Каков алгоритм действий учителя при составлении рабочей программы по географии ?
рабочая программа по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Цыганова Нина Николаевна

Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы.

Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку примерных основных образовательных программ с учётом их уровня и направленности (п. 5.1 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

На основе примерной основной образовательной программы образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, причём разработка может осуществляться в соответствии с уровнями образования: основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Все эти программы, объединенные общим концептуальным подходом, согласованные с документами, определяющими развитие образовательной системы школы (программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами), а так же дополнительными образовательными программами, которые реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу школы.

Таким образом, основная образовательная программа является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Утверждение образовательной программы образовательного учреждения осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить применять в деятельности.

В соответствии с требования ФГОС предметные результаты – конкретные элементы социального опыта, изучаемого в рамках учебного предмета «география». Личностные – система ценностных отношений к себе, другим, процессу обучения и его результатам. А метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. 

.ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу образовательной организации.

В связи с этим на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе реализации краеведческого подхода в обучении географии. Землеведческие курсы 5-6 классов, также как и пропедевческий курс окружающего мира, не могут качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии.

Актуальное значение в условиях освоения обновленного содержания учебных программ, оптимизации образовательного процесса и разгрузки учащихся имеют межпредметные связи, которые необходимо учитывать в процессе преподавания географии. При подготовке к урокам рекомендуем ознакомиться с содержанием учебных программ по другим учебным предметам соответствующих классов.

В Примерной основной образовательной программе основного общего образования, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, указывается на необходимость приобретения опыта проектной и исследовательской деятельности обучающимися в ходе изучения всех учебных предметов.

Все это открывает широкие возможности для реализации требований, предъявляемых ФГОС, позволяет активно работать с фактическим материалом УМК на качественно новом уровне, не только получая фактические знания, но и осмыслять их и делать для себя как определенные, так и не определенные выводы, синтезируя не только знания и умения, но и придавать при этом им некое моральное направление.

Представленная предметная линия построена в соответствии с традиционным для отечественного образования принципом построения курса географии в основной школе – от общего к частному.

В соответствии с ним в учебниках идет поэтапное формирование основополагающих физико- и социально-экономико-географических знаний на разных территориально-иерархических уровнях: планетарном – материков и океанов и их частей – России и ее отдельных районов – своей местности ( малой Родины).

 

Алгоритм составления рабочей программы

4.1. Выбрать примерную программу по учебному курсу и соответствующий ей учебник из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки России.

4.2. Убедиться, что требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе соответствуют требованиям в примерной основной образовательной программе. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в авторскую программу или же превышающие требования к уровню подготовки выпускников, предусмотренные в ООП образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4.3. Сопоставить цели изучения учебного курса в учебной программе (в соответствии с УМК) с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы конкретной образовательной организации. Убедиться в их соответствии требованиям ФГОС ООО, а также заказу на образовательные услуги обучающихся и их родителей.

4.4. Прописать цели – ориентиры освоения учащимися учебного содержания курса: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться». Прописать цели – ориентиры формирования универсальных учебных действий.

4.5. Сопоставить содержание рабочей программы с примерной программой, с требованиями ФГОС ООО и с учетом рекомендаций УМК. Выделить дидактические единицы, не включенные в программу УМК. Определить разделы, темы, которые носят избыточный характер. Внести в рабочую программу соответствующие коррективы.

4.6. Определить последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них.

4.7. Определить основную/дополнительную справочную и учебную литературу, наглядные пособия, оборудование и приборы, ЭОР и др.

4.8. Подобрать или разработать средства контроля освоения обучащимися содержания рабочей программы.

4.9. Составить рабочую программу согласно структуре, заданной в Положении о рабочей программе конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx43.27 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы.

Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку примерных основных образовательных программ с учётом их уровня и направленности (п. 5.1 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

На основе примерной основной образовательной программы образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, причём разработка может осуществляться в соответствии с уровнями образования: основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Все эти программы, объединенные общим концептуальным подходом, согласованные с документами, определяющими развитие образовательной системы школы (программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами), а так же дополнительными образовательными программами, которые реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу школы.

Таким образом, основная образовательная программа является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Утверждение образовательной программы образовательного учреждения осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить применять в деятельности.

В соответствии с требования ФГОС предметные результаты – конкретные элементы социального опыта, изучаемого в рамках учебного предмета «география». Личностные – система ценностных отношений к себе, другим, процессу обучения и его результатам. А метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.  

Программа по географии для 5 класса разработана к учебно-методическим комплексам линии разных издательств. Программа соответствует требованиям ФГОС к структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы общего образования.

Цель курса: обновление структуры и содержания курса «География» в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Новый курс «География» (5 класс) является пропедевтическим курсом школьного географического образования, систематизирующим и обобщающим ранее изученный в начальной школе материал курса «Окружающий мир».

Программа по географии 5 класса ставит задачу: продолжить формирование целостной картины мира, понимания школьниками сложных противоречий в системе взаимоотношений «человек-природа-общество», развитие готовности наблюдать, исследовать географические объекты природной, социокультурной среды, участвовать в качественном их улучшении.

Примерная программа, в свою очередь, берется за основу при составлении рабочих  программ, содержание которых связано с особенностями структуры и содержания конкретных линий учебников географии (см. Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательных учреждениях РФ в 2015/2016 гг.

В настоящее время существуют рабочие программы, предусматривающие последовательность и результаты изучения географии в основной школе, а также тематическое планирование курса с 5 по 9 класс по различным линиям учебников. Прошли экспертизу РАО и РАН и новые учебники с 5 по 9 класс, которые уже включены в Федеральный перечень учебников. Эти учебники можно заказывать и начинать по ним работать с 1 сентября 2015 г.

ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу образовательной организации.

В связи с этим на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе реализации краеведческого подхода в обучении географии. Землеведческие курсы 5-6 классов, также как и пропедевческий курс окружающего мира, не могут качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии.

Преподавание должно осуществляться по примерным программам по географии для общеобразовательных организаций в зависимости от издательства и авторских коллективов (линии учебников, по которым работает ОО).

В соответствии с линейным принципом построения содержания географического образования учебный материал постепенно усложняется по годам обучения, в нем исключены повторы, и он имеет относительную завершенность на каждом этапе образования.

Актуальное значение в условиях освоения обновленного содержания учебных программ, оптимизации образовательного процесса и разгрузки учащихся имеют межпредметные связи, которые необходимо учитывать в процессе преподавания географии. При подготовке к урокам рекомендуем ознакомиться с содержанием учебных программ по другим учебным предметам соответствующих классов.

В Примерной основной образовательной программе основного общего образования, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, указывается на необходимость приобретения опыта проектной и исследовательской деятельности обучающимися в ходе изучения всех учебных предметов.

Начальный курс географии в 5—6 классах может изучаться по линии учебников географии под редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова: УМК по географии издательства «Дрофа», включающий для использования при работе учебник                              Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»; 5 класс – «География. Начальный курс» И.И. Баринова, А.А. Плешаков,                     Н.И. Сонин. Новый курс 5 класса носит пропедевтический характер по отношению к курсу 6 класса, хотя некоторые вопросы, находившиеся ранее в структуре 6 класса, полностью оказались в учебнике 5 класса.

Так, в 5 классе широко рассматриваются темы «Методы географических исследований», «Географические открытия», «Земля во вселенной», эти темы в соответствии с требованиями, предъявляемыми фундаментальным ядром, рассматриваются гораздо шире. Раздел «Географические открытия» дополнен более подробными описаниями экспедиций, включая те сложные решения, которые приходилось принимать их участникам, что делает эти личности более четкими ценностно-моральными ориентирами.

В разделе сделан акцент на изучении российских исследователей. Раздел «Виды изображений поверхности Земли». Рассматриваются самые простейшие темы, такие как: «Стороны горизонта», «Ориентирование» и т.п. Многим могут показаться знакомыми иллюстрации в этом учебники, т.к. большая их часть перешла из учебника природоведения тех же авторов, который хорошо знают учителя географии и биологии. 

В раздел «Земля во Вселенной» попали некоторые следствия и свойства движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца (хотя в 6 классе эти вопросы так же не остались без внимания). Так же есть рубрика «Некоторые важнейшие даты», работу с которой можно развить в увлекательную учебную игру или учебное исследование. 

Методический аппарат снабжен разнообразными рубриками. Здесь, помимо вопросов и заданий после параграфа, есть рубрика «Подумайте», которая направляет на добычу знаний из различных источников, которые, как правило, имеются здесь же в учебнике. Это может быть текст, карта, схема и т.д. В конце раздела имеется обобщающий вывод, который может помочь сориентироваться учащимся на ранней стадии изучения предмета. А так же в одном месте собраны основные понятия и термины раздела, что может оказать помощь в закреплении изученного материала учащемуся, а учителю расставить акценты в заданиях тематического контроля. Есть изменения в курсе 6 класса. При том, что практически весь теоретический и практический материал сохранен в учебнике, структура некоторых разделов и параграфов изменилась (изменения показаны на зеленом фоне).

В 6 классе сделан акцент на тему «Виды изображений земной поверхности», это объясняется тем, что математический аппарат школьников в 5 классе развит очень слабо и это не позволяет работать с вычислениями масштаба, проекций и определением расстояний с помощью градусной сетки при изучении этой темы. При этом практически весь фактический материал сохранен в этом УМК, включая полноценное введение, что позволяет начать изучение курса географии с 6 класса.

Задания, появляющиеся в ЕГЭ отражаются в новом материале УМК. Так, в учебнике 6 класса появляется рисунок, демонстрирующий взаимосвязь горизонталей и профиля местности. Рисунок снабжен заданиями.

Линия УМК по географии под редакцией О.А. Климановой,                        А.И. Алексеева. УМК еще до выхода ФГОС уже соответствовал многим требованиям, предъявляемым им к процессу обучения, т.к. располагал и располагает широкими возможностями для реализации деятельностного подхода на уроках географии. Он учит не только добывать знания из различных источников информации, но и на несколько уровней поднимает возможности работы с текстом. Авторы УМК являются действующими преподавателями МГУ. Учебник для 5-6 классов называется «Землеведение» - это название отражает границы содержания курса. В этой линии УМК также появляется курс 5-го класса.

5 и 6 класс оказались в одной книге. Это можно использовать для работы на опережение. Структурирование материала внутри параграфа осуществляется посредством разделения материала на отдельные блоки, для обозначения каждого из них используются вопросы, которые, в зависимости от ситуации и задач, поставленных учителем, могут послужить как средством мотивации, так и средством рефлексии. С помощью этих вопросов учащийся сам сможет ставить перед собой задачи и решать их. В учебниках 5-7 классов эти вопросы достаточно просты, они напоминают вопросы, которые дети часто задают родителям: «Почему дует ветер?». Так же в тексте выделяется дополнительный материал, способный как расширить, так и углубить некоторые аспекты изучаемой темы или раздела.

Все это открывает широкие возможности для реализации требований, предъявляемых ФГОС, позволяет активно работать с фактическим материалом УМК на качественно новом уровне, не только получая фактические знания, но и осмыслять их и делать для себя как определенные, так и не определенные выводы, синтезируя не только знания и умения, но и придавать при этом им некое моральное направление.

Представленная предметная линия построена в соответствии с традиционным для отечественного образования принципом построения курса географии в основной школе – от общего к частному.

В соответствии с ним в учебниках идет поэтапное формирование основополагающих физико- и социально-экономико-географических знаний на разных территориально-иерархических уровнях: планетарном – материков и океанов и их частей – России и ее отдельных районов – своей местности ( малой Родины).

Новая книга, рассчитанная на преподавание предмета в 5 и 6 классе, отличается от бывшего курса 6 класса. Так, появляется раздел «Накопление знаний о Земле», состоящий из 4 параграфов и описывающий основные этапы освоения нашей планеты. Помимо этого расширена тема «Географические модели Земли», появилось много практики и нового теоретического материала. Это сделано для того, чтобы учащиеся уже в 5 классе не испытывали трудностей при изучении таких тем, как «Масштаб», требующие развитие математического аппарата на уровне конца 6 класса. Эта линия УМК, которая очень давно издается, хорошо знакома учителям, её часто называют традиционной или «классической», так как большая часть учителей страны предпочитают работать именно с ней.

Сегодня, на пороге внедрения новых образовательных стандартов традиционная линия УМК так же изменяется, появляются новые компоненты: учебник 5 класса, мультимедийные приложения для всех курсов, методическая часть всего курса.

Курс «География. Землеведение. 5-6 классы» — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

При этом во всех учебниках издательства «Дрофа» реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманитаризация, социологизация, экологизация, способствующие формированию общей культуры молодого поколения.  

УМК «Сферы. География» издательства «Просвещение» как средство формирования предметных, метапредметных и личностных результатов географического образования.

Образовательно-издательский проект «Сферы» — проект по созданию современной образовательной среды. Методологические принципы построения комплекса: единая технология обучения; реализация межпредметных связей; широкое внедрение в учебный процесс информационных и коммуникативных технологий.

УМК «Сферы. География»: методические принципы построения. Единство структуры УМК в целом и его частей. Преемственность содержания учебного материала от одного курса к другому. Принципы отбора содержания учебного материала. Учёт возрастных особенностей учащихся. Дифференциация учебного материала по уровням сложности. Учебник как основная часть УМК «Сферы. География» в организации познавательной деятельности, в построении информационно - образовательной среды: методические принципы построения и отбора содержания, способы представления информации, текстовая информация, анализ текстов учебника, учёт возрастных особенностей учащихся в учебниках разных классов, дифференциация учебного материала по уровням сложности (на примере темы «Гидросфера», учебник «География. Планета Земля. 5-6 классы».

Составные части УМК «Сферы. География»: Учебник. Тетрадь-тренажёр. Тетрадь-практикум. Тетрадь-экзаменатор. Иллюстрированные учебные атласы и контурные карты как составная часть УМК «Сферы. География». Цифровые носители: электронное приложение к учебнику, электронное картографическое пособие по географии. Использование ИКТ на уроках географии: организация информационного пространства класса, формирование умений и навыков работы в информационной среде и в Интернете (осуществлять расширенный поиск информационных объектов, используя ресурсы классических библиотек, Интернета). Единая навигационная система УМК «Сферы. География». Таким образом, учебно-методический комплекс представляет собой некий конструктор, который позволяет выстраивать для каждого ученика индивидуальные образовательные маршруты. Убедительным примером учебно-методического комплекса, разработанного в рамках данной модели, является УМК «Сферы. География» 

Цель и задачи курса «География. Планета Земля» 5 и 6 классы: формирование системы базовых географических понятий и представлений о целостности и неоднородности в пространстве и времени Земли как планеты людей.

Задачи: сформировать основные предметные понятия и представления о структуре, строении, динамике геосфер, их взаимодействии и влиянии на человека и хозяйственную деятельность, дифференциации и целостности природы Земли, путях ее сохранения;

формировать практические умения получения географической информации и систематизации полученных результатов: работы с приборами и инструментами, глобусом, планом и картой, проведения наблюдений, ориентирования на местности;

развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельного приобретения новых знаний;

продолжить воспитание любви к стране, региону, краю; нравственных основ, ориентированных на общечеловеческие ценности; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры.

Структура учебника отвечает сложившемуся представлению о начальных землеведческих курсах школьного географического образования: формирование системы картографических знаний и практических навыков; овладение обобщёнными приёмами наблюдений за объектами и явлениями; изучение многообразия компонентов географической оболочки; формирование представлений о географической науке и развитии географических знаний; формирование знаний о географических следствиях формы, размеров и движений Земли. На изучение географии в 5 и 6 классах отводится по 35 часов (т. е. по 1 часу в неделю).

Например, в курсе 5 класса в разделе I «Развитие географических знаний о Земле» учебные задачи направлены на приобретение обучающимися представлений о роли географии в освоении человеком планеты, о результатах выдающихся путешествий и географических открытий; повышение уровня общей культуры обучающихся, расширение кругозора, развитие познавательного интереса; формирование уважительного отношения к историческому прошлому стран и народов, их культуре, языку, вере; усвоение общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью для человека географического пространства, нравственное воспитание на примерах подвигов во имя науки, верности долгу, любви к Родине.

В разделе II «Изображения земной поверхности и их использование» - это формирование системы топографо-картографических знаний, т.е. создание условий для изучения особенностей географических объектов и явлений, в том числе их положения в пространстве; формирование элементарных практических умений понимания (определение направлений, расстояний, координат) и чтения (извлечение качественной и количественной информации) планов и карт; развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на основе формирования разнообразных логических и общеучебных УУД; развитие познавательной самостоятельности.

Раздел III «Земля – планета солнечной системы»: формирование знаний о важнейших географических следствиях осевого и орбитального движения Земли, влиянии космоса на Землю; формирование практических умений определять поясное время для различных пунктов по карте часовых зон, решать практические задачи на определение времени; развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на основе формирования разнообразных логических и общеучебных УУД; развитие познавательной самостоятельности.

Раздел IV «Литосфера – каменная оболочка Земли» предполагает расширение, углубление и конкретизация представлений о составе, строении, свойствах верхней каменной оболочки Земли, процессах и явлениях, связанных с земной корой и воздействующих на жизнь и деятельность человека; формирование новых понятий и ознакомление с новыми географическими объектами; развитие умений работы с географическими картами; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на основе формирования разнообразных логических и общеучебных УУД; развитие познавательного интереса и познавательной самостоятельности.

В разделе V «Гидросфера – водная оболочка Земли» необходимо расширение, углубление и конкретизация представлений о составе, строении, свойствах водной оболочки Земли, процессах и явлениях, связанных с гидросферой и воздействующих на жизнь и деятельность человека; формирование новых понятий и ознакомление с новыми географическими объектами; развитие умений работы с географическими картами; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на основе формирования разнообразных логических и общеучебных УУД; развитие познавательного интереса и познавательной самостоятельности.

В разделе VI «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» задачи направлены на расширение, углубление и конкретизация представлений о составе, строении, свойствах воздушной оболочки Земли, процессах и явлениях, связанных с атмосферой и воздействующих на жизнь и деятельность человека; формирование новых понятий и ознакомление с новыми географическими процессами, явлениями и объектами; развитие умений работы с географическими картами; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на основе формирования разнообразных логических и общеучебных УУД; развитие познавательного интереса и познавательной самостоятельности.

В разделе VII «Биосфера – оболочка Земли» системно изучается расширение, углубление и конкретизация представлений о составе, строении, свойствах биосферы, связанных с ней процессах и явлениях, о роли биосферы в жизни и деятельности человека; формирование новых понятий и ознакомление с новыми географическими объектами; развитие умений работы с географическими картами; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на основе формирования разнообразных логических и общеучебных УУД; развитие познавательного интереса и познавательной самостоятельности

В разделе VIII «Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс» сохраняется тот же алгоритм изучения: формирование представлений о составе, строении, свойствах географической оболочки, природных и природно-антропогенных комплексах, природных зонах и высотных поясах; формирование новых понятий и ознакомление с новыми географическими объектами; развитие умений работы с географическими картами; усвоение основных правил охраны конкретных природных комплексов, разумного использования даров природы; развитие наглядно-образного и абстрактного мышления на основе формирования разнообразных логических и общеучебных УУД; развитие познавательного интереса и познавательной самостоятельности

Реализуемая в УМК «Сферы» взаимосвязь содержания обучения и способов действий повышает эффективность образования: придаёт результатам социально и личностно значимый характер, предоставляет возможность индивидуальной траектории в изучаемой области и более гибкого и прочного усвоения знаний учащимися, существенно повышает  мотивацию и интерес к учению, обеспечивает реализацию требований к метапредметным результатам обучения географии, даёт возможность использовать дифференцированное обучение с сохранением единой структуры теоретических знаний. ИОС «Сферы. География» обеспечивает: увеличение числа средств обучения (изобразительные, картографические, схематические), применение более разнообразных методов обучения (по источникам передачи информации: словесные, наглядные, практические; по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, проблемного изложения, исследовательские).

Одним из требований к УМК является учёт возрастных особенностей учащихся. Каким же образом возрастные особенности учащихся учтены в УМК «Сферы. География»? Рассмотрим на примере учебников, входящих в комплекс.

1) Насыщенность учебного материала нарастает от класса к классу, это проявляется в увеличении количества тем курса и количества тем, представленных на двойном развороте учебника.

Так, количество параграфов в учебниках:

для 5-6 классов — 62 (30 - в 5 классе и 32 в 6 классе);

для 7 класса — 50;

для 8 класса — 58;

для 9 класса — 62.

Если анализировать насыщенность параграфов учебным материалом, то можно заметить следующее:

в учебнике для 5—6 классов 6 % учебного материала представлено на двойном развороте (62 учебных параграфов — 2);

в учебнике для 7 класса уже 30 % (из 50 параграфов — 15);

в учебнике для 8 класса практически на том же уровне — 25 % (из 58 параграфов - 14);

Данная предметная линия учебников разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России с учетом: требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования; примерной программы по географии; авторской рабочей программы, составленной на основе требований ФГОС к структуре рабочих программ.

Предметная линия учебников по географии под ред. А.И. Алексеева 5-6 классы «Полярная звезда». Учебник – организатор учебной деятельности (организация учебной деятельности, система заданий через формат  содержания). Всё необходимое – в учебнике (система практико- и личностно-ориентированных разноуровневых заданий, система помощи в самостоятельной работе, система деятельностных параграфов «Учимся с «Полярной звездой», система подготовки к аттестации «Лёгкий экзамен» и Мини-атлас).

Решаются учебные задачи: освоение систематических знаний, самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний, разрешение проблем, сотрудничество, коммуникация, самоорганизация и саморегуляция, рефлексия, ценностно-смысловые установки, ИКТ-компетентность.

В учебнике есть практико- и личностно-ориентированные разноуровневые задания («Запомните», «Откройте атлас», «Это я знаю», «Это я могу», «Это мне интересно»), «Учимся с «Полярной звездой» - система деятельностных параграфов, повторение и  подготовка – графический маршрут в помощь, тестовые задания в каждом параграфе,  полезные советы и рекомендации.

На изучение географии в 5 и 6 классах отводится по 35 часов (т.е. по 1 часу в неделю). Или, в зависимости от учебного плана образовательной организации, в 6 классе отводится 68-70 часов по 2 часа в неделю.

Рабочие программы и учебники  по географии под ред. В.П. Дронова для 5–9 классов выпускаются Издательским центром «Вентана-Граф».

Завершенная предметная линия учебников географии для 5–9 классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и содержит следующие учебники:

«Начальный курс географии» 5 класс. Автор: А.А. Летягин;

«Начальный курс географии» 6  класс. Автор: А.А. Летягин;

«Материки, океаны, народы и страны» 7 класс. Авторы: И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович; География России. Природа. Население» 8 класс. Авторы: В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя; «География России. Хозяйство. Регионы» 9 класс. Авторы: Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова.

Содержание и методический аппарат учебников разработаны в соответствии с Фундаментальным ядром содержания географического образования и направлены на достижение учащимися личностных (отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию), метапредметных (формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В основе содержания учебников лежит гуманистическая и культурологическая парадигма развивающего обучения, а методологией служит комплексный подход изложения курса географии, т.е. переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному изложению географического содержания образования.

В рассматриваемой линии учебников осуществляется важнейшая идея новой концепции школьной географии – реализация практической направленности учебного предмета, формирование ключевых компетенций школьников. Содержание всех учебников линии направлено на соответствие:

современным тенденциям развития общества, его материальным и духовным ценностям, новому социальному заказу школы; новейшим достижениям географической науки, которая все больше превращается в единую науку о взаимодействии общества и природы; задачам формирования основных видов учебной деятельности ученика; задачам воспитания и обучения нравственных и предприимчивых людей, способных самостоятельно приобретать новые знания, оценивать и объяснять, принимать ответственные решения в ситуации выбора; педагогическому мастерству учителя, уровню подготовки учащихся, условиям работы конкретной школы. Учебники созданы на основе принципов интеграции географических знаний, системности, гуманизации, экологизации, междисциплинарной интеграции, усиления воспитательного потенциала школьной географии, развития познавательного интереса. В них реализована задача личностно ориентированного обучения географии; в построении сохранены лучшие традиции, присущие отечественным учебникам географии.

В целях формирования информационной компетенции учащихся в учебниках предусмотрены задания с использованием современных технологий. Программа разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. Содержание примерной программы по географии разделено на два блока: «География Земли» и «География России».

Такой подход к структуре курса реализует принцип логической целостности, от общего к частному, т.е. от общей модели устройства Земли к рассмотрению природы, населения и хозяйства крупных регионов и стран. Издание содержит требования к результатам обучения географии, планируемые результаты изучения разделов (тем), пояснительные записки к каждому из блоков и рекомендации по организации и оснащению учебного процесса. К программе прилагается диск с тематическим планированием.

Учебники для 5–6 классов составляют начальный курс географии, с изучения которого начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку. Основные структурные элементы начального курса географии (разделы, темы) распределены по двум годам обучения с учётом образовательных возможностей пяти и шестиклассников.

Из общего содержания курса выделены темы, которые наиболее эффективно могут быть освоены только учащимися 6 класса, например, такие как «План местности», «Глобус и географическая карта — модели земной поверхности» раздела «Изображение земной поверхности». Темы раздела «Геосферы Земли» представлены в учебниках географии и 5, и 6 класса. Однако количество параграфов в темах «Литосфера», «Атмосфера», «Гидросфера» и «Биосфера» распределяется по классам неравномерно, на что повлияла специфика их содержания и особенности усвоения учебного материала учащимися.

Например, в учебнике географии для учащихся 5 классов наиболее сложная для изучения тема «Атмосфера» представлена тремя параграфами, а в 6 классе — шестью.

Деятельностный принцип изучения географии, а также диагностика результатов формирования географических умений «заложена» в рубрике «Школа географа-следопыта». Каждое задание «Школы» содержит один-два учебных элемента, выполнение которых может диагностироваться. По совокупности выполненных учебных элементов можно судить о полноте и качестве освоения географических умений. Материал учебников делает возможным углублённое изучение географии.

Рабочие тетради для 5 и 6 классов («Дневник географа-следопыта») содержат задания разного уровня сложности и позволяют организовать дифференцированную работу учащихся, формировать основные физико-географические понятия, эффективно осуществлять контроль знаний.

Контурные карты «Начального курса географии» (5 и 6 классы), предназначены для использования в комплекте с соответствующими атласами, однако могут использоваться и при работе с другими УМК. В контурных картах отражены темы перечисленных курсов. Карты снабжены заданиями, работая с которыми, учащиеся научатся находить и запоминать географические объекты, давать характеристику явлениям, приобретут навыки создания карт. Работа с контурными картами позволяет закрепить знания по географии, предусмотренные новыми государственными стандартами в области географического образования и требованиями современной школы.

Содержание учебников по «Начальному курсу географии» отличается по своей основной направленности.

Содержание учебника для 5 класса, в первую очередь, направлено на развитие познавательного интереса учащихся к объектам и процессам окружающего мира и познавательной активности по отношению к ним, включение учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью моделирования объектов и процессов. Учителю географии на уроках в 5 классе необходимо обратить внимание на постепенный переход от формирования представлений, которые преобладают в начальной школе, к формированию понятий в основной школе.

Содержание учебника по «Начальному курсу географии» для 6 класса предполагает целенаправленную деятельность учителя, направленную на расширение содержательного объёма географических и межпредметных понятий, значимых для духовно-нравственного, гражданско-патриотического и др. становления личности, а также на повышение доли самостоятельной деятельности учащихся по применению изучаемого материала с целью моделирования объектов и процессов. Содержание учебника для 5 класса, в первую очередь, направлено на развитие познавательного интереса учащихся к объектам и процессам окружающего мира и познавательной активности по отношению к ним, включение учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью моделирования объектов и процессов. Учителю географии на уроках в 5 классе необходимо обратить внимание на постепенный переход от формирования представлений, которые преобладают в начальной школе, к формированию понятий в основной школе.

Содержание учебника по «Начальному курсу географии» для 6 класса предполагает целенаправленную деятельность учителя, направленную на расширение содержательного объёма географических и межпредметных понятий, значимых для духовно-нравственного, гражданско-патриотического и др. становления личности, а также на повышение доли самостоятельной деятельности учащихся по применению изучаемого материала в целью моделирования объектов и процессов Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся: ситуации решения познавательных задач; ситуации активного поиска, догадок, размышления; ситуации мыслительного напряжения; ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение встать на определенную точку зрения

Проектирование содержания учебников «Начальный курс географии» осуществлялось на основе деятельностного подхода в обучении. Содержание учебника «Начальный курс географии» «Вентана-Граф» обеспечивает адаптацию учащихся 5–6 классов к новым пространственно-временным условиям обучения. Содержание учебника «Начальный курс географии» «Вентана-Граф» позволяет осуществлять формирование метапредметных результатов освоения ООП

Методические рекомендации к некоторым  урокам (5 класс)

Введение. Урок 1. Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля - планета Солнечной системы

Задачи: сформировать представления об изучении Земли в древности и в Средние века; о значении путешествий в исследовании Земли в эпоху Великих географических открытий; о направлениях развития современной географии. Развить знания о единстве Солнечной системы и влиянии на природу Земли.

Опорные знания: форма Земли; представление о Земле в древности; ученые-географы и путешественники; виды движения Земли; смена времен года и дня и ночи.

Основное содержание: как человек открывал Землю. Эпоха Великих географических открытий. Вклад путешественников в изучение Земли. Современная география. Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.

Основные термины и понятия: география, географ, географическое открытие, Солнечная система, орбита Земли, полюс, экватор.

Оборудование: карта полушарий, атлас «География. 6 класс», комплект портретов ученых и путешественников, наглядные пособия, демонстрирующие представления о Земле в древности и строение Солнечной системы, интерактивные наглядные пособия «План и карта» (раздел «Как люди изучали Землю»), «Земля во Вселенной», интерактивная карта «Великие географические открытия», электронное приложение к учебнику.

Географическая номенклатура:

материки: Антарктида, Африка, Евразия; океаны,: Тихий, Атлантический, Индийский; части света, регионы, и страны: Азия, Малая Азия, Центральная Азия, Центральная Америка, Египет, Китай, Индонезия, Индия, Испания;

полуострова: Балканский, Индостан, Индокитай;

море: Средиземное;

равнина: Восточно-Европейская;

горы: Тянь-Шань.

Виды деятельности учащихся: обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца».

Требования к подготовке учащихся: называть методы изучения Земли; называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «географический полюс», «экватор»; приводить примеры географических следствий движения Земли.

Виды изображений поверхности Земли

План местности Урок 2. Понятие о плане местности. Масштаб

Задачи: сформировать знания о плане местности, об условных знаках; сформировать умение читать план местности; сформировать понятие «масштаб» и представление о разных видах масштаба; сформировать умение пользоваться разными видами масштаба и определять расстояния на карте и плане при помощи масштаба.

Опорные знания: виды изображений поверхности Земли; сантиметр, метр, километр.

Основное содержание: что такое план местности. Условные знаки. Зачем нужен масштаб. Численный и именованный масштаб. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Практическая работа № 1. Изображение здания школы в масштабе.

Основные термины и понятия: план местности, условные знаки, масштаб.

Оборудование: атлас «География, б класс», циркуль-измеритель, линейка; планшет, рулетка, карандаш (для практической работы), электронное приложение к учебнику.

Виды деятельности учащихся: чтение плана местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить численный масштаб в именованный. Определение расстояний на плане и карте при помощи масштаба.

Требования к подготовке учащихся: объяснять

значение понятий: «план местности», «масштаб»; называть масштаб плана, карты и глобуса и показывать изображения разных видов масштаба; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; читать план местности; определять (измерять) расстояния на плане.

Урок 3. Стороны горизонта. Ориентирование

Задачи: сформировать представление о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности; сформировать понятие «азимут»; развить практическое умение определять с помощью компаса азимут и стороны горизонта.

Опорные знания: линия горизонта.

Основное содержание: стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Практическая работа № 2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

Основные термины и понятия: стороны горизонта, ориентирование, азимут.

Оборудование: компас, топографический план, линейка, транспортир.

Виды деятельности учащихся: работа с компасом — определение сторон горизонта. Определение направлений и азимутов по плану местности.

Требования к подготовке учащихся: объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.

Урок 4. Изображение на плане неровностей земной поверхности

Задачи: сформировать понятия: «рельеф», «абсолютная высота», «относительная высота», «горизонтали»; сформировать умение определять абсолютную и относительную высоту точек местности, определять по плану направление понижения или повышения рельефа; сформировать умение строить профиль местности.

Основное содержание: рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Основные термины и понятия: рельеф, абсолютная высота, относительная высота, горизонтали.

Оборудование: план местности, нивелир.

Географическая номенклатура: море: Балтийское.

Виды деятельности учащихся: определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по плану с помощью горизонталей крутого и пологого склонов холма. Изображение с помощью горизонталей холма и впадины. Построение профиля местности.

Требования к подготовке учащихся: объяснять значение понятий: «рельеф», «относительная высота», «абсолютная высота», «горизонталь»; определять по плану местности абсолютную и относительную высоту точек местности, направление понижения (повышения) рельефа; строить профиль местности.

Географическая карта Урок 6. Форма и размеры Земли. Географическая карта

Задачи: сформировать знания о форме и размерах Земли, о глобусе как модели земного шара; сформировать понятие «географическая карта»; сформировать представление о видах и значении географических карт, о современных компьютерных технологиях создания карт.

Опорные знания: доказательства шарообразности Земли; представления о форме и размерах Земли в древности.

Основное содержание: форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Основные термины и понятия: глобус, географическая карта, легенда карты, генерализация.

Оборудование: физическая карта полушарий, глобус, интерактивное наглядное пособие «План и карта», атлас «География. 6 класс», электронное приложение к учебнику.

Виды деятельности учащихся: работа с глобусом и картами различных масштабов.

Требования к подготовке учащихся: объяснять

значение понятия «географическая карта»; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; приводить примеры разных видов географических карт.

Урок 7. Градусная сеть на глобусе и картах

Задачи: сформировать понятия: «градусная сеть», «меридиан», «параллель»; сформировать умения определять по глобусу и карте направления с помощью градусной сети.

Опорные знания: глобус; географические полюса; экватор.

Основное содержание: меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.

Основные термины и понятия: градусная сеть, меридианы, параллели.

Оборудование: атлас «География. 6 класс», глобус, электронное приложение к учебнику.

Географическая номенклатура:

полюса: Северный, Южный;

города: Лондон, Каир, Париж, Санкт-Петербург, Берлин, Москва;

река: Конго;

озеро: Виктория.

Виды деятельности учащихся: определение по глобусу и картам элементов градусной сети. Определение по глобусу и карте направлений с помощью градусной сети.

Требования к подготовке учащихся: объяснять значение понятий: «градусная сеть», «меридианы», «параллели»; называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности; находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и на карте; определять (измерять) направления на глобусе и географической карте.

Урок 8. Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты

Задачи: сформировать понятия: «географические координаты», «географическая широта», «географическая долгота»; сформировать умение определять географическую широту и географическую долготу по глобусу и карте, умение определять объекты по их географическим координатам.

Опорные знания: градусная сеть.

Основное содержание: географическая широта. Определение географической широты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Практическая работа № 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

Основные термины и понятия: географические координаты, географическая широта, географическая долгота.

Оборудование: глобус, атлас «География. 6 класс», карта полушарий, интерактивное наглядное пособие «План и карта», электронное приложение к учебнику.

Географическая номенклатура:

материк: Африка;

полюса: Северный, Южный;

города: Мехико, Каир, Москва, Лондон,

Санкт-Петербург, Токио.

Виды деятельности учащихся: определение географических координат объектов по карте и глобусу.

Требования к подготовке учащихся: объяснять

значение понятий: «географическая широта»,

«географическая долгота», «географические координаты»; определять географические координаты точки, местоположение географических объектов на глобусе и географической карте.

Урок 9. Изображение на физических картах высот и глубин

Задачи: сформировать знания о способах изображения на физических картах высот и глубин; сформировать умение определять по карте абсолютную высоту и глубину точек местности.

Опорные знания: абсолютная высота; отметки высоты; горизонтали.

Основное содержание: изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Основные термины и понятия: отметки высот, изобаты, шкала высот и глубин.

Оборудование: глобус, атлас «География.

6 класс», карта полушарий.

Географическая номенклатура:

вулкан: Ключевская Сопка; моря: Каспийское, Балтийское; низменность: Амазонская; нагорье: Тибет.

Виды деятельности учащихся: определение по картам высот и глубин объектов.

Требования к подготовке учащихся: определять по карте абсолютную и относительную высоту точек и глубину морей.

Урок 10. Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Задача: закрепить и обобщить знания по разделу «Виды изображений поверхности Земли».

Оборудование: план местности, карта полушарий, атлас «География. 6 класс», глобус, рабочие тетради (задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ).

Виды деятельности учащихся: выполнение тестовых заданий. Работа с атласом.

Алгоритм составления рабочей программы

4.1. Выбрать примерную программу по учебному курсу и соответствующий ей учебник из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки России.

4.2. Убедиться, что требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе соответствуют требованиям в примерной основной образовательной программе. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в авторскую программу или же превышающие требования к уровню подготовки выпускников, предусмотренные в ООП образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4.3. Сопоставить цели изучения учебного курса в учебной программе (в соответствии с УМК) с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы конкретной образовательной организации. Убедиться в их соответствии требованиям ФГОС ООО, а также заказу на образовательные услуги обучающихся и их родителей.

4.4. Прописать цели – ориентиры освоения учащимися учебного содержания курса: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться». Прописать цели – ориентиры формирования универсальных учебных действий.

4.5. Сопоставить содержание рабочей программы с примерной программой, с требованиями ФГОС ООО и с учетом рекомендаций УМК. Выделить дидактические единицы, не включенные в программу УМК. Определить разделы, темы, которые носят избыточный характер. Внести в рабочую программу соответствующие коррективы.

4.6. Определить последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них.

4.7. Определить основную/дополнительную справочную и учебную литературу, наглядные пособия, оборудование и приборы, ЭОР и др.

4.8. Подобрать или разработать средства контроля освоения обучащимися содержания рабочей программы.

4.9. Составить рабочую программу согласно структуре, заданной в Положении о рабочей программе конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы в помощь учителю для составления рабочей программы

Материалы в помощь учителю для составления рабочей программы к учебнику «Математика», 6 класс, авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, Мнемозина,2006.   Структура документа...

Рабочая программа по географии 6 класс ,составленная по линии "Полярная звезда"

P { margin-bottom: 0. Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9 классов линии «Полярная звезда...

Рабочая программа по географии 7 класс ,составленная по линии "Полярная звезда"

Рабочая программа по географии для курса 7 класса учитывает требования Государственного стандарта. За основу взята авторская программа для общеобразовательных учреждений (авторы А.И.Алексеев В. В.Нико...

Алгоритм составления рабочей программы по истории и обществознанию

В работе на основе презентации предлагается алгоритм составления рабочей программы учителя по истории....

Последоватедьность действий учителя при составлении модульной программы

Выступление на семинаре по теме "Технология модульного обучения"...

Рабочая программа по географии 5-9 классы УМК "Алгоритм успеха "

Данная рабочая программа составлена в соответствии  с ФГОС ООО...

Рабочая программа по географии 5-9 классы УМК "Алгоритм успеха "

Данная рабочая программа составлена в соответствии  с ФГОС ООО...