Проектно-исследовательская деятельность экологического содержания в современном образовании.
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Шутова Галина

           В современных условиях, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ»,  в образовательном процессе возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективном  методе, формирующем умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией,  делать выводы и умозаключении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская  деятельность экологического содержания в современном образовании.

           В современных условиях, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ»,  в образовательном процессе возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективном  методе, формирующем умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией,  делать выводы и умозаключении.

         Конечно,  проектная и исследовательская деятельность давно ведется практически во всех общеобразовательных учреждениях, но делается это в основном через творческие объединения дополнительного образования – школьные научные общества, элективные курсы по данному направлению, занятия внеурочной деятельности.  Но на сегодняшний день этого недостаточно.  Анализ требований, которые  предъявляются ФГОС ООО

к обучающимся, свидетельствует о том, что образование должно стать личностно-ориентированным, направленным на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся. А значит, для того, чтобы выпускники школ были успешными, знающими чего они хотят в жизни, людьми, необходимо особое внимание уделять развитию исследовательского поведения.

            Однако, на сегодняшний день, в  школе еще  большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий.  Но ведь именно проектно-исследовательская деятельность школьников, более  чем любая другая, способствует формированию у обучающихся не только межпредметных связей, но и развивает метапредметное восприятие мира, что является также одной из важнейших задач образования в свете нового ФГОС ООО.

Стоит заметить, что исследовательский метод обучения охватывает, конечно, не весь учебный процесс. Ученик не может и не должен усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил, поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение терминов  «проектная и исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение.  В нем уменьшается доля научной новизны исследований и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

На данный момент мы говорим о проектной и исследовательской деятельности как об образовательной деятельности!  

           Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований. Учебное исследование отличается от научного тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако если говорить об ученических исследованиях узкоприкладного, экспериментального характера, то результаты вполне могут нести в себе и определенную объективную новизну.

Формы задания при исследовательском методе обучения могут быть различными.

  • Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок.
  • Факультативные занятия, курсы по выбору и элективные курсы предполагают углубленное изучение предмета, дают большие возможности для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
  • Проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или проекта. Это может быть урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчет, урок изобретательства, урок — рассказ об ученых, урок — защита исследовательского проекта и т.д.
  • Школьное ученическое научно-исследовательское общество. Эта форма учебной деятельности, сочетающая работу над учебными исследованиями с коллективным обсуждением промежуточных и итоговых результатов этой работы, предполагает организацию круглых столов, дискуссий, конференций, публичных защит, а также встречу с представителями науки и образования, сотрудничество с ученическими научно-исследовательскими обществами других образовательных учреждений.
  • Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учебных исследований в рамках данных мероприятий.
  • Учебно-исследовательские работы, проекты; участие в конкурсах районного, городского, всероссийского, международного уровней; олимпиадные задания для школьников исследовательского характера; статьи, форумы, конференции, посвященные учебно-исследовательской деятельности школьников.

        Особое место в проектно-исследовательской деятельности стоит отвести деятельности экологического содержания. Экологические проблемы окружающей среды волнуют каждого, кто думает о своём будущем и о будущем нашей планеты. В последние десятилетия во всём мире осознают необходимость изменения отношения человека к природе. Важнейшая роль в этом процессе, безусловно,  отводится образованию. Экологическое образование становится стержнем современного образовательного процесса и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры.

          Одним из важнейших инструментов для решения задач экологического просвещения как раз и является метод проектов, который развивает у детей чувство сопричастности к решению экологических задач.  Именно в процессе работы над проектами экологического содержания у детей приобретаются умения и навыки из различных областей: науки, техники, искусства. Кроме того, существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости.

          В данной работе представлена методическая разработка уроков, включающих элементы проектно-исследовательской деятельности экологической направленности,  которые могут быть использованы, как непосредственно на уроках географии  или биологии, так и во внеурочной деятельности при изучении экологии родного края.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ  

географии в 6 классе МАОУ Лицей №21 г. Химки.

(УМК «Полярная звезда»)

Автор: учитель географии  Шутова Галина Анатольевна.

Тема уроков (3 урока): Культурные ландшафты.

Цель урока: Закрепить понятие «культурные ландшафты» и понятие «экологические факторы» через изучение искусственных природных ландшафтов на примере парка имени Величко (мкр. Сходня г. о. Химки).

Задачи урока:

  1. Изучить растительный и животный мир парка им. Величко.
  2. Через анализ проведенного социологического опроса посетителей парка оценить значение парковой зоны для жителей города.
  3. Оценить экологическое состояние парка им. Величко.
  4. Составить рекомендации по улучшению состояния парковой зоны.

Тип урока:   урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.

Ход урока №1.

Организационный момент: 

Приход в парк. Деление класса на команды исследователей (заранее заготовленные списки с учетом пожеланий учащихся), назначение «бригадиров», раздача листов – заданий.

Выполнение исследовательской работы по предложенным  «исследовательским листам»

Команда №1: «Ботаники» (ученые, изучающие растения)

  1. Опишите общий вид растений нашего парка:
  • Много ли растений в парке
  • Какие жизненные формы встречаются (Жизненные формы у растений бывают: деревья, травы, кустарники)
  • Какие из жизненных форм преобладают
  • Приведите примеры представителей различных жизненных форм, встречающихся в парке
  1. Опишите примерный возраст встреченных вами деревьев, много ли среди них взрослых деревьев, есть ли свежевысаженные?
  2. Есть ли на ваш взгляд природные факторы, плохо влияющие на рост деревьев в парке, например, избыточная увлажненность территории, вредные насекомые и т.д.?
  3. Какое влияние оказывает на жизнь растений в парке человек.
  4. Соберите образцы листьев, известных вам представителей различных жизненных форм растений, встречающихся в парке.
  5. Изучите на примере типичного представителя древесных пород нашего парка  - березы обыкновенной – состояние деревьев в парке. Для этого:
  • Выберете достаточно взрослое дерево (березу)
  • Зарисуйте его общий вид (можно сфотографировать), опишите его
  • Зарисуйте ствол дерева, его лист, сережки(органы размножения), опишите их
  • Измерьте обхват ствола при помощи сантиметровой ленты, ширину и длину самого большого и самого маленького из увиденных вами листьев
  • Что вы скажете о состоянии дерева (хорошее или плохое, здоровое или больное и т.д.)
  1. Сделайте вывод о том какую роль растения парка играют в природе, в чем важность создания искусственных растительных сообществ  для жизни города.  На основании своих наблюдений, сформулируйте вывод о состоянии растительных организмов в парке. Дайте  рекомендации о перспективах развития зеленых насаждений нашего парка
  2. Оформите отчет о выполненной работе в виде плаката – презентации.

Команда №2: «Орнитологи» (ученые, изучающие птиц)

  1. Опишите, в общем, сообщество птиц нашего парка:
  • Много ли птиц в парке?
  • Какие виды птиц встречаются, сколько видов всего вам встретилось в парке, является ли видовое разнообразие птиц нашего парка многочисленным? Все ли встреченные  виды вам знакомы?
  • Какие  виды птиц являются наиболее распространенными в нашем парке?
  • Если возможно, сфотографируйте встреченных вами представителей пернатых или зарисуйте некоторых из них.
  1. Изучите на примере типичных представителей птиц нашего парка – голубей – состояние пернатых  в искусственном природном сообществе  - парке им. Величко. Для этого:
  • Подсчитайте количество особей голубей, встретившихся вам в парке
  • Что вы можете сказать об этом количестве? Много  это или мало? А в сравнении  с представителями других  видов?
  • Чем питаются голуби? Сами ли добывают себе пищу или их прикармливают люди?
  • Что вы скажете об отношении людей к пернатым обитателям парка?
  • Обратите внимание на особенности поведения голубей в весенний период? Опишите его.  Удалось ли вам отличить самцов и самок?
  • Обратите внимание на внешнее состояние птиц. Каково состояние перьевого покрова, клюва, ног, и т.д. Что вы можете сказать о здоровье птиц? Какое, на ваш взгляд, соотношение между больными и здоровыми птицами? Каких больше?
  • Зарисуйте  клюв, крыло, перо, ноги голубя

  1. Сделайте вывод о том,  какую роль птицы играют в природе, в чем важность наличия птиц в искусственных растительных сообществ, как  для сообщества, так и для отдыхающих в парке людей.  На основании своих наблюдений, сформулируйте вывод о состоянии птиц в парке. Дайте  рекомендации о сохранении и улучшении состояния птиц нашего парка.
  2. Оформите отчет о выполненной работе в виде плаката – презентации.

Команда №3: «Экологи» (ученые, изучающие среду обитания организмов, сами организмы, их взаимное влияние друг на друга)

  1. Опишите наш парк как место отдыха горожан:
  • Где находится, каковы его примерные размеры
  • Много ли в парке растений, животных, птиц
  • Есть ли оборудованные места для отдыха горожан, детские площадки, спортивные площадки, кафе, магазины и т.д.
  1. Обратите внимание на людей, отдыхающих в парке. Подсчитайте их примерное количество. Сколько среди них женщин, мужчин, детей (до школьников), подростков. Какая из перечисленных групп преобладает?
  2. Что вы скажете о возрастном соотношении отдыхающих. Какая группа преобладает, а какая находится в меньшинстве: пенсионеры, средний возраст, родители с малышами, подростки – школьники, молодежь?
  3. Чем заняты в парке наиболее многочисленные группы отдыхающих?
  4. Изобразите схему парка, можно дополнить фотографиями.
  5. Оцените санитарное состояние парка:
  • Много ли мусора валяется на аллеях, лужайках, дорожках, около урн? Достаточно ли урн в парке?
  • Выгуливают ли в парке собак в неотведенных для этого местах? Чем это опасно для отдыхающих?
  • Как вы можете оценить качество уборки парковой зоны? Что вы скажете о поведении людей в отношении сохранения чистоты и порядка в парке?
  • Какая из возрастных групп замечена вами в нарушении правил поведения в общественных местах и зонах отдыха (загрязнение территории, выгул собак, распитие спиртных напитков, курение и т.д.)
  1. Сделайте вывод о том, какую роль играют  парковые зоны и зоны отдыха для жизни и здоровья горожан. На основании своих наблюдений, сформулируйте вывод об экологическом состоянии нашего парка. Каким бы вы хотели видеть наш парк, изобразите схему парка с учетом ваших пожеланий.
  2. Оформите отчет о выполненной работе в виде плаката – презентации.

Команда №4: «Социологи» (ученые, изучающие общественное мнение)

  1. Среди отдыхающих в парке выберите различных представителей. Опросите по заданному опросному листу(если есть возможность, сделайте несколько фотографий во время опроса):
  • 5  пожилых мужчин пенсионного возраста
  • 5  пожилых женщин пенсионного возраста
  • 5  женщин трудоспособного  возраста (примерно возраст ваших мам)
  • 5  мужчин  трудоспособного  возраста (примерно возраст ваших пап)
  • 5  мамочек с малышами
  • 5  детей младшего школьного возраста
  • 5  ваших ровесников или чуть старше
  1. Оцените проведенный опрос:
  • Как опрашиваемые относились к интервью (отвечали с интересом, с раздражением, непониманием, грубили, смеялись, удивлялись и т.д.)
  • Установите зависимость между группой опрашиваемых и их реакцией на интервью. Подсчитайте сколько процентов отдыхающих, от общего количества опрошенных, отнеслись к интервью позитивно, сколько негативно, сколько равнодушно.
  1. Проанализируйте результаты опроса:
  • Подсчитайте  какая группа опрошенных отдала преимущество  ответу А вопроса 1, какая  - ответу Б, какая  - В.
  • Аналогично обработайте каждый вопрос
  1. На основании проделанной работы сделайте вывод о том, как жители нашего микрорайона относятся к парку, считают ли они его важным элементом  городской среды?
  2. Оформите отчет о выполненной работе в виде плаката – презентации.


Вопросы социологического опроса.

  1. Нравится ли Вам наш парк?

а. да

б. нет

в. Не совсем

Часто ли Вы посещаете наш парк?

а.  да

б. нет

в. по мере возможности

  1. Устраивает ли Вас инфраструктура парка?

а. да, меня все устраивает

б. нет, надо срочно все менять

в. в целом  не плохо

  1. Считаете ли Вы санитарное состояние нашего парка хорошим?

А. да

Б. нет

В. безобразное состояние

Г. Это меня вообще не волнует

  1. Чтобы вы изменили в нашем парке?

А. надо  срочно осушить территорию, так как в парке очень    сыро

Б. в парке мало деревьев, их надо высаживать больше

В. следует разбить больше клумб на центральной аллее

Г. Слишком мало скамеек

Д. следует увеличить количество урн

Е. меня все устраивает

Ж. затрудняюсь ответь

Домашнее задание.  «Бригадиры»  собирают результаты исследовательской работы. Все учащиеся к следующему уроку должны обсудить в командах и решить, как будет оформляться отчет об исследовании.

Ход урока № 2.

Команды занимаются обработкой результатов исследовательской деятельности, подготовкой отчетов и программы выступления на конференции.

Домашнее задание.    Подготовить выступления на конференции.

Ход урока № 3.

Проведение урока – конференции «Экологическое состояние нашего любимого парка».

Результат конференции:   составление рекомендаций по улучшению состояния парка: «Каким мы хотим видеть наш любимый парк».

        Предложенная  разработка уроков является примером использования  исследовательской деятельности в рамках реальных уроков географии.

           Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в     ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов, в том числе и географии, ориентированы на данный вид деятельности.  И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологический аспект современного образования

опыт работы по экологическому воспитанию...

Урок занимательной математики в 6 классе "Задачи с экологическим содержанием"

Урок проведен в рамках недели экологии и биологии, включены задачи с экологическим содержанием, краеведческий материал....

Доклад-презентация ""Формирование экологических компетентностей обучаемых, через содержание естественно - научного образования"

Данная работа является творческим отчетом учителя биологии, потому что общеобразовательная школа является начальным звеном в развитии компетентностей обучающихся, где одной из главных является экологи...

Доклад на тему: «Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».

Личностно-ориентированное обучение  – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.Цель личностно-ориентированного образ...

Понятие, содержание и цель современного образования

В данной статье автор рассматривает самое общее определение понятия "образование". Образование  - это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и...

Обновление содержания школьного филологического образования и современные научные знания.

Одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, становлению духовного мира человека, являются  образовательные модули, которые возникли как альтернатива традиционному обу...

Содержание и цели современного образования_из Резолюции_Российского дидактического форума

Содержание и цели современного образования.https://interactiv.su/2022/04/22/российский-дидактический-форум-резо/1. 1 Трансформация сущности современных образовательных результатов в сторону новых видо...