Спартак из Тофаларии
статья по географии на тему

Искрастинская Галина Петровна

Группе школьников  из исследовательского общества удалось побывать в Тофаларии. Мы познакомились с удивительным человеком, которого все звали просто-Спартак. Об дной из встреч со Спартаком этот рассказ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spartak.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Спартак из Алыгджера.

В Алыгджер я поехала со своими учениками в исследовательскую экспедицию в 2006 году. Мне  удалось познакомиться с самым известным человеком, коренным жителем Тофаларии, которого все звали просто -Спартак. Надеюсь, что его родственники не будут против публикации воспоминаний о нём. Мне сообщили, что он умер в 2015 году (могу ошибиться). Царство небесное этому необыкновенному человеку! Я записала его рассказ и вот что получилось.

Конгараев Спартак Дмитриевич- Спартак из Алыгджера.

 Конгараев Спартак Дмитриевич родился в Алыгджере в 1935 году 25 марта. Живёт в одном из первых домов, построенных русскими. Во  дворе - четырёхстенный балаган, в центре которого живой огонь. Балаган при доме тофа - обязательно. Он как прототип чума, выражение ностальгии по прошлому. У тофов  и сейчас бань нет. Была в Алыгджере общественная баня, да в перестройку её разобрали.  Тот, кто научился мыться и париться, использует пихтовый веник. Отец Спартака  Дмитрий Ермолаевич Конгараев погиб на фронте. Мать Ольга Александровна похоронена на местном кладбище. Бабушка имела бурятские корни. В детстве играл с ребятишками в прятки, стрелял из лука в кедровок, играл с оленями. Один раз легли олени на лёд, жарко было весной. Стал  Спартак кидать в них камни. Подошла старуха, взяла его за ухо и сказала: «Нельзя  оленя обижать, он же нам помогает!» с тех пор никогда оленей не обижал. Лазил с друзьями по шарлоопу (камням) пика Саня-Ака, названного в честь русского, который жил там, где Карабуреть впадает в Уду. Кстати,  в том месте археологи раскопали старинную детскую чашку. Закончил 9 классов в местной школе, начал работать учеником бригадира. Ходил на охоту, сначала недалеко, потом дадьше. Позже призвали в армию. Служил в Читинской области на станции Лесной. После армии направили на учёбу в Кутулик Аларского района, чтобы получить профессию ветеринара. В Алыгджере работал по специальности. Часто ездил по работе в Нижнеудинск, получал на ветстанции медикаменты. У Спартака Дмитриевича и его жены Ады Константиновны (она младше мужа на 4 года) двое детей, семь внуков. Жена  –русская. Когда её отца хоронили, подошёл один русский и сказал: «В тайге можно с берёзы коры надрать и ночевать на ней, не замёрзнешь!» А Спартак ему отвечает:  «Да, да! Это так! Только где в тайге можно берёзу найти?» Старшая дочь - Маргарита Спартаковна, 1970 года рождения, ей 36 лет. Она заведует Алыгджерским детским садом. Назвали её в честь русской девушки, которая училась в Новосибирском институте на  этнографическом факультете.  Она изучала жизнь тофов, приехала в Алыгджер. Спартак показывал ей водопад, водил к  бабушке Хангараевой Елене Михайловне, которая показывала Марго шаманский костюм. Маргарита просила, чтобы Елена Михайловна одела его, но та отказалась: «Власть запретила мне это делать. Нельзя, нельзя власть обижать». Маргарита и Спартак подружились, но когда девушка уехала из Тофаларии, то ни разу не написала. Больше они никогда не встречались, а красивое имя запало в душу. Вот и назвал свою первую дочь Марго.  А младшая дочь Нелли Спартаковна живёт в Улан Удэ. Глава семейства всего лишь второй год не ходит  в тайгу. Но тайга его манит.  Один раз охотился в вершине Уткума, на оленях. Выехал в горах на открытое место. Вдруг услышал хлопок и почувствовал, что едет вместе с оленем. Догадался погнать оленя вверх, к трещине, по которой отломилась часть грунта. А внизу уже такой был слышен треск, деревья ломались. Страшно. Решил, что чудом уцелел. Больше сюда не ездил. И сейчас Спартак Дмитриевич нет - нет да и бегает в лес, чтобы подстрелить  хотя бы пару белок. Ада Константиновна  ругается на него:  «Куда побежал? Дома работы много!», но он  своё: «Отцы по крови зовут! Собаки тоже  зовут! Для меня это очень важно!»  О жизни своего народа рассказывает очень интересно. Раньше дети кочевали вместе с родителями с оленьими стадами. Новорожденных грудных детей возили  в оленьих шкурах в качалках, привязанных к сёдлам смирных оленей.  Жили в чумах. На пол стелили пихтовые или кедровые ветки.  На дрова рубили сухие ветки. Принесут на себе, сколько надо, натопят. Надо будет, опять принесут. Впрок дрова не готовили.  Когда людей стали приучать к  жизни в домах, никто не знал, что дома нужно мыть пол. Русская женщина Дора Ефимовна Покровская как-то решила тофских женщин научить мыть пол. Принесли они 2 ведра воды, а Дора отлучилась куда-то. Вылили девчонки воду на пол, вода стоит на полу. Взяли они топор, сталить расширять в полу щели, чтобы вода убежала. Пришла Дора Ефимовна и закричала»Что это вы делаете? Пол надо тряпками мыть!» а откуда у тофов тряпки? А вот стирать тофы стирали. Сейчас оленей в Алыгджерском стаде стаде 240-250 голов, а раньше было раза в четыре больше. Олень здесь крупный. Олени любят соль и  запах керосина. Если почувствуют , что на земле разлит керосин, то трутся об это место, пока не пойдёт кровь. Возможно так они защищают себя от нападения насекомых. От мошки уходят вверх, где холодно.  Круглый год питаются ягелем.

В перестройку развалился Промхоз, оленей бросили, потому что пастухи не получали денег. Люди собирали им вскладчину муку, маргарин, сахар. Но денег дать не могли. На стадо нападали волки. Оно стало уменьшаться. Когда опомнились, собрали оставшихся уже полудиких животных. Стадо складывается из личных оленей. В апреле 25 числа собирали телятников.  Распределяли 25-30 матух, на боку вырезали метки с инициалами хозяев. Разводили и коров. Завезли сюда сементальскую породу. Здоровые, мохнатые животные. Быстро адаптировались к местным условиям. Живут зимой  под лёгкими навесами, закрытыми досками со стороны преобладающих ветров. Кроме оленеводства и разведения крупного рогатого скота тофы исстари занимались охотой. Прежде чем идти на охоту, дома кипятили чай. Старший  разливал чай по кружкам или чумашкам (четырёхугольным берестяным чашкам) , брызгал им на огонь, выходил на улицу, брызгал на 4 стороны света,  к ближней горе,  просил духов, чтобы охота была удачной. Потом все садились кушать. На охоту брали вяленое, дымлёное мясо, очень твёрдое, хорошо просушенное над огнём. Соль. Чай раньше пили с солью, сахар был деликатесом. Бывали и конфеты, обычно леденцы. Делали саламат- кушанье из чёрной муки смешанной с оленьим жиром, жаренное на костре. Из растительной пищи ели ревень, сушёную и свежую черемшу. Собирали бруснику, замораживали её в колоде- долблёнке из дерева, чаще всего из лиственницы. Копали много сараны, чистили её, сушили,  толкли и делали из неё жирные сытные лепёшки. Говорили, что один эвенк нашёл старинный лабаз. Открыл его, а там два мешка сухой сараны. Твёрдой, прозрачной, как стекло. Удивились, что сарана оказалась такая лёгкая, прозрачная и  блестящая.Раньше набивали её в мешок, долбили колотушкой и делали муку. На охоту везли чум. Стреляли из дробовиков. Ружьё, дробь, порох  давал Промхоз.  Отсыпали по мерке, затыкали (запыживали) патрон мохом лиственницы или гайнушкой (сухой моховой постелью) белки.  Семья брала с собой на охоту 2 -3 собак. Злых и кусачих не держали, потому что часто встречались с людьми. Собаки должны быть приветливыми. Каждая была научена своему: одна шла на белку, другая –на соболя. Кормили собак до отвала только после охоты. Клички собак были по их внешнему виду. Например, голубоватую собаку называли «Гоголэ»- голубоватая, с полосками  по шерсти –«Хрэмэш»- поцарапанная (по тофаларски).Существует три сезона охоты. Первый сезон с 20 ноября по 20-25 декабря. Охотятся  на белку и соболя. Раньше по примеру русских ловили белку при помощи двух плашек. Был случай,  когда в Гутаре на лето один охотник поставил очень много плашек и поймал 2 тысячи белок. На собрании его хвалили и ставили другим охотникам в пример. Говорили, что так надо давить белку. Но встал один тоф и сказал: «А на тот год что будешь ловить? Ты же всех белок передавил!» У тофаларов этот способ добычи белки не прижился, его они называли варварским. Второй – с Нового года до 25 февраля.  Капканничали на белку, следили по следу соболя. Но поймать его можно только с собакой. Иногда залезет соболь в шарлооп (лазейка между камнями) и сидит там. Охотники начинают дымить: подожгут сначала сухую кедровую ветку, а потом подсыпают сырой хвои. Собаки стоят по сторонам наготове. Задымит, соболь выскакивает, собаки за ним. Иногда соболь начинает драться с собакой. Укусит её и обратно в камни. Третий сезон охоты весной. Охотятся уже на кабаргу. Жир у неё всегда есть. Выманивают кабаргу манком, который называется пикулькой, от русского слова «пикать». Манок подражает звуку маленького кабаржонка и мать прибегает на его зов.  На сохатого  охотятся с 15 сентября по октябрь с помощью мургу.  Мургу- дудка длиной сантиметров 60, сделанная из ствола молодой ёлочки, диаметром7-8 сантиметров. Длинную чурочку очищали от коры, аккуратно раскалывали вдоль и выдалбливали внутреннюю часть. Затем две половинки плотно  склеиваются еловой или лиственничной смолой. Чем стенки мургу тоньше, тем звук мягче, певучей. Чем стенки толще, тем звук грубее. Издаётся звук, когда охотник втягивает в себя воздух, пропуская его от правого угла к левому, как бы  наискось через рот. Охотник подражает крику самца сохатого. Чаще всего охотник в качестве транспортного средства использует оленя.  Навьючивает на него Сумины- большие кожаные сумки для мяса. Сумка охотника с охотничьими принадлежностями называется ундиек, она тоже перевозится в суминах. Варили  чаще мясо. Ухой тоже кормились: потрошили рыбу, складывали в котёл, варили, выбирали все кости, размешивали и подавали густой отвар. Добавляли черемшу. Ни картошки, ни риса в ухе не было. Вместо хлеба часто пекли лепёшку в песке.

Как испечь тофаларский хлеб в  походных (кочевых) условиях? Спартак Дмитриевич согласился  показать, как это делалось раньше. Место для костра выбирается на песке, у реки или у ручья.  Мы пришли на правый берег Уды, которая по тофаларски называется Карир. Карир-Хэм- Уда-река. Карир – больше бурятское слово, Кызыл- тувинское. Остановились напротив Комсомольской горы. Спартак Дмитриевич нагрёб небольшую кучку песка и на ней развёл жаркий костёр из лиственничных сухих веток. Песок должен очень хорошо прогреться.  Для этого время от времени песок под  костром прокалывается палкой,  хорошо перемешивается.  Минут через 40 «духовка» была готова. Раньше в качестве  стола использовали грубую оленью шкуру. Выдергивали  её  из  под седла оленя  (она защищала  спину животного от потёртостей), расстилали  на землю, делая в центре углубление. В это углубление вливали примерно пол-литра тёплой воды, чуть-чуть оленьего молока, немного соды, если она имелась, и всыпали муку («талан»), замешивая густое тесто. Хорошо проминали массу,  придавали ей форму лепёшки толщиной 2-3 сантиметра.  Когда всё было готово, отодвигали костёр в сторону специальной палкой. Эта палка называлась «гудзаж»- «дополнительная рука». Гудзаж выстругивалась в форме лопатки непосредственно перед использованием или её могли перевозить с  места на место, чтобы не тратить время на изготовление.  С помощью гудзаж делали в горячем песке углубление и в него укладывали подготовленную для выпечки лепёшку. Сверху её тоже  присыпали  горячим песком и загребали оставшимися после костра горячими мелкими угольями. Проверяли, не горит ли мука. («Талан  ус копэндро мэ?»- Не горит ли мука?) Через 20 минут талан (хлеб) раскапывали, переворачивали  и снова загребали песком и углями. Если угли начинали угасать, сверху крошили мелкие сухие веточки. Спустя 20 минут хлеб доставали из костра, ставили его на шкуру и полотенцем с размаху ударяли по нему, чтобы очистить от песка. Затем тепло укрывали и оставляли минут на 10 в тепле. Спартак Дмитриевич хорошо запомнил, как это делал его дедушка и  показал нам, как это правильно  сделать.  Хлеб получался очень вкусный. Прежде чем его есть, нужно побрызгать чай на 4 стороны света, на Учух (по русски-Утюг), на Алыгджер. Ну, «Мэн дэ!» (Будем здоровы!). Дома стряпают такую лепёшку в печке. Пекарни в посёлке нет. Кто один живёт, покупает булку хлеба за десять рублей у соседей.  Хлеб, испечённый Спартаком Дмитриевичем, оказался необыкновенно душистым и вкусным.

Костёр горит, шуга плывёт,

Уда прозрачная течёт…

Сидим втроём со Спартаком,

Дымок уносит ветерком…

Едим лепёшку, смотрим вдаль,

Легко. И времени не жаль.

Другая жизнь! Она- в согласии с природой,

Привычна тофаларскому народу.

9 ноября 2006 года, Галина Искрастинская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 5 класса на тему "Восстание Спартака"

Разработка содержит конспект урока с электронной презентацией....

Восстание Спартака

Данная работа - презентация станет помощником на уроке истории в 5 классе по теме "Восстание Спартака"...

Конспект и презентация к уроку по теме: " Восстание Спартака"

Данная работа познакомит учащихся с причинами начала восстания. Учащиеся узнают, где началось это восстание, кто его возглавил, кто в него входил, а также каковы его результаты....

восстание под предводительством Спартака

Тема урока: Восстание под предводительством Спартака. Цели урока: Познакомить с героической личностью Спартака; подвести к пониманию причин начала восстания, причин его поражения. Воспитывать так...

" Восстание под предводительством Спартака"

Данная работа содержит презентацию и конспект урока по истории Древнего Рима в 5 классе...

Сообщение "Тофалары"

ТофаларыОбщая информация.  Территория расселения и численность.Образ жизни и система обеспечения. Этно-социальная обстановка. Этно-культурная ситуация.  Органы управления и самоупр...