Главные вкладки
Мастер-класс Методический прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»
методическая разработка (11 класс)
Мастер-класс
Методический прием «Кроссенс»
как приём развития креативного мышления»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Методический прием «Кроссенс»
как приём развития креативного мышления»
Слайд Современный учитель - это человек, который находится в постоянном поиске.
Слайд Перед ним стоят не простые задачи – как не растеряться в мире педагогических инноваций, какую технологию, какой приём или метод выбрать, чтобы на уроке создать такую атмосферу, где ученики стремились бы стать мыслителями?
Слайд
Кроссенс - от англ. (inter - “между”; act – “действие”). Таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой;
а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
Слайд
Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов".
Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.
Слайд Что значит пересечение смыслов? В чем суть кроссенса? Какова его модель построения?
Итак, к делу! Перед вами – модель построения кроссенса. Каждый методический прием имеет свои правила. Квадрат делится на 9 квадратов: 1,2,3… Центральным является квадрат с номером 5, который по центральному кресту связан по смыслу с квадратами: 2, 8, 6 и 4., связь так же существует по периметру между квадратами по часовой стрелке, с левого верхнего угла. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными. Задача обучающихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.
Слайд В любом выбранном варианте действует один и тот же алгоритм создания кроссенса:
1. Определение тематики, общей идеи.
2. Выделение 8-9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме.
3.Нахождение связей между элементами, определение последовательности.
4. Выделение элементов, имеющих 3 и более связей (крест, основа).
5. Концентрация смысла в одном элементе (центр).
6. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.
7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.
8. Замена прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими.
9. Построение ассоциативной связи между образами элементов.
10. Выход на новый уровень.
Слайд Вот пример: кроссенс по исторической эпохе.
Слайд 1. Пример кроссенса по теме «Холодная война», который может быть использован как постановка проблемного вопроса.
«Читаем» кроссенс»
1. Речь У.Черчиля в Фултоне
2. послужила началом (точкой отсчета) Холодной войны, противостоянием двух крупнейших мировых держав, СССР и США.
3. Одним из признаков Холодной войны были информационные войны
4. еще один признак – биполярность мира (идеологическая борьба между капитализмом и социализмом)
5. Участие в локальных войнах, например Корейская война 1950-1953 гг.
6. Признак Холодной войны – гонка вооружений
7. В результате мир 5 раз был поставлен на грань ядерной катастрофы.
8. Окончание Холодной войны произошло в 1991 году.
9. Поражение СССР в холодной войне?
Проблемный вопрос: Распад СССР – результат Холодной войны
На уроке рассматриваются аргументы за и против этого мнения.
Слайд 10. Имитационная игра.
Уважаемые, коллеги, предлагаю вам апробировать методический приём «кроссенс». Перед вами раздаточный дидактический материал для составления кросенсса –
Слайд Задание:
- Определить тему кроссенса.
- Найди смысловые связи между предложенными иллюстрациями.
- Расположить иллюстрации в правильной смысловой последовательности на поле кроссенса.
- Представить свою работу, указав взаимосвязи центральной иллюстрации (№5) по кресту и взаимосвязи между иллюстрациями по периметру.
Прошу представить свой кроссенс. Слайд
Слайд
В целом, применение кроссенса на уроках имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке, как творческое домашнее задание и так далее. В этом случае головоломка будет иметь конкретную методическую цель или даже несколько:
- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
- формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
- раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
- обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе);
- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).
Слайд Применение кроссенс технологии позволяет создать ситуацию успеха на уроке. Ученик может начать разгадывать кроссенс не с первого изображения, а с того, которое ему более знакомо. Таким образом, каждый ученик вносит вклад в общее дело.
Слайд Как работает кроссенс ученика
Такой кроссенс ещё полезней, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой Слайд стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции.
Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.
Слайд 18 Задания ЕГЭ, а также в олимпиадные задания включают вопросы с иллюстрациями, где нужно определить портреты исторических деятелей, глобальные проблемы человечества и т.д. Часто такие задания вызывают затруднения у ребят, так как учебники не всегда достаточно снабжены иллюстративным материалом, а даже если они и есть, то не всегда ученики обращают на них внимание. В вариантах ЕГЭ акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно- следственные, структурные ииные связи; использовать источники информации разных типов (в том числе историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач. Формированию вышеперечисленных умений способствует работа с кроссенсами.
Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом миры – это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель ОБРАЗОВАНИЯ?
Слайд ПЛЮСЫ и МИНУСЫ
Слайд
Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.
слайд. Итак, мной был продемонстрирован один из методических приёмов «пересечения смыслов» для развития креативного мышления. Мастер – класс хочу закончить словами Сократа
«Я не могу научить всех всему, но могу повлиять на мышление моих учеников. И это того стоит».
Используемая литература.
Источники:
http://www.myshared.ru/slide/765510 Статья "Кроссенс как средство развития логического и творческого мышления обучающихся» Гаврилова Т.Б.
Кроссенс - игра для эрудитов/Архив журнала и жизнь//http: www.nkj.ru/archive/articles/5105/
Кроссенс по теме «Дворцовые перевороты»/Сайт учителя истории М.В.Вагу//http://vagu v.narod.ru/load/dlja_uchashhikhsja/krossensy/obrazec_krossensa/61-1-0-127
Кроссенс/Сайт учителя биологии А.Н. Головенькиной// http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/03/26/krossens
Кирпач Л.Е. Инновационные технологии на уроках истории и обществознания. Крестики-нолики и «кроссенсы»// http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,143689/Itemid,118/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

При подготовке занятий я задумываюсь о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желание добывать информацию и, конечно, ищу способы для прочного усвоения знаний. Обучени...

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро...

Кроссенс как приём развития логического мышления...
мастер класс по технологии по теме:«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»...
Как развивать креативное мышление? Данная статья представляет пример такой работы на уроке русскогоя языка в средней и старшей школе....

В данной статье описывается опыт применения метода кроссенс на уроках литературы в 9 -11 классах, во внеурочной деятельности (на занятиях по программе "Пасхальная радость") и в работе ...

Формирование компетентности педагогов по использованию игровых приемов ТРИЗ, направленных на развитие креативного мышления старших дошкольников....