Главные вкладки

    Деловая игра по теме: "Поспорили однажды корень, стебель, лист - кто из них важнее?" Обобщающий урок по биологии, 6 класс.
    методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

    Топчиева Юлия Викторовна

     

    Тип урока: обобщающий. Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: корень, стебель и лист. Задачи урока: обобщить и конкретизировать знания о строении и функциях корня и побега; показать целостность растительного организма, взаимосвязь корня с побегом; формировать навыки работы с натуральными объектами, микроскопом, таблицами, гербарием; развивать умение работать в коллективе, аргументированно давать ответы на проблемные вопросы, защищать свою точку зрения; воспитывать бережное отношение к живой природе. Методы, используемые на уроке: словесные, наглядные, проблемные, практические и исследовательские соответствовали задачам урока.  Форма урока: деловая игра. Урок проводился в ходе изучения раздела биологии: « Строение и многообразие покрытосеменных растений». Оборудование, использованное на уроке: гербарий, микроскопы и микропрепараты, интерактивная доска,  компьютер, презентация, спилы деревьев, карточки с заданиями для лабораторий, цветные листья для подведения итогов. Урок соответствовал всем санитарно - гигиеническим требованиям. Использование нестандартной формы проведения урока позволило создать благоприятную атмосферу сотрудничества  и нацелить учащихся на продуктивную деятельность во время урока. В ходе групповой работы учащиеся выступали в роли исследователей, а учитель являлся наставником и координировал их деятельность во время работы. На уроке все учащиеся были заняты делом и показали высокий уровень знаний. Задания, предлагаемые учащимся, носили разноуровневый характер и требовали от них не только знания теоретического материала, но и их  практического применения. В ходе работы на уроке учащиеся отвечали на вопросы, работали с гербарием и микроскопом, рисунками,  описывали опыт и решали кроссворды. В конце урока самостоятельно оценивали свою деятельность, приводя аргументированные обоснования соей точки зрения. Использование  ИКТ  на уроке позволяло активизировать познавательную деятельность, повышало эффективность учебного процесса и способствовало решению дидактических задач урока. Познавательная активность на уроке носила репродуктивный характер.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                          МБОУ «Баевская  средняя общеобразовательная школа

                                             Баевского района Алтайского края»

                        Методическая разработка к уроку с использованием ИКТ

                                 Деловая игра по теме:

                 "Поспорили однажды корень, стебель,

                             лист - кто из них важнее?"

                            Обобщающий урок по биологии, 6 класс.  

                                                                                   

                                                                         Разработала: Топчиева Ю. В.

                                                                                                           учитель биологии

                                                                                                          МБОУ « Баевская СОШ»

                                                   

                                                              с. Баево 2012                                    

    Деловая игра по теме: "Поспорили однажды корень, стебель, лист — кто из них важнее?"

    Тип урока: обобщающий.

    Класс: 6 «а».        

    Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: корень, стебель и   лист.

    Задачи урока:

    1. Обобщить и конкретизировать знания о строении и функциях корня и побега. Показать целостность растительного организма, взаимосвязь корня с побегом.
    2. Формировать навыки работы с натуральными объектами, микроскопом, таблицами, гербарием.
    3. Развивать умение работать в коллективе, аргументированно давать ответы на проблемные вопросы, защищать свою точку зрения.
    4. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

    Методы обучения:

    1. По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
    2. По характеру деятельности учителя — проблемные.
    3. По характеру деятельности учащихся — исследовательские.

    Оборудование: гербарий, микроскопы и микропрепараты, интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, спилы деревьев, карточки с заданиями для лабораторий, цветные листья для подведения итогов.

    Класс делится на три лаборатории, во главе каждой лаборатории научный сотрудник, который руководит деятельностью лаборатории. (Ученик лучше других, разбирающийся в изученном материале). Цель каждой лаборатории не соревнование, а умение правильно ответить на поставленные вопросы и показать свои знания. За правильный ответ лаборатория получает зелёный листочек, за неточный ответ — красный, за нарушение дисциплины — жёлтый. В конце урока подводятся итоги и выставляются оценки.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Объясняются тема и задачи урока (Слайд 1).

    II. Вводная часть. Поспорили однажды корень, стебель и лист, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно (Слайд 2,3).

    Спор органов (выступление учащихся)

    Корень: Я - корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет ( Слайд 4).

    Стебель: Нет, главный — я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям? ( Слайд 5).

    Лист: Но что, же будет без меня, ведь это я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может, я главнее всех? ( Слайд 6).

    Учитель: Вовремя вмешался в разговор человек. Примирил спорщиков. Что сказал человек листьям, стеблям и корням? Об этом мы узнаем в конце урока, и на этот вопрос вы должны будете ответить сами. Для этого мы организуем работу в лабораториях. Но прежде, чем вы приступите к работе, попробуем свои силы в способностях отвечать на вопросы. Начнём с самого простого вопроса.

    Вширь растёт Ивашка,
    Что ни год — рубашка,
    Старую не снимет,
    Новую наденет.
    Сколько лет Ивашке?
    Подсчитай рубашки.

    Сидит — зеленеет, летит — пожелтеет, упадёт — почернеет.

    Более 300 лет назад учёный Ван Гельмонт проделал опыт с растениями. Он взял глиняный сосуд, насыпал в него 80 кг почвы, предварительно высушенной, и посадил ивовую ветку весом 2,25 кг. Поверхность почвы прикрыл, чтобы туда не попадала пыль из воздуха. Растение поливали дождевой водой в течение 5 лет. Через 5 лет выкопали иву, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 66 кг. Ван Гельмонт решил, что прибыль веса у ивы произошла за счёт воды. Правильный ли вывод сделал Ван Гельмонт?

    III. Работа учащихся в группах-лабораториях (подготовка ответов на вопросы)

    Лаборатория “Корень”

    Задание № 1 (работа с гербарием). Из 6 гербарных листов выбрать и разложить в две стопки растения, имеющие мочковатую корневую систему и стержневую систему. Дать им характеристику и объяснить, какие из растений относятся к однодольным, а какие к двудольным (Слайд 7).

    Задание № 2 (работа с микроскопом). Рассмотреть микропрепарат поперечного среза корня, и объяснить, какие ткани и клетки образуют корень (Слайд 8).

    Задание № 3 (описание опыта). Как можно доказать, что корни поглощают воду из почвы? ( Слайд 9).

    Задание № 4. Рассмотреть рисунок. Какие зоны корня обозначены цифрами 1-6? Какие функции выполняет каждая из зон? Сформулировать вывод о значении корня в жизни растения (Слайд 10).

    Мы в букет собрали маки жаркие,
    Много незабудок голубых.
    А потом цветов нам стало жалко,
    Снова в землю посадили их.
    Только ничего не получается:
    От любого ветерка качаются.
    Почему осыпались и вянут?
    Без корней расти, и жить не станут.
    Как ни тонок, неприметен под землею корешок,
    Но не может жить на свете без него любой цветок (Слайд12) .

    Лаборатория “Изучение стебля”

    Задание № 1 (работа с микроскопом). Рассмотреть микропрепарат поперечного среза стебля, и объяснить, какие клетки и ткани образуют стебель (Слайд 7).

    Задание № 2 (работа с природным материалом). Рассмотреть поперечный спил древесного стебля. Ответить на следующие вопросы: Сколько лет этому стеблю? Как вы определили возраст дерева? Одинакова ли толщина годичных колец? Если нет, то объясните почему? ( Слайд 8).

    Задание № 3 (описание опыта). Опишите опыт, доказывающий, что вода с минеральными веществами передвигается по древесине. Дайте ответ на вопрос: Почему вода поднимается вверх по сосудам стебля (Слайд 9).

    Задание № 4. Решите кроссворд  (Слайд 10, 11):

    1. Клетки с толстыми оболочками, которые образуют длинные трубки, находящиеся в древесине.
    2. Плотный, самый широкий слой, находящийся под корой.
    3. Слой узких длинных клеток с тонкими оболочками, за счёт которых происходит рост стебля в толщину.
    4. Маленькие бугорки с отверстиями, находящиеся в пробке, через которые происходит газообмен.
    5. Слой, входящий в состав коры, состоящий из ситовидных трубок и толстостенных волокон.

    Лаборатория “Изучение листа”

    Задание № 1 (работа с гербарием). Из шести гербарных листов выбрать и разложить растения, имеющие сетчатое, дуговое и параллельное жилкование листа. Какие из этих растений относятся к двудольным и однодольным? (Слайд 7).

    Задание № 2 (работа с микроскопом). Рассмотрите микропрепарат поперечного среза листа и объясните, какие клетки образуют лист? (Слайд 8).

    Задание № 3 (описание опыта). Каким опытом можно доказать, что образование крахмала в листьях необходим свет? (Слайд 9).

    Задание № 4. Решить кроссворд (Слайд 10,11):

    1. Пигмент зелёного цвета, образующийся в хлоропластах.
    2. Газ, который выделяется в процессе фотосинтеза.
    3. Приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой.
    4. Пары зелёных замыкающих клеток и щель между ними, находящихся в кожице листа.
    5. Как называется пространство между клетками в мякоти листа, заполненное воздухом?

    IV. Отчёт учащихся о работе в лабораториях. Учащиеся отчитываются по результатам своей работы, демонстрируя результаты наблюдений, гербарий, и показывая по таблицам.

    V. Каждая группа должна сделать вывод о роли того или иного органа в жизни растения. (Слайд 12,13,14).

    Затем учитель задаёт классу вопрос: “Так что же сказал Человек органам растения?”

    Вывод: Все органы растения тесно связаны между собой: жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой-либо части организма (корня, побега) может привести растение к гибели (Слайд 15).

    VI. Беседа по вопросам (Слайд 16).

    1. Почему в морозные зимы наблюдаются случаи гибели плодовых деревьев?

    Ответ: а) Могут повреждаться корни, почки и кора; б) Если повреждаются корни, то прекращается поглощение из почвы воды и минеральных веществ; в) Если повреждается кора, то нарушается передвижение органических веществ.

    2. Весной начинается сокодвижение. Как вы считаете, какой вред наносится растениям сбором сока и к чему может это привести?

    Ученик читает стихотворение “Сок”

    Сушит берёзу…..
    Заруба — почти к сердцевине,
    Берёзовы слёзы ….
    Бегут и светлы и невинны.
    Из раны глубокой стекает прохладная ...
    Ах, лакомство соком!
    Кому обернулось ты благом?

    Ответ: Значительные, глубокие повреждения деревьев приводят к потере сока; через повреждения открывается доступ насекомым-вредителям и грибам в ткани растения, отчего растения заболевает и может погибнуть. Необходимо соблюдать правила сбора сока: а) небольшие надрезы коры и древесины; б) после окончания сбора надрезы замазывают садовым варом, глиной и краской.

    3. На севере Европы, за прохладным Балтийским морем, лежит страна Швеция. Там растут дремучие леса, а в каменных берегах лежат озёра с прозрачной и чистой водой. В них водятся ценные рыбы- лососи и форели. Шведы очень гордились своими озёрами и реками, не давали их загрязнять. И вдруг стало происходить что-то неладное. Сначала в лесах начали сохнуть ветки деревьев. Одна ветка высохнет, вторая и третья, а там, глядишь, верхушка желтеет и сохнет, а потом и всё дерево умирает. Как вы считаете, в чём оказалось дело?

    Ответ: Учёные выяснили, что в облаках над Швецией много серной кислоты, вещества, вредного для растений и животных. Вместе с дождём эта серная кислота проливалась на землю, обжигала ветки и крону деревьев, а потом с ручьями уходила в озёра и реки. Учёные так и стали говорить — “кислые дожди”. Кислые дожди выпадают и у нас, особенно сильно ими поражаются хвойные растения.

    VII. Подведение итогов урока

    Закончить урок хочется словами (Слайд 17):

    Я сорвал цветок —

    И он увял

    Я поймал мотылька —

    И он умер у меня на ладони.

    И тогда я понял,

    Что прикоснуться к красоте

    Можно только сердцем.

    На этом уроке мы познакомились с очень важным законом экологии, что всё в мире связано между собой и оказывает влияние на человека. А человек, в свою очередь, влияет на природу. Природа – наш общий дом: и для растений, и для животных, и для человека.

    Всё тесно связано вокруг
    (Приметы мы не станем множить.)
    Цветка ты не заденешь вдруг,
    Чтобы звезды не потревожить.

    (А. Вознесенский).

    Методическая часть работы.

    Элемент ИКТ (например, № слайда или электронный учебник)

              Слайд 1,  2,3,4,5,6

    Слайд 7,8,9,10,11

    Слайд  12,13,14,15,16,17

    Как (приемы и методы) используется этот элемент в уроке (что с ним делать?)

    Наглядный метод, вводная часть урока

    Работа в группах, наглядный и практический методы, анализ. 

    Словесные и наглядные методы

    Какие цели преследуются применением конкретно этого элемента на уроке

    Позволяет понять, о чём пойдёт речь на уроке, выделить отличительные особенности каждой  составной части растения, систематизировать имеющие знания.

    Упорядочить работу лабораторий, разграничить деятельность каждой лаборатории.

    Позволяет сделать выводы о работе лабораторий, подвести  обобщенный итог урока.

    Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей, могли ли они быть достигнуты без его применения 

     Оказывает воздействием на наглядно – образное мышление, память, восприятие.

      Играет важное значение при анализе работы лабораторий; при использовании данных слайдов каждая лаборатория может оказать помощь при затруднениях, возникших в процессе  обсуждения заданий.

     Направлен на реализацию воспитательных задач урока, усиливает его экологическую направленность, эмоциональное восприятие.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Деловая игра по теме: «Поспорили однажды корень, стебель, лист – кто из них важнее?» Выполнила: Топчиева Ю.В. учитель биологии МБОУ « Баевская СОШ »

    Слайд 2

    «Поспорили однажды корень, стебель, лист – кто из них важнее?» Все тесно связано вокруг Приметы мы не станем множить. Цветка ты не заденешь вдруг, Чтобы звезды не потревожить. / А. Вознесенский /

    Слайд 4

    корень Я – корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить ? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не может.

    Слайд 5

    Стебель Нет, главный – я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям?

    Слайд 6

    Лист Но что же без меня, ведь я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может, я главнее всех?

    Слайд 7

    Задание 1 Корень . Из 6 гербарных листов выбрать и разложить в две стопки растения, имеющие мочковатую корневую систему и стержневую систему. Дать им характеристику и объяснить, какие из растений относятся к однодольным, а какие к двудольным. Стебель . Рассмотреть микропрепарат поперечного среза стебля, и объяснить, какие клетки и ткани образуют стебель . Лист. Из шести гербарных листов выбрать и разложить растения, имеющие сетчатое, дуговое и параллельное жилкование листа. Какие из этих растений относятся к двудольным и однодольным?

    Слайд 8

    Задание 2 Корень. Рассмотреть микропрепарат поперечного среза корня, и объяснить, какие ткани и клетки образуют корень. Стебель. Рассмотреть поперечный спил древесного стебля. Ответить на следующие вопросы: Сколько лет этому стеблю? Как вы определили возраст дерева? Одинакова ли толщина годичных колец? Если нет, то объясните почему? Лист . Рассмотрите микропрепарат поперечного среза листа и объясните, какие клетки образуют лист?

    Слайд 9

    Задание 3 Корень . Как можно доказать, что корни поглощают воду из почвы? Стебель . Опишите опыт, доказывающий, что вода с минеральными веществами передвигается по древесине. Дайте ответ на вопрос: Почему вода поднимается вверх по сосудам стебля? Лист. Каким опытом можно доказать, что образование крахмала в листьях необходим свет?

    Слайд 10

    Задание 4 Корень. Рассмотреть рисунок. Какие зоны корня обозначены цифрами 1-6? Какие функции выполняет каждая из зон? Сформулировать вывод о значении корня в жизни растения. Стебель. Решите кроссворд (Прилагается на листах). Лист. Решите кроссворд ( Прилагается на листах) .

    Слайд 11

    Стебель Лист

    Слайд 12

    Значение корня в жизни растения Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых . А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются. Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут. Как ни тонок, неприметен под землею корешок, Но не может жить на свете без него любой цветок.

    Слайд 13

    Значение стебля в жизни растений (Вывод сформулируйте)

    Слайд 14

    Значение листа в жизни растений

    Слайд 15

    Все органы растения тесно связаны между собой. Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов. Организм живет как единое целое. Поэтому повреждение какой-либо части организма (корня, побега) может привести растение к гибели. Человек примерил органы растения. Что же он им сказал?

    Слайд 16

    Вопросы на засыпку Почему в морозные зимы наблюдаются случаи гибели плодовых деревьев? (ответ) Весной начинается сокодвижение. Как вы считаете, какой вред наносится растением сбор сока и к чему может это привести? (ответ) На севере Европы, за прохладным Балтийским морем, лежит страна Швеция. Там растут дремучие леса, а в каменных берегах лежат озера с прозрачной водой. В них водятся ценные рыбы. И вдруг стало происходить что-то не ладное. Сначала в лесах начали сохнуть ветки деревьев. Одна ветка высохнет, вторая, третья, а там , глядишь, верхушка желтеет и сохнет, а потом все дерево умирает. Как вы считаете , в чем оказалось дело? ( ответ)

    Слайд 17

    Я сорвал цветок — И он увял Я поймал мотылька — И он умер у меня на ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте Можно только сердцем.

    Слайд 18

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

    В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

    урок по биологии 6 класс. корень

    Урок в 6 классе с применением технологии развития критического мышления....

    Обобщающий урок по биологии 7 класс "Позвоночные животные"

    Урок является частью рабочей программы биологии 7 класса «Животные» и уместен на заключительном этапе изучения строения Позвоночных животных и основных функций систем органов.  Данная тема ...

    Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

    В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

    Обобщающий урок по биологии 6 класс "Органы цветкового растения"

    Урок обобщения знаний по биологии растений (Органы цветкового растения)...

    Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»

    Уникальность разработки заключается в  методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...