Инновационные технологии в преподавании географии
статья по географии на тему

Самигуллина Зульфия Зуфаровна

В статье приведены часто используемые технологии в преподавании предмета география

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Инновации в школе43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные образовательные технологии в преподавании географии

Самигуллина З.З.

МБОУ «Староюмралинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан,

село Старый Юмралы

    Современная педагогика ориентирует на воспитание личности, умеющей самоопределятся и действовать в различных ситуациях, создавая всякий раз соответствующую продукцию - мнение, идеи, поступки, произведения. Цель образования заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации.

    Только современные инновационные образовательные технологии обучения могут обеспечить усвоение всеми учащимися учебного материала на уровне требований государственных стандартов образования, высокий уровень качества образования и гарантированное достижение целей обучения.

    Педагогическая технология - это средство реализации способов организации педагогического процесса. Педагогическая технология носит надпредметный характер и позволяет сделать процесс обучения более эффективным и качественным. Основная цель педагогических технологий  - организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации обучения, которая направлена на обеспечение планируемых результатов.

   Одна из технологий часто применяемая в обучении географии - это модульная технология. Она  разработана на основе технологий полного усвоения знаний, дифференцированного обучения и коллективного взаимообучения. Модулем называют особый функциональный узел, в котором объединено содержание учебного материала и технология овладения им. Внутри модуля (урока), учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указаны: цель усвоения определенного учебного материала, источники информации, способы овладения материалом, вид оформления результатов работы. В этих же инструкциях приводятся задания для проверки и самопроверки (чаще в форме тестов).    Сущность модульного обучения в том, что ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

    Построение образовательного процесса, подготовки урока на основе модульного обучения связано с реализацией главной цели обучения - создания мотивации для постоянной, смыслоощущаемой работы обучающегося над учебной информацией в реально удобных для учащегося жизненных обстоятельствах. Работа по модульной технологии имеет ряд преимуществ, так как ученики получают возможность изучать материал самостоятельно по дифференцированной программе, вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость, работать дома в случае пропусков уроков по болезни. Кроме этого, на уроке создается комфортная обстановка (индивидуальный темп, «мягкий» контроль), происходит развитие личностных качеств школьника (самостоятельности, умения ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность).

    Однако работа по модульной технологии имеет и свои трудности. К ним относятся: необходимость перестройки учебного процесса, разработки модульных программ; несоответствие современных учебников географии и требований, предъявляемых для организации модульного обучения; отсутствие или недостаточное количество новых учебных и методических пособий; гигантская подготовительная работа учителя по разработке инструкций; не всегда достоверны результаты самоконтроля и взаимоконтроля учеников. Модульная технология как любая современная педагогическая технология позволяет модернизировать традиционные методы обучения: предполагает уровневую дифференциацию, адаптивную систему обучения, коллективные способы обучения. Разбивка учебной информации на «элементарные порции», выявление логических и психолого-педагогических связей между ними, определенная стандартизация учебного процесса на основе этих связей, актуализация самоконтроля сами обучающимся - отличительные особенности модуля. Индивидуализация как вид дифференцированного обучения наиболее полно воплощается. Важнейшая черта модульного подхода связана с актуальнейшей задачей - готовить специалистов, способных, быстро подстраиваться к изменениям производства, адаптируясь в новых условиях, принимать адекватные решения и решать задачи.

    При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся.

    Технология «Развития критического мышления» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, даёт возможность развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников. Это вызвано не только появлением в государственной программе требования «формировать коммуникативную компетенцию» ученика, то есть умение говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты, как письменные, так и устные, но и тем, что на выпускных экзаменах и в девятых и в одиннадцатых классах школьники должны продемонстрировать своё умение работать с текстом.

    Практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.

    В педагогической практике необходимо использовать только те методы и приемы, которые проверены на практике. Результаты опытно-экспериментальных работ, проводимых в течение многих лет учителями, работающими по программе развития критического мышления, дают право утверждать, что данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивает критическое мышление, помогает в освоении культуры работы с текстом.

    Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» - понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное.     Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.

    Мозг не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Мыслительная деятельность, как и другие психические процессы людей, отличается значительными индивидуальными различиями. Особенности мышления человека - это результат развития его ума в процессе жизни, познания действительности в процессе обучения. Развитие в мыслительной деятельности проявляется в качестве ума.

    Умение мыслить критически помогает сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех.

    В последние годы в практике работы школы все больше внимания уделяют давно забытым методам обучения. Учителя географии чаще стали обращаться к методу проектов, который называют технологией проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности школьников чаще всего на основе краеведческой работы. Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательны: способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям может служить проектное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность

1. к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;

2. к целеполаганию;

3. к самообразованию и самоорганизации;

4. к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;

5. умения;

6. делать выбор и принимать решения.

    Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.

    Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, как на уровне традиционной методики, так и на следующем, технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. Этот результат проявляется во время оценки качества подготовки учащихся по предмету.

    География занимает уникальное место среди наук, играя роль своего рода «мостика» между естественными и общественными науками. Ценность географических знаний в формировании личности позволяет овладеть учащимися законченную систему географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.

    Проблема внедрения инновационных технологий в учебный процесс    с недавних пор стоит практически перед каждым учителем   современной школы. В век компьютеризации и инновации образование  стремиться к прогрессу и должно быть открытым для новых,   более   действенных   и эффективных приемов и методов обучения.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование инновационных технологий в преподавании русского языка"

В докладе подробно рассказывается об инновационных педагогических технологиях, о том ,какую  роль они играют в современном образовательном процессе. Приведены фрагменты конспекта урока с ис...

Использование инновационных технологий в преподавании Географии

В наше время цели общего среднего образования переживают трансформацию. Разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а чер...

Статья на тему "Инновационные технологии в преподавании предмета технология"

Задача системы образования: делать все возможное для достижения образовательных результатов...

Инновационные технологии в преподавании образовательной линии «Технология»

Информационные технологии повышают эффективность и качество процесса обучения, активизируют познавательную деятельность обучающихся, обеспечивают интеллектуальное развитие школьников....

Актуальные инновационные и педагогические технологии в преподавании географии соответствующие ФГОС нового поколения

Использование более современных методов в преподавании географии вполне способны заинтересовать учащихся. В данной разработке рассматриваются некоторые инновационные решения для осуществления педагоги...

Информационные технологии в преподавании географии. Использование ЦОР в преподавании географии.

В настоящее время актуальным для школы является комплекс задач связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит жить и работать в современном обществе с развитой сетевой...

Применение инновационных образовательных технологий в преподавании географии в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения

Применение инновационных образовательных технологий в преподавании географии в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения...