Методическая разработка конспекта урока географии по теме: «Северо - Кавказский экономический район. Географическое положение, природные условия и ресурсы».
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Касаркин Игорь Евгеньевич

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok5_konspekt_severnyy_kavkaz.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока географии. 9 класс.

Тема: «Северо - Кавказский экономический район. Географическое положение, природные условия и ресурсы».

Цели:

Учебные: Дать оценку ЭГП СК, определить особенности природных условий и природных ресурсов района.

 Развивающие: Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, памяти. 

Воспитательные: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся,

Оборудование: Презентация «СК», атласы, физическая карта России, политико-административная карта России. 

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 

Методы и формы учебной деятельности:

Коллективная работа – рассказ учителя, сообщения учащихся, участие класса в обсуждении вопросов, поставленных учителем.  Обсуждение актуальных проблем, ответы на вопросы учителя. Запись основных положений в информационный блок. Работа с картографическим и статистическим материалом.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (проверка отсутствующих на уроке).(1мин.)
  2. Проверка домашнего задания.(5мин.)

Тест для письменной проверки знаний по теме: «Поволжье».

Вариант 1.

1.В Поволжский эк. Район   входят следующие субъекты РФ. Найти ошибку.

а)Самарская область;          

б)республика Татарстан;

в)Саратовская  область;      

 г)республика Башкирия;

д) Ростовская область.

2.На берегах Волги расположены города ….

а)Казань;               б)Пенза;

в)Самара;               г)Элиста.

3.В национальном составе Поволжья преобладают

а)татары;               б)русские;

в)казахи;                г)немцы.

4.Природные ресурсы Поволжья – это ….

а)водные;                                б)гидроэнергетические;

в)агроклиматические;          

г)топливные;

д)рудные.

5.Центрами автомобилестроения Поволжья являются города …

а)Казань;                               б)Самара;

в)Набережные Челны;       г)Тольятти.

6.Отраслями специализации Поволжья являются

а)машиностроение;      

 б)химическая промышленность;

        в)лесная;          

        г)металлургия.

                          Вариант 2.

1. В Поволжский эк. Район   входят следующие субъекты РФ. Найти ошибку.

 а)Самарская область;           б)республика Татарстан;

в)Саратовская  область;       г)республика Удмуртия;

д) Ростовская область.

2.Крупнейшим городом Поволжья является …

а)Казань;                                 б)Самара;

в)Волгоград;                          г) Астрахань.

3.Какой народ Поволжья подвергался насильственному переселению в Казахстан и Сибирь?

а)татары;                       б)русские;

в)казахи;                        г)немцы.

4.Поволжье имеет благоприятные природные условия …

а)равнинный рельеф;                 б)достаточное увлажнение;

в)теплый климат;                          г)плодородные почвы.

5.Машиностроение Поволжья является ….

а)трудоёмким;     б)наукоёмким;      в)металлоёмким.

6.Троллейбусы производят в городе …

а)Балаково;                     б)Энгельс;

в)Ульяновске;                  г) Саратов.

  1. Изучение нового материала.
  2. Учитель  сегодня на уроке мы приступим к изучению самого южного района европейской части России.  Северный Кавказ. На этом уроке  мы познакомимся с составом района особенностями ЭГП, природными  условиями и ресурсами CК.

План. (слайд № 2)

Состав. (5 мин.)

Экономико-географическое положение.

Природные условия (рельеф, климат,  реки,  почва,  природные зоны).

Природные ресурсы.

1.Состав.

Учитель - Определите, какие субъекты входят в состав СК.  (по атласу)

 Ученики самостоятельно записывают состав района.

Краснодарский край,

Ставропольский край,  

Ростовская область,  

Республика Дагестан,

Республика Чечня (Ичкерия),

 Ингушетия,

Северная Осетия (Алания),

Кабардино-Балкария,  

Карачаево-Черкесия, Адыгея.

Устная проверка записей в тетради. (слайд №3)

2.ЭГП. (8 мин.)

 Учитель

- Оцените ЭГП СК района и сделайте  вывод.  (по атласу и учебнику.)

Учащиеся самостоятельно  записывают ЭГП.

Примерные устные  ответы учащихся.

а. Положение на юге европейской части России. Самый южный район России. С трёх сторон  ограничен природными рубежами.  Подразделяется на две части Горную и равнинную. (Слайд№4)

б. На востоке омывается Каспийским морем, на западе  Черное  и Азовское – выход к средиземному морю.

в. Приграничное положение – с Грузией , Азербайджаном,  Абхазией, Южной Осетией.

г. На севере соседи – Украина,  ЦЧР, Поволжье. (Слайд №5)

Транспортная сеть хорошо развита на равнинной части, в горах железные дороги  отсутствуют, только вдоль побережья проложены железные дороги.  (Слайд №6)

Учитель  добавляет ответы учащихся.

Вывод: ЭГП СК  выгодное, Но необходима стабильная обстановка в регионе. Необходима реконструкция портов Новороссийска, Туапсе, Сочи.

3.Природные условия. (8 мин.)

Учитель природные условия СК вы будете оценивать по группам 4-5 чел.

1группа рельеф

2 группа  климат

3 группа воды и почвы

4 группа природные зоны.

-Оценить природные условия СК  

работа проводится по тексту учебника и картам.

 Примерный ответ

Рельеф:  на севере равнинный, на юге горный. Кавказ молодые, складчатые, высокие горы. Эльбрус 5642м, Казбек 5033м. Горообразование продолжается. Три части  -Скалистый, Боковой, Главный хребет. Слайд №

Климат:   умеренный климат, длинное и очень  теплое лето. Осадков выпадает больше на западе . На Черноморском побережье климат субтропический самая теплая зима. В горах температура воздуха понижается. В горах образуются местные ветры – фен и бора. Слайд №

Реки: Северокавказские реки Дон, Кубань, Терек,  используются для орошения и водных ресурсов  не хватает. Слайд №

Почвы: плодородные чернозёмы мощность гумуса  до 2м. На юго-востоке каштановые. Слайд №

Природные зоны: Степи на западе переходят в сухие степи и полупустыни. В горах высотная поясность До высоты 2000м склоны покрыты лесами. Слайд №

После выступления всех групп в тетрадях учащиеся записывают вывод.

Вывод: Природные условия СК благоприятные.

 4.Природные ресурсы. (8 мин.)

Учитель - Рассмотрим  природные ресурсы СК.

Задание ученикам  Оцените наличие на СК различных видов ресурсов. Выделите те, которые будут составлять  базу для экономики СК. Используя карты атласа, текст учебника,

Учащиеся работают в группах

  1. Группа  Минеральные ресурсы.

Примерный ответ

Каменный  уголь Донбасс. Высокого качества, подземным  способом, себестоимость высокая, запасы истощаются. Газ в Ставропольском крае, нефть – район Грозного, Махачкалы. Обеспечен  собственным топливом . 

Вольфрамомолибденовые руды  Тырныаза  Кабардино-Балкария – условия для развития         цветной металлургии.

  1. Группа   Земельные  ресурсы и Водные  ресурсы.

Примерный ответ

 Предкавказье   расположен  в зоне степей   - чернозёмы.

 СК небогат, Реки – Дон, Кубань, Терек – используются в основном для орошения.

  1. Группа  Рекреационные  ресурсы

Примерный ответ

а)Черноморское побережье курорты – Сочи, Анапа, Геленджик. б)Приэльбрусье – район альпинизма и горнолыжного спорта.

 в) Кавказские минеральные воды: Г. Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Кисловодск – курорты с лечебными минеральными водами.

  1.  Группа  Агроклиматические  ресурсы.

Примерный ответ

 Длинное  теплое лето, мягкая зима, Субтропики – можно выращивать чай, цитрусовые культуры, виноград.

После выступления всех групп в тетрадях учащиеся записывают вывод.

Вывод:  СК. Имеет значительные Рекреационные, Агроклиматические, земельные,  топливные ресурсы. Это условия для развития в районе:

1. рекреационного хозяйства;

2.АПК;

3.топливной промышленности. 8

4.Закрепление. (10 мин.)

Работа в контурной карте.

1.На контурной карте  стр.9 (12).

Отметить государства и экономические районы, с которыми граничит СК.

Цифрами укажите центры Субъектов федерации в составе района.

При помощи условных знаков покажите природные ресурсы определяющие «лицо» района.

Учитель задает вопросы ученики устно отвечают.

Ответить на вопросы.

а) Южная крайняя точка России.

б) В состав района входят 2 края  какие ….

в) Крупнейшие города района ….

г) Главное богатство Предкавказье  …

д) По своим границам на суше Северный Кавказ соседствует с 3-мя странами СНГ ….

Д/З &  37-38    

Подготовить сообщение:

- о городах Северного Кавказа.  

- о народных художественных промыслах народов Кавказа.

Презентацию  на тему курорты Северного Кавказа. Пожеланию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - конспект урока географии в 9 классе по теме "Население"

Данный урок был посвящен 75-летию Челябинской области. Тема - Население Челябинской области. 9 класс. На уроке использован краеведческий материал. Форма работы - групповая....

Уральский экономический район. Состав. ЭГП. Природные условия и ресурсы.

Конспект урока по географии с использованием ИКТ....

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири"

Любое дело рук человеческих не рождается вдруг, а растет, вырастает из зерна, замысла. Так и сейчас приступая к рассказу о самой обширной территории России, мы задаемся вопросом «Сибирь – из чего она ...

Проверочная работа по теме: "Северо-Кавказский экономический район"

Проверочная работа по теме: "Северо-Кавказский экономический район состоит из 25 вариантов. Каждый варинт индивидуален.При  ответе можно пользоваться картами атласа.Данная работа составлена с исп...

Методическая разработка для урока географии по теме: Ориентирование

Ориентирование. Стороны горизонта. Компас. Азимут....