История школьного географического образования в Российском государстве и его модернизация сегодня.
статья по географии на тему

Губарева Татьяна Андреевна

Данная статья представляет историю географического образование в России, с начала и по настоящее время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

История школьного географического образования в Российском государстве и его модернизация сегодня

Российская школа в своем развитии прошла довольно длительный путь. Ее история началась еще во времена древней Руси, с тех пор претерпела немало изменений, хотя и в настоящее время ей по-прежнему есть куда стремиться. История российской школы берет свое начало еще во времена Киевской Руси.

До начала XVIII в. на Руси были только церковные школы. Учебные книги этих школ содержали сведения о частях света, разных странах и городах. Церковные школы не были в состоянии готовить интеллектуально грамотных людей, поэтому стали возникать специальные светские школы математических и навигационных наук, а также открылась гимназия Глюка. В них география впервые в истории России стала самостоятельным учебным предметом, в котором  изучались сведения  из математической географии, навигации, политике.

В конце XVII- начале XVIII в. в России происходили большие экономические перемены, ломка феодального хозяйства, росла торговля, развивалась промышленность, оживлялись торговые отношения со странами Западной Европы. Все это вызвало потребность в людях, обладавших необходимыми географическими знаниями.

Введению преподавания географии в школах содействовали также успехи в изучении Земли в целом и отдельных стран. После великих географических открытий и замечательных экспедиций XVII и первой половины  XVIII в. географический кругозор человека гигантски возрос. Исследования Земли стали  в большей степени опираться на естественные науки, что позволило объяснить многие географические явления. Точнее стали измерения Земли и географические карты. 

От начала эпохи Великих географических открытий можно выделить несколько основных этапов в обучении географии. Каждый этап ознаменовывается особенными подъемами или спадами в преподавании предмета.

Можно сделать вывод - российская школа в своем развитии прошла довольно длительный путь. Ее история началась еще во времена древней Руси, с тех пор претерпела немало изменений. Введению преподавания географии в школах содействовали успехи в изучении Земли в целом и отдельных стран. Преподавание географии в российских школах варьировало от 1-14 часов в неделю. На преподавание географии оказывало влияние изменения в общественной и экономической жизни общества, которое не смогло не затронуть школу. Происходил переход традиционной экономической системы государства к рыночной, которая, в свою очередь, диктовала свои правила и выставляла уже другие требования к выпускнику.

Сегодня в образовании в России и многих стран мира мы наблюдаем так называемый «географический ренессанс». К географии вновь повернулись лицом, вспомнили о некогда забытой науке. Международный географический союз (существующий с 1871 года) и комиссия по географическому образованию (существующая с 1952 года), определили проведение на международном уровне идеи важности географического образования в начальной и средней школе, демонстрацию его преимущества в непрерывном образовании.

В нашей стране актуальность географической темы в образовании приобретает все еще больший размах, об этом свидетельствуют «Концепция обновления географического образования в российской школе», предложенная Советом по проблемам географии Российской Академии образования. Модернизация российского образования и единый государственный экзамен (ЕГЭ) определяют высокие требования к уровню сознательности, просвещенности и культуры выпускника.

В географии романтика странствий сочетается c особым, глубоко научным видением всего мира. Едва ли есть наука, которую в равной степени интересует вода и суша, живая природа, рельеф, и деятельность людей. Разделение этих знаний  характеризует современную географию. Проблемы взаимодействия природы и общества требуют комплексного подхода, единого взгляда на окружающий нас мир.

В настоящее время имеется целый ряд проблем, с которыми столкнулась современная методика преподавания географии в школе:

  1. Общество нуждается в подготовке широко образованных людей, обладающих не только знаниями, но и способностью реагировать на изменения.
  2. Материально-техническое оснащение наших школ оставляет желать лучшего. Не все кабинеты оснащены современной техникой, которая бы позволяла более качественно построить процесс обучения и помогать учителю в оперативной обработке материалов и ведению мониторинга по развитию у ребёнка универсальных учебных действий.
  3. Не все учителя методически и морально готовы к работе по новым стандартам. Возникает очень много вопросов и недопониманий.
  4. Перед учителем встала необходимость отбора программ, учебников и учебных пособий, которые позволят наиболее эффективно осуществлять учебный процесс.
  5. Выбор учебно-методического комплекса для своей школы – процесс ответственный и подходить к нему необходимо со знанием дела. Прежде всего, необходимо познакомиться с содержанием комплекса.
  6. Общие проблемы заключаются в неготовности  педагогов к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС ООО 2-го поколения).

Все эти проблемы являются глобальными. Человечеству предстоит придумать ряд выходов из сложившейся ситуации пользуясь практикой истории или зарубежными показателями. Переход к новой системе школьного образования- внедрение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения- является одним из концептуальных решений в становлении школьного образования, а значит человека и государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"

Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...

Образование единого Российского государства (последствия, этапы, особенности)

Лекция по вопросу формирования единого Российского государства с привлечением извлечений из исторических источников...

Тестовые задания по истории 7 класс на тему:«Российское государство в XVI- начале XVII в.»

Тестовые задания помогут учителям истории провести тест для учеников...

Концепция развития географического образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Концепция развития географического образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы...

КОНЦЕПЦИЯ развития географического образования в Российской Федерации

Общие положения Настоящая Концепция развития географического образования в Российской Федерации (далее – Концепция), представляет собой систему взглядов на базовые приоритеты, принципы, цели, за...

Концепция развития географического образования в Российской Федерации

Концепция развития географического образования в Российской Федерации...