Методика проведения учебных экскурсий по географии
методическая разработка по географии (6, 7, 8, 9 класс) по теме

Згибай Татьяна Николаевна

Учебные экскурсии  по географии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса, её проведение так же обязательно для учителя, как и проведение урока.   Учебные экскурсии по географии играют огромную роль в преподавании географии в школе, так как обеспечивают высшую форму наглядности в обучении. 

 Приобретаемые на учебной экскурсии по географии знания имеют огромное  значение: с одной стороны, это знание географических особенностей данных объектов и явлений, с другой стороны – они служат примером для  познания определенного класса объектов и явлений, т.е. являются источником для образования общих понятий. Так на экскурсии в природу учащиеся знакомятся с особенностями природы своего края и вместе с тем на примере местной природы познают общие, свойственные природе закономерности .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.attestatsiya.docx53.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Методика проведения учебных экскурсий по географии»

           Згибай Татьяна Николаевна,

 учитель географии, ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга

Содержание

Введение                                                                                              стр. 2

Раздел 1. Методика организаций  учебных экскурсий по географии в природу с учениками.                                                                       стр.2-3

1.1.Учебная экскурсия по географии-наглядный процесс познания окружающего мира.                                                                          стр.3-8

 Раздел 2. Организация учебных экскурсий  в школьных курсах географии.

 2.1.Виды учебных экускурсий по географии.                                  стр.8-9

2.2.Тематические учебные экскурсии. погеографии                           стр.9-10

2.3.Тематические учебные экскурсии  по географии в VII классе.     стр.11

2.4.Тематические учебные экскурсии по географии в VIII классе.  стр.11-15

2.5.Тематические экскурсии на местные предприятия в IX классе.   стр.16

Раздел 3. Методические разработки проведения учебной экскурсии по географии

3.1. Учебная экскурсия по географии в Саблино.                              стр 17-18

Заключение                                                                                     стр.18-22

Список используемой литературы                                                    стр.23

Введение

Учебные экскурсии  по географии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса, её проведение так же обязательно для учителя, как и проведение урока.   Учебные экскурсии по географии играют огромную роль в преподавании географии в школе, так как обеспечивают высшую форму наглядности в обучении.  

 Приобретаемые на учебной экскурсии по географии знания имеют огромное  значение: с одной стороны, это знание географических особенностей данных объектов и явлений, с другой стороны – они служат примером для  познания определенного класса объектов и явлений, т.е. являются источником для образования общих понятий. Так на экскурсии в природу учащиеся знакомятся с особенностями природы своего края и вместе с тем на примере местной природы познают общие, свойственные природе закономерности .

Учебные экскурсии по географии не только содействуют изучению учащимися своего края и созданию у них запаса общих представлений и понятий, но развивают также наблюдательность, любознательность, пробуждают интерес к окружающей природе, к хозяйственной жизни страны, а, следовательно, и к географии. На экскурсии учащиеся самостоятельно выполняют практические работы, что повышает их активность и развивает их практические умения и навыки.

Во время экскурсий происходит накопление у школьников образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. Знания по физической географии своей местности привлекаются для объяснения многих явлений и процессов в географической оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсии в осуществлении краеведческого принципа обучения.

Раздел 1. Методика организаций  учебных экскурсий по географии в природу с учениками.

Учебная экскурсия по географии - наглядный процесс познания окружающего мира.

Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определенного города или региона.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио», что в переводе – вылазка, поездка. В русском языке это слово появилось в 19 веке. Экскурсия в современном понимании – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которых лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним .

Школьной программной по географии определен обязательный минимум учебных экскурсий для каждого класса. Тематика экскурсий и их последовательность установлены с таким расчетом, чтобы учащиеся на протяжении школьного курса познакомились со всеми элементами природы, выполнили требуемые программой практические работы на местности.

Для проведения учебной экскурсии нужно не менее двух часов, а иногда и более. Поэтому экскурсии, как правило, проводятся в неучебное время, учебные экскурсии могут быть проведены до изучения программного материала или после. В первом случае задачей экскурсии является создание у учащихся пред­ставлений, на которые могло бы опираться последующее обучение на уроке. Во втором случае экскурсия носит повторительный характер и иллюстрирует пройденное на уроке.

Готовясь к экскурсии, учитель, прежде всего, знакомится с экскурсионным объектом и со специальной литературой. При подготовке экскурсии в природу, учитель должен предварительно сам обследовать местность, выбрать маршрут, наметить объекты работы учащихся и пункты остановок.

На основе знакомства с экскурсионным объектом и литературой составляется план проведения экскурсии. В нём, прежде всего, определяют, какие полученные на уроке знания, умения и навыки закрепляются, какие вырабатываются вновь, какие ставятся воспитательные задачи.

При  проведении экскурсии в природу в план включают все основные данные о маршруте (протяженность, начальный и конечный пункт маршрута, места остановок и объекты наблюдений), содержание работ учителя и учащихся (вводной беседы, бесед на каждом пункте, заключительной беседы, практических работ), а также предполагаемую организацию экскурсии (сроки и место сбора, разбивка учащихся на группы, распределение обязанностей между группами, необходимое оборудование).

Исходя из намеченного плана экскурсии, учитель проводит подготови­ельную организационную работу с учащимися: рассказывает о задачах экскурсии, сообщает место и время сбора и распределение по звеньям, дает каждому звену указания о работе и необходимом оборудовании, а также вопросники, на которые должен быть дан ответ.

Количество групп и число учащихся в группе зависит от численности класса, содержания экскурсии, количества объектов для изучения и длины маршрута. Обычно количество групп не превышает 4-5, т.к. при большем их количестве учителю трудно инструктировать и проверять работу учащихся во время экскурсии .

Экскурсию нужно строить так, чтобы все учащиеся познакомились со всеми экскурсионными объектами в целом, со всем маршрутом во время экскурсии в природу. Вместе с тем необходимо, чтобы каждая группа, и каждый из членов группы провели самостоятельную работу по изучению отдельных составных частей экскурсионного объекта. Отсюда возникает наиболее важный организационный вопрос экскурсии: как сочетать эти две задачи экскурсии?

В практике проведения экскурсий обычно применяются два варианта организации работ учащихся. При первом варианте все группы вначале расходятся на выделенные для них участки, где при соответствующем инструктаже учителя проводят порученную работу. После проверки выполненной работы учитель ведет всех учащихся по всем участкам маршрута, где каждая группа дает на своем участке необходимые объяснения .

При втором варианте все учащиеся идут по маршруту; на каждой остановке учитель проводит беседу, и все группы, пользуясь консультацией учителя, выполняют свою работу.

Первый вариант наиболее удобен в тех случаях, когда экскурсионный объект небольшой по своим размерам и отдельные участки находятся на небольших расстояниях друг от друга. Тогда учитель может обходить группы и следить за их работой. Второй вариант значительно лучше первого при большом, разнообразном и сложном маршруте. Экскурсия начинается вводной беседой, в которой учитель кратко рассказывает об экскурсионном объекте и указывает на то, что нужно обратить внимание; кроме того, во вводной беседе даются организационные указания. Во время экскурсии учитель в максимальной степени стимулирует самостоятельность учащихся, сочетая различные методы и приемы работы. Ставя учащимся вопросы и давая задания, учитель старается меньше рассказывать сам, ограничиваясь обычно вводной беседой и инструктажем. Выполняя задания и отвечая на вопросы, учащиеся осматривают и измеряют объекты, производят черновые записи и зарисовки, собирают коллекции. Проведенная звеньями работа и состояние собранного материала предварительно проверяются на месте .

Экскурсия заканчивается, как правило, краткой беседой, в которой учитель делает выводы и дает указания о порядке дальнейшей работы над собранным материалом. Полученные учащимися на экскурсии знания требуют осмысления и закрепления. В этих целях учитель организует работу по обработке и приведению в систему собранного на экскурсии материала, каждое звено обрабатывает записи своих наблюдений, переписывает их начисто и отвечает письменно на поставленные вопросы, приводит в порядок рисунки и схемы, коллекции и образцы, дневники .

Вся механическая работа по оформлению стенда и выставки распределяется между группами. Стенды, коллекции и другие подготовительные материалы  должны в дальнейшем использоваться на уроке. Вместе с тем из таких экскурсионных материалов вырастают школьные краеведческие уголки . Сама работа по подготовке экскурсии и подведенных ее итогов может служить прекрасной основой для внеклассной работы с учащимися.

При изложении нового материала на последующих уроках учитель географии постоянно опирается на знания, полученные учащимися на экскурсии. По материалу, связанному с темой экскурсии, учитель в процессе беседы ставит учащимся вопросы, на которые они отвечают, используя полученные на экскурсии знания. Во время объяснения учитель ссылается на известные учащимся экскурсионные объекты, демонстрируя собранный на экскурсии материал (например, образцы горных пород, гербарий местных растений) .

Можно поручить некоторым учащимся подготовить ответы на отдельные вопросы, чтобы они сделали краткие сообщения по ходу изложения нового материала.

Программой по географии определен в осеннее и весеннее время образовательный минимум школьных экскурсий. При изучении физической географии (VI- VIII классы) проводятся четыре экскурсии в природу, в курсе экономической географии (IXкласс) – одна на местное предприятие .

На экскурсиях в природу учащиеся овладевают многими умениями, прежде всего умениями вести наблюдения, анализировать наблюдаемые ими географические объекты и хозяйственную деятельность людей. При непосредственном изучении местности учащиеся убеждаются, что природные компоненты существуют не изолированно друг от друга, а образуют природные территориальные единства (комплексы), как простые (склон реки, прирусловый вал), так и более сложные (овраги, балки, долины рек), которые состоят, в свою очередь, из более простых генетически и динамически связанных между собой комплексов. Изучение взаимосвязей между слагающими природный комплекс компонентами подводит учащихся к пониманию того, что основной закономерностью природно-территориальных комплексов является их целостность. Изменение одного из компонентов неизбежно вызывает изменение всех остальных; при этом могут возникнуть необратимые процессы. Познание закономерностей развития природных комплексов и процессов, происходящих в них, способствует формированию диалектико-материалистической убежденности учащихся и осознанию необходимости бережного отношения к природе, к естественным ресурсам. Экскурсии открывают широкие возможности для экологического образования учащихся на местном материале .

Таким образом, учебные экскурсии составляют важное звено в системе географического образования школьников.

Раздел 2. Организация учебных экскурсий  в школьных курсах географии.

2.1. Виды учебных экускурсий по географии.

Учебные экскурсии  по географии можно классифицировать следующим образом: 1) экскурсии по изучению отдельных компонентов природы и раскрытию наиболее простых связей между ними; 2) экскурсии на предприятия; 3) экскурсии по изучению ПТК и влияния на них хозяйственной деятельности человека.

2.2. Тематические учебные экскурсии по географии.

При изучении начального курса физической географии проводят две экскурсии – осеннюю и весеннюю. Тема осенней экскурсии - «Изучение форм рельефа, горных пород и вод своей местности на примере Саблинских пещер». Цель ее – накопить фактические знания об особенностях рельефа своей местности, о слагающих его породах, о внутренних водах и взаимосвязях между рельефом и горными породами, рельефом и водами, научить делать схематические зарисовки географических объектов и описания, выявлять особенности рельефа и водоемов. На экскурсии учащиеся выполняют следующие практические работы: определение относительной высоты местности или глубины оврага с помощью самодельного нивелира и на глаз; определение крутизны склона эклиметром и на глаз; описание и зарисовка обнажения горных пород; составление описания источника и одного из водоемов (реки, болота); определение ширины, глубины, скорости течения реки (ручья); ознакомление с процессами, изменяющими рельеф, определение глубины и длины оврага, размера пляжа, степени подмыва берега реки и др.; ориентирование по солнцу и с помощью компаса (повторение) .

В ходе экскурсии учащимся предлагается выяснить парные взаимосвязи: а) между подстилающими породами и формами рельефа; б) между слагающими породами и глубиной залегания подземных вод. Взаимосвязь между рельефом и подстилающими породами легко проследить на характере склонов (очень крутые склоны образуют известняки, достаточно крутые – песчаники, пологие – глины), а также на поперечных профилях балок, врезающихся в различные породы. Высота зеркала грунтовых вод зависит от глубины залегания первого от поверхности водоносного горизонта.

Другой вариант   осенней экскурсии - «Изучение и описание природных комплексов на примере Токсово», различие которых обусловлено разнообразием рельефа и горными породами. Цель её – закрепить знания об основных горных породах и условиях их залегания, рельефа и водах, полученные на осенней экскурсии, дать представление о растительности, подвести к пониманию природного комплекса и взаимосвязей его компонентов, показать на конкретных примерах влияние деятельности человека на природный комплекс, познакомить с хозяйственным использованием территории и необходимостью мер по её охране. В ходе экскурсии расширяются и закрепляются умения вести наблюдения в природе (описание характера рельефа, слагающих местность пород, почв, растительности). Это достигается в ходе выполнения таких работ, как определение относительной высоты местности, описание характера рельефа и горных пород, слагающих местность, наблюдение за процессами, изменяющими рельеф (измерение увеличения длины оврагов, роста пляжей, подмыв берегов, оползневых процессов и т.д.) по сравнению с осенью, описание растительности и выяснение ее приспособленности к условиям обитания, описание почвенного разреза, а также знакомство с хозяйственным использованием территории и ёе охраной.

Во время экскурсии учащиеся выполняют взаимосвязи: а) между рельефом и характером течения реки; б) между рельефом, степенью увлажнения и нагревания; в) между рельефом, слагающими породами, почвами и растительностью. Эти взаимосвязи проявляются в увеличении или уменьшении течения реки, в степени нагревания склонов разной экспозиции, в особенностях увлажнения участков с различным типом водного режима – атмосферного, грунтового, пойменного, в изменении растительности и почв в зависимости от слагающих местность пород .

Тема весенней экскурсии : «Воды суши Санкт- Петербурга и Ленинградской области»

2.3. Тематические учебные экскурсии по географии в VII классе.

В VII классе при изучении географии материков и океанов проводят одну весеннюю экспедицию на тему «Комплексное описание природы на участках с различными условиями увлажнения и освещения». Цель её – закрепить знания о взаимосвязях компонентов природы, полученные в VI классе и продолжить формирование понятия о природно-территориальном комплексе. Учащиеся выполняют следующие работы: описание почвенного обнажения или разреза в местах с размытой растительностью (на водоразделе, в пойме, в лесу).

Во время экскурсии ученики выявляют следующие взаимосвязи: а) между геологическим строением, рельефом, степенью увлажнения и нагревания поверхности и растительностью; б) между слагающими породами, почвами и растительностью.

Взаимосвязь между растительностью и воднотепловыми условиями удобнее всего показать на склонах северной и южной экспозиций.

Выяснение взаимосвязи между слагающими породами, почвами и растительностью позволяют подвести учащихся к пониманию того, что растительность, развиваясь в определенных климатических условиях, влияет на характер почв. Почвы, в свою очередь, оказывают весьма существенное влияние на растительность, а следовательно на весь природный комплекс в целом

В заключение экскурсии учащиеся составляют описание природного комплекса по типовому плану.

2.4.  Тематические учебные экскурсии по географии в VIII классе.

В VIIIклассе проводят весеннюю экскурсию по теме «Изучение природно-территориальных комплексов своей области». Перед ней стоит цель – выявить на местности природно-территориальные комплексы и составить их физико-географическую характеристику.

На экскурсии выполняются следующие работы: построение орографической основы физико-географического профиля через долину реки или склон долины, описание характера поверхности, через которую прокладывается профиль, описание геологических обнажений, сбор образцов горных пород, описание почвенных разрезов, заложение ботанических площадок, наблюдение за природными процессами, выявление на местности природных комплексов и описание их хозяйственного использования и охраны.

На этой экскурсии изучаются взаимосвязи: а) между слагающими породами, формами рельефа и почвами; б) между характером поверхности и степенью увлажнения и нагревания; в) между подстилающими породами, почвами и растительностью. Составляя комплексное описание учащиеся выясняют взаимосвязи между компонентами природных комплексов и устанавливают, что различные участки земной поверхности в зависимости от положения в рельефе, экспозиции, крутизны и формы склона, состава слагающих пород различаются тепловым режимом, глубиной залегания подземных вод и почвенно-растительным покровом .

Таким образом, в программу курсов физической географии включена система экскурсий.    Выполнение заданий, включенных в экскурсии, способствует последовательному формированию понятия о природно-территориальном комплексе, взаимосвязей и взаимозависимости между компонентами природы. Если на первых экскурсиях (VIкласс) учащиеся излагают отдельные компоненты природы и парные взаимосвязи между ними, то в качестве конечного результата учебных экскурсий ставится задача составления комплексного геогра­фического описания природы изучаемой территории (VIIкласс) и изучение ПТК своей местности (VIIIкласс), путем построения комплексного физико-географического профиля. Углубление знаний о ПТК происходит параллельно с развитием многих умений и навыков исследовательской работы в природе.

Подготовка учащихся к учебной экскурсии проводится на уроке. учащиеся должны быть подготовлены теоретически, практически и организационно.

Теоретическая подготовка учащихся состоит в повторении тех физико-географических понятий, которые они должны применить на экскурсии, в ознакомлении с особенностями природы экскурсии, без знания которых невозможно усвоение нового материала в полевых условиях.

Практическая подготовка заключается в обучении учащихся тем приемам работы, без овладения которыми не могут быть выполнены задания, предусмотренные содержанием экскурсии.

Организационная подготовка учащихся сводится к следующему: учитель сообщает тему, цели, план экскурсии, разбивает класс на группы по 6-7 чело­век, назначает и инструктирует руководителей групп, сообщает список группового  и индивидуального снаряжения, указывает место и время сбора, форму одежды , а также знакомит с требованиями к поведению на экскурсии. В VI- VIIIклассах особое внимание обращается на соблюдение правил поведения в природе .

При подготовке учащихся к экскурсии в природу во всех классах большое значение имеет предварительное ознакомление с имеющимися планами и картами местности. Важно, чтобы каждый участник экскурсии вымерил длину своего шага, т.к. измерение расстояний в основном проводится подсчетом шагов или парой шагов.

Успех проведения экскурсии в значительной мере обеспечивается четкостью ее разработки.

Порядок работы на каждой экскурсии обычно такой: а) вводная беседа учителя; б) выполнение учащимися задания при работе на местности во время экскурсии; в) заключительная беседа.

Каким должен быть план практической работы на местности? Можно предположить следующие цели к выполнению практической работы на местности в VIIIклассе:

- организовать учащихся для составления комплексного описания природы на участке с разными условиями увлажнения и освещения;

- добиться самостоятельно осознанной формулировки выводов о закономерностях в природных комплексах;

- помочь учащимся дать оценку трудовой деятельности человека в конкретных условиях каждого комплекса;

- обратить особое внимание на охрану природы, защиту окружающей среды;

- отработать приемы полярной съемки глазомерным способом;

- воспитывать чувство товарищества, коллективизма, обеспечить полноценную работу трудных учащихся;

- развивать интерес к географической науке и краеведению.

   Рассмотрим теперь основные этапы работы учащихся:

1.Построение группы , проверка индивидуального и группового снаряжения.

2.Подготовительная беседа (вопросы о цели практической работы на местности, о времени на выполнение заданий, об отчетной документации).

3.Выход на маршрут (учитель устанавливает порядок движения групп,

раздает план маршрута с указанием мест работы).

4.Подготовительная беседа (вопросы о цели практической работы на местности, о времени на выполнение заданий, об отчетной документации).

6.Выход на маршрут (учитель устанавливает порядок движения групп,

раздает план маршрута с указанием мест работы).

Следующая весенняя экскурсия проводится в VIIIклассе. Она завершает изучение школьниками природно-территориальных комплексов своего края.

Цель экскурсии – знакомство с методикой физико-географического профилирования,овладение приемами топографической глазомерной съемки.

Задачи экскурсии:

1.Закрепить умение выделять на местности и составлять в

полевых условиях описания элементарных природно-территориальных комплексов.

2.Показать приемы сбора полевых материалов для составления

физико-географического профиля.

3.Провести маршрутную глазомерную съемку.

5.Определить крутизну склонов с помощью эклиметра и на глаз.

6.Познакомить учащихся с приёмами определения дебита родников.

Подготовка к экскурсии.

Класс делится на группы.  Для каждой группы предлагается отдельный самостоятельный маршрут. Маршруты должны быть максимально приближены друг к другу, чтобы учитель мог вести контроль за работой всех учащихся. Желательно, чтобы маршруты пересекали различные элементы рельефа и несколько элементарных природно-территориальных комплексов, типичных для того физико-географического района, где расположена школа.

Подготовка учащихся к экскурсии заключается в повторении приемов выполнения маршрутной глазомерной съемки, обучении приемам нивелирования и нанесения на план точек способом засечек, а также в ознакомлении учащихся с программой описания природно-территориальных комплексов на местности. Заканчивается подготовительный урок распределением учащихся на группы и сообщением перечня оборудования, необходимого для работы на экскурсии: рейки, угломер, мерная лента, рулетка, планшеты, компас, лопата, почвенные ножи, карандаш, ластик .

В заключение экскурсии учитель предлагает сравнить описания природно-территориального комплекса, выполненные разными бригадами и дает задание на дом: оформить результаты глазомерной съемки и зарисовок почвенных разрезов.

2.5.Тематические экскурсии на местные предприятия в IX классе.

Тематические экскурсии на местные предприятия в IX классе проводятся в ходе изучения отрасли, к которой относится предприятие и дает первоначальные конкретные формы организации производстива ( кооперация, специализация, кооперирование, комбенирование, « географическое разделение труда»). На примере местного предприятия выясняют факторы развитияи размещения   ддданного производства, знание которых облегчает ффформирование таких понятий, как АПК и другие.

Экскурсии на предприятия дают возможность учащимся проследить схемы производственных связей предприятия, влияние предприятия на природную среду и ознакомление с технологическим процессом. Велика роль экскурсий на предприятия в профориентационной работе. К  сожалению, многие предприятия Санкт-Петербурга после распада СССР перестроили свою работу,многие закрылись.

Несмотря на это , учащимя нашего города удается посещать  многие предприятия. за свою педагогическую работу мы с учащимися посетили многие предприятия Санкт-Петербурга.Это такие предприятия, как:

-Кондитерская фабрика им.Н.К.Крупской

-Кондитерская фабрика Невские берега

-Фабрика детской обуви «Скороход»

-Первая мебельная фабрика

-ОАО « Газпромнефть»

-ОАО « Судостроительный завод « Северная верфь»

- Адмиралтейские верфи

-ГК « Севкабель»

-Балтийский завод

- Судостроительная фирма « Алмаз»

Раздел 3. Методические разработки проведения учебной экскурсии по географии.

3.1. Учебная экскурсия по географии в Саблино.

На первом этапе деятельность учителя состоит в том, что он формирует тему, цели экскурсии и выбирает место ее проведения. Учителю необходимо изучить и подготовить материал, который будет использован в ходе экскурсии (литература, карты, статистические данные), если есть необходимость, встретиться со специалистами для консультации .

Тема: учебная экскурсия в Саблино

Учебный предмет: география

Участники: ученики 6 класса

Руководитель: учитель географии Згибай Т.Н.

Продолжительность: 6 часов

Цели:

Познакомить учащихся  со своим краем, с его разнообразными природными богатствами и с красотой отдельных ландшафтов.

 Познакомить учащихся   с преобразующими воздействиями человека на природу, использование обществом сил природы, полезных ископаемых, земельных угодий.

 Экскурсия является одним из важных средств поднятия качества учебной и воспитательной работы школы.

Экскурсия оживляет, усиливает познавательный процесс у детей, развивает их наблюдательность.

Экскурсия знакомит детей с природой, с окружающей действительностью. Она сближает их с жизнью, прививает им навыки к научному исследованию реального мира, связей и взаимозависимостей объективных явлений.

Экскурсия дает научное объяснение явлений природы и обыденной жизни на экскурсии, раскрытие их причинных связей.

Задачи :

 Теория и практика подтверждают, что экcкурсионная форма школьной работы обладает большой учебно - воспитательной эффективностью, а в преподавании географии применение её прямо необходимо. Без экскурсий преподавание географии неизбежно приобретает словесно-книжный схоластический характер. Экскурсии являются одним из средств  преодоления формализма в обучении географии. Экскурсия поднимает жизненный тонус детей, бодрит их, создаёт повышенное, жизнерадостное настроение.

По итогам экскурсии учащиеся делают презентации по теме экскурсии.

Заключение.

Проведение экскурсий, практикумов, экспедиций, путешествий с организацией наблюдений и исследований процессов, явлений в природе и обществе позволяет эффективно осуществлять изучение географии в школе. Непосредственное восприятие на экскурсиях объектов и явлений дает возможность на практике устанавливать связи не только между компонентами, но и между природой и хозяйственной деятельностью людей, что имеет первоочередное значение для освоения географического материала.

Цели и содержание учебных экскурсий, время их проведения должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, изучаемому материалу в школьном курсе географии (и других предметов естественного цикла). Они должны иметь четкую логическую последовательность. Исходя из этого, учебные экскурсии можно классифицировать следующим образом: 1) экскурсии по изучению отдельных компонентов природы и раскрытию наиболее простых связей между ними; 2) экскурсии на предприятия; 3) экскурсии по изучению ПТК и влияния на них хозяйственной деятельности человека.

Экскурсии по изучению отдельных компонентов природы и раскрытию наиболее простых связей предполагают изучение геологического строения, рельефа, вод, почв, растительности и животного мира своей местности; ознакомление с некоторыми рельефообразующими процессами и интенсивностью их развития, изменением почв и растительности в зависимости от характера рельефа; закрепление умений и навыков по ведению наблюдений в природе, объяснение явлений живой и неживой природы; ознакомление с влиянием хозяйственной деятельности на природу и правилами поведения в природе. Данные экскурсии целесообразно проводить при изучении начального курса географии.

Экскурсии по изучению ПТК и влияния на них хозяйственной деятельности человека целесообразно проводить с учащимися старшего школьного возраста. В процессе проведения учебной экскурсии выявляются более сложные взаимосвязи не только между природными компонентами, но и между природой и хозяйственной деятельностью людей. Экскурсии по изучению ПТК при изучении разделов «География Санкт-Петербурга и ленинградской области» и «Общая география» следующие задачи: комплексное изучение природы своей местности; выявление и описание ПТК; установление взаимосвязей между компонентами природы; изучение характера воздействия человека на природные комплексы и пути их оптимизации.

В различные периоды количество, цели и содержание учебных экскурсий, предлагаемых учебными программами по географии, изменялись. В опыте работы советской школы 50-х гг. ХХ в. учебной программой предполагалось проведение девять учебных экскурсий: осенние и весенние экскурсии в 6, 7, 8 классах; экскурсия в 9 классе на местное предприятие; осенняя экскурсия в 10 классе; экскурсия на промышленное предприятие в 10 классе . На первых двух изучались отдельные компоненты природы и раскрывались наиболее простые взаимосвязи между ними. На следующих экскурсиях изучались ПТК и влияние на них хозяйственной деятельности человека.

 Из истории: В 1980 – 1981 учебном году школьной программой по географии было предусмотрено четыре учебные экскурсии: изучение отдельных компонентов природы; изучение и описание природных комплексов, использование природных комплексов и меры их сохранения; комплексное описание природы, составление простейшего плана местности; глазомерная съемка и составление физико-географического профиля.

В 1995 – 1996 учебном году учебной программой предусматривались три учебные экскурсии: ознакомление с природным комплексом своей местности; экскурсия на предприятие (в учреждение, организацию); выявление и комплексное описание ПТК, установление взаимосвязи между компонентами, изучение характера воздействия человека на природные комплексы.

Программой для средней общеобразовательной школы по географии на 2001 – 2002 учебный год предусматривались три учебные экскурсии: ознакомление с природными комплексами своей местности, экскурсия на предприятие, выявление и комплексное описание ПТК, установление взаимосвязей, установление взаимосвязей между его компонентами; изучение характера воздействия человека на природные комплексы.

В 2008 – 2009 учебном году учебной программой по географии не предусмотрено ни одной учебной экскурсии.

С 2009 – 2010 учебного года учебной программой по географии предусмотрена лишь одна учебная экскурсия (в начальном курсе географии «Изучение природного объекта своей местности»).

В настящее время в УП ОУ -34 рабочих недели. Проведение экскурсий затруднено из-за выполнения учебных программ. Но учитель должен найтити возможность проведения тематических учебных экскурсий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях сложно сформировать у учащихся представления о компонентах природы и природно-территориальных комплексах (ПТК), влиянии на них хозяйственной деятельности населения. В связи с этим эффективность осуществления краеведческого принципа в обучении и воспитании достигается за счет как активной краеведческой деятельности учителей и учащихся, так и их умений отобрать и систематизировать эти материалы.

В моей педагогической практике были проведены следующие экскурсии:

 Памятники природы:

-долина  р.Луги

 Заказники:

-Лисинский заказник: памятники природы:водопады на реках  Саблинке и Тосне и геологические обножения на их берегах

-Выборгский заказник: Линдуловская корабельная роща

-оз. Отрадное

-оз.Комсомольское

Экскурсионные маршруты по пригородам Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

 - Дворцово-парковые ансамбли

-Карельский перешеек

-Волхов

- Старая Ладога

-Выборг

-Псков

-Новгород

Экскурсионные маршруты по городам России

-Москва

-Владимир

-Сергиев Посад

-Мышкин

-Суздаль

-Пушкинские горы

-Переславль-Заллесский

Экскурсионные маршруты по городам Зарубежной Европы

-Хельсинки

-Поорво

-Париж

- Гамбург

- Стокгольм

-Куопио

Список используемой литературы

Баранский  Н.Н. Методика преподавания экономической географии.-Москва.: Просвещение, 1990. -303с.

Даринский А.В,Ю Асеева И.В. География Санкт-Петербурга ( для 8-9 классов).- Санкт-Петербург.: Специальная литература, 1996.-79с.

Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.-Москва.: Просвещение,1990.-190с.

Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе.- Москва.: Просвещение,1997.-319с.

Финаров Д.П., Семенов С.П.- Санкт-Петербург.: Специальная литература, 1997.-150с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные экскурсии по географии

Учебные экскурсии играют важную роль в учебно-воспитатаельном процессе. В данном материале представлено обобщение опыта по проведению учебных экскурсии в ходе рпеподавания географии и во внеурочное вр...

"Методика проведения практических работ по географии"

Материал содержит рекомендации по построению графиков, оформлению контурных карт....

Организация и проведение учебных экскурсий в природу

Представляется широкий спектр исследовательской деятельности: ландшафтоведение, топография, геоботаника, гидрология, геология и др....

Виды учебных экскурсий по географии

Экскурсия в природу — это форма ор­ганизации учебно-воспитательной рабо­ты с учащимися, позволяющая наблюдать и изучать предметы, процессы и явления природы в естественных условиях. Она ...

Учебные экскурсии по географии

Организация наблюдений и практических ра­бот на местности - особенность обучения географии, необходи­мое условие, при котором учитель управляет процессом восприятия учащимися окружающего мира....

«Методика проведения учебных экскурсий в школе на примере Дудергофских высот »

В наше время, человек живущий в   невероятном темпе, понимает что важным звеном общественного развития является система образования. Перед школой вырастает задача чрезвычайной важности: доби...

Методика проведения учебных экскурсий по географии в условиях реализации ФГОС

Методическое пособие содержит материал о видах учебных экскурсий по географии,способах их организации и методике проведения, а также пример разработки учебной экскурсии для учащихся 9 класса на предпр...