Интеграционные технологии в обучении географии.
статья по географии на тему

    «Интеграция» в переводе обозначает «объединение в целое каких-либо частей». Интеграция, как средство обучения, должна дать учащимся те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира, как системы, научить человека воспринимать мир, как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsionnye_tehnologii_v_obuchenii_geografii.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Е. Ф.

Учитель географии

Интеграционные технологии в обучении географии.

Введение.

    «Интеграция» в переводе обозначает «объединение в целое каких-либо частей». Интеграция, как средство обучения, должна дать учащимся те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира, как системы, научить человека воспринимать мир, как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

    Чтобы природа, мир, не рассматривались учащимися, как механическая совокупность химических, биологических, исторических и других факторов, а рассматривались как единое целое, - необходима интеграция учебных процессов.

    География настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке географии можно найти связь, с какой-либо дисциплиной. География тесно связана со многими науками, такими как математика, химия, физика, экономика и другими, что позволяет осуществлять, как опорные, так и перспективные, межпредметные связи.

География невозможна и без математики, когда надо произвести расчёты на определение расстояний между объектами, построить графики изменения солёности, температуры и т.п. На примере комплекса наук о Земле можно показать, что сама степень интеграции наук может быть различной.

1 степень. Сопряжение наук, при котором границы перехода от одной науки к другой сглаживаются. Например, между химией и физикой, когда рассматривается строение атома. Примером для школьного курса географии может служить интеграция этой дисциплины с физикой, когда рассматривается строение циклона и антициклона или с химией при рассмотрении вопроса о химическом выветривании.
2 степень. Переплетение наук, т.е. когда один объект исследуется разными науками. Например, космическое пространство. В школьном курсе географии – это население страны или мира.
3 степень. Методологическое заимствование. Математические методы, метод эксперимента, статистический метод, метод сравнительного анализа, исторический метод и т. д.
4 степень. Полная интеграция приводит к появлению «пограничной» науки. В этом случае возникают такие науки как биохимия, биофизика, геофизика и т.п.
Синтез географических знаний обеспечивает целостность географии как фундаментальной науки.

    Интеграция в обучении способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов.

    Необходимо прийти к тому, что к природе и обществу применим единый системный подход, выражающий внутреннее единство мира.

    Мы все сильнее осознаем причастность ко всему, что происходит на земле. Важно дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в нем, соединять в восприятии учащихся основные знания по каждому предмету в широкую, целостную картину мира.

    На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую.

    Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

    Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Цель – формирование нового интерактивного способа мышления характерного для современного человека. Интеграция научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельность, использование различных источников информации для достижения наибольшей эффективности в изучении предмета.  

Содержание географического образования в школе в свою очередь подразумевает:

1)    систему знаний о природе, обществе, человеке, мышлении, техники, способах деятельности;
2)    систему общих и интеллектуальных практических навыков, и умений;
3)    опыт творческой деятельности;
4)    опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Исходя из содержания географического образования и построения курса обучения, в преподавании географии в школе возникают противоречия:

1)    знания по физике, химии, биологии и т.п. учащиеся получают, начиная с 7-8 класса, а многие основные понятия географии изучаются в 6 классе;
2)    многие математические методы (построение графиков и диаграмм), геометрические понятия (определение азимута предполагает умение измерять углы) учащиеся также узнают позднее;
3)    формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру во многом зависит от позиции и личности учителя на уроке.

Можно сделать вывод: школьный курс географии «опережает» многие учебные дисциплины. Многие понятия у ребят превращаются в абстракцию, что ведёт к худшему усвоению материала, снижению познавательного интереса. Например, о давлении атмосферного воздуха ученики узнают в 6 классе, а уроки физики на эту тему пройдут у ребят почти через год.  Химическую промышленность изучают в курсе 9 класса, но понятие «органическая химия» будет введено в 10 классе.

    Задачи интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитии логического мышления, даёт возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся.

    Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении географии.

    К сожалению, ученики часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе.

    Ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой, например, взаимосвязь географии и химии, географии и биологии, экономики и экологии и другие.

    С другой стороны, не очень хорошо объединять все дисциплины в одно целое, так как они теряют свою индивидуальность. Поэтому интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях.

    Эти уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.

    Интеграция являет собой объединение частей в целое, но не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие. Кроме того, в последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы.

Например, в 6 классе при изучении темы «Атмосфера. Давление воздуха» можно продемонстрировать учащимся несколько опытов по физике.  Тогда в 7 классе при изучении темы «Распределение атмосферного давления на Земле. Циркуляция атмосферы» у учащихся не возникнет проблем. Они легко будут объяснять образование муссонов, пассатов и т.д.
Чтобы не возникло непонимания, что такое химическое выветривание, можно продемонстрировать опыт по химии о взаимодействии кислоты и известняка или мрамора.
При изучении металлургического комплекса в 9 классе можно объяснить процесс выплавки металла, используя демонстрационную таблицу по химии. Если этого не сделать, то запомнить факторы размещения металлургии будет сложнее.
Но нельзя забывать, что учителя призваны не только учить, но и воспитывать тоже. В этом случае помогут литература, история, музыка, произведения изобразительного искусства. Неоспорим тот факт, что добиться цели воспитания легче, если объект, явление общественной и социальной жизни будут не только обозначены в мировоззрении человека, но и прочувствованы ими. Именно тогда человеку легче понять, принять, отвергнуть или согласиться с моральными и этическими нормами окружающей его действительности. Воспитанию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру на уроке географии с сухими цифрами, абстрактными схемами рельефа, диаграммами климата, естественного прироста населения и т.п.  помогут предметы художественно-эстетического цикла и произведения литературы. Вышеуказанные дисциплины ориентированы на образное мышление. Психологи давно доказали, что легче, проще, запоминаются образы, а не абстракции. Схему образного мышления психологи представляют следующим образом: при восприятии объекта возникают эмоции. Они в свою очередь рождают чувства. На основе эмоций и формируется образ у субъекта.

Заключение.

    Ни один предмет в школе не дает таких широких практических навыков, которые готовили бы человека к жизни, как география.

    Без географических знаний современный человек не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, определить в нем свое место, быть сознательным патриотом своей земли, работать на ее благо. Без географических знаний невозможно воспринимать информацию со страниц газет, радио – и телепередач. Без географических знаний человек теряет связь с нашей планетой, не в состоянии понять окружающий мир, как единую систему и принимает разрушительные для себя и окружающих решения. Следуя требованиям времени, география, как наука, находит новые формы и методы влияния на процесс мирового развития.

    Большое значение имеет в наше время пропаганда географии, как основополагающей науки мироздания. Внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании географии – назревшая необходимость сегодняшнего дня.

    Проводя интегрированные уроки, считаю целесообразным отметить следующие положительные моменты:

    - такие уроки позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, усиливают тенденцию к синтезу знаний.

    - уроки помогают выявить интересы учащихся, что является важным моментом в обучении.

    - учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира, природных явлений и культурных связей, так как связывают в нашем случае два предмета общей темой, общими задачами и рассматривают эту связь в жизни на конкретных примерах.

Использованная литература:

1.    Волкова А.С. Проблема использования произведений искусств на уроках географии. – М.: Просвещение, 2004 г.
2.    Выгодский Л.С. Психология искусства. – Минск: Общественная мысль, 1998 г.
3.    Кукушик В.С. Современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 г.
4.    Арефьева Г.Я. Интегрированные уроки: география, биология, экология, ОБЖ, химия // География в школе. – 2002 г. - №3.
5.    Ливанский В.М. Ресурсный подход становления, интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. – 2006 г. - № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных компьюторных технологий в обучении географии.

Использование информационных компьюторных технологий в обучении географии....

Инновационные технологии в обучении географии

Презентация по теме: "Инновационные технологии в обучении географии"...

Использование проектной технологии в обучении географии

Презентация к уроку мастер-класс "Использование проектной технологии в обучении географии"...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»

В XXI веке произошла  информатизация общества. Это  затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...