Методические рекомендации "Групповые технологии на уроках русского языка и литературы"
методическая разработка на тему

Шаламова Наталья Геннадьевна

    Цель моей работы – обобщить и поделиться  опытом использования групповых технологий на уроках русского языка и литературы в среднем и старшем звене ОУ.

   Структура работы:

Работа начинается со списка используемой литературы.  Далее введение, в котором   дано обоснование  использования групповых технологий  на уроках русского языка и литературы, актуальность использования данной технологии:

ГТ – это, так называемые, «промежуточные» технологии между традиционными и инновационными; Г формы работы могут включать в себя проблемные, исследовательские, творческие формы работы и задания, что позволяет повысить уровень мотивации учащихся в ходе изучения того или иного предмета; Это личностно-ориентированные технологии, которые во главу обучения ставят личность учащегося.

Основная часть моей работы звучит так «Использование групповых форм работы на уроках русского языка и литературы» и состоит из 2 глав:

 1 глава Технологический процесс групповых форм  работы, в котором прописаны этапы работы в группах. За основу  общей технологической карты групповых форм работы мною была взята план – карта  работы над проектом из пособия Полат Е.С. и переработана под групповые технологии.

Планируя работу в группах, я учитываю следующие параметры: объём информации, с которым должны познакомиться  учащиеся, цели деятельности, тип урока, уровень сложности материала и др.  Поэтому в своей практике я создала классификацию групповых технологий, которую и представила во 2 главе основной части работы. В этой же главе  раскрыла  каждый параметр данной классификации: по типу урока, по составу групп, по цели и содержанию заданий, по лидеру групп и описала  уроки, проводимые в рамках работы  в группах, дав обоснование  выбору  того или иного момента классификации. Особое внимание обращаю в своей работе на  момент деления на группы: разноуровневые и одноуровневые и  -  на выбор лидера в группе, выбирая или «сильного» учащегося, или «слабого» ребёнка (в качестве психологической поддержки), но в том случае, если задания несложные.

Отдельной главой своей работы я вынесла вопрос «Оценивание групповой деятельности», так как  это проблема, с которой сталкивается, я думаю, каждый,  используя в педагогической практике инновационные формы и методы обучения.  Здесь уместны и устная  похвала или порицание, и выставление оценок  известной нам традиционной «пятибалльной» системы (группе и за личный вклад). Дети оценивают свою работу, работу товарища, работу группы. Учитываются многие моменты, из которых складывалась вся работа.

В заключительной главе   обозначены проблемы, с которыми столкнулась в ходе работы над групповыми технологиями, перспективы и положительные моменты  работы в группах

Повышение мотивации  у учащихся  – дети любят такие уроки и хорошо к ним готовятся. 

 Такие уроки обеспечивают процесс здоровьесбережения: активная и многогранная деятельность, смена её видов,  непринуждённость обстановки – всё это ведёт к тому, что дети не устают и не испытывают психологического дискомфорта;

У учащихся формируются те навыки, которые необходимы современному человеку – самостоятельность и коллективизм, умение находить и применять нужную информацию, творчески её перерабатывать.  

Учащиеся и учитель приобретают неоценимый опыт обучения в сотрудничестве.

 В приложении  представлены работы детей.  До сих пор  учащиеся частично оформляли работы на информационных носителях. В дальнейшем  планируется использование информационных средств обучения чаще, в том числе и для оформления результатов работы прямо  на уроке. 

  Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_konkursnaya_rabota_2009.doc2.43 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Методическая разработка "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников свои...

Методической система «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности с целью повышения познавательной активности обучающихся»

Объёмная публикация (учебное пособие) с последовательным изложением  собственной методической системы учителя русского языка и литературы Золотаревой Н.Н....

Методическая статья "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"

Использование инновационных технологий позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие  и познавательные спос...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...