ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ГЕОГРАФИИ Географическая карта 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Гирфанова Лилия Ильдаровна

ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ГЕОГРАФИИ Географическая карта 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka.docx40.16 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ГЕОГРАФИИ

Автор

Гирфанова Лилия Ильдаровна

Предмет

География (начальный курс)

Раздел

Земля и ее изображение

Тема изучения

Географическая карта

Тема занятия

Карта – второй язык географии

Тип занятия

Внеурочное мероприятие (в форме игры)

Цель занятия

Сформировать представление о картографическом методе как особом методе географической науки

Основное содержание темы

Литературная география, «Таинственный остров», Спортивная география.

Термины и понятия

Географическая карта, тематическая карта, широта, долгота, азимут

Образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • развитие личностной рефлексии, толерантности;
  • формирование мотивации в изучении наук о природе;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками;
  • формирование навыков работы с картами по образцу

Познавательные УУД:

  • выделять специфические различия карт;
  • устанавливать с помощью тематических карт географическое положение природных зон;
  • делать выводы о значении карт;
  • уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе
  • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
  • Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах
  • использовать карты как источник информации;

Регулятивные УУД:

  • применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
  • Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
  • Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами.
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Коммуникативные УУД:

  • организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Должен уметь объяснять:

  • значение понятий: «физическая карта полущарий», «карта природных зон», «природная зона», «арктика», «тайга», «степь», «пустыня», «экваториальный лес»;
  • особенности природы природных зон и их обитателей;

Должен уметь определять:

  • по карте положение природных зон и географических объектов;
  • специфику природы, особенности растительного и животного мира;

Должен уметь:

  • показывать по карте основные географические объекты и природные зоны мира;
  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • описывать природные условия природных зон;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Организация образовательной среды

Ресурсы

Демонстрации, лабораторные и практические работы

Технологии

Межпредметные и метапредметные связи

Формы работы

Информационный материал:

  • Учебник: И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин География.  Начальный курс. 5 класс - М.: Дрофа, 2013
  • Методическое пособие. И.И.Баринова. География. Начальный курс. 5 класс.
  • Атлас. География» 5 класс.   М.: Дрофа. 2012 г.      
  • Контурные карты. География» 5 класс.   М.: Дрофа. 2012 г.      

Интернет-ресурсы:   –

Интерактивный материал:

Настенные карты, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы

Презентация

Технология обучения в сотрудничестве, проблемное обучение

Парная (П)

Групповая (Г)

Индивидуальная (И)

Организация деятельности по достижению образовательных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (5 минут)

1. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих (1 мин.):

Настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих

2. Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся (2  мин.):

предлагается отгадать

загадку:

- Страны без людей

Города без домов

Лес без деревьев

Море без воды…

- Что это такое?

и ответить на вопросы:

-Что вам известно о картах?

-Когда появились первые карты? Как они выглядели?

-Сравните свои представления.

-Что обычно наносится на карту? Каким образом?

-Почему карту называют «языком» географии?

3. Дает целевую установку (2 мин.): предлагает ответить на вопрос:

- Какова цель нашего урока?

Редактирует и озвучивает цель урока

Готовятся к уроку.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя.

Сообщают отсутствующих

Учащиеся, отгадывая загадку, додумываются, что это географическая карта; формулируют тему и выводят цели урока, после ответов на вопросы учителя уточняют понятие и записывают определение в тетрадь.

Формулируют цель урока

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений

Выдвигают гипотезу и обосновывать ее,

Соотносить данные друг с другом, определять причинно-следственные соотношения, подводящие к гипотезе,

Строить логическую цепь рассуждений 

Устанавливают причинно-следственные связи

Планировать свою деятельность

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности

Уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя

Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений.

Уметь выражать свои мысли

Формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности

Проявлять устойчивый познавательный интерес

Проявлять устойчивый познавательный интерес

II. Проведение занятия (30 минут)

1. Организует изучение материала (20 мин.):

 1.1.  Литературная география

Сегодня мы с вами обратимся к произведениям Жюль Верна  «Дети капитана Гранта»,

26 июня 1864 г. экипаж яхты «Дункан», принадлежащей лорду Эдуарду Гленарвану, виднейшему члену Королевского яхт-клуба Темзы и богатому шотландскому землевладельцу, вылавливает в Ирландском море акулу, в животе которой находит бутылку с запиской на трех языках: английском, немецком и французском (Приложение 1)

Ответьте на вопросы:

1. Легко ли будет найти капитана Гранта? Почему?

 2. Проведите линию 37градусов южной долготы.

 3. Подпишите объекты, через которые проходит данная линия

 4. Подпишите город Глазго ( 55 с.ш. 4 з.д.)

 5. Какую линию пересек Дункан (экватор)

 6. Через какой пролив проходил Дункан огибая Южную Америку (Магелланов пролив ( 53.ю.ш. 70 з.д.)

 7. Поднявшись на борт яхты «Дункан» после своего спасения, капитан Грант помог восстановить полный текст записи, найденной в бутылке. В ней сообщались следующие координаты крушения его судна: 37° ю. ш., 153° з. д. Определите по карте, где следовало вести поиски капитана. Как называется этот остров (О.Табор или риф Марии-Терезы).

1.2. «Таинственный остров»

        В книге повествуется о событиях, происходящих на вымышленном острове, где остановился капитан Немо на своей подводной лодке «Наутилус». Основными персонажами являются пятеро американцев, которые оказываются на необитаемом острове в Южном полушарии. (Приложение 2)

1.3. Спортивная география

1.Зимой 2014 года в Сочи произошло очень важное событие.

Определите координаты этого объекта (Географические координаты города  Сочи 430сш; 390 вд;)

2. А каком городе России еще были олимпийские игры  (Москва)

3. А где начинались олимпийские игры (страна Греция, географические координаты города  Афины    370сш; 230вд;0)

4. Летние Олимпийские игры состоятся (Приложение 3)

2. Проводит закрепление материала (10  мин.):

Предлагает выполнить кроссворд (Приложение 4)

Находят связь между новыми и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала.

Изучают материалы, предложенные учителем.

Выполняют Приложение 1 (П), Приложение 2 (Г), Приложение 3 (Г)

Отвечают на вопросы учителя, чтобы перейти на новый этап.

Выполняют кроссворд (И)

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.

Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах

Использовать карты как источник информации.

Понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах (аспект смыслового чтения).

Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии

Планировать свою деятельность

Принимать и сохранять учебную задачу.

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников

Уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя

Осознанно строить речевое высказывание.

Слушать собеседника.

Адекватно использовать устную и письменную речь

Формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками 

III. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (10 минут)

1. Подводит итоги урока: отмечает наиболее активных обучающихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

2.Осуществляет рефлексию:

Сообщает, что провели урок в форме игры на тему «Карта – второй язык географии». Просит закончить предложения:

Сегодня на уроке:

- я узнал…

- я научился…

- мне было легко…

- мне было сложно…

3. Задает домашнее задание:

Составить задания по теме литературная и спортивная география 

Отвечают на вопрос и на листочке с тестом дописывают предложения.

Записывают домашнее задание в дневник

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами.

Представлять информацию в письменной и устной форме

Формировать адекватную позитивную самооценку


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В этом документе строки и слова были расположены следующим образом:

….. 62 ………………… Bri ……………. gow sink………………… stra ………….. aland……………….. skipp … Gr ………………………… that monit … of long and ………………………………….. ssistance …………………… lost

Немецкий вариант был испорчен сильней всего:

7 Iuni ………………… Glas ………………… zwei …….. atrosen ………………………. graus ……………………… bringt .. ihnen.

Третий французкий вариант был наиболее читаем:

трех (trois) . ачтовое (ats) ……. тания (tannia) ……………… гония (gonie) ….. южный (austral) ……………………………. дости (abor) контин (contin) . пл (pl) ….. жесток (cruel) . инд (indi) ………………… брош (jete) ….. долго (ongit) . и 37ь11'

………………… шир (lat)

Когда лорд Гленарван сложил все варианты получился такой текст:

7 июня 1862 трехмачтовое судно «Британия» Глазго потерпело крушение ………………. гони южн берег …………………………. два матроса Капитан Гр ……………………….. дости …. контин ……. пл ………….. жесток инд брошен этот документ ……………… долготы и 37ь11' широты …………….. Окажите им помощь погибнут.

И вот 25 августа на поиски капитана Гранта выходит яхта «Дункан» из Глазго.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Герои романа  «Таинственный остров» отправились в путешествие на воздушном шаре из города Ричмонд  ( Северная Америка) 38 с.ш., 78 з.д.

Унесенные ураганом, они оказались на необитаемом острове, который назвали остров Линкольна: 35°ю.ш, 150°з.д.

Обозначьте на карте  эти пункты  и укажите направление их вынужденного путешествия.

           Ричмонд /США/ 38 с.ш., 78 з.д.

           Линкольна: 35°ю.ш, 150°з.д 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Спасите наши души

  1. Корабль, находящийся в точке с координатами 30ю.ш., 70в.д., потерпел крушение. Радист передал координаты своего корабля и попросил помощи. SOS!  В район бедствия направились два корабля Надежда (30с.ш. 110в.д.) и Вера (20ю.ш. 50в.д). На карте отметьте все корабли. Какой корабль придет на помощь быстрее. Слайд алгоритм действия.
  2. Каждая команда получает задание и должна зашифровать свое местоположение по два объекта, передаем задание командам спасателям, которые должны найти эти объекты.

                                         Клятва

Клянёмся  много  книг читать,

Чтоб много о планете знать!

Все: Клянёмся!

В походы разные ходить,

Вершин побольше покорить!

Все: Клянёмся!

Быть дружбе преданным навек

И помнить званье – ЧЕЛОВЕК!

Все: Клянёмся.

 Клянёмся родину любить!

Достойными географами быть.

Все: Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Разгадывание кроссворда

Срочно расшифруйте послание, определите важные буквы, напишите каждую из них на отдельном листке и……...

11 буква города  65 ˚с.ш. 41 ˚ в.д.                    

    2  буква города   67˚с.ш.   64˚ в.д.  

2 буква города  55 ˚с.ш.   37˚ в.д.              

3 буква горы  65 ˚с.ш.   60˚ в.д.              

    1 буква мыса 66 ˚с.ш. 170 ˚з. д

6 буква острова   50˚с.ш.   143˚ в.д.                      

    1 буква островов   74˚с.ш.   140˚ в.д.                      

    5 буква города  47 ˚с.ш. 48˚ в.д.                

    1 буква города    56˚с.ш.   65˚ в.д.              

    3 буква полуострова    45 ˚с.ш. 34 ˚ в.д.          

Работаем на физической карте Российской федерации.  

(Архангельск, Воркута, Москва, Народная, Дежнева, Сахалин, Новосибирские, Астрахань, Тюмень, Крым)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС

Образовательные: ·         Сформировать знания о глобусе как модели Земли.·         Расширить представления детей о глоб...

Внеурочное мероприятие для учащихся X-XI классов «Географический КВН»

Фрагмент проведения внеурочного мероприятия для учащихся X-XI классов «Географический КВН»Ход мероприятияВедущий.Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир географии. У нас собрались...

Урок географии "Географическая карта" 6 класс

Урок географии в 6 классе по теме «Географическая карта».Цель: создать образ географической карты как источника географической информации     Тип урока: изучение нового материалаВид уро...

Внеклассное мероприятие по географии для 7 класса «Географический калейдоскоп»

Цели и задачи: Образовательная:* способствовать обобщению и закреплению знаний учащихся о странах, гидросфере, атмосфере, литосфере, природных процессах, населении и хозяйстве стран;Развивающая:*...

Разработка внеклассного мероприятия по географии «Географический КВН» (для учащихся 7 классов)

Разработка внеклассного мероприятия по географии «Географический КВН» (для учащихся 7 классов)...

Технологическая карта урока географии "Географическая карта", 5 класс

Технологическая карта урока географии "Географическая карта", 5 класс...

Технологическая карта внеурочного мероприятия по географии Викторина "Знатоки географии"

Цель мероприятияСоздать условия для расширения кругозора учащихся по предмету география. Задачи мероприятия Продолжить формирование общеучебных навыков работы с картой.Развивать память, логическо...