Главные вкладки

    Рабочая программа по изобразительному искусству. 5 класс. ФГОС. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского
    календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

    Корнеева Анна Дмитриевна

    Подробное поурочно-тематическое планирование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rp_po_izo_5_kl._korneevoy_a.d._2016-2017_uch.god_.doc256 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга

    УТВЕРЖДАЮ:

    ПРИНЯТО:

    РАССМОТРЕНО:

    Директор лицея _________ Голод С.С.

    Приказ № ____ от ______________ г.

    Протокол Педагогического совета № _____ от ____________ г.

    Председатель МО _____________

    Протокол заседания методического объединения № _____ от ____________ г.

     

    Рабочая программа

    по изобразительному искусству

    Уровень образования: основное общее.

    Срок реализации программы: 1 год

    Классы: 5

    Программу разработала:

    Корнеева Анна Дмитриевна

    Санкт-Петербург

    2016

    Рабочая программа

    по изобразительному искусству

    5 класс

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе:

    • Закона Российской Федерации ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12;
    • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
    • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
    • Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-8 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.;
    • Программы формирования универсальных учебных действий;
    • Учебного плана ГБОУ лицея № 384 Кировского района Санкт-Петербурга.

    Цели уровня общего образования

    Цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

    Художественное развитие учащихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы и в процессе личностного художественного творчества.

    Задачи:

    1. Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
    2. Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
    3. Формирования понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
    4. Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
    5. Формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
    6. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
    7. Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
    8. Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
    9. Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

    Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено
    на достижение следующих результатов

    В направлении личностного развития:

    • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
    • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
    • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
    • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
    • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
    • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
    • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
    • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах;
    • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
    • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
    • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    В метапредметном направлении:

    • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
    • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
    • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
    • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
    • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
    • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
    • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
    • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

    В предметном направлении:

    • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
    • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
    • освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
    • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
    • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
    • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
    • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

    Общая характеристика учебного предмета

            Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

    Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

    Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

     Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

     Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

    Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

     Основные формы учебной деятельности: практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

    Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

    Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа является подведением итогов какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

    Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

    Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

    От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

    Место предмета в учебном плане

    В учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе основной школы отводится 34 часа, занятия (уроки) проводится 1 раз в неделю. Предусмотрен резерв учебного времени – 2 часа.

    Содержание учебного курса

    5 класс. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

    Тема 5 класса посвящена изучению группы декоративного искусства, связанного с фольклором. Наиболее полно раскрывается свойственный детям наивно-декоративный язык изображения.

    Древние корни народного искусства. 8ч

    Древние образы в народном искусстве.

    Убранство русской избы.

    Внутренний мир русской избы.

    Конструкция, декор предметов народного быта.

    Русская народная вышивка.

    Народный праздничный костюм.

    Народные праздничные обряды.

    Связь времен в народном искусстве. 9 ч.

    Древние образы в современных народных игрушках.

    Искусство Гжели.

    Городецкая роспись.

    Хохлома.

    Жостово. Роспись по металлу.

    Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

    Декор – человек, общество, время. 10 ч.

    Зачем людям украшения.

    Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

    Одежда «говорит» о человеке.

    О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

    Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

    Декоративное искусство в современном мире. 5 ч.

    Современное выставочное искусство.

    Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

    В итоге освоения программы учащиеся 5-ого класса должны знать:

    • знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
    • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
    • знать несколько народных художественных промыслов России;
    • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
    • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
    • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
    • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
    • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
    • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
    • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

    Целевая ориентация рабочей программы в практике ГБОУ Лицея № 384

    Рабочая программа учитывает особенности 5-ых классов. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

    Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

    Россия – часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в 5ом классе

     Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

    • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
    • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
    • овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
    • формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

    Метапредметные результаты:

    • Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
    • обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;
    • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
    • развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;
    • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов

    Предметные результаты:

    • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
    • активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
    • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
    • умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;
    • понимание разницы между элитарным и массовым искусством;
    • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности

     

    Формы организации познавательной деятельности учащихся

    • фронтальная;
    • работа в группах,
    • работа в парах,
    • индивидуальная работа.

    Система контроля

    Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:

    • учительский контроль
    • самоконтроль
    • взаимоконтроль учащихся

    Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

    • Активность участия.
    • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
    • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
    • Самостоятельность.
    • Оригинальность суждений.

    Критерии и система оценки творческой работы.

    Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося:

    • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
    • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
    • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

    Формы контроля уровня обученности:

    • викторины;
    • кроссворды;
    • отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
    • тестирование.

    Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:

    "отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.

    "хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.

    "удовлетворительно" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.

    "неудовлетворительно" - работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.

    Ресурсное обеспечение реализации программы

    • классная доска с набором магнитов;
    • персональный компьютер;
    • мультимедийный проектор;
    • демонстрационные иллюстративные пособия (репродукции картин различных художников, примеры работ, созданные другими ребятами, фотографии);
    • демонстрационные макеты;
    • документ-камера.

    Основная литература для учителя:

    1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.: ил.
    2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 5 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
    3. Гуров Г.Е., Питерских А.С. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 7 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
    4. Изобразительно искусство. 6 класс: рабочая программа по учебнику Л.А. Неменской / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2016. – 31 с.
    5. Изобразительное искусство. 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 143 с.
    6. Изобразительное искусство. 7 класс: рабочая программа и технологические карты уроков с мультимедийным сопровождением по учебнику А.С. Питерских, Г.Е. Гурова. Линия УМК под ред. Б.М. Неменского / авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2016. – 192 с.
    7.  Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-8 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.;
    8. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в жизни человека. 6 кл.: учеб.для общеобразоват.организаций / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского . – 5-ое изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.: ил.
    9. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 6 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Б.М.Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
    10. Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные разработки. 7 класс / Г.Е.Гуров, А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2013. – 142 с.: ил.

    Дополнительная литература для учителя:

    1. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Д.Вазари: 2008 год, 1278с., цв. ил.
    2. История искусств. Западноевропейское искусство. Ильина Т.В. учебник. 2000год , 368с.
    3. История искусств. Отечественное искусство. Ильина Т.В. Учебник: 2000 год, 407с., ил
    4.  Искусство рисунка / Пер. Сахацкого. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 160 с., илл. (серия «Классическая библиотека художника»);
    5.  Архитектурные формы античности / И.Б.Михаловский. – М.: Архитектура-С, 2004. – 240 с., илл.
    6.  Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М.: - Пассим, 1994, 160 с.
    7.  Анатомия для художников. Е.Барчаи. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 344 с. – (классическая библиотека художника)
    8. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель. – 77 с.: ил.

    Информационное сопровождение:

    1. Информационные, практические и контролирующие модули по изобразительному искусству // http://fcior.edu.ru/catalog/meta 
    2. Методическая копилка для учителя ИЗО http://www.metod-kopilka.ru/izo-mhk.html
    3. Произведения искусства из собрания Государственного Русского музея // http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr 
    4. Произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи // http://school-collection.edu.ru 
    5. Произведения искусства из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника // http://school-collection.edu.ru/ 
    6. Произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа // http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 
    7. Социальная сеть работников образования // http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library
    8. Учительский портал // http://www.uchportal.ru/dir/27

    Развернутое календарно-тематическое планирование

    № Урока

    Тема/

    тип урока/

    формы работы

    Основное содержание учебного материала, термины и понятия

    Планируемые результаты обучения

    Дата по плану

    Дата по факту

    Домашнее задание

    Освоение предметных знаний и умений

    Универсальные учебные действия (УУД)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Раздел 1. «Древние корни народного искусства» 8 часов

    1.

    Древние образы в народном искусстве

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Традиционные образы и солярные знаки: конь, птица, мать-земля, древо жизни. Форма и цвет.

    Узнают: символический характер народного декоративного искусства.

    Освоят принципы декоративного обобщения в изображении. Узнают целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженной в трёхчастной структуре и декоре.

     Научатся: создавать выразительные декоративно-обобщённые изображения на основе традиционных образов, создавать эскизы орнамента.

    Предметные: сравнивают, сопоставляют, анализируют декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву. Находят общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

    Метапредметные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    Личностные: осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться? основные знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства), навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

    2.

    Орнамент – как основа декоративного украшения

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Орнамент – основа украшения. Виды орнаментов.

    3.

    Декор русской избы

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Дом как микрокосмос (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть – земля, подклеть (подпол) – подземный мир). Декоративное убранство дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни.

     Узнают: жизненно важные участки крестьянского дома. Сравнивают, сопоставляют интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находят в них черты национального своеобразия.

    Научатся: создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

     

    Предметные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Метапредметные: работают по предложенной учителем последовательности выполнения рисунка.

    Личностные: осознают свои интересы (что значит учиться видеть?); осваивают новые социальные роли (критически осмысливают), понимают значение знаний для человека.

    4.

    Внутренний мир русской избы

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Интерьер крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол –  подземный мир, окна – очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Предметы быта и труда: ткацкий стан, прялка, люлька и др.

    5.

    Конструкция, декор предметов народного быта

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др.).

    Узнают: общее и особенное в конструкции и декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда; символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки, традиционные для вышивки сочетания цветов.

    Научатся: изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её.

    Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию, выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птица света, мать-земля).

    Предметные: рассуждают о связях произведений крестьянского искусства с природой. Осваивают навыки декоративного обобщения. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности. Используют знаково-символические средства.

    Метапредметные: оценивают собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

    Лчностные: рассуждают о связях произведений крестьянского искусства с природой; определяют цель, проблему в учебной и практической деятельности.

    Осознают свою этническую принадлежность.

    Развивают художественный вкус, эстетически воспринимают и оценивают явления окружающего мира искусства.

    6

    Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Крестьянская вышивка. Условность языка орнамента. Мотив птицы, коня и всадника, матери-земли, древа жизни. Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).

    7.

    Народный праздничный костюм

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Народный праздничный костюм. Северорусский комплекс (в основе – сарафан) и южнорусский (в основе – понёва) комплекс женской одежды. Рубаха. Украшения.

    Свадебный костюм. Формы и декор головных уборов.

    Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.

    Узнают о крестьянском костюме, роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа.

    Научатся: создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельные элементы на примере северорусского или южнорусского костюмов, сравнивать украшения костюма и фронтона избы, работать с различными материалами; проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

    Предметные: осуществляют анализ образного строя народного праздничного костюма, дают ему эстетическую оценку.

    Метапредметные: работают в паре, коллективе и вырабатывают совместные решения. Осуществляют взаимный контроль и взаимооценку.

    Личностные: развивают способности эмоционально-ценностного отношения к декоративно-прикладному искусству.

    8.

    Народные праздничные обряды

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Гармония человека с природой. Календарный народный праздник как некое событие в жизни людей, связанных с землей, как способ участия человека в событиях природы.

    Раздел 2. «Связь времен в народном искусстве» 9 часов

    9.

    Древние образы в современных народных игрушках

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках.

    Узнают: о глиняной народной игрушке, её истоках, основных видах (дымковская, филимоновская, каргопольская).

    Научатся: передавать единство формы и декора в игрушке.

    Предметные: выделяют и формулируют познавательную цель; сравнивают, оценивают форму, декор игрушек, принадлежащим различным художественным промыслам.

    Метапредметные: анализируют собственную деятельность на уроке; планируют алгоритм действий.

    Личностные: эстетически воспринимают основы культурного наследия народов России и человечества.

    10.

    Древние образы в современных народных игрушках

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Особенности пластической формы, цветового строя, основные декоративные элементы росписи дымковской, филимоновской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.

    11.

    Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промыслы

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Гжельская керамика. Природные мотивы. Сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, «мазок с тенями».

     

    Узнают: особенности росписи Гжели, цветового строя, главные элементы орнамента; основные приемы городецкой росписи

    Научатся: передавать единство формы и декора в композиции, выполнять приемы письма в манере мастеров Гжели, Городца.

    Предметные: сравнивают сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели; осваивают приёмы гжельской и Городецкой кистевой росписи. Развивают воображение, фантазию; раскрывают творческий потенциал.

    Метапредметные: применяют правила и пользуются инструкцией работать по плану. Излагают своё мнение в диалоге, выявляют общность в городецкой и гжельской росписях; выслушивают мнения своих товарищей.

    Личностные: развивают способности эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения декоративного искусства.

    12.

    Искусство Городца. Истоки и современное развитие промыслы

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Изделия Городца. Бутоны, купавки, розаны, птица, конь – традиционные элементы и мотивы в росписи.

    13.

    Искусство Жестово. Истоки и современное развитие промыслы

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Разнообразие форм жостовских подносов, фонов, вариантов построения цветочных композиций. Основные приёмы жостовского письма: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.

    Узнают: основные приемы хохломской и жостовской росписи.

    Научатся: создавать композицию травной или цветочной росписи в единстве с формой, используя основные элементы хохломской, жостовской росписи.

    Предметные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Метапредметные: самостоятельно ставят цель предстоящей творческой работы, обдумывают замысел и последовательность выполнения работы; различают художественные средства и их возможности.

    Личностные: развивают способности эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы, жостовского промысла.

    14.

    Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промыслы

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Виды хохломской росписи: травный узор, или «травка», «под фон», «кудрина».

    15.

    Щепа роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Изделия из бересты и щепы: короба, хлебницы, туеса. Щепная птица счастья – птица света. Мезенская роспись, её праздничная декоративность.

    Узнают: особенности росписи и резьбы по дереву, основные приемы мезенской росписи; несколько традиционных промыслов России.

    Научатся: анализировать произведения народных мастеров, создавать эскизы одного из предметов промысла; участвовать в презентации выставочных работ.

    Предметные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Метапредметные: самостоятельно ставят цель предстоящей творческой работы, обдумывают замысел и последовательность выполнения работы; различают художественные средства и их возможности.

    Личностные: развивают способности эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать изделия из бересты..

    16.

    Роль народных художественных промыслов в современной жизни

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Обобщение представлений, полученных в процессе всего знакомства с народным искусством

    Узнают: систематизацию традиционных промыслов России, отличительные особенности.

    Научатся: анализировать произведения народных мастеров, создавать эскизы одного из предметов промысла; участвовать в презентации выставочных работ.

    Предметные: осуществляют поиск необходимой информации из различных источников, Выявляют общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

    Метапредметные: анализируют свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в народном искусстве».

    Личностные: развивают способности эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.

    Формируют мотивацию к учению.

    17.

    Роль народных художественных промыслов в современной жизни

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Раздел 3. «Декор – человек, общество, время» 10 часов

    18

    Декор и положение человека в обществе

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Предметы декоративного искусства.

    Образный строй вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цветовой строй, композиция.

    Особенности украшений воинов, вождя племени, царя и т.д.

    Узнают: смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

    Научатся: видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора

    Предметные: выявляют и объясняют, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

    Метапредметные: составляют план последовательности действий.

    Личностные: участвуют в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь, делают выводы.

    осознают значения семьи в жизни человека и общества, принимают ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

    19

    Зачем людям украшения

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    20

    Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука скарабея и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

    Роль декоративно-прикладного искусства в Древней Греции. Краснофигурная и чернофигурная вазопись.

    Узнают: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция)

    Научатся: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

    Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, изображать вазы Древней Греции.

    Предметные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Метапредметные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке, обдумывают замысел и последовательность выполнения рисунка; дают самооценку на основе критериев успешной деятельности.

    Личностные: проявляют познавательную активность; уважительно относятся к иному мнению.

    21

    Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    22

    Одежда говорит о человеке

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Китае, Западной Европы XVII века (эпохи барокко). Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности. Костюм придворной знати. Одежда буржуазии, простых горожан.

    Узнают: костюм, стиль эпохи Средневековья, эпохи барокко. Расширят свои представления о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

    Научатся: участвовать в коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы. 

    Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

    Предметные: выделяют и обобщенно фиксируют группы существенных признаков объектов; высказываются о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.

    Метапредметные: составляют план последовательности действий.

    Личностные: воспринимают и терпимо относятся к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира; вырабатывают совместные решения при работе в коллективе;

    развивают художественный вкус как способность эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства.

    23

    Одежда говорит о человеке

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    24

    О чем рассказывают гербы и эмблемы

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.

    Роль геральдики в жизни рыцарского общества.

    Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры. Символика цвета.

    Символы и эмблемы в современном обществе.

    Узнают: смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области.

    Научатся: определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба.

    Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

    Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов.

    Предметные: выделяют и обобщенно фиксируют группы существенных признаков объектов.

    метапредметные: составляют план последовательности действий.

    Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

    25

    Символы и эмблемы в современном обществе

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    26

    Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Итоговая игра-викторина. Творческие задания.

    Произведения декоративно-прикладного искусства разных времён.

    Узнают: стилистические особенности декоративного искусства разных времен и нардов.

    Научатся: распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

    Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

    Использовать в речи новые художественные термины. Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

    Предметные: осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию.

    Метапредметные: адекватно используют речь.

    Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения декоративно-прикладного искусства; формулируют собственное мнение и позицию.

    27

    Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Раздел 4. «Декоративное искусство в современном мире» 5 часов

    28

    Современное выставочное искусство

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и др.). Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа.

    Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

    Узнают: виды материалов, формы современного декоративно-прикладного искусства, его особенности, будут ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

    Научатся: использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

    Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства,

    применять разнообразные материалы для работы над декоративным образом.

    Предметные: узнают, называют, определяют основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства.

    Метапредметные: преобразовывают познавательную задачу в практическую.

    Личностные: обладают способностью к творческому развитию, эстетически воспринимают произведения искусства.

    29

    Современное выставочное искусство

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    30

    Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т.д.).

    Узнают: технологию работы с выбранным материалом.

    Научатся: разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

    Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций.

    Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».

    Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

    Предметные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Метапредметные: применяют установленные правила в решении задачи.

    Личностные: духовно и нравственно развиваются посредством формирования особого отношения к произведениям искусств; развивают навыки сотрудничества со сверстниками.

    31

    Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Витраж

    32

    Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства

    постановка и решение учебной задачи;

    Индивидуальная и фронтальная работа.

    Мозаичное панно, лоскутная аппликация, коллаж

    33

    Резерв

    34

    Резерв

    Приложение 2

    Лист коррекции и внесения изменений

     УТВЕРЖДАЮ

     Директор школы

     ___________/Голод С.С.

     «___»________20___ г.

     

    Дата

    Форма коррекции

    (объединение тем, домашнее изучение + кр)

    Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу)

    Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине)

    Урока, который содержит коррекцию


                                                                                            Приложение 3

    Контрольно-измерительные материалы

    Промежуточная диагностическая работа по изобразительному искусству за 5 класс

    Структура работы:

    1. Часть А: 5 заданий с кратким ответом.

    2. Часть В: творческая работа

    Часть А

    1. Каково древнее значение орнамента в резном декоре изб, в вышивке рубахи, сарафана?

    ___________________________________________________________________

    2. Назови известные тебе народные промыслы России?

    ___________________________________________________________________

    3. Назовите элементы русского народного костюма (женского и мужского)

    ___________________________________________________________________

    4. Какие фигуры являются традиционными для городецкой росписи?

    ___________________________________________________________________

    5. Перечислите этапы выполнения городецкой росписи

    ___________________________________________________________________

    Часть В

    Создайте рисунок "Герб моей семьи", используя язык символов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)

    Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

    Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»

    Рабочая программа по биологии  5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...

    рабочая программа по русскому языку 7 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Ладыженской)

    Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование//...