Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах» в рамках ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Скоробогатова Ирина Анатольевна

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Биология – наука о живой природе". 

Ход урока.

Организация класса – сообщение целей и задач урока.

Оформление оценочного листа в тетрадь и алгоритма работы по инструктивной карте.

Работа с учебными элементами инструктивной карты. 

Подведение итогов каждого учебного элемента. Анализ типичных ошибок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_po_teme_vvedenie.doc64 КБ
Microsoft Office document icon obobshchenie_po_teme_vvedenie.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах»

Задачи урока.

Обучающие: Обобщить и систематизировать знания учащихся. Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Совершенствовать умения характеризовать разнообразие живой природы, царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. Приводить примеры среды обитания живых организмов, экологических факторы и их влияние на живые организмы.

Развивающие: Развивать умения применять полученные знания при выполнении заданий;

Способствовать развитию мышления

Совершенствовать монологическую речь учащихся, навыки по умению обобщать, сравнивать, делать выводы. Совершенствовать умения работать с учебником, находить в содержании текста и рисунках необходимые сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы..

 Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать культуру речи;

Планируемые результаты обучения

Личностные: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные: формировать умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные: формировать умение аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности
Формы организации учебной деятельности: обобщающий урок.

Приемы деятельности учителя: организация повторения и обобщения через работу с инструктивной картой.  

Средства обучения: рабочие тетради, таблицы, презентации

Ход урока.

Организация класса – сообщение целей и задач урока.

Оформление оценочного листа в тетрадь и алгоритма работы по инструктивной карте.

Работа с учебными элементами инструктивной карты. Подведение итогов каждого учебного элемента. Анализ типичных ошибок.

Инструктивная карта к уроку по теме «Биология – наука о жизни».

  1. Занесите в тетрадь оценочный лист

Элементы урока

баллы

оценка

УЭ -1

1

УЭ -2

5

УЭ -3

5

УЭ -4

 5

УЭ – 5 выходной контроль

2. Работайте по инструктивной карте.

Учебный

элемент

Учебный элемент с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЧ-1.

Цель: повторить основные понятия темы выявить умения использовать научную терминологию.

ЗАДАНИЕ 1. Устно

 Дайте определение понятиям: биология, экология, фенология, биосфера. Наблюдение, эксперимент.  Обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение,  Среда обитания, экологические факторы.

Поставьте один балл в УЭ-1, если вы дали ответ классу. Если вы не приняли участие в этом задании, то поставьте 0 баллов в этой графе.

УЭ-2.

Цель: систематизировать умение характеризовать определить уровень умения обобщать.

ЗАДАНИЕ 2. В тетрадь

Приборы и инструменты

Что можно делать с их помощью

бинокль

Наблюдать удаленные объекты

микроскоп

------=-

----

Измерять скорость

линейка

-----

----------

Измерять температуру

Проведите самоконтроль по ключу и поставьте оценку в графе УЭ-2 по критериям:

0 – «5»

1 - «4»

2-3 - «3»

более 3 - «2»

УЭ-3

Цель: систематизировать умения, характеризовать, определить уровень развития познавательной активности, умение применять фактические знания

 ЗАДАНИЕ 3.  В тетрадь

Распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения, дождь

Проведите самоконтроль по ключу и поставьте оценку в графе УЭ-3 по критериям:

0 – «5»

1 - «4»

2-3 - «3»

более 3 - «2»

УЭ-4.

Цель: выявить уровень способности сравнивать, обобщать, делать выводы.

Задание 6. В тетрадь

1. Биологическими науками являются. а) физика б) зоология в) химия г) ботаника д)география е)анатомия.2. Методами изучения живой природы  являются. а) координация  б) сложение в) измерение г) вычитание д) эксперимент е) наблюдение.3.Царствами живой природы являются а) минералы б) бактерии в) камни г) растения д) вещества е) грибы.4.К абиотическим факторам относятся а) свет б) влажность в) растения г) человек  д) температура е) животные.

2. Подсчитайте общее количество баллов всех УЭ и поставьте себе оценку в графе оценка по  количеству баллов:

«5»- набрали более 14баллов;

«4»- набрали 10 – 13  баллов;

«3»- набрали менее 10 баллов;

«2»- набрали менее 5 баллов

1. Проведите взаимоконтроль и поставьте баллы в УЭ-4 по критериям УЭ-3.

УЭ-5 .

Выходной контроль.

Цель: выявить уровень усвоения информации по теме. 

Тест. Выберите один правильный ответ.

1.Биология - это наука о

а) минералах

б) живых организмах

в) звёздах

г) горных породах

2.. Область распространения жизни составляет оболочку Земли, которая называется

а) гидросфера б) биосфера

в) литосфера г) атмосфера

3.Метод, в котором наблюдение проводят в специально создаваемых и контролируемых условиях, называется

а) эксперимент б) фенология

в) измерение г) статистика

4.Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название

  1. разглядывание
  2. измерение
  1. наблюдение
  2. экспериментирование

5. Наука о животных называется

  1. анатомией
  2. зоологией
  1. ботаникой
  2. физиологией

6. Учёные разделяют все живые организмы на

  1. 1царство
  1. 2 царства
  1. 3 царства
  2. 4 царства

7. Дождевой червь обитает в

  1. водной среде
  2. почве
  1. наземно-воздушной среде
  2. в телах других организмов

Данное задание оценит учитель

Рефлексия

1

НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ

АКТИВНО/ ПАССИВНО

На уроке мне было 

Интересно/не интересно          легко/трудно

Своей работой на уроке я

Доволен /не доволен

Урок показался мне

Коротким / длинным

Мое настроение

Хорошее / не очень хорошее/ плохое.

 

2. Выскажите ваши пожелания:

какие вопросы из тех, что мы не рассмотрели на уроках по данной теме, вы хотели бы обсудить.

6. Домашнее задание: с. 13 Техника безопасности в биологическом кабинете. Перессказ.



Предварительный просмотр:

Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах»

Задачи урока.

Обучающие: Обобщить и систематизировать знания учащихся. Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Совершенствовать умения характеризовать разнообразие живой природы, царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. Приводить примеры среды обитания живых организмов, экологических факторы и их влияние на живые организмы.

Развивающие: Развивать умения применять полученные знания при выполнении заданий;

Способствовать развитию мышления

Совершенствовать монологическую речь учащихся, навыки по умению обобщать, сравнивать, делать выводы. Совершенствовать умения работать с учебником, находить в содержании текста и рисунках необходимые сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы..

 Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать культуру речи;

Планируемые результаты обучения

Личностные: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные: формировать умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные: формировать умение аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности
Формы организации учебной деятельности: обобщающий урок.

Приемы деятельности учителя: организация повторения и обобщения через работу с инструктивной картой.  

Средства обучения: рабочие тетради, таблицы, презентации

Ход урока.

Организация класса – сообщение целей и задач урока.

Оформление оценочного листа в тетрадь и алгоритма работы по инструктивной карте.

Работа с учебными элементами инструктивной карты. Подведение итогов каждого учебного элемента. Анализ типичных ошибок.

Инструктивная карта к уроку по теме «Биология – наука о жизни».

  1. Занесите в тетрадь оценочный лист

Элементы урока

баллы

оценка

УЭ -1

1

УЭ -2

5

УЭ -3

5

УЭ -4

 5

УЭ – 5 выходной контроль

2. Работайте по инструктивной карте.

Учебный

элемент

Учебный элемент с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЧ-1.

Цель: повторить основные понятия темы выявить умения использовать научную терминологию.

ЗАДАНИЕ 1. Устно

 Дайте определение понятиям: биология, экология, фенология, биосфера. Наблюдение, эксперимент.  Обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение,  Среда обитания, экологические факторы.

Поставьте один балл в УЭ-1, если вы дали ответ классу. Если вы не приняли участие в этом задании, то поставьте 0 баллов в этой графе.

УЭ-2.

Цель: систематизировать умение характеризовать определить уровень умения обобщать.

ЗАДАНИЕ 2. В тетрадь

Приборы и инструменты

Что можно делать с их помощью

бинокль

Наблюдать удаленные объекты

микроскоп

------=-

----

Измерять скорость

линейка

-----

----------

Измерять температуру

Проведите самоконтроль по ключу и поставьте оценку в графе УЭ-2 по критериям:

0 – «5»

1 - «4»

2-3 - «3»

более 3 - «2»

УЭ-3

Цель: систематизировать умения, характеризовать, определить уровень развития познавательной активности, умение применять фактические знания

 ЗАДАНИЕ 3.  В тетрадь

Распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения, дождь

Проведите самоконтроль по ключу и поставьте оценку в графе УЭ-3 по критериям:

0 – «5»

1 - «4»

2-3 - «3»

более 3 - «2»

УЭ-4.

Цель: выявить уровень способности сравнивать, обобщать, делать выводы.

Задание 6. В тетрадь

1. Биологическими науками являются. а) физика б) зоология в) химия г) ботаника д)география е)анатомия.2. Методами изучения живой природы  являются. а) координация  б) сложение в) измерение г) вычитание д) эксперимент е) наблюдение.3.Царствами живой природы являются а) минералы б) бактерии в) камни г) растения д) вещества е) грибы.4.К абиотическим факторам относятся а) свет б) влажность в) растения г) человек  д) температура е) животные.

2. Подсчитайте общее количество баллов всех УЭ и поставьте себе оценку в графе оценка по  количеству баллов:

«5»- набрали более 14баллов;

«4»- набрали 10 – 13  баллов;

«3»- набрали менее 10 баллов;

«2»- набрали менее 5 баллов

1. Проведите взаимоконтроль и поставьте баллы в УЭ-4 по критериям УЭ-3.

УЭ-5 .

Выходной контроль.

Цель: выявить уровень усвоения информации по теме. 

Тест. Выберите один правильный ответ.

1.Биология - это наука о

а) минералах

б) живых организмах

в) звёздах

г) горных породах

2.. Область распространения жизни составляет оболочку Земли, которая называется

а) гидросфера б) биосфера

в) литосфера г) атмосфера

3.Метод, в котором наблюдение проводят в специально создаваемых и контролируемых условиях, называется

а) эксперимент б) фенология

в) измерение г) статистика

4.Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название

  1. разглядывание
  2. измерение
  1. наблюдение
  2. экспериментирование

5. Наука о животных называется

  1. анатомией
  2. зоологией
  1. ботаникой
  2. физиологией

6. Учёные разделяют все живые организмы на

  1. 1царство
  1. 2 царства
  1. 3 царства
  2. 4 царства

7. Дождевой червь обитает в

  1. водной среде
  2. почве
  1. наземно-воздушной среде
  2. в телах других организмов

Данное задание оценит учитель

Рефлексия

1

НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ

АКТИВНО/ ПАССИВНО

На уроке мне было 

Интересно/не интересно          легко/трудно

Своей работой на уроке я

Доволен /не доволен

Урок показался мне

Коротким / длинным

Мое настроение

Хорошее / не очень хорошее/ плохое.

 

2. Выскажите ваши пожелания:

какие вопросы из тех, что мы не рассмотрели на уроках по данной теме, вы хотели бы обсудить.

6. Домашнее задание: с. 13 Техника безопасности в биологическом кабинете. Перессказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-игра по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

Этот урок я провел в 7 классе. Разнообразные формы работы помогают детям увлекательно повторить материал и не устать....

Повторительно-обобщающий урок по истории в 5-м классе по теме “Древняя Греция”.

Сегодня мы совершим путешествие в эту удивительную историческую область на специальных кораблях – триерах...

Инструктивная карта на обобщающем уроке в 5 Е классе по теме:"Биология-наука о живых организмах"

задачи урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся. Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Совершенствовать умения характеризовать разнообразие живой природы, ц...

Инструктивная карта на обобщающем уроке в 5 Е классе по теме:"Биология-наука о живых организмах"

Формы организации учебной деятельности: обобщающий урок.Приемы деятельности учителя: организация повторения и обобщения через работу с инструктивной картой. Задания подобраны на систематизацию, знаний...

Подробный план-конспект урока биологии в 10-ом классе по теме: "Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты" согласно ФГОС

Подробный план-конспект урока биологии в 10-ом классе по теме: "Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты" согласно ФГОС...

Контрольная работа по биологии №1 для 5 класса по теме "Введение"

Контрольная работа по теме "Введение" разработана в соответствии с учебником Пасечника В. В. "Биология. Бактерии, грибы, растения"...

Технологическая карта обобщающего урока по английскому языку в 5 классе по теме: "Мой дом. Моя комната"

Технологическая карта урока английского языка.Учитель: Сараева  Ольга Владимировна, учитель английского языка, СОШ № 104УМК «Английский в фокусе» (Spotlight), 5 класс под редакц...