Разработка урока-деловой игры по теме "Четырехугольники". 8 класс
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

 

Существует различные пути формирования учебно- познавательной компетенции, одним из которых являются нестандартные уроки. Приведем пример деловой игры.

На таких уроках моделируется реальная ситуация, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.

Деловая игра – это модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторых целей – экономических, производственных, политических.

В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение. Особенно ценно то, что здесь дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала. В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к поиску новых идей, а это уже шаг к творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ryabcevoy.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - деловая игра

«Площади плоских фигур»

Цели урока:

- обобщить и систематизировать знания о площади плоских фигур;

- формирование учебно-познавательной компетенции (анализ поставленной задачи, выбор методов и средств для ее решения, реализация решения, анализ полученных результатов);

- формирование коммуникативных компетенций (способность к сотрудничеству, умение решать практико-ориентированные задачи, креативность и мобильность мышления).

Этапы урока.

  1. Подготовительный этап.

Сейчас нет ни одной науки, ни одного производства, ни одной сферы человеческой деятельности, где бы ни использовалась математика. «Как все искусство тянется к музыке, так все науки стремятся к математике» - это замечательные слова выдающегося ученого Ленца о значении математики и лучше, наверное, не придумаешь.

Однако международные исследования «математической грамотности» 15-летних школьников показали невысокие результаты. Это касается и российских школьников. Под математической грамотностью понимается «способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения, социальных отношений». И сейчас перед образованием очень остро стоит обучение школьников поиску ответов к задачам, возникающим в практике людей различных профессий путем их математизации.

  1. Деловая игра.

Данный урок проводим в форме деловой игры, в процессе которой вы должны понять, что знания по геометрии необходимы не только для получения хорошей оценки, но они активно применяются и в практической жизни человека. Что такое деловая игра?

Деловая игра это процесс, в котором на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, где выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Понятие деловой игры можно определить иным способом. Это модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторых целей – экономических, производственных, политических.

В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение, чтобы найти правильную линию решения проблемы,  имитированной в игре.

Ребята, сегодня вы являетесь представителями строительной  фирмы. Необходимо выполнить ремонт школьного кабинета №14. И сегодня ваша задача быстро и качественно определить стоимость необходимых материалов и стоимость услуг своей фирмы. А для этого нужны знания.

«Три пути ведут к знанию:

Путь размышления –

Это путь самый благородный,

Путь подражания –

Это путь самый легкий,

И путь опыта –

Это путь самый горький».                                ( Конфуций)

  1. «Путь подражания». Ваша цель на этом этапе показать теоретические знания, необходимые по теме.

Каждый ученик получил кроссворд. На его заполнение 2 минуты. Проверка (обмен кроссвордами). Слайд.

Четырехугольники

   

 По горизонтали

  1. Четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны.
  2. Четырехугольник, у которого только 2 противолежащие стороны параллельны.
  3. Параллелограмм, у которого все углы прямые.
  4. Точки, из которых выходят стороны четырехугольников.

По вертикали

  1. Сумма длин всех сторон.
  1.  Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырехугольника.
  2. Прямоугольник, у которого все стороны равны.
  3. Параллелограмм, у которого все стороны равны.
  4. Отрезок, соединяющий соседние вершины.

Вспомнить формулы вычисления площадей многоугольников.

Соотнеси фигуру и формулу

1

5

4

2

6

3

                                                                                                                                                                                                 


Самопроверка. Слайд.

  1. «Путь размышления».

Решение задач.  Слайд.

  1. «Путь опыта».

Применение знаний в практической деятельности.

Каждой фирме выдается пакет документов:

  1. Заказ на выполнение услуг по ремонту.
  2. Прайс-лист цен строительных материалов.
  3. Прейскурант цен на стоимость услуг.

Во время работы внутри фирмы разрешаются взаимоконсультации. При необходимости вы можете обратиться к учителю, подняв красную фигуру. Во время работы постарайтесь применить свои знания на практике, на первый план должно выступить математическое содержание работы, не забывайте об экономии материалов.

  1. Заказ на выполнение услуг по ремонту кабинета.

Необходимо выяснить количество материала для выполнения заказа (выполнить расчеты, проверить, используя формулы площадей; стоимость материалов; стоимость выполненных работ).

№1.  Настелить паркет на пол размерами 8 м на 5,75 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобедренных трапеций. Размеры даны на рисунке.  

Треугольных плиток должно быть меньше количество, а трапеции и параллелограммы должны чередоваться. Разложите плитку в соответствии с данным условием. Постарайтесь создать красивый рисунок из вашей плитки, соблюдайте сочетание цветов.

№2. Кабинет имеет размеры: длина 8 м, ширина 5,75 м и высота 3 м. Необходимо наклеить на стены обои. В кабинете имеются 3 окна размером  2,2 м на 2 м  и дверь 2 м на 1, 1 м. Используются обои шириной 50 см, длина рулона 10 м. Отходы составляют 12%.

№3. Сделать потолок размером 8м на 5,75м. Для выполнения работы используются плитки квадратной формы со стороной 50 см, по периметру бордюр.

  1. Прайс-лист цен строительных материалов.

  Наименование материала

Цена

(в рублях)

Количество

    Потолочная плитка

30

      1 штука

Потолочный бордюр

6

1 штука    1,2м

          Обои

180

      1 рулон

Паркетные плитки

    Треугольник

25

       1 штука

              Параллелограмм

30

       1 штука

      Трапеция

30

    1 штука

  1. Прейскурант цен на стоимость услуг (за 1м2)

Настил паркета -             80 рублей

Наклеивание обоев -     60 рублей

Ремонт потолка -             50 рублей

5 человек пока безработные и будут выполнять текстовые задания по индивидуальному плану, после выполнения которого руководители возможно примут вас на работу.

После окончания работы представитель фирмы должен представить отчет, объясняя все действия. Когда фирма будет готова, руководитель должен поднять зеленую фигуру. Желаю удачи.

 Защита своих работ.

Как вы думаете, в каких профессиях могут пригодиться знания, полученные по теме «Многоугольники»?

Профессиональный выбор зависит:

 от возможностей каждого (его способностей, трудолюбия, внимательности, сообразительности, темперамента и т. д.);

от интересов и склонностей;

от требований профессии к личности;

от востребованности профессии на рынке труда.

Подведение итогов работы.

Деловая игра дает возможность осуществить деятельностный подход в обучении математики, выделив следующие этапы:

построение имитационной модели производственного объекта;

создание игровой проблемной ситуации;

отбор и применение необходимых теоретических знаний;

решение производственной задачи на основании математических знаний;

реализация принятого решения;

оценка результатов работы;

анализ итогов работы.

 В процессе урока создавались условия, в которых учащиеся могли испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение «презентовать» себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, смелость, коммуникативность и т. д.

Известный французский ученый Луи де Брайль, утверждал, что все игры, даже самые простые, в проблемах,  которые они ставят, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и в другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую можно преодолеть; затем радость открытия, ощущение преодоления препятствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока Деловая игра "Инвестиция"

Урок в 9 классе по теме: "Экономико-географическая характеристика Центрально-Чернозёмного района " в форме деловой игры....

Методическая разработка урока-ролевой игры в 6 классе "Home. Sweet Home"

Данный урок был  проведен на городском методическом объединении молодых учителей иностранного языка четыре года назад.Отзывы были замечательными,поэтому и предлагаю данную разработку ко всеобщему...

методическая разработка урока-деловой игры по теме "Байкал-жемчужина России" география 8 класс

Представленный материал - полностью разработка сценария  деловой игры " Экологического форум" в 8 классе  по теме "Байкал"  и представлена презентация к уроку. На уроке рассматриваются ...

Методическая разработка в форме игры в 6 классе по теме "Причастие"

Игра "Морской бой" Цель и задачи: систематизировать знания о причастии, формировать умение определять грамматические признаки причастия, графически выделять причастный оборот....

Разработка урока Деловая игра по естествознанию 10 класс «Как вы думаете?»

Развитие самостоятельной деятельности, активизация мышления, выработка системного логического мышления...