Урок географии 5 класс по теме "Расы и народы"
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Князева Анжелика Васильевна

Урок географии 5 класс по теме "Расы и народы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация68.47 КБ
Файл rasy_i_narody.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин.)

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.

В тишине четко слышится тиканье часов.

- Ребята, а что вы слышите?

- Что отсчитывают часы?

- Слышите, как быстро идет время, можно сказать, бежит и даже катится! - И, двигаясь по кругу, стрелки часов начали отсчитывать время нашего урока.

"Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником.

- Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?

В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой.

- Твои знания - это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов."

- Надеюсь сегодня на уроке вы расширите свой круг знаний.

1. Актуализация знаний – 10  минут

- О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

- Как люди заселяли Землю.

Тест «Как люди заселяли Землю»

  1. По гипотезе учёных первые люди появились на Земле

А) на Северном полюсе

Б) в Северной Америке

В) в Африке

Г) в Антарктиде

  1. Человек появился на Земле примерно

А) 40 тыс. лет назад

Б) 40 млн. лет назад

В) 40 млрд. лет назад

Г) 400 тыс. лет назад

  1. На территорию Северной Америки человек попал через сухопутный мост на месте современного

А) Магелланова пролива

Б) Берингова пролива

В) Мозамбикского пролива

Г) Гибралтарского пролива

  1. Последним из материков был заселён человеком

А) Африка

Б) Австралия

В) Южная Америка

Г) Антарктида

  1. Расположи данные виды хозяйственной деятельности в  том порядке, в котором они появлялись

А) земледелие

Б) собирательство

В) животноводство

- Составьте текст на основе правильных ответов теста.

«По гипотезе ученых первые люди появились на Земле в Африке. Человек появился на Земле примерно 40 тыс. лет назад. На территорию Северной Америки человек попал через сухопутный мост на месте современного Берингова пролива. Южную Америку человек заселил в последнюю очередь. Сначала человек занимался собирательством, потом животноводством и только потом освоил земледелие».

- Ребята  в оценочном листе есть три графы для оценки.

- Поставьте себе оценку в графу «моя оценка».

- Ребята теперь оцените деятельность каждого в группе, посовещайтесь и выставьте оценку в графе «оценка группы».

- С появлением более совершенного орудия труда человек стал меньше зависеть от природы. Все это позволило людям активно расселяться по планете, приспосабливаясь к окружающей среде.

- Какие вы знаете способы приспособления человека к различным природным условиям.

- Не забудьте выставить себе оценку за творческое задание.

- А менялась ли внешность человека?

Выполнение теста

Проверка теста по эталону.

  1. В
  2. А
  3. Б
  4. В
  5. БВА

Учащиеся оценивают сделанную работу.

Презентация творческих работ.

Задание 8 стр. 60 учебника

Учащиеся оценивают творческую  работу.

2. Этап целеполагания – 3 минуты

У Вас на столе находятся фотографии.

Разбейте все фотографии на три группы.

Объясните, по каким признакам вы разбили изображения людей на группы? (по внешним признакам – цвет кожи, форма глаз и т.д.)

- А если мы рассмотрим каждую фотографию в отдельности и сопоставим друг с другом. Чем они отличаются? (национальный костюм)

- Как же звучит тема нашего урока?

Расы и народы.

- Так какова цель нашего урока?

Познакомится с основными расами и народами.

Узнать ареалы распространения.

Учащиеся работают в группах

3. Этап проблематизации – 2 минуты.

«Наша истинная национальность – человечество».

- Как вы думаете, что этими словами хотел сказать известный английский писатель  Герберт Уэльс?

Учащие выдвигают  версии.

4. Открытие нового знания

 Цель: создать условия для ознакомления учащимися с новым материалом

Как появился сам термин «раса» пока точно не установлено. Возможно от арабского «рас» - «начало». А может от итальянского «раза» - «племя».

Итак, давайте обратимся к словарю. Что означает слово раса? Выпишите формулировку в опорный конспект.

Раса – исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью происхождения и общностью наследственных физических признаков (цветом кожи и волос, формой головы и т.п.)

На столе находится научный текс «Характерные признаки рас», прочитайте его и выпишите отличительные внешние признаки трех основных рас.

Характерные признаки рас

У каждого представителя рас есть свои характерные признаки.

У представителя одной расы курчавые волосы, тёмно– коричневая кожа, которые защищают организм от солнечных ожогов и перегрева, карие глаза. Им характерны очень широкий, но слабо выступающий нос, очень толстые губы, крупные зубы. Нижние и верхние челюсти выдвинуты вперед.

У представителей второй расы – узкий разрез глаз, смуглая кожа, которые защищают организм от резких ветров, песка и пыли. У них широкие лица с сильно выступающими скулами, плоские, чаще всего расплющенные носы, чёрные или темно – карие глаза, смуглая кожа, прямые чёрные толстые волосы. У мужчин на лицах редкие усы и борода.

Люди, относящиеся к третьей расе, чаще всего светлокожие, у них прямые, иногда, волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза (светло-карие, зеленые, голубые, серые). Для этой расы характерны широкие глаза, прямой, сильно выступающий прямой, иногда с горбинкой нос, густые усы и борода.

– Ребята, может кто-то знает, какие расы выделяют на Земле?

– Давайте сравним ваш  ответ с тем, что написан  в учебнике стр. 61

(Негроидная  - 10 %, европеоидная – 40 %, монголоидная - 20 %) выписываем в таблицу.

- Остается еще 30% - это представители промежуточных рас – мулаты, метисы и самбо.

(звуковой файл – формирование промежуточных рас)

Дополните схему в опорном конспекте.

Работа со словарем.

Работа с научным текстом, оформление таблицы – 5 минут, презентация группами материала.

Анализ текста учебника .

Работа со схемой.

Презентация работы у доски.

Существует множество мифов о происхождении различных рас. Например, североамериканские индейцы, впервые увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вытащить фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

 Ребята, доказывает ли этот миф происхождение различных рас на Земле?

- Давайте выясним. Обратимся к учебнику стр. 61

Дополните кластер в опорном конспекте.

- Где же сейчас распространены три основные расы?

- обратимся к учебнику

- Конечно, люди осознают принадлежность к расе, но Вы вряд ли услышите, чтобы человек говорил: «Я – европеоид». Зато часто можно услышать: «Я – русский, я цыган, я француз».

Что они имеют в виду?

(они говорят о народах Земли)

- Из слов составьте определение: Сложившаяся, людей, исторически, устойчивая, общность.

Запишите в опорный конспект.

Народ (этнос) – исторически сложившаяся устойчивая общность  людей.

- Какие признаки, на ваш взгляд, могут выделяться у народов?

Язык

Культура

Обряды, традиции

Верования

Общая территория

- Каждый человек является гражданином, какого либо государства. В мире около 200 государств, но самое большое по площади – Россия (17,1 млн. кв. км). В России проживает 130 больших и малых  народов все они относятся к разным расам.

Учащиеся дополняют кластер на основе анализа прочитанного текста.

Учащиеся составляют определение.

Включение изученного в систему знаний. – 6 минут

- Разгадав кроссворд, вы прочитаете ключевое слово.

2.Раса, для которой характерны темная кожа, волнистые или курчавые волосы, широкий приплюснутый нос с большими ноздрями, толстые губы.

3. Переходная раса, образованная от промежуточного брака негроидной и европеоидной расы.

4.Раса, для которой характерны прямые, черные, жесткие волосы, кожа смуглая. Широкое лицо, скулы, узкая глазная щель, средние по толщине губы, закрытое кожистой складкой (третье веко) верхнее веко. У индейцев нос длинный.

5. Столица России.

6. Раса, для которой характерны светлая, иногда смуглая кожа, прямые иногда волнистые мягкие волосы, длинный нос, тонкие губы, усы, борода.

8. Переходная раса, образованная от промежуточного брака монголоидной и европеоидной  расы.

9.Исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, традициями, обычаями.

10. Исторически сложившаяся устойчивая социальная общность людей

12. Переходная раса, образованная от промежуточного брака монголоидной и негроидной расы.

Это слово – человечество - население всей Земли.

Учащиеся разгадывают кроссворд.

Давайте вернемся к высказыванию  Герберта Уэльса «Наша истинная национальность – человечество».

Представители разных рас различаются некоторыми внешними признаками, но эти различия несущественны, так что человечество представляет собой единый биологический вид – человек разумный. Важно помнить, что интеллектуальные, психические и нравственные черты личности зависят не от расы, а от воспитания, образования, и усердия.

Анализ цитаты

- И так, оцените свою работу в течение всего урока и поставьте эту оценку в графу.

 - А сейчас посоветуйтесь и поставьте оценку в графу «оценка группы»

Рефлексия – 3 минуты

Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Домашнее задание – 1 минута

Задание 1. п. 18. Работа с контурной картой  – обязательное для выполнения.

Задание 2. Среди лауреатов Нобелевской премии (высшей международной награды ученых и писателей) есть представители всех человеческих рас. Подготовьте сообщение об одном из победителей данной премии – творческое, по выбору учащихся.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Расы и народы

Слайд 2

Наша истинная национальность – человечество. Герберт Уэльс

Слайд 3

Раса – исторически сложившаяся группа человечества объединенная общностью происхождения и общностью наследственных физических признаков (цветом кожи и волос, формой головы и т.п.)

Слайд 4

Теории расовых различий На Земле было несколько очагов зарождения человека – отсюда различные расовые признаки Расовые различия связаны с приспособлением людей к различным условиям климата

Слайд 5

людей с ложившаяся и сторически у стойчивая общность

Слайд 6

Народ (этнос) – исторически сложившаяся устойчивая общность людей.

Слайд 9

Наша истинная национальность – человечество. Герберт Уэльс

Слайд 10

Люди разных рас различаются внешне, но способности человека не зависят от расовой принадлежности

Слайд 11

Д омашнее задание: Задание 1. п. 18. рабочая тетрадь з. 10 стр. 30 Задание 2. Среди лауреатов Нобелевской премии (высшей международной награды ученых и писателей) есть представители всех человеческих рас. Подготовьте сообщение об одном из победителей данной премии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 7 классе "Народы и страны Евразии"

Это урок изучения нового материала с использованием ЭОР. Целью урока является создание условий, обеспечивающих формирование общего представления о населении и политической карте Евразии....

Урок географии в 6 классе "Расы и народы"

На уроке использованы элементы проблемного обучения, самостоятельная работа учащихся с учебником, медиа-пособием под руководством учителя.  Учащиеся заполняют таблицу, формируют определения понят...

Урок географии 9 класс Тема: «Национальные традиции и обычаи алтайского народа».

Тема: «Национальные традиции и обычаи алтайского народа».Цель: Знакомство обучающихся с национальными традициями и обычаями алтайского народа.Задачи:1. Познакомить обучающихся с видами жил...

урок географии в 7 классе ФГОС по теме "Народы, языки, религии мира"

Урок географии в 7 классе ФГОС "Народв,языки и религии мира"...

Урок географии по теме " Народы и религии мира". 7 класс

На данном уроке решаются следующие цели и задачи:  Углубление знаний учащихся о населении Земли, формирование понятий «этнос», «плотность населения», знаний о делении народов на разные язык...

Урок географии 7 класс НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ РОССИИ.

Подробный конспект урока географии 7 класс коррекционной школы для умственно отсталых детей....

Урок географии по теме "Население мира: народы, религии, страны"

Формирование понятий «демография», «этнос», «этнография», «языковая семья»,  «религия»,  «плотность населения», «...