Разработка урока Деловая игра Мастер по оказанию услуг
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_delovaya_igra_master_po_okazaniyu_uslug.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционный урок - деловая игра

«Оказание бытовых  услуг»

 (совместно мальчики и девочки) - 5 класс

Тема урока: Выполнение мелкого ремонта элементов одежды и мебели

Виды планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

Определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Цель игры:

- обучить навыкам и умениям вести домашнее хозяйство, экономить средства;

- развивать у учащихся познавательные интересы в ведении домашних  уровень дел, экономии средств, принятии самостоятельных решений;

- формировать положительные эмоции от осознания  результатов своей деятельности;

- воспитывать трудолюбие, бережливость, предприимчивость.

Заместитель директора по УР                                                           М. И. Лосев

Директор                                                                                      Е. В. Поливьянова

Задача игры: обучение учащихся умению принимать решения при оказании услуг населению, такими как: чистка одежды, обуви, ремонт одежды, обуви, мебели, парикмахерская  - с целью получения дополнительного дохода.

Оснащение:  химические средства по удалению пятен, мебельная фурнитура, набор столярных  инструментов, сапожные инструменты, клей «Момент», щетка для одежды, обуви, крем для обуви, швейная машина, утюг, утюжильная доска, швейные принадлежности.

Участники:  руководитель игры – учитель; «мастера по оказанию бытовых услуг» -  ученики; «эксперты» - ученики (2 человека).

        План проведения игры

1-й этап – подготовительный

  1. Учитель  объясняет цели, задачи, правила игры и безопасности выполнения сборочных работ  и установки фурнитуры, работы с сапожными  инструментами, клеем, химическими средствами по удалению пятен.

Быт – согласитесь, как много тепла в этом слове. Оно будто пропитано приятной домашней атмосферой, с нотками комфорта, уюта, спокойствия. Быт скрашивает часы, проведенные дома после изнурительного трудового дня. Это именно то, что нам нужно, если мы хотим провести благодатные часы с теми, кого любим, в той обстановке, которая нравится нам больше всего. Именно поэтому для каждого отдельного человека быт является чем-то особенным, и не редко случается, что тому способствую вещи, окружающие нас. Вещи, которые делают нашу жизнь приятнее. Вещи, пользуясь которыми, мы получаем удобство и хорошее настроение.

Разумеется, что, привязываясь к любимым предметам обихода, нам становится не по себе, если они выходят из строя. Внезапно сломанный зонтик, когда на улице хлещет дождь; стиральная машинка, чей нагревательный элемент вышел из строя, и теперь соседей снизу заливает водой; потерянный ключ от квартиры; сломанный каблук – все это является мелочью, но, тем не менее, может повлечь за собой определенные последствия и плохое настроение на целый день.

Как это обычно случается, беда не приходит одна, и если с Вами приключилась череда неприятных событий, Вам лучше всего обратиться в компанию, которая делает все и разом. Именно здесь Вам на помощь всегда готов прийти  Дом Быта.

Дом быта оказывает услуги самого разного рода: от ремонта мелкой и крупной бытовой техники, до гравировки ювелирных украшений. Он отремонтирует абсолютно все, с чем Вы можете столкнуться в повседневной жизни.

Вам нужно починить любимую куртку или перекроить платье? Пожалуйста!

Залили чаем свой ноутбук, и теперь он не работает? Без проблем, починим!

Любимые туфли пришли в негодность, и Вам нужно поставить набойки, заменить супинатор и подлатать каблук? Не вопрос!

Как Вы уже поняли, помимо ремонта одежды, обуви и различной техники, он выполняет услуги и другого рода: изготовление дубликатов ключей для дома, офиса или автомобиля; гравировка на стекле или металле; ремонт ювелирных изделий; услуги полиграфии, а так же ремонт зонтов, сумок, чемоданов и многого, многого, многого другого.

Сегодня у нас необычный урок. Вы можете стать мастером по оказанию бытовых услуг.

У нас есть изделия, которые надо отремонтировать. Нам понадобятся мастера по ремонту одежды, обуви, мебели, парикмахеры, фотографы.

Делимся на группы и берем наряд-задания.  На выполнение работы отводится 40 минут. Для оценивания работы выбираем экспертов.

Существует определенная технология выполнения работ, которую вы должны соблюдать. Всю необходимую информацию  можете  найти в подготовленной литературе.

  1. Учитель назначает экспертную группу из числа учеников по желанию.
  2. Учитель по желанию учеников формирует несколько рабочих звеньев (от 1 до 3 человек), раздает творческим звеньям задания:

1) отремонтировать мягкий стул;

2) заменить петли и ручки у тумбочки;

 3) почистить и удалить пятна ржавчины на одежде;

4) подклеить подошву у обуви, подклеить стельки, почистить обувь;

5) пришить пуговицы, стачать распоровшийся шов, подшить распоровшийся шов.

    Напоминает ученикам, что существует определенная технология выполнения работ, которую они должны соблюдать. Всю необходимую информацию они могут найти в подготовленной литературе.

  1. Экспертная группа получает ведомость критериев оценивания «мастера по оказанию услуг»: за качество сборки и ремонта мебели, ремонта обуви и одежды, оказание услуг по чистке одежды и обуви.

2-й этап – практический

  1. Ученики «мастера по оказанию услуг» знакомятся с рабочим местом и наличием соответствующих материалов и инструментов. Рекламируют свои практические навыки по оказанию услуг среди учащихся своего класса: «Лучшие мастера по оказанию услуг – по первому вашему звонку! Приглашайте нас – и ваши вещи приобретут новую свежесть!». Ученики отдают в ремонт, чистку свои вещи, предметы быта, которые принесли из дома для практической части игры.
  2. «Мастера по оказанию услуг» приступают к осмотру вещей и изделий, определяют степень утраты и вида ремонта и чистки. Затем начинают выполняют практическую часть: ремонтировать мебель, одежду, обувь; чистить одежду, обувь.
  3. Учитель наблюдает за деятельностью «мастеров по оказанию услуг», при необходимости консультирует слабых «мастеров». Дает необходимые указания по соблюдению правил техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
  4. Экспертная группа наблюдает за работой «мастеров», ставит в оценочную ведомость необходимые баллы: за организацию рабочего места, правильность подбора и применения инструментов, материалов, чистящих средств, соблюдение правил безопасности, правильность сборки мебели, качество чистки и удаления пятен, устные ответы. Рекламирование своей услуги.
  5. Учитель объявляет «мастерам», что игра заканчивается за  5 минут, тем самым напоминая, что практическая часть завершается. Ученики проверяют работоспособность собранной ими мебели, почищенной и отремонтированной обуви, одежды.
  6.  Учитель объявляет об окончании игры и просит учащихся уложить готовые отремонтированные, почищенные изделия на правый край рабочего места для проверки.

3-й этап – проверочно – оценочный

  1.   Экспертная группа вместе с учителем и другими учениками проверяют выполненные работы, уделяют внимание качеству и соблюдению технологического процесса выполняемых работ. Затем выставляют баллы.
  2.  Учитель предлагает  «мастерам» убрать  рабочие  места.
  3.  Экспертная группа подсчитывает полученные каждым участником баллы.
  4.  Учитель задает участникам игры вопросы:

- Как нужно чистить замшевую обувь?

-Если замок на куртке не застегивается, его надо менять?

- Как хранить вещи после прихода из школы?

- Если ты попал под дождь, приходишь домой … Твои действия?

Варианты ответов:

- Каждый раз после её применения. - Обратиться в мастерскую, может нужна замена «бегунка».

- Использовать специальную вешалку, располагать в шкафу.

-Вещи просушить, в том числе и обувь, почистить при необходимости и повесить на вешалку.

4-й этап - заключительный

  1.  Учитель вместе с экспертной группой подводит итоги игры, оценивая участников по количеству набранных ими баллов:

5 баллов – изделие собрано правильно с применением соответствующих инструментов, ремонтные работы, чистка одежды и обуви выполнена качествен, нет отклонений в организации рабочего места, соблюдены правила безопасности, ученик участвовал в ответах, правильно ответил на устные вопросы;

4 балла -  изделие собрано правильно с применением соответствующих инструментов; есть незначительные несоответствия в ремонте одежды, обуви, и их чистке; есть отклонения в организации рабочего места, соблюдены правила безопасности, ученик участвовал в ответах, правильно ответил на 3 устных вопроса;

3 балла – при сборке изделия были допущены ошибки: неправильный подбор деталей, материалов и их соединений; ремонт и чистка одежды и обуви выполнены некачественно, заметны следы пятен, - при помощи учителя ошибки были устранены; в организации рабочего места допущены ошибки; ученик соблюдал правила безопасности; правильно ответил на один устный вопрос.

  1. Учитель задает ученикам вопросы:

- С какими трудностями вы столкнулись, участвуя в деловой игре?

- Какие новые навыки вы приобрели?

- Какие эмоции вы получили?

- Что в игре самое интересное?

- А вы хотите помогать своим родственникам, чужим людям  в оказании посильных услуг, например, таких как: чистка одежды, одежды, ремонт одежды, обуви, мебели?

- Для вас это посильное занятие?

- А можно такие услуги оказывать за деньги? И давайте посчитаем затраты.

Учитель показывает ученикам готовый плакат, на котором представлен расчет затрат на материал, затрат труда, транспортные расходы (если они были) и т. д.

  1. Учитель объявляет полученные учащимся баллы, оценки за урок, отмечает лучших, лидеров, вручает призы ( это могут быть, например, техническая игрушка, авторучка, краски и т.д.).
  2. Домашнее задание: сделать дома объявление по оказанию услуг своим родителям и родственникам.
  3. Учитель организует уборку учащимися рабочих мест, назначает дежурных. Все материалы, инструменты и другое учащиеся убирают в методический шкаф.

Ожидаемые результаты игры

  • Умение применять специальные инструменты и материалы для удаления пятен с одежды, обуви, мебели
  • Овладение практическими навыками по очистке и ремонту одежды, мебели с помощью специальных инструментов и приспособлений.
  • Умение реализовать свои способности в оказании услуг по чистке и ремонту мебели, одежды, обуви родственникам, соседям, знакомым.
  • Привитие учащимся личностных качеств, таких как трудолюбие, целеустремленность, бережливость, уважительное отношение к старшим.
  • Умение правильно организовать рабочее место с соблюдением правил безопасности.
  • Умение составлять и рекламировать свои проспекты об оказании услуг на дому

Оснащение урока  «Бытовые услуги»

Компьютер, проектор, экран.

Презентация «Оказание бытовых услуг населению»

Литература:

Учебник «Технология (обслуживающий труд) 5 кл.» под ред. О.А. Кожиной

Учебник «Технология (технический труд) 5 кл.» под ред. В.М. Казакевича

А. Маркуша  «А я сам»

Кабинет технологии (технический труд)

Мастерская по ремонту обуви

клей-момент для обуви

наждачная бумага

обезжиривающая жидкость

щетка для обуви

ветошь

крем для обуви

струбцина

Мастерская по ремонту  мебели

молотки

плоскогубцы

отвертки

напильники

тиски

наждачная бумага

саморезы

гвозди

болты

гайки

ручки мебельные

навесы

проволока диаметром 8мм

Кабинет технологии (обслуживающий труд)

        

Ателье по пошиву и ремонту одежды

швейные  машины

утюг

гладильная доска

ножницы

иглы

булавки

нитки швейные

бумага для рисования

карандаши

цветная бумага

клей

пуговицы

Химчистка

щетка для чистки одежды

пятновыводитель

утюг

гладильная доска

Парикмахерская

расчёски

фен

плойка

лак для укладки волос

заколки

        

Фотоателье

фотоаппарат

принтер

ватман

клей

Список используемой литературы:

1. Технология. 5-8 классы. Деловые и ролевые игры на уроке: рекомендации, конспекты уроков/ авт.-сост. С.П. Шурупов.-Изд.2-е – Волгоград: Учитель, 2014.

2. http://uslugiprivas.ru/

3. А. Маркуша «А я сам»

4. Технология (обслуживающий труд) под редакцией О.А. Кожиной – Дрофа, 2012 г.

5. Технология (технический  труд) под редакцией В.М. Казакевича  - Дрофа, 2012 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-деловой игры по теме "Четырехугольники". 8 класс

Существует различные пути формирования учебно- познавательной компетенции, одним из которых являются нестандартные уроки. Приведем пример деловой игры.На таких уроках моделируется реальная ситуа...

разработка урока Деловая игра "Инвестиция"

Урок в 9 классе по теме: "Экономико-географическая характеристика Центрально-Чернозёмного района " в форме деловой игры....

Статья "Разработка базы данных для АИС Учет оказания услуг в химчистке"

При сильной занятости современного человека несомненным спросом пользуются организации, работающие в сфере услуг. Химчистка является примером такой организации. Конечно, трудно представить себе жизнь ...

методическая разработка урока-деловой игры по теме "Байкал-жемчужина России" география 8 класс

Представленный материал - полностью разработка сценария  деловой игры " Экологического форум" в 8 классе  по теме "Байкал"  и представлена презентация к уроку. На уроке рассматриваются ...

Разработка урока Деловая игра по естествознанию 10 класс «Как вы думаете?»

Развитие самостоятельной деятельности, активизация мышления, выработка системного логического мышления...

Урок - деловая игра "Город мастеров"

Урок - деловая игра "Город мастеров"...