Элективный курс "Исследовательская деятельность учащихся"
элективный курс (10 класс) по теме

Будаева Лариса Николаевна

Программа элективного курса «Исследовательская деятельность» предназначена для обучающихся в старшей школе, интересующихся исследовательской деятельностью, а также одаренных учащихся, и направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся - способность осознания целей учебно-исследовательской деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств - вдохновленность; гибкость ума; терпимость к противоречиям; прогностичность; критичность; наличие своего мнения; коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_mid.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

города Астрахани

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

для учащихся 9 -10 классов

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Автор: Будаева Лариса Николаевна, 

           учитель химии и биологии МОУ «СОШ № 12»

Рецензенты: МатвееваЭльвира Фаридовна,

                   кандидат педагогических наук,

                   доцент кафедры неорганической и

                   биоорганической химии АГУ

                 Минкина Елена Константиновна,

                   учитель химии высшей категории

                    МОУ «СОШ № 27»

Астрахань – 2010 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса «Исследовательская деятельность» является:

  1. по       содержательной       тематической       направленности – надпредметной;
  1. по функциональному предназначению — учебно-познавательной;
  1. по    форме    организации    -   групповой    и индивидуальной    в зависимости от выбора учащихся;
  1. по времени реализации — краткосрочной.

Цели курса:

  1. создать оптимальные условия для развития творческих способностей начинающих исследователей;
  2. развить потребность обучающихся в изучении основ наук через информационно- коммуникативные технологии.

Задачи курса.

Обучающие:

  1. представление обучающимся научного исследования как единой системы;
  2. формирование умений и навыков работы с научной литературой, Интернетом;
  3. приобретение учащимися навыков самостоятельной научной работы, умений оформлять результаты своей работы, представлять работу на научно-практических конференциях.

Воспитательные:

  1. формирование у обучающихся чувства значимости научного исследования, социальной активности, культуры общения и поведения в социуме;
  1. формирование у учащихся навыков здорового образа жизни.

Развивающие:

  1. развитие познавательного интереса к исследовательской работе;
  1. развитие у обучающихся самостоятельности, активности, аккуратности;
  2. формирование у учащихся потребностей в самопознании, саморазвитии.


       Современная     школа     в     настоящее     время     призвана     обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. В связи с этим главная цель курса заключается в следующем: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа элективного курса «Исследовательская деятельность» предназначена для обучающихся в старшей школе, интересующихся исследовательской деятельностью, а также одаренных учащихся, и направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся - способность осознания целей учебно-исследовательской деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств - вдохновленность; гибкость ума; терпимость к противоречиям; прогностичность; критичность; наличие своего мнения; коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Актуальность программы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.

Программа элективного курса «Исследовательская деятельность» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний о структуре учебно-исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

-  овладение      способами      деятельностей:      учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

- освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.

В основе формирования умений информационной и учебно-познавательных компетенций учащихся лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практика работы в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Содержание курса объединено в 7 тематических модулей: структура учебно-исследовательской деятельности учащихся, этапы организации, применение основ информатики в исследовательской деятельности, изучение снов психологических знаний, презентации результатов.

Все образовательные модули не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельностно - практический характер. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Программа     элективного     курса     «Исследовательская деятельность» рассчитана на 68 часов. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном модуле. В планирование содержания включены контрольные уроки-дискуссии, которые проводятся по окончании изучения

каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

В   результате   работы   по   программе   элективного   курса     учащиеся должны знать:

  1. структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся;
  2. основное  отличие  цели  и  задач  учебно-исследовательской работы; объекта и предмета исследования;
  3. структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
  4. основные     информационные     источники     поиска     необходимой информации;
  5. правила оформления списка используемой литературы;
  6. способы обработки и презентации результатов.
    Учащиеся должны уметь:
  7. определять характеристику объекта познания, поиск функциональных
    связей и отношений между частями целого;
  8. разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  9. самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-
    исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
  10. выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
  11. планировать        и        координировать        совместную         учебно - исследовательскую  деятельность  по  реализации  проекта  в  микрогруппе (согласование   и  координация  деятельности  с  другими  ее  участниками;
  12. объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения - лидер, подчиненный);
  13. пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации о биологических объектах.


Элективный курс «Исследовательская деятельность»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ:

1.        Введение (2 ч).

Цели   и  задачи. Правила организации занятий и их специфика. Практическая работа: разработка замысла проекта по химии и биологии. Формы   контроля: защита замысла проекта.

2.        Структура учебно-исследовательской деятельности (5 ч).

Актуальность цель и задач и учебно-исследовательской деятельности.    Объект и предмет исследования.

Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы.

Виды деятельности учащихся: работа по парам, выполнение действий по заданному алгоритму.

Формы   контроля: защита плана проекта.

Оборудование: памятка.

3.        Этапы организации учебно-исследовательской деятельности (15 ч).

Информационный поиск (11 ч).

Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники.

Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели.

Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.

Вид деятельности: индивидуальная, эвристическая, работа по алгоритму.

Практическая работа: поиск информации по ключевому слову; оформление поискового запроса; составление списка литературы.

Формы контроля: предоставление списка литературы, необходимого для проекта.

Оборудование: памятка, компьютеры, подключение к Интернет.

Организация и проведение эксперимента (4 ч).

Формы организации экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико-статистические.

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.

Вид деятельности: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму.

Практическая работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм.


Формы      контроля:       план      экспериментальной      части      учебно-исследовательской работы.

Оборудование: памятка.

4. Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности (9ч).

Письменный отчет. Структура, содержание. Формы: дневник наблюдений, учебно-исследовательской работы, тезисы.

Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете.

Устный отчет. Структура, содержание. Формы: доклад, дискуссия, радиопрограмма.

Виды деятельности  учащихся: групповая работа.

Формы контроля: защита докладов, фестиваль презентаций.

Оборудование: компьютеры.

5.        Применение основ информатики в исследовательской деятельности
(19 часов).

Создание дидактических материалов в текстовом редакторе: информационный бюллетень учащегося, буклет, веб-сайт, программа, сборник дидактических материалов. Критерии оценки дидактических материалов:  общий дизайн, диаграммы, рисунки, текст, цвет, фон, ссылки. 

Составление родословной семьи: правила составления, критерии оценки, оформление.

Виды       деятельности      учащихся: индивидуальная работа учащихся, выполнение действий по заданному алгоритму.

Формы   контроля: защита результатов работы.

Оборудование: памятка.

6.        Основы психологических знаний (7 часов).

Цели    и    задачи: познакомить учащихся с приемами психологического настроя на работу с аудиторией, законами формальной логики.

Практическая работа: приемы саморегуляции и рефлексии.

 Формы контроля:  защита замысла  проекта  (бюллетеня,  веб-сайта, сборника методических материалов).

7.        Защита исследовательских работ (8 часов).

Цели   и   задачи: выполнение краткосрочных проектов.

Практическая работа:    составление и обработка анкетных материалов,    объявлений,    рекламных презентаций, мультимедийной шкалы времени.

Формы   контроля: защита результатов проектов. Оборудование: памятка.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов плана

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Введение

2

1

1

2

Структура учебно-исследовательской деятельности

5

1

4

3

Этапы организации учебно-исследовательской деятельности

15

6

9

4

Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности

9

5

4

Итоговое занятие-конференция

3

5

Применение основ информатики в исследовательской деятельности.

19

8

11

6

Основы психологических знаний.

7

5

2

7

Защита исследовательских работ.

8

4

4


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 КЛАСС. Общий объем 34часа.

№ п/п

Содержание

Общее

В ТОЛ-

I числе

учебных разделов

кол-во часов

теория

практика

1

Введение

2

Дели и задачи курса

1

Защита замысла - урок-практикум

1

2

Структура учебно-исследовательской деятельности

5

Содержание учебно-исследовательской деятельности

1

Научный факт, гипотезы учебно-исследовательской работы

1

Выдвижение гипотезы учебно-исследовательской работы

1

Обсуждение гипотез

2

3

Этапы организации учебно-ис следовательской деятельности

15

Основные источники получения информации

3

Определение информационного запроса

1

Поиск информации по ключевому слову в библиотечных каталогах

1

Поиск информации в сети Интернет

2

Справочно-поисковый аппарат

1

Оформление списка литературы и использованных электронных источников

1

Методы исследования. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование

2

1

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование

1

Обработка результатов исследования

1

Методика оформления результатов: сводные таблицы, диаграммы, схемы

1

4

Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности

9

Содержание письменного отчета.

1

1

Обсуждение проектов письменного отчета

1

Содержание визуального отчета

2

Структура устного доклада

2

1

Составление плана устного доклада

1

Конференция

3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 КЛАСС.

Общий объем 34часа.

№ п/п

Содержание
учебных разделов

Общее
кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Применение основ информатики в исследовательской деятельности.

19

Информационный бюллетень учащегося.

1

1

Критерии оценки: общий дизайн, диаграммы, рисунки, текст, цвет, фон, ссылки.

2

1

1

Создание дидактических материалов в текстовом редакторе: отчет о проделанной практической работе, схема эксперимента, отчет об экскурсии на какое-либо производство.

2

1

1

Составление родословной семьи: правила составления, критерии оценки, оформление.

4

2

2

Структура и содержание веб-сайта проекта:

  1. планирование содержания и оформления веб-сайта,
  2. анализ разработанных веб-сайтов, разработка критериев оценки.

8

3

5

Распределение учащихся по группам. Определение тематики проектов и видов их защиты: презентация, буклет, веб-сайт, программа, сборник дидактических материалов.

2

2

3

Основы психологических знаний.

7


Психологический настрой на работу с аудиторией.

2

2

Приемы саморегуляции.

2

1

1

Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека.

3

2

1

4

Защита исследовательских работ.

8

Конкурс визитных карточек.

2

1

1

Конкурс объявлений о праздниках в МОУ «СОШ № 12» и Астрахани.

2

1

1

Конкурс рекламных проектов.

2

1

1

Конкурс мультимедийной шкалы времени Астрахани.

2

1

1


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как уроки-практикумы, дискуссии.

На занятиях учащиеся знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и ее обработки, правилами структурирования информации. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.

Вместе с тем применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписаний. Ценными для данной практики знания становятся лишь в случае косвенного воздействия знаний на практику, знания никак не могут подменить собой воображение и творчество ребенка, его собственную позицию и отношение.

Эффективным для формирования умений ценностно-смысловой компетенции учащихся является такое введение занятий, когда ученику предоставляется возможность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий; для формирования умений учебно-познавательной компетенции становится такая организация занятий, когда ученику предоставляется возможность самостоятельно определить цель и задачи собственной учебно-исследовательской деятельности; для формирования информационной компетенции создать на занятиях условия, обеспечивающие самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации. Такой подход к организации занятий позволяет сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории научного познания и ведет к более глубокому ее усвоению.

Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор изучаемого материала. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.

Для того чтобы подвести учащихся к освоению системы понятий, предлагается метод проектного обучения. Процесс учебного познания в случае применения данного метода делится на три стадии:

  1. выбор замысла и планирование деятельности по реализации проекта;
  2. консультирование учителя;
  3. защита проектов.

Таким образом, применение проектного метода позволяет восстановить оптимальный баланс образного и понятийного мышления и тем самым

приобщить ученика к основным категориям и закономерностям освоения теории буквально с первых шагов обучения.

При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Главным методическим принципом организации творческой практики учащихся выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий.

Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу и структурированию содержания является разъяснение ученику последовательности действий и операций, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами: от самых общих параметров ко все более частным. Например, при составлении проекта учебно-исследовательской работы нужно последовательно определить цель, задачи; выстроить структуру проекта, найти необходимую информацию в Интернет-ресурсах; наметить план реализации; организовать взаимодействие в группе.

Прием объяснения учеником собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими обучающимися (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию информационной и коммуникативных компетенций учащихся.

Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения проекта, ребенку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.

Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием учебно-исследовательской деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ученику творческих заданий, проблемных ситуаций, использование эвристических приемов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к творчеству учащегося, индивидуальный подход.

Подведение итогов по результатам освоения материала программы элективного курса «Исследовательская деятельность» может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения

конференции, уроков-дискуссий, когда учащиеся обсуждают промежуточные или итоговые результаты выполнения учебно-исследовательской деятельности.

Методика реализации курса основывается на практико-ориентированном и гуманитарном подходах к образованию.

Список литературы:

  1. Аранская О. С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в
    процессе обучения химии: 8-11 классы: методическое пособие, М.,
    «Вентана - Граф», 2005, 281 с.,
  2. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические
    рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч, № 6, 2005, с. 4 -29,
  3. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка
    результатов // Директор школы, 1998, №4, с. 3 — 11,
  4. Щербакова      С.Г.      Организация      проектной      деятельности      в образовательном учреждении, Волгоград, Корифей, 95 с.
  5. Тяглова Е.В.  «Исследовательская деятельность учащихся по химии:
    методология, методика, практика М., Глобус, 2008, 223 с.


Система отслеживания результативности обучения.

Так как я являюсь учителем химии и биологии, то тематика проектов для учащихся предлагается по этим предметам.

В начале года в кабинете вывешивается список тем по химии, биологии, экологии, которые могут выбрать учащиеся индивидуально или в парах. По мере изучения теоретического материала, учащиеся параллельно собирают информацию по теме своего проекта, учатся работать с научной литературой, находить источники информации по библиотечным каталогам, в Интернет.

По мере сбора информации, учащиеся консультируются по вопросам, возникшим во время работы, проверяют правильность поставленных целей, задач, гипотез и т.д.

На темах проектов отражается и программный материал по изучаемым предметам. Например, в  9  классе после изучения темы «Генетика и селекция» 4 часа курса посвящается методу составления родословной - один из методов медико-диагностического консультирования. Учащиеся изучают родословную своей семьи, проявление какого-либо признака в семье (2 – 3 поколения). На зачетном занятии представляют результатов своих исследований.

Итоговая конференция является зачетным занятием по элективному курсу. На конференцию отводится 3 часа в 9 классе.

 В 10 классе помимо защиты проектов, представляемых в виде презентации и, веб-сайта, проводится конкурс мини-проектов: анкетирования, рекламного проекта и других.

Обучающиеся, занимающиеся на элективном курсе «Исследовательская деятельность», представляют свои работы на школьной научно-практической конференции, городской научно-практической конференции, Менделеевских чтениях.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ ПО ХИМИИ

  1. Перспективы развития химии в современном мире.
  2. Из истории химии.
  3. Ткани: прошлое и настоящее.
  4. Что мы знаем о веществе?
  5. Паспорт элемента №…
  6. История спички.
  7. Вода в космосе.
  8. Химия – польза или вред. Результат социологического опроса.
  9. Жизнь – взаимодействие между молекулами.
  10. Вещества на Земле и в космосе.
  11.  История открытия химического элемента №…
  12.  От алхимии до настоящей химии.
  13.  Химия и искусство.
  14.  Металлы в искусстве.
  15.  Химия и экология.
  16.  Городская река.
  17.  Загрязнение атмосферного воздуха.
  18.  Городская свалка.
  19.  Курение как фактор загрязнения атмосферного воздуха.
  20.  Дезодоранты и озоновый щит планеты.
  21.  Экология жилища и здоровья человека.
  22.  Химия о секретах красоты.
  23.  Мир запахов.
  24.  Вещества в моем доме.
  25.  Блеск и сила здоровых волос.
  26.  История бумажных денег.
  27.  Комплексные соединения в медицине.
  28.  Здоровье, красота и химия.
  29.  Сотовый телефон.
  30.  Химические материалы для создания искусственных органов.
  31.   Красители в повседневной жизни.
  32.  Химики на автозаправочной станции.
  33.  Сахар, который мы едим.
  34.  Кое-что о зеркалах.
  35. Химия и наркотические вещества.
  36.  Имеет ли вода память?
  37.  Гончарный круг в истории человечества.
  38.  Стекла – хамелеоны.
  39.  Фотография и химия.
  40.  Бой Пожирателям металлов.
  41.  Способы очистки питьевой воды.
  42.  Сталь: от оружия до … ювелирных изделий.
  43.  Пищевые добавки: за и против.
  44.  Химия и военное дело.
  45.  Новинки фармакологии.
  46.  Собственный взгляд на периодическую систему.
  47.  Химия против терроризма.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ ПО БИОЛОГИИ

1.Биоэтика – современные проблемы медицины и биологии.

2. Теории происхождения жизни на Земле.

3. Генетика: новые методы и проблемы.

4. Из истории развития селекции.

5. Клонирование: за и против.

6. Биотехнология, генная и клеточная инженерия – работа на будущее.

7. Современный взгляд на происхождение человека.

8. Экологические проблемы современности.

9. Н.И. Вавилов и современная селекция.

10. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере.

11. Антропогенное влияние человека на биосферу.

12. Г. Мендель – у истоков генетики.

13. Наследственные болезни человека.

14. История развития жизни на Земле.

15. Современная эволюционная теория.

16. Чарльз Дарвин  и современное учение об эволюции.

17. Ноосфера. Возможно ли создание «сферы разума»?


Раздаточный материал для учащихся

Памятка № 1

Планирование содержания учебно-исследовательской работы
(составляется учениками)

Продумывание учениками направления работы _______________

___________________________________________________________

(для определения направления ученики выбирают учебную тему, учебный раздел, курс в соответствии с программой конкурса учебно-исследовательских работ)

Авторы ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Продумывание и формулировка учениками темы учебно-исследовательской работы ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(напишите на черновике несколько вариантов названия темы, обсудите в группе, выберите лучший вариант)

Определение цели учебного проекта

Создание _______________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Цель формулируется совместно с учителем

Пример цели:

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Формулировка ключевых вопросов

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(ученики формулируют вопросы, ответы на которые должен дать учебный проект)

Выбор формы отчетности _________________________________________

__________________________________________________________________

Памятка № 2

Этапы информационного поиска

1. Определение информационного запроса.

2. Поиск и локализация информации.

3. Критическая оценка полученной информации.

4. Сравнение информации, полученной из различных источников.

5. Презентация полученных результатов.

6. Подготовка отчета.

Памятка № 3

Форма отчета по информационному поиску

Имя _____________________ Класс _________________________

Я хочу найти информацию о ________________________________

По каким ключевым словам я могу вести поиск? ________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Нужен иллюстративный материал? Какой? ___________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Какие источники найдены, книги ___________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

журналы и газеты (названия) _______________________________

___________________________________________________________

видеокассеты ____________________________________________

___________________________________________________________

Интернет ________________________________________________

___________________________________________________________

Как я оформлю полученные результаты ______________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Памятка № 4

План анализа полученной информации из книги

1. Название справочника или научно-популярного издания.

2. Есть ли в книге указатель?

3. Есть ли оглавление?

4. Год издания.

5. Имеет ли значение, в каком году издана книга?

6. Краткое содержание книги.

7. Что тебе понравилось? Что не понравилось?

8. Чего недостает в этой книге?

Памятка № 5

План анализа полученной информации
(источник – Интернет)

1. Какую поисковую систему использовал?

2. Адрес сайта, который ты изучал.

3. Название сайта.

4. Долго ли загружается страница.

5. Привлекательно ли она выглядит.

6. Легко ли можно найти необходимую информацию?

7. Каким образом структурирована информация?

8. Есть ли изображение? Какого качества?

9. Несут ли изображения дополнительную информацию?

10. Указаны ли имя и адрес электронной почты автора сайта?

11. Есть ли указания, когда был подготовлен (обновлен) сайт?

12. Есть ли возможность при переходе на следующие страницы автоматически вернуться на первую?

13. Достаточно ли полно заглавие сайта раскрывает его содержание?

14. Смог бы ты больше получить информации из печатных изданий?

15. Во всем ли ты согласен с автором сайта?

16. Не попадалась ли тебе неверная информация?

17. Достаточно ли актуальна предложенная информация?

18. Есть ли на сайте ссылки к другим сайтам похожей информации?

19. Считаешь ли ты, что автор достаточно компетентен в этом предмете?

20. Проанализировав все свои ответы, считаешь ли ты, что можешь использовать данный сайт для своей учебно-исследовательской работы.

Памятка № 6

Технология защиты учебно-исследовательской работы

1. Выступление автора с докладом (до 10 минут).

2. Вопросы участников конференции и ответы автора.

3. Вопросы членов жюри и ответы автора.

4. Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.

5. Ответы на замечания рецензента.

6. Обмен мнениями о работе и рекомендации.

Памятка № 7

План доклада по результатам
учебно-исследовательской деятельности

1. Приветствие.

2. Тема учебно-исследовательской работы.

3. Актуальность темы учебно-исследовательской работы.

4. Цель и задачи учебно-исследовательской работы.

5. Гипотеза учебно-исследовательской работы.

6. Значимость учебно-исследовательской работы.

7. Объект и предмет исследования.

8. Этапы учебно-исследовательской работы.

9. Результаты учебно-исследовательской работы.

10. Выводы учебно-исследовательской работы.

Памятка № 8

Требования к содержанию
учебно-исследовательской работы

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

– наименование учебного заведения, где выполнена работа;

– Ф. И. О. автора;

– тему учебно-исследовательской работы;

– Ф. И. О. научного руководителя;

– город и год

Оглавление

Включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал

Введение

Содержит:

– актуальность;

– объект исследования;

– предмет исследования;

– цель исследования;

– гипотеза;

– задачи;

– методы исследования;

– практическая значимость;

– апробация;

– база исследования

Основная часть (не более
10–15 с.)

Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе

Список
литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы

Приложения

Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе


Приложение № 9

Лист планирования веб-сайта проекта

Общая цель: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Название веб-сайта: ______________________________________________________________

Темы и справочные материалы, которые необходимо найти в Интернете: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень дополнительных ресурсов, которые можно использовать в работе (мультимедийные энциклопедии, учебники и др.): _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Веб-сайт будет включать:

  1. вступление;
  2. план изучения темы;
  3. календарно-тематическое планирование;
  4. полезные ресурсы;
  5. различные идеи для успешного изучения темы;
  6. критерии оценивания;
  7. обзор новой концепции или мнений по вопросам темы;
  8. общее описание работы: цель, ресурсы, ход работы и результаты;
  9. мероприятия, имеющие отношение к организации учебного процесса;
  10. перечень домашних заданий;
  11. текущие классные мероприятия;
  12. работы учеников;
  13. ресурсы для помощи в домашней работе и ссылки на другие проекты;
  14. дополнительные материалы;
  15. графические изображения, анимационные эффекты;
  16. цитаты, список использованных материалов;
  17. другое:

 ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Приложение № 10

Описание структуры веб-сайта

Домашняя страница сайта

Название:

Содержание:

Ссылка 1

Ссылка 2

Страница 2

Название:

Содержание:

Ссылка 1

Ссылка 2

Страница 3

Название:

Содержание:

Ссылка 1

Ссылка 2

Страница 4

Название:

Содержание:

Ссылка 1

Ссылка 2

Страница 5

Название:

Содержание:

Ссылка 1

Ссылка 2

Страница 6

Название:

Содержание:

Ссылка 1

Ссылка 2

Приложение № 11

Описание структуры веб-сайта

Общая цель создания веб-сайта проекта: __________________________________________

_____________________________________________________________________________

Название веб-сайта проекта: _____________________________________________________

Темы или проблемы проекта, которые Вы планируете осветить на своем сайте: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Перечислите, какие еще материалы необходимо найти в Интернете: ___________________

_____________________________________________________________________________

Дополнительные источники, которые будут использованы при создании сайта (учебники, другие печатные издания, мультимедиаресурсы): ___________________________________

_____________________________________________________________________________

Выберите рубрики, которые, на Ваш взгляд, наиболее полно отразили бы проект на веб-сайте:

  вступительная статья;

  аннотация проекта;

  критерии оценки педагогической эффективности работы по проекту;

  различные идеи для успешного выполнения работ над проектом;

  обзор концепций, гипотез, мнений различных авторов по исследуемому вопросу;

  дополнительные мероприятия, имеющие отношение к проекту;

  план работы по проекту;

  сроки проведения работ по проекту;

  общее описание работы: цель, участники, ход работы и результаты;

  анализ текущей работы по проекту;

  список конкретных заданий, предусмотренных в проекте, и тех, которые удалось реально выполнить в отведенные сроки;

  работы участников проекта;

  перечень домашних заданий для участников проекта;

  фотографии учеников, участвующих в проекте;

  список спонсоров проекта;

  полезные ресурсы, использованные при подготовке и непосредственно в ходе работы по проекту;

  обеспечение возможностей общения в сети с помощью конференций, чатов, форумов, новостных групп;

  контрольное тестирование по тематике проекта для участников проекта и всех желающих;

  формы для анкетирования участников проекта и всех желающих по различным проблемам, затрагиваемым в проекте;

  гостевая книга;

  дополнительные ресурсы для организации помощи в выполнении самостоятельной работы;

  графические изображения, анимационные эффекты;

  диаграммы, графики;

  другое: _____________________________________

После столь полного перечня отметьте, какие рубрики должны быть обязательно включены в Ваш сайт для максимально полной демонстрации содержания и хода работ по проекту:

  название проекта;

  аннотация проекта;

  основные цели и задачи проекта;

  план работы по проекту;

  рекламная информация, предназначенная для повышения интереса к проекту и привлечения к нему сторонников;

  презентация проекта;

  презентация ученика, представляющая его самостоятельную работу (с критериями оценивания презентации);

  публикация ученика, представляющая его самостоятельную работу (с критериями оценивания публикации);

  веб-сайт ученика, представляющая его самостоятельную работу (с критериями оценивания веб-сайта);

  дидактические материалы, разработанные с помощью Microsoft Word;

  дидактические материалы, разработанные с помощью Microsoft Excel;

  формы для проведения анкетирования;

  формы для организации телеконференции;

  ссылки на веб-сайты с аналогичной тематикой;

  контактные данные: адрес личного сайта, адрес электронной почты и т. п.;

  материалы, сформированные с помощью электронной почты;

  ссылки на использованные источники информации;

  другое: _____________________________________

Приложение № 12

Дружеские советы по созданию

Критериев оценивания веб-сайтов

Дружеский совет: Текст должен быть легко читаем, прост в понимании, ссылки должны быть по теме.

  1. Цель сайта очевидна.
  2. Структура наглядна и ясна.
  1. навигация видна сразу при открывании сайта
  2. последовательность загрузки страниц очевидна
  3. навигация ясна как внутри страниц, так и со страницы на страницу
  4. на каждой странице однотипные элементы навигации
  1. Включены соответствующие гиперссылки на другие источники информации по теме.
  2. На сайте размещена пользовательская поддержка (встроенная подсказка, часто задаваемые вопросы).

Дружеский совет: Графика должна соответствовать тематики и быстро загружаться. Фон сочетается с текстом и графикой.

  1. Сайт просматривается во всех браузерах.
  2. Страницы загружаются быстро.
  3. Страницы отображаются правильно.
  4. Текст легко читаем.
  5. Фон не "конфликтует" с текстом.
  6. Графика и анимация поддерживают основную тему страницы.
  7. Все ссылки по теме и работают.
  8. Сайт содержит информацию об обратной связи.

Дружеский совет: Используйте в полной мере наглядность и привлекательность графических изображений.

  1. Дизайн сайта производит хорошее впечатление (внешний вид приятен для глаз).
  2. Стиль сайта прослеживается на всех страницах.

Дружеский совет: Представленная информация должна быть точной, ясной и соответствовать тематике.

  1. Грамматика и используемая терминология верны.
  2. Синтаксис правильный.
  3. Организация страниц легка для чтения.
  4. Сайт не нуждается в редактировании.
  5. Правильно указанны все источники и сохранены авторские права.

Дружеский совет: Содержание должно полностью соответствовать теме проекта.

  1. Дает более глубокие познания в данной области.
  2. Сайт не перегружен ссылками, и они соответствуют тематике.
  3. Информация достоверна.
  4. Информация полезна.
  5. Представленная информация важна и с научной и социальной точки зрения.
  6. Содержание сайта соответствует возрастной группе, на которую он ориентирован.
  1. Сайт имеет доступный для поиска индекс.  
  2. Содержание междисциплинарное, объединяет несколько областей и дисциплин.    

Дружеский совет: Ваш проект должен "бросать"  вызов ученикам, заставлять  думать, обсуждать,  выдвигать гипотезы,  сравнивать, классифицировать и т.д.

  1. Подключать воображение
  2. Расширять кругозор.
  3. Вызывать интерес.

Приложение № 13

Критерии оценивания веб-сайтов

Фамилия_____________________________________________  Дата _______________________________________________________

Максимальная оценка

Оценка ученика

Оценка учителя

Содержание

Соответствие цели работы

5

Полнота и подробность объяснения материала

20

Соответствие гиперссылок

5

Соответствие графики

5

Грамотность научной лексики, наличие собственного словаря

20

Внешний вид

Ясность навигации

5

Внешний вид заголовков

5

Логичность ссылок

5

Насколько легко читается текст и качество графики

5

Соответствие фона

5

Грамотность  

Орфография и синтаксис

    20

Общая оценка

   100

Качественная оценка

Подпись:                                                                        

Приложение № 14

Критерии оценивания веб-сайтов

Фамилия:                                                                 ____________________________

Тематика:                                                 __________________________________________

______________________________________________________________________________________________        _____________________________________________________________________________        _

Внешний вид (максимум 20 баллов)

Легко ли читается ваш сайт?

Все ли пространство экрана используется эффективно и в соответствии с целью работы?

Наличие и качество графических объектов, таблиц, графиков?

Очевидность и логичность навигации?  

Общая оценка

Математические выкладки (25 баллов)

Соответствие математических данных  и таблиц предлагаемому материалу?

Качество объяснения (или отсутствие объяснения) математических данных?

Качество объяснений (или отсутствие объяснений) математических уравнений?

Обоснование прогнозов развития событий?

Наличие графиков прогнозирования?

Общая оценка

        

Содержание (25 баллов)

Насколько эффективно прокомментированы основные идеи?

Грамотность?

Есть ли будущее выбранной тематики?

Насколько интересно и увлекательно сделан материал?

Соответствуют ли ресурсы, на которые вы ссылаетесь, материалу?

Общая оценка

                     Итоговая оценка

Критерии:

5 = полностью соответствует

4 = достаточно хорошо соответствует

3 = удовлетворительно

2 = нуждается в доработке

1 = плохо соответствует

0 = полностью не соответствует

                  (максимум 70 баллов)        

Комментарии: ___________________________

_______________________________________

_______________________________________

Приложение № 15

Приложение №15

Образец разрешающей формы от родителей

Фамилия ученика ________________________________________________________________
Школа ________________  

Фамилия родителя ________________________________________

Мы понимаем, что рассматривается возможность размещения работы нашего сына\дочери в Интернете. Мы также понимаем, что работа появится со знаком "копирайт", запрещающим ее использование без письменного разрешения. В случае, если кто-либо запросит такое разрешение, данный запрос будет адресован нам, как родителям. В работе не будет указываться адрес и телефон.

Мы даем разрешение на размещение работы в WWW на указанных выше условиях до _________ месяца  _____  года. Копия сайта должна быть распечатана и принесена домой для нашего ознакомления.

Фамилия_________________________________________________

  Дата __________________

Фамилия_________________________________________________  

Дата __________________

Я ученик ______ класса  ________ школы также даю свое разрешение на размещение работы в сети.

Фамилия_________________________________________________  

Дата __________________


 Приложение № 16.

Интернет –сайты для школьников.

1. «Права и дети в интернете»: http://school-sektor.relarn.ru/prava

Форум Пети – «борца за права всех детей» по защите прав учащихся.

2. «Сам себе писатель»: http://ssp.ioso.ru

  Форум «Твой опус» по литературно-творческой деятельности школьников.

3. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия»: http://www.km-school.ru/

Форум по корректировке знаний учащихся по физике, математике, химии и другим предметам средней общеобразовательной школы.

4. Образовательные ресурсы по химии:http://mega.km.ru/search/srch.asp/

Мегаэнциклопедия по химии КиМ

5. http://www.alhimik.ru/. Алхимик

  1. Электронный справочник «Химия для всех»:

http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html.

  1. http://hemi.wallst.ru/. Химия. Образовательный сайт для школьников

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса

Данный  элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный  курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Программа элективного курса "Культура речи как составляющее коммуникативной деятельности учащихся"

Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса.Количество часов: 17...

Выступление "Элективный курс как одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на старшей ступени обучения" - 2013 г.

Выступление на августовском городском педагогическом форуме 2013, СамараВ презентации есть ссылка на работу учащихся 9 класса под названием "Ах, самарочка-волжанка, россияночка", которая стала победит...

Рабочая программа по информатике и ИКТ (элективного курса) для 9 классов «Использование Microsoft Power Point и Microsoft Publishen в проектной деятельности учащихся»

Рабочая программапо информатике и ИКТ (элективного курса) для 9 классов«Использование Microsoft Power Point и Microsoft Publishenв проектной деятельности учащихся»учителя информатики и ИКТВоробьё...

Программа элективного курса для учащихся 9 класса " Этика и психология профессиональной деятельности"

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос о профессиональном становлении личности школьника, содействие которому является одной из задач предпрофильной технологической подготовки. ...