», «страхуемый». Индивидуальная страховочная система, регулировка и уход. Безопасность при организации страховки и самостраховки. Маркировка веревки.

8. Походы

8.1 Подготовка к походу

Разрядные требования. Виды походов. Обязанности и права участников похода. Этапы подготовки. Проверка и подготовка снаряжения. Подбор снаряжения в зависимости от вида туризма, сезона, задач.

8.2 Привалы и ночлеги

Требования к организации привалов и ночлегов. Привалы «прогоночный», «минутка», «обеденный». Организация укрытий во время дождя. Движение группы.

8.3 Техника и тактика в некатегорийных походах

Планирование и составление графика движения. Технические и тактические  приемы преодоления естественных препятствий. Движение по осыпям, травянистым склонам. Преодоление опасных участков.

8.4 Режим походного дня

Режим походного дня: продолжительность переходов, привалы. Организация дежурства в походе. Нормативы времени для разбивки и обустройства лагеря. Нештатные ситуации.

8.5 Подведение итогов похода

Подготовка отчета и его оформление. Составление отчета по должностям. Правила составления отчета.

9. Общая и специальная физическая подготовка

9.1 Влияние физических упражнений на организм спортсмена

Требования к физической подготовке. Ее место и значение в развитии спортсмена. Характеристика средств физической подготовки.

9.2 Общая физическая подготовка

Специфические особенности бега в лесу, по пересеченной местности. Спортивные и подвижные игры. Катания на лыжах, коньках.

9.3 Специальная физическая подготовка

Специальные силовые и беговые упражнения. Привыкание к повышению нагрузок.

9.4 Прием контрольных нормативов

Сдача контрольных нормативов по ОФП, специальной туристской подготовке.

10. Зачетные мероприятия

10.1Зачетные соревновании по туристскому многоборью

Участие в соревнованиях п туристскому многоборью городского, районного , областного масштаба на дистанциях 1-го класса. Участие в соревнованиях на дистанциях зимних и летних слетах учащихся.

10.2 Зачетный поход

Многодневный поход 1-ой категории сложности.

   

         

Тематический учебный план второго года обучения

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Обеспечение безопасности

 1.1

Правила безопасности при занятиях спортом

1

1

2

1.2

Правила безопасности в спортивных походах и экскурсиях

1

1

2

1.3

Действия в аварийной (экстремальной) ситуации

2

2

4

1.4

Правила поведения в общественных, зрелищных местах, на улице  и на транспорте

1

0

1

5

4

9

2

Основы туристско-спортивной подготовки

2.1

Спортивный  туризм, история развития

2

2

4

2.2

Нормативные документы (спортивные походы и туристское многоборье)

2

4

6

2.3

Воспитательная роль туристского многоборья

2

2

4

6

8

14

3

Туристская топография и ориентирование на местности

3.1

Карты для туризма и спорта. Масштабы карт

2

4

6

3.2

Условные знаки топографических и спортивных карт

4

8

12

3.3

Изображение рельефа на картах

1

4

5

3.4

Работа с компасом. Азимут.

1

8

9

3.5

Виды ориентирования на местности

2

4

6

3.6

Техника ориентирования на местности

2

8

10

3.7

Измерение расстояний и азимутов на местности

1

10

11

3.8

Действия в случае потери ориентировки. Границы полигонов

1

3

4

14

49

63

4

Организация туристского быта в полевых условиях

4.1

Биваки. Организация бивачных работ

1

4

5

4.2

Снаряжение для похода: групповое, личное

2

4

6

4.3

Питание в походе

2

4

46

5

12

17

5

Краеведение.

5.1

Родной край. Природные особенности. История.

1

1

2

5.2

Экскурсионные объекты родного края, музеи

4

4

5.3

Краеведческие наблюдения в походе

2

2

4

5.4

Охрана окружающей среды

1

2

3

5.5

Краеведение на туристских соревнованиях

1

2

3

5

10

15

6.

Основы медико-санитарной подготовки

6.1

Личная гигиена туриста

1

1

2

6.2

Профилактика заболеваний и травм в спортивных походах и на занятиях

1

1

2

6.3

Медицинская аптечка

1

2

3

6.4

Оказание первой доврачебной помощи

2

4

6

6.5

Транспортировка пострадавшего

1

5

6

6.6

Врачебный контроль и самоконтроль

1

2

3

6.7

Основные приемы самомассажа

2

1

3

9

15

24

7

Туристское многоборье

7.1

Виды туристского многоборья

2

2

4

7.2

Технические этапы пешей дистанции 2-го класса

1

4

5

7.3

Техника и тактика пешего туристского многоборья

2

22

24

7.4

Организация страховки и самостраховки

2

13

15

7

41

48

8

Походы

8.1

Подготовка к походу

1

2

3

8.2

Привалы и ночлеги

2

2

8.3

Техника и тактика в некатегорийных походах

1

2

3

8.4

Режим походного дня

1

2

3

8.5

Подведение итогов похода

1

2

3

4

10

14

9

Общая и специальная физическая подготовка

9.1

Влияние физических упражнений на организм спортсмена

2

2

9.2

Общая физическая подготовка

18

18

9.3

Специальная физическая подготовка

12

12

9.4

Основы скалолазания

2

12

14

9.5

Прием контрольных нормативов

16

16

2

50

52

Всего часов

252

10

Зачетные мероприятия

10.1

Зачетные соревновании по туристскому многоборью

Вне сетки часов

10.2

Зачетный поход

Вне сетки часов

Основная часть

(2 год обучения)

 1.1  Правила безопасности при занятиях спортом

         Предстартовая проверка снаряжения. Права и обязанности участников соревнований. Соблюдение правил безопасности при выполнении различных видов упражнений. Требование безопасности при использовании различных спортивных снарядов и туристского снаряжения. ТБ при тренировках в спортзале и на местности. Значение физической и тактической подготовки  в предупреждении безопасности. Утомление, усталость, беспечность, самоуверенность, пренебрежение и др. факторы, являющиеся причинами нарушений правил ТБ и травматизма.

1.2. Правила безопасности в спортивных походах и экскурсиях

        Правила поведения туристов-спортсменов. Правила обращения с огнем, легковоспламеняющимися  жидкостями и предметами. Безопасность при выборе места ночлега. ТБ при заготовке, разделке дров, обращении с колюще-режущими предметами. соблюдение правил при разведении костров.

1.3. Действия в аварийной (экстремальной) ситуации

       Понятие аварийной ситуации. Алгоритм действий в аварийной ситуации. Определение направления выхода. Действия  при природно-климатических катаклизмах (сель, лавина, наводнение, пожар). Организация поиска заблудившихся и отставших на маршруте.

1.4. Правила поведения в  общественных, зрелищных местах, на улице  и на транспорте.

Правила поведения при посещении культурно-зрелищных учреждений, музеев, стадионов, спортсооружений. Плавательных бассейнов. Правила посадки и высадки из общественного транспорта с рюкзаками и лыжами. ПДД для пешеходов. Правила поведения и общения в городском и пригородном транспорте. Организация движений группы вдоль автодорог и ж\д магистралей.

2.Основы туристско-спортивной подготовки

2.1 Виды туризма, история развития

Виды спортивного туризма и их краткая характеристика. Туристские походы и путешествия. Спортивные походы. Развитие туризма, роль выдающихся туристов –спортсменов в развитии российского туризма, самодеятельный туризм.

  1. Нормативные документы (спортивные походы и туристское многоборье)

Нормативные документы по организации и проведению турпоходов, экскурсий. Правила проведения соревнований, спортивных походов. Права и обязанности участников спортивных и туристских соревнований и походов. Разрядные нормативы по спортивному туризму.

2.3. Воспитательная роль туристского многоборья

       Роль туризма в формировании общей культуре личности. Значение спорта и туризма в  подготовке к службе в армии. Законы, правила, нормы, традиции российского туризма.

3.Туристская топография и ориентирование на местности

3.1 Карты для туризма и спорта. Масштабы карт

План и карта. Топографическая карта. Возраст карты. Сетка карты. Ориентирование карты по сторонам горизонта. Масштаб карт, виды. Измерение расстояний на карте и на местности.

3.2 .Условные знаки топографических и спортивных карт

    Условные знаки топографических и спортивных карт. Изображение масштабных и немасштабных объектов. Знаки гидрологии, растительности, рельефа, искусственных сооружений и др. особенности в изображении различных условных знаков. Рисовка топознаков. Чтение топографических и спортивных карт.

3.3. Изображение рельефа на картах

Формы земной поверхности: холм, гора, низина, котловина, и т.д.. изображение неровностей  местности – рельефа с помощью горизонталей и условных знаков крутизна склонов , уклон. Определение высоты и крутизны склона.

3.4 Работа с компасом. Азимут.

Устройство компаса, типы. Правила обращения и работы с компасом. Ориентир. Понятие «горизонт». Стороны горизонта. Понятие «азимут». Определение «А» по компасу. Ориентирование карты по компасу. Определение «А» на предмет.

3.5 Виды ориентирования на местности

Виды туристского ориентирования  (по легенде, маркированный и обозначенный маршрут, по выбору, в заданном направлении) и их отличия. Способы отметки на КП.

 3.6 Техника ориентирования на местности

     Виды ориентиров. Необходимость непрерывного чтения карты. Ориентирование в пойме речной долины, лесу, поле, степи и горах. Ориентирование  по легенде и азимуту. Определение точки стояния на местности по карте. Выбор вариантов движения до КП и определение оптимального маршрута движения.

3.7 измерение расстояний и азимутов на местности.

Способы измерения расстояний на местности и на карте. Масштабы карт. Измерение  расстояний курвиметром, линейкой и с использованием нитки. Таблица переводов пар шагов в метры. Движение по азимуту. Техника  измерений азимутов на местности.

3.8 Действия в случае потери ориентировки. Границы полигонов

Понятие аварийная ситуация, потеря ориентировки. Алгоритм действий при потере ориентировки на местности. Потере карты, компаса, выхода за границы полигона , карты. Понятие «граница полигона».

4.организация туристского быта в полевых условиях

4.1Биваки. Организация бивачных работ

Понятие «бивак». Выбор площадки для бивака в лесном массиве, на берегу реки, в горах, степи. Планировка бивака и организация бивачных работ. Устройство костра, кухни. Выбор и расчистка площадок для установки палаток, приема и приготовления пищи, заготовки и хранения дров, сушки снаряжения. Типы костров, их назначение и свойства.

4.2 Снаряжение для похода: групповое, личное

Понятие о личном и групповом снаряжении. Требования к личному снаряжению (лето, зима, межсезонье). Типы спальных мешков, рюкзаков, палаток их преимущества и недостатки. Правила укладки рюкзака. Предметы личной гигиены. Костровое снаряжение, медаптечка, ремнабор. Групповое снаряжение, требования к нему. Упаковка личного и группового снаряжения. Подгонка личного снаряжения. Специальное туристское снаряжение.

4.3 Питание в походе

Значение рационального питания в походах. Меню. Список необходимых продуктов.  Требование к фасовке и упаковке. Распределение  и транспортировка. Работа завхоза по питанию, обязанности дежурных, передача дежурства. Составление меню на 1-3 дневный поход. Распределение продуктов питания между участниками похода. требования при мытье котлов и личной посуды в полевых условиях.

5. Краеведение.

5.1Родной край. Природные особенности. История.

Климат, гидрология. Месторождения полезных ископаемых. Транспортные магистрали. История заселения и освоения. Знатные люди края, их вклад в развитие туризма.

5.2 Экскурсионные объекты родного края, музеи

Понятие «экскурсионный объект». Памятники природы, истории, культуры. Краеведческие и природные музеи. Археологические и геологические объекты.

5.3 Краеведческие наблюдения в походе

Цели и задачи наблюдений в походе. Организация наблюдений в походе. Журнал наблюдений. Составление отчета. Распределение обязанностей в группе.

5.4 Охрана окружающей среды

Законы РФ об охране окружающей среды. Утилизация бытового мусора, пищевых отходов в походе. Понятия «экологическая обстановка», «экологическое загрязнение», «экологически чистый маршрут, источник. продукт». Утилизация мусора, пищевых отходов в походе.

5.5 Краеведение на туристских соревнованиях

Краеведческие этапы на дистанции КТМ.  Работа команды на этапе. Задания по топографии, краеведению, истории родного края, животному миру, памятникам природы. Определение и описание растительности.

6. Основы медико-санитарной подготовки

6.1 Личная гигиена туриста

Санитарно-гигиенические нормы и требования по их соблюдению. Личная гигиена.  Питьевой режим на тренировках, в походе и на соревнованиях.

6.2 Профилактика заболеваний и травм в спортивных походах и на занятиях

Значение закаливания. Спортивные травмы и их предупреждение. Способы обеззараживания питьевой воды. Предупреждение мозолей, натоптышей, потертостей и других травм. Способы обработки мозолей натоптышей и потертостей.

6.3 Медицинская аптечка

Состав аптечки. Назначение медикаментов. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов. Различия  в принципе их действия. Личная аптечка. Определение сроков годности препаратов. Работа медика в группе.

6.4 Транспортировка пострадавшего

Способы транспортировки пострадавшего и требования к ним. Способы изготовления транспортных средств из подручных материалов. Требования к средствам  для транспортировки пострадавшего. Действия сопровождающего при транспортировке пострадавшего.

6.5 Оказание первой доврачебной помощи

Признаки заболеваний и травм. ПДП при  пищевом отравлении, ушибе, растяжении, вывихе, тепловом и солнечном ударе, переохлаждении. Переломы. Кровотечения. Раны и их обработка.

6.6 Врачебный контроль и самоконтроль

Порядок осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма. Самоконтроль: режим дня, самочувствие, объективные данные.

6.7 основные приемы самомассажа

Самомассаж (гигиенический, лечебный, спортивный, подготовительный и восстановительный). Основные методики самомассажа при насморке, кашле, першении в горле, болях в суставах, судорогах

7. Туристское многоборье

7.1 Виды туристского многоборья

Виды соревнований: водный, лыжный,пеший, горный,спелео. Соревнования: личные, лично-командные, командные. Дистанции: длинная , короткая. Положение, условия. Принципы определения результатов. Полоса препятствий. Положение о соревнованиях. Условия  проведения и организация. Допуск к участию. Возрастные группы. Формирование навыков работы с технической информацией. Узлы: назначение, свойства, применение. Работа с карабинами.

7.2 Технические этапы пешей дистанции 1-го класса

Понятия «дистанция», «технический этап», «время работы на этапе», «рабочая зона этапа», «КВ». характеристика этапов. Система штрафов. Типичные ошибки, штрафные санкции судей. Границы этапа, контрольные линии. Личное прохождение этапов, прохождение в связке и команде.

7.3 Техника и тактика пешего туристского многоборья

Организация работы команды по прохождению КТМ. Тактика личного прохождения дистанции. Тактика работы в связке. Взаимодействие команды. Тактика сквозного прохождения дистанции  и работы всей команды на этапах.

7.4 Организация страховки и самостраховки

Организация командной страховки. Понятия «страхующий», «страхуемый». Индивидуальная страховочная система, регулировка и уход. Безопасность при организации страховки и самостраховки. Маркировка веревки.

8. Походы

8.1 Подготовка к походу

Разрядные требования. Виды походов. Обязанности и права участников похода. Этапы подготовки. Проверка и подготовка снаряжения. Подбор снаряжения в зависимости от вида туризма, сезона, задач.

8.2 Привалы и ночлеги

Требования к организации привалов и ночлегов. Привалы «прогоночный», «минутка», «обеденный». Организация укрытий во время дождя. Движение группы.

8.3 Техника и тактика в некатегорийных походах

Планирование и составление графика движения. Технические и тактические  приемы преодоления естественных препятствий. Движение по осыпям, травянистым склонам. Преодоление опасных участков.

8.4 Режим походного дня

Режим походного дня: продолжительность переходов, привалы. Организация дежурства в походе. Нормативы времени для разбивки и обустройства лагеря. Нештатные ситуации.

8.5 Подведение итогов похода

Подготовка отчета и его оформление. Составление отчета по должностям. Правила составления отчета.

9. Общая и специальная физическая подготовка

9.1 Влияние физических упражнений на организм спортсмена

Требования к физической подготовке. Ее место и значение в развитии спортсмена. Характеристика средств физической подготовки.

9.2 Общая физическая подготовка

Специфические особенности бега в лесу, по пересеченной местности. Спортивные и подвижные игры. Катания на лыжах, коньках.

9.3 Специальная физическая подготовка

Специальные силовые и беговые упражнения. Привыкание к повышению нагрузок.

9.4 Основы скалолазания

Приемы скалолазания. Зацепы и их использование. Прижимы. Карнизы и их преодоление .Специальные упражнения для укрепления мышц рук, ног, кистей. Лазанье по канату.

9.5 Прием контрольных нормативов

Сдача контрольных нормативов по ОФП, специальной туристской подготовке.

10. Зачетные мероприятия

10.1Зачетные соревновании по туристскому многоборью

Участие в соревнованиях п туристскому многоборью городского, районного , областного масштаба на дистанциях 1-го и 2-го класса. Участие в соревнованиях на дистанциях зимних и летних слетах учащихся.

10.2 Зачетный поход

Многодневный поход 1 или 2-ой категории сложности.

   

         Тематический учебный план третьего года обучения

Наименование темы

Количество часов

Теория

практика

всего

1

Обеспечение безопасности

 

1.1

Правила безопасности при занятиях спортом

1

1

2

1.2

Правила безопасности в спортивных походах и экскурсиях

1

1

2

1.3

Действия в аварийной (экстремальной) ситуации

0

2

2

1.4

Правила поведения в общественных, зрелищных местах, на улице  и на транспорте

1

0

1

3

4

7

2

Основы туристско-спортивной подготовки

2.1

Спортивный  туризм, история развития

2

2

4

2.2

Нормативные документы (спортивные походы и туристское многоборье)

2

2

4

2.3

Воспитательная роль туристского многоборья

2

2

4

6

6

12

3

Туристская топография и ориентирование на местности

3.1

Карты для туризма и спорта. Масштабы карт

2

2

4

3.2

Условные знаки топографических и спортивных карт

1

2

3

3.3

Изображение рельефа на картах

1

2

3

3.4

Работа с компасом. Азимут.

1

4

5

3.5

Виды ориентирования на местности

2

2

4

3.6

Техника ориентирования на местности

2

6

8

3.7

Измерение расстояний и азимутов на местности

1

3

4

3.8

Действия в случае потери ориентировки. Границы полигонов

1

1

2

11

21

32

4

Организация туристского быта в полевых условиях

4.1

Биваки. Организация бивачных работ

1

4

5

4.2

Снаряжение для похода: групповое, личное

2

4

6

4.3

Питание в походе

2

4

46

5

12

17

5

Краеведение.

5.1

Родной край. Природные особенности. История.

1

1

2

5.2

Экскурсионные объекты родного края, музеи

4

4

5.3

Краеведческие наблюдения в походе

2

2

4

5.4

Охрана окружающей среды

1

2

3

5.5

Краеведение на туристских соревнованиях

1

2

3

5

10

15

6.

Основы медико-санитарной подготовки

6.1

Личная гигиена туриста

1

1

2

6.2

Профилактика заболеваний и травм в спортивных походах и на занятиях

1

1

2

6.3

Медицинская аптечка

1

2

3

6.4

Оказание первой доврачебной помощи

2

4

6

6.5

Транспортировка пострадавшего

1

5

6

6.6

Врачебный контроль и самоконтроль

1

2

3

6.7

Основные приемы самомассажа

2

1

3

9

15

24

7

Туристское многоборье

7.1

Виды туристского многоборья

2

2

4

7.2

Технические этапы пешей дистанции 2-го и 3-го класса

1

14

15

7.3

Техника и тактика пешего туристского многоборья

2

22

24

7.4

Организация страховки и самостраховки

2

18

20

7

56

63

8

Походы

8.1

Подготовка к походу

1

2

3

8.2

Привалы и ночлеги

2

2

8.3

Техника и тактика в некатегорийных походах

1

2

3

8.4

Режим походного дня

1

2

3

8.5

Подведение итогов похода

1

2

3

4

10

14

9

Общая и специальная физическая подготовка

9.1

Влияние физических упражнений на организм спортсмена

2

2

9.2

Общая физическая подготовка

20

20

9.3

Специальная физическая подготовка

14

14

9.4

Основы скалолазания

2

14

16

9.5

Прием контрольных нормативов

16

16

2

56

58

Всего часов

252

10

Зачетные мероприятия

10.1

Зачетные соревновании по туристскому многоборью

Вне сетки часов

10.2

Зачетный поход

Вне сетки часов

Основная часть

(3  год обучения)

 1.1  Правила безопасности при занятиях спортом

         Предстартовая проверка снаряжения. Права и обязанности участников соревнований. Соблюдение правил безопасности при выполнении различных видов упражнений, при движении по дистанции, на технических этапах, при работе на склонах, в опасных местах. Требование безопасности при использовании различных спортивных снарядов и туристского снаряжения. ТБ при тренировках в спортзале и на местности. Значение физической и тактической подготовки  в предупреждении безопасности. Утомление, усталость, беспечность, самоуверенность, пренебрежение и др факторы, являющиеся причинами нарушений правил ТБ и травматизма.

1.2. Правила безопасности в спортивных походах и экскурсиях

        Правила поведения туристов-спортсменов. Правила обращения с огнем, легковоспламеняющимися  жидкостями и предметами. Безопасность при выборе места ночлега. ТБ при заготовке, разделке дров, обращении с колюще-режущими предметами. соблюдение правил при разведении костров.

1.3. Действия в аварийной (экстремальной) ситуации

       Понятие аварийной ситуации. Алгоритм действий в аварийной ситуации. Определение направления выхода. Действия  при природно-климатических катаклизмах (сель, лавина, наводнение, пожар). Организация поиска заблудившихся и отставших на маршруте. Требования правил соревнований в нештатных случаях.

1.4. Правила поведения в  общественных, зрелищных местах, на улице  и на транспорте.

Правила поведения при посещении культурно-зрелищных учреждений, музеев, стадионов, спортсооружений. Плавательных бассейнов. Правила посадки и высадки из общественного транспорта с рюкзаками и лыжами. ПДД для пешеходов. Правила поведения и общения в городском и пригородном транспорте. Организация движений группы вдоль автодорог и ж\д магистралей.

2.Основы туристско-спортивной подготовки

2.1 Виды туризма, история развития

Виды спортивного туризма и их краткая характеристика. Туристские походы и путешествия. Спортивные походы. Развитие туризма, роль выдающихся туристов –спортсменов в развитии российского туризма, самодеятельный туризм.

2.2Нормативные документы (спортивные походы и туристское многоборье)

Нормативные документы по организации и проведению турпоходов, экскурсий. Правила проведения соревнований, спортивных походов. Права и обязанности участников спортивных и туристских соревнований и походов. Разрядные нормативы по спортивному туризму.

2.3. Воспитательная роль туристского многоборья

       Роль туризма в формировании общей культуре личности. Значение спорта и туризма в  подготовке к службе в армии. Законы, правила, нормы, традиции российского туризма.

3.Туристская топография и ориентирование на местности

3.1 Карты для туризма и спорта. Масштабы карт

План и карта. Топографическая карта. Возраст карты. Сетка карты. Ориентирование карты по сторонам горизонта. Масштаб карт, виды. Измерение расстояний на карте и на местности.

3.2 .Условные знаки топографических и спортивных карт

    Условные знаки топографических и спортивных карт. Изображение масштабных и немасштабных объектов. Знаки гидрологии, растительности, рельефа, искусственных сооружений и др. особенности в изображении различных условных знаков. Рисовка топознаков. Чтение топографических и спортивных карт.

3.3. Изображение рельефа на картах

Формы земной поверхности: холм, гора, низина, котловина, и т.д.. изображение неровностей  местности – рельефа с помощью горизонталей и условных знаков крутизна склонов , уклон. Определение высоты и крутизны склона.

3.4 Работа с компасом. Азимут.

Устройство компаса, типы. Правила обращения и работы с компасом. Ориентир. Понятие «горизонт». Стороны горизонта. Понятие «азимут». Определение «А» по компасу. Ориентирование карты по компасу. Определение «А» на предмет.

3.5 Виды ориентирования на местности

Виды туристского ориентирования  (по легенде, маркированный и обозначенный маршрут, по выбору, в заданном направлении) и их отличия. Способы отметки на КП.

 3.6 Техника ориентирования на местности

     Виды ориентиров. Необходимость непрерывного чтения карты. Ориентирование в пойме речной долины, лесу, поле, степи и горах. Ориентирование  по легенде и азимуту. Определение точки стояния на местности по карте. Выбор вариантов движения до КП и определение оптимального маршрута движения.

3.7 измерение расстояний и азимутов на местности.

Способы измерения расстояний на местности и на карте. Масштабы карт. Измерение  расстояний курвиметром, линейкой и с использованием нитки. Таблица переводов пар шагов в метры. Движение по азимуту. Техника  измерений азимутов на местности.

3.8 Действия в случае потери ориентировки. Границы полигонов

Понятие аварийная ситуация, потеря ориентировки. Алгоритм действий при потере ориентировки на местности. Потере карты, компаса, выхода за границы полигона , карты. Понятие «граница полигона».

4.организация туристского быта в полевых условиях

4.1Биваки. Организация бивачных работ

Понятие «бивак». Выбор площадки для бивака в лесном массиве, на берегу реки, в горах, степи. Планировка бивака и организация бивачных работ. Устройство костра, кухни. Выбор и расчистка площадок для установки палаток, приема и приготовления пищи, заготовки и хранения дров, сушки снаряжения. Типы костров, их назначение и свойства. Использование и хранение кострового снаряжения.

4.2 Снаряжение для похода: групповое, личное

Понятие о личном и групповом снаряжении. Требования к личному снаряжению (лето, зима, межсезонье). Типы спальных мешков, рюкзаков, палаток их преимущества и недостатки. Правила укладки рюкзака. Предметы личной гигиены. Костровое снаряжение, медаптечка, ремнабор. Групповое снаряжение, требования к нему. Упаковка личного и группового снаряжения. Подгонка личного снаряжения. Специальное туристское снаряжение.

4.3 Питание в походе

Значение рационального питания в походах. Меню. Список необходимых продуктов.  Требование к фасовке и упаковке. Распределение  и транспортировка. Работа завхоза по питанию, обязанности дежурных, передача дежурства. Составление меню на 1-3 дневный поход. Распределение продуктов питания между участниками похода. требования при мытье котлов и личной посуды в полевых условиях.

5. Краеведение.

5.1Родной край. Природные особенности. История.

Климат, гидрология. Месторождения полезных ископаемых. Транспортные магистрали. История заселения и освоения. Знатные люди края, их вклад в развитие туризма.

5.2 Экскурсионные объекты родного края, музеи

Понятие «экскурсионный объект». Памятники природы, истории, культуры. Краеведческие и природные музеи. Археологические и геологические объекты.

5.3 Краеведческие наблюдения в походе

Цели и задачи наблюдений в походе. Организация наблюдений в походе. Журнал наблюдений. Составление отчета. Распределение обязанностей в группе.

5.4 Охрана окружающей среды

Законы РФ об охране окружающей среды. Утилизация бытового мусора, пищевых отходов в походе. Понятия «экологическая обстановка», «экологическое загрязнение», «экологически чистый маршрут, источник. продукт». Утилизация мусора, пищевых отходов в походе.

5.5 Краеведение на туристских соревнованиях

Краеведческие этапы на дистанции КТМ.  Работа команды на этапе. Задания по топографии, краеведению, истории родного края, животному миру, памятникам природы. Определение и описание растительности.

6. Основы медико-санитарной подготовки

6.1 Личная гигиена туриста

Санитарно-гигиенические нормы и требования по их соблюдению. Личная гигиена.  Питьевой режим на тренировках, в походе и на соревнованиях.

6.2 Профилактика заболеваний и травм в спортивных походах и на занятиях

Значение закаливания. Спортивные травмы и их предупреждение. Способы обеззараживания питьевой воды. Предупреждение мозолей, натоптышей, потертостей и других травм. Способы обработки мозолей натоптышей и потертостей.

6.3 Медицинская аптечка

Состав аптечки. Походная аптечка. Назначение медикаментов. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов. Различия  в принципе их действия. Личная аптечка. Определение сроков годности препаратов. Работа медика в группе.

6.4 Транспортировка пострадавшего

Способы транспортировки пострадавшего и требования к ним. Способы изготовления транспортных средств из подручных материалов. Требования к средствам  для транспортировки пострадавшего. Действия сопровождающего при транспортировке пострадавшего.

6.5 Оказание первой доврачебной помощи

Признаки заболеваний и травм. ПДП при  пищевом отравлении, ушибе, растяжении, вывихе, тепловом и солнечном ударе, переохлаждении. Переломы. Кровотечения. Раны и их обработка.

6.6 Врачебный контроль и самоконтроль

Порядок осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма. Самоконтроль: режим дня, самочувствие, объективные данные.

6.7 основные приемы самомассажа

Самомассаж (гигиенический, лечебный, спортивный, подготовительный и восстановительный). Основные методики самомассажа при насморке, кашле, першении в горле, болях в суставах, судорогах

7. Туристское многоборье

7.1 Виды туристского многоборья

Виды соревнований: водный, лыжный, пеший, горный, спелео. Соревнования: личные, лично-командные, командные. Дистанции: длинная , короткая. Положение, условия. Принципы определения результатов. Полоса препятствий. Положение о соревнованиях. Условия  проведения и организация. Допуск к участию. Возрастные группы. Формирование навыков работы с технической информацией. Узлы: назначение, свойства, применение. Работа с карабинами.

7.2 Технические этапы пешей дистанции 2-го класса

Понятия «дистанция», «технический этап», «время работы на этапе», «рабочая зона этапа», «КВ». характеристика этапов. Система штрафов. Типичные ошибки, штрафные санкции судей. Границы этапа, контрольные линии. Личное прохождение этапов, прохождение в связке и команде.

7.3 Техника и тактика пешего туристского многоборья

Организация работы команды по прохождению КТМ. Тактика личного прохождения дистанции. Тактика работы в связке. Взаимодействие команды. Тактика сквозного прохождения дистанции  и работы всей команды на этапах.

7.4 Организация страховки и самостраховки

Организация командной страховки. Понятия «страхующий», «страхуемый». Индивидуальная страховочная система, регулировка и уход. Безопасность при организации страховки и самостраховки. Маркировка веревки.

8. Походы

8.1 Подготовка к походу

Разрядные требования. Виды походов. Обязанности и права участников похода. Этапы подготовки. Проверка и подготовка снаряжения. Подбор снаряжения в зависимости от вида туризма, сезона, задач.

8.2 Привалы и ночлеги

Требования к организации привалов и ночлегов. Привалы «прогоночный», «минутка», «обеденный». Организация укрытий во время дождя. Движение группы.

8.3 Техника и тактика в некатегорийных походах

Планирование и составление графика движения. Технические и тактические  приемы преодоления естественных препятствий. Движение по осыпям, травянистым склонам. Преодоление опасных участков.

8.4 Режим походного дня

Режим походного дня: продолжительность переходов, привалы. Организация дежурства в походе. Нормативы времени для разбивки и обустройства лагеря. Нештатные ситуации.

8.5 Подведение итогов похода

Подготовка отчета и его оформление. Составление отчета по должностям. Правила составления отчета.

9. Общая и специальная физическая подготовка

9.1 Влияние физических упражнений на организм спортсмена

Требования к физической подготовке. Ее место и значение в развитии спортсмена. Характеристика средств физической подготовки.

9.2 Общая физическая подготовка

Специфические особенности бега в лесу, по пересеченной местности. Спортивные и подвижные игры. Катания на лыжах, коньках.

9.3 Специальная физическая подготовка

Специальные силовые и беговые упражнения. Привыкание к повышению нагрузок.

9.4 Основы скалолазания

Приемы скалолазания. Зацепы и их использование. Прижимы. Карнизы и их преодоление .Специальные упражнения для укрепления мышц рук, ног, кистей. Лазанье по канату. Участие в соревнованиях по скалолазанию.

9.5 Прием контрольных нормативов

Сдача контрольных нормативов по ОФП, специальной туристской подготовке.

10. Зачетные мероприятия

10.1Зачетные соревновании по туристскому многоборью

Участие в соревнованиях п туристскому многоборью городского, районного , областного масштаба на дистанциях 1-го и 2-го класса. Участие в соревнованиях на дистанциях зимних и летних слетах учащихся.

10.2 Зачетный поход

Многодневный поход 1 или 2-ой категории сложности.

   

         

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Подготовка и организация старта и финиша спортивных соревнований по спортивному туризму на лыжных дистанциях"

Все циклические виды спорта оборудуются стартом и финишем. В соревнованиях по спортивному туризму дистанции-лыжные так же необходим старт и финиш. Старт и финиш в данных соревнованиях не является техн...

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...

Спортивное ориентирование – составная часть спортивного туризма.

Спортивное ориентирование – составная часть спортивного  туризма....

«Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования»

Цель программы: формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности.Программа рассчитана на 68 часов....

"Школа содействия здоровью" Использование элементов спортивного туризма на уроках физической культуры

quot;Использование элементов спортивного туризма на уроках физической культуры...