Главные вкладки

    Формы опроса на уроках географии
    статья по географии на тему

    Черемных Наталья Федоровна

    В данной статье изложены основные формы опроса, которые я использую на уроках географии 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formy_oprosa_na_urokah_geografii.docx19.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формы опроса на уроках географии

    Важным элементом большинства уроков географии является проверка знаний и умений, а также актуализация опорных знаний, необходимых для успешного изучения нового на уроке. Проверке подлежит основной материал, через его воспроизведение и применение в сходных и новых учебных ситуациях. С целью проверки знаний и умений на уроке применяются различные формы проверки и виды заданий. Проводится тематическая и текущая проверка, а на уроках в конце четверти и года итоговая. Уроки проверки и учета знаний проводят в заключение серии уроков по многочасовым темам.

    По форме проверка знаний учащихся на уроках географии бывает индивидуальная и фронтальная, устная и письменная и т. д.  В ходе проверки традиционно на уроке географии требуют от ученика развернутого ответа с показом на карте, логичного по форме и доказательного по существу. Учитель оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся.

    Проверку знаний  можно осуществлять различными способами. Когда идет опрос одновременно может говорить только один ученик. А что же остальные? В таких случаях можно использовать следующие приёмы:

    - один за другим отвечают у доски несколько человек, продолжая или опровергая ответы предыдущего ученика;

    - отвечает один ученик, оценивает с места второй, дополняет третий, готовит письменный ответ четвертый, составляет тезисы ответа на доске пятый;

    - опрос по «логической цепочке». Ученики по командам соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом;

    - «Игра в случайность». В опрос вводятся элементы случайного выбора. Во время опроса можно запускать  бумажные самолетики с записанными вопросами в кого попадет.

    Формы опроса:

    • тестирование,
    • обобщающая беседа,
    • письменный опрос,
    • фронтальный опрос,
    • географический диктант,
    • «географическая минутка» работа по карте,
    • словарная работа,
    •  «Самый», «Самая», «самое! »,
    • «Что такое, кто такой? »
    • викторины,
    • конкурсы,
    •  защита творческих работ,
    • Опрос «ДА и НЕТ». Учитель загадывает объект. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопрос. На эти вопросы учитель отвечает только словами «Да», «Нет», «Да и нет». От некорректного вопроса отказывается жестом. После игры обязательно краткое обсуждение, какие вопросы были сильными, какие и (почему) слабыми? Например:

    а) Глубокая ночь. А в городе открыты магазины, работают люди. Почему?

    (Полярная ночь)

    • Опрос «Светофор» это всего лишь длинная полоска картона с одной стороны красная, с другой зеленная. При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
    • Блиц-опрос. Первый ученик задает короткий вопрос второму, второй третьему и так далее до последнего ученика. Время на ответ исчисляется в секундах, учитель имеет право снять вопрос, если он не соответствует теме или недостаточно корректен, каждый ученик имеет право отказаться от участия в блиц-опросе, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет у учеников, кто из них хотел бы принять участие в этом учебном действии.
    • Учащимся предлагается 25 вопросов, касающихся полностью изученной теме. Затем включаются часы и ученики самостоятельно должны ответить письменно на как можно большое количество вопросов, пользуясь любыми источниками, чтобы получить оценку «3» (нужно ответить не менее чем на 15 вопросов), пользуясь только тетрадью, чтобы получить оценку «4» (нужно ответить не менее, чем на 20 вопросов) и, не пользуясь никакими подсказками, чтобы получить оценку «5» (нужно ответить не менее чем на 22 вопроса). В конце урока группы сдают выполненные работы ассистентам учителя, и они дома подводят итоги выполненных работ.
    • Географические кроссворды расширяют кругозор учащихся, закрепляют в памяти ключевые понятия. Несколько групп учеников на основании изученных тем заполняют кроссвордную решетку, при этом могут быть заложены одно слово или целое предложение. Задача заключается в том, что на основании заполненного кроссворда, пользуясь учебником или без него, ученики других групп (кроссворды передаются по кругу) нашли объяснение названных проблем, дали формулировки понятий. Используется также классический способ, когда предметный кроссворд не заполнен и необходимо при помощи учебника и справочника или без них заполнить пустые клеточки.
    • Географическая азбука. На листах формата А-4 расчерчивается сетка. Каждая клетка обозначается буквой русского алфавита. Внутри клетки помещается изображение объекта, начинающегося на эту букву. Варианты использования различны (рефлексия, игра в лото, проверка понятий и определений, выявление ассоциаций и т. д.)
    • В старших классах  - урок-зачет. Его  структура примерно такая: постановка задач урока, разъяснение форм и методов проверки и учета знаний, требований к ответам, норм оценки, правил работы с источниками информации, которыми разрешается пользоваться, постановка заданий, проверка итогов выполнения с характеристикой полноты и логичности ответов учащихся. Учебники географии содержат специальные задания для организации уроков такого типа. Урок-зачет может носить форму деловой игры, смотра знаний, соревнования или может быть похож на вузовский зачет. Целесообразно проводить зачет по тем требованиям к видам деятельности, которые сформулированы в специальном разделе государственного стандарта среднего географического образования. Принимать зачет учителю помогают хорошо успевающие школьники, которые сдают зачет учителю чуть раньше и подготовлены к проверке итогов работы товарищей.

    Зачеты проводятся письменным и устным образом с таким расчетом, чтобы каждый ученик на том уровне учебного успеха, который он себе выбрал, мог бы показать свои знания по изученному материалу.

    В вышеперечисленных случаях школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.

    Каждый из нас ставит задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач способствует разнообразие методов и форм обучения на разных этапах урока. Очень важно в обучении налаживание обратной связи: Ученик-учитель, Учитель-ученик, Учитель-ученик.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование тестовых форм контроля на уроках географии.

    Тестовые формы контроля в настоящее время широко используются учителямя для контроля знаний учащихся....

    Использование разнообразных форм контроля на уроках географии

    Тесты  являются одной из форм проверки усвоения материала обучающимися наряду с другими формами контроля. По сравнению с другими формами контроля тесты имеют ряд преимуществ, но не надо забывать ...

    Организация групповых форм работы на уроках географии

    Представляю формы групповых работ по географии, предназначенных для использования учителями предметниками на уроках....

    Презентация "Альтернативные формы опроса на уроке физике"

    Представлен способ организации опроса учащихся по пройденному материалу. Этот способ предполагает самостоятельный выбор учащимися вида опроса из предложенных учителем. Такой подход позволяет учащимся ...

    Статья "Виды и формы опроса на уроках русского языка"

    В статье рассматриваются виды и формы проверки знаний обучающихся...

    Формы опроса на уроках английского языка

    В данной работе представлены различные формы опроса на уроках английского языка с подробным их описанием...

    «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

    С целью активизации познавательной деятельности обучающихся стараюсь в совместной деятельности с учащимися реализовать методическую проблему: «Активизация познавательной деятельности через интерактивн...