Главные вкладки

    Рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. ФГОС. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского
    календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

    Корнеева Анна Дмитриевна

    Развернутое тематическое  планирование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rp_po_izo_6_kl._korneevoy_a.d._2016-2017_uch.god_.doc627 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга

    УТВЕРЖДАЮ:

    ПРИНЯТО:

    РАССМОТРЕНО:

    Директор лицея _________ Голод С.С.

    Приказ № ____ от ______________ г.

    Протокол Педагогического совета № _____ от ____________ г.

    Председатель МО _____________

    Протокол заседания методического объединения № _____ от ____________ г.

     

    Рабочая программа

    по изобразительному искусству

    Уровень образования: основное общее.

    Срок реализации программы: 1 год

    Классы: 6

    Программу разработала:

    Корнеева Анна Дмитриевна

    Санкт-Петербург

    2016


    Рабочая программа

    по изобразительному искусству

    6 класс

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе:

    • Закона Российской Федерации ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12;
    • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
    • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
    • Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-8 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.;
    • Программы формирования универсальных учебных действий;
    • Учебного плана ГБОУ лицея № 384 Кировского района Санкт-Петербурга.

    Цели уровня общего образования

    Цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

    Художественное развитие учащихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества.

    Задачи:

    1. Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.
    2. Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей.
    3. Формирования понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы.
    4. Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности.
    5. Формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
    6. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
    7. Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
    8. Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
    9. Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

    Изучение изобразительного искусства в основной школе

    направлено на достижение следующих результатов:

    в направлении личностного развития:

    • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
    • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
    • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
    • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
    • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
    • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
    • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
    • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах;
    • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
    • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
    • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    в метапредметном направлении:

    • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
    • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
    • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
    • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
    • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
    • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
    • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
    • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

    в предметном направлении:

    • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
    • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
    • освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
    • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
    • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
    • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
    • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

    Общая характеристика учебного предмета

    Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

    Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

    Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

    Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

    Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

    Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

    Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

    Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

    Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

    Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

    Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

    От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

    Место предмета в учебном плане

    В учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе основной школы отводится 34 часа, занятия (уроки) проводится 1 раз в неделю. Предусмотрен резерв учебного времени – 2 часа.

    Содержание учебного курса

    6 класс. Изобразительное искусство в жизни человека

    Учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества. В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства.

            

    Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 8 ч.

    Изобразительное искусство. Семья пластических искусств.

    Художественные материалы.

    Рисунок – основа изобразительного творчества.

    Линия и ее выразительные возможности.

    Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

    Цвет. Основы цветоведения.

    Цвет в произведениях живописи.

    Объемные изображения в скульптуре.

    Основы языка изображения.

            Мир наших вещей. Натюрморт. 8 ч.

    Реальность и фантазия в творчестве художника.

    Изображение предметного мира – натюрморт.

    Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

    Изображение объема на плоскости, линейная перспектива.

    Освещение. Свет и тень.

    Натюрморт в графике.

    Цвет в натюрморте.

    Выразительные возможности натюрморта.

    Вглядываясь в человека. Портрет. 12 ч.

    Образ человека – главная тема искусства.

    Конструкция головы человека и ее пропорции.

    Изображение головы человека в пространстве.

    Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.

    Портрет в скульптуре.

    Сатирические образы человека.

    Образные возможности освещения в портрете.

    Портрет в живописи.

    Роль цвета в портрете.

    Великие портретисты.

            Человек и пространство. Пейзаж. 4 ч.

    Жанры в изобразительном искусстве.

    Изображение пространства.

    Правила линейной и воздушной перспектив.

    Пейзаж. Организация изображаемого пространства.

    Пейзаж и настроение. Природа и художник.

    Городской пейзаж.

    Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.


    В итоге освоения программы учащиеся 6-ого класса должны знать:

    • о месте и значении изобразительного искусства в культуре: жизни общества и жизни человека;
    • существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
    • взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
    • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
    • имена выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
    • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
    • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
    • о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.

    Учащиеся должны уметь:

    • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
    • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека ; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
    • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
    • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
    • активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

    Целевая ориентация рабочей программы в практике ГБОУ Лицея № 384

    Настоящая рабочая программа учитывает особенности 6ых классов. Учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают художественный мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла . У школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в 6-ом классе

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

    • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
    • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
    • овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
    • формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры

    Метапредметные результаты:

    • Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
    • обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;
    • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
    • развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;
    • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов

    Предметные результаты:

    • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
    • активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
    • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
    • умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;
    • понимание разницы между элитарным и массовым искусством;
    • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности

     

    Формы организации познавательной деятельности учащихся

    • фронтальная;
    • работа в группах,
    • работа в парах,
    • индивидуальная работа.

    Система контроля

    Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:

    • учительский контроль,
    • самоконтроль,
    • взаимоконтроль учащихся.

    Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

    • Активность участия.
    • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
    • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
    • Самостоятельность.
    • Оригинальность суждений.

    Критерии и система оценки творческой работы.

    Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы учащегося:

    • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
    • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
    • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

    Формы контроля уровня обученности:

    • викторины;
    • кроссворды;
    • отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
    • тестирование.

    Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:

    "отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.

    "хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.

    "удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.

    "неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.

    Ресурсное обеспечение реализации программы

    • классная доска с набором магнитов;
    • персональный компьютер;
    • мультимедийный проектор;
    • демонстрационные иллюстративные пособия (репродукции картин различных художников, примеры работ, созданные другими ребятами, фотографии);
    • демонстрационные макеты;
    • документ-камера.

    Основная литература для учителя:

    1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.: ил.
    2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 5 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
    3. Гуров Г.Е., Питерских А.С. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 7 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
    4. Изобразительно искусство. 6 класс: рабочая программа по учебнику Л.А. Неменской / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2016. – 31 с.
    5. Изобразительное искусство. 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 143 с.
    6. Изобразительное искусство. 7 класс: рабочая программа и технологические карты уроков с мультимедийным сопровождением по учебнику А.С. Питерских, Г.Е. Гурова. Линия УМК под ред. Б.М. Неменского / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2016. – 192 с.
    7.  Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-8 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.;
    8. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в жизни человека. 6 кл.: учеб.для общеобразоват.организаций / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского . – 5-ое изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.: ил.
    9. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 6 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
    10. Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные разработки. 7 класс / Г.Е.Гуров, А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2013. – 142 с.: ил.

    Дополнительная литература для учителя:

    1. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Д.Вазари: 2008 год, 1278с., цв. ил.
    2. История искусств. Западноевропейское искусство. Ильина Т.В. учебник. 2000год , 368с.
    3. История искусств. Отечественное искусство. Ильина Т.В. Учебник: 2000 год, 407с., ил
    4.  Искусство рисунка / Пер. Сахацкого. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 160 с., илл. (серия «Классическая библиотека художника»);
    5.  Архитектурные формы античности / И.Б.Михаловский. – М.: Архитектура-С, 2004. – 240 с., илл.
    6.  Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М.: - Пассим, 1994, 160 с.
    7.  Анатомия для художников. Е.Барчаи. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 344 с. – (классическая библиотека художника)
    8. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель. – 77 с.: ил.

    Информационное сопровождение:

    1. Информационные, практические и контролирующие модули по изобразительному искусству // http://fcior.edu.ru/catalog/meta 
    2. Методическая копилка для учителя ИЗО http://www.metod-kopilka.ru/izo-mhk.html
    3. Произведения искусства из собрания Государственного Русского музея // http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr 
    4. Произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи // http://school-collection.edu.ru 
    5. Произведения искусства из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника // http://school-collection.edu.ru/ 
    6. Произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа // http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 
    7. Социальная сеть работников образования // http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library
    8. Учительский портал // http://www.uchportal.ru/dir/27


    Приложение 1

    Развернутое календарно-тематическое планирование

    № Урока

    Тема/

    тип урока/

    формы работы

    Основное содержание учебного материала, термины и понятия

    Планируемые результаты обучения

    Дата по плану

    Дата по факту

    Домашнее задание

    Освоение предметных знаний и умений

    Универсальные учебные действия (УУД)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Раздел 1. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» 8 часов

    1

    Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Пространственные (пластические) виды искусства. Конструктивные виды искусства (архитектура и дизайн). Декоративно-прикладные виды искусства. Изобразительные виды искусства (живопись, графика, скульптура)

    Узнают различные виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности.

    Научатся анализировать пространственные и изобразительные виды искусства; использовать красочные фактуры.

    Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (деление пространственных искусств на две группы), сравнивать объекты на заданным критериям (конструктивность, декоративность, художественные материалы); подразделять пространственные искусства на две группы и сравнивать их по заданным критериям; познакомятся с художественными материалами и их выразительными возможностями.

    Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение видов искусства в жизни людей.

    Личностные: осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учится?) навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

    2

    Рисунок – основа изобразительного творчества

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Графика, набросок, зарисовка, учебный рисунок, творческий рисунок. Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Академический рисунок. Графические материалы.

    Узнают: виды рисунка, графические материалы.

    Научатся пользоваться графическими материалами

    Предметные: научится классифицировать виды рисунка, самостоятельно сравнивать и определять виды искусства, графические материалы.

    Метапредметные: выдвигать версии. Работать по плану, излагать свое мнение в диалоге, корректировать свое мнение.

    Личностные: освоение новых социальных ролей, понимать значение знаний для человека. 

    3

    Линия и ее выразительные возможности

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Свойства, характер, вид линий, ритм линий. Выразительные свойства линий. Условность и образность линейного изображения.

    Узнают значение ритма линий, роль ритма.

    Научатся использовать выразительные средства туши

    Предметные: научится находить решение на поставленную задачу, различать свойства линий, виды и характер, ритм, условность и образность линейного изображения.

    Метапредметные: определять цель, проблему в практической деятельности, оценивать свои достижения на уроке.

    Личностные: осознание своих интересов, эмоций

    4

    Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Основные характеристики цвета. Пятно в изобразительном искусстве. Цветовой тон, тональные отношения. Линия и пятно.

    Узнают понятия силуэт, тон, ритм в изобразительном искусстве.

    Научатся пользоваться графическими материалами, передавать характер освещения.

    Предметные: научатся передачи контраста, тона и тональных отношений

    Метапредметные: определение различий ахроматических пятен в изображении.

    Личностные: развивают художественный вкус как способность эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства.

    5

    Цвет. Основы цветоведения

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Спектр. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета. Основные и сотавные цвета. Изучение свойств цвета.

    Узнают основные и составные цвета, теплые и холодные цвета. Научатся использовать выразительные средства гуаши, понимать и анализировать художественные произведения художников.

    Предметные: научатся классифицировать и подбирать цвета из цветового круга, научатся создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.

    Метапредметные: планируют деятельность в учебной ситуации, принимают самостоятельные решения.

    Личностные: осознание своих интересов в изучении свойств цвета.

    6

    Цвет в произведения живописи

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон в живописи. Колорит. Гармония цвета. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи.

    узнают основные характеристики и свойства цвета.

    Научатся выполнять цветовые растяжки ограниченной палитрой, овладеют навыками механического смешения цветов.

    Предметные: 

    Научатся самостоятельно сравнивать цветовые отношения.

    Метапредметные:

    Получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

    Личностные

    проявлять активность для решения познавательных задач

    7

    Объемные изображения в скульптуре

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Скульптура и ее виды. Рельеф и его виды. Выразительные возможности скульптуры.

    Узнают: художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности. 

    Научатся: взаимодействовать в процессе совместной деятельности; воспринимать произведения искусства; создавать фигуры животных в объеме; работать пластическими материалами

    Предметные: изучать выразительные возможности объемного изображения; классифицировать виды скульптуры; пользоваться художественными материалами, организовывать рабочее место.

    Метапредметные: определять цель и проблему в учебной деятельности; различать художественные материалы и искать способы работы с ними; задавать вопросы для уточнения учебной деятельности.

    Личностные: понимать значение знаний для человека, стремится к приобретению новых знаний, учится критически оценивать свою деятельность.

    8

    Основы языка изображения

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Выразительные свойства линий. Свойства цвета. Объемно-пространственные изображения.

    Узнают виды изобразительного искусства.

    Научатся: воспринимать произведения изобразительного искусства

    Предметные: использовать выразительные возможности линии, условность и образность линейного изображения; использовать в работе и анализировать цветовые отношения; понимать выразительные возможности объемного изображения и пользоваться ими.

    Метапредметные: научится выражать и контролировать свои эмоции; различать художественные средства и их возможности; излагать свое мнение в диалоге; осознавать правила контроля.

    Личностные: понимать значение знание для человека, осознавать целостность мира и разнообразие взглядов.

    Раздел 2 «Мир наших вещей. Натюрморт» 8 часов

    9

    Реальность и фантазия в творчестве художника

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Условность и реальность в изображении. Фантазия в творчестве. Композиция. Колорит. Поэтические иносказания в живописи. (Творчество марка Шагала)

    Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве

    Предметные: 

    вносить необходимые дополнения и изменения

    в действия.

    Метапредметные :

    подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.

    Личностные: 

    формулировать собственное мнение и позицию

    10

    Изображение предметного мира – натюрморт

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Предметный мир в натюрморте. Развитие жанра – от Древнего Египта до наших дней. Аппликация. Композиция. Натюрморты И.Машкова, Р.Фалька и др.

    Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм,
    пятно, композиция)

    Предметные: научиться устанавливать аналогии, создавать модель объектов. Познакомится с жанром натюрморта, его местом в истории искусства; знать имена художников, работавших в жанре натюрморта; получить навыки составления композиции натюрморта.

    Метапредметные: научится определять цель и проблему в учебной деятельности. Различать художественные средства и их возможности.

    Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче.

    11

    Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Линейные, плоскостные, объемные формы. Природные формы и предметы, созданные человеком. Конструкция предметов.

    Узнают: понятие формы, правила изображения и средства выразительности.

    Научатся: понимать красоту, воспринимать и выражать свое отношение к предметному миру.

    Предметные: учиться видеть внутреннюю структуру предмета, его конструкцию; работа определенными материалами и инструментами, конструировать из бумаги; понимать линейные, плоскостные и объемные формы; различать конструкцию предметов в соотношении простых геометрических тел.

    Метапредметные: наблюдение окружающих предметов, использовать ассоциативные качества мышления. Личностные: стремится к достижению поставленной цели.

    12

    Изображение объема на плоскости, линейная перспектива

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Перспектива. Точка зрения, точка схода. Натюрморт из геометрических тел. Выявление объема предметов с помощью освещения. Свет и тень, линия и штрих.

    Узнают: правила объемного изображения геометрических тел, понятие ракурса произведений художников, изображавших натюрморты из геометрических тел.

    Научатся воспринимать произведения искусства.

    Предметные: ознакомиться с перспективой; научится различать фронтальную и угловую перспективу; научится строить в перспективе предметы; учиться выполнять рисунок карандашом.

    Метапредметные: развивать восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь; развивать воображение, навыки художественно-творческой деятельности, способности творческого самовыражения, используя различные языки и средства выражения.

    Личностные: проявление интереса к новому.

    13

    Освещение. Свет и тень

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Свет, блик тень, полутень, падающая тень, рефлекс, полутон. Тональные отношения. Выявление объема предметов с помощью освещения. Линия и штрих.

    Узнают, как выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.

    Научатся: воспринимать и эстетически переживать красоту, адекватно оценивать свои работы.

    Предметные: определять понятия – свет, блик, рефлекс. Видеть выразительные возможности светотени, выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.

    Метапредметные: научится определять цель и проблему в учебной деятельности, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

    Личностные: проявлять познавательную активность.

    14

    Натюрморт в графике

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Графика. Печатная графика. Оттиск. Гравюра. Древняя японская книжная гравюра. Творчество А.Дюрера, А.Ф.Зубова, Ф.Гойя. Гравюры В.А.Фаворского

    Узнают, что такое гравюра и ее свойства, особенности работы на гравюрой, имена художников-графиков.

    Научатся: разным приемам работы в графике.

    Предметные: знать понятие гравюра и ее свойства; прнимать активное участие в обсуждении нового материала, анализировать работы великих художников, использовать разные графические техники, применять подручные средства для выполнения отпечатков.

    Метапредметные: учится задавать вопросы, планировать деятельность в учебной ситуации.

    Личностные:понимать значение внимания и наблюдательности для человека; проявлять интерес к видам изобразительного искусства.

    15

    Цвет в натюрморте

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Русские художники, работавшие в жанре натюрморта К.Коровин, В.Д.Поленов. Западноевропейский натюрморт. Французский реалист Г.Курбе. Художники-импрессионисты: О.Ренуар, К.Моне, Э.Мане.

    Узнают работы великих художников-импрессионистов в жанре натюрморта.

    Научатся: понимать роль цвета в натюрморте; работать красками.

    Предметные: познакомится с именами выдающихся живописцев; принимать активное участие в обсуждении нового материала; изучать богатство выразительных возможностей цвета в живописи; определять понятие импрессионизм; научится передавать цветом настроение в натюрморте.

    Метапредметные: определять способы передачи чувств и эмоций посредством цвета и техники импрессионистов; уметь слушать друг друга, планировать деятельность и работать по плану.

    Личностные: уметь чувствовать настроение в картине, осознавать многообразие и богатство выразительных возможностей цвета.

    16

    Выразительные возможности натюрморта

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Монотипия – вид печатной графики, художественное произведение, выполненное за один прием (отпечаток, оттиск, образ). Французский художник Э.Дега.

    Узнают: особенности изображения натюрмортов, имена выдающихся художников и их произведения.

    Научатся воспринимать произведения искусства; составлять натюрморт.

    Предметные: научится обобщать полученные знания и применять богатство выразительных возможностей в своем натюрморте.

    Метапредметные: корректировать свои действия в соответствии с алгоритмом, самостоятельно принимать решения в творческой работе.

    Личностные: проявлять интерес к новой технике создания картины и желание использовать ее в своем творчестве, получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

    Раздел 3 «Вглядываясь в человека. Портрет» 12 часов

    17

    Образ человека – главная тема искусства

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Портрет. Разновидности портрета: бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный. Портреты Древнего Египта. Фаюимские портреты. Скульптурные портреты Древнего Рима. Камерный портрет в России. Серии портретов знатных людей, созданных Ф.Рокотовым, Д.Левицким, В.Боровиковским.

    Узнают: новые эстетические представления, имена выдающихся художников и их произведения.

    Научатся: новым знаниям в работе.

    Предметные: уметь находить информацию, необходимую для решения учебной задачи; воспринимать и анализировать произведения искусства.

    Метапредметные: излагать свое мнение в диалоге.

    Личностные: осваивать новые правила, осознавать многообразие взглядов.

    18

    Конструкция головы человека и ее пропорции

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Конструкция головы человека и ее пропорции. Мимика лица. Соразмерность частей образует красоту формы. Раскрытие психологического состояния портретируемого.

    Узнают: творческие материалы работы над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

    Научатся использовать художественные материалы для выполнения творческой работы.

    Предметные: получить новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорции лица; определять термины, пропорции. Учится творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи.

    Метапредметные: выбирать средства достижения цели.

    Личностные: принятие новых правил в изображении.

    19

    Изображение головы человека в пространстве

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Ракурс головы, рисунок головы в повороте, соотношения лицевой и черепной частей головы человека. Объемное конструктивное изображение головы человека. Рисование с натуры гипсовой головы.

    Познакомятся с творчеством А.Модильяни.

     Научатся: использовать новые возможности материалов, выполнять зарисовки головы в разных положениях.

    Предметные: пользоваться необходимой информацией, создавать конструктивное изображение головы, изучать ракурс и поворот головы, соотношение частей.

    Метапредметные: определять цель работы, самостоятельно исправлять ошибки в художественной работе.

    Личностные: осознание своих интересов.

    20

    Графический портретный рисунок и выразительный образ человека

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Выразительные средства и возможности графического изображения. Мастера эпохи Возрождения.

    Познакомятся с творчеством Леонардо да Винчи.

    Научатся передавать индивидуальные особенности, характер, настроения человека в графическом портрете.

    21

    Портрет в скульптуре

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Выразительный язык портретных образов в скульптуре Рима III века н.э.

    Узнают об особенностях и выразительных возможностях скульптуры.

    Научатся работать графическими материалами, передавать индивидуальные особенности портретируемого.

    Предметные: изучать скульптурный портрет в истории искусства, скульптурные материалы, анализировать скульптурные образы, работать со скульптурным материалом.

     Метапредметные: планировать деятельность в учебном процессе.

    Личностные: осознавать разнообразие средств и материалов мира искусства, вырабатывать наблюдательность, творческое воображение.

    22

    Портрет в скульптуре

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    23

    Сатирические образы человека

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Карикатура. Шарж. Правда жизни и язык искусства. Творческий коллектив Кукрыниксы.

    Узнают приемы художественного преувеличения, творчество известных карикатуристов.

    Научатся обострять образы при создании шаржа.

    Предметные: проявлять положительное отношении е к графическому юмору, учится приемам художественного преувеличения.

    Метапредметные: соблюдать нормы коллективного поведения, работать по плану.

    Личностные: понимать эмоциональное состояние других людей.

    24

    Образные возможности освещения в портрете

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Свет естественный, искусственный. Контраст. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Биографические очерк о И.Репине

    Узнают приемы изображения при направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете.

    Научатся видеть контрастность освещения; использовать приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа. 

    Предметные: научится воспринимать изменение образа человека при естественном освещении и искусственном; постоянство формы при любом освещении, воспринимать контражур.

    Метапредметные: планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения практической цели.

    Личностные: вырабатывать свои мировоззренческие позиции, осознавать свои эмоции, выражать и контролировать их.

    25

    Портрет в живописи

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Знакомство с творчеством художников портретного жанра. Виды портрета. Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи.

    Узнают о значении цвета и тона в портретном жанре. Познакомятся с выдающимися портретистами: В.Серовым, З.Серебряковой, Рембрантом, Ф.Кало.

    Научатся использовать цвет для передачи настроения и характера

    Предметные: научатся передавать цветовое решение образа в портрете; научатся определять понятия автопортрет; осваивать навыки применения живописной фактуры, самостоятельно выбирать и использовать художественную технику.

    Метапредметные: определять цель и проблему в учебной деятельности, оценивать степень достижения цели; самостоятельно исправлять ошибки.

    Личностные: понимать значение знаний для человека, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков.

    26

    Роль цвета в портрете

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Цвет, настроение, характер. Цветовое решение портрета. Тон и цвет. Освещение. Живописная фактура в произведениях искусства. В.Серов «Девочка с персиками», «Дети»

    27

    Роль цвета в портрете

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа

    Автопортрет. Тон и цвет.

    28

    Великие портретисты

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Образный язык художника. Личность художника и его эпоха.

    Узнают имена великих портретистов.

    Научатся выполнять художественный анализ своих работ и работ одноклассников.

    Предметные: определять индивидуальность произведений в портретном жанре; находить и предоставлять информацию о портрете.

    Метапредметные: оценивать степень достижения цели.

    Личностные: проявлять познавательную активность.

    Раздел 4 «Человек и пространство. Пейзаж»  4 часа

    29

    Жанры в изобразительном искусстве

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Тематическая картина. Жанры. Видение мира художниками в разные эпохи.

    Узнают: произведения и жанры изобразительного искусства.

    Научатся: аргументировано анализировать картины художников.

    Предметные: анализировать, выделять главное в картине и обобщать; определять термин жанр и его виды: портрет, натюрморт, пейзаж, исторический жанр, батальный, бытовой; определять термин тематическая картина и ее виды. Устанавливать аналогии и использовать их в решении практической задачи.

    Метапредметные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; планировать и организовывать свою деятельность.

    Личностные: приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков.

    30

    Изображение пространства

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Точка зрения. Перспектива: линейная, прямая, обратная. Пространство иконы и его смысл.

    Узнают: понятия точка зрения и линия горизонта, способы изображения пространства в различные эпохи. Узнают правила воздушной перспективы.

    Научатся: изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы.

    Предметные: знакомится с перспективой как с изобразительной грамотой, показывать возникновение потребности в изображении глубины пространства, уметь определять особенности обратной перспективы, знакомится с нарушением правил перспективы в искусстве XX века и его образным смыслом; использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи.

    Метапредметные: планировать и организовывать свою деятельность, корректировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.

    Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала.

    31

    Правила линейной и воздушной перспективы. Городской пейзаж

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Точка схода в линейной и воздушной перспективе. Плоскость картины. Линия горизонта. Передача глубины пространства.

    Мастера городского пейзажа.

    32

    Пейзаж – настроение. Природа и художник

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Импрессионизм в живописи. Жизнь и творчество художника– импрессиониста К.Писсаро.

    Эпический, романтический пейзаж.

    Узнают: об истории и развитии жанра пейзажа, об импрессионизме.

    Научатся: организовывать перспективу в картинной плоскости, использовать изобразительные средства для достижения лучшего эффекта.

    Предметные: научится самостоятельно применять полученные знания о перспективе. Сравнивать картины по заданным критериям. Научится осуществлять поиск колорита, определять характер цветовых отношений, применять освещение.

    Метапредметные: выполнять работу по памяти и по представлению, давать эстетическую оценку выполненным работам, анализировать использование перспективы.

    Личностные: учится критически осмысливать результаты деятельности, проявлять интерес к новым видам работы.

    33

    Резерв

    34

    Резерв


                                            Приложение 2

    Лист коррекции и внесения изменений

     УТВЕРЖДАЮ

     Директор школы

     ___________/Голод С.С.

     «___»________20___ г.

     

    Дата

    Форма коррекции

    (объединение тем, домашнее изучение + кр)

    Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу)

    Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине)

    Урока, который содержит коррекцию

                                                    


    Приложение 3

    Примерные контрольно-измерительные материалы:

    1. Часть А: Кроссворд из 6и вопросов

    2. Часть В: творческая работа

    Часть А

    Отгадайте кроссворд

    H:\DCIM\100CANON\IMG_8932.JPG

    По вертикали:

    1. Вид изобразительного искусства, в котором в качестве основных изобразительных средств используются линии, штрихи, пятна и точки.

    2. Вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность

    3. Какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна.

    По горизонтали:

    4. Одно из самых мощных изобразительных средств. Бывает мягкой, тонкой, изящной, нежной, резкой.

    5. Вид монументально-декоративного искусства. Делится на декоративную, монументальную, орнаментальную, цветочную ...

    6. Рисунок на скорую руку. Подготовительное изображение.

    Часть В

    Создайте творческую работу в цвете "Фантастический город"


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)

    Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

    Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»

    Рабочая программа по биологии  5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...

    рабочая программа по русскому языку 7 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Ладыженской)

    Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование//...