Главные вкладки

    Рабочая программа по изобразительному искусству. 7 класс. ФГОС. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского
    календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

    Корнеева Анна Дмитриевна

    Подробное тематическое планирование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rp_po_izo_7_kl._korneevoy_a.d._2016-2017_uch.god_.doc229.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга

    УТВЕРЖДАЮ:

    ПРИНЯТО:

    РАССМОТРЕНО:

    Директор лицея _________ Голод С.С.

    Приказ № ____ от ______________ г.

    Протокол Педагогического совета № _____ от ____________ г.

    Председатель МО _____________

    Протокол заседания методического объединения № _____ от ____________ г.

     

    Рабочая программа

    по изобразительному искусству

    Уровень образования: основное общее.

    Срок реализации программы: 1 год

    Классы: 7

    Программу разработала:

    Корнеева Анна Дмитриевна

    Санкт-Петербург

    2016


    Рабочая программа

    по изобразительному искусству 7 класс

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе:

    • Закона Российской Федерации ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12;
    • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
    • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
    • Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-8 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.;
    • Программы формирования универсальных учебных действий;
    • Учебного плана ГБОУ лицея № 384 Кировского района Санкт-Петербурга.

    Цели, задачи, результаты

    Цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

    Художественное развитие учащихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества.

    Задачи:

    1. Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.
    2. Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей.
    3. Формирования понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы.
    4. Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности.
    5. Формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
    6. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека.
    7. Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
    8. Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
    9. Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

    Изучение изобразительного искусства в основной школе

    направлено на достижение следующих результатов:

    в направлении личностного развития:

    • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
    • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
    • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
    • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
    • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
    • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
    • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
    • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах;
    • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
    • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
    • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    в метапредметном направлении:

    • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
    • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
    • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
    • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
    • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
    • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
    • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
    • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

    в предметном направлении:

    • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
    • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
    • освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
    • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
    • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
    • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
    • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

    Общая характеристика учебного предмета

    Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

    Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

    Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

     Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

     Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

    Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

     Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

    Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

    Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

    Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

    Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

    От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

    Место предмета в учебном плане

    В учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе основной школы отводится 34 часа, занятия (уроки) проводится 1 раз в неделю. Предусмотрен резерв учебного времени – 2 часа.

    Содержание учебного курса

    7 класс. Архитектура и дизайн – конструктивные искусства
    в ряду пространственных искусств.

     Мир, который создаёт человек.

    Учебный материал посвящен основам дизайна и архитектуры – конструктивным искусствам в ряду пространственных искусств; их месту в семье пространственных искусств, взаимосвязи с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов, организация пространственно-структурной среды городов. Дизайн и архитектура – создатели рукотворной среды нашего обитания.

            Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. 8 ч.

    Основы композиции в конструктивных искусствах.

    Прямые линии и организация пространства.

    Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.

    Буква – строка – текст. Искусство шрифта

    Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

    В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.

            В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. 8 ч.

    Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.

    Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

    Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.

    Важнейшие архитектурные элементы здания.

    Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.

    Форма и материал.

    Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

            Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. 11 ч.

    Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.

    Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

    Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

    Вещь в городе дома. Городской дизайн.

    Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

    Природы и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

    Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

            Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. 5 ч.

    Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу какой у тебя дом.

    Интерьер, который мы создаем.

    Пугало в огороде, или… Под шепот фонтанных струй.

    Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

    Встречают по одежке.

    Автопортрет на каждый день.

    Моделируй себя – моделируешь мир.

    В итоге освоения программы учащиеся 7-ого класса должны:

    • уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
    • понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образного начал и их социальную роль;
    • знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
    • конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и в объеме);
    • моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
    • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
    • конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
    • владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
    • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения ( витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
    • использовать разнообразные художественные материалы.

    Целевая ориентация рабочей программы в практике ГБОУ Лицея № 384

    Настоящая сквозная рабочая программа учитывает особенности 7-ых классов. Учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают дизайн и архитектуру как создателей «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Владеют навыками формообразования и использования объемов в дизайне и архитектуре; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей архитектурного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты

    освоения учебного предмета в 7-ом классе.

    Личностные результаты:

    • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
    • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
    • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
    • развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать , анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценке;
    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

    Метапредметные результаты:

    • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
    • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
    • развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
    • формирование способности к целостному художественному восприятию мира.

    Предметные результаты:

    • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, художественного вкуса и творческого воображения;
    • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
    • эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
    • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
    • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;
    • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
    • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

     

    Формы организации познавательной деятельности учащихся

    • фронтальная;
    • работа в группах,
    • работа в парах,
    • индивидуальная работа.

    Система контроля

    Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:

    • учительский контроль
    • самоконтроль
    • взаимоконтроль учащихся

    Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

    • Активность участия.
    • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
    • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
    • Самостоятельность.
    • Оригинальность суждений.

    Критерии и система оценки творческой работы.

    Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося:

    • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
    • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
    • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

    Формы контроля уровня обученности:

    • викторины;
    • кроссворды;
    • отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
    • тестирование.

    Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:

    "отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.

    "хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.

    "удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.

    "неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.

    Ресурсное обеспечение реализации программы

    • классная доска с набором магнитов;
    • персональный компьютер;
    • мультимедийный проектор;
    • демонстрационные иллюстративные пособия (репродукции картин различных художников, примеры работ, созданные другими ребятами, фотографии)
    • демонстрационные макеты;
    • документ-камера.

    Основная литература для учителя:

    1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.: ил.
    2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 5 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
    3. Гуров Г.Е., Питерских А.С. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 7 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
    4. Изобразительно искусство. 6 класс: рабочая программа по учебнику Л.А. Неменской / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2016. – 31 с.
    5. Изобразительное искусство. 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 143 с.
    6. Изобразительное искусство. 7 класс: рабочая программа и технологические карты уроков с мультимедийным сопровождением по учебнику А.С. Питерских, Г.Е. Гурова. Линия УМК под ред. Б.М. Неменского / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2016. – 192 с.
    7.  Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-8 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.;
    8. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в жизни человека. 6 кл.: учеб.для общеобразоват.организаций / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского . – 5-ое изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.: ил.
    9. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 6 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
    10. Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные разработки. 7 класс / Г.Е.Гуров, А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2013. – 142 с.: ил.

    Дополнительная литература для учителя:

    1. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Д.Вазари: 2008 год, 1278с., цв. ил.
    2. История искусств. Западноевропейское искусство. Ильина Т.В. учебник. 2000год , 368с.
    3. История искусств. Отечественное искусство. Ильина Т.В. Учебник: 2000 год, 407с., ил
    4.  Искусство рисунка / Пер. Сахацкого. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 160 с., илл. (серия «Классическая библиотека художника»);
    5.  Архитектурные формы античности / И.Б.Михаловский. – М.: Архитектура-С, 2004. – 240 с., илл.
    6.  Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М.: - Пассим, 1994, 160 с.
    7.  Анатомия для художников. Е.Барчаи. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 344 с. – (классическая библиотека художника)
    8. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель. – 77 с.: ил.


    Информационное сопровождение:

    1. Информационные, практические и контролирующие модули по изобразительному искусству // http://fcior.edu.ru/catalog/meta 
    2. Методическая копилка для учителя ИЗО http://www.metod-kopilka.ru/izo-mhk.html
    3. Произведения искусства из собрания Государственного Русского музея // http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr 
    4. Произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи // http://school-collection.edu.ru 
    5. Произведения искусства из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника // http://school-collection.edu.ru/ 
    6. Произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа // http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 
    7. Социальная сеть работников образования // http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library
    8. Учительский портал // http://www.uchportal.ru/dir/27

                                                                                                                                                            Приложение 1

    Развернутое календарно-тематическое планирование

    № Урока

    Тема/

    тип урока/

    формы работы

    Основное содержание учебного материала, термины и понятия

    Планируемые результаты обучения

    Дата по плану

    Дата по факту

    Домашнее задание

    Освоение предметных знаний и умений

    Универсальные учебные действия (УУД)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Раздел 1 «Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек.

    Художник – Дизайн – Архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры» 8 часов

    1

    Основы композиции в конструктивных искусствах

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Основные типы композиций. Объемно-пространственная и плоскостная композиции. Ритм, равновесие, гармония. И контраст. Композиции из простейших геометрических фигур. Симметрия и асимметрия. Статика и динамика.

    Знать определения, основные типы композиций.

    Уметь решать проблему передачи движения, статики и композиционного ритма в рисунке.

    Предметные: анализируют, устанавливают аналогии для понимания закономерностей при построении композиции.

    Метапредметные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; в процессе работы находят и исправляют ошибки.

    Личностные: осознают многообразие взглядов, свои интересы.

    2

    Прямые линии и организация пространства

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Организация пространства, акцентировка планов. Фронтальная и глубинная композиции с использованием линий различной толщины. Единое композиционное целое.

    Знать правила организации пространства.

    Уметь использовать прямые линии, делить композиционное пространство при помощи линий

     Предметные: понимают и объясняют роль прямых линий в организации пространства.

    Метапредметные: определяют проблему практической деятельности, в процессе работы находят и исправляют ошибки.

    Личностные: вырабатывают свои мировоззренческие позиции.

    3

    Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цветовой круг. Хроматические и ахроматические тона. Эмоциональная и психологическая роль цвета в плоскостной композиции. Цветовой акцент.

    Знать законы цветовой композиции и основы цветоведения.

    Уметь применять различные цветовые комбинации.

    Предметные: обретают навыки применять цвет, понимают роль цвета в конструктивных композициях.

    Метапредметные: в процессе работы находят и исправляют ошибки.

    Личностные: осознают свои интересы, эмоции, понимают эмоции других людей

    4

    Буква – строка – текст. Искусство шрифта

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Буквы как изобразительно-смысловой символ. Искусство шрифта. Логотип.

    Знать о возможностях использования строки и буквы как выразительных элементов композиции при создании зрительного образа.

    Уметь применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции.

    Предметные: понимают букву как исторически сложившееся обозначение звука; различают «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Метапредметные: организуют учебно-познавательную деятельность, определяют средства для выполнения задания.

    Личностные: осознают свои интересы, осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе, умеют формулировать и отстаивать свое мнение.

    5

    Буква – строка – текст. Искусство шрифта

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Шрифтовая гармония. Каллиграфия.

    6

    Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Искусство графического дизайна – дизайн книг, журналов, плакатов и др. Синтез слова и изображения в искусстве плаката.

    Знать цельность слова и изображения в плакате и рекламе.

    Уметь понимать и объяснять отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины.

    Предметные: развивают умение видеть образно-информационную целостность изображения плаката и рекламы.

    Метапредметные: определяют цели своего обучения, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности, вырабатывают решения.

    Личностные: осознают свое отношение к мировоззрению других людей, осваивают новые виды деятельности.

    7

    В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    История книгопечатания в Европе и России. Искусство книги. Виды полиграфических изданий. Элементы, составляющие конструкцию и оформление книг.

            

    Знать имена известных русских художников-иллюстраторов И.Билибина, В.Фаворского, В.Лебедева, художников-шрифтовиков С.Чехонина, Д.Митрохина и др.

    Уметь определять соотношения масс текста, иллюстративного материала и пустот при макетировании разворота книги.

    Предметные: узнают элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги; различают способы компоновки книги. Выбирают и используют различные способы компоновки книжного разворота. Метапредметные: ставят и формулируют для себя новые задачи в познавательной деятельности.

    Личностные: осознают ценность графического дизайна в повседневной жизни; осознают свои творческие возможности, свои позицию и представление о полиграфическом дизайне книги.

    8

    В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Элементы, составляющие конструкцию и оформление книг.

    Подарочный пакет         

    Раздел 2 «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств» 8 часов

    9

    Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Пространственное воображение. Человек в дизайне и архитектуре. Передача глубины пространства, объема предметов и их трехмерности в перспективе. Чертеж. Проекция предмета на плоскость. Макет. Пропорциональность.

    Знать о способах проецирования на плоскость на плоскость геометрических тел.

    Уметь воспринимать плоскостную композицию как схематическое изображение объемов в пространстве.

    Предметные: умеют определять понятие «чертеж», понимают плоскостную композицию как схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; знакомятся с композиционными задачами соразмерности и пропорциональности.

    Метапредметные: развивают мотивы в познавательной деятельности.

    Личностные: осознанно используют речевые средства в соответствии учебной ситуацией, развивают пространственное воображение.

    10

    Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Способы обозначения на макете рельефа местности и природных поверхностей (холмы, горы, озера, реки) и архитектурных объектов (ступени. Лестницы). Рельеф. Ландшафт.

    Знать взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки.

    Уметь использовать в макете объемные геометрические фигуры, фактуры.

    Предметные: умеют использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию) для достижения своих творческих замыслов, анализируют композицию объемов, составляющих общий облик, образ современной постройки. Метапредметные: учитывают ориентиры действий в новом учебном материале, определяют цель, проблему в учебной деятельности.

    Личностные: приобретают мотивацию процесса художественно-творческих навыков.

    11

    Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Архитектура – это музыка, застывшая в камне. Назначение архитектурных объектов. Польза, прочность, красота. Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох. Тектоника и ритм. Рельеф.

    Знать о фронтальной и глубинной композиции; структуре зданий различных архитектурных стилей и эпох.

    Уметь соединять объемные формы в единое архитектурное сооружение; использовать многообразие объемных форм: цилиндры, конусы, многогранники, шары, пирамиды и параллелепипеды при создании композиции, анализировать произведения архитектуры и дизайна.

    Предметные: понимают структуру различных типов зданий, выявляют горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них; применяют модульные элементы в создании эскизного макета дома, достигая выразительности и целесообразности конструкции. Метапредметные: различают реальные здания и макетные конструкции; планируют деятельность в учебной ситуации.

    Личностные: корректируют свое мнение под воздействием полученных знаний, развивают воображение, фантазию; создают разнообразные творческие работы в материале.

    12

    Конструкция: часть и целое. Важнейшие архитектурные элементы здания

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Возникновение и основные этапы исторического развития главных архитектурных элементов здания. Горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы в структуре здания. Несущие конструкции – опоры, столбы, колонны. Балки, перекрытия.

    13

    Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Многообразие мира вещей. Восприятие дизайна вещи как искусство и социальное проектирование. Графический анализ. Инсталляция. Утилитарное.

    Знать о многообразии мира вещей; об образном языке инсталляции.

    Уметь определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего. Уметь составлять инсталляцию.

    Предметные: объясняют дизайн вещи как искусство и как социальное проектирование. Метапредметные: проявляют активность для решения познавательных задач; используют речевые средства в соответствии с ситуацией.

    Личностные: осознают свои эмоции, контролируют их; умеют использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, форму, объем, композицию) для достижения творческих замыслов. 

    14

    Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    15

    Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи. Дизайн вещи. Эволюция формы.

    Знать определяющую роль материала в создании конструкции и назначении вещи; знать о влиянии цвета на восприятии формы объектов архитектуры и дизайна.

    Уметь рассуждать о роли материала в определи формы, определять и характеризовать понятия «эволюция формы», «дизайн». Создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей.

    Предметные: получают представление о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, принимают активное участие в обсуждении нового материала; учатся анализировать новый материал, приобретают творческие навыки.

    Метапредметные: осознают многообразие и богатство выразительных возможностей цвета.

    Личностные: умеют чувствовать настроение в картине.

     

    16

    Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Единство функционального и художественно-образного начала и цветового решения в конструктивных искусствах.

    Раздел 3 «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека» 11 часов

    17

    Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Народная архитектура. Архитектура города. Стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм.

    Знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств.

    Уметь рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох; создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе.

    Предметные: понимают значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города. Метапредметные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним.

    Личностные: осознают свои эмоции, проявляют познавательную активность.

    18

    Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Основные этапы развития архитектуры и дизайна. Архитектура современности. Выдающиеся архитекторы XX века Ле Корбюзье, В.Гропиус, Л.Салливен и мастера отечественной архитектуры И.И.Леонидов, К.С.Мельников, Л.А.Веснин, В.А.Веснин. Урбанизация. Ландшафт.

    Знать имена выдающихся архитекторов и архитектурные сооружения XX века.

    Уметь создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. 

    Предметные: осознают современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве, проблему урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Метапредметные: учитывают ориентиры действий, выделенные учителем.

    Личностные: осознают современный уровень развития архитектуры и градостроительства; осознают целостность мира и многообразие взглядов на него.

    19

    Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Рельефное моделирование. Макет. Схема-планировка. Роль архитектуры в создании структуры города. Городская планировка – регулярная или прямоугольная, радиально-кольцевая, нерегулярная или свободная.

    Знать о роли архитектора в создании структуры города; основные типы организации городского пространства.

    Уметь создавать композицию организации городского пространства, используя один из видов планировки, работать различными художественными материалами.

    Предметные: развивают чувство композиции. Различают композиции: замкнутую, радиально-кольцевую, прямоугольную, прямоугольно-диагональную, линейную и комбинированную. Метапредметные: корректируют свои действия в практической работе, самостоятельно принимают решения на основе полученных знаний и умений о формировании городской среды.

    Личностные: получают эстетическое наслаждение, проявляют интерес к новому; развивают творческие способности в процессе работы.

    20

    Вещь в городе и дома. Городской дизайн

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Городская среда. Малые архитектурные формы. Информационный комфорт. Влияние дизайна городской среды на восприятие и выразительность архитектурного ансамбля. Вещно-изобразительный мир витрины.

    Знать об особенностях малых архитектурных форм , создающих вещно-пространственную среду города; о композиционном принципе оформления витрины.

    Уметь создавать практические творческие работы в технике коллажа.

    Предметные: осваивают роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства.

    Метапредметные: понимают роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды.

    Личностные: понимают значение знаний для человека; проявляют выдумку и находчивость в процессе работы. 

    21

    Вещь в городе и дома. Городской дизайн

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    22

    Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещевой среды интерьера

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Дизайн интерьера. Экстерьер. Фактура. Стиль и дизайн. Стилевое единство вещей: классический стиль, стиль кантри, стиль модерн, японский стиль, конструктивизм, стиль техно. Минимализм.

    Знать понятие дизайна интерьера; о стилевом единстве вещей-ансамбле; о роли каждой вещи в образно-стилевом решении интерьера.

    Уметь создавать творческие работы в технике коллажа, работать художественными материалами по выбору.

    Предметные: понимают роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства индивидуальных помещений.

    Метапредметные: имеют представления от унификации (единых представлений) образа до индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. 

    Личностные: понимают свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности; проявляют творческую фантазию, умение адекватно оценивать ситуацию.

    23

    Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещевой среды интерьера

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    24

    Природа и архитектура

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Ландшафтная архитектура. Единство города и ландшафтно-парковой среды. Английская школа ландшафтной архитектуры. Французская ландшафтная архитектура. Русская ландшафтная архитектура. Ландшафтная архитектура стран Востока.

    Знать различные направления ландшафтной архитектуры и их отличительные особенности.

    Уметь понимать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; использовать известные и осваивать новые приемы с бумагой в процессе макетирования.

    Предметные: развивают пространственно-конструктивное мышление; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля. Метапредметные: действуют по плану, контролируют процесс и результаты деятельности, вносят коррективы, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

    Личностные: вырабатывают аналитическое мышление, чувство гармонии и практичности.

    25

    Природа и архитектура

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    26

    Ты- архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Конструктивные элементы здания.

    Знать процесс архитектурного творчества.

    Уметь выражать авторскую позицию.

    Предметные: развивают пространственно-конструктивное мышление, создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции.

    Метапредметные:

    Самостоятельно планирую учебные действия, действуют по плану, осознают возникающие трудности.

    Личностные: вырабатывают свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности.

    27

    Ты- архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Раздел 4 «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» 5 часов

    28

    Мой дом – мой образ жизни

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Функционально-архитектурная планировка жилого помещения. Архитектурный заказ, проект. Деление на зоны, многофункциональность.

    Знать о функциональном зонировании и организации пространства внутренней планировки жилища.

    Уметь учитывать в проекте инженерно-бытовые и санитарно-технические задачи, организовывать в пространстве дома функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта.

    Предметные: развивают пространственно-конструктивное мышление; создают практические работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля. Метапредметные: вносят необходимые коррективы в ходе работы; понимиают значение знаний для человека.

    Личностные: осуществляют в собственном архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своем будущем жилище.

    29

    Интерьер, который мы создаем

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Интерьер. Эклектика. Роль материалов фактур и цветовой гаммы в дизайне интерьера.

    30

    Мода, культура и ты

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Пути развития одежды – история. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды Технология создания одежды, моды. Современная одежда: неформальный стиль, винтаж, ретро. Имидж. Ансамбль в одежде.

    Знать о соответствии материала и формы в одежде; как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон). Знать направления в молодежной моде.

    Уметь критически осмысливать индивидуальность фигуры человека; осознавать психологию индивидуального и массового производства одежды. Использовать графические навыки и технологию выполнения коллажа в процессе создания молодежных комплектов одежды. 

    Предметные: создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. Метапредметные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

    Личностные: развивают индивидуальность; осознают двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием. 

    31

    Мода, культура и ты

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    32

    Моделируя себя – моделируешь мир

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Многообразие современного грима и косметики. Визаж. Сценический грим. Создание облика персонажа.

    Человек как объект дизайна. Имидж-дизайн.

    Знать направления в молодежной моде, об эстетических и этических границах искусства визажистики; знать особенности образно-выразительного языка конструктивных искусств – архитектуры и дизайна.

    Уметь использовать графические навыки и технологию выполнения коллажа в процессе создания молодежных комплектов одежды.

    Предметные: создают творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. Метапредметные: планируют деятельность; адекватно оценивают свои достижения. 

    Личностные: осваивают представления о моде как демократичном, интернациональном, общедоступном и унифицированном процессе социального конструирования, развивают фантазию, чувство композиции и индивидуальность.

    33

    Резерв

    34

    Резерв

    Приложение 2

    Лист коррекции и внесения изменений

     УТВЕРЖДАЮ

     Директор школы

     ___________/Голод С.С.

     «___»________20___ г.

     

    Дата

    Форма коррекции

    (объединение тем, домашнее изучение + кр)

    Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу)

    Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине)

    Урока, который содержит коррекцию


    Примерные контрольно-измерительные материалы

    Диагностическая работа по изобразительному искусству за 7 класс:

    Создание проекта своей комнаты


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)

    Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

    Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»

    Рабочая программа по биологии  5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...

    рабочая программа по русскому языку 7 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Ладыженской)

    Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование//...