Рабочая программа по географии Якутии для 10 класса базового уровня, среднего (полного) общего образования на 2016-2017 учебный год
рабочая программа (10 класс) по теме

         Курс «География Якутии» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны он закрепляет базовое географическое образование и изучение родного края. С другой стороны, в данном курсе закрепляются знания и умения, которые были пройдены в 9 классе при изучении курса «География России». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением. Разработка программы позволяет создать у обучающихся целостное представление о географии своего региона, взаимосвязи, взаимозависимости и взаимном влиянии различных компонентов природы, населения и экономики республики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_2016-2017_po_geografii_yakutii_10_kl.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по географии Якутии

для 10 класса базового уровня, среднего (полного) общего образования

на 2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

− Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

− Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

− Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

− Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Главная цель данного курса заключается в развитии географического мышления обучающихся и формирование у обучающихся целостного представления о своей Родине, а так же личных качеств: патриотизма, уважения к населяющим Республику Саха (Якутия) народам, их культуре и национальным особенностям.

Основные задачи курса.

Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципа комплексности, экологизации, историзма.

Курс «География Якутии» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны он закрепляет базовое географическое образование, изучение родного края. С другой стороны, в данном курсе закрепляются знания и умения, которые были пройдены в 9 классе при изучении курса «География России».

Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением.

Разработка программы позволяет создать у обучающихся целостное представление о географии своего региона, взаимосвязи, взаимозависимости и взаимном влиянии различных компонентов природы, населения и экономики республики.

Необходимость изучать географию своей малой Родины вызвана особой значимостью знаний природных, социальных и экономических особенностей региона, где будет жить и трудиться выпускник школы. Географические знания и умения, осознанные в процессе изучения курса, позволят повысить эффективность усвоения всего курса географии.

Особое внимание уделяется использованию географических карт, статистической информации, вопросам взаимосвязи и взаимозависимости объектов и процессов.

Программа повышает мотивацию к обучению и направлена на реализацию личостно-ориентированного учебного процесса. Программа обеспечивает развитие общих интеллектуальных, познавательных умений и способностей личности.

Учебно-методические задачи:

−  сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства республики;

−  сформировать представление о Республике Саха (Якутия) как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль республики в Российской Федерации;

−  научить школьника работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

−  развивать картографическую грамотность школьников.

−  сформировать у школьников образные представления об улусах, городах республики;

−  показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своего улуса).

Общая характеристика учебного предмета.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии Якутии сочетает в себе элементы общей географии и региональной географии.

Изучение географии Якутии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

− познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

− сравнения объектов, процессов и явлений;

− моделирования и проектирования;

− ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

−  определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

−  поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

−  обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

− соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Знания и практические умения, приобретенные обучающимися при изучении курса,  могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане.

Особая роль курса «География Якутия» определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География Якутия» продолжает цикл географического образования в основной школе.

На прохождение программы «География Якутия» базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  34 часа в 10 классе, из расчета 1 учебный час в неделю.

Роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения программы.

Важная особенность учебника «География Якутия»  – насыщенность наглядными средствами, сочетание текста с картой, схемой, рисунками, таблицами, которые будут не только  обеспечивать понимание и активность обучающихся, но и развивать их способности по самостоятельному овладению учебной информацией с использованием различных источников, в том числе Интернет-ресурсов, слайдовых презентаций и сообщений обучающихся; проводить частично-поисковую, исследовательскую деятельность.

 Каждый информационный элемент текста учебника содержит не только специально созданную иллюстрацию, но и предполагает дополнительную познавательную работу с ней. При работе с текстом учебника есть хорошая возможность выполнять практические и проблемные задания, которые требуют от обучающихся не только знаний географического материала, но умения проводить сравнение, анализ, описание географических объектов; составлять проекты.

 Вопросы и задания к параграфу и  итоговой теме предложены таким образом, что дают возможность  проверить обязательный минимум  уровня знаний обучающихся        10 класса и  оценить их знания на более высоком уровне.

Филиал МКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» расположена на территории исправительной колонии – ФКУ УФСИН с.Бестях, исправительная       колония № 3. Необходимо принимать во внимание, что преподавание географии в общеобразовательной школе при обучении лиц, приговорённых к наказанию в местах лишения свободы, ведётся с учётом специфики режимных учреждений.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы школы по географии Якутии. 

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики Республики Саха (Якутия); таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

В результате изучения географии Якутии ученик должен:

знать/понимать:

− основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

− особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

уметь:

− определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

− оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных территорий, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

− применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

− составлять комплексную географическую характеристику территорий; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

− сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

− выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

− нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы;

Система оценки планируемых результатов.

Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

− предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, исходного состояния познавательной  деятельности, в первую очередь, индивидуального уровня каждого ученика.

− текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

− итоговый – обучающиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.

Формы текущего и итогового контроля – поурочный,  промежуточный, тематический, итоговый. В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

1.    Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой обучающихся.

2.    Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

3.    Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности обучающихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Практические работы в курсе изучения «География Якутии» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени.

Критерии оценивания обучающихся:

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если обучающийся: 

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если обучающийся: 

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ею пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если обучающийся:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если обучающийся: 

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.                              

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

 Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов;

2.  Допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

 1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

 2. Или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок;

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3.  Или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Обучающиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание обучающихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется обучающимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны по причине плохой подготовки обучающегося.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

 Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

1. Время выполнения работы: 15-20 мин.

2. Оценка «5» − 9-10 правильных ответов, «4» − 7-8, «3» − 5-6, «2» − менее 5 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2011.

Критерии количества правильных ответов изменены с учётом контингента обучающихся. Все обучающиеся являются осуждёнными в исправительной колонии.

Перечень практических работ.

1. Месторождения полезных ископаемых Республики Саха (Якутия).

2. Климатическая карта Республики Саха (Якутия).

3. Карта изменения мощности мерзлоты на территории Республики Саха (Якутия).

4. Карта рек и озёр Республики Саха (Якутия).

5. Основные зоогеографические районы Республики Саха (Якутия).

6. Границы природных комплексов Республики Саха (Якутия).

7. Охраняемые природные территории Республики Саха (Якутия).

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.

В структурном отношении курс состоит из разделов и тем, блоков вопросов и заданий, проверочных рубрик, краткого словаря народных географических терминов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

Введение (1 час).

Тема 1. Географическое положение Якутии (2 часа).

Размеры и состав территории Якутии. Границы и особенности географического положения Якутии. Крайние точки, часовые пояса, местное время. Распределение улусов Якутии по бассейнам рек.

Значение народной географии в жизни населения. Открытия русских путешественников-исследователей Якутии в XV вв. Этапы заселения и хозяйственного освоения территории Якутии.

Тема 2. Геологическое строение, рельеф (4 часа).

Характерные черты поверхности Якутии. Строение литосферы. Орография Якутии. Особенности рельефа Западной, Южной и Восточной частей Якутии. Геоморфологическое деление Якутии. Особенности тектонического строения и размещения полезных ископаемых.

Тема 3. Полезные ископаемые (3 часа).

Полезные ископаемые, их происхождение. Рудные полезные ископаемые. Нерудные полезные ископаемые. Драгоценные и поделочные камни. Размещение основных месторождений.

Практическая работа.

1. Месторождения полезных ископаемых Республики Саха (Якутия).

Тема 4. Климат (3 часа).

Роль основных климатообразующих факторов в формировании климата Якутии. Основные сезоны года и элементы климата. Климатические пояса, типы климатов и климатические области. Изменение климата под влиянием природных и антропогенных факторов. Взаимосвязь между климатом и хозяйственной деятельностью человека.

Практическая работа.

1. Проанализировать климатическую карту Республики Саха (Якутия).

Тема 5. Многолетняя мерзлота (3 часа).

Первооткрыватели «сибирского сфинкса». История изучения вечной мерзлоты. Распространение и мощность многолетних мёрзлых пород. Природные явления, связанные с мерзлотой. Мерзлотные формы рельефа. Роль мерзлоты в природе, жизни и деятельности человека. Влияние многолетней мерзлоты на процессы самоочищения водоёмов и почв от антропогенного загрязнения.

Практическая работа.

1. Изучить карту изменения мощности мерзлоты на территории Республики Саха (Якутия).

Тема 6. Реки, озёра, подземные воды (5 часов).

Особенности питания и режима рек и озёр Якутии. Водность, паводочность и ледовой режимы. Происхождение озёрных котловин. Типизация озёр. Наиболее крупные реки и озёра. Подземные воды. Пути загрязнения вод Якутии. Отрицательные и положительные последствия строительства ГЭС.

Практическая работа.

1. Изучить карту рек и озёр Республики Саха (Якутия).

Тема 7. Моря Якутии (2 часа).

Особенности морей, омывающих Якутию. Свойства многолетних льдов. Свойства водных масс. Биологические ресурсы морей. Роль Северного Ледовитого океана в формировании природы Якутии. Главные направления охраны и рационального использования морей. Места расположения арктических метеостанций.

Тема 8. Почвы, растительность, животный мир (4 часа).

Зональные и незональные типы растительности и почв. Районы интенсивной заготовки леса. Почвенные ресурсы республики. Видовой состав и места обитания животных. Приспособление растений и животных к суровому климату. Необходимость охраны почв и сохранения биологического разнообразия в Якутии. Красная книга растений и животных Якутии.

Практическая работа.

1. Установить по карте «Животного мира» основные зоогеографические районы Республики Саха (Якутия).

Тема 9. Природные комплексы (4 часа).

Распространение природных комплексов. Особенности и размещение ландшафтов (зональных и незональных), характерных для Якутии. Рациональное использование природных комплексов. Уникальные ландшафты Якутии. Виды хозяйственной деятельности, изменяющие природные комплексы.

Практическая работа.

1. Границы природных комплексов Республики Саха (Якутия).

Тема 10. Охрана природы (3 часа).

Окружающая среда. Факторы, осложняющие взаимодействие природы и человека. Виды вредного воздействия человека на окружающую среду. Экологические проблемы. Экологический мониторинг и экологическая экспертиза. Использование природных ресурсов и охрана природы. Особо охраняемые природные территории в Якутии.

Практическая работа.

1. Охраняемые природные территории Республики Саха (Якутия).

Учебно-методический комплект по географии

10 класс

Основная литература:

1. Жирков И.И., Жирков К.И., Максимов Г.Н., Кривошапкина О.М. «География Якутии»: Учебник для 9 класса средней школы, 2-е издание, переработанное. Якутск: Бичик, 2007.

2. Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М., Просвещение. 2013 г.

Дополнительная литература:

1. Глушков А.В. 100 рек Якутии (Путеводитель-справочник). Якутск. Полиграфист, 1996.

2. География. 10 класс: атлас – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013.

3. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е издание. М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории для 10 класса базового уровня

Эта программа предназначена для работы в 10 классе по учебнику «История. Россия и мир» (О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М.В.Пономарёв, В.А.Рогожкин, Москва, «Дрофа», 2 часа в неделю...

Рабочая программа по истории для 10 класса базового уровня

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программы О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М.В.Пономарёва  для 10 класса...

Рабочая программа по истории для 11 класса базового уровня

Рабочая  программа составлена в соответствии с авторской программой  О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М.В.Пономарёва...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 8 класс. С УУД. Предметная линия Б.М. Неменского 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа по изобразительному искусству. 8 класс ФГОС. С УУД. Предметная линия Б.М. Неменского. 2016-2017 учебный год....

Рабочая программа по географии для 10 класса базового уровня, среднего (полного) общего образования на 2016-2017 учебный год.

В рабочей программе по географии для 10 класса представлены основные цели и задачи курса, общая характеристика учебного предмета, место предмета в базисном учебном...

Рабочая программа по географии Якутии 10 класс

Курс «География Якутии» предусматривает полное и последовательное изучение своей республики, завершающее базовое физико–географическое образование. Географические знания и умения, ос...

Рабочая программа по географии Якутии 11 класс

Содержание данной программы отвечает требованиям национального регионального компонента государственного образовательного стандарта по географии. Курс «География Якутии» предусматрив...