Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.
учебно-методический материал по теме

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении географии.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Личностно – ориентированное обучение.Личностно – ориентированный подход на уроках географии.
Назаровская Наталья Владимировнаучитель географии МАОУ «СОШ № 1»г. Верещагино Пермский край2014 г.
Содержание:
1. Технология личностно-ориентированного обучения:- основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса;- образовательная среда.2. Основные требования к личностно-ориентированному уроку:- средства достижения познавательной активности учащихся;- критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока. 3. Приёмы организации учебной работы в целях развития индивидуальности личности.4. Основные положения анализа личностно-ориентированного урока.5. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.
Технология личностно-ориентированного обучения
Основные принципы личностно – ориентированнойсистемы обучения:признание индивидуальности ученика,создание необходимых и достаточных условий для его развития.Технологический процесс личностно - ориентированногообразовательного процесса предполагает специальноеконструирование:учебного текста,материала,методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.
Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса
Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.Изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика.В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.Активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.При введении знаний о приёмах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приёмы учебной работы с учётом их функций в личностном развитии.Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех превращений, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.Образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции).
Образовательная среда включает:
1) организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы; 2) предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий;3) использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;4) создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;5) постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;6) особую подготовку учителя к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий;7) разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское (поисковое) мышление;8) организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения;9) конструирование предметного знания для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся.
Основные требования к личностно-ориентированному уроку
Цель: создание условий для проявления познавательнойактивности учеников.Средства достижения познавательной активности учащихся:использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу,
Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:
1) использование проблемных творческих заданий;2 ) применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);3) создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;4) обсуждение с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;5) стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;6) оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;7) отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;8) при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Приёмы организации учебной работы в целях развития индивидуальности личностиВиды заданий для развития индивидуальности личности:
«Узнай себя!»«Выбирай себя!»«Проверяй себя!»«Твори совместно!»«Меняй себя ради себя!»
Задания на создание возможностей самопознания (позиция учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена фразой "Узнай себя!")
содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной учебной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач, последовательности действий в лабораторной работе и пр.);оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности ("умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать и оценивать результаты");анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.);включение в урок или в домашнее задание диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т. д.
Задания на создание возможностей для самоопределения (обращение к школьнику - "Выбирай себя!")
аргументированный выбор различного учебного содержания (источников, факультативов, спецкурсов и т.д.);выбор заданий различной качественной направленности (креативности, теоретичности, практичности, аналитической-синтезирующей направленности и т.п.);задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной учебный балл;задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания); выбор форм отчетности учебной работы (письменный - устный отчет, досрочный, в намеченные сроки, с опозданием);выбор режима учебной работы (интенсивный, т. е. в краткий срок, освоение темы, распределённый режим - "работа порциями" и пр.);задания на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала;задания на определение самим школьником зоны своего ближайшего развития.
Задания на "включение" самореализации ("Проверяй себя!")
1) требующие творчества в содержании работы (придумывание задач, тем, заданий, вопросов: нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении, выполнении за репродуктивный уровень и т.п.);2) требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты, самостоятельное планирование прохождения учебных тем и пр.);3) задания, создающие возможность проявить себя в определенных ролях: учебных, квазинаучных, квазикультурных, отражающих место, функции человека в познавательной деятельности (оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор и пр.);4) проекты, в ходе которых учебные знания, учебное содержание (разбор проектов) реализуется во внеучебной сфере, внеучебной деятельности, в частности, в социально-полезной. Кроме того, возможно мотивирование самореализации (творческой, ролевой) оценкой. Это может быть и отметка, и содержательное оценивание, типа рецензий, мнений, анализа. Важно, что это другая оценка, не за знания, умения, навыки, а за факт, включённость, проявление своих творческих задатков.
Задания, ориентированные на совместное развитие школьников (" Твори совместно!")
совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: "мозговой штурм", интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.;"обычные" творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем (!) ролей в группе и без особой технологии или формы; творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе: руководитель, "лаборант", "оформитель", эксперт-контролёр и пр. (такое распределение ролей работает на совместное развитие, только если каждая из ролей воспринимается ребятами как вклад в общий результат и предоставляет возможности для творческих проявлений);задания, предполагающие взаимопознание участников совместной работы;совместный анализ результата и процесса работы (совместная содержательная оценка степени освоения учебного материала каждым участником групповой работы и групповая оценка качества групповой работы, слаженности, самостоятельности и т.п.);задания, предполагающие взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы ;стимулирование, мотивирование совместной творческой работы оценивается учителем, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты, и качество процесса совместной работы; подчеркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного развития.
Задания и группа приёмов организации учебной работы, направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать ("Меняй себя ради себя!"):
задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (например, рекомендация дома решить задачи или сделать какую-то другую учебную работу);проанализировать на добровольной основе результаты работы самим учеником (добровольное самооценивание);после серии решения тренировочных математических задач по выбору, на основе заданных учителем критериев, оценить каждому учащемуся свою работу, обращая внимание на динамику оценок;задания на проработку своих учебных перспектив (пример такой проработки - планирование результатов учебной работы в четверти или в году или построение индивидуального плана учебной работы: планирование количества, форм, сроков, уровней учебных заданий и пр.);субъективно трудные задания или сложные ситуации, интерпретируемые публично учителем как акты саморазвития, самосовершенствования (например, предлагается как добровольное задание ряд тем докладов по математике; подчеркивается, что доклады оцениваться не будут, предлагается желающим после подготовки докладов сравнить уровень, особенности докладов с ранее выполнявшейся подобной работой и подумать о результатах сравнения);широкий спектр заданий на выбор, требующих проявления различных качеств: терпения, творчества, практичности, умения взаимодействовать и т.д.(эти задания также безоценочные).
Основные положения анализа личностно-ориентированного урока:
личностное развитие учащихся;исходная диагностика личностного развития, обученности, воспитанности учащихся;проектирование индивидуальной работы с учащимися на отдельных этапах урока;мотивация предстоящей учащимися деятельности;решение познавательных и личностных задач на каждом этапе урока;организация рефлексии учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке;возможность сравнить и оценить различные подходы к объяснению или проектированию развития изучаемых явлений, процессов;создание ситуации выбора и роль учащихся в этом выборе;учащиеся и творческий поиск: в чём он состоял, каковы элементы, результаты творческой деятельности;способы личностного развития, «строительства» собственной личности, которыми овладели учащиеся:: умениями ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления; умением общения, коммуникабельности, умением сотрудничества и взаимопомощи, умением саморегуляции, самодисциплины, умением самопознания, рефлексии и др.;интеграция содержания;диалогический характер обучения;развитие логического мышления учащихся;использование современных технологий обучения и их эффект;настроение урока;творческие педагогические находки урока.
Школьная география призвана обеспечить решение следующих задач:востребованность результатов обучения в жизни,личностную ориентацию и деятельностный характер обучения,формирование ключевых компетенций – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.Таким образом, осуществляется переход от информационной модели обучения к деятельной и личностно ориентированным моделям, от школы памяти к школе мышления и действия, что позволяет формировать новые подходы к пониманию значимости школьной географии.
Фрагменты личностно ориентированных уроков по географии
Тема “Природные зоны России”, 8 класс.На уроке использовались разнообразные способы предоставления информации (таблица, рисунок, схема–картинка, описание по плану). При этом учитель не раскрывает весь материал темы, а приводит лишь пример описания одной природной зоны разными способами. Вторая природная зона разбирается вместе с учащимися, которые выбирают карточку с определенным способом отображения информации. Описание остальных природные зоны предлагается выполнить самостоятельно, при этом учащиеся отображают свои ответы (описание) так, как им удобно.
Первый способ Описание природных зон России по плану.Географическое положение зоны.Особенности климата.Почвы.Типичные растения.Типичные животные. Второй способ Карто – схема «Природные зоны России»На контурной карте выделить природные зоны и значками указать их особенности (температуры января и июля, годовое количество осадков, коэффициент увлажнения, почвы, типичные растения и животные).
Третий способ Таблица «Природные зоны России»
Природные зоны
Арктические пустыни
Тундра и лесотундра
Лесная зона
Степи и лесостепи
Полупустыни и пустыни
Географическое положение
 
 
 
 
 
Рельеф
 
 
 
 
 
Климат
 
 
 
 
 
Почвы
 
 
 
 
 
Типичные растения и животные
 
 
 
 
 
Четвёртый способВыполнить рисунки природных зон. На них значками указать их особенности (температуры января и июля, годовое количество осадков, господствующие ветры, коэффициент увлажнения, почвы).
Варианты домашних заданийВариант 1. Используя материал учебника подготовить комплексную характеристику страны по плану.Территория и географическое положение.Природные условия и ресурсы.Население и традиции.Особенности хозяйства.Достопримечательности страны.Вариант 2. Подготовить презентацию о стране, используя комплексный план и критерии составления презентаций.Вариант 3. Используя дополнительную литературу, выполнить мини-реферат о стране.Это позволяет выявить предпочтение каждого ученика к способам и формам проработки учебного материала и осуществить её классификацию.
Необходимо систематически наблюдать за самореализацией каждого ученика и постепенно создавать его «познавательный портрет». Образовательный процесс обязательно должен быть не только информационным, но и деятельностным. Нужно фиксировать индивидуальное поведение ученика, накапливать своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося, изучать и описывать «познавательный профиль» ученика (своеобразный тип мышления, склонность к определённым предметам).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в обучении географии.

   Личностно ориентированый подход в обучении решает такую цель, поставленную перед образованием, как подготовить граждан, которые могут ставить и достигать собственные це...

Реализация личностно ориентированного подхода на уроках географии при использовании тематических текстов

Подборка тематических текстов: по темам “План или карта”, “Топографические знаки”, “Географические координаты”, “Движения земной коры”, “Формы рельефа земной коры”,  “Части Мирового океана”, “Атм...

Личностно-ориентированный подход на уроках географии

В презентации говорится о личностно-ориентированном подходе, как при помощи данной технологии можно решить проблемные вопросы...

«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)

Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...

Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках географии

Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках географии...

Личностно-ориентированный подход в обучении географии

Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обесп...