Рабочая программа по географии 5класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Гафарова Алфинур  Замилевна

Рабочая программа по географии 5классРабочая программа ориентирована на использование учебника: География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И  – 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. – 140, [4]с.: ил., карт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geogr_5.docx319.95 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                  Согласовано:                                     Утверждаю:

на заседании МО                           Зам.директора по УВР                     Директор МБОУ

Руководитель МО:                        МБОУ «Елховская СОШ»               «Елховская СОШ»

_______/Гафарова А.З./                  ________/Сафина Л.Н./                    _____/Гафиятуллина Г.А./

Протокол №____                           «______»____________2016г         Приказ №__________.                    

от «___»______2016г.                                                                             от «____»_________2016г.

                                                                                                                       

         

Рабочая программа

по географии

в 5 классе

на 2016-2017 учебный год

Гафаровой Алфинур Замилевны

                

                                                                                 

                                                                 

                                                                                  Рассмотрено

                                                                                                    и принято на заседании

                                                                                                                            педагогического совета

                                                                                            протокол №_____

      от «____» _____________2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

  • Закона Российской Федерации от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании  Российской Федерации»;
  • Закона Республики Татарстан от 22.07.2013г  №68-ЗРТ (ред.от 23.07.2014) «Об образовании";
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования, утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 года №1897  
  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии, утверждённого  приказом    Министерства Образования РФ от 17.12.2010 №1897;
  • примерной программы по географии 5-9классы.(2010г.);
  •  учебного плана МБОУ «Елховская СОШ» на 2016-2017 учебный год;
  • годового - календарного графика МБОУ «Елховская СОШ» на 2016-2017 учебный год;
  • положения о рабочей программе педагога, работающего по ФГОС второго поколения «МБОУ «Елховская СОШ» приказ №149 от 24.09.2013;
  • Федерального  перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утвержденного Приказом МО и Н РФ от № 253 от  31 марта 2014 года (с изм. №576 от 8.06.2015г;  с изм. № 1529 от 28.12.2015; с изм. № 38 от 26.01 2016);
  • СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных от 29.12.2010г., №189)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И  – 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. – 140, [4]с.: ил., карт.

Учебный план МБОУ «Елховская СОШ» отводит35 часов для изучения учебного предмета «География», из расчета 1час в неделю.

Количество часов по рабочей программе:  не более 35часов, в неделю 1 час.

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» — это первый (начальный) курс географии в основной школе. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на  географические процессы, исследование своей местности,  используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Главная цель этого курса — за весьма непродолжительное время познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов — географией, пробудить интерес к нему, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Основными задачами курса являются:

- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;

- пробуждение интереса к естественным наукам, и к географии в частности;

- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Таким образом, на предметном уровне основные задачи курса:

-пробудить интерес к естественно- научным дисциплинам, в том числе к географии;

- познакомить с особенностями живой и неживой природы;

-познакомить с таким важным источником географической информации как карта;

-начать формирование картографической компетенции учащихся;

-формировать представление о целостности и неоднородности природы Земли.

На метапредметном уровне важно:

- научить планировать свою деятельность;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников.

На личностном уровне важно:

- продолжить формирование ответственного отношения к учебе, коммуникативной компетентности, основ экологической культуры.

Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике ФГОС ООО.

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Курс является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, отсюда некоторые вопросы рассматриваются на уровне представлений. Это объясняется тем, что курс опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи(например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ

Формы контроля:

Текущий контроль в формате самостоятельных работ, тестов, проверочных работ, опроса, работы с контурными картами.

Итоговый контроль в формате теста.

Предусмотрено проведение:

Контрольных работ -2

Практических работ-4

Практические работы:

1.Географические открытия древности и Средневековья.

2.Важнейшие географические открытия.

3. Ориентирование по компасу.

4.Составление простейшего плана местности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Что изучает география (5 часов).

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод. Моделирование как метод прогнозирования географических объектов и процессов.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

приводить примеры географических объектов;

называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

объяснять, для чего изучают географию.

Как люди открывали Землю (5 часов).

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы.

 1. Важнейшие открытия древности и Средневековья.

 2. Важнейшие географические открытия.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Земля во Вселенной (9часов).

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

описывать представления древних людей о Вселенной;

называть и показывать планеты Солнечной системы;

называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Виды изображений поверхности Земли (4часа).

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.

Практические работы.

3. Ориентирование по компасу.

 4. Составление простейшего плана местности.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

работать с компасом;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

Природа Земли (12 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,

И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

 показывать по карте основные географические объекты;

наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

объяснять особенности строения рельефа суши;

описывать погоду своей местности.

Результаты обучения

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом;

выделять главное, существенные признаки понятий;

участвовать в совместной деятельности;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

составлять описания объектов;

составлять простой план;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

ответственным отношением к учебе;

опытом участия в социально значимом труде;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творчеcкой деятельности;

основами экологической культуры.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по

результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения практических работ.


Календарно - тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Характеристика

УУД

Виды контроля, измерители

Дата

Предметные

Метапредметные:

познавательные УУД (П);

коммуникативные УУД (К);

регулятивные УУД (Р)

Личностные результаты

план

факт

Раздел 1. Что изучает география (5 ч.)

1

Мир, в котором мы живём.

1

Знакомство с учебником.

 Изучение и анализ иллюстраций

Научиться называть черты науки географии, показывать роль

в  освоении планеты человеком, понимать

уникальность планеты Земля

К: продолжить обучение в эвристической беседе.

Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.

П: уметь объяснять особенности планеты Земля.

Развитие личностной

рефлексии,

толерантности

Текущий

Эвристическая беседа

6.09

2

Науки о природе

1

Формирование приемов работы с учебником

Научиться объяснять значение понятий тело

и вещество

К: уметь отображать информацию в графической форме.

Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь выделять сходств естественных наук.

Формирование мотивации в изучении наук

о природе

Входной

Устный опрос

13.09

3

География–наука о Земле

1

Работа с учебником

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению

с другими науками; объяснять, для чего изучают географию

К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Р: формировать и развивать

компетентность в области использования ИКТ.

П: уметь выявлять различия двух частей географии.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

со сверстниками

Текущий

Решение ситуационных задач

20.09

4

Методы географических

исследований

1

Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы

Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы

современных

географических

исследований и применяемые для этого приборы.

К: добывать недостающую

информацию с помощью карт атласа.

Р: применять методы информационного поиска.

П: показывать ценность географической информации для человечества

Формирование целостного мировоззрения,

соответствующего современному уровню развития

науки и общественной практики.

Текущий

Устный опрос  

27.09

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

1

Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом

Формирование

представлений

о географии, ее

роли в освоении планеты

человеком,

о географических знаниях как о компоненте научной картины мира.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем

и одноклассниками.

Р: уметь определять понятия,

строить умозаключения и делать выводы.

П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли.

Формирование коммуникативной

компетентности в сотрудничестве

со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Тематический

тест

4.10

Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.).

6

Географические открытия древности и Средневековья.

1

Работа с картой и текстом учебника

Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло.

К: добывать недостающую информацию из карт атласа Р: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника).

П: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества.

Формирование целостного мировоззрения.

Текущий

Устный опрос

11.10

7

Важнейшие географические открытия.

1

Работа с текстом учебника, картой. Анализ презентации Практическая работа № 1. Важнейшие открытия древности и Средневековья.

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.

К: добывать недостающую информацию в электронном приложении.

Р: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.

П: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Текущий

Практическая работа

18.10

8

Открытия русских путешественников.

1

Чтение и анализ карт атласа.

Практическая работа № 2. Важнейшие географические открытия

Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках.

К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Текущий

Эвристическая беседа Практическая работа

25.10

9

Открытия русских путешественников.

1

Чтение и анализ карт атласа

Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках.

К: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.

Р: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

П: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Текущий

Географический диктант

8.11

10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю.

1

Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом

Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Р: применять методы информационного поиска.

П: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Тематический

тест

15.11

Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.)

11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

1

Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя

Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.

П: объяснять представления древних людей о Вселенной.

Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.

Текущий

Эвристическая беседа

22.11

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

1

Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир»

Научиться читать и понимать текст.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.

Формирование навыков организации своей деятельности в группе.

Текущий

Эвристическая бесед

29.11

13

Соседи Солнца.

1

Работа с текстом и рисунком учебника. Выполнение заданий учителя

Научиться составлять характеристику планет по плану.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: объяснять главное отличие Земли от других планет.

Формирование познавательного интереса к предмету изучения.

Текущий

Устный опрос

6.12

14

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

1

Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника.

Научиться выделять признаки планет.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Итоговый тест за первое полугодие

13.12

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

1

Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника

Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»,

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: объяснять особенности различных небесных тел.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Текущий

Устный опрос

20.12

16

Мир звёзд.

1

Наблюдение за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел

Научиться находить на звёздном небе созвездия.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Текущий

Решение ситуационных задач

10.01

17

Уникальная планета – Земля.

1

Сравнение особенностей планет земной группы

Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле.

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

Текущий

Эвристическая беседа

17.01

18

Современные исследования космоса.

1

Подготовка сообщения о первой женщине-космонавте В.В.Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос

Научиться составлять презентацию о космонавтах.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: изучить важнейшие события в освоении космоса.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Текущий

Выступление с сообщениями

24.01

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».

1

Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом.

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Тематический

Контроль знаний

31.01

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.)

20

Стороны горизонта

1

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта

Научиться определять стороны горизонта.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: находить основные и промежуточные стороны горизонта.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Текущий

Эвристическая беседа

7.02

21

Ориентирование

1

Ориентирование по компасу и местным признакам

Практическая работа № 3. Ориентирование по компасу.

Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

П: формулировать алгоритм работы с компасом.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Текущий

Практикум

14.02

22

План местности и географическая карта.

1

Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте

Практическая работа № 4. Составление простейшего плана местности.

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Текущий

Практикум

21.02

23

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1

Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.

Самостоятельное построение простейшего плана местности

Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.

П: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Тематический

Практикум

28.02

Раздел 5. Природа Земли (10ч.)

24

Как возникла Земля.

1

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя

Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Текущий

Эвристическая беседа

7.03

25

Внутреннее строение Земли.

1

Анализ рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек.

Формирование устойчивой мотивации к исследова-

тельской деятельности, конструированию.

Текущий

Решение ситуационных задач

7.03

26

Землетрясения и вулканы.

1

Работа с картами, учебником

Научиться обозначать объекты на контурной карте.

К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Текущий

Практикум

14.03

27

Путешествие по материкам.

1

Работа с учебником, атласом. Подготовка по опережающему заданию образного рассказа о природе материков и океанов Земли.

Научиться различать материки по контурам и особенностям природы.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь характеризовать природу шести материков Земли.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Текущий

Выступления

4.04

28

Вода на Земле.

1

Работа с картой

Научиться подписывать реки на контурной карте.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Текущий

Практикум

11.04

29

Воздушная одежда Земли.

1

Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока

Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли».

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды».

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Текущий

Эвристи

чекая беседа

18.04

30

Живая оболочка Земли.

1

Работа с учебником

Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Текущий

Устный опрос

25.04

31

Почва – особое природное тело.

1

Анализ текста учебника

Научиться определять тип почв по натуральным образцам.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П:уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Текущий

Устный опрос

2.05

32

Человек и природа.

1

Работа с картами.

Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Текущий

Устный опрос

9.05

33

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».

1

Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом

Научиться самодиагностике.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры.

Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

Тематический

Контроль знаний

16.05

34

Итоговый тест за 2 полугодие

1

Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов

Итоговый

тест

23.05

35

Урок обобщения и коррекции знаний

Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов

30.05


Учебники и УМК:

  1. География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2014.-140, [4 ]с.: ил., карт.
  2. География. 5–9 классы. Методические рекомендации и рабочая программа к линии УМК И. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. И. Сиротина
  3. Методическое пособие к учебнику «География. Начальный курс» (авторы И.И.Баринова, А.А. Карташева Т.А.).
  4. Атлас география 5класс.
  5. Контурные карты. География 5класс.

Интернет-ресурсы

Медиаресурсы: Диски по географии

В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе оценивания для всех установлены общедидактические критерии.

Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

                   Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Результаты изучения учебного предмета.

Личностные

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные:

Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.

Раздел «Что изучает география?» вариант1

Выберите один правильный ответ

1.К объектам живой природы относится:

1)кристалл

2)сосулька

3)гриб

4)звезда

2. К объектам неживой природы относится:

1)краб

2)жук

3)дуб

4)луна

3.К биологическим явлениям относится

1)дождь

2)смена дня и ночи

3)снег

4)листопад

4. К естественным наукам не относят

1)историю

2)биологию

3)географию

4)физику

5. Наука о живых организмах называется

1)географией

2)биологией

3)геологией

4)химией

6. География в переводе с   греческого означает

1) «природа»

2) «смешивание»

3) « землеописание»

4) «наука о земле»

7. Самый современный  метод географических исследований

1) картографический

 2)статистический

 3) описание

 4) аэрокосмический

8. Установите соответствие между объектами и науками, которые их изучает

Объекты

наука

А) планета

1)биология

Б) грибы

2) геоморфология

В) рельеф

3) физика

Г) полезные ископаемые

4) астрономия

Д) население

5) геология

Е) молния  

6)демография

9. Приведите примеры положительного  влияния человека  на живую и неживую природу

10. Что интересного и важного вы сможете узнать, изучая географию?

Раздел «Что изучает география?» вариант2

Выберите один правильный ответ

1.К объектам живой природы относится:

1)почва

2)цветок

3воздух

4)камень

2. К объектам неживой природы относится:

1)рыба

2)волк

3)воздух

4)береза

3.К биологическим явлениям относится

1)созревание плодов

2)ветер

3)туман

4)смена времен года

4. К естественным наукам не относят

1)астрономию

2)экологию

3)историю

4)физику

5. Наука изучающая небесные тела  называется

1)географией

2)биологией

3)геологией

4)астрономией

6. Физическая география в переводе с   греческого означает

1) «природа» земной поверхности

2) «смешивание»

3) «общество»

4) «хозяйство»

Выберите три правильных ответа

7. Самый современный  метод географических исследований

1) картографический

 2) сравнительный

 3) аэрокосмический

  4) наблюдение

 8.  Установите соответствие между объектами и науками, которые их изучает

Объекты

наука

А) звезды

1)химия

Б) бактерии

2) астрономия

В) движение тел

3) физика

Г) вещества

4) климатология

Д) население

5) биология

Е) климат Земли

6)демография

9.Приведите примеры, доказывающие, что живая и неживая природа взаимосвязаны.

10. Что интересного и важного вы сможете узнать, изучая географию?

Итоговое тестирование по географии

Время выполнения работы: 45 мин.

Вариант 1

ЧАСТЬ А

1. К объектам живой природы относится

1) кристалл   2) сосулька  3) гриб  4) звезда

2. Какую из наук относят к физической географии?

1) демографию  2) инженерную географию 3) геоморфологию 4) военную географию

3. К биологическим явлениям относится

1) дождь 2) смена дня и ночи 3) снег 4) листопад

4. В чем заслуга экспедиции Фернана Магеллана?

1) было доказано, что Америка — новый материк

2) было доказано единство Мирового океана

3) был найден кратчайший путь в Индию

4) была открыта Австралия

5. Гигантское скопление звёзд называется

1) созвездием   2) Солнечной системой 3) метеоритным дождём 4) галактикой

6. Какой из указанных условных знаков обозначает луг?

7. Самый верхний слой земли называется

1) ядром  2) мантией  3) земной корой 4) лавой

8. Какая из перечисленных планет Солнечной системы имеет самые большие размеры?

1) Юпитер  2) Сатурн 3) Уран 4) Нептун

9. На территории какого океана расположена самая глубокая впадина в мире?

1) Северный Ледовитый  2) Тихий  3) Индийский  4) Атлантический

10. Биосфера – это оболочка распространения

1) только человека 2) только животных  3) только растений4) всех живых организмов

11. Какая из перечисленных горных пород относится к осадочным?

1) гранит 2) пемза3) кварцит 4) известняк

12. Каким цветом на физической карте показаны горы?

1) голубым 2) зеленым 3) желтым4) коричневым

13. Больше всего пресной воды содержится:

1) в ледниках  2) в озерах 3) в реках 4) в болотах

14. В Южной Америке протекает самая длинная и полноводная река мира:

1) Нил  2)Миссисипи 3) Янцзы 4) Амазонка

15. Почва — это:

1) объект живой природы  2) объект неживой природы

3) особое природное тело  4) результат деятельности человека

ЧАСТЬ В

  1. Запишите названия материков в порядке уменьшения их площади

2. Установите соответствие между названием материка и горной системой:

А) Евразия                                           1. Кордильеры

Б) Австралия                                       2. Большой Водораздельный хребет

В) Северная Америка                         3. Альпы  

3. В каком направлении вы двигаетесь, если рано утром солнце находится справа от вас?

  1. Определите,  в каком направлении от вершины горы Малиновская находится дом лесника.

план дляВАР1

  1. Сформулируйте и запишите понятие

Гидросфера – это_____________________________________________________________

Итоговое тестирование по географии

Вариант 2

ЧАСТЬ А

1. К объектам неживой природы относится

1) краб 2) жук 3) дуб4) луна

2. Какая наука изучает происхождение небесных тел, их строение, состав, движение в космическом пространстве?

1) география 2) физика 3) химия 4) астрономия

3. Кто из путешественников Средневековья побывал в Китае и описал жизнь и быт китайцев?

1) Марко Поло 2) Бартоломео Диаш3) Васко да Гама4) Христофор Колумб

4. Какая из перечисленных планет не относится к земной группе?

1) Марс  2) Юпитер 3) Венера4) Меркурий

 5. Николай Коперник центром мира считал:

1) Землю 2) звезды3) Луну4) Солнце

6.  Какой из указанных условных знаков обозначает смешанный лес?

7. Самый верхний слой земли называется  1) ядром 2) земной корой 3) мантией   4) лавой

8. Какая из перечисленных планет Солнечной системы имеет самые маленькие размеры?

1) Венера 2) Плутон 3) Земля 4) Нептун

9. На территории какого материка расположено самое глубокое озеро мира?

1) Евразия 2) Африка 3) Южная Америка 4) Австралия

10. Назовите самый сухой материк:

1) Евразия 2) Южная  Америка 3) Австралия4) Африка

11. Какая из перечисленных горных пород относится к магматическим?

1) гранит 2) мел 3) нефть 4) известняк

12. Зеленый цвет на физической карте мира обозначает 1) леса   2) луга  3) равнины   4) тайгу

13. Назовите самый большой материк:

1) Евразия 2) Южная  Америка 3) Австралия  4) Африка

14. Озеро Виктория расположено на материке:

1) Евразия 2) Южная  Америка 3) Австралия  4) Африка

15. Самые высокие горы мира расположены на материке:

1) Евразия  2) Южная  Америка 3) Австралия 4) Африка

ЧАСТЬ В

  1.  Запишите названия океанов в порядке уменьшения их площади

2. Установите соответствие между названием материка и речной системой:

А) Евразия                                             1. Рейн  

Б) Южная  Америка                              2. Миссисипи

В) Северная Америка                           3. Замбези

Г) Африка                                              4. Парана  

3. Почему открытый Колумбом материк был назван в честь Америго Веспуччи?

4. Определите,  в каком направлении от вершины горы Малиновская находится река Андога

план дляВАР1

Ответ______________________

5. Сформулируйте и запишите понятие.

Литосфера – это_____________________________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»5класс - школа 2100

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

рабочая программа по математике 5класс

Рабочая программа составлена с учётом программы общеобразовательных учреждений  Математика 5- 6 классы. Автор-составитель В.И. Жохов, Москва Мнемозина 2010г. Рабочая программа рассчитана на 210 ч...

Рабочая программа по ОПК 5класс

Рабочая программа по ОПК 5класс, учебник Л.Л.Шевченко...

Рабочая программа по музыке 5класс

Пояснительная записка.Цели .задачи.Календарно-тематическое планирование.Литература...

рабочая программа по географии 5класса

рабочая программа рассчитана на 35часов по учебнику География. 5-6 класс. Автор:Лобжанидзе . – М.:Просвещение, 2020)....