Обобщающий урок по биологии "В мире моллюсков"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Николаева Людмила Геннадиевна

Удивителен и разнообразен мир природы, удивителен и неповторим каждый живой организм, каждое живое существо! От урока к уроку шагая, мы вместе познаем красоту и неповторимость животных, убеждаясь в необходимости их любить и оберегать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_mollyuskov.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - обобщение: «В мире  моллюсков»

Цель урока: Обобщить, систематизировать, расширить полученные знания учащихся о важнейших представителях типа Моллюски

Задачи: 

              -Проконтролировать знания учащихся по данной теме

-Развивать творческую активность учащихся

-Воспитывать любовь к природе, стремление ее охранять и заботиться о ней.

-Развивать познавательные интересы ребят

-Развивать умение сравнивать, делать выводы

Тип урока: урок обобщения знаний

Оборудование:

1.Компьютер, проектор, раковины различных моллюсков, сувениры изготовленные из раковин моллюсков, презентация  «Многообразие моллюсков»

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.

2. Изучение новой  темы

Психологический настрой:

 Вопрос: Посмотрите на рисунки, изображенные на доске. Что вы видите?

 (Живую природу) (Слайд 1)

Удивителен и разнообразен мир природы, удивителен и неповторим каждый живой организм, каждое живое существо! От урока к уроку шагая, мы вместе познаем красоту и неповторимость животных, убеждаясь в необходимости их любить и оберегать.

 Мотивация учебной деятельности

Сегодня на уроке нам предстоит подвести итоги и показать свои знания по теме, которую вы должны угадать  сами с помощью игрового задания.

Учащиеся получают рисунки улиток.

Вопрос: К какому типу относятся улитки? (Тип Моллюски.)

Сегодня наш урок посвящен улиткам (Слайд 2)

Цель: обобщить, систематизировать, расширить полученные знания о важнейших представителях типа Моллюск

Учитель: 500-600 млн. лет назад в древнем океане жили разнообразные кольчатые черви. Одни из них были хищниками, другие питались водорослями, третьи органическими остатками, четвёртые были фильтраторами. И вот среди этих червей выделилась небольшая группа, у которой на покровах тела стали появляться защитные образования в виде простых известковых игл. Со временем эти образования усложнялись, так, в конце концов, получилось то, что сегодня мы называем моллюсками.

За прошедшие миллионы лет моллюски заселили всю Землю. По количеству видов они занимают второе место после насекомых. Известно около 130 тысяч видов ныне живущих моллюсков.        

Какие классы объединяет тип моллюски? ( слайд 3)

(Брюхоногие, двустворчатые, головоногие.)

Учитель: Ребята, у вас на партах – изображения различных моллюсков, ваше задание –распределить их по классам. (Приложение 1)

Проблемный вопрос: виноградная улитка, беззубка, осьминог…

 Казалось бы, довольно не похожие друг на друга организмы, почему же их объединили в один тип? Может это биологическая ошибка, и к одному типу их относить нельзя? 

Вспомним общие признаки моллюсков.

Общие признаки моллюсков:

1.Несегментированные животные

2.Тело делится на голову, туловище и ногу

3. Наличие кожной складки - мантии и мантийной полости

4. Наличие раковины

5.Усложнена кровеносная и пищеварительная система

 В пищеварительной системе появляется «язык» с «теркой» или радула, а у некоторых морских моллюсков в слюнной железе содержится серная кислота высокой концентрации.

Признаки классов моллюсков, выполнив задания.(по слайду)

Задание №1.

Соотнесите системы внутренних органов (левая колонка) с соответствующими им функциями (правая колонка).

1. Нервная система - г

2. Кровеносная система - е

3. Пищеварительная система - в

4. Дыхательная система - б

5. Выделительная система - а

6. Половая система - д

А) удаление жидких продуктов распада

Б) газообмен между организмом и окружающей средой

В) переваривание пищи

Г) связь организма с окружающей средой, объединение организма в единое целое

Д) воспроизведение потомства

Е) снабжение клеток и тканей кислородом и питательными веществами

Задание №2.

  1. Тело моллюсков состоит из туловища и ноги  (нет)
  2. Раковина служит защитой мягкому телу моллюсков (да)
  3. Некоторые моллюски не имеют раковины (да)
  4. Нервная система моллюсков образована нервными стволами, соединенными   перемычками (нет)
  5. Органы дыхания – жабры, у наземных представителей – легкие (да)
  6. Кровеносная система замкнутая (нет)
  7. Все моллюски – растительноядные животные (нет)
  8. Органы выделения моллюсков почки (да)
  9. Все моллюски – гермафродиты (нет)
  10.  Щупальца головоногих -  это видоизмененная нога (да)              

Учитель: Что же у меня находится в черном ящике, касающиеся нашей сегодняшней темы? (Раковины моллюсков)

Исследование: «Особенности строения раковин моллюсков» (Приложение 2)

Рапаны — сувенир с Черного моря.

Принято считать, что, когда раковину прикладывают к уху, слышен шум моря. На самом деле, слышен всего лишь звук движения крови в сосудах уха, а приложенная к уху раковина его усиливает. Но даже зная об этом, люди всё равно продолжают слушать «звучащую» раковину – ведь это так романтично и вызывает ностальгию по приятным минутам, проведенным на Черноморском побережье!

Учитель: Какие моллюски встречаются в нашей республике?(Исследование обучающегося) 

В песчаных карьерах или других геологических раскопках часто находят остатки многих видов моллюсков, живших сотни миллионов лет назад. На территории Чувашской Республики были найдены ископаемые остатки- аммонитов. Существования этих моллюсков прослеживается в юго-западной части республики. Отложения этого возраста сформировались в юрском периоде, в результате внедрения моря с юго-запада. Это границы районов Яльчики, Шумерля - Вурнары, Буинск – Батырево. Более подробную информацию можно получить в палеонтологическом музее г.Чебоксар и зоологическом музее в ЧГПУ кафедра зоологии (слайд 8).В  нашей республике обитают брюхоногие и двустворчатые. Видовой состав не большой, но больше всего встречается по берегам рек Волги, Суры и Цивиля. Всего 41 вид. Из двустворчатых  моллюсков: Перловица. Беззубка. Шаровка и Дрейсена.  Брюхоногие моллюски: Обыкновенный прудовик. Ушастые, болотный и овальный прудовики. Катушка роговая. Лужанка. (слайд 9). Еще я узнал, что раковина перловицы используется как сырье для изготовления пуговиц. В прошлом в Цивильске и Порецком был небольшой комбинат по изготовлению пуговиц. Эти моллюски любят чистую, богатую кислородом воду и чистый песок, поэтому необходима борьба за чистоту рек и их многоводность.(Приложение3)

Учитель: Могут ли моллюски жить дома?( видеофильм о Ахатины улитках)

Ахатины – улитки, отличающиеся не только внушительными размерами, но и смышленостью, в сравнении с другими брюхоногими.

Ахатины способны узнавать своего хозяина и общаться с ним. Они неприхотливы в содержании и едят практически все. Владельцы ахатин называют их трогательными, нежными и обворожительными созданиями.

физкультминутка: - А сейчас мы с вами поиграем (отдохнём).

- Сядем поудобнее. Закроем глаза и переместимся мысленно в подводный мир.

- Откройте глаза и посмотрите вокруг, не меняя положения туловища, сначала вправо, затем влево.

- Вы увидели живого огромного кальмара - широко открываем глаза, нам страшно - зажмуриваемся. Трясем головой - не поверили.

- Начинаем от страха глубоко дышать – вдох-выдох, вдох-выдох.

-От страха по телу пошли мурашки - потерли плечи, руки ноги, не открывая глаз.

- Снова открыли глаза-

- Выдохнули – Фу – показалось - пожали плечами и широко улыбнулись соседу.

Значение моллюсков (сообщение учеников) (Приложение 3, слайд)

Охраняемые виды моллюсков 

Моллюски в настоящее  время подвергаются самым разнообразным воздействиям со стороны человека, из которых основными можно считать те, которые связаны с изменением их среды обитания. Всего в Красную книгу МСОП занесены 123 вида и подвида моллюсков. Они стали редкими или находятся под угрозой исчезновения. Как и все остальное живое на нашей планете, они заслуживают охраны. Об этом нужно помнить всем, поскольку это один из элементов живой природы. Встретив этих животных в природе, не стремитесь уничтожать их, а понаблюдайте за ними, и вы узнаете много нового и интересного для себя!

Вывод: Тип Моллюски - большая группа животных. Моллюски – двусторонне - симметричные животные (у брюхоногих тело ассиметричное), имеющие раковину, мантийную полость, не замкнутую кровеносную систему. Моллюски имеют большое значение в природе и жизни человека.

III. Закрепление

1. Найдите названия 10-ти моллюсков в тексте: (слайд №20–21, раздаточный материал).

Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала — она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара — панамы нам очень пригодились. «Смотрите, цапля!» — закричал Коля, снимая джемпер, —«лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей…». А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…. И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три — цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом:  «Иди, я не трону тебя»

Ответ: осьминог, гребешок, катушка, лужанка, прудовик, рапана, перловица, тридакна, устрица, мидия.

2. Тест (Слайд)

Рефлексия:

Напишите свое мнение об уроке на щупальцах осьминога

IY. Задание на дом по выбору учащихся:

1. Отгадайте ребусы.

Мягкотелые …
Ребус по биологии 

Он в неё прячется.
Ребус по биологии 

Помогают дышать у водных 
Ребус по биологии 

 2. Составить кроссворд по теме «Моллюски»

3.Приготовить листовки в формате А4 «Защитим моллюсков»

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» с использованием шоу-технологий и ИКТ

Обобщающий урок по окружающему миру              в 4-м классе по теме "Природные зоны России»       ...

Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме: " Класс Млекопитающие".

Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется  при ...

Обобщающий урок по биологии на тему «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в его развитии и сохранении здоровья»

Это обобщающий урок в форме занимательного путешествия, который можно провести в конце изучения темы "Опора и движение" в 8 классе....

Деловая игра по теме: "Поспорили однажды корень, стебель, лист - кто из них важнее?" Обобщающий урок по биологии, 6 класс.

Тип урока: обобщающий. Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: корень, стебель и лист. Задачи урока: обобщить и конкретизировать знания о строении и функциях корня и по...

Обобщающий урок "Послевоенное обустройство мира"

Обобщение по теме «Послевоенное обустройство мира»Урок - ролевая игра  проводится по типу международной конференции глав держав после Первой мировой войныЦель урока: повторить содержание мирных д...

Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах» в рамках ФГОС

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Биология – наука о живой природе". Ход урока.Организация класса – сообщение целей и задач урока.Оформление оценочного листа в тетрадь и алго...

Повторительно-обобщающий урок "В сказочном мире А.С. Пушкина"

Данный урок предполагает повторение биографических сведений об А.С.Пушкине,  знание отрывков из сказок писателя,  знание стихотворений поэта.  Урок украшает кроссворд, составленный учен...