Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.
план-конспект урока по географии на тему

Открытый урок географии по теме: Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskva.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.

             

Цели:

Образовательные :сформировать представление о Москве- как  многофункциональном городе – миллионере и о Московской агломерации. Показать значение Москвы-столицы России , её проблемы.

Развивающие:  развивать умение работать с дополнительной литературой, интерес к изучаемому предмету, творческие способности учащихся; расширить кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

    Оборудование:  фрагмент видеоурока "Центральная Россия. Москва", политическая карта  мира,  компьютерная презентация " Москва и Московский столичный регион",  карточки-задания, сигнальные карточки  на каждого ученика,   русская народная  песня " Подмосковные вечера".

Термины и понятия: - многофункциональный город; агломерация;  

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.

1. Организационный момент.

              Вступительное слово учителя.

   Сегодня на уроке мы  поговорим о самом  главном  городе  самой большой по площади   страны мира. О каком городе речь будет идти?

- Конечно, о Москве, о столице нашей страны.

Стихи  "Москва-России краса".(Сотпа Элеонора)

автор- Владимир Борисов.

Городов не перечесть:

   И Париж, и Лондон есть,

Рим, Венеция, Берлин,

Вена, Токио, Пекин –

        Городов великих, славных,

               Людных, шумных, ярких самых,

 Удивительных... И всё же

 Есть один – всего дороже,

Город близкий и родной,

  Тот, что нарекли Москвой.

(Запись  темы  урока  в тетрадях. )

2. Изучение новой темы.

Учитель:  - Сегодня нам предстоит сформировать представление о Москве –

 как многофункциональном городе-миллионере.

     1.Просмотр фрагмента видеоурока   "Москва и Подмосковный столичный регион" .(Инфоурок)

 Показ слайдов. Слайд 1

  Москва-столица России, крупнейший промышленно-транспортный узел, центр науки и культуры.

 

Слайд 2

 Город Москва возник на одноимённой  реке Москве,  левом притоке Оки.

Москва основан в 1147 году Юрием Долгоруким.

Слайд3  Планировка Москвы.

Москва  как и все старинные города-крепости, имеет  радиально – кольцевую структуру.

От  Кремля радиусами расходятся дороги, связывающие Москву с окружающими её городами.

Слайд 4. (запись в тетрадь).

Москва с десятками городов и посёлков образует  Московскую агломерацию численностью населения больше 15млн. чел.

  Слайд 5.

 (Запись в тетрадь, показ по карте Московской области).

       Московский столичный регион-  Московская область и ряд районов и городов других областей .

3.Население Москвы.

Объяснение учителя: Для Москвы характерно то, что её дневное население  значительно превышает ночное население. В последние годы к ним добавляются люди, прибывшие в Москву в качестве беженцев и вынужденных переселенцев, а также люди приехавшие в поисках работы.

4. Промышленность Москвы.

 Москва – крупный промышленный, научный, торговый и финансовый центр.

 Это ядро хозяйства центральной России.

В Москве развиты наукоёмкие отрасли промышленности.

Вопрос классу: -Почему?

Ведущая отрасль промышленности- машиностроение, в том числе оборонное.

     Запись в тетрадь:

Слайд 6.

Основные отрасли машиностроения:  (запись в тетрадь)

1) аэрокосмическое производство

2) производство электротехнического оборудования

3) электроника

4) микроэлектроника

 Учитель: В последнее время промышленное производство резко сократилось. Многие предприятия , например автомобильные заводы, практически прекратили работу.

5.Загрязнители атмосферы:

Ранее главными загрязнителями воздуха и воды в  Москве были химическая и металлургическая промышленность, в настоящее время крупные загрязнители воздуха- нефтеперерабатывающий завод на юге Москвы.

       Вопрос классу: ещё какие крупные источники загрязнения в крупных городах  вы знаете?

       Вопрос классу: - назовите  крупнейший загрязнитель города  (автомобильный транспорт).

Слайд 7.  

  В Москве с 1935 года действует "чистый" вид транспорта- метрополитен. Его роль в городе велика. Он перевозит более 40% москвичей.

      Москва-центр науки и культуры.

(Слайды театров и академий)

    Здесь находятся Российская академия наук и целый ряд отраслевых академий, множество научно-исследовательских институтов, университетов и академий.

Москва -это центр русской культуры. Здесь расположены знаменитые театры, концертные залы.

  От Москвы начинается "Золотое кольцо" России- туристские маршруты через старинные русские города.

Задание .

Пользуясь текстом учебника запишите в тетрадях маршрут

   "Золотое кольцо России"

Москва-Сергиев Посад- Переславль- Залесский- Ростов-Ярославль-Кострома-Иваново-Суздаль-Владимир-Москва.

Учитель: Ребята, попытайтесь сформулировать чёткий вывод о хозяйстве Москвы и региона в целом.

Вывод. Итак. Московский регион – это промышленный центр страны.

В настоящее время ярче выражены наукоёмкие и трудоёмкие отрасли хозяйства.

 6. Проблемы Москвы.

1) Транспортные пробки – новые кольцевые магистрали и транспортные развязки.

2) Увеличение потока мигрантов.

3) Сокращение численности постоянных жителей на 500 тыс. чел. очень низкая  рождаемость и высокая смертность.

4)Загрязнение воздуха. Промышленные предприятия и наземный автотранспорт являются загрязнителями воздуха.

5) Водная проблема.

- Но  несмотря на проблемы Москва уникальный центр русской культуры и науки. Плеяда замечательных театров, музеев, библиотек, вузов, научно – исследовательских институтов делает Москву городом огромного интеллектуального потенциала,  местом концентрации творческих и духовных сил, где жили и творили великие композиторы, писатели, художники, актёры, скульпторы, архитекторы.

На транспортной полимагистрали, ведущей в Санкт-Петербург,  расположен Клин, где находится Дом-музей великого композитора Петра Ильича Чайковского.

Ребята! На самом деле Москва потрясает, она величава и великолепна. Она поражает своими размерами, своим ритмом жизни, своеобразием и красотой.

                                Физминутка для глаз.

       (Учитель просит посмотреть на карту на север юг, запад восток, совершить кругосветное путешествие глазами по океанам начиная из г. Мурманска  по Северному морскому пути до Владивостока).

Закрепление знаний.

     1.  Фронтальный опрос по слайдам.

1) Среди  основных отраслей машиностроения Москвы  найдите "белую ворону"- микроэлектроника, аэрокосмическое производство, тракторостроение.

2) Установите соответствие по таблице.

1.Центр русской православной церкви, историко-культурный и промышленный центр.

А) Жуковский

2. Крупнейший промышленно-транспортный узел, центр науки и культуры.

Б) Клин

3.В этом городе находится Дом-музей великого композитора Петра Ильича Чайковского.

В) Сергиев-Посад

4.Здесь находится Центральный аэрогидродинамический институт(ЦАГИ)

Г) Москва

5.Город возник на одноимённой  реке

3.Решите  Филворд (работа с карточками)

Города туристического маршрута России "Золотое кольцо"

И

В

А

Н

О

В

О

К

У

З

Р

О

С

Т

О

С

Д

В

Л

А

О

С

А

А

М

А

Д

В

Т

М

Л

О

В

И

Р

Р

О

Ь

С

К

М

И

Общий вывод учителя.

 Мы рассмотрели Москву, как  научный и культурный центр России. Сформировали представление о Москве, как многофункциональном городе.

.4. Домашнее задание. § 39 прочитать.,  ответить на вопрос 2 на стр. 182 учебника, составить   кроссворд на тему "Москва".

5. Итоги урока.

(Выставление оценок  по сигнальным карточкам  (смайликам).

Учитель:- Ребята, я благодарю всех вас  за урок.

Презентация к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по экономическим районам Центральной России

Тест представлен в двух вариантах, применять при проверке знаний после изученной темы....

Групповые технологии на уроке географии "Московский столичный регион"

Предлагается разработка урока в 9 классе по разделу "Центральная Россия" по теме Московский столичные регион". (по учебнику Баринова, Дронов. География России). Тип урока: изучение нового материала.Ис...

Урок географии в 9 классе по теме "Узловые районы Центральной России"

В контексте методических идей уровневой дифференциации предложена методическая разработка урока географии за курс «География России. Население и Хозяйство 9 класс», в котором элементы урока - проверка...

географический диктант по теме "Экономические районы Центральной России"

Данный материал предназначен для тематического контроля по географии России при изучении темы "Центральная Россия"...

Московский столичный регион

Изучение региона Центральной России в 9 классе....

Занятие - заочная экскурсия: «Путешествие по регионам России. Центральная Россия»

Разработка занятия. Заочная экскурсия "Путешествие по регоионам России. Центральная Россия"...