САМООБРАЗОВАНИЕ «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»
учебно-методический материал

«Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka.doc316 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема самообразования:  «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»

I. Введение.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

Малоподвижный образ жизни делает организм человека  беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того, чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

        Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путём «от болезни к здоровью»,  превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека.

        Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия?

        Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных  возможностей организма,  сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической культурой и спортом.

        Так как государство заинтересовано в здоровых и развитых гражданах, задачей школы является формирование и развитие у детей потребности в занятиях физической культурой.

        Таким образом, использование различных форм, методов, средств и  принципов является  важнейшим фактором в моей работе на уроках.

        Эти факторы влияют как на отдельные системы организма, так и на человека в целом и  определяют отношение ребенка к проведению своего досуга.

Г И П О К И Н Е З И Я

        Потребности людей в  физической культуре должны быть осознанными и  неизменно возрастать по мере развития общества. Однако этот процесс в  действительности протекает крайне медленно, потому что еще не до конца  выявлены механизмы формирования побудительных мотивов людей к занятиям физическими упражнениями, принижена опасность влияния гипокинезии, не изучена её социальная роль в общественном развитии.

        Гипокинезия не является порождением нашего времени. В более ранних временных периодах жизни людей отмечались подобные явления (таблица 1).

Таблица 1. Сокращение доли мышечной деятельности в  энергетичес-

                      ком  балансе человечества. (И.В. Муравов, 1983)

Источник энергии

Годы

1852

1950

2000

Работа мышц людей и животных, %

Сгорание угля, нефти, газа, энергия атома, %

94

6

1

99

0,5

99,5

        Однако тогда гипокинезия  поражала в основном людей из имущих классов и сословий, а в настоящее время она является следствием комфортабельных условий, созданных обществом. Раньше она носила  ограниченный характер воздействия, сейчас же приобретает массовость.

        В 1869 г. известный физиолог Дальтон отмечал, что слишком  продолжительное пребывание в сидячем положении при занятиях или просто от  лености истощает силу и вредно действует на здоровье. Каждый здоровый человек  должен заботиться о регулярной нагрузке своих мышц минимум двухчасовыми упражнениями ежедневно.

        Установлено (А.И. Берг, 1964), что современный человек, живущий в городе, по сравнению с горожанином прошлого века, прилагает физических усилий в 100 раз меньше. Подсчитано также, что горожанин ХIХ в. в течение дня делал около 30 тысяч шагов, а наш современник – менее 10 тысяч. Именно 10 тысяч шагов (7-8 км) – та минимальная норма, которую можно считать обязательной для поддержания хорошего состояния здоровья.

        Чем же опасна гипокинезия для человека? Постепенно снижается тонус мышц. Дефицит мышечной деятельности проявляется недостаточным или извращенным поступлением сигналов в центральную нервную систему от рецепторов опорно-двигательного аппарата.

        Это приводит к разлаживанию четкости работы не только нервных центров, но и внутренних органов. Отсюда естественно и появление так называемых нервно-вегетативных симптомов.

        Во многих высокоразвитых странах ишемическая болезнь сердца стала причиной 50% всех случаев смерти и поражает все более молодых людей (таблица 2).

Таблица 2. Соотношение различных заболеваний среди причин

                     смертности населения в России, %

Годы

Сердечно-сосудистые заболевания

Злокачественные новообразования

Другие болезни

1970

34,7

16,2

49,1

1980

42,7

16,9

40,4

1990

46,8

15,5

37,7

2000

49,4

14,5

36,1

2015

52,5

13,6

33,9

Двигательная  активность

        Достаточно большим количеством работ отечественных и зарубежных авторов показано, что совершенствование качества двигательной деятельности, прогрессивный рост спортивных результатов возможны только при максимальном и высоком уровне двигательной активности. Оптимальный уровень двигательной активности сопровождается преимущественным развитием качеств, сопровождающих и обеспечивающих успех в избранной спортивной деятельности. В то же время недостаточный или минимальный уровень двигательной активности сопровождается дисгармонией основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, др.). Чрезмерные физические нагрузки ведут к перенапряжению сердца.

        На развитие физических качеств оптимальное влияние оказывает высокий уровень двигательной активности, являясь двигательным базисом человека. При высоком его уровне повышается резистентность организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды: перегреванию, охлаждению, действию ускорений и перегрузок. При этом, физическое развитие носит гармоничный характер и, как правило, соответствует средним возрастным нормам учащихся.

        При планировании физических нагрузок следует исходить, прежде всего, из оптимальных индивидуальных норм, которые обеспечивали бы разностороннее, гармоничное развитие ребенка, а не из потребного форсированного роста спортивных результатов.

        Объясняя детям, что состояние здоровья человека в большей степени зависит от объема движений; если мало, то такой человек не может быть здоровым. Для подтверждения этого привожу пример ухудшения здоровья у людей, которые добровольно или вынужденно (из-за болезни) длительное время лежали неподвижно. Поэтому, даже для лежачих  больных предлагают выполнять физические упражнения.

        Также можно привести пример космонавтов, у которых по время полета в космос из-за невесомости затруднено выполнение упражнений. Раньше многие космонавты из-за этого долго не могли восстановиться после полета и заболевали. Сейчас для них создают специальные приспособления, позволяющие заниматься физическими упражнениями в условиях невесомости. Благодаря этому состояние космонавтов после полетов значительно улучшилось.

        Но с другой стороны, объем движений не может быть очень большим, т.к. это может привести к ухудшению здоровья. Для этого можно привести пример покоса в деревне вручную, когда косари трудятся практически целый день. Такую работу даже взрослый очень сильный и здоровый человек может выдержать не более 2-х недель. Указать, что лучше всего заниматься  физическими упражнениями (в т.ч. прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и т.п.) 2-2,5 часа в день.  Для учащихся начальных классов указываю какими формами двигательной активности и в какое время суток необходимо  заниматься, учитывая при этом утреннюю гимнастику, уроки физической культуры в школе, занятия в спортивных секциях, физкультурные паузы и минуты, прогулки, подвижные игры, самостоятельные занятия физическими упражнениями.

        Сегодня нормальный день старшеклассника – шесть уроков в школе плюс два-три часа дома на самоподготовку, три-четыре часа телевизор плюс чтение книг. Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует сердце и сосуды, готовя к жизни, но и развивает мышцы – периферическое сердце, - которые при необходимости приходят на помощь организму.

        Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно – один час ежедневно. Пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а значит не меньше 140 ударов в минуту.

        А теперь отметим неблагоприятное  воздействие на пребывание ребенка в школе. Весь учебный год дети вынуждены сидеть за партой. Сохранение в течение долгого времени этой позы подавляет естественные реакции организма. В данном положении тела не работает центр равновесия, ослабляются мышцы туловища, что приводит к ухудшению  осанки, а затем следует целый ряд отклонений в  функционировании организма. В этих условиях можно надеяться оздоровить детей и укрепить их здоровье за счет физкультурных мероприятий, увеличения количества уроков физической культуры и повышения их эффективности; т.к. физическое воспитание направлено на ученика как на биологический объект, которого нужно вовлекать в двигательную активность; тренировать, заполняя свободное время, закаливать и т.п.

Анализ анкет учащихся

        

        Анализ факторов, которые были рассмотрены, мною был  систематизирован и по этим данным я составила таблицу субъективных побуждений личности. В анкетировании участвовало 143 человека (3, 5, 10 классы) (таблица 3).

Таблица 3. Влияние субъективных факторов на формирование интереса

                школьников к физкультурно-спортивной деятельности, %

Факторы

Школьники

младшие

средние

старшие

  1. Удовлетворение потребности в физической культуре
  2. Соответствие эстетическим вкусам
  3. Понимание личностной значимости занятий
  4. Понимание значимости занятий для коллектива
  5. Понимание общественной значимости
  6. Духовное обогащение
  7. Развитие познавательных способностей

57,8

51,7

17,5

3,4

30,9

13,2

12,9

43,5

30,4

21,4

14,1

12,6

5,6

7,1

16,8

21,6

10,4

9,6

7,4

3,1

6,2

        Приведенные данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере школьников от младших классов к старшим. Школьники старших классов более критически, нежели в младших классах, оценивают содержательный и функциональный аспект занятий, их связь с профессиональной подготовкой (таблица 4).

Таблица 4. Влияние объективных факторов, препятствующих

школьникам заниматься физкультурной деятельностью в

свободное время, %

Факторы

Школьники

младшие

средние

старшие

  1. Плохие условия для занятий
  2. Неудовлетворительная организация труда
  3. Завышенные требования преподавателя
  4. Большие затраты времени на дорогу
  5. Не хватает свободного времени
  6. Частая смена преподавателей
  7. Однообразные формы проведения занятий
  8. Излишняя длительность проведения занятий
  9. Нет возможности выбора занятий по интересам

12,4

13,8

18,1

16,2

21,2

6,3

14,7

20,2

6,7

26,6

20,9

21,9

28,8

25,1

5,0

24,2

17,5

6,8

29,3

21,7

22,2

31,6

29,6

3,2

26,9

16,0

3,6

        Анализ материала таблицы дает основание для утверждения, что в целом от младших к старшим школьникам оценка причин, ограничивающих участие школьников в физкультурно-спортивной деятельности, становится более выраженной.

Влияние материальных факторов, ограничивающих участие школьников в физкультурной деятельности, %

Причины

Организованные занятия

Самостоятельные занятия

не влияет

неболь-шое влияние

боль-шое влияние

не влияет

неболь-шое влияние

боль-шое влияние

Материальные трудности

Плохой инвентарь и оборудование

Отсутствие личного инвентаря

8,1

59,5

62,8

9,7

24,2

24,7

4,2

16,3

12,5

59,8

53,0

57,0

23,3

28,6

26,1

16,9

18,4

16,1

        Данные этой таблицы позволяют отменить влияние причин материального характера, которые отражаются на внешнем виде, удобстве, возможностях удовлетворить эстетические вкусы и потребности.

Влияние субъективно-личностных причин, ограничивающих участие школьников

в физкультурной деятельности, %

Причины

Юноши

Девушки

  1. Неумение организовать свое свободное время
  2. Нет желания, интереса
  3. Собственная пассивность
  4. Нет контакта с преподавателем
  5. Нет уверенности в необходимости занятий
  6. Нет потребности в занятиях
  7. Занятия не влияют на интеллектуальную сферу
  8. Занятия не способствуют профессиональной подготовке

14,0

19,4

9,6

8,2

10,5

24,1

14,0

15,8

21,6

11,0

17,1

10,8

8,6

20,3

16,7

18,4

        Существенное значение для всех школьников имеют причины, связанные с отсутствием потребности в занятиях и со значением физкультурной деятельности для развития духовных и интеллектуальных способностей. Многие школьники не видят связи между активностью в сфере физического воспитания и будущей профессиональной деятельностью. Используя данные анкет, я определила следующие цели и задачи.

Цели и задачи работы на уроках физкультуры

        Работая преподавателем физической культуры в течение 14 лет могу с уверенностью сказать, что наш предмет любим многими и важность его признают все. На практике физическая культура, как учебный предмет, переживает не лучшие времена.

        В своей работе с учащимися я использую следующие элементы энергосберегающих технологий:

- профилактика и коррекция дефектов оценки;

- воспитание интереса к занятиям физической культурой и спортом, развитие двигательной активности учащихся;

- формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни, смыслового представления об элементарных правилах здоровьесбережения.

        Целью моей работы является приобщение учащихся к физической культуре, к здоровому образу  жизни, а также подготовка учащихся к жизни и к выполнению социальных функций.

        В рамках этой поставленной цели решаю следующие конкретные задачи:

  1. Оздоровительные задачи физического воспитания:
  • охрана и укрепление здоровья учащихся;
  • достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения;
  • повышение умственной и физической работоспособности.

2. Образовательные задачи физического воспитания:

  • формирование двигательных умений и навыков;
  • развитие двигательных способностей.
  1. Воспитательные задачи физического воспитания:
  • формирование интереса и потребности в занятиях  физическими упражнениями;
  • воспитание активности, самостоятельных и нравственно-волевых черт личности.

Одно  из направлений деятельности, выбранных мною, - это индивидуализация обучения. Учитывать индивидуальные особенности детей учителю необходимо. Но ведь ни для кого не секрет, что педагог не всегда способен осуществить индивидуальный подход к каждому, находящемуся на уроке. Не точности дозировки упражнений и учащиеся лишены свободы выбора. Учитель берет на себя ответственность за определение самочувствия детей, постановки задания,  игнорируя желания учащихся.

        Осмыслив это, я выработала  условный план действий, с учетом динамики развития личности школьника, с учетом интересов к освоению азов физической культуры.

На первом этапе (младший школьный возраст) детям интересны любые, даже самые обычные задания, но у них нет опыта и они тянутся ко мне, как к источнику знаний. Поэтому я придерживаюсь следующих положений:

  • школьники должны четко представлять:
  1. цели и задачи занятий;
  2. предназначение каждого действия;
  3. знать, где оно пригодится.
  • знать порядок последовательности упражнений.

На втором этапе (средний школьный возраст) дети уже имеют в своем багаже некоторые знания, обладают определенными навыками. Однако, уровень  двигательного развития у всех разный, отношение  к педагогу более критичное,  поэтому,  чтобы не тормозить процесс обучения, применяю групповую форму организации детей, придерживаюсь таких положений:

  • каждый ученик определяет личную готовность,
  • каждая группа работает по своему плану,
  • даю право выбора определенных заданий.

На третьем этапе (старший школьный возраст) ребята имеют теоретические и практические знания, готовы к самостоятельным занятиям. В то же время очень серьезно относятся к выбору видов физкультурной деятельности, примеряют их необходимость к будущей жизни. В учителе хотят видеть старшего товарища, готового дать практический и полезный совет.

        На этом этапе основными моментами деятельности являются:

  • выбор любых видов спорта и совершенствование в них;
  • ясное осознание того, что учащимся нужно от занятий физической культурой, что она может им дать.

Увеличивается интерес учащихся  к специальным внешкольным занятиям, меняется отношение родителей и учащихся к предмету физической культуры.

        Задача моей работы – построить свои отношения с ребятами  так, чтобы они:

  1. верили в свои силы;
  2. все делали сами;
  3. получали от этого удовольствие.

Учу их мудро использовать свой потенциал. Так постепенно у меня сложилась своя система работы, а это как раз то, к чему я стремилась, потому что только система может воспитать и дисциплинировать.

Из всех педагогических этапов технологий мне ближе всего технология сотрудничества, потому что только находясь в состоянии сотрудничества и сотворчества, можно совместно вырабатывать цели уроков, содержание занятий, давать оценку своей деятельности.

        Я, как преподаватель физического воспитания, стремлюсь вызвать интерес к физической культуре, вызвать у детей положительные мотивы и тем самым направить и облегчить их путь к ведению здорового образа жизни.

Мотивы могут быть:

мотив

ситуационные (частные)                                широкие –

определяет отдельные поступки                 жизненно важные, на протяжении        

человека                                                    длительного времени

Методы и технологии, используемые на уроках физической культуры

        Известно, что решающая роль в формировании у учащихся потребности в  физической культуре принадлежит уроку. Практика показывает, что истинный интерес к нашему предмету возникает у учащихся не только от увлекательных рассказов учителя или его умения демонстрировать технические элементы, но и как результат успешной и умелой деятельности самих учеников. Именно поэтому важно уметь с самого начала занятий четко организовать учеников на постановку учебных задач и их решение. Поэтому, приступая к уроку, мне важно с первой минуты создать в классе рабочую обстановку. Мне удается по выражению лиц учеников, мимике, жестам, взглядам определить их эмоциональное состояние, понять, все ли дети здоровы и готовы к уроку.

        Я хорошо понимаю необходимость общения с учениками на  профессиональном уровне, владения средствами педагогического общения как составной частью педагогической техники. Однако эффективность применения педагогической техники будет достигнута при  условии целостного применения всех составных функций педагогического общения учителя: и обмен информацией, и  организация взаимоотношений, и познание личности ребенка, и организация взаимовлияния.

        Идя на урок, мне необходимо владеть достаточным арсеналом педагогической техники, обеспечивающим взаимодействие с детьми.

        Но, пожалуй, чаще всего нам необходимо улыбаться. Улыбка учителя, когда он входит в зал, говорит о том, что встреча с учащимися приятна для него; улыбка создает общий благоприятный психологический настрой детей, а значит, располагает их к учителю, вызывает стремление к работе, причем не только по его указаниям, но и самостоятельно, призвав к себе на помощь ранее полученные знания и умения. Ведь главная задача учителя – привить своим воспитанникам умение учиться.

        Говоря о том, какой мне бы хотелось видеть программу по физическому воспитанию школьников, прежде всего надо определить назначение нашего учебного предмета, исходя из сущности понятий: «физическая культура», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое образование».

        Необходимо уточнить и направленность в целом процесса физического совершенствования в школе.

        Острая неудовлетворенность физическим воспитанием школьников отмечается всеми, кто вовлечен в этот процесс или имеет к нему отношение. У учащихся от класса к классу снижается интерес к урокам физической культуры. Родители обеспокоены здоровьем детей, отчасти связывая его с физическим воспитанием в школе. Учителя, методисты, ученые выделяют целый ряд затруднений, которые, по их мнению,  мешают оздоровить всех детей. В Министерстве образования собрана печальная статистика, свидетельствующая о количестве больных детей, освобожденных от уроков физической культуры, пропусков учебных дней детьми и рабочих дней их родителями.

Я считаю, главное, что необходимо требовать от физического воспитания, - это здоровье учащихся. Закалять детей, давать им возможность вволю двигаться, учить упражнениям, которые могут пригодиться во время отдыха, даже развлекать – вот чему нужно посвящать уроки физической культуры.

        А на деле же, как бы часто мы не повторяли известную истину, что здоровье народа – богатство страны, физическая культура находится в патриархальном  состоянии, отставание её от необходимого современного уровня с каждым годом увеличивается. Накапливается и дефицит движения, который сегодня у многих составляет ¾ от двигательной нормы. Подобная двигательная бездеятельность пагубно отражается не только на нынешнем поколении, но, самое страшное, и  на будущем.

        Я уверена, что эффективность физического воспитания школьников зависит от того, насколько творчески я подойду к планированию учебного материала. Очень важно, на мой взгляд, чтобы при планировании учитывались психофизиологические особенности детей.

        Суть моего подхода к планированию заключается в том, что в начальных классах необходимо не только воспитывать у детей устойчивый интерес к урокам физической культуры средствами подвижных игр, но и активно формировать у них двигательные умения и навыки. Поэтому уже со II класса я включаю в уроки (и придаю этому большое значение) элементы спортивных игр и гимнастики, благодаря которым формируется правильная осанка, укрепляется свод стопы.

        Ратуя за здоровый образ жизни, пытаюсь убедить учащихся и в том, что физические упражнения как составная часть здорового образа жизни, способствуют и умственному развитию. Это отмечал ещё великий русский писатель Л.Н. Толстой: «Телесный труд не только не исключает возможность умственной деятельности, не только улучшает её достоинство, но и поощряет её». В физических нагрузках Л.Н. Толстой видел основные средства восстановления и поддержания умственной работоспособности. Исследования же, проведенные в последнее время, показали, что включение в режим дня школьников  оптимальной двигательной активности повышает их успеваемость на 0,3-0,7 балла.

        Отсутствие потребности вести здоровый образ жизни присуще, как правило, людям с неразвитыми, односторонними духовными запросами. Недостаточный общий культурный уровень как учителей, так и учащихся, укоренившиеся неразумные и вредные привычки – вот что препятствует здоровому образу жизни. Чем выше уровень духовной культуры человека, тем выше и его потребность в культуре физической, в здоровом образе жизни.

        В настоящее время почти в одинаковой степени и взрослые и дети имеют излишний вес. Отсюда сердечно-сосудистые и другие тяжелые заболевания. И причина этого,   как правило, одна и та же: переедание в сочетании с малой подвижностью. Вот ещё одна тема для размышлений.

        Замечательному французскому писателю Ромену Роллану принадлежат прекрасные мобилизующие слова о том, что нет более увлекательного, чем воля, побеждающая непокорное тело. Ибо главная ценность волевых усилий состоит не только в том, что без них невозможно отказаться от вредных привычек, но и в том, что они помогают  преодолеть так называемую нормальную лень – основной, пожалуй, субъективный фактор, препятствующий  формированию потребности в здоровом образе жизни. А попросту говоря, ту самую  банальную лень, которой мы, ссылаясь на различные «объективные» причины,  постоянно оправдываем свое желание приобщиться к физической культуре и здоровому образу жизни.

        Так вот, все это и преследует цель: укрепив тело, одновременно возвысить и духовные начала в человеке.

        Необходимо разрушить сложившуюся во многих семьях пагубную систему шести «т»: «тахта, тапочки, транспорт, техника, телевизор, таблетки» и заменить её системой другого содержания, с теми же шестью «т»: «труд, турник, тренажер, теннис, туризм, танцы».

        Процесс физического воспитания ребенка надо начинать с первого дня его рождения. Уже в родильном доме под руководством специалиста нужно проводить специальные комплексы физических упражнений с новорожденными. Этот процесс следует продолжить в яслях, детском саду, а затем в школе.

        Программа физического воспитания, на мой взгляд, начиная с детского сада, обязана носить учебно-тренировочный характер.  Взять за основу можно такие  виды упражнений: бег 30 м, 60 м, прыжки в высоту и длину с разбега, метание мяча, гимнастические упражнения, лыжная подготовка, подвижные игры, ОФП.

        Оценивать учащихся лучше всего не по пятибалльной системе, а по уровню физической подготовленности (слабый, средний, высокий), исходя из контрольных требований. Проверку физической подготовленности проводить в конце каждой четверти, чтобы учащимся и учителю было легче определить пути  дальнейшего совершенствования. В конце учебного года организовать зачеты.

        Наши дети должны быть здоровыми, закаленными. Это важнейшая задача нашего общества. И в решении её мы, взрослые, не можем делиться на  родителей, педагогов, администрацию, социальные и психологические службы. Мы все одинаково отвечаем за подрастающее поколение и обязаны повседневно  заботиться о нем, помогать ему стать сильнее, выносливее, отважнее. И ни в коем случае не имеем права быть равнодушными, ибо равнодушие к своей смене – это приговор себе, самой жизни.

        В 2000 году я начала работать по новой комплексной программе «Здоровье». Цель комплексной программы «Здоровье» - это развитие и  пропаганда здорового образа жизни, активного отдыха населения, массовой культуры и спорта.

        В этой программе уделено особое внимание формированию, укреплению, сохранению здоровья учащихся. Но учителя физической культуры не смогут выполнить задачу, если вместе с ними не будут работать медико-социальные службы. И уж совсем мы бессильны, если нет взаимодействия с семьей.

        Семья и школа – эти два коллектива, малый и большой, должны быть кровно заинтересованы в укреплении здоровья школьников. Как сделать семью постоянным союзником школы в физическом воспитании, укреплении здоровья детей? Поставить перед педагогическим коллективом задачу по созданию в каждой семье атмосферы заинтересованности в физическом  совершенствовании учащихся, помочь родителям преодолеть сложившийся годами стереотип негативного отношения к физической культуре, заставить отцов и  матерей отказаться от устаревших взглядов на режим дня детей, организацию их досуга. Не секрет, что сегодня и в сельской местности далеко не все дети  загружены полезным трудом по дому, и во многих семьях не знают, как помочь детям разумно организовать свободное время.

        Здоровье детей – тема весьма популярная. Но как только речь идет о здоровье, то о школьной физической культуре говорят немного. В самой системе  физического воспитания есть изъяны. И чтобы их ликвидировать, в нашей школе наряду с уроками физической культуры введены  спортивные секции. Но самое необходимое, чего не хватает – это обучение детей плаванию.

Особенности развития детей

среднего школьного возраста

        Правильно и рационально построенная система занятий физическими упражнениями школьников среднего возраста способствует стимуляции биологических процессов, усиливает рост и развитие органов и тканей.

        Основной моей задачей на уроках физической культуры для детей этого возраста (5-9 классов), я считаю, является углубленное обучение базовым двигательным действиям. При этом более узко  ставлю задачу углубленного изучения техники основных видов спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики, лыжной подготовки). Параллельно с этим углубляются их знания – по  личной гигиене, влиянию занятий  физическими упражнениями на системы  организма (центральную нервную систему, кровообращения, дыхания, обмена веществ), а также на развитие волевых и нравственных качеств. При этом вскрывается пласт и таких проблем, как: представление о физической культуре личности во взаимосвязи со здоровым образом жизни; овладения знаниями при самостоятельных формах занятий физической культурой, включая элементы массовых видов спорта. Здесь же я даю представления и об основных «нетрадиционных» видах спорта, инвентаре, соревнованиях, оборудовании залов и площадок, правилах техники безопасности при работе на спортивных сооружениях и оказанию необходимой (первой) помощи при травмах. Я считаю, что этот достаточно широкий круг вопросов, охватывающих физическое воспитание и развитие детей среднего школьного возраста, имеет непосредственную и прямую связь с особенностями растущего организма подростков. Учет названного круга вопросов, при овладении школьниками необходимыми знаниями, умениями и навыками является одним из основных узловых моментов в моей работе.

        В подростковом возрасте появляются реальные предпосылки для овладения практически самыми сложными двигательными действиями. Вместе с тем, я в работе с подростками помню, что в период полового созревания возникает острая необходимость дифференцировать физическую нагрузку в зависимости от подготовленности, состояния и в возрасте 11-12 лет отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как базиса скоростно-силовых видов спорта и сложно координационных видов деятельности человека, в том числе и отдельной профессиональной деятельности. В этом возрасте для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) можно отдать предпочтение динамическим упражнениям взрывного характера, с использованием незначительных по весу отягощений, в том числе и веса собственного тела (прыжки в глубину с последующим отталкиванием, напрыгивания на скамейку, козла и др.)

        В возрасте 12-14 лет высокими темпами растет скорость передвижения, за счет преимущественного развития  скоростно-силовых качеств. В этом возрасте создаются благоприятные условия для  прогрессивного развития этих качеств при широком использовании круга средств скоростно-силовой направленности.

        К 13-14 годам у подростков достигается предельная частота движений, которая доходит до величины взрослых, чем создаются физиологические предпосылки для обучения технике скоростных, скоростно-силовых локомоций (спринтерский бег, метания, сложно-технические виды спорта и  другая деятельность).

        Следует иметь в виду и то, что к 14-15 годам темпы возрастных функциональных перестроек снижаются ( что ограничивает прирост качества – быстроты движений). В этот возрастной  период падают и темпы прироста качеств в скоростно-силовых упражнениях. Я их поддерживаю или незначительно развиваю только специально целенаправленными упражнениями.

        В подростковом и юношеском возрасте, в связи с повышением устойчивости их организма к изменению внутренней среды, создаются предпосылки к  использованию физических упражнений, способствующих поддержанию статистических поз, висов, стоек, упоров. В этом возрасте появляются хорошие возможности для совершенствования качества – гибкости. Я рекомендую упражнения для воспитания быстроты использовать в начале основной части урока, затем силы и выносливости. В  отдельных случаях силовые упражнения можно выполнять и раньше скоростных, а упражнения на выносливость можно выполнять после скоростных и силовых упражнений.

        На своих уроках физического воспитания я закладываю основы для специализированных занятий спортом, расширяю возможности и представления учащихся о связи физического воспитания с трудовой деятельностью, анатомией и физиологией человека. Биологические перестройки организма подростков, связанные с периодом  полового созревания, требуют от меня исключительного внимания при  планировании физической  нагрузки в этом возрасте.

        Склонность к переоценке своих возможностей побуждает подростка выполнять значительные по нагрузке силовые упражнения, без предварительной на то подготовки решаться на выполнение сложных акробатических, гимнастических и других упражнений. Учитывая эти особенности подростков – я исключаю на уроках упражнения, которые могут быть источниками перенапряжений или хуже того, спортивного травматизма.

Особенности развития школьников

старшего возраста

        

        В старших классах общеобразовательной школы (10-11 классы) базовыми видами продолжают оставаться – легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика и зимние виды спорта. При этом продолжаю работу по совершенствованию техники. Например, в легкой атлетике – длительного и спринтерского бега, прыжков в длину и высоту с разбега, легкоатлетических метаний и др. В спортивных играх идет углубление изучения одной из игр (по выбору учащихся), где  закрепляют и совершенствуют изученные ранее элементы техники и навыки (перемещений, поворотов, остановок), ловля, передача, падения,  броски, а также защитные действия. При этом одновременно усложняю набор технико-тактических взаимодействий в падении и защите, а также процесс разностороннего развития координационных  способностей, психических процессов и воспитания нравственных и волевых  качеств.

        Гимнастические упражнения, которые  включаю в программу для старших школьников, носят характер  прикладности и направлены на развитие таких качеств как силы, скоростной и силовой выносливости различных мышечных групп, также широкий спектр упражнений на развитие координационных  способностей и гибкости. Для школьников 10-11 классов, особенно девушек, арсенал гимнастических упражнений имеет большое прикладное значение, в смысле подготовки их к трудовой деятельности.

        Построение моих уроков по физической культуре в старших классах идет с учетом индивидуальных особенностей  учащихся, которые развиты и сформированы к этому возрасту, с учетом склонности и интереса занимающегося. При этом помню, что формирование всех органов и систем в юношеском  возрасте ещё не закончено и поэтому постепенно увеличиваю тренировочную нагрузку, как важнейший фактор достижения положительного эффекта для растущего организма.

        Для успешной физической работоспособности юношей и девушек их оптимальной физкультурной деятельности к динамической работе умеренной мощности,  большое значение имеет не только аэробная (при относительном достатке кислорода в ходе выполнения работы), но и анаэробная производительность организма (способность выполнять работу при недостаточном снабжении организма кислородом).

        Физиологические особенности детей, подростков и юношей, как отмечалось выше, должны обязательно учитываться  при подборе средств физического воспитания, выборе спортивной деятельности и дозировании тренировочных и соревновательных нагрузок.

        Старшие школьники при хорошем состоянии здоровья могут быть допущены к занятиям практически любым видом спорта. Ограничения в  нагрузках для них лишь могут составлять очень длительные  интервалы  циклической работы, связанной с высоким показателем развития выносливости.  Таким образом, при выборе программ и дозирования тренировочных нагрузок по физической культуре и спорту необходимо учитывать  физиологические особенности и педагогические аспекты возрастных групп школьников.

        При этом необходим учет их физической подготовленности, функционального состояния и развития базовых качеств с достаточно глубоким представлением и анализом индивидуальных особенностей растущего организма, начиная с младшего школьного возрастали кончая периодом окончания ими учебного заведения.

        Объективная оценка уровней  подготовленности и состояния школьников разного возраста является не только первоочередным, но и  важнейшим обязательным условием в моей работе с учащимися  по физическому воспитанию и  спортивному совершенствованию.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Разминка, её задачи и порядок выполнения

        Начиная работу с учащимися, объясняя, что в их возрасте при занятиях физическими  упражнениями дети очень часто получают травмы (растяжения мышц и  связок, ушибы, вывихи и даже переломы при падении и т.д.) особенно часто  это случается с теми детьми, которые хотят очень быстро чему-то научиться: очень быстро пробежать, сразу стать на «мостик» или сесть на шпагат и т.д. Уменьшить количество травм и улучшить результаты в выполнении упражнений можно с помощью разминки. Некоторые комплексы упражнений предлагаю рассмотреть в Приложениях №№ 1,2,3,4. Она выполняется перед выполнением основных упражнений.

        Разминка позволяет решить три задачи:

  1. Разминка позволяет повысить температуру тела, прежде всего, мышц. Разминку можно сравнить с работой двигателя автомашины. Вам, вероятно, приходилось наблюдать как шофер, прежде чем включить мотор, прогревает его, дает возможность поработать на месте. Без прогревания мотора нельзя  быстро начинать движение, можно испортить двигатель.
  2. Повысить подвижность в наших суставах, т.е. после разминки человек может, например, наклониться гораздо ниже, чем до разминки.
  3. Настроиться на те упражнения или игру, которые человек собирается  выполнять. После разминки человек может любые упражнения выполнить, чем до нее и почти никогда не получит травм.

Рассказываю о порядке упражнений в разминке.

  1. Спокойный бег или быстрая ходьба (можно на месте). Самое главное, чтобы после этого человеку стало жарко и ещё лучше, если он хотя бы немного вспотеет.
  2. Упражнение на растягивание. Нужно хорошенько растянуть все мышцы, но особенно те, которые в основном будут работать после разминки при выполнении упражнений и игр.
  3. Выполнить несколько раз то упражнение, которое будете потом  выполнять, но «не сильно». То есть, если потом будет подвижная игра, то  несколько раз пробежать быстро, но не в полую силу; если будете вставать на мостик, то несколько раз прогнуться или наклониться назад.

Можно опросить учащихся, какие бы мышцы они стали растягивать на  разминке перед выполнением прыжков и т.п. Спросить: когда разминка должна длиться дольше: в холодную или жаркую погоду.

        Кроме  проведения физкультурных минуток и разминки необходимо рассказывать учащимся о мерах  профилактики различных заболеваний.

Профилактика и коррекция наиболее распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата

        Объясняю учащимся, что такое опорно-двигательный аппарат, что это наши  кости – скелет, которые обеспечивают опору всему телу и его частям; это  мышцы, которые обеспечивают движение, и нервная система, которая управляет нашими движениями.

        Рассказываю о наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата: сколиозы (искривления, скручивания позвоночника), плоскостопие и травмы (вывихи, переломы, ушибы, растяжения мышц и связок).

        Объясняю причины рассмотренных заболеваний:

  1. Врожденные – т.е. когда дети сразу рождаются с неправильным скелетом (например, тот же сколиоз).
  2. Неправильное поведение – не следят за осанкой и не  улучшают её; неправильно выбирают обувь (либо совсем без каблука, либо с очень  высоким каблуком); пытаются поднимать очень большие тяжести; балуются в неподходящих местах и получают травмы.
  3. Не занимаются физическими упражнениями. Например: плоскостопия никогда не будет у того, кто много и правильно ходит, бегает, укрепляет мышцы  стопы и голени. А у кого эти мышцы слабые, то они не могут удержать вес тела и стопа постепенно становится плоской.

Необходимо объяснять детям, что если они не будут исправлять недостатки своего опорно-двигательного аппарата сейчас (например, осанку), то когда будут  взрослыми, у них могут развиться страшные болезни: очень сильные сколиозы, когда туловище человека буквально скрючено, остеохондрозы, артриты и т.п.

        Можно дать задание, чтобы дети опросили своих родителей: есть ли у них остеохондрозы и какие это им причиняет неудобства. Опросить на  следующем уроке детей  об итогах их опроса родителей, чтобы дети сами убедились в распространенности этих заболеваний.

Методика самостоятельных занятий по коррекции дефектов опорно-двигательного аппарата

        Опрашиваю учащихся о тех дефектах опорно-двигательного аппарата,  которые они выявили у себя самостоятельно или на медицинском осмотре: сутулость, сколиоз, плоскостопие, низкий уровень гибкости и силы.

        Напоминаю им об основных направлениях формирования осанки: постоянного контроля за собой; развития гибкости отделов позвоночника (шейного, грудного и поясничного), плечевого и тазобедренного суставов: развития силы мышц разгибателей туловища, мышц шеи и брюшного пресса.

        Объясняю школьникам основные правила профилактики плоскостопия:

  1. Избегать подъема больших тяжестей в их возрасте.
  2. Правильно подбирать обувь.
  3. Избегать длительного поддержания положения стоя, особенно при физическом утомлении (когда снижен тонус мышц стопы).
  4. Укрепить мышцы стопы и голени.
  5. Развитие гибкости голеностопного сустава.
  6. Непродолжительная ходьба босиком по траве и песку.

Повторяю с детьми комплексы на укрепление мышц шеи, спины,  брюшного пресса, стопы, голени и на развитие гибкости отделов позвоночника, плечевого, тазобедренного и голеностопного суставов.

        Нужно повторить с ними основные правила выполнения упражнений на силу и  гибкость. Указываю, кому из детей, учитывая дефекты их опорно-двигательного аппарата, необходимо больше выполнять те или иные упражнения.

З. О. Ж. – это образ жизни, направленный на формирование и развитие основных физических качеств (а именно: быстроты, силы, гибкости, выносливости, координации), а также на поддержание психического равновесия в организме. Ниже приведены основные методики, направленные  на развитие базовых физических качеств.

Основные технологии и методы выполнения упражнений на развитие базовых физических качеств

Быстрота.

        Быстрота развивается при выполнении кратковременных упражнений с  максимальной скоростью.

        При выполнении этих упражнений я соблюдаю следующие правила:

  1. Быстрота не может развиваться у человека, если он утомлен. В  следствие этого упражнения на развитие качества быстроты следует выполнять на занятиях в первую очередь, т.е. первыми. Это качество лучше воспитывается в эмоциональных, соревновательных условиях (эстафеты, игры, групповые старты и др.). Частота сердцебиений в предложенных упражнениях варьирует в зависимости от возраста и уровня  подготовленности занимающихся в пределах 170-180 ударов в минуту.
  2. При выполнении нового, плохо освоенного упражнения не надо стремиться выполнить его с предельной скоростью.
  3. Выполняя упражнение на быстроту, необходимо обращать внимание на умение занимающего расслаблять мышцы не участвующие в основном двигательном акте (например, техника бега на 100 метров у  высококвалифицированных спринтеров и школьников). У последних лицо перекошено, руки напряжены и др.
  4. Отдых между упражнениями на быстроту должен быть достаточно продолжительным и занимать – 3-5 и более минут. Необходимо обучать занимающегося, при выполнении упражнения, умению хорошо настраиваться на каждую очередную попытку (с целью лучшего развития быстроты используются средства, описанные в Приложении № 5).

Основное средство развития быстроты – упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Например, преодоление  небольших расстояний, бег с ускорением на 50-60 м, со старта и с хода на 30-50м, бег на 60 м, 100 и 200 м, эстафетный бег, специальные беговые  упражнения, бег по песчаному грунту; бег в гору и др. Длина преодолеваемого расстояния дистанции должна быть такой, чтобы скорость не снижалась к концу; движения выполняют с предельной скоростью; интервалы отдыха между попытками делают настолько большими,  чтобы обеспечить относительно полное восстановление сил. Подтверждая действительность данных рекомендаций и анализируя результаты роста показателей, получился график (см. Приложение № 9. Бег 30 м), который говорит о значительном росте скорости учащихся.

                Силовые способности

        При воспитании этих способностей у ученика необходимо определить упражнения, в которых проявляется сила (см. Приложение № 6).

        Создаю представление у учащихся об аспектах при  выполнении упражнений на развитие силы. К основным из них относятся:

  1. Величина отягощения должна быть такая, чтобы учащийся мог  выполнить не менее 4-х повторений этого упражнения в одном подходе. При  этом частота сердечных сокращений у него должна быть не более 170 ударов  в минуту. Лучше всего, если учащийся сможет выполнить 8-12 повторений в предложенном упражнении. Можно объяснить учащимся, что  нецелесообразно применять упражнение – отжимание в упоре лежа – для  развития силовых возможностей, если оно выполнено им не более 2-х повторений в одном подходе. Для этого необходимо предварительно укрепить мышцы рук с помощью других, адекватных силовым возможностям  занимающегося, других упражнений и только затем использовать это упражнение для развития силовой выносливости. Рост и развитие силовых способностей показан на графике (см. Приложение № 10).
  2. В каждом подходе, для развития силовых качеств, необходимо  повторять выполнение упражнений до «отказа».
  3. Интервалы отдыха между подходами должны быть не более 2-3  минут.
  4. После выполнения упражнений на силу желательно выполнить несколько упражнений на расслабление мышц и гибкость отдельных звеньев тела.

Для развития мышечной массы и силовой выносливости рекомендую круговую тренировку. Круг (цикл) может состоять из таких упражнений: скачки через гимнастические  скамейки (3-4 раза), приседания с весом в руках, переходы из положения лежа в положение сидя и обратно с набивным мячом за головой, прыжки на двух ногах через 2-3 барьера и  другие упражнения. На упражнения затрачиваем примерно 15 мин-три-четыре круга (цикла). По мере развития силы и силовой выносливости увеличиваю количество повторений и одновременно усложняю упражнения.

Выносливость

        Это качество человека представляется – как способность длительно выполнять упражнение и противостоять утомлению. Существует два вида выносливости: общая и специальная. На первой из них остановимся более подробно ниже.

        Необходимо заметить, что выносливость можно развивать с помощью практически любых физических упражнений, но лучше всего с помощью  упражнений из циклических видов спорта – ходьбы, бега, плавания, езде на   велосипеде, ходьбы на лыжах, бега на коньках, подвижных и спортивных игр. При дистанционном выполнении упражнений на выносливость без  перерывов, их необходимо выполнять в среднем и медленном темпе. При этом частота сердечных сокращений не должна превышать 150 ударов в  минуту, что вполне обеспечивает оптимально работу организма, занимающегося в течение 10-15 минут. Результативность этой работы видна на графике (см. Приложение № 11. Бег 1000 м).

        Это качество можно развивать с помощью выполнения простейших гимнастических упражнений, выполнение которых необходимо производить без перерыва. Такой способ выполнения упражнений на выносливость называется «поточное» выполнение упражнений. Используя этот метод, я акцентирую внимание учащихся на теоретико-практических занятиях, что именно он является основным на первых парах развития этого качества. Продолжительность такого комплекса упражнений  составляет 10-15 минут. Обращаю внимание учащихся и на то, что при выполнении упражнений на выносливость необходимо концентрировать свои условия на правильном дыхании: не задерживать его, в  случае необходимости дышать через нос и рот одновременно. При этом необходимо расслабить просто нижнюю челюсть, акцент сделать на  полноценных выдох (при произвольном вдохе).

        Интенсивность упражнений на выносливость учащимся младших классов  объяснить трудно. Вместе с тем при этом можно дать такую рекомендацию: скорость выполнения должна быть такой, чтобы учащийся при выполнении упражнения мог разговаривать или дышать через нос (см. Приложение № 7).

        В комплексе упражнений при круговом методе тренировки я включаю легкоатлетический бег, особенно в игровой и в соревновательной формах. Это позволяет мне  выполнять значительную по объему нагрузку. Использую круговой метод тренировки с учетом индивидуальных возможностей подростков. Определяю максимально возможное число повторений для каждого занимающегося и после этого постепенно увеличиваю нагрузку.

Гибкость

        При недостаточной гибкости у человека резко усложняется и, конечно же, замедляется процесс освоения двигательных навыков, столь необходимых в спортивной деятельности и быту индивида.

        В качестве методических основ развития гибкости можно широко  использовать в занятиях общеподготовительные упражнения, с элементами  сгибаний и разгибаний, наклонов и поворотов туловища. Эти  упражнения направлены на повышение подвижности во всех суставах и осуществляются без учета специфики вида деятельности.

        Мои упражнения на гибкость носят активный, пассивный и  смешанный характер. Все средства, применяемые для развития гибкости,  разделяю на развивающие пассивную, активную и смешанную гибкость. Развитию активной гибкости способствуют упражнения,  выполняемые как без отягощения, так и с отягощением. К ним относятся маховые и пружинящие движения, рывки и наклоны. Отягощения повышают эффективность упражнений вследствие увеличения амплитуды движения, за  счет использования силы инерции.

        

Упражнения на гибкость включаю в комплексные занятия, в которых наряду с развитием гибкости планирую развитие и других качеств, например, силы. Упражнения на гибкость могут составлять  и значительную часть утренней гимнастики и мероприятий, проводимых в  режиме дня учащихся. Когда планирую работу по развитию гибкости, имею ввиду, что активная гибкость развивается в 1,5-2 раза  медленнее пассивной; разное время требуется и на развитие подвижности в разных суставах. Этот показатель зависит от многих факторов: от структуры и мышечной ткани, возраста ребенка, а в конечном счете – от построения  тренировочных воздействий.

        В зависимости от характера упражнений, которые применяю для развития гибкости, особенностей конкретного сустава, возраста и пола учащегося,  темпа движений продолжительность упражнений может колебаться в  пределах от 20 секунд до 2-3 минут. При этом активные статистические  упражнения непродолжительны. Пассивные сгибательные и разгибательные  движения могут выполняться длительное время (см. Приложение № 8).

        Упражнения на гибкость выполняют без снарядов, на гимнастической стенке и  других снарядах, с набивными мячами, гантелями, с партнером и др. Увеличиваем амплитуду в этих упражнениях собственными усилиями – при маховых движениях руками или  ногами, либо за счет приложения внешних сил, например, усилий партнера в парных  упражнениях.

        Для развития гибкости использую разнообразные подвижные и спортивные  игры, упражнения с движениями большой амплитуды (без предметов и с предметами), упражнения на гибкость в сочетании с упражнениями на укрепление суставов, связок и  мышц. Темп выполнения упражнений на гибкость устанавливаю в зависимости от их характера и целевого назначения, а также от уровня подготовленности учащихся, что и показывает график (см. Приложение № 12. Наклон вперед сидя на полу).

Ловкость

        Основные задачи развития ловкости у учащихся – овладение новыми двигательными навыками и умениями и совершенствование способности эффективно перестраивать двигательную деятельность при изменении обстановки. Поэтому развитие ловкости предполагает, во-первых, развитие  способности осваивать координационно-сложные  двигательные действия, во-вторых, способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно изменяющейся обстановки.

        Средствами развития ловкости служат прыжки, упражнения в равновесии с дополнительными заданиями (перетаскивание предметов, переступание через предметы) всевозможные метания, упражнения, требующие высокой координации движений. Полезны также упражнения, выполняемые в усложненных условиях (бег с преодолением препятствий, равновесие, перелезания и др.). Особое значение для развития ловкости имеют  спортивные игры и гимнастические упражнения, а также подвижные игры (см. Приложение № 14).

        Считаю, важным составным элементом ловкости – быстрота ответа на новую ситуацию, и для  совершенствования её применяю такие методические приемы, которые заставляли бы учащихся  реагировать с каждым разом быстрее. В спортивных играх – это  сокращение расстояния между игроками и т.п.

        Для комплексного совершенствования ловкости наиболее ценным средством  признаю подвижные и спортивные игры, так как во время игр непрерывно и внезапно изменяется ситуация и условия деятельности, происходит переключение от одних действий  к другим, когда играющим приходится в кратчайшее время решать сложные двигательные задачи. Изменение нагрузок, направленных на развитие ловкости, должно идти в основном по пути постепенного повышения координационных трудностей.

При этом использую методические приемы, стимулирующие более сложное проявление координации движений:

применение необычных исходных положений, зеркальное выполнение упражнений, смена  способов выполнения упражнений, усложнение упражнений дополнительными движениями и др.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

        Вполне естественно, что учащиеся утомляются во время учебной работы. Это объясняется однообразием работы, которая ведет к снижению внимания и работоспособности детей. Для того, чтобы это не происходило, я провожу занятия, направленные на формирование физического воспитания. Кроме этого школьникам прививаю основные концепции З.О.Ж. Объясняю учащимся, что выполнение физических упражнений позволяют укрепить здоровье, улучшить физическое развитие и подготовленность, только если они будут соблюдать некоторые важные методические правила (системность, постепенность, индивидуальность).

        Внедряя на своих уроках здоровьесберегающие технологии, использую лично ориентированный подход, учитывая группу здоровья и индивидуальные способности. Я добилась следующих результатов. Например, на уроках учащиеся могут работать по отделениям, каждое из которых соответствует определенной группе здоровья, а значит, при выполнении заданий ученики получают дозированную нагрузку. Временно освобожденные от занятий по состоянию здоровья учащиеся помогают мне оценивать выполнение заданий одноклассников.

        Кроме уроков физкультуры, рекомендую ученикам ежедневно выполнять утреннюю гимнастику до начала занятий самостоятельно дома. А методическую помощь в составлении комплексов упражнений оказываю сама и провожу беседы по закаливанию организма.

        Результатом моей работы стало уменьшение пропусков занятий по причине простудных заболеваний и улучшение здоровья, о чем и свидетельствует количество учеников, которые перешли из специальной медицинской группы в подготовительную, а из подготовительной в основную (см. Приложение № 13).

        Я думаю, главная задача – включить каждого ребенка в систематические занятия физической культурой и спортом для увеличения двигательной активности учащихся. Нужна система спортивно-оздоровительных мероприятий, активная физкультурно-оздоровительная работа, которая даст им возможность заниматься в спортивных секциях по различным видам спорта (волейбол, баскетбол, ОФП и т.д.).

        С 2001 года провожу занятия в секции ОФП. За этот период команда  

6-г класса добилась следующих результатов: 2001 год – I место в первенстве города, зональные соревнования – I место, окружные – IY место, которые проводились в г. Сургуте. В 2002 году сборная команда 3-х и 4-х классов заняла  в первенстве города I место в спортивных состязаниях «Веселые старты». В этом же году 3-в класс в первенстве города занял II место по «Губернаторским» состязаниям. В 2003 году команда сборных 3-х и 4-х классов – I место в первенстве города, II место в зональных соревнованиях по спортивным состязаниям «Веселые старты»  (г. Когалым).

        И последнее. Заканчивая школу, человек должен быть убежден в том, что современная профессиональная, общественная, семейная жизнь будут зависеть от состояния его здоровья. «В здоровом теле – здоровый дух». Поэтому, воспитание физически и нравственно здорового человека -  основная задача уроков  физической культуры в школе.

Приложение.

Приложение 1.

Комплексы упражнений для физкультурных минут (направленных на восстановление утомленных глаз).

Комплекс 1.

1. И.п. - сидя или стоя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

2. И.п. - сидя или стоя. Быстро поморгать 1-2 минуты.

3. И.п. - сидя или стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.

Комплекс 2.

1. И.п. - сидя или стоя, выставить палец руки вперед. 1- двигать палец вправо, глазами следить за пальцем; 2- двигать палец влево; 3-вверх, 4- вниз. Повторить 3 раза. Палец двигается по широкой амплитуде. Глаза неотрывно следят за пальцем.

2. И.п. - сидя. На счет 1,2 - не поворачивая головы, быстро перевести взгляд из правого верхнего угла в левый нижний; 3-4 - из левого верхнего угла в правый нижний.

3. И.п. - сидя или стоя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

Приложение 2.

Комплексы упражнений для физкультурных минут (направленных на расслабление локально загруженных мышечных групп).

Комплекс 1.

1. И.п. - сидя, руки на столе. 1 - вдох, кисти сжать в кулак (вполсилы), фиксировать 2-3 секунды; 2- выдох, полное расслабление мышц обеих рук.

2. И.п. - стоя, ноги врозь. 1 - глубокий вдох, руки в стороны и согнуть в локтях; 2- напрячь мышцы шеи И рук; 3-4 - руки и голову расслабленно "уронить", полный выдох.

3. И.п. - о.с. 1-махом назад левой ногой, руки вверх (вдох); 2-и.п.

Комплекс 2.

1. И.п. - сидя. 1-глубокий выдох, потянуться (произвольно); 2-3 - вдох, напрячь все мышцы, задержать дыхание; 4- расслабленно положить голову и руки на парту, полный выдох.

2. И.п. - о.с., руки скрестно. 1-руки вверх, ладонями вперед, вдох;

2- "уронить" кисти; 3- "уронить предплечья" (выдох); 4- "уронить" руки и принять и.п.

3. И.п. -стоя, ноги врозь. 1-руки вытянуть в стороны-вверх, потянуться (глубокий выдох); 2-3 - напрячь все мышцы, задержать дыхание (вдох); 4- расслабленно сесть в положении низкого приседа, полный выдох, полностью расслабиться.

Комплекс 3.

1. И.п. - сидя, руки за голову. I- согнуть левую ногу вперед; 2-3 -маховые движения голенью вперед-назад; 4- и.п.; 5-8 - то же правой ногой.

2. И.п. - стоя, руки в стороны, максимально напрячь мышцы рук и плечевого пояса, пальцы сжаты в кулак. 1- наклониться, расслабить мышцы рук и плечевого пояса, руки "уронить"; 2- и.п.

3. И. п. - о.с.1-2 - поднять правую (левую) ногу вперед, максимально напрячь мышцы ног; 3 - расслабленно "уронить" ногу; 4- и.п.

Приложение 3.

Комплексы упражнений для физкультурных минут (направленных на снижение возбуждения симпатического отдела вегетативной нервной системы).

Комплекс 1.

1. И.п. - сидя (стоя), правая рука на груди, левая на животе. 1-глубокий вдох, задержка, живот выпятить вперед; 2- медленный выдох, живот втянуть в себя.

2. И.п. - стоя, сидя. 1-полный вдох; 2-медленный выдох через рот (губы сложены как для свиста).

3. И.п. - ноги врозь, руки на поясе. 1-руки в стороны, вдох носом;

2-3-выдох ртом небольшими порциями; 4- и.п., полный выдох.

Комплекс 2.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки скрестно. 1-руки в стороны-книзу, пальцы в кулак, вдох; 2- расслабить мышцы рук и принять и.п., выдох.

2. И.п. - основная стойка, руки вверх. 1 - наклон вперед, расслабляя мышцы "уронить" руки; 2-3 - руки раскачиваются, выдох; 4- и.п., вдох.

3 И.п. - основная стойка. 1- поднимаясь на носки, руки вперед-вверх, вдох; 2- полуприсед, руки махом назад, выдох; 3- мах руками вперед-вверх, вдох.

Комплекс 3.

1. И.п. - сидя, ноги врозь. 1-руки вверх, прогнуться, вдох; 2-"уронить" руки, наклонить голову вперед, выдох; 3-4 - и.п., вдох.

2. И.п. - сидя. 1-2-руки вверх, пальцы в кулак, поднять ноги вперед-книзу, вдох; 3-4 - расслабить мышцы, "уронить" руки и ноги, вернуться в и.п., выдох.

3. И.п. - стоя, ноги врозь. 1-глубокий выдох, руки вытянуть в стороны-вверх, потянуться; 2-3 - вдох, напрячь все мышцы, задержать дыхание; 4- расслабленно сесть в положении низкого приседа, полный выдох, полностью расслабиться.

Комплекс 4.

1. И.п.-сидя, руки скрестно. 1 - руки вверх, ладони вперед, вдох; 2-"уронить" кисти, выдох; 3- "уронить" предплечья; 4- "уронить" руки и принять и.п.

2. И.п. - наклон вперед, руки вперед скрестно. 1- выпрямиться, руки через стороны вверх, вдох; 2- и.п., выдох.

3. И.п. - основная стойка. 1-правую руку вверх, вдох; 2-левую руку вверх, глубокий вдох; 3- наклон вперед, расслабить руки ("уронить"), выдох; 4- и.п.

Приложение 4.

Комплексы упражнений для физкультурных минут (направленных на возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы).

Комплекс 1.

1. "Дровосек". И.п. - ноги врозь, руки поднять вверх, пальцы сплетены. 1- мах руками, наклон вперед; 2- и.п..

2. И.п. - сидя (стоя). 1- вдох (полный); 2- толчкообразный выдох через нос.

3. И.п. - сидя (стоя). 1-выдох; 2-толчкообразный вдох через нос.

4. "Комочек". И. п. - основная стойка. 1-руки через стороны поднять вверх (вдох); 2- присесть,  сгруппировавшись и обхватив руками колени (выдох); 3- встать, руки через стороны вверх (вдох); 4- и.п. (выдох).

Комплекс 2.

1. "Ветер качает ромашки". И.п. - руки за голову. 1-наклон влево;

2- и.п.; 3- наклон вправо; 4- и.п.

2. "Ух, устал". И.п. - стойка ноги врозь, руки поднять вверх над головой. 1- наклониться вниз, произнести "У-х-х! У-х-х!"; 2- и.п., вдох.

3. Прыжки на месте (произвольно).

Комплекс 3.

1. "Лови комара". И.п. - стойка ноги врозь. 1-слегка сгибая колени, поворот корпуса вправо с хлопком в ладоши (впереди, выше головы);

2-и.п.; 3-4 - повторить в другую сторону.

2. "Паровоз". И.п. - стоя. Ходьба на местё, делая поперечные движения согнутыми руками и приговаривая "Ч-у-х! Ч-у-х! Ч-у-х!. Повторить 2-3 раза по 10-15 секунд.

3. И.п. - стоя. Бег или быстрые приседания на месте. Продолжительность 15-20 секунд.

Приложение 5.

Показатель – быстрота.

С целью ее развития необходимо использовать в тренировочном процессе следующие средства: спортивные игры (волейбол, баскетбол, ручной мяч и др.), максимальные ускорения в беге на коротких отрезках, выпрыгивания с поворотом на 90°, 180° и 360°, ловля предметов (мяча и др.), быстрые хватательные движения.

Примерные средства:

1. Игра в волейбол - 20-30 мин.

2. Игра в баскетбол - 15-20 мин.

3. Игра в ручной мяч - 15-20 мин.

4. Игра в настольный теннис - 20 мин. Эти игры могут выполняться в начале или конце тренировочного занятия.

5. Включение в элементы разминки упражнений (рывков, быстрой смены положений тела, быстрой смены выполнения движений и др.). Дозировка - 8-10 повторений в 4-5-и сериях.

6. Прыжки на месте и в движении с элементами быстрых поворотов на 90°-360°. Дозировка - 10-12 повторений, в 4-5-и сериях.

7. В нестандартных ситуациях - быстрая передача и ловля мяча и предметов. Дозировка - 10-12 повторений, в 3-4-х сериях.

8. Упражнения на быстрые хватательные движения, жонглирования (с мячом, кеглями и др.). Дозировка- 12-15 повторений, в 3-4-х сериях.

Приложение 6.

Показатель - динамическая сила.

С целью развития ее необходимо использовать в тренировочном процессе следующие средства: напрыгивания и спрыгивания, прыжки, подскоки, ускорения в беге и др.

Примерные упражнения:

1. Напрыгивания на скамейку (стул), козла и др. Дозировка -10-12 повторений, в 3-4-х сериях. Темп средний и высокий.

2. Выпрыгивания толчком двух, тройной прыжок и многоскоки, в

3-5-и сериях.

3. Спрыгивания в глубину со скамейки, плинтов с последующим отталкиванием. Высота возвышения от 30 см и выше. Дозировка -10-14 повторений в 3-5-и сериях. Темп средний и высокий.


Приложение 7.

Показатель - скоростная выносливость.

С целью развития ее в тренировочном процессе необходимо использовать следующие средства: наклоны в быстром темпе, вращения, прогибы, подъемы ног и туловища с вращениями.

Рис. Комплекс упражнений.

Примерный комплекс упражнений:

1. И.п. - о.с. 1- наклон вперед, касаясь пальцами (ладонями) пола.

2- и.п. Дозировка - 14-18 повторений в 4-5-и сериях, в высоком темпе (близко к максимальному).

2. И.п. - сидя на полу, ноги прямые. 1- наклоны вперед, максимально вытягиваясь, руки скользят по полу параллельно у ног; 2- и.п. Дозировка - 14-16 повторений, в 4-х сериях. Темп максимальный.

3. И.п. - стоя, ноги пошире. 1-2-наклон к левой; 3-4-и.п. Попеременно к правой. Дозировка - 8-10 повторений к каждой ноге. Темп высокий.

4. Попеременно вращения в левую и правую стороны. И.п. - стоя, ноги пошире, руки на бедрах. 1-4 - наклонившись вперед, вращение в правую сторону на 360° с прогибом; 5-8 - то же, в левую сторону. Дозировка - 8-10 вращении в каждую сторону, в быстром темпе.

5. И.п. - сидя на полу, упор на коленях, с опорой руками сзади. 1-2-выпрямиться с прогибом оттолкнувшись с руками; 3-4- и.п. Дозировка - 16-20 повторений, в 4-х сериях. Темп максимальный.

6. И.п. - лежа на спине с опорой на пол руками, ноги согнуты под 90° в отношении к туловищу прямые, носки оттянуты. 1-4 - вращение ногами влево; 5-8 - то же вправо. Дозировка- 8-10 вращении в каждую сторону, в 3-4-х сериях. Темп максимально возможный.

7. И.п. - то же, что и п.6. 1 -4 - вращения правой вправо; 5-8 - вращения левой ногой влево. Дозировка - 8-10 вращений         каждой. Темп максимально возможный.

Показатель - общая выносливость.

С целью развития ее необходимо использовать в тренировочном процессе следующие средства: средства из видов спорта циклической направленности - бег, в том числе и по пересеченной местности, лыжи, плавание, велосипед и др.

Рекомендуемые средства:

1. Бег, в начале с малой, а затем, по, истечении 4-х недель, со средней интенсивностью (скоростью) в течение значительного времени, которое составляет 20-60 мин. Проводится 1-2 раза в неделю.

2. Как альтернативный вариант - бег по пересеченной местности. Дозировка та же, что и в п. 1.

3. Возможны варианты выбора предложенной циклической работы из приложения 4, п.п. 3-5 и их комбинации.

4. Показана  длительная работа - от 30 минут и до нескольких часов на открытом воздухе в саду, поле или приусадебном участке (копка картофеля и земли, уборка территории, заготовка сена и другие виды работ).

Приложение 8.

 Показатель - физическое качество – гибкость.

С целью развития его необходимо использовать в тренировочном процессе следующие средства: наклоны стоя и сидя вперед, в стороны с элементами вращении, прогибы, висы и др., эти же упражнения с помощью тренера или партнера.

Комплекс упражнений:

1. И.п. - о.с. 1- наклон вперед, касаясь пальцами (ладонями, локтями) пола; 2- и.п. Дозировка - 10-12 повторений в 3-х сериях (подходах).

2. И.п. -сидя на полу. 1- наклон вперед, касаясь лбом пальцев ног;

И.п. Дозировка - 10-12 повторений, в 3-5-и сериях.

3. И. п. - сидя на полу. 1- наклон вперед, поворачиваясь с выносом правой к левой ноге; 2- и.п. Следующий цикл к правой. При этом коснуться ладонью стопы. Дозировка -8-10 повторений в разные стороны в 5-и сериях.

4. И.п. - стоя, ноги пошире. 1- наклон к левой и правой попеременно с элементами скручивания; 2- и.п. Дозировка - 10-12 повторений, в 3-5-и сериях.

5. И п. - о.с. 1- шаг вперед левой, с выносом прямых рук кверху над головой; 2- прогнувшись; 3-4 - и.п. Тоже с шагом вперед правой. Дозировка - 8-10 повторений, в 3-5-и сериях.

6. Упражнения 1,2,3,4 можно выполнять с помощью партнера после 4-х недель систематических занятий.


                                    Библиография.

1.“Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся”. В. И. Харитонов, М. В. Бажанова, А. П. Исаев, Н. З. Мишаров, С. И. Кубицкий; Челябинск-1999 г.,  (стр. 10-15, 17-23, 26-30, 32-33, 41-46, 116-129) .

2. “Физическая культура и валеология в жизни детей (основы знаний, умений и навыков)“. Мишаров А. З., Камалетдинов В. Г., Харитонов В. И., Кубицкий С. И.;  г. Челябинск-1998, (стр. 46-49, 69-78).

3. “ Эффективная методика двигательной подготовки школьников. // Пути повышения физической культуры школьников “ .-Омск: ОГПИ, 1989. –С.13. Жук В. А., Мартыненко И. П.  

4. “ Концепция физического воспитания детей и подростков. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка “. –1996. -№1. –С. 5-10. Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б.

5. “ Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащейся молодёжи“. Методическое пособие. –Челябинск: ДЦНТИ, 1994. –40 с. Харитонов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тема самообразования: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. Состояние здоровья школьников – важнейший показатель ...»

Принципы здоровьясберегающих технологий,пути решения проблемы, классификация здоровьясберегающих технологий, тест- анкета для самооценкиизменений своего здоровья....

доклад на педсовете на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Здоровьесберегающие технологии  на уроках физической культуры.  Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к обр...

Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культурыИспользование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии н...

Анализ по теме самообразования Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Анализ по теме самообразования Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры...

«Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»

Выступление на курсах повышения квалификации г. Казань 2018 год.Тема: «Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Учитель физической культуры М.С.Палкина

ИспоИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчитель физической культурыМ.С.Палкинальзование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчит...