"Подготовка к ОГЭ по географии: географическая номенклатура как одно из средств работы с географической картой"
статья по географии по теме

Алентьева Марина Александровна

В статье отражены наиболее эффективные приёмы работы по изучению и повторению географической номенклатуры. Географическая номенклатура основа содержания карт, а карты - язык географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Подготовка к ОГЭ по географии:

 Географическая номенклатура как одно из средств работы с  географической картой

Учитель географии: Алентьева Марина Александровна, ГБОУ СОШ №311 Санкт-Петербург.

 К концу 9 класса школьниками уже изучен достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро географических знаний. Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован в обязательном минимуме содержания образования и в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. География – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. Итоговая аттестация в 9-х классах, нацеленная на выявление не только уровня знаний учащимися отдельных понятий и положений, входящих в систему географии, но и умений использовать эти знания при анализе и оценке реальных общественных процессов и явлений, в известной мере, может свидетельствовать о степени социализации личности. Я считаю, что только хорошие знания курса географии во всех его аспектах являются основой успешной сдачи экзамена. Позитивную роль в подготовке к экзамену могут сыграть и специальные занятия предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно используются для активизации знаний учащихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по географии и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса.  В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным охватить весь изученный материал. Задача состоит в том, чтобы привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, закрепить умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания. Учитывая ограниченность времени, при повторении важно остановиться на тех вопросах, которые наиболее широко представлены в вариантах экзаменационной работы, а также уделить внимание тем вопросам, которые вызывают у девятиклассников наибольшие затруднения. Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция-учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

        В подготовки школьников к экзамену в равной мере значимы как знания базового, фактического, понятийного материала, так и умение работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Одной из частей структуры обязательного минимума содержания курса географии, является географическая номенклатура. Ученик должен ориентироваться в географической номенклатуре в объеме школьной программы. Географическая номенклатура основа содержания карт, а карты – язык географии.

При подготовке к экзамену необходимо уделять часть времени повторению географической номенклатуры – положения на карте важнейших географических объектов. Безусловно, карты атласа смогут оказать огромную помощь в процессе выполнения экзаменационной работы, но без знания географической номенклатуры учащимся приходится обращаться к ним при выполнении практически всех заданий, и на это расходуется много времени   

В методической литературе о работе с географической номенклатурой пишет А.Е. Бибик (2).  Перед учителем возникают три педагогические задачи: 1) как обучать, чтобы название было правильно произнесено и прочно усвоено; 2) как надо показывать объекты; 3) как научить правильно отыскивать их на карте. Все эти три задачи решаются вместе. Организация работы основывается на использовании всех видов памяти — зрительной, слуховой, двигательной и словесно-смысловой. Наиболее подробно о работе с географической номенклатурой пишет О.В. Крылова [3].  Так, О.В. Крылова говорит о том, что для ребенка слово существует как услышанное, увиденное, им самим произнесенное. Следовательно, уже на этапе знакомства с новым географическим названием учащийся должен и услышать его четкое и правильное произношение учителем, и увидеть написание на географической карте, на доске или в учебнике, и наконец, определенные  трудности  при  работе  с картой. Для решения этой проблемы в своей практике я использую различные приемы работы с географической номенклатурой. Стремлюсь придать такой работе осмысленный характер. В начале учебного года даю каждому ученику список, рекомендованной к изучению  географической номенклатуры по отдельным темам курса. Они вклеивают этот список в конце рабочей тетради (или тренажёра). Главное, чтобы этот список был всегда у ученика на уроке, и он мог им воспользоваться. На уроках часто провожу картографическую разминку для учащихся. В зависимости от класса и урока выбирается тема, показываемых объектов. Один ученик выходит к карте, другие учащиеся по порядку задают ему географические объекты, которые он должен показать. Если ученик затрудняется показать очередной объект, можно дать ему одну географическую подсказку. Если ученику не помогает подсказка, он возвращается на своё место, а к карте выходит тот ученик, который назвал этот географический объект и  игра продолжается. Лучшему ученику вручается медаль «Знаток карты». Для разминки использую физические и политико-административные карты мира,  отдельных материков и России.  Картографическую разминку целесообразно проводить по  тематической номенклатуре, как в парах, так и в малых группах (до 4-х. человек).

        Другой игровой приём для изучения географической номенклатуры «Географическая почта». В почтовые ящики (материки или океаны) надо разложить письма – географические объекты, относящиеся к определённому материку или океану. Для развития творческих способностей предлагаю составить по карте кроссворды, а при проверке использую уже готовые.  Игровые приёмы изучения географической номенклатуры повышает интерес учащихся к изучаемой теме и к предмету географии. Возникает элемент соревнования в знаниях географической карты, учащиеся во много раз быстрее усваивают номенклатуру.

У меня в кабинете всегда весит небольшая  политическая карта мира, на которой отображены яркими пунсонами  места, в которых произошли важные события. Сообщения об этих событиях весят на стенде. Ребята могут на перемене ознакомиться с информацией и поделиться ею со сверстниками. Ответственные за своевременное оформление стенда – старшеклассники, а информацию могут приносить все ребята.

       Процесс усвоения номенклатурного материала будет более эффективным, если ученики познакомятся с происхождением данного названия (топонимической историей), с тем, что оно обозначает или получат сведения, выделяющие объект из ряда подобных. Например, в переводе на русский язык Флорида означает цветущая, Шпицберген - острые вершины; оз. Таймыр - самое большое по площади из заполярных озер, озеро Байкал – самое глубокое в мире. Большую помощь в организации работы с топонимами оказывает книга Э.Вартаньяна  «История с географией».

          Эмоциональное представление объекта (стихотворения, проза) чаще использую в 6–8-х классах. Использование сказок, легенд, исторических событий . На уроках по теме «Внутренние воды России» ребята с большим интересом слушают легенды или интересные факты о реках и озёрах. Доклады могут подготовить сами ученики.  «Легенда о старике Байкале, его дочери Ангаре»,  Чудское озеро – битва 1242г.,  Ладожское озеро – «Дорога жизни», рассказ об острове Кижи.

          Контроль знаний географической номенклатуры провожу с помощью географических диктантов. В конце 7 класса проверяю номенклатуру по материкам. На доске таблица, где написаны все материки и цифровые коды для ответов учащихся по  шести вариантам. Учитель называет одно географическое название, а ребята определяют, к какому материку относится это название, и пишут свой цифровой ответ. (Приложение № 1).  Географический диктант провожу в 8 и 9 классе на знание субъектов РФ и их административных центров, а в 10-11 классах на знание стран мира и их столиц.

         Таким образом, для усвоения географической номенклатуры по курсам физической географии и последующего контроля, школьнику необходимо иметь комплекты контурных карт. Практика работы показывает, что  учащиеся часто допускают ошибки при заполнении контурных карт. Поэтому рекомендуется в кабинете географии оформить специальный стенд “Правила работы с контурной картой”, где крупным чётким почерком необходимо представить их вниманию учащихся. Также нужно уделить особое внимание правилам заполнения контурных карт в 6 классе в ходе изучения начального курса физической географии. Можно раздать детям памятки о правилах работы с контурной картой.  При этом необходимо прокомментировать каждый пункт данной памятки.

          Я и мои ученики работаем по УМК «СФЕРА».  В комплекте контурных карт с заданиями есть дополнительные карты для контроля знаний географической номенклатуры. Объекты могут объявляться учителем или написаны на карточках, доске, экране . В работе использую настенные контурные карты, на которых могу фломастером отмечать объекты, делать схемы и производить контроль знаний. В тетрадях-тренажёрах по каждой теме есть рубрика «Работаем с картой».  Выполнение разнообразных заданий этой рубрики помогает ребятам самостоятельно получать хорошие знания географической номенклатуры. Типичные задания из тренажёра: укажите названия географических объектов, обозначенных на карте цифрами; вычеркните «лишний» географический объект из предложенного списка и укажите причину вашего выбора; впишите в последовательность недостающее название географического объекта; используя атлас, укажите страны, по территории которых протекают перечисленные реки; по географическим координатам определите объекты; с помощью атласа, заполните таблицу, соотнеся название части света и крупнейшие города мира с числом жителей более 5 млн. человек; соедините стрелками сочетание «материк-страна-столица»; определите по очертаниям географические объекты, показанные на рисунках. Подпишите их и укажите, на территории, каких стран они расположены; соедините линиями названия стран с названиями природных объектов, расположенных на их территории. Интересными являются задания по обозначению на контурных картах маршрутов путешествий. Используя атлас, докажите, что Москва – «порт пяти морей», обозначив на контурной карте с помощью условной линии маршрут внутреннего водного сообщения, соединяющего Москву с 5 морями, которые омывают побережья европейской части России. Контроль знаний номенклатуры в 7-8 классе провожу по картосхемам. Их можно сделать на основе контурных карт. Ребята могут сами составлять такие картосхемы для работы на уроке и взаимопроверки.

          Мой многолетний опыт показывает, что географическую номенклатуру учащиеся усваивают лучше, если параллельно давать различные задания: либо сгруппировать изучаемые объекты, либо классифицировать, либо ранжировать и т.п. Задание будет ещё сложнее и интереснее, если основание для группирования, классификации и ранжирования предложит не учитель, а определят сами учащиеся. Кроме того, группировать, классифицировать и ранжировать можно по нескольким основаниям, что дает учащимся возможность реализовать свои творческие способности. В этом случае запоминание будет не просто механическое, а осмысленное.

          Таким образом, изучая географическую номенклатуру с помощью разнообразных приёмов, мы можем научить ребят работать с картой и формировать устойчивый интерес к географии.

Список литературы

  1. Барабанов, А.П.Кузнецов, И.П.Шилина  Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. География.2011 ФИПИ.-М.: «интеллект-Центр»,2011.-160с.
  2. Бибик А.Е. и др. Теоретические основы методики обучения географии в средней школе; М. « Просвещение» 1968.
  3. Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов, М. «Просвещение». 1997, 144 л.
  4. УМК  по географии «СФЕРА» для 5-9 классов «Просвещение» 2014
  5. Элькин  Г.Н. География 6,7,8 класс: Твой справочник. Материалы к урокам. СПб.: «Паритет», 2005.

Интернет – ресурсы:

  1. Аналитические и методические материалы ГИА-9  http://www.fipi.ru
  2. Барабанов В.В., Э.М.Амбурцева, С.Е.Дюкова  Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 по географии. http://www.fipi.ru.
  3.  Кузнецова Т.С. Преподавание учебного предмета «География» в 2016-2017 учебном году. Методические рекомендации.

Приложение 1                       Географический диктант

I

II

III

Название материков

IV

V

VI

1

2

3

Африка

4

5

6

3

1

2

Южная Америка

5

6

4

2

3

1

Австралия

6

4

5

4

5

6

Антарктида

1

2

3

5

6

4

Северная Америка

3

1

2

6

4

5

Евразия

2

3

1

Географические объекты

  1. Скандинавский полуостров

16. Мексиканский залив

  1. Оринокская низменность

17. Гора Аконкагуа

  1. Гудзонов залив

18. Пустыня Калахари

  1. Горы Альпы

19. Полуостров Камчатка

  1. Река Муррей

20. Море Росса

  1. Среднесибирское плоскогорье

21. Аппенинский полуостров

  1. Азовское море

22. Карское море

  1. Море Уэддела

23. Гвианское плоскогорье

  1. Бенгальский залив

24. Гвинейский залив

  1.  Ла-Платская низменность

25. Озеро Виктория

  1.  Вулкан Эребус

26. Река Парана

  1.  Горы Аппалачи

27. Драконовы горы

  1. Вулкан  Камерун

28. Море Амундсена

  1.  Большой Водораздельный хребет

29. Река Меконг

  1.  Озеро Верхнее

30. Залив Карпентария

Ответы

№ вопроса -

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

I

6

3

5

6

2

6

6

4

6

3

4

5

1

2

5

II

4

1

6

4

3

4

4

5

4

1

5

6

2

3

6

III

5

2

4

5

1

5

5

6

5

2

6

4

3

1

4

IV

2

5

3

2

6

2

2

1

2

5

1

3

4

6

3

V

3

6

1

3

4

3

3

2

3

6

2

1

5

4

1

VI

1

4

2

1

5

1

1

3

1

4

3

2

6

5

2

№ вопроса -

Вариант

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

I

5

3

1

6

4

6

6

3

1

1

3

1

4

6

2

II

6

1

2

4

5

4

4

1

2

2

1

2

5

4

3

III

4

2

3

5

6

5

5

2

3

3

2

3

6

5

1

IV

3

5

4

2

1

2

2

5

4

4

5

4

1

2

6

V

1

6

5

3

2

3

3

6

5

5

6

5

2

3

4

VI

2

4

6

1

3

1

1

4

6

6

4

6

3

1

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с географической номенклатурой в контурных картах.

8 класс Тема "Рельеф и недра РФ" Предложен список географической номенклатуры (на русском и английском языках), рекомендованной к изучению в этой теме....

Практическая работа по географии в 11 классе на тему "Краткая физико- и экономико - географическая характеристика территории Индии с использованием метода наложения географических карт"

При изучении в 11 классе темы «Индия» (учебник Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский «Экономическая и социальная география мира», 2 часть) учащимся было предложено  выполнение следующей практической р...

статья "Комплексное применение "немых" карт как средство изучения географической номенклатуры"

статья "Комплексное применение "немых" карт как средство изучения географической номенклатуры"...

Методическая разработка. Географический диктант по проверке географической номенклатуры за курс 7 класса.

Одной из форм проверки знаний учащихся географической номенклатуры являются географические диктанты. В разработке предложен вариант диктанта за курс 7 класса....

Номенклатура по географии. Работа с географическими объектами

Несколько лет назад, будучи молодым специалистом, нашла в одном из журналов "География в школе" список номенклатуры, который должны знать учащиеся, из курса Физическая география (6-8 класс)....

Учим географию с детьми. Какие игры выбрать. Игры на проверку географической номенклатуры.

О географических играх. Указаны и ссылки на интернет - ресурсы, где можно найти указанные игры...

Система опыта работы по теме "Топонимика как средство повышения эффективности изучения географической номенклатуры в условиях коррекционной школы"

В реферате представлены методические приёмы, помогающие эффективному запоминанию географических названий учащимися с нарушениями интеллекта....