Рабочая программа по изобразительному искусству. 8 класс. С УУД. Предметная линия Б.М. Неменского 2016-2017 учебный год.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Шатилова Антонина Петровна
Рабочая программа по изобразительному искусству. 8 класс ФГОС. С УУД. Предметная линия Б.М. Неменского. 2016-2017 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дубровская средняя  школа

«Рассмотрено»

на заседании      пед.совета школы

Протокол

№_от__________2016 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УР

_______/Михалченкова Н.Н./

_____________2016 г.

«Утверждено»

Директор школы

________/Лавриненкова Н.Н./

Приказ

№___от_____________2016 г.

                                 

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 8 класса

                                                       

Учитель: Шатилова Антонина Петровна,

I квалификационная категория

Дубровка

2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 8 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы для основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2015 год издания).

Данный предмет входит в образовательную область «Искусство».

Цель программы 8 класса – помочь учащимся получить представление:

  • о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства в следствии  технической эволюции изобразительных средств;
  • о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
  • о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографиях и экранных искусствах;
  • о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.

Задачи:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

  Художественная  деятельность  школьников  на  уроках находит  разнообразные  формы  выражения: изображение  на  плоскости  и  в  объеме  (рисование  с  натуры, по  памяти, по представлению),  декоративная  и  конструктивная  работа  восприятие явлений  действительности  и  произведений  искусства,  обсуждение работ  учащихся,  результатов  собственного  коллективного  творчества   и  индивидуальной  работы  на  уроках,  изучения художественного  наследия,  поисковая   работа  школьников  по  подбору иллюстративного  материала  к  изучаемым  темам,  прослушивание музыкальных  и  литературных  произведений  (народных,  классических, современных).

                    Развитие  художественного  восприятия  и  практическая деятельность  представлены  в   программе  в  их  содержательном  единстве.  Разнообразие  видов  практической  деятельности  подводит учащихся  к  пониманию  явлений  художественной  культуры,  изучение произведений  искусства  и  художественной   жизни  общества подкрепляется  практической  деятельностью  школьников.

          При  отборе  учебного  материала  принципиально  важное  значение  имеет  выявление  социально - нравственного,  эстетического содержания  разнообразных  художественных  явлений,  что прослеживается  как в  практической  работе,  так  и  при  восприятии  художественного  наследия.  Систематическое  освоение  художественного  наследия  помогает  школьникам  осознавать  искусство  как  духовную  летопись  человечества,  как  познание  человеком  правды  о  природе, обществе  и  о  человеческих  поисках  истины.  На  протяжении  этого  курса  обучения  школьники  знакомятся  с  выдающимися  произведениями  архитектуры, скульптуры,  живописи,  графики, декоративно - прикладного  искусства, изучают  классическое  и  народное  искусство  разных  стран  и  эпох.  Приобщение  к  искусству  начинается  в  начальной  школе, оно  постепенно  расширяется -  от  ближайшего  окружения  до  искусства  родного  народа,  искусства  народов  России, зарубежного  искусства

                 Принцип  введения  школьников  в  связи  искусства  с  жизнью  выражен  в  программе  в  темах,  которые  логически  связаны  между  собой  и  развивают  друг  друга.

               Тематическая  цельность  программы  помогает  обеспечить  прочные  эмоциональные  контакты  школьников  с  искусством,  приобщить  их  к  художественной  культуре.

               Художественные  знания, умения  и  навыки  являются  основным  средством  приобщения  к  художественной  культуре,  вводятся  в  широком  воспитательном  контексте.  Художественные  умения  и  навыки  группируются  вокруг  общих  проблем:  форма  и  пропорции,  пространство,  светотональность, цвет,  линия, объем, фактура  материала, ритм, композиция.  Эти  средства  художественной  выразительности  учащиеся  осваивают  на  протяжении  1-9 классов.

 Тематический блок: «Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении» изучаемый в 8 классе представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.

Экран — движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе дается лишь после прохождения «первоискусств».

Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.

Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретет способность противостоять этому потоку, отделяя в нем позитивное от негативного.

Еще одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своем быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).

Виды учебной деятельности:

Ученики данного класса, изучая программу прошлого учебного года по теме: «Дизайн и архитектура в жизни человека», усвоили следующее:

  • Могут анализировать произведения архитектуры; понимать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств их общее и специфику;
  • Владеют понятием образного языка  конструктивных видов искусства; знают основные этапы развития и истории архитектуры;
  • умеют моделировать архитектурно-дизайнерские объекты;
  • умеют работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

Ученики приобрели следующие навыки:

  • владение формообразованием, объемом в дизайне и архитектуре;
  • композиционного макетирования объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная система.

Технологии используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, здоровьясбережения.

Основные методы, которые планируется использовать:

        1.Словесные методы:

-Рассказ

-Объяснение

-Беседа

-Дискуссия

-Лекция

        2.Работа с учебником и книгой

- Конспектирование

- Составление плана текста

- Цитирование

        3.Наглядные методы:

- Метод иллюстраций

- Метод демонстраций

        4.Практические методы:

Упражнения

        Предусмотрены уроки с использованием ИКТ, проекты и т.д.

Уроки носят развивающий характер.

Организация различных видов деятельности учащихся предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта. Каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- тест;

- контрольная работа

-отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

      Входной контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обучености в форме устного опроса или тестов.

      Текущий контроль в форме самостоятельных работ, устного опроса, тестов. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

      Тематический контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме контрольных работы или теста.

       Заключительный (итоговый) контроль.

Методы диагностики - викторины, ребусы, кроссворды, презентации, тесты.

Условные обозначения, используемые в тексте программы:

К.Р. – контрольная работа;

К.т. – контрольное тестирование;

П.р. – практическая работа;

ИКТ – информационно-коммуникативные технологии;

УУД – универсальные учебные действия.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Изобразительное искусство и художественный труд» изучается с 5-го по 9-й класс.

8-й класс – 1 час в неделю  в течение года (всего 34 часа)


Содержание тем учебного курса

Название раздела

Кол-во

часов

Элементы содержания

Требования к знаниям и умениям

Характеристика видов деятельности учащихся

Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении (34 часа)

 Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

8

Синтетические искусства и изображения. Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества...

Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

Ведущий художественный, образно-созидательный элемент в спектакле – актёрская игра, в фильме – изображение

Сценография– особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Два направления художественной деятельности сценографа: создание образно-игровой среды (места действия спектакля), оформление сценического пространства и создание внешнего облика актёра. Сценический мир как композиция из реальных вещей и придуманных изображений, конструкций.

Сценография как искусство и производство.

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Костюм, грим и маска или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощен Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Искусство и специфика театрального костюма

Относительная самостоятельность костюма в шоу-представлениях и театре моды.

Изобразительные средства актёрского перевоплощения: грим. Образность театрального грима и причёски

Изобразительные средства актёрского перевоплощения: маска.

Маска – внешнее и внутреннее перевоплощение актёра. Традиции и культура театра масок.

Художник в театре кукол. Привет от Карабаса- Барабаса. Кукольный театр – единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы – создатель образа куклы-актёра

Спектакль от замысла к воплощению. Третий звонок. Игровое действо, построенное на использовании одной из форм художественно-сценографической работы.

Знать:

- общность и специфику  восприятия художественного образа в разных видах искусства;

 -общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем;

- виды театрально-зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента;

-игровую природа сценографии;

- выразительные средства сценографии:     пространство сцены, сценосвет, внешний облик сцены и актёров;

-иметь представление о видах сценического оформления: изобразительно-живописное, архитектурно-конструктивное, метафорическое, проекционно-световое;

-общие законы восприятия композиции картины и сцены;

-театральные службы и цеха;

-элементы декорационного оформления спектакля: жёсткие (станки, ставки) и мягкие (кулисы, задник, занавес) декорации;

- художников театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.);

-костюм, его игровая природа и характерность;

 -общие законы восприятия композиции картины и сцены;

-роль грима в быту, театре и карнавально-массовых праздниках;

-условность художественно-образного языка сценографии;

-виды театральных кукол и способы работы с ними;

Уметь:  

-анализировать театральное произведение, исходя из принципов художественности;

- анализировать театральные и игровые образы;

-использовать выразительный язык при моделировании декораций театральных постановок;

-создавать эскизы костюмов;

- анализировать работы одноклассников;

-аргументировать своё мнение, позицию

Понимать специфику изображения и визуально пластической образности в театре и на киноэкране.

Получать представления о синтетической природе и коллективности

творческого процесса в театре, о роли художника сценографа в содружестве драматурга, режиссёра и актёра.

Узнавать о жанровом многообразии

театрального искусства.

Понимать соотнесение правды и

условности в актёрской игре и сценографии спектакля.

Узнавать, что актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики.

Представлять значение актёра в

создании визуального облика спектакля.

Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актёра, благодаря его игре.

Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства

сцены (от древнегреческого амфитеатра

до современной мультисцены).

Узнавать, что образное решение

сценического пространства спектакля и

облика его персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника.

Понимать различия в творческой

работе художника живописца и сценографа.

Осознавать отличие бытового

предмета и среды от их сценических

аналогов.

Приобретать представление об

исторической эволюции театрально декорационного искусства и типах

сценического оформления и уметь их

творчески использовать в своей сценической практике.

Представлять многообразие типов

современных сценических зрелищ

(шоу, праздников, концертов) и художнических профессий людей, участвующих в их оформлении.

Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их

воплощения на сцене в содружестве с

бутафорами, пошивочными, декорационными и иными цехами.

Уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при

создании школьного спектакля.

Понимать и  объяснять условность

театрального костюма и его отличия

от бытового.

Представлять, каково значение

костюма в создании образа персонажа

и  уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актёра

(наряду с гримом, причёской и др.).

Уметь применять в практике любительского театра художественно творческие умения по созданию костюмов

для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании

сценического образа. Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого

единства со сценографией спектакля,

частью которого он является.

Понимать и объяснять, в чём заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания

образа персонажа.

Представлять разнообразие кукол

(тростевые, перчаточные, ростовые) и

уметь пользоваться этими знаниями

при создании кукол для любительского

спектакля, участвуя в нём в качестве

художника, режиссёра или актёра.

Понимать единство творческой

природы театрального и школьного

спектакля.

Осознавать специфику спектакля

как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у

зрителя — равноправного участника

сценического зрелища.

Развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоционально художественного впечатления — катарсиса.

  ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ.ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ

8

Художник и художественные технологии. Эстафета искусств. Художник и изобразительные средства. Роль художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.

Фотография –взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности. Грамота фотографирования и операторского мастерства. Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность.

Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Художественно-композиционные момента в съёмке. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции, приобретённого в живописи, при построении фотокадра.

Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и фактура. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии. Свет – изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в «художественность»

Человек на фотографии. Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Операторское мастерство фотопортрета. Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Фотоизображение – образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре?  Грамота портретной съёмки: определение точки и места съёмки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого.

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

Фотография и компьютер.  Событие как объект репортажной съёмки, требующий подготовки, оперативности. Мастерства. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории и зримая информация.

Фотография – остановленное время, запечатлённое навсегда в лицах, пейзажах и событиях.  «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.

Знать:

-понятие общей природы художественного процесса в изобразительном искусстве, в фотографии и экранном искусстве;

Понимать специфику изображения

в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на всё его правдоподобие.

Различать особенности художественно образного языка, на котором

«говорят» картина и фотография.

Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек,

снимающий этим аппаратом.

Иметь представление о различном

соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и

на фотографии.

Понимать и объяснять , что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни её неповторимость в большом и малом.

.

- этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии;

 -специфику фотоизображения и технологию процессов его получения;

-основы операторского искусства – талант видения и отбора;

-выбор объекта;

-точка съёмки и ракурс как художественно-выразительные средства в фотографии;

-свет в натюрморте – постановочный, в пейзаже – природный;

-передача светоцветового состояния природы – средство образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа;

-природные и световые эффекты (дождь, туман, фейерверк) как тема фотосъёмки;

-типичное и случайное при передаче характера человека в фотопортрете;

 -автопортрет – портрет без прикрас;

-постановочный и репортажный  портреты;

-разбор информационно-изобразительного содержания фотографий различных жанров с точки зрения композиционного построения; случайности или правдивости, полноты передачи облика, состояния и сути объекта или события.

Уметь:

-конструировать  основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

-анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;

- проводить сравнительный анализ;

-работать с фотокамерой;

-менять фокус камеры;

- определять точки и места съёмки;

 -делать фотоколлаж;

-анализировать работы одноклассников;

-аргументировать своё мнение, позицию.

Владеть элементарными основами

грамоты фотосъёмки,  осознанно осуществлять выбор объекта и точки

съёмки, ракурса и крупности плана как

художественновыразительных средств

фотографии.

Уметь применять в своей съёмочной практике ранее приобретённые

знания и навыки композиции, чувства

цвета, глубины пространства и т. д.

Понимать и  объяснять роль света

как художественного средства в искусстве фотографии.

Уметь работать с освещением (а

также с точкой съёмки, ракурсом и

крупностью плана) для передачи объёма

и фактуры вещи при создании художественно выразительного фотонатюрморта.

Приобретать навыки композиционной (кадрирование) и тональной

(эффекты соляризации, фотографики

и т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ.

Осознавать художественную выразительность и визуально эмоциональную неповторимость фотопейзажа и уметь применять в своей практике элементы операторского мастерства при выборе момента съёмки природного

или архитектурного пейзажа с учётом

его световыразительного состояния.

Анализировать и  сопоставлять художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи.

Приобретать представление о

том, что образность портрета в фотографии достигается не путём художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния конкретного человека.

Овладевать грамотой операторского мастерства при съёмке фотопортрета.

Снимая репортажный портрет,  уметь

работать оперативно и быстро, чтобы

захватить мгновение определённого душевно-психологического состояния

человека.

При съёмке постановочного портрета уметь работать с освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи характера

человека.

Понимать и  объяснять значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии.

Осваивать навыки оперативной

репортажной съёмки события и учиться

владеть основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике.

Уметь анализироватьработы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского

мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к

фототворчеству.

Осознавать ту грань, когда при

компьютерной обработке фотоснимка

исправление его отдельных недочётов и

случайностей переходит в искажение

запечатлённого реального события и

подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией.

Постоянно овладевать новейшими

компьютерными технологиями, повышая свой профессиональный уровень.

Развивать в себе художнические

способности, используя для этого

компьютерные технологии и Интернет.

ФИЛЬМ ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО?

   

10 

Кино – запечатлённое движение. Многоголосый язык экрана. Новый вид изображения – движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Грамота изложения киномысли. Художественно-выразительная и образная роль детали в кино.

Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Азбука кинозыка. Начало фильма – замысел. Фильм как последовательность кадров. Литературно-словесная запись фильма – сценарий; изобразительная запись, т.е. покадровая зарисовка фильма, - раскадровка.

Из истории кино. Киножанры.  Изменяющееся и неизменное в фильмах от братьев Люмьеров до наших дней. Немые фильмы. Чёрно-белые фильмы. Цветные фильмы. Реклама и телевизионные клипы. Художественное начало в кино проявляется не обязательно в игровом фильме, но и в кинопроизведении любого жанра и вида, созданном талантливым автором с чуткой душой.

Социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация. Реальность времени прямого эфира. Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Принципы работы  с человеком в кадре.

Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме. Игровой (художественный) фильм. Драматургическая  роль звука и музыки в фильме. От большого экрана к домашнему видео.  Главенство играемого актёрами сюжета в игровом (художественном) фильме. Музыка и шумы в фильме.

Бесконечный мир кинематографа. Компьютер на службе художника.

Анимационный (мультипликационный) фильм Новые способы получения изображения. Компьютерный анимационный фильм: технология создания и основные этапы творческой работы.

Изображение на экране компьютера и законы экранного искусства

Знать:

-кинослово и кинофраза как монтажно-образное построение кинокадров;

 -монтажная прерывистость последовательного движения или действия в кино;

-элементарную грамоту записи сценарного плана и практический аспект его реализации;

-технологию создания раскадровки в условиях учебной практики;

-жанры кино: анимационный, игровой и документальный;

-многообразие сюжетной событийности и жанровых форм в документальном кино;

-сиюминутность – специфика телевизионного изображения;

-интервью – искусство диалога общения;

-фильм как динамическое сочетание изобразительной, звукомузыкальной и словесно-игровой драматургических линий или действий;

-понятие о контрапункте в кино («вижу – одно, слышу – другое»);

-компьютерная графика: технические диапазоны и творческие возможности в дизайне, рекламе, создании книги и т.д.

-изобразительные возможности компьютера в нашей школе.

Уметь 

 -анализировать кинопроизведение, исходя из принципов художественности;

- работать видеокамерой;

-монтажно снимать;

- снимать репортаж, брать интервью

разрабатывать эскизы заставок;

- выбирать сюжет; понимать ответственность за выбор;

- анализировать киношедевры; собственные фильмы;

-анализировать работы одноклассников

уметь создавать проект;

- аргументировать своё мнение, позицию

Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нём, существованию в композиционно-дрматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова.

Приобретать представление о кино, как о пространственно-временнóм искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение).

Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма.

Иметь представление об истории

кино и его эволюции как искусства.

Приобретать представление о

коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только

творческие работники, но и технологи,

инженеры и специалисты многих иных профессий.

Понимать и  объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией.

Узнавать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссёра, оператора и художника.

Приобретать  представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино.

Осознавать единство природы

творческого процесса в фильме-блокбастере и домашнем видеофильме.

Приобретать представление о значении сценария в создании фильма

как записи его замысла и сюжетной

основы.

Осваивать начальные азы сценарной записи и  уметь применять в своей

творческой практике его простейшие

формы.

Излагать свой замысел в форме

сценарной записи или раскадровки,

определяя в них монтажно-смысловое

построение «кинослова» и «кинофразы».

Приобретать представление о

творческой роли режиссёра в кино,

овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы  применять их в работе

над своими видеофильмами.

Приобретать представление о художнической природе операторского

мастерства и  уметь применять полученные ранее знания по композиции и

построению кадра.

Овладевать азами операторской

грамоты, техники съёмки и компьютерного монтажа, чтобы эффективно применять их в работе над своим видео.

Уметь смотреть  и анализировать

с точки зрения режиссёрского, монтажно-операторского искусства фильмы

мастеров кино, чтобы пополнять багаж

своих знаний и творческих умений.

Приобретать представление об

истории и художественной специфике

анимационного кино (мультипликации).

Учиться понимать роль и значение

художника в создании анимационного

фильма и  реализовывать свои художнические навыки и знания при съёмке.

Узнавать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и её монтажа.

Приобретать представление о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними.

Уметь применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации.

Давать оценку своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения.

ТЕЛЕВИЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА. ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ

6

Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное  средство. Актуальность и необходимость зрительской  творческой телеграмоты.

Специфика телевидения – это « сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики.

Кинонаблюдение – основа документальноговидеотворчества. Метод кинонаблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме телерепортаже.

Киноязык и коноформы не являются чем- то застывши и неизменным. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет – пространстве.

Роль визуально –зрелищных искусств. В обществе и жизни человека. Позитивная и негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества.

Знать:
-роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение,  главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека. Телевидение, прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ;
-визуально-коммуникативная природу телевизионного зрелища и множество функций телевидения – просветительская, развлекательная, художественная, но прежде всего информационная;
-неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир.

Уметь:

-смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

-использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

-реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

-давать аргументированный  анализ современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

Узнавать, что телевидение прежде

всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства.

Понимать многофункциональное

назначение телевидения как средства

не только информации, но и культуры,

просвещения, развлечения и т. д.

Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой

эфир, т. е. сиюминутное изображение

на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном

времени.

Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и  уметь формировать

собственную программу телепросмотра,

выбирая самое важное и интересное, а

не проводить всё время перед экраном.

Осознавать общность творческого

процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики.

Приобретать и  использовать опыт

документальной съёмки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения.

Понимать, что  кинонаблюдение —

Это основа документального видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео.

Приобретать представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво, без специальной подготовки человека к съёмке.

Понимать эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нём человека и природы.

Учиться реализовывать сценарно-режиссёрскую и операторскую грамоту

творчества в практике создания видеоэтюда.

Представлять  и  объяснять художественные различия живописного пейзажа, портрета и их киноаналогов, чтобы

при создании видеоэтюдов с наибольшей полнотой передать специфику киноизображения.

Понимать информационно-репортажную специфику жанра видеосюжета

и особенности изображения в нём со

бытия и человека.

Уметь реализовывать режиссёрско-операторские навыки и знания в условиях оперативной съёмки видеосюжета.

Понимать и  уметь осуществлять

предварительную творческую и организационную работу по подготовке к

съёмке сюжета,  добиваться естественности и правды поведения человека в

кадре не инсценировкой события, а

наблюдением и «видеоохотой» за фактом.

Уметь пользоваться опытом создания видеосюжета при презентации

своих сообщений в Интернете.

Получать представление о развитии форм и киноязыка современных экранных произведений на примере создания авторского видеоклипа и т. п.

Понимать и  объяснять специфику

и взаимосвязь звукоряда, экранного

изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном построении.

В полной мере уметь пользоваться

возможностями Интернета и спецэффектами компьютерных программ при

создании,  обработке, монтаже и озвучании видео клипа.

Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений.

Узнавать, что телевидение прежде

всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом

искусства.

Понимать многофункциональное

назначение телевидения как средства

не только информации, но и культуры,

просвещения, развлечения и т. д.

Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой

эфир, т. е. сиюминутное изображение

на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном

времени.

Понимать и  объяснять роль телевидения в современном мире, его позитивное и негативное влияние на психологию человека, культуру и жизнь

общества.

Осознавать и  объяснять значение

художественной культуры и искусства

для личностного духовно-нравственного развития и творческой самореализации.

Развивать культуру восприятия

произведений искусства и  уметь выражать собственное мнение о просмотренном и прочитанном.

Понимать и  объяснять, что новое

и модное не значит лучшее и истинное.

Рассуждать, выражать своё мнение по поводу своих творческих работ

и работ одноклассников.

Оценивать содержательное наполнение и художественные достоинства

произведений экранного искусства.

Резервный урок

2


Требования к уровню подготовки учащихся

              Психолого-педагогическая характеристики 8 класса

              Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающейся 8 класса и специфики класса. В классе обучается 1 девочка.

           Обучающаяся – это ребенок с хорошим  уровнем способностей и довольно высокой мотивацией учения по изобразительному искусству.  Она отличается высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности, успешна и в работе по образцу, и в выполнении заданий творческого характера.            

 Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы

Учащиеся  должны  знать:

-  о роли  пространственных  и  синтетических  искусств  в  жизни  человека  и  общества;

-  об  историческом  многообразии  художественных  культур  и  о месте  отечественной  художественной  культуры  в  мировом  историко-культурном  пространстве;

-  об  основных  направлениях  и  стилях  в  искусстве,  стилевой  и  временной  принадлежности  характерных  примеров  из  наследия  мирового  искусства;

-  о  видах  пространственных  искусств  и  делении  их  на  три  группы  в зависимости  от разницы  в  их  социальных  функциях:  изобразительная  ( живопись,  графика,  скульптура),  конструктивная  (архитектура,  дизайн),  декоративно-прикладная  и  об  особенностях  образного  языка  каждой  группы  искусств;

-  о  характере  связей  пространственных  и  синтетических  искусств  (кино,  телевидение, и  т.д.),  специфике  их  образного  языка;

-  об  изобразительном  искусстве  как  форме  художественного  исследования  реальности  и  построения  мира  в определенной  системе  ценностей;

-  о  том,  что  художественное  изображение  не является  копией  действительности,  а отражает  переживание  художником  реальности,  организованное  так,  чтобы  зритель мог  понять  мысли  и чувства  художника;

-  о  декоративных  искусствах  как  способе  организации  социально  общения  и  социальной  среды;

-  о  конструктивных  искусствах  как  среде  организации  окружающей  нас  среды  жизни;

-  основные  этапы  истории  развития  русского  и  зарубежного  искусства,  национальные  традиции  в  изобразительном,  декоративно-прикладном  искусстве,  традиции  и  новаторство;

-  об  основных  проблемах  современного  искусства, о выдающихся  представителях  искусства своей страны  и  мира,  их  основные  произведения;  основные  художественные  музеи  и  их  роль  в сохранении  и развитии  культуры  России  и  человечества.

Учащиеся  должны  уметь:

-  использовать языки  пластических  искусств  и художественные  материалы  на  доступном  возрасту  уровне  при  создании  изобразительных,  декоративных  и конструктивных  работ,  фотографии  и  работ  в  синтетических  искусствах;

-  работать  цветом,  тоном,  линией,  пространством,  формой, самостоятельно  используя  средства  художественной  грамоты;

-  понимать  художественно-образный  язык  пластических  и  синтетических  искусств, обладать  опытом  восприятия  и  интерпретации  образов  художественных  произведений;

-  творчески  относиться  к  собственной  деятельности  в  различных  видах  пространственных  и  синтетических  искусств;

-  владеть первичными  навыками  изображения  предметного  мира  (натюрморт,  интерьер),  природы  (пейзаж),  фигуры  и лица  человека;

-  высказывать  аргументированные  суждения  о  произведении  искусства, знать  произведения  золотого  фонда  отечественного  и  зарубежного  искусства.  

   

При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:

-создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;

-работа над эскизом монументального произведения: витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;

-использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;

-использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь,  карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки

- освоить элементарную азбуку фотографирования;

- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;

- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построение видеоряда;

- усвоить принципы киномонтажа  в создании художественного образа;

- быть готовым к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидение, видео.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, тема урока

Количество часов

Примечание

Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении

1 четверть

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

 Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.

1

Театральное искусство и художник. Правда и магия театра

1

Сценография  - особый вид художественного творчества. Безграничное  пространство сцены.

1

Сценография как искусство и производство.

1

Костюм, грим и маска, или магическое « если бы». Тайны актерского перевоплощения

1

Художник в театре кукол.

1

Привет от Карабаса – Барабаса.

1

Спектакль – от замысла к воплощению.
Третий звонок.

1

2 четверть.

ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ.ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ

9

Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография  - новое изображение реальности.

1

10

Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.

1

11

Фотография искусство « светописи». Вещь : свет и фактура.

1

12

« На фоне Пушкина снимается  семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

1

13

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора.

1

14

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

1

15

Фотография и компьютер.

1

16

Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка.

1

ФИЛЬМ ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО?

17

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж.

1

18

Пространство и время в кино.

1

3 четверть

19

Художник и художественное творчество в кино.

1

20

Художник в игровом фильме.

1

21

От большого экрана к домашнему видео.

1

22

Азбука киноязыка.

1

23

Азбука киноязыка.

1

24

Бесконечный мир кинематографа

1

25

Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ.

1

26

История и специфика рисовального  фильма

1

ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА.

 ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ

27

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и
художественная природа телевизионного изображения.

1

28

Телевидение и документальное кино.
Телевизионная  документалистика:
от видеосюжета до телерепортажа

1

4 четверть

29

Киноглаз, или Жизнь в врасплох.

1

30

Телевидение, Интернет… Что дальше?

1

31

Современные формы экранного языка.

1

32

В царстве кривых зеркал,
или Вечные истины искусства.

1

33

Резервный урок

1

34

Резервный урок

1

Итого:

34

Перечень  учебно –методического обеспечения, список литературы

Основной

  1. Авторская программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2015 год издания)
  2. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А.С.Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – Просвещение, 2013.-176с.:ил.
  3. Примерная программа для основного общего образования по изобразительному искусству
  4. Голицина В.Б. Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 8 класс. / В.Б. Голицина, А.С.Питерских ; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2014.-173 с.

Дополнительный:

1.        С.Д. Левин «Беседы с юным художником». Москва «Советский художник» 1988

  1. Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд». Книга для учителя. Москва Просвещение 2004
  2. Э. Норминг «Объёмный рисунок и перспектива». Москва ЭКСМО 2004

Интернет-ресурсы:

Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/;    http://www.edu.ru/.

Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.

Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.

Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.

Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.

Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 класс 2016-2017 учебный год (Б.М.Неменский)

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:1. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённ...