Доклад на тему: "Практико-ориентированный подход в обучении географии"
материал по географии по теме

Борзук Лариса Кускаровна

"Деяние есть живое единство теории и практики"

Аристотель

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Шергинская СОШ» учитель географии – Корсаков Вячеслав Иванович – высшая категория

Министерство  образования  и  науки  Республики Тыва  

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Баян-Колская средняя общеобразовательная школа

МР «Кызылский кожуун» РТ

  

«Практико-ориентированный подход

 в обучении географии»

Выполнила: Борзук Л.К.

учитель географии

 высшей категории

2016 г.

«Деяние есть живое единство теории и практики»

Аристотель

Пояснительная записка

      Общей целью нового подхода к преподаванию географии является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки:

      1) социализация, т. е. подготовка к жизни в информационном обществе в XXI веке;
      2) воспитание
патриотизма и гражданственности через осознание сопричастности к судьбам Родины;

      3) самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

      4) коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата;

      5) умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам;

      7) конструктивность и позитивность, выражающиеся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем.

    Российское фундаментальное образование создавалось на знаниевой парадигме. Образовательный процесс строился в соответствии с дидактической триадой «Знания – умения – навыки». Причем основное внимание уделялось усвоению знаний. Считалось, что сам процесс усвоения знаний обладает развивающим потенциалом, именно в процессе обучения должны формироваться необходимые умения и навыки. Но многолетняя практика выявила существенные минусы такого подхода. В рамках знаниевой парадигмы всегда актуальной была проблема разрыва знаний от умений их применять.

      Долгие годы у нас бытовала установка, что молодым людям достаточно дать знания, благодаря знаниям, полученным в вузе, они станут успешными и в бизнесе и на госслужбе. В результате такого подхода Россия пришла к ситуации, когда в избытке оказалось огромное количество специалистов с высшим фундаментальным образованием, а реальная экономика стала испытывать нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров. Сегодня работодатели нуждаются в грамотных, имеется в виду для ведения реального бизнеса, юристах, экономистах, управленцах, инновационных менеджерах, без которых вообще не возможна коммерциализация наукоемких технологий.

      Один крупный банкир следующим образом высказался о качестве подготовки специалистов. «Я беру – говорит он, – на работу в основном выпускников с красными дипломами, но они ничего не умеют делать. Знаний много, при этом они абсолютно не умеют применять их на практике». В чем же причины того, что даже отличники сегодня не устраивают работодателя? Причин здесь может быть несколько.

 Во-первых, для работы в банке нужен не столько отличник-теоретик, сколько практико-ориентированный специалист.

Во-вторых, обладателю красного диплома следовало бы идти в науку, а не работником – в банк.

      В системе современного образования актуальной является разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания.

Технология практико-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность и качество обучения.

Практико-ориентированный подход в обучении географии

Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса.

Условия возникновения опыта продиктованы тем, что изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умение выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учителем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

При раскрывании сущности опыта по формированию у школьников практических умений и навыков приводятся  различные виды самостоятельных работ, используемых на уроках с разнообразными средствами обучения,  с использованием различных  форм работы, позволяющим активизировать  самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроках географии, формировать у учащихся специальные практические умения и навыки,  закрепить полученные знания.

Кроме того работа со школьным учебником  развивает умения учащихся самостоятельно работать с текстом, таблицами, рисунками, картосхемами, схемами.

Так же определяется значение практических работ в процессе обучения географии, их виды, общие требования к организации их проведения, характеризуются приёмы, используемые учителем для развития познавательной  самостоятельности и рассматривается эффективность использования  метода проекта на уроке географии,  функции учителя в режиме развивающего обучения

Актуальность опыта. Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует перестройки образования, которая будет способствовать развитию у школьника высокой познавательной и творческой активности в процессе овладения знаниями, стремлению к учению, самостоятельности, самоопределению, самореализации и самоутверждению.

Теоретическая база опыта. Теоретическая база данного опыта опирается на работы ряда ученых и авторов технологии практико-ориентированного обучения.

Практической базой для формирования опыта стали работы учителей географии-практиков. Их работы - элемент серьезного научного исследования, которые позволили мне значительно расширить свою научно-теоретическую базу по данному вопросу. Опираясь на опыт этих педагогов, в условиях модернизации современного географического образования, первостепенной задачей обучения является формирование всесторонне развитой личности. Именно она способствует выявлению и развитию творческой самореализации учащихся. На собственном опыте убедился, что эта система сосредоточена на том, чтобы дети учились творчески, активно добывали знания, приобретали умения слушать и слышать, осмысленно относились к работе и активно использовали полученные знания.

Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а также применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной творческой деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов географии.

   Сущность опыта. Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе приобретения  новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.  Перед учителем всегда встаёт вопрос, как научить учащихся мыслить, как заставить самого ученика активно участвовать в процессе обучения, как научить своих учеников применять изученные знания в повседневной жизни. Поэтому при подготовке к каждому уроку главной целью своей деятельности,  я ставлю не передачу знаний   учащимся в готовом виде, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера, формированию у учащихся специальных практических умений и навыков при изучении школьного курса географии.

     В своей педагогической деятельности при обучении географии я стараюсь вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, причём не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности. Она должна быть направлена на формирование у каждого ученика:

 - устойчивых навыков в применении изученного материала;

 - на формирование их мировоззрения, установление взаимосвязей с другими предметами;

 - свободное владение языком предмета, для описания процессов и явлений.                                                   С целью активизации познавательной деятельности на уроках использую разные формы работы: - индивидуальную; - коллективную; - фронтальную.

     Организация учебного процесса предполагает взаимодействие различных видов познавательной деятельности: репродуктивной. Формирование познавательной самостоятельной деятельности возможно при наличии системы обучения учащихся самостоятельному добыванию знаний.

   В своей работе со школьниками  дифференцировано  использую различные виды самостоятельных работ. Одной из важнейших задач самостоятельных работ является обучение учащихся  использованию различных источников знаний.

Мною задействован следующий арсенал видов самостоятельных работ:•Работа со школьным учебником;•Выполнение практических работ;•Работа с тематическими картами;•Работа с контурными картами;•Составление таблиц, диаграмм, анализ статистического материала;                •Решение географических задач на установление причинно – следственных связей;                                 •Выполнение проектной деятельности.

Самостоятельная  работа всех учащихся с разнообразными средствами обучения на уроке и при домашней подготовке позволяют ставить и решать:

 - образовательные задачи (формирование системы географических знаний, умений и навыков);

 - воспитательные задачи (формирование самостоятельности, навыков учебного труда);

 - развивающие задачи (формирование некоторых приёмов умственной деятельности).  

   Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.

1.Работа со школьным учебником

          Средством максимальной активизации школьников с целью понимания содержания состава знаний является школьный учебник. Правильная организация работы с учебником географии служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, географическим текстом. Это умение очень важно, так как является важнейшим средством самообразования.
                Некоторые самостоятельные работы по учебнику:
1. Самостоятельная работа по выявлению состава знаний.

   Состав знаний включает: факты - понятия - явления – процессы:
• задания на нахождение и выявление из текста части состава знаний (процессы и явления);
• задания на пути формирования понятия (дедуктивный - от определения понятия к его изложению, индуктивный - от изложения содержания понятия к его определению);
• задания на установление взаимосвязей и причин явлений.

      Приведём примеры из педагогической практики сегодняшних уроков в 9 классе при изучении темы «Лесная промышленность» учащимся предлагается самостоятельная работа:

Задание №1. Просмотрите текст с. 151 учебника и ответьте на вопрос:

 - Сколько % территории России покрыто лесом?

 - Какой % мировых запасов древесины находится  в России?

- На какие 3 группы  подразделяются  леса России по характеру их использования?

1)Природоохранные леса   - 22%                                                         2)Эксплуатационные – 70%

3)Выполняющие защитные   функции -   8%                                                                      

 - Чем отличаются леса России от других территорий мира?

Задание № 2.

 1) Проанализируйте  таб.  № 34   на  с. 151,   сделайте вывод об особенностях  размещения лесных ресурсов по территории страны?

Задание № 3.

2) По рис. 49 с. 152 учебника определите:

 - лесодефицитные  районы

 - лесоизбыточные районы

 - лесообеспеченные районы

 Сделайте вывод:

 - К каким районам лесообеспечения относится:

Кольский полуостров,  о-в Сахалин,  северный Кавказ, юг  Западной Сибири, г. Москва, Поволжье, Ханты – Мансийский округ – Югра, Бурятия.

Задание №4.

 - Назовите основные лесные базы России, используя карту учебника рис. 48  с. 149.

 - Определите, какие отрасли лесной промышленности развиты в них.

Задание №5.

 - Используя схему лесопромышленного комплекса – рис. 50 с.154 учебника  проанализируйте технологические процессы в нём, определите их преимущества перед одиночными производствами.

       Таким образом, самостоятельные работы по выявлению состава знаний учат  ребят  выбирать из текста основные факты, понятия, определения, устанавливать взаимосвязи, выявлять черты сходства и различия географических объектов.

2.Значение практических работ в процессе обучения географии

     Практические работы — неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т. п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности.

Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и др. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ. Обязательный для выполнения перечень практических работ дан в программе.

    Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами.

Виды практических работ по географии

   Практические работы по географии весьма разнообразны по содержанию, по используемым для их выполнения источникам географической информации (ИГИ), по уровню самостоятельности школьников, по форме фиксации результатов. Определяется это разнообразие прежде всего особенностями содержания изучаемого материала, используемыми источниками географической информации, уровнем предшествующей подготовки школьников (см. схему №1.).

 

Общие требования к организации практических работ

     А также практические работы делятся на тренировочные и итоговые, при их выполнении учитель обеспечивает учащихся необходимыми памятками, инструкциями, проводит практические работы как одноразовые, не связанные друг с другом.  

   У школьников проблемы при выполнении практических работ связаны прежде всего с тем, что они многие действия выполняют неосознанно, на основе подражания, копирования. Все это приводит к перегрузке, к низкой успеваемости по предмету. Чтобы избежать этого, желательно выполнять следующие требования:

 - знакомить школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов;

 - использовать инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения;

 - создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу школьников, а предлагать им различные пути достижения намеченной цели;

 - использовать игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию школьников).                                            

      При организации практических работ важно помнить, что программа задает лишь общее направление работы, а конкретизирует содержание, определяя конкретную территорию, объем задания, учитель.

Развитие познавательной самостоятельности, творческой активности школьников при использовании школьных практикумов

    Роль этих уроков особенно важна, так как учащиеся в процессе самостоятельной работы закрепляют знания, полученные на лекциях, изучают новый материал на основе работы с разными источниками информации. Трудно определить, какие умения - специальные (анализ карт, графических, статистических материалов, составление диаграмм) или общеучебные (сопоставление, обобщение, свертывание информации, обоснование своего выбора и др.) - получают на этих уроках большее развитие. Не случайно при лекционно-семинарской системе им отводится приблизительно треть учебного времени.

    Уроки-практикумы разнообразны по форме: выполнение заданий индивидуально, попарно, в группе, сочетание индивидуальной и фронтальной работы и т. д. Различаются они и по характеру предложенных заданий  -  работа по плану, по инструктивной карточке, обоснование предложенных тезисов и др. При этом важно развивать не только рациональную, но и эмоциональную сферу, вводя игровые элементы.

     В отличие от традиционных уроков, где постоянно на самостоятельную работу выделяется от 5 до 15 мин, уроки-практикумы требуют особенно тщательного планирования деятельности учащихся в течение почти 40 мин, смены ее характера и эмоциональной нагрузки.

  Учащиеся должны быть заранее информированы о таких уроках, понимать их целевую установку, знать порядок проведения, форму отражения результатов и контроля. Особое значение приобретает оборудование рабочего места: наличие атласов, учебников, справочной литературы, подборки статей из периодической печати, контурных карт, листка с заданием или инструктивной карточки.

    Как показал опыт преподавания, сложным на уроках - практикумах является удержание интереса и внимания к выступлениям учащихся других групп. Вырабатывать умение слушать других   на   таких   занятиях   могут   помочь  следующие   приемы:

1.  Двум группам давать параллельные задания: это позволяет дополнять материал, задавать вопросы отвечающей группе, вести сравнительную оценку деятельности обеих групп.

2.   В процессе проведения задания требовать от учащихся ведения кратких записей — плана, цифровых показателей, составления схем и др.

   На уроках-практикумах, когда задание выполняет вся группа, сложным является и вопрос справедливой оценки работы каждого в этом маленьком коллективе. У учителя есть выбор: поставить одинаковую отметку всем учащимся данной группы или оценить степень активности работы каждого отдельно. В первом случае налицо воспитательный эффект: и лидер группы, и выступающий от ее имени, и те, кто играл более скромную роль, рассматриваются как единое целое. Во втором случае лучше предложить самим учащимся коллективно в группе оценить степень участия каждого в работе в баллах. При индивидуальной и парной работе учитель ставит оценку по своему усмотрению.

  В своей деятельности при подготовке к урокам по предмету «Экономическая и социальная география мира» я использую задания практикумов  из «Лекции и семинары по географии в 10 классе» под редакцией Г.Я.Лисенковой.

4. Работа учителя по выработке умений работы с тематическими картами

 Среди средств обучения географии одно из ведущих мест занимают карты. «Карта это язык географии».

      По функциональным свойствам учебная географическая карта может быть как объект изучения, как источник знаний и как средство наглядности.

       По содержанию учебные карты классифицируют на  общегеографические и тематические. К первым относятся комплексные карты, физические, общеэкономические.

       Чаще в географии используют тематические карты, основное содержание которых посвящено одному компоненту или одной теме. Дидактические возможности таких карт значительно шире, так как с их помощью можно более детально изучить то или иное географическое явление раскрыть природные взаимосвязи, познать закономерности.

        Большинство знаний, которыми должны овладевать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими. Обученность школьников работе с картой определяется тремя позициями: понимать карту, читать карту и знать карту.

      Понимать карту – значит усвоить главное свойства такого достаточно сложного произведения науки и техники, какими являются в наше время карты. Основы понимания карты связаны с изучением темы «План и карта», знакомство с языком карты, пониманием сущности и свойств географических карт значением их разновидностей. При этом складываются умения пользоваться картами.

      Читать карту -  значит распознавать географическую действительность по ее изображению по карте. Так, изучая по карте населенный пункт, ученик узнает по форме и размеру пунсона о численности населения в нем. По размеру букв и другим особенностям – о типе и административном значении населенного пункта.

                   Знать карту – значит помнить, ясно представлять по памяти расположения, относительные размеры и форму объектов, изучаемых в курсах географии.

      Каковы же действия учителя по выработке у учащихся умений работы с тематическими картами?

Любому виду использования карт должно предшествовать знакомство с нею сначала общее, а затем и более углубленное. Первое можно назвать представление карты, второе – ее анализом.

Представить новую карту – значит ознакомить учащихся с заголовком, легендой, размещением на карте дополнительных данных и указать на что необходимо обратить внимание при работе с картой. Изучение условных обозначений особо внимательно надо проводить при встрече с тематическими картами. Затем переходят к освоению масштаба карты и усвоению на ней привычных ориентиров, например, предложить ученикам найти на новой карте свое место жительства, Москву, р.Волгу и т. д.

      К главным  картографическим умениям, формируемым при изучении географии в школе, можно отнести следующие:

1. При изучении начального курса физической географии ориентироваться на местности с помощью плана, топографической карты и без них; измерять расстояние на местности, на плане и карте (с помощью масштаба); определять азимуты направлений и двигаться по азимуту; определять направления по карте, географические координаты; читать по физической карте рельеф.

2. При изучении географии материков и океанов: характеризовать по тематическим картам отдельные компоненты природы: рельеф, климат почвы, растительность, животный мир; сравнивать особенности компонентов на разных материках, на разных территориях внутри одного материка; составлять комплексное описание природы определенных регионов по нескольким картам, используя прием наложения и сопоставления карт: анализировать и обобщать данные карт, объясняя закономерности и др.

3. При изучении физической географии России и сопредельных государств; свободно переносить знания и умения в работе с картами на конкретные территории России, более глубоко постигать сущность природных явлений и процессов; развивать  умения комплексного использования карт при составлении характеристик ПТК различной величины и рангов; проводить оценку территорий по картам с целью их хозяйственного использования.

4. При изучении курсов экономической географии:  читать и анализировать социально – экономические карты; устанавливать зависимость размещения хозяйства от природных условий; давать по картам экономико – географическую характеристику страны, района, промышленного узла или города; проводить оценку ресурсоспособности регионов и стран; оценивать миграционные потоки и направление ввоза и вывоза товаров и т.п.;

5.  При выполнении практических работ учащиеся в обязательном порядке выполняют задания на контурных картах.

 

5. Развитие аналитических способностей и логики, формирующих знания по реальной географии при решении обучающих задач на уроках

         Жанр учебных задач по географии, приобретает все большую популярность в отечественной школе. Задачи, построенные на логических алгоритмах и ориентированные не столько на воспроизведение изученного материала, сколько, на его творческую интерпретацию, привносят в преподавание географии новые элементы развивающего обучения.

 Задачи разнообразят школьный урок географии, делают его занимательным.   На уроках я  использую задачи различного уровня сложности, в том числе повышенного (из числа так называемых олимпиадных задач), которые могут использоваться в качестве домашних заданий.

6. Использование метода проекта при изучении географии

   Проектный подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания. Проект учащегося - дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств. Метод проектов я использую при изучении «Географии материков и океанов» в 7 классе. При изучении природы материков можно предложить группе учащихся создать проект «Изменение климата материка Южная Америка» при условии расположения гор Анды на востоке материка.

 Работа над проектом начинается с вычерчивания карты рельефа материка. Опираясь на знания общих географических закономерностей, ученики последовательно моделируют рельеф, строение, климатические условия, природные зоны материка, а также возможности хозяйственной деятельности населения в этих природных условиях.

  Другой возможный проект – составление «Памятки туриста», например отправляющегося в Австралию, в десяти пунктах которой требуется кратко изложить необходимые сведения о материке, где за последние десять лет многое изменилось, например открыли месторождения алмазов.

  Третий вариант проекта – составление «Маршрута путешественника по Северной Америке». Данное задание даётся учащимся на первом уроке изучения данного материка. Учащиеся выбирают маршрут, вычерчивают его на контурной карте, указывают условными знаками достопримечательности по ходу маршрута и делают его краткое описание, используя план характеристику территории.

7. Адресность

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на семинарах, на районных методических объединениях учителей географии, на курсах повышения квалификации. Имею публикации на образовательных сайтах сети Интернет. Планирую публикацию методических разработок: «Практические работы в школьном курсе по географии» в книжном варианте.

      В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, занятия творческих мастерских, выступаю на семинарах, заседаниях МО учителей школы и района.

     Для родителей обучающихся провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы по обмену опытом.

Заключение

Применение технологии практико-ориентированного обучения на уроках географии помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки взаимоконтроля и самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности учащихся.

Использование такой технологии в обучении географии позволило мне достигнуть определённых результатов:

  •  активизировало мыслительную деятельность школьников;
  • у большинства учащихся сформировались положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к географии;
  • возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Опыт работы по данной теме показывает, что технология практико-ориентированного обучения дает положительные результаты познавательной активности учащихся

Результатом моей педагогической деятельности является 100% успеваемость моих учеников с качеством знаний более 70%, так же победители и призёры  предметных олимпиад муниципального уровня,  участие в региональных олимпиадах.

Познавательная и творческая деятельность ребят развивается и через участие во Всероссийских заочных конкурсах.

Целенаправленная работа по развитию познавательной и творческой деятельности, логики и анализа позволяет не только облегчить усвоение нового материала, разнообразить познавательную деятельность, но и сформировать у учащихся представления о географических закономерностях, устойчивых причинно-следственных связях, происходящих в природе.

Библиографический список:

1. Баринова, И.И. и Герасимова, Т.П. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии / И.И. Баринова и Т.П.Герасимова. – М.: Просвещение,1983 – 85с.

2. Блаженов В.А. Приёмы развивающего обучения географии. М.: Дрофа 2006

3. Войлошникова, Н.А. Самостоятельные работы учащихся при изучении экономической географии зарубежных стран / Н.А. Войлошникова. – М.: Просвещение, 1981 – 67с.

 4. Сайт учителя географии Котловой Л.М. – некоторые практические работы http://geokotlova.rusedu.net/category/446/2154

5. А. Гин. Приёмы педагогической техники.- М.: Вита-Пресс, 2006

6. Коринская, В.А. Самостоятельные работы учащихся по географии Материков / В.А. Коринская. – М.: Просвещение, 1983 – 206с.

7. Крылова, О.В. Современный урок // География в школе. – 2006 №2. – с. 33-35

8. Практические работы для 10-го класса Н.П. КУКОВЕРОВА

учитель географии средней школы № 5 г. Нижнего Тагила Свердловская обл. http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200302306

9. Применение интерактивных карт на уроках географии. Статья Головановой Е.Н. , зам. директора по НМР МОУ СОШ № 3 http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6372/Itemid,118/

12. Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии Булгакова О.М.

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2131/Itemid,118/

13. Нагорная И.И., Интерактивные практические работы на уроках географии http://www.wecomm.ru/structure/?idstucture=400  

«Недостаточно только получить знания,

надо найти им применение»

Иоганн Вольфганг фон Гёте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся играя. Интегрированный подход в обучении географии.Сказки на уроках географии.

Творческие разработки к интегрированным урокам география - литература....

Доклад на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении физике"

Доклад на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении физике"...

Выступление на тему "Практико-ориентированные задачи на уроках математики"

В данном выступлении рассматриваются три вида практико-ориентированных задач, которые можно использовать на уроках математики в средних классах....

Доклад по теме «Системно – деятельностный подход в обучении английскому языку»

Доклад  по   теме           «Системно – деятельностный    подход         в...

Доклад на тему «Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания»

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования ...

Доклад на тему: «Системно-деятельностный подход при обучении английскому языку»

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов ...