Повторительно-обобщающий урок по истории в 5-м классе по теме “Древняя Греция”.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Сегодня мы совершим путешествие в эту удивительную историческую область на специальных кораблях – триерах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon greciy.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок  по истории

в 5-м классе

по теме “Древняя Греция”.

Урок- игра «Путешествие в Древнюю Грецию».

Подготовила:

учитель истории первой

квалификационной категории

МОУ «Основная общебразовательная

                                                                                                                     школа с. Головинщено

Краснопартизанского района

                                                                                                                          Саратовской области»

Печерская  Ольга Сергеевна

Почтовый адрес:

413552, Саратовская область,

Краснопартизанский район,

с.Головинщено,

ул. Советская, д.36

2011 г.

Повторительно-обобщающий урок  по истории в 5-м классе

по теме “Древняя Греция”.

Урок- игра «Путешествие в Древнюю Грецию».

Цель:  закрепление знаний учащихся 5-го класса по теме «Древняя Греция».

Задачи:

  1. побудить у учащихся мотивацию к изучению этой темы в большем объеме, чем предусмотрено программой;
  2. дать возможность проявить способности учащихся в разных видах творчества;
  3. привить интерес к изучению предмета истории в 5-м классе.

Оформление: класс  оформлен в соответствии с темой урока. Выставлены стенды с рисунками учащихся.

Оборудование урока:

1. Компьютер для демонстрации слайдов.

2. Магнитофон для музыкального оформления игры.

3. Маршрутные листы для каждой команды.

4. Билеты для театра для подведения  итогов урока.

5. Картина «Греческий театр».

Предварительная подготовка. В начале изучения темы “Древняя Греция” учитель раздает задание командам для предварительной подготовки к учебной игре: подготовить костюмы, придумать названия командам.

Ход урока:

Звучит музыка. Под музыку в класс заходят команды и занимают свои места.

Учитель: В давние времена, когда мир был молодой, на берегах теплого Средиземного моря жили люди, которые называли себя эллинами (греками), а свою страну – Элладой (Грецией). Греки были смелыми мореплавателями, храбрыми воинами, искусными художниками, архитекторами, изобретателями, прекрасными поэтами и философами. Они создали великую культуру древности, давшую начало всей европейской цивилизации.

(Звучит мелодия, демонстрируется слайд-фильм “Наследие Древней Греции”)

Учитель:  Сегодня мы совершим путешествие в эту удивительную историческую область на специальных кораблях – триерах (слайд).

- Что означает это слово? (мелкосидящие корабли с тремя рядами весел)

 Но путешествие будет непростым, так как в конце вашего странствия вы должны посетить древнегреческий театр (слайд).

 - Что означает это слово? (место для зрелищ)

А попасть в театр  вы сможете лишь в том случае, если соберете нужное число билетов, которые вы будете получать за правильные и содержательные ответы. В этом нелегком деле вам желает помочь богиня, которая, наскучив с богами сидеть на высоком Олимпе, на землю решила  спуститься. Но кто это премудрая богиня, узнаем мы, угадав ее имя с помощью головоломки (слайд).

Головоломка

Г

Е

К

Т

О

Р

П

Е

Н

Е

Л

О

П

А

И

Т

А

К

А

Г

О

М

Е

Р

  1. Кто был лучшим воином троянцев? (Гектор)
  2. Как звали жену Одиссея? (Пенелопа)
  3. Назовите родной остров Одиссея? (Итака)
  4. Кто считается автором поэмы «Илиада»? (Гомер)

На сцену выходит девушка в образе музы истории КЛИО, обращается к участникам встречи.

Клио:

Вам, пришедшие сюда, 
К состязанию готовым,
Слово привета свое, я обращаю!
Вам пожелаю я, о, сыновья Геродота –
Честно сражаться под сводами храма Науки!
Пусть же дарует великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет,
и знание покажет искусней.
Муза истории Клио –
Вас приглашает!

Учитель: Ребята, вы готовы к состязанию? Тогда представьте свою команду и дайте название своим кораблям. (см. Приложение 2)

(Каждая команда представляет себя в форме приветствия.)

        Контрольный вопрос для команд     (Пример)

«Прометей»                                                                                                            «Геракл»

- За что почитали  греки героя мифа?                                      - Сколько подвигов совершил Геракл?

(Он принес людям огонь)            ( 12)

Учитель: Отправляясь в путь, вы должны  стремиться получать билеты, которые находятся  в сосудах  на ваших рабочих местах. За верный ответ капитан корабля самостоятельно берет билеты для своей команды.

Описание и содержание конкурсов (станций).

Станция №1. РАЗМИНКА

Учитель: Проведем разминку команд. Среди принятых за обедом развлечений греков была игра в вопросы и ответы. По очереди каждая команда отвечает на

блиц – вопросы:

  1. Какой греческий город назывался школой Эллады и почему? (Афины)
  2. Что такое ареопаг? (Cовет знати в Аттике)
  3. Кого называли архонтом? (Одного  из правителей в Аттике)
  4. Каким образом и чем голосовали судьи в Афинах? (Тайно, камешками)
  5. Кто был учителем А.Македонского? (Аристотель)
  6. Как называлась главная площадь Афин? (Агора)
  7. Как учили говорить юных спартанцев? (Лаконично)
  8. Дайте  другое название Трои? (Илион)
  9.  Назовите самое знаменитое сооружение на острове Крит (Лабиринт)
  10.  Сколько лет продолжалось странствие Одиссея? (20 лет)
  11.  Как звали богиню, помогавшую Одиссею? (Афина)
  12.  Когда в Древней Греции никто не воевал? (во время Олимпийских игр)
  13.  Где находился город Троя? (в Малой Азии)
  14.  В честь какого бога проводились Олимпийские игры? (Зевса)
  15.  Чем награждали победителей игр? (железным диском, лавровым венком, бесплатными билетами в театр, бесплатными обедами, устанавливали статую или бюст, освобождали до следующих игр от налогов)
  16.  Чем закончилось персидское вторжение в Грецию? (поражением персов)
  17.  Кому принадлежала верховная власть в Афинах? (народному собранию)
  18.  Кто “открыл” древнюю Трою? (Шлиман)
  19.  Какая форма правления была заложена в Афинах в результате реформ Солона? (республика-демократия)

     20.  Какой год войны описывается в поэме «Илиада»? (9-й, 10-й годы)

Учитель:

  1. Что свидетельствует о развитии демократии в нашем государстве сегодня?
  2. Кто может в нашем государстве участвовать в выборах?
  3. Могут ли женщины участвовать в выборах в наши дни?

Учитель: А что означает слово демократия  вы должны вспомнить на следующей станции.

Станция  № 2. исторические понятия. (слайд)

демократия

граждане

колония

илоты

реформы

стратег

религия

полис

ареопаг

пираты

атлет

оратор

Учитель: Команды успешно посетили две станции. Предлагаю вам отдохнуть. Каждой команде необходимо отгадать шараду (слайд).

Шарады

1 команда

2 команда

Первое – название священной горы;

Второе - соединительный союз;

Третье – самая хвастливая буква алфавита.

Целое: город в Южной Греции    (Олимп-и-я)

Первое – народ (в переводе с греческого);

Второе – прибор для укладки волос;

Целое: знаменитый оратор Древней Греции  (Демос-фен)

Станция  № 3.  БОГИ ОЛИМПА

Учитель: Самой высокой горой в Элладе была гора Олимп. Древние греки верили, что там живут всесильные боги, которые иногда спускаются к людям и общаются с ними.

- Вам предлагается вспомнить и охарактеризовать предложенных богов в задании   № 1 Маршрутного листа (см приложение 1).

-  Соотнесите имена богов с их функциями.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка)

Станция  № 4. ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Учитель: Знать, где живут боги – это одно, а вот показать это место на карте – совсем другое. (Работа по карте)

  1. Где находится самая высокая гора Олимп?
  2. Какими морями омывается Греция?
  3. Покажите самый большой остров
  4. Какой город является современной столицей Греции?
  5. На какие части разделена Греция?
  6. Какой полуостров считается Южной Грецией?
  7. Где находится город Спарта?
  8. Где находится Греция?

Станция  № 5. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Учитель: Вам предлагается выполнить задание № 2 Маршрутного листа             (см приложение 1).

- Верны ли следующие утверждения?

Да = +

Нет = -

  1. Около 1200 г. до н.э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои? (Да)
  2. Солон распорядился отпустить  на волю всех должников на собственной родине (Да)
  3. Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие точные ответы (Да)
  4. Ионический орден отличался массивностью и отсутствием украшений (Нет)
  5. Весной 480 г. до н.э. войска персидского царя Ксеркса переправились из Азии в Европу через пролив Геллеспонт (Да)
  6. В Элладе самым богатым городом считались Афины (Да)
  7. Зарождение театра в Греции связано с празднествами бога Зевса (Нет)
  8. Перикл ввел плату за исполнение государственных должностей (Да)
  9. Бронзовую статую Афины, украшавшую Акрополь, создал Мирон (Нет)

Учитель: А кто? (Фидий)

- В данный момент вы тоже можете выступить в роли скульптора, выполнив физминутку.

Физминутка  «Скульптура»

Поднимаем руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем атлетам тихо сесть – это шесть.

Станция  № 6. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ

Учитель: В задании № 3 Маршрутного листа (см приложение 1) сопоставьте даты и события.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка)

Станция  № 7. ДОБАВЬТЕ  СЛОВА И ДАТЫ

Команды получают задание  № 4  Маршрутного листа (см приложение 1)

Учитель: Вставьте пропущенные слова и даты в предложения.

1. Летом 490 г. до н.э. в Марафонской бухте показались корабли персов.

2. На должность стратега Народное собрание избрало  Мильтиада.

3. Афинянам в борьбе с персами  помог лишь пограничный с Аттикой город Платеи.

4. Марафонское сражение выиграли греки.

Станция  № 8. КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Учитель: Какие слова Гомер назвал “крылатыми”?

(Слова, которые быстро срываются с уст говорящего и летят к уху слушателя)

1.  Каждая команда получает предмет (яблоко, ткань). Этот предмет необходимо связать с крылатым выражением и объяснить его смысл

 Яблоко раздора (причина ссоры)

 

 Ткань Пенелопы (бесконечный труд)

 2. Завершите ситуацию крылатой фразой.

  1. Мать, узнав от богов судьбу сына, купает его в водах подземной реки, делавшей человека неуязвимым. Однако роковой судьбы избежать не удалось. Юноша все равно погибает от стрелы Париса. С тех пор уязвимое место называют…(Ахиллесовой пятой).
  2. Провожая сына-спартанца на войну, мать подала ему доспехи со словами…(Иль со щитом, иль на щите).

Станция № 9. ИСТОРИЧЕСКИЙ  ЗООСАД

Учитель: От участников этого конкурса требуется знание легенд, мифов, живописи, скульптуры, архитектуры. Следует подтвердить правильность ответа на примере легенды, мифа, события или произведения искусства. На слайдах будут появляться изображения животных, вам необходимо дать ответ: что за животное, какую роль сыграло в истории греческого народа.

  1. Коза (слайд) – миф о том, что молоком божественной козы нимфы на о. Крит вскормили младенца Зевса.
  2. Павлин (слайд) – священная птица богини Геры. Легенда о том, что Гера заставила стоглазое чудовище (Аргуса) стеречь любимицу Зевса (Ио). Когда Зевс узнал это, поручил Гермесу убить его, усыпив все глаза чудовища. Тогда Гера собрала все сто глаз и разместила их на хвосте павлина.
  3. Паук (слайд) – в него была превращена под гневом Афины смертная девушка из Лидии.
  4. Дельфин (слайд) – священное животное.  По легенде он был свидетелем рождения из морской пены у берегов Кипра богини Афродиты.
  5. Черепаха (слайд) – животное, посвященное Афродите. Черепаха – символ целомудрия.
  6. Орел (слайд) священная птица Зевса, признак царственности.
  7. Конь (слайд) – Троянская война, взятие Трои.
  8. Лев (слайд) – Львиные ворота в Микенах -  самом богатом городе.

Станция № 10. ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ ИМЕНА (СЛАЙДЫ)

  1. Аристофан,  Софокл, Эсхил  - поэты
  2. Солон, Мильтиад, Перикл – правители
  3. Сократ, Платон, Аристофан - философы

Станция 11. К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Слайд «Пища»

- Ребята, ваши мамы умеют готовить?

- А в  каком государстве Древней Греции женщину почитали за ее неумение готовить (в Спарте).

Слайд «Кувшин  и виноград»

- Как использовали древние греки виноград?

- Что вы можете сказать об употреблении вина греками?

- Как греки воспитывали неопытную молодежь, которая увлекалась выпивкой?

Сделаем вывод:  Пьянство осуждали и осуждают в наше время, считалось и считается, что оно не доводит до добра.

Станция 12. ЖИЛИ ЛИ ОНИ?

Учитель: Запишите в левую колонку тех, которые жили, а в правую - тех, кто известен из мифов (Задание № 5 Маршрутного листа (см приложение 1))

Подведение итогов.

Учитель: Ребята, вы набрали достаточно  билетов, чтобы попасть в театр. Театр для греков являлся школой жизни, ежегодно они собирались на праздник в честь бога Диониса. Это зрелище продолжалось несколько дней. Каждый год греки выбирали семь лучших комедий и трагедий. Благодаря этому до наших дней дошли тексты этих произведений. На следующем уроке мы увидим сцены из лучших произведений Древней Греции.

Команды узнают  домашнее задание из мозаики (на обратной стороне билетов для театра фрагменты мозаики  из греческой комедии),  которую собирали в течение урока.

Учитель: Наша встреча подошла к завершению.  Настало время подводить итоги, но перед  награждением победителей проведем рефлексию. У каждого участника есть кораблик. Закрасьте зеленым цветом парус корабля, если вам на уроке было интересно. Если нет – закрасьте серым цветом.

Награждение участников путешествия.

Учитель: В добрый путь!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Маршрутный лист

Задание №1

Вставьте в скобки нужную букву!

1) Посейдон – (…)                                      а) богиня мудрости и красоты

2) Зевс -           (…)                                      б) бог кузнец

3) Аид -           (…)                                       в) бог виноделия

4) Гефест -      (…)                                       г) бог моря

5) Дионис -     (…)                                       д) бог дождя и грома

6) Деметра -    (…)                                       е) бог подземного царства

7) Афродита – (…)                                      ж) богиня земледелия

8) Артемида -  (…)                                       з)  богиня охоты

     9) Аполлон  -  (….)                                       и) бог света

Задание №2

Графический диктант

Под цифрами поставьте знак «+» (да) или « - « (нет)!

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Задание №3

Вставьте нужную букву в скобки!

1) Избрание Солона архонтом –  ( …)

2) Первые Олимпийские игры –   (…)

3) Марафонская битва              -    (…)

4) Саламинская битва              -     (…)

5) Поход Александра в Персию – (…)

6) Бой в Фермопильском ущелье- (…)

а) 331 г. до н.э.

б) 594 г. до н.э.

в) 490 г. до н.э.

г) 776 г. до н.э.

д) 480 г. до н.э.

е) 480 г. до н.э.

Задание №4

Вставьте пропущенные слова и даты!

1. Летом …….. до н. э. в Марафонской бухте показались корабли …………

2. На должность стратега Народное собрание избрало ……………….

3. Афинянам в борьбе с ………… помог пограничный с Аттикой город………

4. Марафонское сражение выиграли ………….

Задание №5

Запишите в левую колонку тех, которые жили, а в правую - тех, кто известен из мифов!

Солон, Дионис, Аполлон, Геродот, Прометей, Гомер, Зевс, Фемистокол, Ахиллес, Мильтиад, Геракл, Дарий 1, Одиссей, Посейдон, Ксеркс.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно - обобщающий урок по теме : " Древняя Греция"

Данный урок содержит материал по повторению и обобщению знаний учащихся по теме " Древняя Греция". Данный урок проходит в виде игры " Виртуальная экскурсия" по Элладе. Учащиеся в течение урока повторя...

Повторительно-обобщающий урок по теме " Древняя Греция"

Данный урок позволит: •систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции •повысит интерес к изучению истории • продолжит развитие логических способностей, умение грамот...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция» 5 класс

Повторително-обобщающий урок  по теме «Древняя Греция»  5 класс...

Повторительно-обобщающий урок – игра в 5 классе по теме «Древнейшая Греция»

Обобщить и закрепить изученный материал по разделу «Древняя Греция». Используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции....

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции 5 класс

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции 5 класс...

Повторительно-обобщающий урок по истории 10 класс на тему "Русь и Европа в Средние века"

Конспект урока по истории 10 класса - повторительно-обобщающий урок по истории 10 класс "Русь и Европа в Средние века"....