Главные вкладки

    Мастер-класс Методический прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»
    методическая разработка (11 класс)

    Донцова  Валентина  Алексеевна

    Мастер-класс

    Методический  прием «Кроссенс»

     как приём развития креативного мышления»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс

    Методический  прием «Кроссенс»

     как приём развития креативного мышления»

         Слайд  Современный учитель - это человек, который находится в постоянном поиске.

        Слайд     Перед ним  стоят  не простые  задачи – как не растеряться в мире педагогических инноваций, какую технологию, какой приём или метод выбрать,    чтобы на уроке создать   такую атмосферу,  где ученики стремились бы стать мыслителями?  

    Слайд

             Кроссенс - от англ. (inter - “между”; act – “действие”). Таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой;

     а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

    Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

    Слайд

     Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов".

    Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.

     Слайд     Что значит пересечение смыслов? В чем суть кроссенса? Какова его модель построения?

    Итак, к делу! Перед вами – модель построения кроссенса. Каждый методический прием имеет свои правила. Квадрат делится на 9 квадратов: 1,2,3… Центральным является квадрат с номером 5, который по центральному кресту связан по смыслу  с квадратами: 2, 8, 6 и 4., связь  так же существует по периметру между квадратами по часовой стрелке, с левого верхнего угла. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.  Задача обучающихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.

     Слайд    В любом выбранном варианте действует один и тот же алгоритм создания кроссенса:

    1. Определение тематики, общей идеи.

    2. Выделение 8-9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме.

    3.Нахождение связей между элементами, определение последовательности.

    4. Выделение элементов, имеющих 3 и более связей (крест, основа).

    5. Концентрация смысла в одном элементе (центр).

    6. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.

    7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.

    8. Замена прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими.

    9. Построение ассоциативной связи между образами элементов.

    10. Выход на новый уровень.

      Слайд     Вот пример: кроссенс по исторической эпохе.  

    Слайд  1. Пример кроссенса по теме «Холодная война», который может быть использован как постановка проблемного вопроса.

    «Читаем» кроссенс»

    1. Речь У.Черчиля в Фултоне

    2. послужила началом (точкой отсчета) Холодной войны, противостоянием двух крупнейших мировых держав, СССР и США.

     3. Одним из признаков Холодной войны были информационные войны

     4. еще один признак – биполярность мира (идеологическая борьба между капитализмом и социализмом)

    5. Участие в локальных войнах, например Корейская война 1950-1953 гг.

     6. Признак Холодной войны – гонка вооружений

    7. В результате мир 5 раз был поставлен на грань ядерной катастрофы.

     8. Окончание Холодной войны произошло в 1991 году.

     9. Поражение СССР в холодной войне?

    Проблемный вопрос: Распад СССР – результат Холодной войны

    На уроке рассматриваются аргументы за и против этого мнения.

    Слайд  10.    Имитационная игра.

    Уважаемые, коллеги, предлагаю вам апробировать методический приём  «кроссенс». Перед вами раздаточный дидактический материал для составления кросенсса –

      Слайд       Задание:

    1. Определить тему кроссенса.  
    2.  Найди смысловые связи между предложенными иллюстрациями.                    
    3. Расположить иллюстрации в правильной смысловой последовательности на  поле  кроссенса.
    4. Представить свою работу, указав взаимосвязи  центральной иллюстрации (№5) по кресту и взаимосвязи между иллюстрациями по периметру.

    Прошу представить свой кроссенс.  Слайд

        Слайд

    В целом, применение кроссенса на уроках имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке, как творческое домашнее задание и так далее. В этом случае головоломка будет иметь конкретную методическую цель или даже несколько:

    - проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);

    - формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);

    - раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);

    - обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);

    - организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

    - творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе);

    - построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).

    Слайд   Применение кроссенс технологии позволяет создать ситуацию успеха на уроке. Ученик может начать разгадывать кроссенс не с первого изображения, а с того, которое ему более знакомо. Таким образом, каждый ученик вносит вклад в общее дело.

    Слайд  Как работает кроссенс ученика

    Такой кроссенс ещё полезней, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой Слайд    стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции.

    Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.

    Слайд 18   Задания ЕГЭ, а также в олимпиадные задания включают вопросы с иллюстрациями, где нужно определить портреты исторических деятелей, глобальные проблемы человечества и т.д. Часто такие задания вызывают затруднения у ребят, так как учебники не всегда достаточно снабжены иллюстративным материалом, а даже если они и есть, то не всегда ученики обращают на них внимание. В вариантах ЕГЭ акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно- следственные, структурные ииные связи; использовать источники информации разных типов (в том числе историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач. Формированию вышеперечисленных умений способствует работа с кроссенсами.

    Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом миры – это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель ОБРАЗОВАНИЯ?

    Слайд  ПЛЮСЫ  и МИНУСЫ

    Слайд

     Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.

        слайд. Итак, мной был  продемонстрирован один из методических приёмов  «пересечения смыслов» для развития  креативного  мышления. Мастер – класс хочу закончить словами Сократа

    «Я не могу  научить всех всему, но могу повлиять на мышление моих учеников. И это того стоит».

    Используемая  литература.

    Источники:

    http://www.myshared.ru/slide/765510 Статья "Кроссенс как средство развития логического и творческого мышления обучающихся» Гаврилова Т.Б.

    Кроссенс - игра для эрудитов/Архив журнала и жизнь//http: www.nkj.ru/archive/articles/5105/

    Кроссенс по теме «Дворцовые перевороты»/Сайт учителя истории М.В.Вагу//http://vagu v.narod.ru/load/dlja_uchashhikhsja/krossensy/obrazec_krossensa/61-1-0-127

    Кроссенс/Сайт учителя биологии  А.Н. Головенькиной// http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/03/26/krossens

    Кирпач Л.Е. Инновационные технологии на уроках истории и обществознания. Крестики-нолики и «кроссенсы»// http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,143689/Itemid,118/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс "КРОССЕНС как приём развития логического и творческого мышления"

    При подготовке занятий я задумываюсь о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желание добывать информацию и, конечно, ищу способы для прочного усвоения знаний. Обучени...

    Мастер-класс "Использование различных видов кластеров для развития критического мышления на уроках биологии"

    Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро...

    публикация 17.12.2018 г. мастер класс по теме«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»

    мастер класс по технологии по теме:«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»...

    Приёмы развития креативного мышления на уроках русского языка.

    Как развивать креативное мышление? Данная статья представляет пример такой работы на уроке русскогоя языка в средней и старшей школе....

    «Технология кроссенс как средство развития креативности, логического мышления и творческих способностей обучающихся»

    В данной статье описывается опыт применения метода кроссенс на уроках литературы в 9 -11 классах, во внеурочной деятельности (на занятиях по программе "Пасхальная радость") и  в работе ...

    Использование игровых приёмов ТРИЗ для развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста

    Формирование компетентности педагогов по использованию игровых приемов ТРИЗ, направленных на развитие креативного  мышления старших дошкольников....