"Школа содействия здоровью" Использование элементов спортивного туризма на уроках физической культуры
материал по физкультуре

Волынец Наталья Григорьевна

"Использование элементов спортивного туризма на уроках физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_turizma_.docx10.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ситьковская основная школа» Велижского района Смоленской области

Тема выступления на педагогическом совете 

«Школа содействия здоровью»

Использование элементов спортивного туризма на уроках физической культуры

2020 г.

        На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях школы и семьи. Вопросы улучшения физического образования в современной школе, поиск эффективных средств и методов, способствующих ускоренному развитию двигательных функций детей, воспитанию личностных качеств, формированию умений и навыков безопасного поведения являются одними из приоритетных направлений в образовательной деятельности по физическому воспитанию.

        Этим требованиям в полной мере могут отвечать средства и формы туризма, доступные для школьников. Туризм открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. Одним из его направлений является спортивный туризм. Спортивный туризм представляет собой туристско-спортивные мероприятия, связанные с организацией и проведением туристских маршрутов, туристских слетов и соревнований в природной среде и на искусственном рельефе, на любых технических средствах и без таковых, с познавательными, оздоровительными, спортивными, образовательными и другими средствами. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки, умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий и др.

        Использование элементов туризма способствует повышению интереса к урокам физической культуры, является составной частью здоровьесбережения, нравственного развития личности. Регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, функциональное состояние многих физиологических систем.

        Многолетний опыт в школе, в качестве учителя физической культуры и педагогом дополнительного образования по туризму научил меня подходить к построению урока творчески и нетрадиционно.

        Главным принципом уроков физической культуры с элементами туризма в школе является направленность на развитие индивидуальных способностей ребёнка, поддержание у него положительного эмоционального состояния. В достижении этой цели незаменимую роль играют игры, эстафеты туристской направленности. Уроки физической культуры с использованием средств туризма имеют свои особенности.

        Во-первых, в содержание таких уроков должно быть включено выполнение разнообразных физических упражнений, расширение знаний о природе, формирование бережного отношения человека к ней.

        Во-вторых, урок физической культуры с использованием элементов туризма, должен иметь единую сюжетную линию и предполагает широкое использование игровых форм, что обеспечивает повышенный интерес и осознанную потребность в физических упражнениях.

        В-третьих, данные уроки в основном проводятся на открытом воздухе, что позволяет решать одну из главных задач физической культуры – оздоровительную.

        С 2012 года я применяю элементы спортивного туризма на уроках физической культуры через интеграцию содержания с разделами по легкой атлетике, гимнастике, лыжной подготовке, включая в урок разнообразные упражнения по формированию навыков туризма.

        Осуществляя дифференцированный подход для детей, имеющих временный отвод от занятий, даются задания, не требующие физического напряжения: вязка узлов, работа с картами по спортивному ориентированию и т.д.

Комплексы упражнений по туризму, применяемые на уроках:

Упражнения, предназначенные на развитие силы:

- лазание по веревочной лестнице, прикрепленной к перекладине. Высота подъема варьируется в зависимости от физической подготовки учащихся;

- подтягивание на веревке различного диаметра;

- прохождение этапа «вертикальный маятник»;

- выпрыгивания на гимнастической скамейке. Учащиеся одевают рюкзак с набивным мячом и выполняют выпрыгивания, по очереди ставя правую и левую ногу на скамейку.

Упражнения на развитие координационных способностей:

- прохождение этапа «параллельные перилла»;

- прохождение этапа «горизонтальный маятник»;

- прохождение «бабочки». Две натянутые параллельные веревки стянуты посередине карабином. Необходимо перейти с одной стороны веревки на другую;

- переход по бревну. Учащиеся преодолевают мнимую водную преграду, проходя по тонкой части гимнастической скамейки. Задание можно усложнить, добавив рюкзак с набивным мячом.

Упражнения на развитие гибкости:

- скалолазание. Подъем по шведской стенке, используя только обозначенные цветным скотчем перекладины;

- преодоление «завала». Используются разновысокие легкоатлетические барьеры, расставленные в хаотичном порядке, под которыми нужно пролезть.

Упражнения на развитие выносливости:

- задание на нахождение нескольких контрольных пунктов (ориентирование),

- Полоса препятствий (параллельные веревки, маятник, «болото» и т.д.).

Упражнения на развитие скоростных качеств:

- бег по шведской стенке;

- эстафетный бег с использованием туристских элементов (с пристегиванием туристического карабина, завязыванием узлов, перемещением туристического рюкзака и т.д.);

- «бег по кочкам».

Для решения конкретных задач повышения уровня физической подготовленности обучающихся используют следующие методы физического воспитания:

  • дистанционный метод (метод непрерывного длительного упражнения);
  • интервальный метод (выполнение упражнений со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха);
  • круговой метод (последовательное выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы, по типу непрерывной или интервальной работы);
  • переменный метод (метод, характеризующийся непрерывным двигательным режимом с изменением скорости или мощности работы или чередованием упражнений);
  • повторный метод (длительность интервалов отдыха планируется по самочувствию спортсмена);
  • равномерный метод (метод, характеризующийся непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями);
  • соревновательный метод (использование соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности спортсмена).

        В процессе школьного обучения все больше применяются не
использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский).

        Во внеурочной деятельности работа ориентирована на сотрудничество с учащимися, на создание ситуации успешности ребенка, взаимопомощи в преодолении трудностей, а также на то, что способствует самовыражению ученика, а сочетание разных форм работы по направлениям туристической деятельности (спортивный туризм, походы, ориентирование) позволяет повысить заинтересованность учеников и добиться определенных результатов.

        В рамках Десятилетий детства в России 2018 – 2019 уч. год объявлен «Годом детского туризма». Целью Года детского туризма, стала «популяризация детского туризма в России, создание условий для занятий детей туризмом, формирование у них навыков здорового образа жизни, активной гражданской позиции, приобщение детей к историко-культурному наследию, природным ценностям регионов России». Спортивный туризм включён в программу Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры».

        В настоящее время актуальным является использование элементов туризма на уроках физической культуры, с целью подготовки учащихся к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

        Уроки по спортивному туризму доступны любому учителю по физической культуре. Они не требуют специальной подготовки, многочисленного туристского оборудования, но позволяют, используя педагогический потенциал туризма, решать многие образовательные задачи с детьми школьного возраста, создают положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. Учащиеся получают возможность свободного выражения своих чувств в процессе общения, каждый участник группового общения остается во внимании остальных, происходит самовыражение личности, поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции, что позволяет им чувствовать себя уверенно и ощущать свою значимость.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ганопольский В.И. Уроки туризма: Пособие для учителей. Мн., 2013.

2. Куликов B.M., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. Изд. второе, дополненное. 2014. - 72 с.

3. Константинов Ю.С., Митрахович С.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе. Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2014. -352 с.

4. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие - 2-е изд., стереотип. - М.: ФЦДЮТиК, 2013. - 600 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование гимнастики с элементами степ аэробики на уроках физической культуры

Открытый урок по физической культуре 5 класс, раздел "Гимнастика"....

"Формирование индивидуального здоровья обучающихся через использование спортивных игр на уроках физической культуры».

       Практические навыки и познавательная деятельность будут способствовать продолжению работы по формированию индивидуального здоровья обучающихся. Знания и навыки по исп...

Исследовательская работа по теме: «Использование элементов туризма на уроках физической культуры в начальных классах».

В процессе проведения реформ в нашем государстве особое внимание уделяется состоянию здоровья и физической подготовленности населения, особенно детей и юношей.Согласно последним данным научно-исследов...

Система игровых заданий в процессе обучения учащихся с элементами спортивных игр на уроках физической культуры

Успешное выполнение учебных программ по физическому воспитанию на современном этапе не возможно без разнообразного и всестороннего применения игрового метода. Гибкий, вариативный характер игровог...

Мастер- класс «Использование гимнастики с элементами степ- аэробики на уроках физической культуры».

Мастер- класс «Использование гимнастики с элементами степ- аэробики на уроках   физической культуры».Цель моего мастера-класса:   Распространение педагогического  опыта работы школ...

Использование элементов игры «РЕГБИ» на уроках физической культуры, как средство развития скоростно-силовых качеств, и воспитания личности детей.

Использование элементов игры «РЕГБИ» на уроках физической культуры, как средство развития скоростно-силовых качеств, и воспитания личности детей....

САМООБРАЗОВАНИЕ «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»

laquo;Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»...