методическая разработка учебно-тренировочного процесса по спортивной гимнастике групп УТ-1, УТ-2.
рабочая программа по физкультуре ( класс) на тему

Токунова Наталья Анатольевна

  методическая разработка учебно-тренировочного процесса по спортивной гимнастике групп УТ-1, УТ-2.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

 « Детско-юношеская спортивная школа №2»

Методическая разработка учебно-тренировочного процесса  по спортивной гимнастике

для учебно-тренировочных  групп  первого и второго годов обучения

(УТГ-1 и УТГ-2)

Тренер- преподаватель : Токунова Н.А.

г. Евпатория, 2016 г.


           Методическая разработка  учебно-тренировочного  процесса по спортивной гимнастике (юноши) для учебно-тренировочных групп первого и второго годов обучения (УТГ-1 и УТГ-2) включает нормативную и методическую части и содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию, организации и осуществлению тренировочного процесса гимнастов в спортивной школе.
        
Цель: предусмотреть последовательность и непрерывность процесса становления мастерства гимнастов, преемственность в решении задач укрепления здоровья юных спортсменов, воспитания стойкого интереса к занятиям спортом, создания предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.

        Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочных занятий:

- повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;

- овладение основами техники в избранном виде спорта;

- приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях;

- воспитание у учащихся нравственных качеств: целеустремлённость и воля,  дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы;

 -воспитание у учащихся волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость;

-воспитание патриотизма в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразделимость, неразрывность с Отечеством.

        При  разработке были учтены передовой опыт обучения и тренировки юных спортсменов, результаты научных исследований по юношескому спорту, практические рекомендации по возрастной физиологии и спортивной медицине, по теории и методике физического воспитания, педагогике, гигиене, психологии.
        
Структура программы предусматривает  программный материал по разделам подготовки (теоретической, физической, технической, средства и формы подготовки.
        

                                          Содержание учебно-тренировочного процесса.

Общая, специальная физическая и специально-двигательная подготовка.

                                Соотношение времени на работу над общей и специальной физической и специально-двигательной  подготовкой, с одной стороны, и спортивно-технической с другой – примерно 1/3. Сохранение большого удельного веса ОФП, СФП и СДП связано с возрастающими требованиями к уровню развития физических качеств и специально-двигательной подготовки. От гимнастов этого возраста требуется умение дифференцировать свои движения по времени, пространстве и по степени мышечных усилий не вообще, а конкретно при выполнении собственно гимнастических упражнений. Практически в эти годы закладываются основы спортивно- технического мастерства.

Психологическая подготовка

                           Психологическая подготовка предусматривает  формирование  личности спортсмена  и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций  психомоторных качеств. На этом этапе многолетнего обучения решаются задачи воспитания трудолюбия, работоспособности, умения готовиться к соревнованиям и соревноваться, мобилизовать свою волю, преодолевать чувство страха, нерешительности, в определенные

     моменты поступиться своим личным во имя коллектива. В этот период допускается обучение некоторым приемам аутогенной тренировки. Например: умению произвольно расслаблять мышцы с целью более быстрого  отдыха.

Воспитательная работа

        На протяжении многолетней спортивной подготовки занимающихся тренер- преподаватель решает задачу формирования  личностных качеств, которые включают: воспитание патриотизма, воспитание нравственных качеств (честность, доброжелательность, терпимость, коллективизм, дисциплинированность, выдержка и самообладание) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость); эстетическое воспитание (чувство прекрасного, аккуратность, воспитание трудолюбия). Воспитательная работа проводится в соответствии с планом, утвержденным директором школы; в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, оздоровительных – туристских мероприятиях, учебы в школе, а также в свободное от занятий время.

Задачи воспитания: 

* воспитание патриотизма в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразделимость, неразрывность с Отечеством;

*совершенствование условий для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;

*формирование сплоченного детского коллектива спортсменов;

*изучение и корректировка межличностных отношений учащихся в условиях адаптационного периода с применением личностно-ориентированного подхода в воспитании;

*создание условий для позитивного общения учащихся в группе, для проявления инициативы, ответственности;

*работа по сохранению здоровья обучающихся, формирование здорового образа жизни;

*организация интересного и полезного досуга обучающихся;

*привлечение родителей к делу воспитания и обучения детей;

*защита прав и интересов обучающихся;

*гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

Воспитательные средства:

- личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя;

- высокая организация учебно-тренировочного процесса;

- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

- дружный коллектив;

- система морального стимулирования;

- наставничество опытных спортсменов.

Планирование подготовки гимнастов.

        На этом этапе обучения  сохраняется  четкая периодизация учебно-тренировочного процесса:  

 подготовительный период – сентябрь-ноябрь (частично декабрь)

соревновательный  период – январь- февраль

переходно–подготовительный –  февраль (частично март)

соревновательный период  -  март-май-июнь

восстановительный период — июль, август.

        В отличие от первых двух лет обучения здесь больше соревнований, поэтому имеются мезоциклы. Соревнования, как правило, планируются на период зимних и весенних каникул и в мае. В мае проводятся  контрольно-переводные испытания по спортивно-технической и специальной физической подготовке. Программой испытаний по спортивно-технической подготовке являются классификационные упражнения соответствующего разряда. Особенности работы с гимнастами этого возраста связаны с уменьшением  числа занимающихся в группе, увеличением количества часов и занятий в неделю. Это дает  больше возможностей для индивидуализации учебно-тренировочного процесса. Игровой характер занятий вытесняется серьёзными  целенаправленными тренировками. Гимнасты приучаются работать самостоятельно, помогать друг другу.

        Игровой метод проведения занятий – эстафеты и игры, различные виды соревнований – по-прежнему занимают большое место в учебно-тренировочном процессе, но они подчинены частным задачам обучения и совершенствования различных сторон подготовки.

Примерный вариант недельного тренировочного цикла  в подготовительном периоде на этапе базовой подготовки для УТГ 1 и 2 годов обучения.

Дни недели

Содержание занятий

Тренировочная    нагрузка

Элемен

ты

Комбина

ции

Понедельник

Общая разминка

Акробатика (обязательная программа)

Вольные упражнения (обязательная программа)

Конь/маховый (обязательная программа)

Кольца (обязательная программа)

ОФП, СФП

250-300

8

Вторник

Общая разминка

Акробатика (обязательная программа)

Конь/маховый (обязательная программа)

Кольца (обязательная программа)

ОФП, СФП

200-300

8 -10

Среда

Общая разминка

Акробатика (обязательная программа)

Конь/маховый (обязательная программа)

Кольца (обязательная программа)

ОФП, СФП

200-300

8-10

Четверг

Общая разминка

ОФП

Батут

Футбол

Кросс (1000м)

-

-

Пятница

Общая разминка

Опорный прыжок (обязательная программа)

Брусья  (обязательная программа)

Перекладина (обязательная программа)

ОФП, СФП

200-300

8-10

Суббота

Общая разминка

Акробатика (обязательная программа)

Батут

ОФП, СФП

250-300

8-10

Примерный вариант недельного тренировочного цикла

в подготовительном периоде на  этапе специальной подготовки

для УТГ 1 и  2 годов обучения.

Дни недели

Содержание занятий

Тренировочная  

 нагрузка

элементы

Комбина

ции

Понедельник

Общая разминка

Акробатика -элементы обязательной программы

СФП, ОФП

250-300

 

-

Вторник

Общая разминка

Кольца  (элементы обязательной программы)

Опорный прыжок  (обязательной программы)

СФП, ОФП

250-300

-

Среда

Общая разминка

Брусья (элементы обязательной программы)

Перекладина (элементы обязательной программы)

СФП, ОФП

250-300

-

Четверг

Общая разминка

СФП, ОФП

Кросс

Футбол

-

-

Пятница

Общая разминка

Все снаряды многоборья (обязательная программа)

ОФП

250-300

12

Суббота

Общая разминка

Все снаряды многоборья, доработка (обязательная программа)

ОФП

250-300

По доработ

ке

Примерный вариант недельного тренировочного цикла

 переходно-подготовительного периода для УТГ 1 и 2 годов обучения.

Дни недели

Содержание занятий

Тренировочная    нагрузка

элементы

Комбина

ции

Понедельник

Общая разминка

Хореография

Акробатика

Конь/махи (подготовительные элементы к

выполнению проходки по телу коня)

ОФП, СФП

180

-

Вторник

Общая разминка

Кольца (изучение новых элементов)

Опорный прыжок (подготовительные упражнения к

изучению новых элементов)

ОФП, СФП

180

-

Среда

Общая разминка

Хореография

Брусья (подготовительные упражнения к изучению

новых элементов)

ОФП, СФП

180

-

Четверг

Общая разминка

СФП

Футбол

Кросс

Батут

-

-

Пятница

Общая разминка

Акробатика

Три снаряда на выбор тренера (отработка элементов)

ОФП, СФП

200

-

Суббота

Общая разминка

Три снаряда на выбор тренера (отработка элементов)

Батут

СФП

 ОФП

200

-

Специально-физическая подготовка

        Силовая и скоростно-силовая подготовка:

                      Упражнения для рук и плечевого пояса: движения руками в различных направлениях, с разной скоростью и степенью мышечных усилий. Подтягивание в висе и сгибание рук в упоре быстро (возможно большое количество раз). Лазание по «шведской» стенке и канату.

        Упражнения для туловища: наклоны, повороты и вращения туловища из различных исходных положений; то же с гантелями, палкой. Сгибание и разгибание  туловища, сидя и лежа на полу (ноги закреплены). Поднимание ног в висе на гимнастической стенке; то же с отягощением.

                                Упражнения для ног: приседания на носках и всей стопе в I, II, Ш позициях с опорой одной рукой (обеими руками) о  стенку. Выпады, взмахи и поднимание ноги вперед, назад, в сторону. Удержание поднятой ноги (как можно выше). Прыжки с вращением скакалки вперед и назад, прыжки сериями по 20-30 прыжков на двух и одной ноге, прыжки на возвышение (горка матов), то же с отягощением.

        Упражнения для всего тела: движения руками, туловищем и ногами, выполняемые одновременно; упражнения на ощущение правильной осанки. Перелезание через препятствия. Лазание с помощью ног по гимнастической стенке, наклонно поставленной скамейке, канату.

                      Упражнения в равновесии. Ходьба и бег по гимнастической скамейке, по рейке гимнастической скамейки, удержание ноги (элементы хореографии, «флажок»).

        Упражнения для развития гибкости. Из стойки наклоны вперед с касанием ног  лбом, из седа ( ноги вместе, ноги врозь). Лежа на спине  поднимание ног и касание носками пола за головой. Мост из положения лежа, стоя. Стоя у стенки поднимание ноги как можно выше и удержание её на высоте пояса, плеч, головы. Шпагаты. Из виса стоя сзади на гимнастический (широким хватом) выкрут в плечевых суставах. В висе сзади на перекладине, на одной жерди – провисание книзу, стремясь достать пол.

Хореографическая подготовка

                      Разновидности ходьбы и бега. Разнообразные соединения ходьбы и бега, то  же с движениями рук (различного характера и в разном темпе). «Пружинный» шаг, «пружинный» бег, «острый» шаг с продвижением вперед, «острый» бег, «высокий» шаг, «высокий» бег, ходьба выпадами.

              Повороты. Повороты переступанием и приставление ноги с различными движениями рук.   Повороты «скрестным» шагом вперед и назад  на 180, 360

          Повороты махом ногой вперед, назад, в сторону на 90,180.

Одноименные  и разноименные повороты на 180, 360

         Равновесия. Стойка на полупальцах -  руки на поясе, то же руки - вперед,  в стороны вверх; у опоры,  переднее равновесие, боковое равновесие (без наклона туловища) руки в стороны, на середине, вертикальное равновесие. Различные сочетания равновесий с поворотами, элементами акробатики, общеразвивающими  движениями.

               Прыжки. По I, II, III позициям, со сменой позиций ног. Различные сочетания прыжков. Прыжки толчком одной с приземлением на две ноги. Прыжки со сменой ног впереди; прыжок махом одной  и толчком другой с поворотом на  180. Прыжки групп «В»,  «С»

        Общеразвивающие  упражнения. Для рук. Поднимание рук, расслабление их. Одновременное и последовательное расслабление из положения руки вперед, в сторону, вверх. Взмахи руками вперед, в сторону; то же в сочетании с пружинными движениями ногами. Позиции рук.

Теоретическая подготовка

См. таблицу № 1

История развития спорта

        История возникновения спорта. Значение гимнастики в системе физического воспитания. Спортивные разряды.

Сильнейшие гимнасты и гимнастки  СССР, России и зарубежных стран.

Врачебный контроль. Гигиена и закаливание

        Понятие о гигиене физических упражнений и гимнастики. Личная гигиена спортсмена. Закаливание, его значение для здоровья и профилактика заболеваний. Средства закаливания.

Меры предупреждения спортивного травматизма

        Причины травматизма. Значение соблюдения правил организации занятий и поведения

гимнастическом зале. Виды страховки при выполнении гимнастических упражнений.

Терминология гимнастических упражнений

        Значение терминологии. Требования, предъявляемые к терминологии. Термины сложных гимнастических  упражнений.

Изучение техники спортивных элементов

        Понятие о технике выполнения элементов. Изучение техники выполнения осваиваемых элементов по видеоматериалам, методическим изданиям.

  1. Планируемые образовательные  результаты обучающихся

  1. -  повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности гимнастов;

 - овладение основами техники в избранном виде спорта;

  - приобретение соревновательного опыта;

 - выполнение спортивных разрядов;.

 -присутствие у учащихся волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость;   -патриотизм в единстве духовности, гражданственности и социальной       активности личности, осознающей свою неразделимость, неразрывность с Отечеством;

-адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализация;

- развитие коммуникативных качеств.

  Результаты работы в данной деятельности отслеживаются в наблюдениях за работоспособностью, мотивацией, посещаемостью занятий обучающимися, динамикой роста индивидуальных и групповых показателей физической подготовленности обучающихся. По окончании учебного года уровень знаний, умений и навыков обучающихся должен соответствовать требованиям контрольно-переводных нормативов.

Законодательная база и методическое обеспечение программы

1. Конституция Российской Федерации;
2. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;
3. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
4. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.12.2006 № 752;
5. Конвенция о правах ребенка (принята Ассамблеей ООН 20.11.1989);
6. Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №2»;
7
. Рекомендациями по обеспечению безопасности и профилактике травматизма при занятиях физической культурой и спортом (Приказ Комитета по физической культуре РФ от 01.04.1993 г. № 44);

8. Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта «Спортивная гимнастика», Приказ Минспорта России от 30.08.2013 г. № 691;
и другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения соответствующих органов управления образованием, физической культурой и спортом, нормативные акты субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. 

СПИСОК

используемой литературы

1. Гавердовский Ю.К., Лисицкая Т.С., Розик Е.Ю., Смолевский В.М. Спортивная гимнастика. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР и ШВСМ, -М. Советский спорт.2005-234 с.

2. Жуков М.Н. Подвижные игры-М.: Издательский центр «Академия», 2001-160 с.

3. Карташев Н.М. Общая и возрастная физиология высшей нервной деятельности.-М., 1999-448 с.

4. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма /опорно-двигательный аппарат/ .М 1986-279 с.

5. Нормативно-правовое и програмное обеспечение деятельности спортивных школ в РФ

6. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология-М, 1998-335 с.

7. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов-М.:ФИС, 2004 г.

8. Гимнастическое многоборье. Женские виды /Под ред. Ю.К. Гавердовского.-М.:ФИС, 1987 г.

9. Коренберг В.Б. Надежность исполнения в гимнастике.-М.:ФИС, 1970 г.

10. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике.-М.:ФИС, 1989 г.

11. Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта «спортивная гимнастика», Приказ Минспорта России от 30.08.2013 г. № 691.

12. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте-М.:ФИС, 2003

13. Боген М.М. Обучение двигательным действиям-М.: ФИС, 1983