Групповые технологии на уроке географии "Московский столичный регион"
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Виниченко Елена Владимировна

Предлагается разработка урока в 9 классе по разделу "Центральная Россия" по теме Московский столичные регион". (по учебнику Баринова, Дронов. География России). Тип урока: изучение нового материала.Используются формы работы групповая и индивидуальная. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_gruppovym_tehn..doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Групповые технологии на уроках географии

"Московская столичная агломерация". 9-й класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы проведения урока:

  1. беседа;
  2. рассказ;
  3. практическая работа;
  4. самостоятельная творческая работа;
  5. работа со статистическим материалом.

Цели и задачи:

  1. Обучающая:  выяснить особенности ЭГП Московской области; выявить проблемы  и наметить пути их решения.
  2. Развивающая: уметь оценивать влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства; объяснять особенности специализации Московской  области; делать выводы; продолжить формирование у школьников умений работать с различными источниками географической информации.
  3. Воспитывающая: продолжить формирование коммуникативных отношений.

Формы работы: групповая и индивидуальная работа.

Учебно-наглядный комплекс:

  1. учебник;
  2. атлас России и Московской области;
  3. дополнительная литература;
  4. раздаточный материал;
  5. физическая карта России.

Практическая работа:

  1. в контурной карте обвести границы Московской области, административных соседей, указать основные природные ресурсы, цветными ручками выделить промышленные центры;
  2. составить проект «Московская область – европейская зона отдыха».

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин).

II. Актуализация опорных знаний и умений. (3 мин.):

Какие области входят в состав Центрального экономического района?

 Покажите по карте.

По каким показателям  район является «самым выдающимся» в России? (S = 916 тыс. кв. км. – второй по площади в Западном макрорегионе, 77 % - доля городского населения, имеет столичное положение).

III. Нацеливание. Мотивация. (3 мин).

Тема сегодняшнего урока – Московская область (запись в тетрадь). Где на ее территории расположен субъект Российской Федерации – город Москва – город федерального значения, столица России. Москва – это концентрация в ней всех высших органов государственной власти.

Цель нашего урока: выяснить, почему главный ресурс области – это её экономико–географическое положение.

IV. Изучение нового материала. (30 мин).

1. Знакомство с ЭГП области.

А) Московская область – расположена в центральной части Европейской России (показ по карте). Открыли атласы. Нашли эту область. Граничит ли она с какими либо зарубежными странами? (Нет). Омывается ли морями? (Нет) По своим размерам наша область невелика. Её площадь - 46 тыс.кв. км (с Москвой 47 тыс. кв. км), что составляет всего 0,3 % территории России. Но, если сравнить площадь нашей области с некоторыми

европейскими государствами, то увидим, что территория Московской

области больше территории Бельгии (31тыс. кв. км.), Дании(43 тыс.кв.км), Нидерландов (34 тыс. кв. км.).

Б)  Работаем с контурной картой: (10мин.)

- определите удаленность Москвы от Белого и Черного морей.

-  крупнейшие речные системы, озера, водохранилища

- пограничные области,

- параллель 55°45 с. ш., меридиан 37°37, в.д.

-постройте столбиковую диаграмму сравнительной площади Московской

области и других Европейских государств. Сделайте вывод.

В)  Главный город – Москва. Несколько слов о выдвижении Москвы.

Рассказ учителя: (5 мин.)

Датой основания Москвы принято считать 1147 год когда суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил на свидание своего союзника князя Новгород - северского Святослава Ольговича. Поселок, где встретились князья, назывался Москва Вокруг городка шумел бор, память о котором сохранилась в названии Боровицких ворот, а за рекой тянулись дремучие леса и топкие болота. Полагают, что болота дали имя реке, а река – городу. Финно-угорское Маскава, Макува, Масква – топь, грязь. Древнеславянское «москы» значит «болотистая местность». Городок возник как пограничный на перепутье

между днепровским югом и верхневолжским севером. При просторных лесистых и болотистых промежутках между притоками важное значение получали поселки, возникавшие на концах коротких переволок из одного притока в другой: здесь завязывались узловые пункты судоходного и речного сообщения. В этом отношении

географическое положение Москвы было особенно выгодно. При просторных лесистых и болотистых промежутках между притоками, важное значение, получали поселки, возникавшие на концах коротких переволок из одного притока в другой: здесь завязывались узловые пункты судоходного и речного сообщения. В этом отношении географическое положение Москвы было особенно выгодно.

Вывод: как видите, Московская область – особенная. Благодаря своему выгодному географическому положении стала центром России.

Давайте  выясним, какими природными ресурсами богата область, какова её специализация, предложите свои варианты развития области. Работаем в группах.

Физминутка!

Д. Задания группам. (10 мин.)

I–ая группа.

Международники (специалисты, изучающие экономические связи).

  1. Оцените природные условия и ресурсы области для хозяйственной деятельности населения.
  2. Разработайте модель развития Московской  области без расширения ее площади .

II–ая группа.

Статисты.

  1. Объясните, с чем связано развитие главных отраслей специализации Московской области.
  2. Проанализируйте приложение и на её основе постройте столбчатую диаграмму, раскрывающую отраслевую структуру хозяйства  области.

III–яя группа.

Проектировщики.

  1. Оцените природные условия области для рекреационной деятельности.
  2. Разработайте мини - проект создания в одном из районов Московской области туристического центра европейского значения.

Предусмотрите:

  1. а) выбор места;
  2. б) развитие инфраструктуры (комплекс обслуживания – гостиницы, автосервис, услуги);
  3. в) транспорт.

В проекте учтите решение возможных экологических проблем.

IV–ая группа.

Исследователи.

  1. Дайте оценку изменений ЭГП Московской области во времени.
  2. Возникновение рыночных отношений в России обусловило создание свободных экономических зон, осуществляющих производственную деятельность на основе совместного предпринимательства. Развитие свободных экономических зон усиливает взаимосвязь национальных экономик, является гарантом мирного сосуществования государств. Предположите, может ли в Московском столичном регионе, расположится   свободная экономическая зона. Каковы пути развития свободной экономической зоны?

Вывод: почему главный ресурс области – это ее экономико-географическое положение? (Выгодное историко-географическое положение).

V. Итог. (5 мин).

По завершении групповой работы учащиеся обсуждают ее результаты. Выставляются оценки.

  1. Каковы особенности ГП Калининградской области?
  2. Каковы главные отрасли экономики области?
  3. Какие проблемы характерны для экономики этой области в настоящее время?

VI. Домашнее задание. (3 мин).

  1. § 32, знать определения, уметь характеризовать ГП области;
  2. Задания по группам (сообщения):
  1. мастера–косторезы;
  2. деревянное зодчество;
  3. художественная обработка металла;
  4. работа с мехом (броши, заколки и другие изделия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование групповых технологий на уроках истории и обществознания.

Чтобы развить  в школе активную   личностьс развитым интеллектом, способную  успешно решать жизненные и профессиональные проблемы, легко ориентироваться в информационных по...

Использование групповых технологий на уроках географии, как средство повышения познавательной активности обучающихся.

Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач и , прежде всего, повышать интенсивность урока, развивать самостоятельность учащихся, способствовать углубленному усвоению программного ма...

Групповые технологии на уроках информатики

Организация групповых форм работы на уроках информатики...

Мастер- класс "Групповые технологии на уроках географии"

Данная презентация рассказывает о формах и методах использования технологии групповой работы на уроках географии. Рекомендовано для учителей естественно - математичекого цикла....

Методические рекомендации "Групповые технологии на уроках русского языка и литературы"

  Цель моей работы – обобщить и поделиться  опытом использования групповых технологий на уроках русского языка и литературы в среднем и старшем звене ОУ.   Структура ра...

Использование групповых технологий на уроках биологии и географии для формирования основных компетенций учащихся

Выступление  учителей (Лихачева Н.С.,Попова С.В.)на районной методической конференции...

Групповые технологии на уроках технологии

Групповая работа - одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей....