Конспект урока: Геополитика и политическая география.
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Поликарпова Елена Евгеньевна

============================================

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u10-geopolitika-17.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

                       География 10 класс                                                                                                                    Тема урока: Геополитика и политическая география.

Практическая работа №3. Характеристика политико-географического             положения страны.

Цель:

  • Сформировать представление о политической географии как научном направлении.
  • Систематизировать и углубить знания учащихся по теме: “Политическая карта мира” и довести до их сведения о новых понятиях как геополитика и политическая география.  
  • Продолжить формировать умения анализировать и давать оценку важнейшим геополитическим проблемам в мире.
  • Помочь учащимся дать оценку геополитического положения отдельных стран.

Оборудование: политическая карта мира, материалы СМИ, атласы, учебник, презентация.

 

Ход  урока:

1. Организационный момент

  1. Проверка домашнего задания по теме “Государственное устройство стран”.

-  тесты (сдать инд. карточки-задания)

- устный опрос:

   а) госстрой (1 чел.)

Вопрос классу:

- Влияет ли форма правления на уровень экономического развития страны? В доказательство приведите примеры стран.

(Нет. Доказательства: Монархии в Японии и Великобритании – развитые страны, а монархии в Иордании и Лесото – развивающиеся).

Республики Германия и Франция – развитые страны, а республики Чад и Конго – наименее развитые).

  б) форты АТР устройства (1 чел.)

Вопросы классу:

- Используя свои знания по истории  объясните, почему стран с монархической формой правления больше всего в зарубежной Европе и зарубежной Азии, а в Америке их вообще нет. (Америка – “новый свет”)

- По какому принципу выделены республики в составе РФ? (национальный признак)

- Какие проблемы могут возникать в федеративных государствах в связи с их делением на самоупраляющиеся образования? Возможно возникновение конфликтов, связанных с ущемлением прав и свобод самостоятельных единиц центральной властью. (Экономических, национальных, религиозных).

    в) показать по ПК мира по 5 стран – монархий,  республик; унитарных, федеративных (2 чел.)

  1. Актуализация знаний  «Мозговой штурм» Как называется:
  • очаги международной напряженности на политической карте мира - региональный конфликт или горячая точка планеты
  • государство, обладающее суверенитетом, т.е. политической независимостью от других государств, в решении внутренних и внешних дел.- суверенное
  • страны, политически и экономически зависимые -  колонии 

  1. Изучение нового материала: “Политическая география и геополитика” (сопровождается презентацией)

      Политическая география как научное направление.

/Работа с  текстом учебника стр. 22-23. Учащиеся находят   определение понятий политическая география и геополитика, записывают в тетрадь./

      Политическая география – это ветвь политической и социальной географии. Это отдельная наука, которая изучает территориальное распределение политических сил и процессов преимущественно в пределах какой-либо страны.

 

Политическая география изучает:

а) формирование политической карты мира и отдельных его регионов;

б) изменение в политических границах;

в) особенности государственного строя;

г) политические партии, группировки и блоки;

д) территориальные аспекты массовых избирательных кампаний(так называемая «электронная география»).

Составной частью политической географии является геополитика, выражающая государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействие с другими, прежде всего соседними странами.

Геополитика  (по В. А. Колосову) – научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и иных взаимосвязей, обусловленных ГП страны и другими физико- и экономико-географическими факторами. Круг интересов геополитики выходит за рамки одной страны.

Вопросы:

  1. В чем сходство и в чем различие этих двух понятий?
  2. Как вы считаете, изменилось ли политико-географическое положение России после 1991 года? (Да, изменилось в худшую сторону. Особенно на ее западной границе).
  3. Какие обстоятельства нашего времени отягчают геополитические отношения?

 ( 1.Расширение НАТО на Восток.

   2.Распространение ядерного оружия.

   3.Возникновение региональных конфликтов.)

     

Среди понятий и категорий основными являются: ГП страны, сфера влияния, баланс мощи, жизненное пространство, расстановка сил, динамическое равновесие интересов, буферная (промежуточная) зона, политическая и экономическая интеграция, дуга нестабильности,  геополитический сценарий будущего, страны-сателлиты и др.

   

Интеграция – развитие глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанных на проведении ими согласованной межгосударственной политики. (ПГП и ЭГП).

Сателлит – государство, формально независимое, но фактически подчиненное другому, более сильному государству.

       Самое непосредственное отношение к политической географии и геополитике имеет политико-географическое и экономико-географическое положение страны.

ЭГП – положение страны относительно экономически развитых стран, торговых, транспортных и транзитных путей, сырьевых баз, центров промышленности и сельского хозяйства, мировых рынков. ЭГП постоянно меняется и зависит от развития транспорта, внешней торговли и других видов международных связей.         

ПГП (геополитическое) – это положение страны на политической карте, ее связь с другими государствами (особенно с соседними) и международными союзами и организациями. ПГП – историческая категория, меняющаяся во времени.

5. Практическая работа. Учитель знакомит учащихся с планом характеристики ПГП страны.

План характеристики ПГП. (Вариант I).

1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:

а)         уровень экономического развития соседних стран;

б)         принадлежность соседних стран к политическим блокам;

в)         стратегическая оценка государственной границы.

2.  Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:

а)         возможность использования морского и речного транспорта;

б)         торговые отношения с соседними странами;

в)         обеспеченность страны сырьём.

3.  Отношение к «горячим точкам» планеты:

а)         прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;

б)         военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;

в)         отношение правительства страны к международной разрядке и разоружению.

4.  Общая оценка политического положения страны.

План характеристики ПГП. (Вариант II).

1.  Положение страны по отношению к другим странам.

2.  Уровень экономического развития соседних стран.

3.  Отношение к мировым транспортным путям, рынкам сырья и сбыта продукции.

4.  Положение по отношению к «горячим точкам» планеты.

5.  Современное политическое положение, внутренняя и внешняя политика. (Общая оценка).

Образец выполнения работы. Работа выполняется в рабочей тетради В.И. Сиротина.

Политико-географическое положение Франции.

Франция — экономически развитая страна. Она входит в «большую семёрку». Франция расположена в Западной Европе. Имеет центральное положение. На востоке страна граничит с Бельгией, Люксембургом, Швейцарией, Италией. На юге Франция граничит с Испанией и Андоррой. От Великобритании отделена проливом Ла-Манш.

Францию окружают развитые страны. Соседи, как и сама Франция, являются членами военно-политического блока НАТО и экономического союза — ЕС. Соседское положение благоприятно.

Франция имеет приморское положение. На юге она омывается Средиземным морем и имеет крупный порт Марсель. На западе Франция омывается Бискайским заливом Атлантического океана. Таким образом, Франция имеет свободный круглогодичный выход в мировой океан, а следовательно, торговлю со странами мира. Франция имеет густую транспортную сеть, соединяющую её с соседями (автомобильные и железные дороги, реки, каналы). Франция недостаточно обеспечена собственным сырьём и топливом, поэтому она является крупным импортёром газа, угля, нефти, древесины и др. Наибольший объём торговли имеет со странами ЕС.

Франция, являясь членом НАТО, принимает активное участие в урегулировании региональных конфликтов, имеет крупный военный потенциал и военные базы за пределами страны.

Вывод: Политико-географическое положение Франции в целом достаточно благоприятно.

6. Подведение итогов урока.

Вывод: чтобы понимать сдвиги качественные и количественные на политической карте мира, проблемы экономического и политического сотрудничества стран, тенденций развития МГРТ важно изучать политическую географию. Она способна помочь в выработке рекомендаций по решению многих политических и социальных проблем.

7. Домашнее задание: Повторить основные термины и понятия темы по ОК.

Оценки выставляются за итоговую П/Р №3.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обществознанию "политическая деятельность в избирательной системе"

Конкурсная разработка урока, направленного на формирование активной гражданской позиции, рассмотрение выборной системы РФ...

Конспект урока на тему: "Политические партии и движения".

Конспект урока на тему: "Политические партии и движения". Обществознание 9 класс....

План-конспект урока на тему: "Политические системы англоговорящих стран"

Тема: Политические системы англоговорящих стран.Цели: познавательный аспект – знакомство с политическими системами Новой Зеландии и Австралии; развивающий аспект – развитие способности к репродук...

Конспект урока по теме «Политическая жизнь в 1907-1914 гг.» 9 класс

·              сформировать представление о гражданских правах, как социально-значимой ценности....

План - конспект урока по теме "Политическая раздробленность на Руси"

Урок на тему "Политическая раздробленность на Руси" разработан с учетом поурочного планирования по истории России 6 класс ФГОС.  Учебник под редакцией академика РАН А.В.Торкунова...

Конспект урока по теме Политические режимы. Автор Журавлев А.А.

Конспект по предмету обществознание, 9 класс, Боголюбов...

Конспект урока по теме «Политическая элита и политическое лидерство»

Дать характеристику понятия «политическая элита»Выявить особенности формирования политических элит, их виды и функцииОхарактеризовать черт политического лидера, сравнить типы лидерст...