Главные вкладки

    Методическая разработка конспекта урока географии по теме: «Северо - Кавказский экономический район. Географическое положение, природные условия и ресурсы».
    план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

    Касаркин Игорь Евгеньевич

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok5_konspekt_severnyy_kavkaz.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока географии. 9 класс.

    Тема: «Северо - Кавказский экономический район. Географическое положение, природные условия и ресурсы».

    Цели:

    Учебные: Дать оценку ЭГП СК, определить особенности природных условий и природных ресурсов района.

     Развивающие: Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, памяти. 

    Воспитательные: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся,

    Оборудование: Презентация «СК», атласы, физическая карта России, политико-административная карта России. 

    Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 

    Методы и формы учебной деятельности:

    Коллективная работа – рассказ учителя, сообщения учащихся, участие класса в обсуждении вопросов, поставленных учителем.  Обсуждение актуальных проблем, ответы на вопросы учителя. Запись основных положений в информационный блок. Работа с картографическим и статистическим материалом.

    Ход урока.

    1. Организационный момент. (проверка отсутствующих на уроке).(1мин.)
    2. Проверка домашнего задания.(5мин.)

    Тест для письменной проверки знаний по теме: «Поволжье».

    Вариант 1.

    1.В Поволжский эк. Район   входят следующие субъекты РФ. Найти ошибку.

    а)Самарская область;          

    б)республика Татарстан;

    в)Саратовская  область;      

     г)республика Башкирия;

    д) Ростовская область.

    2.На берегах Волги расположены города ….

    а)Казань;               б)Пенза;

    в)Самара;               г)Элиста.

    3.В национальном составе Поволжья преобладают

    а)татары;               б)русские;

    в)казахи;                г)немцы.

    4.Природные ресурсы Поволжья – это ….

    а)водные;                                б)гидроэнергетические;

    в)агроклиматические;          

    г)топливные;

    д)рудные.

    5.Центрами автомобилестроения Поволжья являются города …

    а)Казань;                               б)Самара;

    в)Набережные Челны;       г)Тольятти.

    6.Отраслями специализации Поволжья являются

    а)машиностроение;      

     б)химическая промышленность;

            в)лесная;          

            г)металлургия.

                              Вариант 2.

    1. В Поволжский эк. Район   входят следующие субъекты РФ. Найти ошибку.

     а)Самарская область;           б)республика Татарстан;

    в)Саратовская  область;       г)республика Удмуртия;

    д) Ростовская область.

    2.Крупнейшим городом Поволжья является …

    а)Казань;                                 б)Самара;

    в)Волгоград;                          г) Астрахань.

    3.Какой народ Поволжья подвергался насильственному переселению в Казахстан и Сибирь?

    а)татары;                       б)русские;

    в)казахи;                        г)немцы.

    4.Поволжье имеет благоприятные природные условия …

    а)равнинный рельеф;                 б)достаточное увлажнение;

    в)теплый климат;                          г)плодородные почвы.

    5.Машиностроение Поволжья является ….

    а)трудоёмким;     б)наукоёмким;      в)металлоёмким.

    6.Троллейбусы производят в городе …

    а)Балаково;                     б)Энгельс;

    в)Ульяновске;                  г) Саратов.

    1. Изучение нового материала.
    2. Учитель  сегодня на уроке мы приступим к изучению самого южного района европейской части России.  Северный Кавказ. На этом уроке  мы познакомимся с составом района особенностями ЭГП, природными  условиями и ресурсами CК.

    План. (слайд № 2)

    Состав. (5 мин.)

    Экономико-географическое положение.

    Природные условия (рельеф, климат,  реки,  почва,  природные зоны).

    Природные ресурсы.

    1.Состав.

    Учитель - Определите, какие субъекты входят в состав СК.  (по атласу)

     Ученики самостоятельно записывают состав района.

    Краснодарский край,

    Ставропольский край,  

    Ростовская область,  

    Республика Дагестан,

    Республика Чечня (Ичкерия),

     Ингушетия,

    Северная Осетия (Алания),

    Кабардино-Балкария,  

    Карачаево-Черкесия, Адыгея.

    Устная проверка записей в тетради. (слайд №3)

    2.ЭГП. (8 мин.)

     Учитель

    - Оцените ЭГП СК района и сделайте  вывод.  (по атласу и учебнику.)

    Учащиеся самостоятельно  записывают ЭГП.

    Примерные устные  ответы учащихся.

    а. Положение на юге европейской части России. Самый южный район России. С трёх сторон  ограничен природными рубежами.  Подразделяется на две части Горную и равнинную. (Слайд№4)

    б. На востоке омывается Каспийским морем, на западе  Черное  и Азовское – выход к средиземному морю.

    в. Приграничное положение – с Грузией , Азербайджаном,  Абхазией, Южной Осетией.

    г. На севере соседи – Украина,  ЦЧР, Поволжье. (Слайд №5)

    Транспортная сеть хорошо развита на равнинной части, в горах железные дороги  отсутствуют, только вдоль побережья проложены железные дороги.  (Слайд №6)

    Учитель  добавляет ответы учащихся.

    Вывод: ЭГП СК  выгодное, Но необходима стабильная обстановка в регионе. Необходима реконструкция портов Новороссийска, Туапсе, Сочи.

    3.Природные условия. (8 мин.)

    Учитель природные условия СК вы будете оценивать по группам 4-5 чел.

    1группа рельеф

    2 группа  климат

    3 группа воды и почвы

    4 группа природные зоны.

    -Оценить природные условия СК  

    работа проводится по тексту учебника и картам.

     Примерный ответ

    Рельеф:  на севере равнинный, на юге горный. Кавказ молодые, складчатые, высокие горы. Эльбрус 5642м, Казбек 5033м. Горообразование продолжается. Три части  -Скалистый, Боковой, Главный хребет. Слайд №

    Климат:   умеренный климат, длинное и очень  теплое лето. Осадков выпадает больше на западе . На Черноморском побережье климат субтропический самая теплая зима. В горах температура воздуха понижается. В горах образуются местные ветры – фен и бора. Слайд №

    Реки: Северокавказские реки Дон, Кубань, Терек,  используются для орошения и водных ресурсов  не хватает. Слайд №

    Почвы: плодородные чернозёмы мощность гумуса  до 2м. На юго-востоке каштановые. Слайд №

    Природные зоны: Степи на западе переходят в сухие степи и полупустыни. В горах высотная поясность До высоты 2000м склоны покрыты лесами. Слайд №

    После выступления всех групп в тетрадях учащиеся записывают вывод.

    Вывод: Природные условия СК благоприятные.

     4.Природные ресурсы. (8 мин.)

    Учитель - Рассмотрим  природные ресурсы СК.

    Задание ученикам  Оцените наличие на СК различных видов ресурсов. Выделите те, которые будут составлять  базу для экономики СК. Используя карты атласа, текст учебника,

    Учащиеся работают в группах

    1. Группа  Минеральные ресурсы.

    Примерный ответ

    Каменный  уголь Донбасс. Высокого качества, подземным  способом, себестоимость высокая, запасы истощаются. Газ в Ставропольском крае, нефть – район Грозного, Махачкалы. Обеспечен  собственным топливом . 

    Вольфрамомолибденовые руды  Тырныаза  Кабардино-Балкария – условия для развития         цветной металлургии.

    1. Группа   Земельные  ресурсы и Водные  ресурсы.

    Примерный ответ

     Предкавказье   расположен  в зоне степей   - чернозёмы.

     СК небогат, Реки – Дон, Кубань, Терек – используются в основном для орошения.

    1. Группа  Рекреационные  ресурсы

    Примерный ответ

    а)Черноморское побережье курорты – Сочи, Анапа, Геленджик. б)Приэльбрусье – район альпинизма и горнолыжного спорта.

     в) Кавказские минеральные воды: Г. Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Кисловодск – курорты с лечебными минеральными водами.

    1.  Группа  Агроклиматические  ресурсы.

    Примерный ответ

     Длинное  теплое лето, мягкая зима, Субтропики – можно выращивать чай, цитрусовые культуры, виноград.

    После выступления всех групп в тетрадях учащиеся записывают вывод.

    Вывод:  СК. Имеет значительные Рекреационные, Агроклиматические, земельные,  топливные ресурсы. Это условия для развития в районе:

    1. рекреационного хозяйства;

    2.АПК;

    3.топливной промышленности. 8

    4.Закрепление. (10 мин.)

    Работа в контурной карте.

    1.На контурной карте  стр.9 (12).

    Отметить государства и экономические районы, с которыми граничит СК.

    Цифрами укажите центры Субъектов федерации в составе района.

    При помощи условных знаков покажите природные ресурсы определяющие «лицо» района.

    Учитель задает вопросы ученики устно отвечают.

    Ответить на вопросы.

    а) Южная крайняя точка России.

    б) В состав района входят 2 края  какие ….

    в) Крупнейшие города района ….

    г) Главное богатство Предкавказье  …

    д) По своим границам на суше Северный Кавказ соседствует с 3-мя странами СНГ ….

    Д/З &  37-38    

    Подготовить сообщение:

    - о городах Северного Кавказа.  

    - о народных художественных промыслах народов Кавказа.

    Презентацию  на тему курорты Северного Кавказа. Пожеланию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка - конспект урока географии в 9 классе по теме "Население"

    Данный урок был посвящен 75-летию Челябинской области. Тема - Население Челябинской области. 9 класс. На уроке использован краеведческий материал. Форма работы - групповая....

    Уральский экономический район. Состав. ЭГП. Природные условия и ресурсы.

    Конспект урока по географии с использованием ИКТ....

    Разработка урока географии в 9 классе по теме "Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири"

    Любое дело рук человеческих не рождается вдруг, а растет, вырастает из зерна, замысла. Так и сейчас приступая к рассказу о самой обширной территории России, мы задаемся вопросом «Сибирь – из чего она ...

    Проверочная работа по теме: "Северо-Кавказский экономический район"

    Проверочная работа по теме: "Северо-Кавказский экономический район состоит из 25 вариантов. Каждый варинт индивидуален.При  ответе можно пользоваться картами атласа.Данная работа составлена с исп...

    Методическая разработка к уроку географии на тему: Климат России.

    Итоговый урок по теме:Климат России. Повторение и закрепление знаний о климате России....

    Урок "Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала"

    Цели урока:Образовательная: формирование представления об особенностях экономико-географического положения (ЭГП), природных условиях и природных ресурсах Уральского экономического района (УЭ...

    Презентация "Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала"

    Формирование представления об особенностях географического положения, природных условий и природных ресурсах Урала"...