Система личностно-ориентированных методов изучения географии.
учебно-методический материал по географии на тему

Петров Константин Григорьевич

Программа по развитию способностей: Система личностно-ориентированных методов изучения географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_lichn-orient_metodov.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Система личностно-ориентированных методов изучения географии.

В процессе изучения географии в сознании школьников формируется географическая картина мира - целостный образ мира, который имеет исторически обусловленный характер и закрепляет основные объекты и соотношения между ними в том виде, в котором они существуют в современном географическом познании.

Школьная география формирует у учащихся комплексное, системное и социально ориентированное представление о нашей планете как о планете людей, что во многом способствует овладению географической культурой. Сделать это более эффективно помогает комплекс личностно-ориентированных методов, применяемых на уроках географии.  К таковым, используемым в моей практике, можно отнести следующие:

1. Метод проектов

2. Модульное обучение

3. ИКТ-технологии

1. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

· выдвижение гипотез их решения;

· обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

· обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

· сбор, систематизация и анализ полученных данных;

· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

· выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

Преимущества:

  • учащийся находится в центре внимания, осуществляется помощь развитию его креативных способностей;
  •  каждый ученик может обучаться в соответствии со своим уровнем развития, поскольку применяется индивидуальный темп работы над проектом;
  •  грамотное развитие основных психических и физиологических функций;
  •  высокий уровень мотивации;
  •  достаточно глубокое усвоение основ знаний, поскольку учебный предмет строится на основе логики. 

Недостатки:

низкая мотивация школьников к принятию участия в проекте;

- низкая мотивация преподавателей к использованию проектной технологии;

- недостаточные умения учащихся заниматься исследовательской деятельностью;

- неточность определения результатов. 

Примеры реализации проектной деятельности представлены на личном сайте: краткосрочный межпредметный проект краеведческой направленности «Моя малая Родина. Рачевка», объединяющий такие предметы, как география, история, химия, обж, музыка (http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2017/06/06/shkolnyy-seminar-praktikum-proektnaya ); краткосрочный этнографический межпредметный проект «Осенние традиции деревни Герчики Смоленского района», объединяющий такие предметы, как география, технология, изо, физическая культура, музыка (http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2017/06/06/shkolnyy-seminar-praktikum-urok).

2. Модульная технология имеет в своей основе модуль  как целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности.

Структура модульной программы. В основе любой модульной программы лежит совокупность целей. Основа современного учебного плана -- урок. Модуль должен соответствовать по времени его освоения уроку или занятию, так как эффективность работы с одним модулем может быть снижена при его разрыве на несколько уроков или занятий. Системная работа по модульной программе предусматривает четкое структурирование курса по темам, урокам и количеству часов.

Внутри отдельной темы модульные уроки автономны и в то же время взаимозаменяемы, то есть представляют собой цикл.

Типы учебных элементов. Любой модульный урок состоит из учебных элементов (УЭ). Именно от качественного содержания учебных элементов -- модулей первого порядка -- во многом зависит успех применения модульных программ.

УЭ -- это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно.

В модулях используются разнообразные носители учебной информации. Так как учебные элементы непосредственно связаны со средствами обучения, то в зависимости от носителя выделяются разные типы УЭ. В модульной технологии заложен широкий набор разных форм учебных элементов. Наиболее широко распространенная форма -- академические УЭ, в которых перед учениками ставятся познавательные цели, а в инструкции ученикам предлагается решить их, используя традиционные методы самообучения.

Модульная технология настолько гибкая, что вбирает в себя идеи и разработки других технологий, например КСО (коллективного самообучения).

Преимущества модульной технологии:

1) возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой;

2) возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость;

3) возможность работать дома в случае пропусков по болезни;

4) комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, «мягкий» контроль);

5) развитие личностных качеств школьника (самостоятельности; умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность;

6) консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.

Недостатки:

· необходимость перестройки учебного процесса;

· необходимость разработки модульных программ по курсам школьной географии;

· несоответствие современных учебников географии организации модульного обучения;

· проблема разработки новых учебных и методических пособии;

· гигантская подготовительная работа учителя по разработке инструкций;

· не всегда достоверны результаты самоконтроля и взаимоконтроля.

На сайте представлены разработки модульных уроков для учащихся 7-8 классов:

изучение географического положения материков

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/06/07/modul-po-teme-geograficheskoe-polozhenie-avstralii-7-klass 

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/06/07/modul-po-teme-geograficheskoe-polozhenie-evrazii 

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/06/07/modul-po-teme-geograficheskoe-polozhenie-severnoy-ameriki-7 

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/06/07/modul-po-teme-geograficheskoe-polozhenie-yuzhnoy-ameriki-7 

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/06/07/modul-po-teme-geograficheskoe-polozhenie-afriki-7-klass 

изучение физико-географических стран России:

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/07/05/modul-po-teme-russkaya-ravnina-8-klass 

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/07/05/modul-po-teme-kavkaz-8-klass 

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/07/05/modul-po-teme-ural-8-klass 

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/07/05/modul-po-teme-zapadno-sibirskaya-ravnina-8-klass 

3. Результативность применения информационно коммуникационных технологий.

Одним из направлений модернизации всей системы образования и географического в частности в нашей стране является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Применение в обучении компьютера в сочетании с интерактивной доской, мультимедийным проектором и другими средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».

Применение информационных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся, повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Компьютер можно использовать на разных этапах обучения:

· как источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного,

· как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков,

· как наглядное пособие качественно нового уровня для организации активной учебно-познавательной деятельности,

· как индивидуальное информационное пространство для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы,

· как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений.

Наиболее распространенной формой применения ИКТ-технологий на уроках является презентация – форма экранной подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, графики, аудио - и видеоматериалы, фрагменты мультимедийных энциклопедий.

Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) - это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы.

Преимущества уроков с применением презентаций:

· На создание презентационных материалов не требуется много времени, их удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного и справочного материала для учащихся;

· возможность одновременно использовать различные виды информации;

· экономия времени на уроке;

· материал презентации может служить своеобразной формой опорного конспекта, сопровождаться заметками и комментариями;

· возможность для формирования коммуникативной компетенции учащихся, т. к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, самостоятельно добывая необходимую информацию;

· глубина погружения в материал и повышение мотивации обучения;

· содержание на слайдах можно легко изменить с учетом уровня подготовки класса, изменения программ содержания образования;

· в удобной и эстетичной форме сохранять необходимую для уроков информацию неограниченно долго.

Недостатки:

- недостаточное внимание развитию речевой, графической, письменной культуры учащихся;

- возможное однообразие подачи материала на разных уроках;

- контроль знаний ограничен технологическими методами, не способствующими развитию речевых компетенций.

На сайте представлены примеры применяемых на уроках географии презентаций:

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/06/07/prezentatsiya-po-teme-atmosfera-5-klass 

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2017/07/05/prezentatsiya-po-teme-pochvy-rossii-8-klass 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков»

Данная статья рассказывает о приемах и методах работы на уроках английского языка в условиях современного времени и технологий. В статье описан метод проектов как один из приемов в реализации личностн...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Урок географии в системе личностно - ориентированного обучения

Фрагменты личностно-ориентированных уроков по географии...

Практическое применение методов личностно – ориентированного обучения на уроках географии

Практическое применение  методов  личностно – ориентированного обучения на уроках географии...

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Статья «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)

Доклад «Метод  проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы»  (из опыта работы)...

Урок географии в системе личностно-ориентированного обучения

В статье изложены особенности урока географии в системе личностно-ориентированного обучения...