Элективный курс "Основы исследовательской деятельности"
элективный курс по географии (9 класс) на тему

Яныкина Марина Анатольевна

Программа элективного курса рассчитана на 35 часов, содержит 6 разделов, творческих и практических занятий. Курс направлен для оказания методической поддержки учащимся при проведении исследовательских работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_osnovy_onsr_yanykinoy_m.a.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Казанский национальный исследовательский технологический университет»

Лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии –

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Казанский национальный исследовательский технологический университет»

в п. Дубровка Республики Татарстан

(ЛИ ФГБОУ ВО «КНИТУ»)

 

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                              Проректор по НО

      _________________Л.В. Овсиенко

«____»__________________  2015г.

           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

 «Основы научно-исследовательской деятельности»

Разработчик программы

 учитель географии

высшей квалификационной категории

Яныкина М.А.

  

Пояснительная записка

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки различных аспектов образования. В условиях конкуренции предпочтение получают квалифицированные, творчески мыслящие кадры, умело организующие творческую деятельность, готовые воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента-исследовательских умений, которые развивают логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.     География — предмет углубляющий понимание  окружающих явлений, общественных событий. Этот предмет дает богатейший материал для идейно-политического воспитания, прививает любовь к своей Родине, к людям, к труду.  География должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы — то есть выполнять прикладные задачи, так же задачи, связанные с формированием у всех членов общества, у всего населения — «образа страны».

 География – это уникальный предмет, который объединяет и естественно-научные, и общественно-научные знания, изучает живую и неживую природу. Таким образом, география - единственный предмет, интегрирующий три важнейшие составляющие мира: природу, население, хозяйство - и изучающий эту триаду в тесном взаимодействии друг с другом. Когда  изучаешь географию – ты и метеоролог, и археолог, и геолог, и гидролог, и топограф, и вообще можешь представить себя на месте любого профессионала. География имеет огромные возможности для различного рода исследований.

Главная задача педагогов нашего лицея состоит в том, чтобы привить учащимся вкус к исследовательской деятельности, потребность в серьёзной и долгосрочной мыслительной работе, требующей усердия, старательности, самостоятельности мышления. Исходя из этого положения, меняется и роль педагога в руководстве исследовательской деятельностью лицеиста. Он не просто корректор собранных учеником материалов по той или иной теме, он- консультант, советчик, помощник в самостоятельной исследовательской деятельности своего ученика. Именно такой подход к организации участия лицеистов в исследовательской деятельности приносит хорошие плоды, формирует мотивацию участия в активной творческой деятельности, способствует пониманию учащимися необходимости развития своих способностей для дальнейшего личностного развития, успешного профессионального становления.

Содержание курса «Основы научно-исследовательской деятельности» базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и правилах оформления.

Цель курса: оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных конкурсах и научно-практических конференциях. Научить учащихся алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики.

Содержание курса охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделён на части.

Все виды работ в курсе подразделяются на лекционные, семинарские занятия и практические работы.

По окончанию изучения курса учащиеся должны знать:

  • Основы методологии исследовательской деятельности
  • Структуру и правила оформления исследовательской работы.

По окончанию изучения курса учащиеся должны уметь:

  • Формулировать тему исследовательской работы, доказывать её актуальность;
  • Составлять индивидуальный план исследовательской работы;
  • Выделять объект и предмет исследовательской работы;
  • Определять цель и задачи исследовательской работы;
  • Работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • Выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
  • Оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской работы;
  • Рецензировать чужую исследовательскую работу;
  • Наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
  • Описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
  • Проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
  • Проводить измерения с помощью различных приборов;
  • Выполнять письменные инструкции правил безопасности;
  • Оформлять результаты исследований с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.

По окончанию изучения курса учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, библиография, гипотеза, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

Литература:

  1. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся. М.1990.
  2. Комарова В.Н. Путь к тайне: Беседы со старшеклассниками. М.1990.
  3. Барикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. М.,2000.
  4. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. М., 2008.
  5. Microsoft. Учебные проекты с использованием Microsoft Offise. М. 2007.
  6. Муравьёв А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум. Санкт-Петербур. 2003.
  7. Масленникова АВ. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся».//Практика административной работы в школе. — 2002,№ 1.

Содержание программы

  1. Введение.   Мир науки

Роль науки в современном мире. Основная функция науки как сферы человеческой деятельности. Классификация наук (естественные, гуманитарные, математические дисциплины).

Жизнь и деятельность выдающихся исследователей прошлого и современности. Особенности научной работы. Этика научного труда.

Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.

  1. Каковы роль и функция науки в современном мире?
  2. О каких величайших открытиях науки XX – начала XXI века вам известно? Какую роль эти открытия сыграли и играют в нашей жизни? Деятельность каких ученых заинтересовала вас?

 Задание: напишите сочинение-рассуждение  в миниатюре на тему «Жизнь великих людей науки», «Великие открытия XX века», «Могу ли я стать ученым?» и др.

  1. В чем заключаются особенности научного труда? Что входит в понятие «этики научного труда»?
  1. Работа с литературными источниками

Характеристика отдельных литературных источников. Журнальная статья. Рецензия. Аннотация. Реферат. Учебное и методическое пособие. Справочная литература. Монография. Брошюра. Сборник научных статей. (Обзор)

Культура чтения. Цели чтения. Скорость чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое чтение.

Основы библиографии. Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная). Виды информационных источников. Методы поиска информации. Способы накопления информации. Система хранения информации в стране.

Библиографический поиск. Каталог. Виды каталогов. Поиск литературы по обычному и электронному каталогам. Заполнение требований на книгу. Работа с книгой. Работа со справочной литературой. Словари, энциклопедии. Оформление библиографии по проблеме исследования. Работа с архивным материалом. Электронные источники и работа с ними.

Работа с первоисточниками. Методы обработки полученной информации. Сокращение текста. Составление плана. Конспектирование. Выписки. Цитаты. Сноски. Тезисы. Оценка текста: аннотация, рецензия, эссе. Правила их оформления. Изложение материала использованной литературы. Систематизация «хранения информации»

Практическое занятие № 1.  Методы обработки полученной информации.

Практическое занятие № 2.  Технология составления и оформления конспекта

Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.

  1. В чем заключаются особенности таких литературных источников как журнальная статья, рецензия, аннотация, реферат, учебное пособие, методическое пособие, монография, сборник научных статей?
  2. Что включает в себя понятие «культура чтения»? какие виды чтения вы знаете? Кратко охарактеризуйте каждый из видов чтения и расскажите в каком случае используется каждый из них.
  3. О каких видах информации вам известно? Охарактеризуйте известные вам виды информационных источников. Какие методы поиска информации вы знаете? В чем специфика каждого из них? Какие способы накопления информации вам известны?
  4. С какими видами каталогов вы познакомились? В чем заключается специфика электронных каталогов? По какому принципу строится работа с электронными источниками? Расскажите о правилах оформления библиографии по проблеме исследования. Охарактеризуйте специфику работы с архивным материалом.
  5. О каких методах обработки полученной информации вам стало известно? Расскажите об основных видах сокращения текста. В чем состоят особенности составления конспектов? Чем отличаются тезисы от конспекта? Каковы основные их особенности? Что такое аннотация и зачем она нужна? Что такое выписки? Цитаты? Сноски? Каковы основные правила их оформления? Что такое рецензия? В чем особенность ее написания?

  1. Понятие об исследовательской работе

Виды исследований (фундаментальные, прикладные, исследования-разработки). Различия между компилятивными, реферативными и исследовательскими работами.

Общее представление об исследовательской работе. Порядок подготовки, организации и проведения исследовательской работы. Составление индивидуального плана работы.

Составление сложного развернутого плана работы. Структура учебного исследования как текста особого рода. Титульный лист. Оглавление. Введение. Главы основной части. Заключение. Библиография. Приложение. Логическая структура научного исследования.

Виды исследовательских работ. Реферат. Его виды. Структура реферата. Этапы работы. Требования к оформлению. Критерии оценки.

Научный отчет. Его структура. Порядок составления.

Журнальная научная статья. Композиция. Порядок оформления.

Структура исследования. Введение. Понятие об актуальности выбранной темы. Актуальность объективная и субъективная. Выявление противоречия. Постановка проблемы. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование цели. Определение задач.

Ведущий замысел и гипотеза. Понятие о гипотезе (общая, частная, единичная гипотезы). Роль гипотезы в исследовании. Разработка рабочей гипотезы.  Теоретическая и (или) практическая новизна и значимость исследования. Понятие о гипотетико-дедуктивном методе исследования.

Создание учебно-научного текста по учебному исследованию. Научный стиль речи. Основные признаки научного стиля речи. Особенности научно-популярного подстиля речи. Лексические особенности научного стиля речи. Термины и профессионализмы. Морфологические особенности научного стиля речи. Синтаксические особенности научного стиля речи.

Общая структура научно-учебного текста. Пять правил доказательств. Этика цитирования. Оформление ссылок в работе.

Содержание теоретической части исследования.

Содержание практической (опытно-экспериментальной) части исследования.

Содержание заключительной части исследования. Формулирование выводов. Оценка полученных результатов. Структура логического вывода: посылки, заключение; отличие вывода от причинного объяснения. Дедуктивные и индуктивные выводы.

Оформление библиографического списка использованной литературы.

Общие правила оформления результатов учебной исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.

Практическое занятие № 3. Составление сложного развернутого плана работы.

Практическое занятие № 4. Актуальность исследования. Предмет и объект исследования.

 Цель исследования. Разработка рабочей гипотезы.  

Практическое занятие № 6. Языковые особенности научного стиля.

Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.

  1. Какие виды исследований вы знаете? В чем заключается различие между разными видами исследований?
  2. Назовите основные составляющие учебного исследования, охарактеризуйте каждый из них.
  3. О каких видах исследовательских работ вам известно? Назовите их виды и требования к их оформлению.
  4. В чем заключаются особенности структуры научного отчета? Журнальной научной статьи? Какие особенности композиции имеет журнальная научная статья?
  5. Что такое ведущий замысел исследования? Гипотеза? Какова роль гипотезы в исследовании? Что такое гипотетико-дедуктивный метод исследования?
  6. Назовите характерные особенности научного стиля речи. В чем его отличие от других стилей? Расскажите об особенностях лексики научного стиля, приведите примеры. Раскройте понятие термина. Какие требования предъявляются к терминам? Какие словообразовательные элементы характерны для этого стиля речи? Расскажите о морфологических особенностях научного стиля. Почему в нем не употребительны местоимения я, ты и глаголы в 1-м лице единственного числа? В чем особенность синтаксиса этого стиля? Какой основной тип речи представляют тексты, относящиеся к научному стилю речи?
  7. Какие пять правил доказательства вы знаете?
  8. Расскажите об этике цитирования и о правилах оформления ссылок в работе.
  9. Что должна содержать теоретическая часть исследования? Опытно-экспериментальная часть? Заключительная часть? Какова структура логического вывода?
  10. Каковы основные правила оформления результатов учебной исследовательской работы?
  1. Методы эмпирического исследования

Наблюдение. Анкетирование. Социологический опрос. Интервьюирование. Беседа. Тестирование. Естественный и лабораторный эксперименты.

Обработка эмпирических данных исследования.

Статистическая обработка данных.

Формы представления полученных данных. Таблицы, схемы, диаграммы, графики.

Общее представление о компьютерной обработке и представлении данных.

Практическое занятие № 7. Формы представления полученных данных.

Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.

  1. В чем заключается метод наблюдения? В чем специфика метода анкетирования? Социологического опроса?  Расскажите об особенностях интервьюирования и тестирования. Расскажите о специфике лабораторного эксперимента.
  2. О каких видах обработки эмпирических данных исследования вам известно?
  3. Какие виды статистической обработки данных вы знаете?
  4. Какие существуют формы представления полученных данных? Расскажите о каждом из них.
  5. Какие виды компьютерной обработки и представления данных вы знаете?
  1. Публичная защита исследовательской работы.

Формы предоставления исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.

Доклад. Требования к составлению, написанию и оформлению научного доклада.

Основные правила постановки простых и сложных вопросов. Композиция ораторского выступления.

Публичный диалог (вопрос-ответ) и его специфика в условиях публичной защиты текста исследования. Принципы построения публичного диалога. Культура публичного выступления. Использование в споре приемов: «Атака вопросами» и «Бумеранг»

Практическое занятие № 7. Формы предоставления исследовательских работ (самостоятельное  создание одной из форм  на выбор)

Практическое занятие № 8. Ведение публичного диалога (ролевая игра)

Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.

  1. Какие формы предоставления исследовательских работ вы знаете? Охарактеризуйте 2-3 на выбор.
  2. Какие требования существуют к докладу?
  3. Расскажите о композиции ораторского выступления. Каковы основные правила постановки простых и сложных вопросов.
  4. В чем заключается специфика публичного диалога? Каковы принципы построения публичного диалога? Расскажите о культуре публичного выступления.
  1. Критерии оценки исследовательских работ, докладов, презентаций. Итоги работы. Рефлексия.

Практическое занятие № 9. Оценка исследовательской работы.  Взаиморецензирование.

Итоговый контроль

Тематическое планирование занятий 

Дата

Тема занятия

  1. Введение.   Мир науки

1

Роль науки в современном мире

2

Жизнь и деятельность выдающихся исследователей прошлого и современности

3

Особенности научной работы. Этика научного труда

  1. Работа с литературными источниками

4

Характеристика отдельных литературных источников

5

Культура чтения

6

Основы библиографии

7

Библиографический поиск

8

Работа с первоисточниками

9

Практическое занятие № 1.  Методы обработки полученной информации

10

Практическое занятие № 2.  Технология составления и оформления конспекта

  1. Понятие об исследовательской работе

11

Виды исследований

12

Общее представление об исследовательской работе. Порядок подготовки, организации и проведения исследовательской работы. Составление индивидуального плана работы

13

Практическое занятие № 3. Составление сложного развернутого плана работы

14

Виды исследовательских работ

15

Структура исследования. Гипотеза

16

Практическое занятие № 4. Актуальность исследования. Предмет и объект исследования, цель исследования. Разработка рабочей гипотезы.

17

Создание учебно-научного текста по учебному исследованию. Научный стиль речи.

18

Практическое занятие № 5. Языковые особенности научного стиля

19

Содержание теоретической части исследования

20

Содержание практической (опытно-экспериментальной) части исследования

21

Содержание заключительной части исследования. Формулирование выводов.

22

Общие правила оформления результатов учебной исследовательской работы

  1. Методы эмпирического исследования

23

Наблюдение. Анкетирование. Социологический опрос. Интервьюирование. Беседа. Тестирование. Естественный и лабораторный эксперименты

24

Обработка эмпирических данных исследования

25

Формы представления полученных данных. Таблицы, схемы, диаграммы, графики

26

Практическое занятие № 6. Формы представления полученных данных

V.Публичная защита исследовательской работы

27

Формы предоставления исследовательских работ

28

Практическое занятие № 7. Формы предоставления исследовательских  работ

29

Практическое занятие № 8. Ведение публичного диалога (ролевая игра)

  VI.   Критерии оценки исследовательских работ, докладов, презентаций. Итоги работы. Рефлексия

30

Критерии оценки исследовательских работ, докладов, презентаций

31

Практическое занятие № 9. Оценка исследовательской работы. Взаиморецензирование

32-35

Итоговый контроль (тестирование).

Защита исследовательских работ

Рекомендации

 Подготовка учебной исследовательской работы

  1. Подготовка к проведению научного исследования

Прогностический этап

  1)Определение объектной области, объекта и предмета исследования

  2) Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности

  3) Изучение научной литературы и уточнение темы

  4) Формулирование гипотезы

   5)Формулирование цели и задач исследования

  1. Проведение научного исследования

Технологический этап - описание технологии выполнения и реализация исследования

 Рефлексивный этап анализирует проведенную работу

  1. Оформление исследовательской работы (грамотное фиксирование процесса и результатов проводимого исследования в рамках научного изложения)
  2. Защита результатов исследования (основные навыки и приемы, необходимые для аргументированного научного выступления на публике)

Критерии оценки работы

1.Актуальность проблемы, заявленной в теме исследования

2. Новизна

3. Объем эксперимента. Оригинальный, самостоятельно собранный материал исследования

4. Освоение методов, приёмов и подходов, соответствующих целям исследования.

5.Знакомство с литературой по теме исследования

6. Умение анализировать полученные результаты с привлечением литературных данных

7. Правильное оформление работы

8. Доклад

9. Умение отвечать на вопросы по теме исследования

Правила оформления работы

  1. Титульный лист

А) где выполнена работа;

Б) название работы;

В) автор

Г) научный руководитель

                  2. Введение: обоснование актуальности темы, обзор научной литературы по      

                    теме исследования

                 3.Оборудование  и методы исследования

                 4.Результаты исследования

                 5.Выводы

                6.Список использованной литературы

                7.Приложение (таблицы, графики, рисунки и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса

Данный  элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный  курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Элективный курс "Исследовательская деятельность учащихся"

Программа элективного курса «Исследовательская деятельность» предназначена для обучающихся в старшей школе, интересующихся исследовательской деятельностью, а также одаренных учащихся, и направлена на ...

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности в химии"

Элективный курс направлен на формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников...

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"

Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов (17 часов)...

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"

Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов (17 часов)...

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"

Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов (17 часов)...