Всероссийский урок "Арктика - фасад России"
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Барановская Ольга Петровна

В декабре 2016 года 5-9 классах прошёл Всероссийский урок «Арктика – фасад России».

     Цель и задачи проведения урока:

− повышение осведомлённости обучающихся об Арктике – её природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения;

 − привлечение внимание обучающихся к изучению этого региона России, к самостоятельному изучению замечательных страниц истории географического открытия и освоения этого экстремального по природным условиям района Земли;

− вовлечение обучающихся в занятия физической культурой и спортом;

− привлечение внимания обучающихся к IX российской молодёжной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!».

     Урок прошёл в форме лекции с элементами беседы.

     При проведении мероприятия были использованы презентация «История освоения Арктики» и видеофильм «Природа Арктики».

    Учащиеся были активны, так как вопросы вызвали интерес и дискуссию.     Мероприятие прошло хорошо, общение было свободным и непринужденным.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vserossiyskiy_urok_arktika_2.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский урок

Арктика- фасад России

В рамках 9 российской молодежной экспедиции

« На лыжах – к Северному полюсу»

Цель урока: повышение осведомленности обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики.

Арктика – северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.

Слово "Арктика" имеет греческое происхождение и означает "страна большого медведя" – по созвездию Большой Медведицы.

Арктика занимает примерно шестую часть поверхности Земли. Две трети арктической территории приходится на Северный Ледовитый океан, самый маленький по размерам океан мира. Большая часть поверхности океана на протяжении всего года покрыта льдом (средней толщиной 3 м) и несудоходна. На этой гигантской территории проживают около 4 млн человек.

Природа Арктики.

Особенности климата.

Для Арктики характерны очень сильные ветры и низкие температуры ( летом 0 +2, зимой – 20-40) короткое лето, 100-200 мм) ледяная поверхность, малый угол падения солнечных лучей, суммарная солнечная радиация 70 ккал/см² в год, так как много радиации отражается от ледников и снега, осадков выпадает мало (100-200мм).

Органический мир Арктики. Образ жизни животных Арктики непосредственно связан с океаном. Здесь обитают моржи, несколько видов тюлений, белый медведь, на островах много птиц.

Белый медведь – хищное животное. Длина от 2 до 3 м, весит 700-800 кг. Типичный представитель арктической фауны. Хорошо плавает, ныряет. Основная пища – тюлени.

Северные олени – самые крупные травоядные животные Крайнего Севра. Держатся большими стадами. Это единственные олени у самок которых есть рога.

Лемминг – полярная полевка с коротким хвостом. Длина его тела около 15 см. Зимой не впадает в зимнюю спячку, роет норы и способен к подснежной жизни. Белая сова – опасный хищник Арктики. Основная пища – лемминги. Песец – полярная лиса. Особенно заботится о своей пушистой шубе, которая спасает его от морозов. Основная пища – лемминги.

Овцебык – самое выносливое животное, не боится холода и мороза. Его толстая шкура защищает его от ветров и морозов, а мощные рога опасны для его врагов – волков.

Птичьи базары. На островах живет много птиц кайры, моевки, гуси. Кайры прекрасно ныряют, ловят рыбу и рачков на больших глубинах, далеко от берега. Моевки ловят рыбу только в поверхностных водах.

Белуха – морское животное семейства дельфиновых. Длина его тела достигает 6 м., весит до 2т. Обладает развитым эхолокационным аппаратом, хорошо ориентируется в океане.

Льды Арктики имеют толщину до 4 км. Материковые льды сползают в океан и образуют айсберги – плавающие ледяные глыбы.

Постоянного населения в Арктике нет. Для адаптации человека наиболее серьезные проблемы создают полярный день и полярная ночь. По исследованиям психологов, они вызывают сильнейшие депрессии. Кроме того, сильные ветры на фоне низкой температуры быстро приводят к обморожению.

На шельфе Баренцева моря обнаружено несколько месторождений нефти. Освоение морских богатств – сложная техническая задача.

Северный морской путь Северный морской путь – главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (то Карских Ворот до бухты Провидения) 5600 км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в т.ч. за границу, и др.). Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца.

В морях Арктики развито рыболовство. Промысловый сезон короток (охотятся только летом, однако и его хватило, чтобы морж стал редким животным, а численность белого медведя сократилась до нескольких тысяч голов.

Остров Новая Земля – полигон для испытания ядерного оружия (1960-1970).

Проблемы Арктики Радиоактивное загрязнение. Резкое уменьшение численности многих арктических животных. Загрязнение вод океана вследствие добычи нефти. Потепление климата.

Заповедник «Остров Врангеля» Единственное место нашей страны, где гнездятся красивейшие, редкие птицы белые гуси. Их гнездовья находятся под строгой охраной. В этом заповеднике самые крупные скопления моржей. Каждый год на острове насчитывается до 250 берлог, в которых у медведицы появляются малыши. Еще одно интересное животное – овцебык. Этот зверь в далеком прошлом обитал на территории нашей страны. А сейчас ученые снова поселили его на острове Врангеля.

История освоения Арктики

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.

Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

Русские поморы и землепроходцы уже  в середине XVI века, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. В 1648 г. группа мореходов во главе с "торговым человеком" Федотом Поповым и казачьим атаманом Семеном Дежневым обошла на кочах (старинное поморское палубное одномачтовое парусно гребное судно) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан. 

В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. Она выполнила огромный комплекс исследований северной территории Сибири   от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Более грандиозного географического предприятия до этой экспедиции не было.

Несмотря на целый ряд экспедиций в начале ХХ века, многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан оставался малоизученным.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Вскоре  Россия стала лидером  в освоении и исследовании Северного полюса.

Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930-1940-х гг. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах "Г. Седов", "Красин", "Сибиряков", "Литке". Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса.

С 1991 по 2001 год в Арктике не было ни одной российской дрейфующей станции (советскую станцию "Северный полюс 31" закрыли в июле 1991 г.), ни одного ученого, который бы занимался на месте сбором необходимых научных данных. Экономическое положение России заставило прервать более чем полувековой цикл наблюдений с дрейфующих льдов Арктики. Только в 2001 г. была временно открыта экспериментальная новая дрейфующая станция "Северный полюс"

Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций.

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.

В арктической зоне (в континентальной зоне и в пределах 200-мильной на шельфе) сконцентрировано большинство крупных залежей углеводородов. К настоящему моменту в регионе открыто 594 месторождения нефти, 159 — газа, два крупных месторождения никеля и более 350 месторождений золота. И этот перечень далеко не полон, многое еще только предстоит обнаружить — неразведанными остаются 90% шельфа и 53% суши.

24 апреля 2016 года 23.55 по московскому времени года победно завершилась IX российская молодежная полярная экспедиция. Юноши и девушки из семи российских городов достигли вершины планеты и подняли над ней флаг России и флаги своих регионов.

В команду под руководством Матвея Шпаро вошли семь юных полярников:

  • Анна Кальмучина, 16 лет.
    Политехнический лицей им. Стрельникова, город Хабаровск.
  • Алексей Копачев, 16 лет.
    Кадетский корпус Следственного комитета РФ им. А. Невского, город Москва.
  • Эльмира Мусина, 17 лет.
    Средняя школа № 107, город Челябинск.
  • Александр Песков, 17 лет.
    Губернаторская кадетская школа-интернат МЧС, город Кемерово.
  • Артем Ракоца, 17 лет.
    Кадетская школа-интернат им. Белозерского полка, город Вологда.
  • Арина Рычкова, 17 лет.
    Кировский экономико-правовой лицей, город Киров.
  • Дмитрий Шапкин, 17 лет.
    Кадетский пожарно-спасательный корпус университета МЧС, город Санкт-Петербург.

Экспедиция проводилась при поддержке Министерства образования и науки РФ. В команду вошли воспитанники кадетских образовательных учреждений, старшеклассники, студенты.

Лыжники начали свой путь вечером 19 апреля 2016 года из точки с координатами: 89° 30’ с.ш. и 160° в.д. Арктика в который раз подтвердила, что приполюсные районы остаются столь же суровыми и неприступными, как и сто лет назад, когда люди впервые побывали здесь. А в условиях современного изменения климата, путешествия по дрейфующим льдам становятся даже сложнее.

С начала и до конца путешествия подросткам приходилось преодолевать зубчатые поля торосов, стены вздыбленных льдин, петлять между горами льда, ища проходы. А вот ровных, удобных для ходьбы на лыжах участков почти не было.

Для того чтобы проложить лыжню к Северному полюсу, юным путешественникам понадобилось 5 суток. На вершину планеты команда вышла с развернутыми флагами России и своих регионов. По традиции российский полярников на полюсе состоялся торжественный митинг, участники экспедиции совершили кругосветное путешествие вокруг земной оси.

– Было видно, – отметил Матвей Шпаро, – как с каждым километром, с каждым днем эти ребята меняются, и вместо "отдельных детей" появляется живой организм, который нацелен на общую победу и спаян желанием оказаться на самой верхушке планеты.

Семь подростков, покоривших Северный полюс, были выбраны по результатам, показанным на учебно-тренировочных сборах, прошедших в начале марта в детском лагере "Большое Приключение" в Карелии. Критерием комплексной оценки каждого кандидата стало соответствие его подготовки тому уровню физических и психологических нагрузок, которые присущи экстремальному арктическому походу. Экспертами выступили инструкторы по спортивному туризму, психологи, организаторы экспедиции. Были составлены рейтинги участников УТС – от первого до последнего места по нескольким номинациям.

Инструкторы "Большого Приключения" оценивали общефизическую и спортивно-туристскую подготовку своих подопечных, морально-волевые качества и особенности личности: доброжелательность, коллективизм, общительность, полезность для других. Выбрать лучшего из своих товарищей могли и сами подростки. Это – две первые номинации. Итоги интеллектуальных викторин дали материал для ранжирования кандидатов еще по одной категории. Всего в УТС приняли участие 40 претендентов.

Знаменитый полярник Дмитрий Шпаро рассказал, что во время отбора поговорил с родителями и педагогами большинства подростков:

– Наши ребята на льду Северного Ледовитого океана, на вершине мира, будут представлять Россию – великую арктическую державу, и это большая ответственность. Я уверен, дети справятся. Они достойны этого. Я познакомился с нашими будущими полярниками, изучая их анкеты, многочисленные грамоты, свидетельства, благодарности и рекомендации. Хочу сказать моим новым юным друзья: спасибо за ваше желание бороться с трудностями. Спасибо родителям или опекунам, руководителям образовательных учреждений за веру в своих детей.

Накануне отлета в Арктику участники экспедиции прошли еще одну тренировку – плавание в полной арктической экипировке в Большом Строгинском затоне, где с помощью сотрудников Московской службы спасения на водах МЧС будет создан импровизированный Северный Ледовитый океан.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арктика - фасад России. Страна льда, тьмы и холода

Все об Арктике: природа, исследование и исследователи, современное освоение...

Урок "Арктика - фасад России"

Урок "Арктика - фасад России"...

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" (урок- пресс-конференция)

Арктика – огромные северные пространства Северного-Ледовитого океана, включающие окраины материков Евразии и Северной Америки. Ледяная, холодная, и казалось бы, безжизненная земля. Но, это не так. Арк...

Всероссийский урок «Арктика – фасад России»

Всероссийский урок проводится с целью повышения осведомленности обучающихся об Арктике – её природе, истории  исследования и освоения, задачах современного освоения; привлечения внимания учащихся...

Статья Методика проведения Всероссийского урока «Арктика – фасад России»

Цели урока: − повышение осведомлённости обучающихся об Арктике – её природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения;− привлечение внимание обучающихся к изучению этого рег...

Всероссийский урок: «Арктика – фасад России»

Ребята разделены на группы, каждая группа получает задание .но работают они на общий результат План урока 1.Арктика.Ф Г П. 2.Исследование Арктики 3.Черты природы 4.Человек и Арктика 5.Почему Ро...

Всероссийский урок "Арктика - фасад России"

Всероссийский урок «Арктика – фасад России» во всех школах страны!     «Лаборатория путешествий» совместно с Фондом «Клуб «Приключение» при участии Министерства образования и науки РФ в...