Деловая игра по теме: "Поспорили однажды корень, стебель, лист - кто из них важнее?" Обобщающий урок по биологии, 6 класс.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Топчиева Юлия Викторовна

 

Тип урока: обобщающий. Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: корень, стебель и лист. Задачи урока: обобщить и конкретизировать знания о строении и функциях корня и побега; показать целостность растительного организма, взаимосвязь корня с побегом; формировать навыки работы с натуральными объектами, микроскопом, таблицами, гербарием; развивать умение работать в коллективе, аргументированно давать ответы на проблемные вопросы, защищать свою точку зрения; воспитывать бережное отношение к живой природе. Методы, используемые на уроке: словесные, наглядные, проблемные, практические и исследовательские соответствовали задачам урока.  Форма урока: деловая игра. Урок проводился в ходе изучения раздела биологии: « Строение и многообразие покрытосеменных растений». Оборудование, использованное на уроке: гербарий, микроскопы и микропрепараты, интерактивная доска,  компьютер, презентация, спилы деревьев, карточки с заданиями для лабораторий, цветные листья для подведения итогов. Урок соответствовал всем санитарно - гигиеническим требованиям. Использование нестандартной формы проведения урока позволило создать благоприятную атмосферу сотрудничества  и нацелить учащихся на продуктивную деятельность во время урока. В ходе групповой работы учащиеся выступали в роли исследователей, а учитель являлся наставником и координировал их деятельность во время работы. На уроке все учащиеся были заняты делом и показали высокий уровень знаний. Задания, предлагаемые учащимся, носили разноуровневый характер и требовали от них не только знания теоретического материала, но и их  практического применения. В ходе работы на уроке учащиеся отвечали на вопросы, работали с гербарием и микроскопом, рисунками,  описывали опыт и решали кроссворды. В конце урока самостоятельно оценивали свою деятельность, приводя аргументированные обоснования соей точки зрения. Использование  ИКТ  на уроке позволяло активизировать познавательную деятельность, повышало эффективность учебного процесса и способствовало решению дидактических задач урока. Познавательная активность на уроке носила репродуктивный характер.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      МБОУ «Баевская  средняя общеобразовательная школа

                                         Баевского района Алтайского края»

                    Методическая разработка к уроку с использованием ИКТ

                             Деловая игра по теме:

             "Поспорили однажды корень, стебель,

                         лист - кто из них важнее?"

                        Обобщающий урок по биологии, 6 класс.  

                                                                               

                                                                     Разработала: Топчиева Ю. В.

                                                                                                       учитель биологии

                                                                                                      МБОУ « Баевская СОШ»

                                               

                                                          с. Баево 2012                                    

Деловая игра по теме: "Поспорили однажды корень, стебель, лист — кто из них важнее?"

Тип урока: обобщающий.

Класс: 6 «а».        

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: корень, стебель и   лист.

Задачи урока:

  1. Обобщить и конкретизировать знания о строении и функциях корня и побега. Показать целостность растительного организма, взаимосвязь корня с побегом.
  2. Формировать навыки работы с натуральными объектами, микроскопом, таблицами, гербарием.
  3. Развивать умение работать в коллективе, аргументированно давать ответы на проблемные вопросы, защищать свою точку зрения.
  4. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Методы обучения:

  1. По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
  2. По характеру деятельности учителя — проблемные.
  3. По характеру деятельности учащихся — исследовательские.

Оборудование: гербарий, микроскопы и микропрепараты, интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, спилы деревьев, карточки с заданиями для лабораторий, цветные листья для подведения итогов.

Класс делится на три лаборатории, во главе каждой лаборатории научный сотрудник, который руководит деятельностью лаборатории. (Ученик лучше других, разбирающийся в изученном материале). Цель каждой лаборатории не соревнование, а умение правильно ответить на поставленные вопросы и показать свои знания. За правильный ответ лаборатория получает зелёный листочек, за неточный ответ — красный, за нарушение дисциплины — жёлтый. В конце урока подводятся итоги и выставляются оценки.

Ход урока

I. Организационный момент. Объясняются тема и задачи урока (Слайд 1).

II. Вводная часть. Поспорили однажды корень, стебель и лист, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно (Слайд 2,3).

Спор органов (выступление учащихся)

Корень: Я - корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет ( Слайд 4).

Стебель: Нет, главный — я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям? ( Слайд 5).

Лист: Но что, же будет без меня, ведь это я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может, я главнее всех? ( Слайд 6).

Учитель: Вовремя вмешался в разговор человек. Примирил спорщиков. Что сказал человек листьям, стеблям и корням? Об этом мы узнаем в конце урока, и на этот вопрос вы должны будете ответить сами. Для этого мы организуем работу в лабораториях. Но прежде, чем вы приступите к работе, попробуем свои силы в способностях отвечать на вопросы. Начнём с самого простого вопроса.

Вширь растёт Ивашка,
Что ни год — рубашка,
Старую не снимет,
Новую наденет.
Сколько лет Ивашке?
Подсчитай рубашки.

Сидит — зеленеет, летит — пожелтеет, упадёт — почернеет.

Более 300 лет назад учёный Ван Гельмонт проделал опыт с растениями. Он взял глиняный сосуд, насыпал в него 80 кг почвы, предварительно высушенной, и посадил ивовую ветку весом 2,25 кг. Поверхность почвы прикрыл, чтобы туда не попадала пыль из воздуха. Растение поливали дождевой водой в течение 5 лет. Через 5 лет выкопали иву, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 66 кг. Ван Гельмонт решил, что прибыль веса у ивы произошла за счёт воды. Правильный ли вывод сделал Ван Гельмонт?

III. Работа учащихся в группах-лабораториях (подготовка ответов на вопросы)

Лаборатория “Корень”

Задание № 1 (работа с гербарием). Из 6 гербарных листов выбрать и разложить в две стопки растения, имеющие мочковатую корневую систему и стержневую систему. Дать им характеристику и объяснить, какие из растений относятся к однодольным, а какие к двудольным (Слайд 7).

Задание № 2 (работа с микроскопом). Рассмотреть микропрепарат поперечного среза корня, и объяснить, какие ткани и клетки образуют корень (Слайд 8).

Задание № 3 (описание опыта). Как можно доказать, что корни поглощают воду из почвы? ( Слайд 9).

Задание № 4. Рассмотреть рисунок. Какие зоны корня обозначены цифрами 1-6? Какие функции выполняет каждая из зон? Сформулировать вывод о значении корня в жизни растения (Слайд 10).

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти, и жить не станут.
Как ни тонок, неприметен под землею корешок,
Но не может жить на свете без него любой цветок (Слайд12) .

Лаборатория “Изучение стебля”

Задание № 1 (работа с микроскопом). Рассмотреть микропрепарат поперечного среза стебля, и объяснить, какие клетки и ткани образуют стебель (Слайд 7).

Задание № 2 (работа с природным материалом). Рассмотреть поперечный спил древесного стебля. Ответить на следующие вопросы: Сколько лет этому стеблю? Как вы определили возраст дерева? Одинакова ли толщина годичных колец? Если нет, то объясните почему? ( Слайд 8).

Задание № 3 (описание опыта). Опишите опыт, доказывающий, что вода с минеральными веществами передвигается по древесине. Дайте ответ на вопрос: Почему вода поднимается вверх по сосудам стебля (Слайд 9).

Задание № 4. Решите кроссворд  (Слайд 10, 11):

  1. Клетки с толстыми оболочками, которые образуют длинные трубки, находящиеся в древесине.
  2. Плотный, самый широкий слой, находящийся под корой.
  3. Слой узких длинных клеток с тонкими оболочками, за счёт которых происходит рост стебля в толщину.
  4. Маленькие бугорки с отверстиями, находящиеся в пробке, через которые происходит газообмен.
  5. Слой, входящий в состав коры, состоящий из ситовидных трубок и толстостенных волокон.

Лаборатория “Изучение листа”

Задание № 1 (работа с гербарием). Из шести гербарных листов выбрать и разложить растения, имеющие сетчатое, дуговое и параллельное жилкование листа. Какие из этих растений относятся к двудольным и однодольным? (Слайд 7).

Задание № 2 (работа с микроскопом). Рассмотрите микропрепарат поперечного среза листа и объясните, какие клетки образуют лист? (Слайд 8).

Задание № 3 (описание опыта). Каким опытом можно доказать, что образование крахмала в листьях необходим свет? (Слайд 9).

Задание № 4. Решить кроссворд (Слайд 10,11):

  1. Пигмент зелёного цвета, образующийся в хлоропластах.
  2. Газ, который выделяется в процессе фотосинтеза.
  3. Приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой.
  4. Пары зелёных замыкающих клеток и щель между ними, находящихся в кожице листа.
  5. Как называется пространство между клетками в мякоти листа, заполненное воздухом?

IV. Отчёт учащихся о работе в лабораториях. Учащиеся отчитываются по результатам своей работы, демонстрируя результаты наблюдений, гербарий, и показывая по таблицам.

V. Каждая группа должна сделать вывод о роли того или иного органа в жизни растения. (Слайд 12,13,14).

Затем учитель задаёт классу вопрос: “Так что же сказал Человек органам растения?”

Вывод: Все органы растения тесно связаны между собой: жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой-либо части организма (корня, побега) может привести растение к гибели (Слайд 15).

VI. Беседа по вопросам (Слайд 16).

1. Почему в морозные зимы наблюдаются случаи гибели плодовых деревьев?

Ответ: а) Могут повреждаться корни, почки и кора; б) Если повреждаются корни, то прекращается поглощение из почвы воды и минеральных веществ; в) Если повреждается кора, то нарушается передвижение органических веществ.

2. Весной начинается сокодвижение. Как вы считаете, какой вред наносится растениям сбором сока и к чему может это привести?

Ученик читает стихотворение “Сок”

Сушит берёзу…..
Заруба — почти к сердцевине,
Берёзовы слёзы ….
Бегут и светлы и невинны.
Из раны глубокой стекает прохладная ...
Ах, лакомство соком!
Кому обернулось ты благом?

Ответ: Значительные, глубокие повреждения деревьев приводят к потере сока; через повреждения открывается доступ насекомым-вредителям и грибам в ткани растения, отчего растения заболевает и может погибнуть. Необходимо соблюдать правила сбора сока: а) небольшие надрезы коры и древесины; б) после окончания сбора надрезы замазывают садовым варом, глиной и краской.

3. На севере Европы, за прохладным Балтийским морем, лежит страна Швеция. Там растут дремучие леса, а в каменных берегах лежат озёра с прозрачной и чистой водой. В них водятся ценные рыбы- лососи и форели. Шведы очень гордились своими озёрами и реками, не давали их загрязнять. И вдруг стало происходить что-то неладное. Сначала в лесах начали сохнуть ветки деревьев. Одна ветка высохнет, вторая и третья, а там, глядишь, верхушка желтеет и сохнет, а потом и всё дерево умирает. Как вы считаете, в чём оказалось дело?

Ответ: Учёные выяснили, что в облаках над Швецией много серной кислоты, вещества, вредного для растений и животных. Вместе с дождём эта серная кислота проливалась на землю, обжигала ветки и крону деревьев, а потом с ручьями уходила в озёра и реки. Учёные так и стали говорить — “кислые дожди”. Кислые дожди выпадают и у нас, особенно сильно ими поражаются хвойные растения.

VII. Подведение итогов урока

Закончить урок хочется словами (Слайд 17):

Я сорвал цветок —

И он увял

Я поймал мотылька —

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

На этом уроке мы познакомились с очень важным законом экологии, что всё в мире связано между собой и оказывает влияние на человека. А человек, в свою очередь, влияет на природу. Природа – наш общий дом: и для растений, и для животных, и для человека.

Всё тесно связано вокруг
(Приметы мы не станем множить.)
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.

(А. Вознесенский).

Методическая часть работы.

Элемент ИКТ (например, № слайда или электронный учебник)

          Слайд 1,  2,3,4,5,6

Слайд 7,8,9,10,11

Слайд  12,13,14,15,16,17

Как (приемы и методы) используется этот элемент в уроке (что с ним делать?)

Наглядный метод, вводная часть урока

Работа в группах, наглядный и практический методы, анализ. 

Словесные и наглядные методы

Какие цели преследуются применением конкретно этого элемента на уроке

Позволяет понять, о чём пойдёт речь на уроке, выделить отличительные особенности каждой  составной части растения, систематизировать имеющие знания.

Упорядочить работу лабораторий, разграничить деятельность каждой лаборатории.

Позволяет сделать выводы о работе лабораторий, подвести  обобщенный итог урока.

Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей, могли ли они быть достигнуты без его применения 

 Оказывает воздействием на наглядно – образное мышление, память, восприятие.

  Играет важное значение при анализе работы лабораторий; при использовании данных слайдов каждая лаборатория может оказать помощь при затруднениях, возникших в процессе  обсуждения заданий.

 Направлен на реализацию воспитательных задач урока, усиливает его экологическую направленность, эмоциональное восприятие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деловая игра по теме: «Поспорили однажды корень, стебель, лист – кто из них важнее?» Выполнила: Топчиева Ю.В. учитель биологии МБОУ « Баевская СОШ »

Слайд 2

«Поспорили однажды корень, стебель, лист – кто из них важнее?» Все тесно связано вокруг Приметы мы не станем множить. Цветка ты не заденешь вдруг, Чтобы звезды не потревожить. / А. Вознесенский /

Слайд 4

корень Я – корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить ? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не может.

Слайд 5

Стебель Нет, главный – я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям?

Слайд 6

Лист Но что же без меня, ведь я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может, я главнее всех?

Слайд 7

Задание 1 Корень . Из 6 гербарных листов выбрать и разложить в две стопки растения, имеющие мочковатую корневую систему и стержневую систему. Дать им характеристику и объяснить, какие из растений относятся к однодольным, а какие к двудольным. Стебель . Рассмотреть микропрепарат поперечного среза стебля, и объяснить, какие клетки и ткани образуют стебель . Лист. Из шести гербарных листов выбрать и разложить растения, имеющие сетчатое, дуговое и параллельное жилкование листа. Какие из этих растений относятся к двудольным и однодольным?

Слайд 8

Задание 2 Корень. Рассмотреть микропрепарат поперечного среза корня, и объяснить, какие ткани и клетки образуют корень. Стебель. Рассмотреть поперечный спил древесного стебля. Ответить на следующие вопросы: Сколько лет этому стеблю? Как вы определили возраст дерева? Одинакова ли толщина годичных колец? Если нет, то объясните почему? Лист . Рассмотрите микропрепарат поперечного среза листа и объясните, какие клетки образуют лист?

Слайд 9

Задание 3 Корень . Как можно доказать, что корни поглощают воду из почвы? Стебель . Опишите опыт, доказывающий, что вода с минеральными веществами передвигается по древесине. Дайте ответ на вопрос: Почему вода поднимается вверх по сосудам стебля? Лист. Каким опытом можно доказать, что образование крахмала в листьях необходим свет?

Слайд 10

Задание 4 Корень. Рассмотреть рисунок. Какие зоны корня обозначены цифрами 1-6? Какие функции выполняет каждая из зон? Сформулировать вывод о значении корня в жизни растения. Стебель. Решите кроссворд (Прилагается на листах). Лист. Решите кроссворд ( Прилагается на листах) .

Слайд 11

Стебель Лист

Слайд 12

Значение корня в жизни растения Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых . А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются. Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут. Как ни тонок, неприметен под землею корешок, Но не может жить на свете без него любой цветок.

Слайд 13

Значение стебля в жизни растений (Вывод сформулируйте)

Слайд 14

Значение листа в жизни растений

Слайд 15

Все органы растения тесно связаны между собой. Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов. Организм живет как единое целое. Поэтому повреждение какой-либо части организма (корня, побега) может привести растение к гибели. Человек примерил органы растения. Что же он им сказал?

Слайд 16

Вопросы на засыпку Почему в морозные зимы наблюдаются случаи гибели плодовых деревьев? (ответ) Весной начинается сокодвижение. Как вы считаете, какой вред наносится растением сбор сока и к чему может это привести? (ответ) На севере Европы, за прохладным Балтийским морем, лежит страна Швеция. Там растут дремучие леса, а в каменных берегах лежат озера с прозрачной водой. В них водятся ценные рыбы. И вдруг стало происходить что-то не ладное. Сначала в лесах начали сохнуть ветки деревьев. Одна ветка высохнет, вторая, третья, а там , глядишь, верхушка желтеет и сохнет, а потом все дерево умирает. Как вы считаете , в чем оказалось дело? ( ответ)

Слайд 17

Я сорвал цветок — И он увял Я поймал мотылька — И он умер у меня на ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте Можно только сердцем.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме: " Класс Млекопитающие".

Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется  при ...

Разработка урока-деловой игры по теме "Четырехугольники". 8 класс

Существует различные пути формирования учебно- познавательной компетенции, одним из которых являются нестандартные уроки. Приведем пример деловой игры.На таких уроках моделируется реальная ситуа...

Методическая разработка обобщающего урока по биологии по теме "Класс насекомые"

Методическая разработка обобщающего урока по биологии в 7 классе по теме  «Класс насекомые» с использованием мультимедийной презентации. Данный урок помогает обобщить и систематизировать зн...

Урок - деловая игра по теме "Знакомство с профессиями работников швейных предприятий" в 10 классе.

Урок- деловая игра предполагает условное восприятие некоторой реальной действительностм, которую осваивают учащиеся. Обучение проходит в процессе совместной игры....

Дополнительное занятие по математики в 6 классе со слабоуспевающими детьми. Тема: деловая игра на тему «Покупка автомобиля»

Обобщение знаний учащихся по некоторым темам 5- 6 класса, которые встречаются в задачах ОГЭ и ЕГЭ: решение задачи, связанные с числами разными знаками, округлением, с масштабом, раскрытием скобок, про...

Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах» в рамках ФГОС

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Биология – наука о живой природе". Ход урока.Организация класса – сообщение целей и задач урока.Оформление оценочного листа в тетрадь и алго...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...