"Использование мультимедийной презентации на уроках географии"
статья по географии (10 класс) на тему

Миронская Л.Г.

Нельзя более мириться со школой, которая от­стала

от своего времени на сто лет с ее пустословиием,

прописными истинами, безнадежно устаревшими учебниками,

письменными рабо­тами, зубрежками и оттарабаниванием уроков.

С. Френе

 

 

         Эти слова американский педагог произнес в начале XX века. Но разве не актуальны они и для современной школы XXI века? Сегодня перед учителями-географами стоит сложная задача: с одной стороны, обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков уча­щихся, с другой - развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учеников.

         Компьютеры помогают учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. Если мы хотим воспитать человека самостоятельно творчески мысляще­го, умеющего находить и рационально решать проблемы, нам по­требуются иные средства обучения, иные методические и педагоги­ческие подходы и решения.

         В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним уче­ником или группой учеников мультимедийной презентации, сопрово­ждающей изучение какой-либо темы учебного курса. Здесь каждый из уча­щихся имеет возможность самостоятельного выбора формы пред­ставления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства муль­тимедиа для того, чтобы сделать материал наиболее ярким, красочным и зрелищным.

         Презентация - набор слайдов, содержащих информацию на определенную тему, сопровождаемый необходимыми комментария­ми в устной или печатной форме. Такая работа во многом опреде­ляется воображением, художественным вкусом, нестандартным ви­дением предмета. Правильно подготовленная и хорошо оформлен­ная презентация с использованием спецэффектов позволяет сде­лать урок интересным и увлекательным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Миронская Л.Г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 90» Советского района г. Казани

Нельзя более мириться со школой, которая отстала

от своего времени на сто лет с ее пустословиием,

прописными истинами, безнадежно устаревшими учебниками,

письменными работами, зубрежками и оттарабаниванием уроков.

С. Френе

        Эти слова американский педагог произнес в начале XX века. Но разве не актуальны они и для современной школы XXI века? Сегодня перед учителями-географами стоит сложная задача: с одной стороны, обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся, с другой - развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учеников.

        Компьютеры помогают учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. Если мы хотим воспитать человека самостоятельно творчески мыслящего, умеющего находить и рационально решать проблемы, нам потребуются иные средства обучения, иные методические и педагогические подходы и решения.

        В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы учебного курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа для того, чтобы сделать материал наиболее ярким, красочным и зрелищным.

        Презентация - набор слайдов, содержащих информацию на определенную тему, сопровождаемый необходимыми комментариями в устной или печатной форме. Такая работа во многом определяется воображением, художественным вкусом, нестандартным видением предмета. Правильно подготовленная и хорошо оформленная презентация с использованием спецэффектов позволяет сделать урок интересным и увлекательным. Мультимедийный проект может подготовить как учитель, так и ученики. Но в любом случае план работы будет одним:

        •   сбор материала и систематизация материала;

        •   подбор иллюстраций;

        •   создание отдельных слайдов;

        •   оформление чистового варианта презентации.

        Самостоятельная деятельность учащихся по созданию презентаций может быть индивидуальной, парной, групповой, важно учитывать и пристрастия ребят и  их желания. Мультимедийная презентация учителя используется при первом знакомстве с новой темой, а ученическая оправдает себя на обобщающих уроках.

        В настоящее время мультимедийные презентации широко используются на уроках географии. Достоинства презентаций - тезисность для выступающего и наглядность для слушателя. Используя компьютерную презентацию, можно показать портреты, фотографии, вставить цитаты. На экране могут быть даны определения, которые ребята отрабатывают в ходе урока, практические задания, материал для проверки знаний, справочный материал, различные таблицы и графики.

        Такие программы делают урок интенсивным, насыщенным, красочным, усиливают эмоциональное воздействие на учащихся, способствуют лучшему пониманию материала. Использование презентаций достаточно органично вписываются в любой этап урока.

        Проведение урока географии в X классе по теме: «Международные организации» предполагает реализацию следующих целей: познакомить учащихся с крупными международными организациями; развивать связную устную речь учащихся, умение устанавливать контакт с аудиторией, «входить в роль»,  способствовать воспитанию культуры «гражданина мира» у учащихся.

        Центральное место на уроке занимает просмотр компьютерной видео-презентации о крупных глобальных и региональных международных организациях, построенной по хронологическому принципу (ООН, ОПЕК, ЕС, НАТО, АТЭС, АСЕАН, Большая восьмерка, СНГ, ОАЕ).

        Во время просмотра презентации учащиеся ведут запись основных фактов развития каждой организации. Показ слайдов перемежается с использованием методики интервьюирования, когда одна группа учащихся выступает в качестве журналистов, которая задет вопросы «генеральным секретарям», а другая от лица «генерального секретаря» отвечает на них. Интервью проходит очень живо, непосредственно, эмоционально, что способствует лучшему усвоению школьниками учебного материала по данной теме.  Ролевая игра «Интервьюирование» (метод творческого чтения) проводится для того, чтобы сделать понятной учащимся достаточной сложный для усвоения материал. Завершается урок созданием проекта - нанесением на контурную карту мира крупных глобальных и региональных международных организаций и оценки их роли в развитии всех стран современного мирового сообщества.

        Таким образом, и на данном уроке создаются условия для формирования и развития как языковой, так и картографической культуры ученика.

        По итогам проведения данного урока и анализа работ учащихся можно сделать вывод, что использование компьютерной видео-презентации помогает школьникам осознать специфику каждого вида учебной деятельности, создает исключительные возможности для развития речи учащихся на межнаучной основе, совершенствуются стилистические умения школьников на материале географического текста и текстов научного характера, углубляется знакомство со средствами политологии и картографии.

        Итак, внедрение компьютерных презентаций в образовательный процесс позволяет улучшить качество устных ответов учащихся, помогает школьникам глубже понимать материал, активизирует мышление, повышает мотивацию к выполнению заданий творческого характера, дает возможность легче усваивать и запоминать экономико-географические  понятия, улучшает навыки классификации и систематизации информации, развивает навыки коммуникативно-культурологической компетенции языковой личности,  ассоциативное мышление и  умения творческого характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроке иностранного языка"

Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает сомнений. В процессе обучения иностранным языкам в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, узнает новые способы сбора инфор...

Использование мультимедийных презентаций на уроках французского языка (из опыта работы"

Об уровне образованности человека судят по его информационной компетенции, а по уровню информационно-коммуникативной компетенции учителя судят о его профессионализме....

Использование мультимедийных установок на уроках географии

место мультимедийной установки в современном образовательном процессе...

Использование мультимедийных средств на уроках географии

Описывается возможности использования электронных учебников на уроках географии...

Доклад. Использование мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида.

В докладе описан личный опыт использования мультимедийных презентаций на уроках географии в школе-интернате. Отмечены положительные моменты использования презентация в срециальной коррекционной педаго...

Методические аспекты использования мультимедийных средств на уроках географии

Современный урок географии сложно представить без презентаций, аудио- и видеозаписей лекций. Урок познания окружающего мира более всего требует аудиовизуального сопровождения источника информаци...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ и БИОЛОГИИ

Методические рекомендации на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НАУРОКАХ ГЕОГРАФИИ и БИОЛОГИИ"...