Обобщающий урок по теме "Политическая карта мира".
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Третьякова Людмила Анатольевна

Урок обобщающего повторения для урока географии в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obobshcheniya_znaniy_po_teme.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Обобщающий урок по теме: "Политическая карта мира"

Цели  урока: Обобщение и закрепление полученных знаний по теме.

      Тип урока: обобщение и контроль знаний путем фронтального опроса (опрос-ответ).

      Задачи урока:                                                                                                                         Образовательные:                                                                                                                                       Способствовать обобщению знаний и умений, сформированных в процессе изучения раздела; способствовать развитию умения анализировать, обобщать и делать выводы, анализировать результаты своей деятельности;                                                                                                            Развивающие :                                                                                                                                                развивать географическое и логическое мышление;                                                                              Воспитательные:                                                                                                                                                 расширять кругозор, воспитывать интерес к предмету.

Методы: индивидуальная работа (вопрос-ответ).

Оборудование:                                                                                                                                                         карта: «Физическая карта Мира».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, настрой на работу и объяснение хода работы.

  1. Обобщение знаний

 Мы с вами закончили изучение темы «Политическая карта мира». Сегодня урок – обобщения полученных вами знаний. Работать мы будем не совсем обычно. Обобщение пройдет в форме фронтального опроса. Учитель задает вопросы учащимся по порядку с небольшими пояснениями. Если ученик отвечает на поставленный вопрос, он получает разного цвета карточки:

Отлично – красного цвета;

Хорошо – зеленого цвета;

Удовлетворительно – коричневого цвета;

Если ученик не отвечает на поставленный вопрос, то он получает карточку синего  цвета и ход переходит следующему учащемуся.

Если ответ на вопрос расширенный – можно адресовать его двум ученикам.

В конце опроса подсчитываются баллы, и выставляется отметка по среднему  баллу.

Если дети готовы, настроены на работу, то учитель начинает зачитывать вопросы по теме:

  1. Мы говорили, что формирование политической карты мира представляет собой длительный процесс, в котором выделяется несколько этапов. Назовите эти этапы с краткой их характеристикой.
  2. Изменения на политической карте мира носят различный характер.  Какие это изменения и в чем их различия?
  3. Что такое территория государства?
  4. Что называется государственной границей государства?
  5. Каждое государства имеет несколько видов границ. Сколько и какие?
  6. Какие формы правления государств являются главными, сколько их?
  7. Монархия, как форма правления государством.
  8. В чем особенность такого вида правления, как республика?
  9. Назовите и покажите на карте государства с монархической формой правления.
  10. Назовите и покажите на карте государства с республиканской  формой правления.
  11. Формы государственного устройства имеют непосредственное отношение к географии. Различают два главных типа государственного устройства. Какие?
  12. На современной политической карте мира представлено более 200 стран и территорий:      одни - большие, другие – крошечные, одно и многонациональные, одаренные и бедные на природные богатства. Все это привело к необходимости типологии стран. Что является главным критерием типологии?
  13. Как группируются страны в зависимости от географического положения?
  14. Как подразделяются страны по социально – экономическому развитию?
  15. Что изучает политическая география?
  16. Что называют политико-географическим положением страны?
  17. Чем является геополитика и что изучает?
  18. Как выглядит Россия в «зеркале» геополитики?
  19. Охарактеризуйте географическое положение России.
  20. Что же за государство такое – Россия на современной политической карте мира?

ОТВЕТЫ на поставленные вопросы.

             1.

            Этапов всего – 5.

Древний этап ( до 5 в. н.э.) – возникновение и крушение первых государств (Дрений Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Корфаген).

Средневековый этап (5- начало 16в.в.) – Возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии (Франкская империя, Византийская империя, Киевская Русь, Московское государство, Священная Римская империя, Португалия, Испания, Англия).

Новый период (от 16 до 20 в.в.) – Формирование капиталистических стран и европейских колоний (Англия, Франция, Пруссия, Россия, США).

Новейший период (1-ая половина 20 в.) – Формирование социалистических стран, распад колониальных империй (Российская империя. Австро – Венгрия, Османская империя).

Современный период (20-21в.в.) – Образование независимых государств в Европе и Азии, окончание холодной войны между Востоком и Западом (Распад СССР, революция в Восточной Европе, образование единой Германии, Чехия, Словакия. Хорватия).

Можно также выделить шестой этап, наше время – Например – присоединение Крыма к России.

 2.

Это количественные и качественные изменения.   Количественные  связаны с                    территориальными   приобретениями или потерями и изменениями  территорий государств (период новых открытий земель, потери или приобретения в результате войн, объединение или распад государств, уступки или обмен участками суши, отвоевание суши у моря).  

Качественные -  не ведут к изменению территории и включают в себя: смену общественной формы правления, приобретение суверенитета, введение новых форм государственного устройства, образование межгосударственных союзов, появление и исчезновение горячих точек.

 3.

Территория государства – это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенной страны.

4.

Государственной границей называются линии, определяющие пределы государственных территорий.

5.

Каждое государство имеет три вида границ – сухопутные, водные и воздушные.

6.

Главными являются две формы правления государств – монархическая и республиканская.

7.

Монархия – форма государственного правления, при которой передаваемая по наследству власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха.

8.

В отличии от монархии, республика – это такая форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти.

9.

Государства с монархической формой правления:

Абсолютные монархии (монарх обладает неограниченной властью) – Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Оман.

Конституционные монархии (власть монарха ограничена конституцией) – Иордания, Кувейт, Марокко.

Парламентская монархия (власть монарха ограничена действиями парламента) – Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония, Нидерланды.

10.

Государства с такой формой правления подразделяются на:

Президентские республики (президент является главой государства и исполнительной власти) – США, Республика Беларусь, Россия, Мексика, Боливия, Венесуэла.

Парламентские республики (парламент является ведущим органом власти, формирует и контролирует правительство, избирает президента) -Индия, Италия, Израиль, Исландия, Швейцария, Германия.

Смешанная республика (глава государства обладает реальной властью, назначает правительство) – Польша, Болгария, Франция, Финляндия.

11.

Два главных типа государственного устройства – это Унитарное и Федеративное.

Унитарное – страна не имеет в своем составе автономий и располагает одной конституцией, одним правительством, единой судебной властью (Дания, Италия, Польша, Финляндия, Франция,Япония).

При федеративном устройстве – отдельные территориальные единицы, составляющие государство, обладают определенной юридической и политической самостоятельностью (Бельгия, Бразилия, Германия, Индия, Ирак, Мексика, Непал, Пакистан, США, Швейцария.)

12.

Главным критерием типологии стран является социально – экономическое развитие.

13.

Типы стран в зависимости от географического положения:  Приморские, полуостровные, островные страны и страны-архипелаги.

14.

По социально – экономическому развитию все страны мира подразделяются на:

Наиболее развитые – США, Великобритания. Германия, Швейцария, Япония, Люксенбург.

Страны с переходной экономикой – Чехия, Венгрия, Словакия, Румыния. Болгария.

Государства рыночной экономики со средними либо высокими показателями социально     - экономического развития – Корея, Сингапур, Малайзия.

Крупные по численности населения, вчерашние типично развивающиеся страны – Китай, Индия, Индонезия.

Развивающиеся страны мира с низким уровнем общеэкономического развития и низким размером ВВП на душу населения – страны Тропической Африки, Океании, Афганистан, Сомали, Чад, Бангладеш, Йемен.

15.

Политическая география – это наука, изучающая организацию политической жизни общества,  сочетание политических сил и формирование политической карты мира.

16.

Политико-географическое положение страны – это положение страны по отношению к другим государствам и очагам политических конфликтов.

17.

Геополитика – это направление политической географии, изучающее внешнюю политику государства и международные отношения.

18

Роль России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е.размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Одной из важных составляющих является способность контролировать ключевые пространства и географические точки.  После распада СССР территория значительно уменьшилась, изменились границы и соседи. При СССР из 77 Российских административно-территориальных единиц, только 13 были приграничными, при нынешнем положении более половины. Изменилось и число стран-соседей, было 8, сейчас 16. Ни у одной страны мира нет столько соседей. Т.е. геополитическое положение России в результате распада СССР ухудшилось. Россия оттеснена от широкого выхода к Балтийскому и Черному морям. Утрачены порты. Южная граница стала зоной постоянной напряженности. С запада сильно приблизились границы НАТО.

19

 Россия  - крупнейшая по территории страна мира, занимающая северо – восточную часть Евразии, имеет противоречивое географическое положение. Располагаясь на огромной территории, Россия в то же время большую часть ее не может использовать для жизни людей  ( из – за холодного климата, неблагоприятных условий). Население страны сосредоточено на западе и юге. В то же время  большая территория – это наше национальное богатство, это огромные природные ресурсы. Пока еще не открытые месторождения и в целом – стратегический резерв развития страны. Таким образом, географическое положение Российской Федерации имеет свои преимущества и недостатки, что сказывается на её экономике, человеческих ресурсах и авторитете в мировом сообществе.

20.

Имея  самую обширную территорию, невероятную  ресурсную базу и полтора десятка  соседей, Россия остаётся одним из ключевых игроков на международной политической арене. Процесс становления внешней политики России происходит на фоне  глобальных перемен в мировом сообществе. Её место на современной политической карте мире может быть определено путём полноценного анализа различных геополитических и экономико-географических аспектов. За последние два десятилетия  были предприняты многие действия для  укрепления суверенитета и приобретения статуса региональной державы, что  позволило преодолеть большую часть  проблем. На  нынешнем этапе Россия нуждается  в долговременной внутриэкономической  стратегии, от которой в свою очередь  зависит роль страны в мировой  экономике. Специфические особенности  сложившейся в России ситуации таковы, что переходу к устойчивому развитию должен предшествовать особый период, который охватывает выход из нынешнего  кризиса и преодоление ряда негативных явлений и процессов.
     Стабильность  и благополучие России, занимающей одну восьмую часть суши, - немалый  вклад в стабильность на всей планете.

                                                                                                                                     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Загадочный Восток" - повторительно-обобщающий урок по истории Древнего Мира

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток". Материал содержит конспект урока и презентацию. Может использоваться на уроках истории Древнего Мира в 5 классе после изучения раздела "Древний ...

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира.

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира содержат  три урока по темам: "Первобытно-общинный мир", " Древняя Греция" и Древний Рим".Уроки предполагают испол...

Интегрированный урок "ФРГ на карте мира"

Цель данного урока систематизация и обощение географических знаний и расширение лингвострановедческих  знаний по немецкому языку. ...

Интегрированный урок "Россия на карте мира"

Цель данного урока систематизация и обобщение географических знаний, расширение лингвострановедческих  знаний  учащихся по теме «Россия на карте мира»...

Интегрированный урок"Россия на карте мира"

Цель данного урока систематизация и обобщение географических знаний, расширение лингвострановедческих  знаний  учащихся по теме «Россия на карте мира»...

разработка повторительно-обобщающего урока по истории древнего мира в 5 классе "Древний Египет"

Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира в 5 классе...

Обобщающий урок по биологии "В мире моллюсков"

Удивителен и разнообразен мир природы, удивителен и неповторим каждый живой организм, каждое живое существо! От урока к уроку шагая, мы вместе познаем красоту и неповторимость животных, убеждаясь в не...