ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ
план-конспект занятия по географии (10 класс) на тему

Журавлева Татьяна Николаевна

Содержание приемов развития экологического мышления,  представленное в данной методическом материале, можно использовать на уроках в 10-11 классах. Эти методические приемы апробированы автором в 10-11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_razvitiya_ekologicheskogo_myshleniya.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

" СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2 "

п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,

тел./факс (34934) 9-27-45. e-mail: Urengoy_2@mail.ru

ОКПО 32733321,  ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ  И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

                                                                         Автор: Журавлёва Татьяна Николаевна

                                                                                       учитель географии

                                                                                      высшей категории

                                                                                         

      п.г.т.Уренгой

  2017

                                                                   Аннотация

В данной краткой статье представлены несколько приёмов, с помощью которых можно не только давать экологические знания, но и выйти на личностное восприятие учащимися окружающей  природы.

Фактический материал, содержащейся в статье, можно использовать на уроках географии  в старших классах. Учащиеся для его восприятия должны уже уметь логически мыслить и иметь определённый запас знаний.

Данные приёмы представлены из опыта работы учителя и апробированы на уроках экологии и географии в 10-11 классах. Фактический материал подобран из различных источников – учебников по Экологии разных авторов и другой экологической литературы.

Считаю, что данная методическая разработка актуальна в Год экологии в России.

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  И СОЗНАНИЯ   УЧАЩИХСЯ на уроках и внеурочное время

Охрана природы  – это состояние гармонии между человеком и окружающей природой.

«Будущее человечества будет решаться не в кабинетах правительства, а за школьной партой каждого государства»  - утверждали члены Римского клуба.

Ощущение гармонии между человеком и природой можно развивать, используя разные задания и упражнения, которые помогут детям осознать своё место в системе «Человек – Природа».

Многоступенчатое восхождение к сознательному,  системному, экологическому мышлению начинается с осознания того, что части, взятые отдельно, не работают как целое. Формирование понимания существования и закономерностей развития природных комплексов (экосистем) на планете Земля, в разных масштабах,  заложено в школьной учебной программе по географии.

В экологической культуре – знания – это всего лишь один из ресурсов. Знания в культуру переводит воля. Причём воля не учителя, а в первую очередь ученика. А для воли необходимо осуществление свободы выбора, осознания, которое невозможно без познания себя, своих мотивов, своих целей. Я предлагаю несколько дидактических приемов для перевода знаний в  понимание и применение знаний в практике, в личной жизни школьников.

  • АССОЦИАЦИИ

Цель: изучение уровня экологического мышления учащихся;

понимание ценности всех элементов живой и неживой природы.

Время: 10-15 мин.

Форма проведения: тестирование, эвристическая беседа.

1.На первом уроке экологии можно предложить учащимся несложное задание:

Написать на листке бумаги слова  - Солнце, Вода, Воздух, Земля, Растения, Животные, а напротив записать  первые мысли, ассоциации, приходящие им в голову при произнесении этих слов.

Затем, анализируя написанные высказывания учениками, можно представить уровень развития экологического мышления детей.

На следующем уроке, без озвучивания работ учащихся, даётся понятие о традиционном и экологическом мышлении.

  1.    СИСТЕМА ТРАДИЦИОННОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Экологическое

Традиционное

Согласование потребностей                                  с возможностями

 (мера устойчивости природы).

Человек – часть природы.

Уникальность и самоценность жизни. Универсальная ценность                                          

природы и культуры.              

Человек – мера всех вещей.

Мир создан для человека.

 Мера природы – польза.

 «Голый» инженерный расчёт.

Учащиеся имеют возможность оценить своё восприятие природы  через призму данной системы.

2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК и ПОГОВОРОК

- Попил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлика;

- Съела принцесса красное наливное яблочко и заснула крепким сном;

 

Раскрыть экологический смысл русских народных поговорок -

- не плюй в колодец – пригодится водицы напиться;

- не руби сук, на котором сидишь;

- одно дерево еще не лес;

- был бы лес, соловьи прилетят;

- не беречь поросли, не видать и дерева;

- чем дальше в лес, тем больше дров;

-кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи.

  - Какие законы экологии Б.Коммонера иллюстрируют эти пословицы?

ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ

1. Все связано со всем.

2. Все должно куда-то деваться.

3. Природа знает лучше.

4.Ничего не дается даром.

Сформулированные американским экологом Б. Коммонером (1974 г.)

  • ВЫСТРАИВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ
  1. Цель: способствовать пониманию взаимосвязей в системе «Человек-Общество-Природа»;

           развитию логического мышления.

Время: 20-25 мин.

Форма проведения: групповая  работа.

Экологическое мышление основывается на понимании связей в системе «Человек – Общество – Природа». Эти взаимосвязи изучаются на протяжении всего курса географии в школе и обобщаются в теме «Глобальные проблемы человечества» в 11 классе. Для установления причинно-следственных связей в системе «Человек – Общество – Природа» и осознания их учащимися поможет следующее задание:

1.Определите в порядке «наибольшей важности» выдвинутые руководителем Римского клуба А. Печчеи социальные и экологические проблемы, стоящие перед человечеством:

- бесконтрольное распространение человека, заселяющего планету;

- неравенство в обществе;

- голод и недоедание;

- безработица;

- инфляция;

- энергетический кризис;

- недостаток природных ресурсов;

- устаревшая система образования;

- неграмотность населения;

- преступность;

- наркомания;

- ядерное вооружение;

- коррупция среди политиков;

- бюрократизм;

- деградация природной среды;

- упадок моральных ценностей;

- утрата веры в будущее;

- недопонимание опасности экологических бедствий;

- военные конфликты.

(С.В. Алексеев «Экология» Учебное пособие для учащихся 9 класса. С-Петербург, 1997.)

Результатом работы можно считать, если учащиеся выходят на понятие того, что наиболее важная проблема это -  устаревшая система образования;  неграмотность населения.

2.Расставить предложения в такой последовательности, чтобы получился рассказ о взаимосвязях а природе.

  1. Филин обиделся и улетел в другой лес.
  2. Мыши стали поедать соты и разорили улья.
  3. Пришлось человеку помириться с филином.
  4. Не стало пчёл – некому стало опылять цветы.
  5. Худо стало человеку без и молока.
  6. Не стало филина – расплодились мыши.
  7. Мало стало травы - коровы молока не дают.
  8. Человек сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы».

 Ответ: 8,1,6,2,4,7,5,3.

3. «Органическое   загрязнение   морей» – используя предложенные высказывания , поставить их в логической последовательности.

избыток минеральных удобрений на сельскохозяйственных полях       →

вынос удобрений речным стоком в моря →

развитие бактерий и водорослей в поверхностных  прибрежных водах морей →

«цветение» морской и речной воды летом →

уменьшение содержания кислорода в воде →

увеличение сероводорода в морской воде →

увеличение солёности морской воды →

уменьшение запасов рыбы в море →

4. Установить причинно-следственные связи:

 ( 1→ 2 → 3 ..)

1)Иссушение территории

2)Открытая добыча угля в Кузбассе

3)Уменьшение урожайности сельскохозяйственных культур

4)Увеличение себестоимости угля

5)Удорожание продуктов питания

6)Увеличение импорта продовольствия из других районов

7)Углубление уровня грунтовых вод

8)Уменьшение экспорта угля

9)Увеличение зарплаты шахтёрам.

1)Безработица на рыбоперерабатывающих заводах

2)Уменьшение поголовья рыбы в обском бассейне

3)Загрязнение малых рек

4)Перетекание рабочей силы из рыбной отрасли в горнодобывающую отрасль и в стройиндустрию

5)Снижение вылова рыбы

6)Открытая разработка месторождений полезных ископаемых на Полярном Урале

7)Уничтожение нерестилищ ценных пород рыб

8)Снижение доходов рыболовецких артелей.

        

  • РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Цель: развитие экологического мышления через эмоциональное восприятие окружающего мира учащимися.

Время: 30 мин.

Форма проведения: групповая.

В развитие экологического сознания учащихся имеют значения не только экологические знания, но и развитие воображения и эмоции детей. Один из приёмов развития эмоциональной сферы учащихся - это урок – медитация.

На завершающем уроке по курсу «Экология» я провожу урок – медитацию.

Для этого использую «Экологическую  антологию. Экологические произведения западных авторов» 1992 Golubka. «Советско – Американская Гуманитарная Инициатива».

Учащиеся свободно, расслаблено усаживаются на стульях, закрывают глаза, тихо звучит спокойная музыка. Спокойным, тихим, в умеренно эмоциональном тоне звучит текст  - «Воспоминание» упражнение – медитация из книги «Отчаяние и сила личности в ядерный век», 1983г. Джоанна Мэйси.

«Давайте отправимся в путешествие в прошлое, путешествие которое поможет нам вспомнить, кто мы такие…

Почувствуйте, как наполняются воздухом наши лёгкие при каждом вдохе и пустеют при выдохе, наполняются и пустеют… Почувствуйте этот воздух, напоённый сладостью растений. Почувствуйте, как этот воздух, этот слегка пьянящий кислород растекается по каждой клеточке Вашего тела, пробуждая их своим лёгким прикосновением..

Почувствуйте  тот тёмный воздух, ту углекислоту, которую вы, как ответный дар, возвращаете деревьям, цветам и водорослям при каждом выдохе…

Все мы вместе, составляющие наш общий мир, состоим из одного воздуха, постоянно вдыхая и выдыхая, принимая и отдавая…

Всех нас принимает и отдаёт земля. Мы плоть от плоти земли, наши кости и мышцы, волосы и кожа берут начало из того, что мы употребляем в пищу, из мяса и зёрен, плодов и овощей, выращенных порой очень далеко от нас. Мы состоим из плоти растений, которые в свою очередь плоть от плоти земли. Земля проходит сквозь нас по мере роста и старения тела, заменяя каждую его клетку в течение семи лет.

А всех нас принимает и отдаёт вода. Клетки нашего тела купаются в бесконечных потоках, проходящих через вены и капилляры, потоках крови и лимфы, пота и слёз. Внутри нас – солёные океаны  со своими приливами и отливами, с притоками свежей воды, очищающей нас изнутри снова и снова…

Мы плоть от плоти огня. Огонь пронизывает наше тело, искриться между нейронами, сгорая в метаболизме жизни. Этот огонь, тлеющий внутри нас, взят растениями у солнца. Этот огонь питает биение нашего сердца. Прислушайтесь к ритму своего сердца, незаметной, но надёжной пульсации. Это биение всегда сопровождало нас, и днём и ночью. Ещё в утробе матери вы слышали этот звук. Он никогда не прерывался. Вы унаследовали его от многих поколений, этот непрерывный ритм передавался вам миллионы лет. Вы получили этот огонь, этот постоянный мягкий свет в наследство от всех своих праотцов, от всей предшествующей жизни, которая произвела вас на свет.

Положите руку себе на сердце и прислушайтесь к его биению. Проследите путь этого сердцебиения далеко в прошлое через долгие прекрасные эпохи… вплоть до того первого огня в начале всего сущего, когда из жара Вселенной 15 миллиардов лет назад зародился этот мир. Мы были там – и вы и я; и клеточки ваших тел до сих пор несут в себе жар того огня. Тогда, давно, все мы произошли из водоворотов газа и кружащихся частиц. Наше Солнце появилось 5 миллиардов лет назад, а Земля – 4,5 миллиарда лет назад. Земля состояла из кристалла и камня, под которыми бушевало пламя. Затем Земля остыла, вода перестала вскипать, пошли дожди и появились океаны.

В этих теплых морях, под бурым небом, в этом танце земли и воздуха, в сиянии воды и огня была рождена Жизнь.

Через наших общих предков, одноклеточных живых организмов, мы породнились навеки с растениями и животными Земли. Мы - существа, живущие в воде, омываемые океаническими течениями на протяжении 2,5 миллиардов лет... Вы помните об этом? Некоторые из нас учатся непосредственно поглощать энергию Солнца и становятся растениями. Но мы с вами становимся одноклеточными животными, научившись питаться друг другом.

Постепенно, в течение миллионов лет, мы познаем преимущества сообщества и единства. И мы принимаем форму более сложных, многоклеточных существ. Вы чувствуете силу общения, взаимопомощи, когда ваши клетки вместе с другими складываются в новые, более прекрасные и сложные системы? Мы познаем секс, и жизнь становится более интересной. Мы познаем смерть, и наши сообщества растворяются, чтобы уступить место другим. Но ничто не умирает окончательно.

Помните, как наше детство проходило в водах теплых морей? Подумайте о своих родственниках, которые еще живы сегодня, и которые продолжают жизненный путь, выбранный еще в те, древние времена: кораллы и улитки, мелкие рачки, медузы и черви, морские пауки и насекомые... вы вспоминаете то, чего они никогда не забывали.

Но мы продолжаем расти, становясь все больше и сложнее; у нас появляется позвоночник, гибкий и упругий; мы становимся большими и ловкими. И вот вы уже плаваете, работая плавниками, и вода, струящаяся вдоль вашего тела, всасывается жабрами...

450 миллионов лет спустя мы с вами, следуя примеру растений, покидаем море. Плавники помогают нам выбраться на болотистые берега. Мы учимся вдыхать резкий насыщенный воздух, пока еще подрастая и проводя большую часть времени в воде. Помните, как ваши глаза впервые увидели свет Солнца, когда вы вынырнули из воды, как это делают и сегодня наши двоюродные братья -земноводные, лягушки, жабы и саламандры? Сощурив глаза от этого яркого света, полюбите его и войдите в этот удивительный новый мир...

Мы многое открываем для себя впервые, узнаем много неожиданного... мы учимся сохранять воду, необходимую для выживания нашего потомства внутри скорлупы яйца. Сделав этот скачок в развитии, мы теперь можем отходить дальше от воды. Вы пробираетесь среди мокрых скал и гор в пустыни и луга... 200 миллионов лет назад мы стали жить только на суше. Вы храните тепло солнечных лучей в своем теле днем и замедляете ритм своего сердца и затаиваетесь ночью. Некоторые из ваших двоюродных братьев становятся громадными, массивными и зубастыми, и земля, некогда молчаливая, оглашается их раскатистым ревом. Некоторых наших родственников влечет небо, и их лапы становятся крыльями, чешуя превращается в перья, кости их становятся полыми внутри, их сердца начинают биться горячо и быстро, их голоса становятся чище и приятней... Птицы - их сегодняшние потомки. Некоторые из ваших двоюродных родственников стали ящерицами, черепахами, аллигаторами и змеями, ползая по земле и сохранив мудрость и приверженность избранному миллионы лет назад пути до сегодняшнего дня...

Но мы учимся новому. У нас отрастает шерсть и помогает сохранить тепло солнца в нашем теле, которое мы получили с пищей. Мы теперь вынашиваем потомство внутри себя, где оно в тепле и безопасности. Больше наших детей, которые теперь чаще выживают, требуют и больше заботы о себе. Наши ноги становятся все длиннее, тела вытягиваются, мы расселяемся на суше и даже возвращаемся назад к воде. Некоторые наши двоюродные братья становятся китами, другие львами, третьи антилопами и лемурами, кенгуру и мышами. Мы принимаем тысячи обличий, находим тысячи способов существования, и те из нас, кому удается выжить, продолжают эволюционировать.

Всюду вокруг  нас,  в  потомках  наших  млекопитающих  родственников,  заложены  невообразимые  запасы мудрости и многообразия жизни...

Но мы продолжаем идти своим путем. Чувствуете, как легко вы стали передвигаться на своих четырех конечностях, как научились прыгать и карабкаться? Вы пробираетесь сквозь заросли деревьев, прыгаете и раскачиваетесь на ветках, а ваши крепкие большие пальцы помогают вам в этом. Пальцы становятся чувствительными, способными распознать спелость плода и приласкать друга. Жизнь становится наполненной и легкой, а мы - любопытными, веселыми и шаловливыми. Мы едим то, что съедобно, легко держим равновесие, стоя на двух ногах, и всматриваемся в скрытые за горизонтами дали. Некоторые из наших братьев до сих пор живут так...

Но мы с вами все растем и увеличиваемся в размерах, слезаем с деревьев, учимся ходить, смотреть вверх и видеть звезды. Мы уже не едим пишу там, где находим ее, а относим ее в свое жилище с тем, чтобы поделиться с другими. Мы живем семьями, учимся языку, добываем огонь, сочиняем музыку и создаем предметы искусства, инструменты... помогаем друг другу... Все это происходит так быстро, что наше познание мира теперь продвигается скачкообразно, причем одно открытие влечет за собой другое. Все это происходит 100 тысяч лет назад в межледниковый период. Мы усыпаем умерших собратьев цветами, обращаем их головы на Восток и надеемся на их воскрешение в недрах Матери Земли. Мы теперь знаем о своем родстве со своими братьями и о неразрывной связи с жизнью в целом, живя в гармонии с циклами Земли и благодаря ее. Мы наконец обретаем ту форму, которую сохранили до сих пор. Уже на протяжении тысяч поколений мы живем именно так. Вы помните это? Видите ли вы лица своих прадедов и прабабок, в лицах которых есть и ваши черты? Вот они собирают пищу... вы слышите их песни и рассказы... вы смеетесь их шуткам и поражаетесь их находчивости... вы вспоминаете то многое,   что прошло и забылось.

Десять тысяч лет назад, лишь четыреста поколений назад, мы начали учиться выращивать для себя пищу. Все происходит так быстро. Земледелие, скотоводство, города, рынки, храмы, правительства, письменность, небоскребы, машины, запруженные улицы, космические корабли... Все это происходит так быстро. Некоторые из нас придерживаются мнения о своей изолированности от мира, независимости, отчужденности, особости. Новые понятия приходят на Землю: самонадеянность - вражда - доминирование - жадность - разрушение. Вы пробиваете себе дорогу в уличной толпе, неделями не касаясь земли или своего дикого брата, сознательно не принося в дар темный воздух зеленой планете, неделями... вместо этого мы чересчур затемняем этот воздух, рубим и сжигаем деревья, заставляем себя и своих близких задыхаться...   и все это происходит так быстро.

И все же нам дарована память. Мы помним о том, кем мы были и кем стали. Мы можем вновь ощутить нашу связь со всем сущим, нашу принадлежность к танцу земли и воздуха, блистанию воды и огня. Мы - даже нечто большее, мы - мелодия еще не спетой песни, смеха ребенка, силы сочувствия, встреч под луной, поэтического трепета. Мы - глоток чуда, часть мира, наделенная воображением, способностью ценить, творить и плакать. Мы - свидетели и почитатели, мы, обладающие мозгом и умными руками, способные любить и разрушать.

Мы живем здесь очень давно. Бесчисленное количество раз в нашем путешествии мы возвращались к отмершим формам, освобождались от старых подходов и переходили к новым. Но ничто не исчезает бесследно. Вы - часть древнего переплетения жизни на нашей планете... вы сами и есть Земля... и вы можете опереться на вашу вечную мудрость и вечную силу в любую минуту.

Эта планета - ваш дом. Земля укрепляет и поддерживает вас, вы связаны с ней неразрывной нитью... Вы и я живем в гармонии с Землей тысячи, миллионы лет, и это знание не утеряно. Пришло время опереться на эти воспоминания, на эти силы и вновь открыть для себя новые пути, чтобы не угас огонь, чтобы не прервалось биение сердца, чтобы продолжался танец...»

  • РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА
  1. Цель: способствовать формированию жизненных ценностей у учащихся;

    развитие представлений детей о качестве жизни и его взаимосвязи с состоянием окружающей среды.

Время: 15-20 мин.

Форма проведения: эвристическая беседа.

Что такое качество жизни? Понятие «качество жизни» у каждого своё, и особенно оно меняется с возрастом. В детстве и юности оно чаще всего воспринимается как материальный комфорт. Решение проблемного вопроса поможет учащимся осознать, что качество жизни включает в себя и такие ценности, как здоровье, демократия, возможность творчества, благоприятные условия окружающей среды, возможность экономить время, используя сферу услуг, эстетичность ландшафта и т.д.

Вопрос о качестве жизни можно обсудить при изучении темы «Глобальные проблемы. Урбанизация и экология». Одна из сторон проблемы «Урбанизация и экология» - увеличение городского населения и уменьшения сельского, преобладание городского образа жизни над сельским. Здесь можно поставить проблемный вопрос перед учащимися

  - Мы, жители п.г.т. Уренгой, городские или сельские жители?

Последовательность рассуждений:

- Что входит в понятие городской и сельский образ жизни?

- Какие условия жизни в нашем посёлке?

- Какой комплекс услуг, и какие возможности для развития и самореализации     есть   у жителей в нашем посёлке?

- Что такое «качество жизни»?

- Зависит ли качество жизни отдельной личности полностью от окружающих его условий?

- Как чувствуют себя в посёлке подростки?

- Что мешает им в посёлке сделать жизнь такой, какой они хотят?

- Каким они хотят видеть свой поселок, что они могут сделать для его улучшения и благоустройства?

В итоговом обсуждении учащиеся сами формулируют понятие « качество жизни», и условия его повышения в условиях нашего посёлка, страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Методический прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»

Мастер-классМетодический  прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»...

материалы для мастер-класса по русскому языку с использованием приёмов развития критического мышления

данный мастре-класс содержит описание приёмов развития критического мышления, а также материалы практического занятия с аудиторией...

Доклад по теме "Методические приёмы развития критического мышления на уроках информатики"

Как определить критическое мышление? Какие существуют приёмы  и технологии развития критического мышления?...

Использование приёмов развития критического мышления на уроках английского языка

Использование технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка делает процесс обучения языку более эффективным, способствует повышению мотивации изучения ИЯ, совершенствованию зн...