Статья "Проектная деятельность на уроках географии"
статья по географии на тему

Яковлева Ирина Сергеевна

В статье рассказывается о формах и способах активизации познавательной деятельности, которые помогают повысить интерес к учебе и повысить эффективность обучения на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ЭЛЕМЕНТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

        Современное общество стоит перед жесткой необходимостью достижения нового качества образования. Сегодня выдвигаются новые требования, соответствующие развитию информационного, демократического, гражданского общества, экономики инноваций, экономики знаний. В наш век резко возрастает роль человеческого капитала как основного фактора развития. Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также приобретенную квалификацию и образование. Это означает, что развитие личности становится социально желаемым требованием, условием современного образования.

        В связи с этим сейчас все настойчивее заявляют о себе педагогические технологии, направленные на индивидуальное развитие личности. Новая внутренняя позиция ученика – направлена на самостоятельный поиск, постановку целей; инициатива и организация учебной деятельности; доведение работы до определенного результата.

        Не случайно вступивший в действие Федеральный государственный образовательный стандарт к современному образованию предъявляет новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки.

        Выдающийся психолог В.В.Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения.

        Центральное место в новом стандарте занимает системно-деятельностный подход, который ориентирован на развитие личности обучающегося, на достижение им ожидаемых образовательных результатов.

        Системно-деятельностный подход напрямую связан с формированием универсальных учебных действий, овладение которыми дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию собственной учебной деятельности. С помощью УУД расширяются возможности ориентации в различных предметных областях, самостоятельного пополнения, переноса и интеграции знаний, проявления творчества, сотрудничества и коммуникации, постановка задач, планирование деятельности, практического решения значимых проблем личностного и социального характера.

         Учебная деятельность должна быть направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

         Личностные результаты выражаются в сформированности познавательных интересов, мотивов учения, интеллектуальных умений. Метапредметными результатами освоения являются: овладение приемами исследовательской и проектной деятельности; умения работать с разными источниками информации.

Особой формой учебной работы для эффективного освоения предметной и междисциплинарных программ особенно ценна проектно-исследовательская деятельность.

        Повышение активизации познавательного процесса – проблема, над которой я работаю уже несколько лет, настолько стара и постоянна, насколько существует сам процесс обучения. И, несмотря на это, она не становится менее актуальной.

       Я хочу рассказать о тех формах и способах активизации, которые я применяю в своей педагогической практике.

      Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.

Типы учебных проектов по географии

Выделим возможные типы учебных проектов.

По способу преобладающей деятельности выделяют познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские.

По уровню интеграции различают монопредметные, межпредметные и надпредметные.

По продолжительности выполнения проекты различают от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.

По количеству участников проекта выделяют индивидуальные, групповые, коллективные.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

     Так при изучении экономических районов учащиеся 9-х классов создают рисунки-образы (образы - проекты). Они должны быть насыщены географическим содержанием, быть достоверными. В нем должны быть важные, существенные элементы характеристики региона, и образ должен получиться выразительным, простым, доступным (приложение).

    Очень интересный проект реализовали ученики 5-х классов по теме «Жизнь на разных материках» (приложение).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер. При изучении темы «Литосфера» и после посещения Геологического музея обучающиеся 5-6 классов оформили в кабинете выставку горных пород и подготовили презентации.

К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:

• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);

• проекты освоения территорий;

• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.

• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6 – 7 классах.

В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.

Основные требования к использованию метода проекта: 

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен: 

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
  • направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик: 

  • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
  • приобретает коммуникативные навыки и умения;
  • овладевает практическими умениями исследовательской работы:

собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Уделяю большое внимание формированию у школьников простейших навыков исследовательской работы, что непосредственно способствует реализации актуальной цели географического образования в формировании деятельностной личности. Возможностей для этого в процессе преподавания географии множество: организация наблюдений за погодой как части фенологических процессов, проведение комплексных экскурсий по изучению природы и хозяйства территории, прилегающих местностей, т.е. реальное осуществление краеведческого принципа обучения на уроках географии и во внеклассной работе.

Поэтому свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т. е. личностное включения каждого обучающегося в процесс. Основными отличиями подобных уроков являются:

  • Обязательное наличие проблемной ситуации.
  • Максимальная степень самостоятельности учащихся
  • Заинтересованность учащихся в поставленной проблеме

.

При планировании уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:

  • Каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.
  • Работа должна быть адресована всему классу.

Приведу пример урока в 7 классе, где в процессе исследовательской деятельности дети самостоятельно выявляют особенности природы Австралии (урок изучения нового материала)

Класс делится на исследовательские группы: картографов, геоморфологов, геологов, климатологов, гидрологов:

–        картографы определяют географическое положение материка;

–        геоморфологи исследуют рельеф;

–        геологи объясняют строение земной коры;

–        климатологи определят климат;

–        гидрологи проектируют картину внутренних вод.

Каждая группа, используя тематические карты атласа и учебник, готовит устный отчёт о своей работе, оформляя при этом контурную карту по тематике исследования. Что объединяет все группы? Дана проблема. Нужно выявить отличительные черты природы неизвестного материка.

Чтобы работа в группах была более слаженной, организованной и понятной для всех – предлагаю обсудить следующие вопросы:

         Как вы мыслите решение поставленной задачи?

         Что необходимо знать (или вспомнить) для работы?

         Какие карты будете использовать?

         Какую роль будет выполнять каждый участник экспедиции?

В течение 3-4 минут дети формулируют задачи, которые им предстояло решить, распределяют роли в группах, выбирают нужные для работы карты. В помощь учащимся предлагаются инструктивные карточки с заданиями и дополнительная литература (старые учебники, вырезки из газет, энциклопедии и т.д.).

Дети в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся деятельность учащихся направлена на единый результат. Таким образом, обучение происходит в процессе деятельности учащихся. В ходе исследований дети, анализируя карты, учатся переводить картографическую информацию в словесную, отвечая на главный вопрос: - Чем отличается природа Австралии от других материков?

(малой площадью, удалённостью, древностью земной коры, отсутствием вулканов, сухостью климата, богатством подземных вод и т.д.)

Такая групповая работа даёт важный учебно-воспитательный эффект: дети учатся работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе исследования находить решения поставленной задачи. Что, безусловно, повышает познавательную активность школьников.                        

В 6классе на уроках практикумах учащиеся обрабатывают данные погоды по месяцам (строят графики, розы ветров, подсчитывают средние температуры, амплитуду), а при изучении климата своей местности на основе своего обработанного материала делают вывод о климате своей местности. В старших классах учащиеся самостоятельно: исследуют государства, выявляя особенности хозяйства, используя при этом не только учебник, но и другие ресурсы, в частности Интернет-ресурсы, делают презентацию, защищают. Такая работа позволяет учиться выделять главное из большого объема информации, четко ее излагать, отстаивать свою мысль, доказывать правильность своей мысли, и т. д. Способствует развитию коммуникативной, поведенческой культуры, развитию навыков контроля и самоконтроля, развитию аналитического, критического мышления.

 У меня не вызывает ни малейшего сомнения, что именно проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т.к. позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда. Метод проектов, получивший в последнее время в России широкое признание, многие считают альтернативой классно-урочной системе.  С этим мнением легко согласиться, имея в виду межпредметные проекты. В то же время, мини проекты (относящиеся к одной предметной области) вполне укладываются в классно – урочную систему. И такие формы обучения, по- моему мнению, наиболее востребованы сегодня  в школе и интересны с методической точки зрения.

 Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.   

- При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не "ежедневные" технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы, программы конкретного курса, по которым желательно было бы провести проект. Это необходимо для того, чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания.

- Таких достаточно крупных проектов по каждому предмету может быть в течение года 2-3. Дело в том, что каждый проект требует заметных усилий со стороны ученика.

- Проект требует тщательной подготовки и проведение его занимает 5-6 уроков (если это проект, рассчитанный на урочную деятельность). Причем защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок.

- Перед проектной деятельностью учитель должен четко определить для себя основную проблему (и частные задачи), а также возможные гипотезы их решения. Он также определяет, какие знания, умения, навыки из ранее усвоенных потребуются учащимся при работе над проектом; какие новые знания, умения, навыки должны ребята приобрести в ходе работы над проектом; что им может потребоваться для успешной работы; какими методами они предположительно могут воспользоваться, и какая при этом им может потребоваться помощь.

- Учитель должен продумать весь ход работы над проектом. Однако на уроке вся эта информация должна быть лишь в поле зрения самого учителя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся.

- Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то сложному вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, происходит вполне естественно интеграция знаний.

- Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал "путешествий", компьютерная газета, альманах и т.д.)

В настоящее время метод проектов и исследовательский метод обучения следует рассматривать как одни из основных путей познания, наиболее полно соответствующие природе ребенка и современным задачам обучения.

Используя их в своей работе, я пришла к выводу, что они очень эффективны, особенно при организации практического применения. Применение этих методов активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Вовлекая школьников в проектную и исследовательскую деятельность, учитель получает возможность достичь со своими учениками наиболее высоких образовательных результатов. Ведь в процессе этой деятельности происходит личностное развитие обучающихся, формируются умения работать как в коллективе, так и самостоятельно – на фоне развития различных компетенции, в том числе и предметных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...