Главные вкладки

    Конспект урока по теме «Политическая жизнь в 1907-1914 гг.» 9 класс
    план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

    ·              сформировать представление о гражданских правах, как социально-значимой ценности.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 9_kl_polit.docx25.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель МОУ СОШ с.Калда МО «Барышский район» Ульяновская область

    Абушаева Галимя Хамзяевна

    Тема: «Политическая жизнь в 1907-1914 гг.»

    План урока

    Тип урока: комбинированный урок

    Цели урока:

    1. Обучающие:
    • сформировать представление о сути нового избирательного закона;
    • сформировать понимание изменений национальной политики;
    • сформировать представление о деятельности III Государственной Думы;
    • сформировать представление об обществе и власти в годы столыпинских реформ;
    • сформировать представление о деятельности IV Государственной Думы;

    1. Развивающие:
    • сформировать умение отвечать на вопросы по изложению учителя;
    • сформировать умение отвечать на вопросы по тексту учебника;
    • сформировать умение выделять главное из текста учебника;
    • сформировать умение заполнять тематическую таблицу;

    1. Воспитательная:
    • сформировать представление о гражданских правах, как социально-значимой ценности.

    Основные даты: 

    3 июня 1907 г. – новый избирательный закон;

    1 ноября 1907 – 9 июня 1912 гг. – деятельность III Государственной Думы;

    15 ноября 1912 г. – начало работы IV Государственной Думы/

    Оборудование: Учебник А.А. Данилов, Л.Г Косулина, М.Ю. Брандт История России XX-начало XXI.-М.: Просвещение, 2014 , доска.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Организационный момент

    Тема урока: Политическая жизнь в 1907-1914 гг.

    План урока:

    1. Новый избирательный закон
    2. III Государственная Дума  
    3. Национальная политика правительства П.А. Столыпина
    4. Общество и власть в годы столыпинских реформ
    5. IV Государственная Дума  

    II. Опрос

    1. Фронтальный опрос по понятиям: Артель, кооператив, отруб, хутор.

    2. Индивидуальный письменный. Вопросы из учебника.

        Задание по вариантам:

    I вариант – Каковы политические, социальные и экономические причины разрушения крестьянской общины?

    II вариант – Как отнеслось к аграрной реформе крестьянство? Объясните позицию разных слоев крестьян.

    III вариант – Каковы были конкретные результаты столыпинской аграрной реформы?

    1. Артель - добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки.

    Кооператив – производственная или торгово-закупочная организация, созданная для совместного ведения хозяйства несколькими участниками или организациями, а также для получения прибыли в интересах всех участников объединения.

    Отруб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины, с сохранением его двора в деревне.

    Хутор – участок земли выделенный крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок

    III. Новая тема

    Политическая жизнь в 1907-1914 гг.

    1. Новый избирательный закон.

    - вводная беседа

    - объяснение с вопросами к классу

    Закрепление.

    2. III Государственная Дума

    - работа с учебником

    - работа с вопросами к классу

    - использование иллюстраций из учебника

    3. Национальная политика правительства П.А. Столыпина

    - вводная беседа

    - работа с учебником

    - составление таблицы

    Закрепление

    4. Общество и власть в годы столыпинских реформ.

    - краткое изложение

    - работа с вопросами к классу.

    5. IV Государственная Дума

    - краткое изложение

    Вспомните, когда была распущена II Государственная Дума?

    Запись в тетрадь

    3 июня 1907 г. – новый избирательный закон

    Этот закон сохранил деление избирателей на 4 курии

    Вспомните какие?

    Но теперь городские курии были разделены на два разряда, отделявшие крупных предпринимателей и купцов от основной массы городского населения. Новый закон коренным образом перераспределил число выборщиков в пользу землевладельцев. Если раньше 1 голос помещика=3 голосам буржуазии=15 голосам крестьян=45 голосам рабочих.

    Но теперь, по новому закону

    На доске.

    1 голос помещика=4 голосам крупной буржиазии=65 голосам мелкой буржуазии=260 голосам крестьян=543 голосам рабочих    

    То есть выборы были явно неравными. Также выборы были не всеобщими. Сокращалось количество депутатов от Кавказа и Польши. Население 10 областей Средней Азии и Сибири тоже были лишены представительства в Думе.

     Какие изменения внес  новый закон о выборах в избирательную систему?

    III Государственная Дума избиралась по новому закону.

    В тетрадь

    1 ноября 1907 – 9 июня 1912 гг. – деятельность III Государственной Думы

    Это была первая Дума, отработавшая все предусмотренные 5 лет.

      В тетрадь

    Председатели III Государственной Думы – октябристы Н.А. Хомяков, затем А.И. Гучков, потом М.В. Родзянко

    Теперь давайте обратим внимание на партийный состав III Государственной Думы (смотрим стр. 52, рисунок)

    Какая фракция в Думе имела большинство?

    Подумайте, как новый избирательный закон отразился на партийном составе III Думы?

     Вспомните, каков был социальный состав октябристов?

    Основная цель реформ П.А. Столыпина – создание «Великой России».

    Как вы думаете, что подразумевает этот лозунг?

    Заполним в тетради таблицу

    Национальная политика правительства П.А. Столыпина.

    Национальные окраины

    Правительственные меры

    Финляндия

    Весна 1910 г. – законопроект «О порядке издания законов, касающихся Финляндии». Он фактически ликвидировал финляндскую автономию.

    Польша

    Новый избирательный закон почти в три раза сократил представительство в Думе.

    - закрыты все национальные культурно-просветительные общества и учреждения.

    - закон о земстве в западных губерниях. Разделение избирателей западных губерний по куриям: польской и русской. Ограниченно представительство поляков-помещиков в земском самоуправлении.  

    Еврейское население

    Преследование евреев.

    Ограничение приема евреев в учебные заведения.

    Проверка таблицы вместе с классом.

    Отношение общества к политике Столыпина было сложным. Значительная часть населения не доверяли власти.

    Чем были недовольны крестьяне?

    Дворянство видело в Столыпине, лишь разрушителя вековых устоев и узурпатора власти.

    Помните, что такое узурпация?  

    Помещики вообще в реформаторе не нуждались. Им нужен был успокоитель.

    Либеральная интеллигенция не могла простить военно-полевых судов, приверженности самодержавию, антисемитизм.

    Что такое антисемитизм?  

    Для революционных партий он остался навсегда душителем революции, реакционером.

    Безоговорочно Столыпина поддержали октябристы, буржуазия, часть интеллигенции и чиновничества. Но в последствии и октябристы были недовольны деятельностью премьер-министра за его нерешимость в проведении политических реформ. Курс Столыпина перестал поддерживать и Николай II.

    Все ждали отставки Столыпина. Но 1 сентября 1911 г. в Киевском оперном театре в присутствии императора Столыпин был смертельно ранен Д. Богровым. Убийца был связан с революционной организацией и в тоже время являлся платным агентом полиции.

    Столыпину так и не удалось провести в жизнь многие из намеченных реформ. Все усилия были сосредоточенны на аграрной реформе. Осенью 1910 г. когда стало ясно, что политических реформ в стране в ближайшее время не предвидится, оживилось оппозиционное движение. До лета 1914 г. революционное движение продолжало нарастать.

         

    В 1912 г. завершила свою деятельность III Государственная Дума.

    В тетрадь.

    15 ноября 1912 г. – начало работы

    IV Государственной Думы

    По своему партийному составу она почти не отличалась от III. Тем не менее, по своим настроениям IV Дума была более оппозиционной.

    Таким образом, реформаторский путь предложенный Столыпиным, не был реализован в полной мере. Раскол власти и общества преодолеть не удалось.

    3 июня 1907 г.

    - землевладельцев, городских обывателей, крестьян и рабочих.

    - По сравнению со старым избирательным законом соотношение между представительством помещиков и крупной буржуазии изменилось не значительно (раньше соотношение было 1:3). Зато по сравнению с крестьянством и рабочими помещики и буржуазия выбирали во много раз больше депутатов, чем раньше.

    - Октябристы (154 депутата), потом монархисты (147 депутатов).

    По новому закону большинство голосов имели помещики и буржуазия. Следовательно, лидирует в Думе фракция октябристов, имеющая в составе – помещиков и буржуазию. А трудовики и социал-демократы были в меньшинстве.  

    - Целостность и единство Российской империи при главенстве русской нации

    - Им не отдали помещичьи земли, а предлагали ехать за землей в Сибирь.

    - Насильственный захват власти или присвоение чужих полномочий.

    - Политика, идеология нетерпимости к евреям.

    IV. Закрепление

    1. Когда был принят новый избирательный закон?

    2. Назовите период работы III Государственной Думы

    3. Назовите Председателей  III Государственной Думы

    4. Как относилось общество к политике  П.А. Столыпина?

    5. Когда открылась IV Государственная Дума?

    - 3 июня 1907 г.

    - 1 ноября 1907-9 июня 1912 гг.

    Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко

    Значительная часть населения не доверяла власти.

    15 ноября 1912 г.

    V. Домашнее задание

    § 7, вопросы 1-3

    Заполнить таблицу

    Название партии

    РСДРП

    ПСР

    Кадеты

    Октябристы

    Дата создания

    Лидеры

    Численность

    Социальный состав

    Программа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по теме: "Художественное мышление в авангарде науки" , искусство 9 класс

    Разработка урока  по  искусству 9 класс под общей темой :"Художественное  мышление в  авангарде  науки" ,"художник и учёный" Цель урока: формирование у учащихся представл...

    Конспект урока по теме "Школьная жизнь" в 10 классе

    Урок закрепления новых знаний, тренировка в употреблении лексики по теме....

    Конспект урока по русскому языку "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

    В данной методической  разработке представлен конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" . в начале урока идет повторение материала: двоеточи...

    Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления " 10 класс

    Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления  " 10 класс...

    Конспект урока по теме "Система образования в Британии и России" 8 класс с углублённым изучением английского языка.

    Конспект урока по теме "Система образования в Британии и России" 8 класс с углублённым изучением английского языка....

    Презентация + конспект урока по теме "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане".

    Конспект урока географии для учащихся 6 класса к учебнику Дронова, Савельевой...

    Урок по теме «Создание запросов в реляционной базе данных», 9 класс

    Цели урока:Образовательные: познакомить учащихся со способами создания запросов в СУБД, создать условия для приобретения практических навыков при работе с запросами.Развивающие: способствова...