восстание под предводительством Спартака
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Тема урока: Восстание под предводительством Спартака.

Цели урока:

  1. Познакомить с героической личностью Спартака; подвести к пониманию причин начала восстания, причин его поражения.
  2. Воспитывать такие качества, как сострадание, уважение.
  3. Развивать умение делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать на карте изучаемые объекты.

 

Задачи урока:

  1. Учить читать текст с полным пониманием содержания.
  2. Контроль умений и навыков употребления лексики по теме.
  3. Продолжить формирование знаний о неизбежности классовой борьбы в рабовладельческом обществе.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosstanie_pod_predvoditelstvom_spartaka.pptx1.44 МБ
Файл vosstanie_spartaka.docx27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восстание под предводительством Спартака (РАБ ИЛИ ГЕРОЙ)

Слайд 2

Рабов становилось все больше и больше. Недовольство их росло.

Слайд 3

В Италии во II в. до н.э. появились крупные имения, в которых применялся труд десятков рабов. В таких имениях все меньше и меньше сеяли хлеб; земля отводилась под виноградники и оливковые рощи.

Слайд 4

ЛИЧНОСТЬ СПАРТАКА: Сильный Смелый Целеустремленный Талантливый полководец

Слайд 7

Причины восстания Недовольство рабов, попавших в школу гладиаторов; Несправедливость хозяев по отношению к ним.

Слайд 8

Восставшие устроили свой лагерь на вершине вулкана Везувий

Слайд 10

Войска Рима окружили лагерь восставших, полагая, что рано или поздно рабам все – таки придется покинуть своё убежище

Слайд 11

Численность его армии росла и составляла по разным подсчетам от 60 до 120 тысяч человек



Предварительный просмотр:

Тема урока: Восстание под предводительством Спартака.

Цели урока:

  1. Познакомить с героической личностью Спартака; подвести к пониманию причин начала восстания, причин его поражения.
  2. Воспитывать такие качества, как сострадание, уважение.
  3. Развивать умение делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать на карте изучаемые объекты.

Задачи урока:

  1. Учить читать текст с полным пониманием содержания.
  2. Контроль умений и навыков употребления лексики по теме.
  3. Продолжить формирование знаний о неизбежности классовой борьбы в рабовладельческом обществе.

Учебное оборудование: карта «Восстание рабов под предводительством Спартака», ксерокопии текстов документов на каждом столе, презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний по теме
  1. Работа с классом. Дискуссия по проблеме.

- Как изменилось население Италии в результате завоевательных войн Рима? (Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. После окончания войны сенат объявлял завоеванную страну провинцией и назначал наместника для ее управления.)

- Какой труд выполняли рабы в Италии?

( Рабы широко использовались во всех отраслях хозяйства. В Италии во II в. до н.э. появились крупные имения, в которых применялся труд десятков рабов. В таких имениях все меньше и меньше сеяли хлеб; земля отводилась под виноградники и оливковые рощи.)

- Каково же было положение рабов в Риме?

( Безжалостная торговля рабами и использование их труда на самых тяжелых работах, произвол и наказания стали характерными явлениями времени)

  1. Переход к изучению новой темы

- Итак, мы узнали, каким было положение рабов в Риме, как жили простые земледельцы. Рабов становилось все больше и больше. Недовольство и ненависть их к рабовладельцам росли. Наконец, в 74 – 71 годах до нашей эры Спартак возглавил восстание рабов.

IV. Изучение новой темы:

  1. Знакомство с героической личностью Спартака. Один из учащихся выступает с докладом о Спартаке.

Задание для учащихся: выделить черты характера Спартака, которые помогли ему стать предводителем восстания.

- Спартак. Его  атлетическая фигура, поразительная сила крепких мышц, совершенная гармония всех линий тела, несокрушимая, непреодолимая храбрость, несомненно, должны были выдвинуть этого человека, особенно в ту эпоху, когда физическая сила и твердость характера являлись главным условием успеха в жизни.

      Спартаку исполнилось тридцать лет, и все те выдающиеся качества, о которых мы говорили, сочетались в нем с образованностью, редкой для его общественного положения, с возвышенным образом мыслей, благородством и величием души, блестящие доказательства которых он давал не раз.

    Длинные белокурые волосы и густая борода обрамляли его красивое мужественное лицо с правильными чертами, озаренное светом голубых глаз, полных жизни, чувства, огня, они придавали его лицу, когда он был спокоен, выражение какой-то печальной доброты. Но в бою Спартак совершенно преображался, на арене цирка сражался гладиатор с искаженным от гнева лицом, глаза его метали молнии, вид его был ужасен.

          Спартак родился во Фракии, в Родосских горах. Он сражался против римлян, вторгшихся в его страну, попал в плен и за свою силу и храбрость был зачислен в легион, где проявил необычайную доблесть. Затем он так отличился в войне, что был назначен деканом – начальником отряда из десяти человек, и заслужил почетную награду – гражданский венок. Но когда римляне снова начали войну против фракийцев Спартак бежал и стал сражаться в рядах соотечественников против римлян. Раненный, он снова попал в плен к своим врагам; смертная казнь, предписанная законом, была заменена ему службой гладиатором. Он был продан одному ланисте, впоследствии перепродавшему его Акциану.

         Прошли не более двух лет с тех пор, как Спартак попал в ряды гладиаторов; со своим первым ланистой он объездил почти все города Италии, участвовал более чем в ста боях и ни разу не был серьезно ранен. Другие гладиаторы тоже были мужественны и сильны, но Спартак настолько превосходил их, что постоянно оставался победителем и заслужил себе великую славу во всех амфитеатрах и цирках Италии.

  1. Работа с историческим документом (ксерокопии текста документа находятся на каждой парте.)

Задание для учащихся: выписать в тетрадь причины восстания рабов

Плутарх. Марк Красс, 8-11

    … Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами.

       Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие – нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиатора. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все, же успели убежать, запасшись захваченными где – то ножами и вертелами. По пути они встречали несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из них был Спартак.

  1. Беседа по вопросам к документу

- Почему началось восстание рабов в Капуе?  (недовольство рабов, попавших в школу гладиаторов, тем, что их насильно привезли и начали обучать военному делу. Кроме того, несправедливость хозяина по отношению к ним)

-  Сколько рабов собиралось бежать из школы?  ( 200 рабов, но бежало только 78 )

-  Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы и почему?  (предводителей было выбрано три человека, но первым из них был Спартак. Он был сильный, смелый целеустремленный )

4. Проверка записей в тетрадях

5. Физминутка:

6. Рассказ учителя и работа по карте «Восстание рабов под предводительством Спартака».

Задание для учащихся: выписать в тетрадь причины поражения восстания.

- Беглецы сразу же покинули многолюдную Капую. Восставшие устроили свой лагерь на вулкане Везувий.

Вулкан показывается на карте.

      Рабы с соседних вилл и полей присоединились к ним. Сначала власти Римской республики недооценили силу и мощь восставших. Это дало Спартаку собрать силы и необходимое вооружение для того, чтобы встретить натиск правительственной армии. В 73 г. До н.э. войска Рима окружили лагерь восставших на Везувии. С горы можно было спуститься только одним путем. Римляне перегородили его, полагая, что рано, или поздно рабам все - таки придется покинуть свое убежище. Тогда Спартак решился на рискованный шаг: ночью рабы спустились с крутого склона Везувия по сплетенным из виноградной лозы веревкам, и зашли в тыл римлянам. Атакованные внезапно римляне были разбиты. Для маленького отряда Спартака эта битва стала первой настоящей победой. Спартак двинул свой отряд от города к городу, от имения к имению и везде находились люди желающие присоединиться к его армии. Объясните приказ Спартака, запрещавшего рабам брать при захвате городов и имений золото и серебро? ( восставшие не были грабителями, они боролись лишь за свободу и независимость )

    Теперь в Спартака и успех его армии поверили очень многие, к нему присоединялись все новые рабы и крестьяне. В скором времени в отряде было уже более 10000 человек. Римский сенат послал новую сильную армию. Но и она потерпела неудачу в борьбе с восставшими рабами. Римские наемники не хотели сражаться, многие из них переходили на сторону Спартака. Численность  его армии росла и составляла, по разным подсчета от 60 до 120 тысяч человек.

     Но между Спартаком и его ближайшими соратниками возник спор о том, что делать дальше. Спартак не хотел брать штурмом Рим. Он собирался дать возможность рабам вернуться на родину. Поэтому основные силы под командованием Спартака двинулись на север, а небольшой отряд восставших остался на юге.  (Показать на карте ) Крикс и множество его сторонников отказались двигаться к Альпам. Почему? ( Тысячам рабов вскружили голову их победы над римлянами. Зачем  покидать страну с плодородными долинами, пастбищами и благородным климатом. Немало восставших родились в Италии и не знали другой родины )

        Римляне воспользовались этим промахом. Отряд рабов, оставшийся на юге, был разбит. Но армия Спартака по – прежнему оставалась сильной. отряды Спартака повернули обратно для того, чтобы вернуться на юг и поднять восстание среди сицилийских рабов.

     Две армии римских консулов пытались помешать этому. Талантливый полководец Спартак внезапно обрушился сначала на одну армию, затем на другую. Римляне снова потерпели сокрушительное поражение.

   Никто из известных римских полководцев долгое время не хотел возглавлять борьбу против восставших. Наконец командование римской армией принял Марк Лициний Красс. Это был жестокий человек, хитрый и опытный военачальник. Чтобы заставить римскую армию бороться с восставшими, он казнил каждого десятого легионера в отряде, который отказался сражаться.

       Под его командованием римская армия начала решительные действия против восставших. Войска Красса пытались остановить Спартака при подходе к Сицилии, но рабам удалось прорваться через укрепления римлян и вырваться из окружения.

     Оттуда армия Спартака двинулась к городу Брундизий ( показать на карте ) – большому порту, соединявшему Италию со всем восточным Средиземноморьем. Когда армия подошла к Брундизию, Спартак узнал о том, что кроме войска Красса с юга, туда прибыли армии двух других римских полководцев Гнея Помпея и Лукулла.

    Последнее сражение римских легионов с восставшими состоялось в 71 г. до н.э. в Апулии. Вот как историки описывают это событие: «… Войско рабов, построенное в колонны с начальниками во главе, ожидало с нетерпением сигнала к атаке. Спартак, повернувшись к товарищам, крикнул громовым голосом:

- От исхода этого сражения зависит ваша судьба! Надо биться до последнего вздоха! Либо свобода навсегда, либо смерть для всех!

    И, вынув меч из ножен, он вонзил его по рукоять в своего коня.

- Если я окажусь победителем, я найду себе коня у римлян. Если же суждено погибнуть, то мне не нужно будет коня!

   Потрясая в воздухе мечами, рабы поклялись умереть до последнего. Спартак сам был в числе убитых. Он пал как доблестный воин среди своих товарищей, проявив чудеса храбрости. Его видели всюду, где опасность была сильнее всего и схватка ожесточеннее. С мечом в руке он пролагал себе дорогу сквозь неприятельские ряды. Он  зарубил двух центурионов, как вдруг сам был ранен  копьем в бедро. В одно мгновение окруженный тучей неприятельских воинов, он опустился на колено и в таком положении долго защищался, пока не упал навзничь, пронзенный десятками мечей…»

   Группы рабов еще долго продолжали сопротивляться римлянам, но восстание было подавлено. Красс жестоко расправился с врагами. На дороге от Капуи в Рим римляне казнили 6000 воинов Спартака. Это была жестокая и мучительная казнь. Руки  и ноги осужденного привязывали к кресту, похожему на букву «Т». Распятый  погибал под палящими лучами солнца от жары, и застоя крови.

  1. Закрепление изученного на уроке:

_ Почему восстание Спартака потерпело поражение?   (войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии римлян; у Спартака не было четкого плана действий, разногласия в армии )

- Воины – спартаковцы в своей песне пели:

Свобода! Свобода! Богиня богинь!

К великому подвигу сердце зажги,

Слабейших из смертных в бою не покинь!

Свобода! Свобода! Богиня богинь!

Над нами раскинешь ты крылья свои

В тот час, когда грозные грянут бои.

Когда нападут легионы врагов, -

В мечи превратишь ты оковы рабов:

И в странах позора, где царствует гнет,

Пусть самый ленивый оружье берет. К чему призывала эта песня?  ( песня призывает к борьбе с рабовладельцами, к завоеванию свободы, чтобы рабы скинули свои оковы)

  1. Итог урока:

- О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

- Как вы думаете, если не было Спартака, состоялось ли восстание рабов в Римской республике? (восстание все равно было,  учитывая положение рабов в стране)

VI. Домашнее задание: ознакомившись с материалами параграфа,  написать сочинение – фантазию «Чтобы было в случае победы восстания Спартака?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Восстание под предводительством Спартака"

Данная работа содержит презентацию и конспект урока по истории Древнего Рима в 5 классе...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Цель  урока: познакомить учащихся с ухудшением положения крестьян, которое переросло в крестьянскую войну под предводительством Е.И.Пугачева.   2. Задачи:- обучающие: 1) установить Личн...

Презентация по теме: Восстание под предводительством К. Булавина

Собиралась давать открытый урок по теме: "Восстание под предводительством К. Булавина" и столкнулась с тем, что по данной теме только отрывочные сайты. И вот моё собственное творение. Есть краткая био...

Тема урока «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева»

Цель: показать размах войны, ее стихийный характер, причины поражения и историческое значение. Задачи: Образовательные: закрепить представления учащихся о положении крестьян в 18 веке Коррекционно-раз...

«Итоговая проектная работа: «Использование сетевых сообществ и ЦОР в процессе преподавания историко-обществоведческих предметов»Тема : «Восстание под предводительством Е.И.Пугачева. Народы Поволжья в восстание Е.И.Пугачева.

Цель: Показать взаимосвязь между расширением дворянских привилегий в периодцарствования Екатерины II и усилением крепостнической зависимости крестьян, атакже проследить взаимосвязь между усилением кре...