Главные вкладки

    Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме
    статья по физкультуре на тему

    Сушилин Николай Викторович

    Курсы повышения квалификации

    "Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"

    («Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме»)

    Аттестационная работа

    «Элементы современной системы физической подготовки спортсмена» 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

    «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

    Городской центр развития дополнительного образования

    Курсы повышения квалификации

    "Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности" 

    («Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме»)

    Аттестационная работа

    «Элементы современной системы физической подготовки спортсмена»

                  Автор: Сушилин Николай Викторович

                  педагог отделения дополнительного образования ГБОУ СОШ № 511

    Санкт-Петербург 2015

    Содержание

    Введение

    Часть 1. Элементы современной системы физической подготовки спортсмена……………………………………………………………………..5

    1. Физическая подготовка………………………………………….5
    2. Виды, задачи и средства физической подготовки……………..6
    3. Особенности физической подготовки  спортсменов – туристов…………………………………………………………..7
    4. Современные системы многолетней спортивной подготовки в горнем туризме…………………………………………………..15

    Часть 2. Разработка средств и методов физической подготовки спортсменов –туристов…………………………………………………………………………19

    Заключение………………………………………………………………………22

    Список  использованной литературы…………………………………………..23


    ВВЕДЕНИЕ

    Современную физическую подготовку следует рассматривать как многоуровневую систему. Каждый уровень которой имеет свою структуру и свои специфические особенности.

    Самый низкий уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения уровня физической подготовки увеличивается ее сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строиться уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности.

    Актуальность. Занятия туризмом очень важны для здоровья. Современное общество стремится к здоровому образу жизни. В частности, это выражается в том, что граждане желают активно проводить досуг, перемещаясь по странам и регионам, совмещая проведение свободного времени с познанием и оздоровлением. 

    Проблема заключается в  осуществлении физической подготовки, ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки.

    Общая физическая подготовка создает основу для овладения упражнениями, способствует развитию двигательных способностей, повышение общей работоспособности. Для представителей многих видов спорта она одинакова и содействует развитию качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях.

    Для достижения спортсменом мастерства международного уровня, его необходимо готовить 10–12 лет. Наглядна и крутизна подъема к вершинам мастерства, которую одолевает соответственно один из 7, 28, 168 и более 2 тыс. занимающихся на этапах много- летней подготовки. Отсюда появляется возможность прогнозирования резерва как источника пополнения сборной России по видам спорта. Для этого необходимо выработать идеологию развития видов спорта, суть которой  в определении необходимой потребности в высококвалифицированных спортсменах, отвечающей экономической целесообразности и эффективности развития.

    Цель работы – исследовать основные  элементы современной физической подготовки спортсменов на примере спортсменов – туристов.

    Задачи работы:

    • изучить литературу по данной теме;
    • определить объект и предмет исследования;
    • рассмотреть проблематику темы;
    • выявить и проанализировать статистику по изучаемой проблеме;
    • сделать соответствующие выводы и предложения.

    Объект работы: современная система физической подготовки спортсмена – туриста.

    Предмет работы: средства и методы физической подготовки спортсменов – туристов.

    Использование методов:

    1. Анализ и обобщение литературных данных.
    2. Педагогическое наблюдение.


    Часть 1. Элементы современной системы физической подготовки спортсмена

    1. Физическая подготовка

    Физическая подготовка спортсмена направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей - силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости.

    Современный спорт предъявляет высокие требования к физической подготовленности спортсменов. Это объясняется следующими факторами:

    1. Рост спортивных достижений всегда требует нового уровня развития физических способностей спортсмена. Например, для того чтобы толкнуть ядро за 20 м, необходима не только совершенная техника, но и очень высокий уровень развития силы и быстроты. Расчеты показывают, что увеличение дальности полета ядра на 1 м требует повышения мощности толчкового усилия на 5-7%.

    2. Высокий уровень физической подготовленности - одно из важных условий для повышения тренировочных и соревновательных нагрузок. За последние 20-25 лет показатели нагрузок в годичном цикле у сильнейших спортсменов мира увеличились в 3-4 раза. Вследствие этого резко возросло и количество спортсменов с хроническим перенапряжением миокарда. Это заболевание характерно в основном для спортсменов, имеющих недостатки в физическом развитии, в деятельности отдельных органов и систем.

    Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов - уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации.

    1. Виды, задачи и средства физической подготовки

    Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

    ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обусловливающих успех спортивной деятельности.

    Задачи ОФП:

    1. Повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма.

    2. Развитие всех основных физических качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.

    3. Устранение недостатков в физическом развитии.

    Средствами ОФП являются упражнения из своего и других видов спорта. Значительное место отводится также упражнениям на развитие ловкости и гибкости. Меньший удельный вес имеют упражнения на развитие общей выносливости. У бегунов на длинные дистанции, наоборот, упражнения на развитие общей выносливости играют особую роль. Им отводится значительное место в процессе ОФП. Силовые упражнения выполняются с небольшими отягощениями, но большим числом повторений.

    СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.

    Задачи СФП:

    1. Развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта.  

    2. Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта.

    3. Воспитание способностей проявлять имеющийся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности. Например, у пловцов максимальное потребление кислорода (МПК) при стандартной нагрузке в лабораторных условиях составляет в среднем 70 мл/кг мин. А при плавании с соревновательной скоростью — 46 мл/кг/мин, т.е. всего 65% от МПК.

    4. Формирование телосложения спортсменов с учетом требований конкретной спортивной дисциплины. Например, показатели телосложения (рост, вес, конституция и т.д.) у легкоатлетов, специализирующихся на разные дистанции, как правило, отличаются между собой. Поэтому в процессе СФП следует направленно воздействовать на те компоненты телосложения, от которых зависит успех в избранном виде спорта и которые можно целенаправленно изменять с помощью средств и методов спортивной тренировки.

    Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

    Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке спортсмена зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена, вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса и др.

    С ростом квалификации спортсмена увеличивается удельный вес средств СФП и соответственно уменьшается объем средств ОФП.

    1.3. Особенности физической подготовки туристов

     

    Физическая подготовка туриста-водника независимо от способа передвижения (байдарка, лодка, плот, моторная лодка) ,  связана в первую очередь с умением плавать в различных условиях (в спокойной воде, на быстрой порожистой реке, в плавательном костюме, повседневной одежде), а так же с   умением спасти утопающего и транспортировать его до берега, выплыть из-под перевернувшегося судна и транспортировать его к берегу, нырять и доставать со дна предметы снаряжения. Особые требования  походы на гребных судах предъявляют к силе и выносливости мышц рук и туловища, а также к подготовке ладоней гребца к длительной специфической работе (Водоходов А.А.,1985).

    Туристский поход на байдарке, лодке или  плоту связан во многом с переносом тяжестей (перенос байдарки, волок лодки проводка судна через пороги и перекаты движение вверх по течению, постройка плота, стаскивание его с мели). Поэтому специальная физическая подготовка туриста-водника должна включать тренировки с гантелями, гирями, штангой.

    На первой стадии занятий водным туризмом планируется воспитание основных качеств: выносливость, сила, гибкость, скорость, координация.

    Выносливость - одно из самых важных физических качеств туристов. Определяется она как возможность длительное время проявлять высокую работоспособность. В  водном туристском походе приходится преодолевать большие расстояния в течение длительного времени и со значительной физической нагрузкой, зависящей от сложности естественных препятствий, темпа передвижения, метеорологических условий, веса рюкзака. В результате организм утомляется и создается возможность появления ошибок при преодолении опасных или сложных участков маршрута. Следовательно, запас прочности и безопасность туриста- водника во многом зависят от его выносливости (Зациорский В.М.,1966).

    При воспитании выносливости ставятся три основные задачи: улучшение аэробных возможностей, совершенствование деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем; повышение анаэробных возможностей; повышение физиологических и психологических границ устойчивости к сдвигам внутренней среды, вызванным напряженной работой.

    При этом нагрузка характеризуется следующими факторами: интенсивностью, продолжительностью, величиной интервала отдыха, характером отдыха и числом повторений упражнений. Наиболее доступные средства воспитания общей выносливости  являются  ходьба,  кроссовый бегпрыжки, спортивное ориентирование на местности, лыжные гонкиплавание, спортивные и подвижные игры, велосипедный спорт, гребля, ритмическая гимнастика.

    При воспитании выносливости, особенно у школьников, нужно учитывать большие возрастные различия в приспособительных реакциях организма к повышенным нагрузкам. Работая с детьми, важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью целесообразно чаще проводить тренировки в лесной или парковой зоне. Только всесторонне подготовленные туристы могут быстро преодолеть сложный и протяженный маршрут, насыщенный естественными препятствиями.  Большое значение имеет умение туриста распределять силы при выполнении различных физических упражнений и технических приемов, а также умение выполнять их без особых мышечных напряжений, т.е. технично.

    Длительное, технически правильное решение туристских задач определяет специальную выносливость туриста. Она не может развиваться без общей выносливости - составной части всестороннего развития любого спортсмена. Специальная выносливость воспитывается всеми средствами технической подготовки: походами выходного дня. Специальная выносливость - способность к многократному повторению упражнений по технике  водного туризма без снижения качества их выполнения.

    Основной метод тренировки общей выносливости туристов в начальный период занятий - равномерный, с длительностью выполнения упражнений в однократном режиме не менее 30 мин. Дальнейшее спортивное совершенствование туристов,  и развитие выносливости требуют использования переменного и повторного методов. Упражнения, выполненные этими методами, заставляют туриста переносить различные нагрузки в течение 1-2 часов. Кроме того, выносливость развивают: бег по пересеченной местности (не менее 5 км), туристские походы однодневные (не менее 20 км) или двухдневные (не мене 30 км), при этом низкий уровень нагрузок можно планировать и выдерживать на тренировках в течение многих часов. Тренировки на развитие выносливости при среднем уровне нагрузки не следует проводить более 3 часов. Высокий уровень нагрузки используется только в тренировках высококвалифицированных туристов.

    При спортивном совершенствовании этот уровень нагрузок необходим в интервальном  и повторном методах  тренировок ,  с обязательным медицинским контролем и самоконтролем (Готовцев П.И, Дубровский В.И.,1988)

    Развивать выносливость нужно с учётом основных физиологических показателей туриста: частотой сердечных сокращений (ЧСС) и максимальным потреблением кислорода (МПК).

    При больших по интенсивности нагрузках ЧСС повышается до 300% и более по отношению к нормальной (60 уд./мин), но при снятии нагрузки наблюдается восстановление нормальной ЧСС.

    У достаточно тренированных туристов восстановление происходит в течение нескольких минут. В туризме принято выделять следующие уровни интенсивности нагрузки по ЧСС:

    -  низкий уровень - 90-130 уд./мин;

    -  средний уровень - 130-170 уд./мин;

    - высокий уровень - 170-190 уд./мин.

    При повышении ЧСС происходит увеличение потребления кислорода, которое, однако, не может быть больше МПК. Величина МПК для каждого человека определяется его индивидуальными особенностями и выражается количеством кислорода (в миллилитрах), потребляемого за 1 мин в пересчете на 1 кг веса человека. Ориентировочные данные для МПК туристов-спортсменов высшей квалификации до 90 мл, для регулярно занимающихся спортивным туризмом - около 50 мл, для не занимающихся - менее 40 мл (Аулик И.В.,1977).

    Специальная выносливость туриста выявляется в условиях преодоления препятствий, близких к реальным.

    Развитие силы - это не столько развитие мускулатуры всего тела туриста, сколько развитие приспособленности мышц к динамической работе определенной мощности, типичной для туристов. Абсолютная сила мышц, развитая путем отягощений за счет простого увеличения физиологического поперечника мышц, является только основой для развития динамической силы туриста (Зациорский В.М.,1966).

    Для туристов – водников, как  правила  необходима  сила мышц рук, спины и мышц брюшного пресса. Однако физическое совершенствование предусматривает гармоничное развитие всех групп мышц. Сила туриста характеризуется способностью его мышц выдерживать умеренные напряжения в течение длительного времени, а также способностью многих мышечных групп  (рук, спины и т. д.) к предельным кратковременным напряжениям.

    При любых физических упражнениях, особенно силовых, мышечная масса увеличивается, что приводит к усилению кровообращения и увеличению запасов энергетических веществ.

    Вначале  при развитии силы у юношей 16-17 лет можно  использовать гантели весом до 3 кг, после 2-3 месяцев регулярных занятий можно упражняться с гантелями 4-5 кг. При этом возрастают продолжительность занятий - с 10 до 30 мин и число повторений отдельных упражнений - с 5-6 раз до 10-15 раз (но не больше). Между упражнениями делают паузу (20-30 с), положив гантели и встряхнув руки и ноги. При выполнении упражнений не следует задерживать дыхание и торопиться с увеличением интенсивности нагрузки. Дальнейшее наращивание силы достигается специальными упражнениями с отягощением: непредельными до отказа, предельными и около предельными в динамическом и статическом режимах, с предельными скоростями. Наибольший прирост силы при этом достигается применением оптимального веса (на 10-15 кг меньше предельного).

    Туристам важно развивать мышечную силу без значительного увеличения веса тела, поэтому в тренировках рекомендуется использовать различные силовые упражнения, в том числе с тяжелыми снарядами (гирями, штангой), с небольшим количеством повторений, обязательно с расслаблением мышц после каждого упражнения. Выполнять их следует после достаточной разминки в любое время тренировочного занятия (Зациорский В.М.,1966).

    Силовые упражнения, связанные с преодолением собственного веса - подтягивание на перекладине, отжимание, в упоре лежа, лазанье по канату без помощи ног, приседание на двух и на одной ноге (пистолетик), «гусиный» шаг и другие - могут и должны выполняться практически на каждом тренировочном занятии в сочетании с другими упражнениями.

    Преодоление собственного веса в тренировках туристов высоких разрядов сопровождается дополнительным отягощением (специальные жилеты, тяжелая обувь, дополнительный груз, сопротивление партнера и т.п.). В упражнениях на развитие статической силы используются фиксированные положения: вис на перекладине для развития мышц кистей рук, удержание ног «углом» сидя на полу или в висе на шведской стенке для развития брюшного пресса, стояние на носках для развития мышц пальцев ног.

    Для развития силы на тренировках в спортзале рекомендуется использовать гимнастические снаряды и набивные мячи, применять игровые методы развития силы (перетягивание каната, «скачки всадников» и др.).

     Развитие силы в процессе тренировок необходимо контролировать. Самый доступный метод контроля силы различных групп мышц - повторение упражнений с преодолением собственного веса «до отказа».

    В развитии силы туристов-юношей средней квалификации нужно ориентироваться на следующие требования: подтягивание на перекладине - 10 раз, приседание на одной ноге (пистолетик) - 20 раз. Для девушек количество подтягиваний на перекладине обычно снижается в 3-4 раза, а приседание на одной ноге - на одну треть.

    Подвижность в суставах определяет гибкость тела, быстроту движений и ловкость. Все эти качества нужны в туристских походах и соревнованиях. Подвижность можно развить систематическими упражнениями, направленными на увеличение эластичности связок и мышц. Важную роль при этом играют упражнения на гибкость, которые позволяют выполнять движения в суставах с большой амплитудой, развивающие подвижность плечевого пояса, позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов (Федотов Ю.Н., Востоков И.Е., 2002).

    Выполнение этих упражнений требует соблюдения следующих приемов: маятникообразные движения телом, пружинящие сгибания, приседания, выпады, захват руками внешней опоры, удержание ногами гимнастической стенки; использование дополнительных отягощений, а также эспандеров или амортизаторов; фиксация отдельных положений (полушпагатов, виса) до 20-30 с. В период разминки, в  основной и заключительной частях занятия широко применяются маятнико образные, круговые или рывковые движения: плечевыми и тазобедренными суставами, прямыми и согнутыми руками, «махи» ногами, движения головой (для развития мышц шеи), сгибания и разгибания верхней половины тела, пружинистые движения в полушпагате.

    Быстрота движений определяется эластичностью мышц и подвижностью в суставах, кроме того, зависит от силы, технической подготовленности и реакции  туриста. Быстроту движений у туристов целесообразно развивать игровым и соревновательным методами, основное внимание уделять  при этом умению оперативно и правильно решать двигательные и специальные технические задачи.

    Продолжительность одной тренировки по видам подготовки рекомендуется планировать следующим образом:

    общая физическая подготовка -2 ч,

    общая туристская подготовка - 4 ч,

    специальная туристская подготовка 4 ч,

    преодоление элементов рельефа -6-8 ч,

    контрольная тренировка - до 10 ч.

    В построении тренировки следует обращать внимание на дозировку упражнений по объему и интенсивности нагрузок. При этом можно ориентироваться на физиологическую кривую во время тренировки - пульсовую характеристику. Пульсовая характеристика отдельного занятия в целом носит типовой характер. Начальная ЧСС в подготовительной части занятия постепенно увеличивается до среднего уровня основной части занятия, где реализуется заданный тренером нагрузочный режим по интенсивности, например, в диапазоне ЧСС 150-180 уд./мин. В заключительной части занятия нагрузка снижается для постепенного, полного или частичного восстановления ЧСС (Аппелянский А.И.,1989).

     Развитие выносливости нужно начинать с бега. В этих целях можно использовать известную дозировку беговой нагрузки для практически здоровых людей различного возраста, ранее не занимавшихся спортом (табл.1).

    Таблица 1

    Оптимальные нагрузки тренировочного занятия бегом первые

    4 месяца самостоятельных занятий (в мин)

    Возраст  (лет)

    1-й месяц

    2-й месяц

    3-й месяц

    4-й месяц

    Мальчики и мужчины

    7-9

    7

    10

    13

    16

    10-13

    8

    11

    14

    17

    14-18

    9

    12

    15

    18

    19-24

    10

    13

    16

    20

    25-33

    10

    12

    15

    18

    34-44

    8

    10

    13

    16

    45-59

    6

    8

    11

    14

    60 и старше

    4

    6

    9

    12

    Девочки и женщины

    7-9

    5

    8

    10

    15

    10-12

    6

    9

    12

    16

    13-15

    7

    10

    13

    16

    16-21

    8

    11

    14

    17

    22-29

    6

    9

    12

    15

    30-41

    4

    7

    10

    13

    42-57

    3

    5

    8

    11

    58 и старше

    2

    4

    6

    9

    Темп бега рекомендуется невысокий и равномерный. Немецкие специалисты считают, что лучше всего бегать по утрам (ноне раньше чем через 10 мин после сна) и каждый день. В таком режиме можно бегать и через день, но минимальная норма - два раза в неделю. Интенсивность нагрузки следует контролировать по ЧСС и постепенно переходить от низких нагрузок к средним. При этом за то же время нужно увеличивать пробега. После 4 месяцевтаких занятий рекомендуется время бега постепенно увеличивать, но сохранять равномерность.

    При любых физических упражнениях, особенно силовых, мышечная масса увеличивается, что приводит к усилению кровообращения и увеличению запасов энергетических веществ.

    Вначале мужчины пользуются гантелями весом до 3 кг, после 2-3 месяцев регулярных занятий можно упражняться с гантелями 4-5 кг, а после 7-8 месяцев увеличить вес до 7-10 кг. При этом возрастают продолжительность занятий - с 10 до 30 мин и число повторений отдельных упражнений - с 5~ 6 раз до 10-15 раз (но не больше). Между упражнениями делают паузу (20-30 с), положив гантели и встряхнув руки и ноги. При выполнении упражнений не следует задерживать дыхание и торопиться с увеличением интенсивности нагрузки. Дальнейшее наращивание силы достигается специальными упражнениями с отягощением: непредельными до отказа, предельными и околопредельными в динамическом и статическом режимах, с предельными скоростями. В последнем случае развиваются скоростно-силовые качества, необходимые в соревнованиях туристов на скалах и других видах горного рельефа. Наибольший прирост силы при этом достигается применением оптимального веса (на 10-15 кг меньше предельного).

    Туристам важно развивать мышечную силу без значительного увеличения веса тела, поэтому в тренировках рекомендуется использовать различные силовые упражнения, в том числе с тяжелыми снарядами (гирями, штангой), с небольшим количеством повторений, обязательно с расслаблением мышц после каждого упражнения. Выполнять их следует после достаточной разминки в любое время тренировочного занятия.

    Силовые упражнения, связанные с преодолением собственного веса - подтягивание на перекладине, отжимание, в упоре лежа, лазанье по канату без помощи ног, приседание на двух и на одной ноге (пистолетик), «гусиный» шаг и другие - могут и должны выполняться практически на каждом тренировочном занятии в сочетании с другими упражнениями.

    Преодоление собственного веса в тренировках туристов высоких разрядов сопровождается дополнительным отягощением (специальные жилеты, тяжелая обувь, дополнительный груз, сопротивление партнера и т.п.). В упражнениях на развитие статической силы используются фиксированные положения: вис на перекладине для развития мышц кистей рук, удержание ног «углом» сидя на полу или в висе на шведской стенке для развития брюшного пресса, стояние на носках для развития мышц пальцев ног.

    1. Современная система многолетней спортивной подготовки в горном туризме.

    Современная система многолетней спортивной подготовки в спортивном горном туризме - это прежде всего сознательная и продуманная деятельность спортсмена-туриста и тренера. В горном туризме немало примеров, когда новички, не подававшие вначале надежд, становились знаменитыми спортсменами благодаря большому трудолюбию и огромному желанию достичь спортивного мастерства.

    Исследования системы многолетней спортивной туристской подготовки показали (см. схему), что к высшей цели ведут многие факторы, в том числе и выделенные нами шесть видов подготовки:

    - теоретическая;

    - тактическая;

    - техническая;

    - психологическая;

    - общая физическая подготовка (ОФП);

    - специальная физическая подготовка (СФП).

    Эти виды подготовки взаимосвязаны. Экспериментальные обоснования закономерностей построения тренировочного процесса горных туристов высокой квалификации показали, что система подготовки к наиболее ответственным спортивным походам должна обеспечить поддержание на должном уровне теоретических, технических, тактических, психологических показателей, уровень физической подготовленности туристов. Снижение объемов средств тренировки туристов к какому-то виду подготовки или нерациональное их распределение указывают соответствующее влияние на уровень физической подготовленности и на технико-тактические показатели.

    В зависимости от задач туристской тренировки один из видов подготовки обычно бывает главным, а другие - сопутствующими. Так, скалолазание дает туристам смелость и уверенность, попутно укрепляя спортсмена физически.

    Обучение, воспитание и физическое развитие - это в первую очередь самообучение, самовоспитание, самотренировка. Три стороны процесса спортивной туристской подготовки осуществляются с помощью основных средств. В нашей работе мы выделяем пять таких групп.

    В первой группе - избранный вид спортивного туризма - горный.

    Во второй группе - специальные упражнения, предназначенные для воспитания и развития физических и волевых качеств строго применительно к требованиям горного туризма. Такие упражнения должны быть сходными по форме и характеру движений с элементами горного туризма; тренировка в сложных условиях, например бег по сильнопересеченной местности с преодолением неожиданных и сложных препятствий (изгороди, поваленные деревья, буреломы и канавы, рыхлый грунт, снег и др.)

    В третью группу входят общеразвивающие физические упражнения, используемые для укрепления организма, его всестороннего физического развития. Это наклоны, повороты, размахивания с предметами и без них; упражнения в висе и упоре (поднимание ног, отжимания, подтягивания и др.) на гимнастических снарядах.

    Четвертую группу составляют другие виды спорта (альпинизм, скалолазание, спасательные работы). Эти виды используются для повышения общей и специальной физической подготовленности.

    В пятую группу входят идеомоторные упражнения, при помощи которых спортсмены мысленно повторяют движения специальных упражнений, что помогает обучению, укрепляет навык и дает возможность тренироваться в любую свободную минуту.

    Формы учебно-тренировочных туристских занятий бывают различными. Главную роль играет основное тренировочное занятие (первая форма), состоящее из подготовительной (разминка), основной и заключительной частей.

    Утренняя тренировка - вторая форма занятий. Ежедневное выполнение комплекса необходимых упражнений поможет туристу развить силу, выносливость, гибкость, овладеть элементами техники.

    Третья форма - дополнительные тренировочные занятия в свободное время дня или вечером. Во время этих занятий туристам рекомендуются кросс или кросс-поход, спортивные игры или упражнения с тяжестями, идеомоторные упражнения, развитие координационных способностей, имитация отдельных деталей техники.

    Четвертая форма - спортивный поход, тоже одна из форм занятий, но занятий самого высокого уровня с точки зрения характера требований к организму спортсмена-туриста. Регулярные спортивные туристские походы - лучший путь воспитания мужества, смелости, воли, приобретения опыта.

    Схема 1. Основные части системы многолетней спортивной туристской подготовки

    http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2002n11/Images/Gagik.JPG

    Занятия планируются в виде недельного микроцикла, в котором упражнения распределяются по дням недели с учетом требуемой повторности. Из микроциклов составляются этапы и периоды. На рисунке отражена их направленность. В свою очередь, из этапов складываются периоды: подготовительный, соревновательный и переходный (восстановительный). Из периодов создается большой цикл туристской тренировки, который может быть годичным и полугодичным. И, наконец, повторение из года в год больших циклов с повышающейся нагрузкой и есть многолетняя спортивная туристская тренировка - путь к спортивному туристскому мастерству.

    Часть 2. Разработка средств и методов физической подготовки спортсменов –туристов

    Туристская подготовка  должна рассматриваться как многолетний процесс их спортивно-педагогического совершенствования. С точки зрения участников туристских мероприятий она может быть как многолетней (если турист посвящает свое свободное время туризму и увлекается туристской деятельностью), так и кратковременной, спланированной на подготовку к данному отдельному мероприятию. В частности, в случае проведения развлекательных туристских мероприятий (например, корпоративного туристского слета, тренинга по командообразованию и т.д.) специальной подготовки самих участников может вообще не проводиться, либо она проводится в требуемом для безопасности объеме непосредственно перед осуществлением самого мероприятия. Подготовка спортсменов-туристов высших разрядов и мастеров, подготовка инструкторско-преподавательских кадров в спортивном туризме обязательно является многолетним процессом и осуществляется на базе научно-обоснованных учебно-тренировочных программ (Берман А.Е.,1977).

    Итак, туристская подготовка направлена на решение следующих задач:

    - приобретение необходимого объема знаний по основам туристской деятельности; изучение теории, методики и организации физического воспитания, спортивной тренировки в туризме.

    - обеспечение необходимого уровня физической готовности участников и руководителей туристских мероприятий.

    - воспитание высоких личностных поведенческих качеств и навыков формирования благоприятного психологического климата в туристской группе.          

     - всестороннее овладение туристской техникой и тактикой.

     Совершенствование мастерства в управлении рекреационными и спортивными туристскими походами и соревнованиями (в том числе в управлении рисками).

    Туристская подготовка представляет собою достаточно сложную, многоуровневую систему, состоящую из взаимосвязанных направлений (видов) подготовки. В туризме принято выделять следующие виды туристской подготовки: общетуристская (теоретическая),  специальная, интегральная, физическая (Ю.Н.Федотов, Востоков.,2003).

    Одной из особенностей туризма, как вида спорта является достаточно жестко регламентированная последовательность в совершении спортивных походов разной сложности. Эта последовательность «от простого к сложному» определяется главными нормативными документами - Правилами совершения спортивных походов. Постепенность в наращивании сложности походов - это один из принципов обеспечения безопасности туристских мероприятий и он должен неукоснительно соблюдаться. Таким образом, процесс туристской подготовки в спортивном туризме является многолетним и поэтапным. В многолетней спортивно-туристской подготовке принято выделять следующие этапы (Остапец А.А., 1978)

    Процесс туристской  подготовки принято разделять на несколько этапов:

    -Ознакомительный и начальный этап подготовки.

    -Базовый этап подготовки.

    -Этап спортивного совершенствования.

    -Этап спортивного мастерства и поддержания достигнутого уровня.

    Ознакомительный и начальный этапы подготовки обеспечивают начальный уровень спортивно-туристской подготовки, где собственно спортивные достижения находятся на уровне участия в степенных детских походах и походах первой категории сложности.

    Базовый этап подготовки предусматривает участие в спортивных походах II III категории сложности,  выполнение норм на присвоение второго спортивного разряда.

    Этап спортивного совершенствования предусматривает руководство и участие в походах IV и   V категории сложности соответственно. В результате данного этапа подготовки обеспечивается выполнение нормативов первого разряда, к.м.с.

    Этап спортивного мастерства обеспечивает выполнение норматива мастера спорта, приобретение всех необходимых для этого знаний, умений и навыков, а так же сравнительно длительное их поддержание. В результате данного этапа подготовки турист приобретает опыт участия и руководства походами высших категорий сложности.

    На основании спортивной туристской подготовки строится и поэтапная подготовка профессиональных и общественных туристских кадров (инструкторского состава).

    Разрабатывая индивидуальные тренировочные нагрузки, следует учитывать: уровень тренированности  спортсмена -туриста, его общефизическую подготовку и адаптацию организма к определенным видам нагрузок; количество тренировок, их содержание и продолжительность; общий объем нагрузок; интенсивность нагрузок; функциональное состояние организма во время тренировки; сложность упражнений и степень психологической напряженности при их выполнении (Федотов Ю.Н., Востоков И.Е., 2002).

    Планируя общие объемы нагрузок, следует исходить из опыта подготовки  туристов в современных условиях, ориентируясь на лучшие команды по видам туризма и нагрузки в смежных видах спорта.

     


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    1. Туристская подготовленность должна расти из года в год, несколько снижаясь лишь в переходном периоде и снова повышаясь в последующие периоды.

    2. Физическая подготовленность в начале тренировки, в новом большом цикле, должна осуществляться на более высоком уровне, чем в предыдущем году.

    3. Рост мастерства тесно связан с необходимостью повышения знаний, особенно в области спортивно - оздоровительного туризма.

    4. Система многолетней спортивной туристской тренировки должна творчески преломляться применительно к индивидуальным особенностям туриста.

    Подготовка спортсмена складывается в основном из физической, спортивно-технической, морально-волевой и теоретической подготовки.

    Физическая подготовка представляет собой воспитание физических качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности.

    Физическая подготовка, как и все другие стороны подготовки, подразделяется на общую и специальную.

    Специальная физическая подготовка спортсмена предусматривает воспитание двигательных навыков, отвечающих непосредственным требованиям горнолыжного спорта (координация, скоростно-силовые качества и т.д.).

    Общая физическая подготовка представляет разностороннее воспитание двигательных навыков, умений, которые неспецифичны для горнолыжного спорта, но развитие которых прямо или косвенно влияет на успех в избранной спортивной деятельности.

    Спортсмен, занимающийся любым видом спорта, должен, прежде всего обладать основными физическими качествами: силой, быстротой, выносливостью, ловкостью, гибкостью.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Коваленко В. А.. 2000г. Физическая культура: Учебное пособие
    2. Коц Я.М., Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
    3. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. — М.: ФиС, 1977.
    4. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Физиология активности Н.А.Бернштейна как основа теории технической подготовки в спорте // ТиПФК. № 11,1996.-С.58-62.
    5. Аппелянский А.И.Физическая тренировка в туризме/А.И.Аппелянский. – М.,1989. – с – 176-187.
    6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании/Б.А.Ашмарин . – М.: Физкультура и спорт,1978. - с – 18 – 95.
    7. Бардин К.В. Азбука туризма/ К.В.Бардин. – М.: Просвещение, 1981. – с 180.
    8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки: учебник/Ю.В. Верхошанский. – М .: Физкультура и спорт, 1988. – 330с.
    9. Власов А.А. Организация туризма: методическое указание и рекомендации для слушателей ФПК/ А.А. Власов.  – М .:МОГИФК, 1981. – 40с.
    10. Вяткин Л.А.,  Сидорчук Е.В. Туризм и спортивное ориентирование/ Л.А. Вяткин. – М.: 2001. - 156с.
    11. Гонопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: учебник для институтов и техникумов физической культуры/В.И.Гонопольский. – М.: Физкультура и спорт 1997. -  240 с.

    1. Гусев Э.Д. По туристским маршрутам: методическое пособие /Э.Д. Гусев. – М.:  Знание ,1991.  - 64с.
    2. Дихтярев В.Л. Вся жизнь поход/В.Л. Дихтярев. – М.: ЦДТЮТУР,  1999. - 300с.
    3. Драгачев С.П. Туризм и здоровье: учебное пособие/ С.П.Драгачев. – М.: Знание, 1984.  - 95с.
    4. Иванов С.И. Проведение категорийных путешествий в межсезонье/ С.И. Иванов. – Козьмодемьянск , 2004 – 120с.
    5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: учебник / Л.П.Матвеева – М.:  Физкультура и спорт, 1977  - 115 с.
    6. Пончиковский В.Ю. Туристские спортивные маршруты/ Ю.В. Пончиковский. – М.:  Профиздат, 1989 – 206 с.
    7. Прижиемский Ю.Б. Туризм: учебное пособие/ Ю.Б. Прижиемский. – М.: Просвещение, 1986. –134с.
    8. Ротовцев П.И., Дубровский В.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой. – М.:  Физкультура и спорт, 1988  - 205 с.
    9. Рыжавский Г.Я. Тренировочные спортивные маршруты: учебное пособие/ Г.Я. Рыжавский. – М.:  Физкультура и спорт, 1979  - 99с.
    10. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно – оздоровительный туризм: учебник / под обшей редак. Ю.Н. Федотова. – М.:  Советский спорт , 2002. – 202- 394с.
    11. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные . Изд второе . – М.:  Физкультура и спорт, 1983  - 112 с.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.

    Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...

    "Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы"

    У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные ...

    Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе

    Статья о Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе...

    Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе

    Статья отражает опыт применения новых информационных технологий в процессе обучения химии, а также созданию научно-исследовательских проектов в области естественных наук в ГБОУ СОШ №1413.  Интегр...

    методическая разработка учебно-тренировочного процесса по спортивной гимнастике групп УТ-1, УТ-2.

    методическая разработка учебно-тренировочного процесса по спортивной гимнастике групп УТ-1, УТ-2....

    .Использование современных образовательных технологий в учебно - тренировочном процессе в ДЮСШ по футболу

    Основная задача тренера – раскрыть потенциальные возможности спортсмена не только в спорте, но и в учебе, труде и в жизни.(Тренер в переводе – это специалист, помогающий расти живому орган...