Материалы участия в конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок"
материал по географии на тему

Семенова Елена Александровна

Материалы участия в конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ. ВУЛКАНЫ.

Цели урока:

  1. Сформировать представление о землетрясениях, причинах их возникновения.
  2. Сформировать представление о строении вулкана, типах вулканов.
  3. Продолжить формирование  умения  учащихся работать с различными источниками информации.

Задачи урока:

I.Образовательные:

  1. закрепить знания о внутреннем строении Земли;
  2. сформировать представление об особенностях движений земной коры, сейсмических поясах;
  3. сформировать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.

II.Развивающие:

  1. продолжить формирование умения работать с картой, учебником, используя их как источник информации;
  2.  Развивать способность анализировать и делать выводы.
  3. Сформировать научное мировоззрение.

III. Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучаемому предмету и любовь к планете Земля – нашему общему дому;
  2. Воспитывать коллективизм, взаимопонимание

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал: технологические карты урока, физическая карта мира.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Ход урока

1.Организационный момент. 

Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня у нас необычный урок  и проведу его я, учитель географии «Средней школы № 3», Терещенко Елена Александровна.

Ребята, а с каким настроением вы сегодня пришли на урок.  У вас на столах лежат смайлики, они помогут мне  узнать ваше настроение.  Итак, пожалуйста, выберите смайлик соответствующий вашему настроению (смайлики).

Надеюсь, мы сегодня с вами хорошо поработаем, и настроение в конце урока у вас станет еще лучше!!!

2. Мотивация учебной деятельности.

Ребята, сейчас мы проведем небольшой опыт, и вы подумайте, что мы сегодня будем изучать (вулканы). Опыт

А теперь послушайте следующее стихотворение и ответьте мне на вопрос, о чем еще пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Стихотворение

Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда,

Сотрясенье земли унесло города…

Все оковы небес разомкнуться смогли.

Свел разгул сотрясенья суставы земли,

Сжал он бедную землю в такие тиски,

Что огромные скалы разбил на куски…

Итак, речь пойдет о….(землетрясениях)

Правильно.

Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока: «Вулканы и землетрясения» (тема урока на доске).

У вас на столах лежат технологические карты. Запишите в них тему урока. И что вы бы хотели узнать сегодня на уроке.

Что же вы хотите узнать сегодня на уроке???

2.Актуализация знаний.

Для того, чтобы изучить новую тему, нам нужно вспомнить внутреннее строение Земли. Таблица «Внутреннее строение Земли»

  1. Расскажите, что вы знаете о внутреннем строении земли?
  2. Ядро
  3. Мантия
  4. Что такое земная кора?
  5. Что такое литосферные плиты?

 (Внутреннее ядро – мощность 1600 км, состоит из твердых металлов-железа и никеля, температура более 5 тыс. градусов. Внешнее ядро – 1820 км.в жидком состоянии. Нижняя мантия 2000 км – в состоянии густой пасты, температура достигает 2000 градусов; верхняя мантия – 630 км – твердая. Земная кора – до 80 км, твердая.)

Молодцы, ребята.

3.Изучение нового материала.

Ребята, с внутренними процессами Земли – вулканизмом и землетрясениями вы познакомились в начальной школе. На этом уроке мы будем углублять наши знания об этих явлениях природы. Сегодня у нас  работают  следующие группы:

«Историки – искусствоведы», поведают нам легенду о происхождении термина вулкан.

«Вулканологи», расскажут нам,  какие бывают вулканы, их прогнозе, пользе вулканов.

 «Сейсмологи»,  расскажут о том, что такое землетрясения, где и почему они происходят.

«Эксперты – практики», расскажут о последствиях землетрясений, их прогнозе пользе вулканов.

Каждой группе предложен перечень вопросов, по которым вы должны подготовиться,  на  выполнение данного задания отводиться 7 минут. Через 7 минут каждая группа должна выступить по своей теме. Слушайте друг друга очень внимательно, работайте сообща. Самая активная, сплоченная, дисциплинированная группа  будет отмечена звездочками  - дополнительными оценками.

Приступаем к работе.

План:

  1. Что такое землетрясение? Причины его возникновения.
  2.  Сила землетрясения. Прогноз землетрясений.
  3. Сейсмические пояса Земли.
  4. Что такое вулкан? Его строение.
  5. Типы вулканов. Размещение вулканов.
  6. Как человек использует продукты вулканизма?

Карточка №1. Сейсмологи.

  1. Что такое землетрясение, очаг, эпицентр. Назвать причины возникновения землетрясений.
  2.  Что такое сейсмограф? Шкала Рихтера.
  3. Сейсмические пояса Земли.

Используйте текст учебника на с. 72 и дополнительный материал на карточках.

№1

  1. Землетрясение-колебание земной поверхности, вызванное процессами, происходящими в земных недрах. В границах землетрясения выделяют его очаг – область возникновения подземного удара. Это место разрыва земной коры.

Эпицентр - место на поверхности Земли над очагом, где происходят наибольшие изменения. Силу землетрясения измеряют по особой шкале – шкале Рихтера. Интенсивность землетрясений оценивается по тем повреждениям, которые они причиняют в населённых районах от 1 до 12 баллов.

  1.  Прибор, измеряющий колебания земной коры, называется сейсмограф. Название прибора произошло от греческого слова “сейсмос” - землетрясение.
  2. Сейсмические пояса - участки земной поверхности, где наиболее часто возникают землетрясения, совпадают с границами литосферных плит.

Карточка №2. Историки-искусствоведы.

  1. Что означает слово «вулкан»? (легенда)
  2. Рассказать, какому событию посвящена картина К. Брюллова «Последний день Помпеи». Что на ней изображено?
  3. Зарисовать схему вулкана, показать его строение.

Используйте дополнительный материал на карточках и рисунок учебника на с. 73.

№2

1. . История возникновения слова «вулкан» .

•        Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов.

•        В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения

•        Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.

•        Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.

•        У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкане в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.

•        Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.

2. В основу своего произведения К. П. Брюллов положил действительное событие- гибель римского города Помпеи при извержении вулкана Везувия в 79г. н.э.

Громадное полотно К. Брюллова ( длиною 641см и высотою 456см) и сейчас производит сильное впечатление. Город Помпея находился с подветренной стороны от вулкана и очень быстро был засыпан 3-х метровым слоем пепла. Город Геркуланум был затоплен грязевыми потоками глубиной до 15м. Почти полностью был уничтожен город Стабия, погибло более10 тыс. человек.  

3. Рисунок из учебника.

Карточка №3. Вулканологи.

  1.  Назовите составные  части вулкана. Что такое гейзер?
  2. Какие бывают вулканы по форме (привести примеры) и по характеру деятельности (привести примеры действующих, спящих и потухших вулканов). Показать на слайде.
  3. Где размещаются вулканы. Рассказать о вулканах России.

      Используйте текст учебника на с. 73 -75 и материал на карточках.

№3

  1. Кратер – отверстие на вершине вулкана.

Жерло – канал, по которому поднимается магма.

Очаг вулкана расположен в глубине земли.

Лава – излившаяся на поверхность магма.

Гейзеры - это горячие минеральные источники, вытекающие из-под Земли в виде ручьев или фонтанов. Распространены  в районах где есть вулканы.

  1. Если лава густая, вязкая, то она остывает достаточно быстро, образуя высокую гору с крутыми склонами, имеющую форму конуса. Это конический вулкан. Более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее, поэтому она успевает стечь на более значительные расстояния. Склоны таких вулканов пологие. Это щитовые вулканы.

По активности вулканы делятся на: действующие – вулканы, которые извергались в наши дни или в историческое время(Ключевская Сопка, Кракатау), спящие – об их деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать(Везувий), потухшие – бездействуют много тысяч лет(Гавайские острова, Эльбрус).

3. Распространение вулканов на Земле  тесно связано с границами литосферных плит. В России районом распространения вулканизма является побережье Тихого океана, Камчатка, Алеутские острова. В России находятся 30 действующих вулканов, в числе которых такие гиганты, как Ключевская Сопка и Шивелуч. Здесь самая высокая плотность распределения действующих вулканов на Земле: на каждые 20 км побережья - один вулкан.

А теперь ребята, проведем небольшой эксперимент (опыт). Пронаблюдав за происходящим во время эксперимента, вы должны описать происходящий процесс.

Карточка №4. Эксперты – практики.

  1. Расскажите о последствиях  землетрясений.
  2. Как предсказывают землетрясения.
  3. Расскажите о пользе вулканов..

Используйте дополнительный материал на карточках.

№4

  1. Может сложиться впечатление, что вулканизм является одной из природных стихийных бедствий, исключительно враждебных по отношению к человеку. Но это не совсем так.

После извержения остаётся много пепла – очень плодородных почв, дающих хороший урожай. Поэтому вулканические районы густо заселены людьми. Вулканы являются поставщиками минералов - каустической соды, серы, борной кислоты, аммиака; строительных материалов - туфа, пемзы, базальта, гранита. К району вулканической деятельности приурочены месторождения меди, серебра, золота, олова.

2. Последствия землетрясений чрезвычайно опасны, так как из-за изменений в природе они вызывают такие явления, как цунами, повреждения и разрушения зданий, пожары, взрывы, выбросы вредных веществ, а главное – гибель людей.

3. Прогноз землетрясений – актуальная задача сейсмологов. Прогноз может быть разный: долгосрочный, краткосрочный и оперативный. Первый дается на ближайшие десятки – сотни лет, второй – на годы, месяцы, дни и даже часы. Предвестники землетрясений очень много и они совершенно разные.

Чувствуя неизбежные земные толчки. Собаки воют,  лошадь может понести, а птицы беспокойно описывают в небе круги, кошки покидают территорию, предполагаемого эпицентра землетрясения. Куры и свиньи незадолго до наступления бедствия меняют свое поведение, впадают в апатию и отказываются принимать пищу. Обитатели аквариумов могут предсказывать  стихийные бедствия. За два дня до землетрясения аквариумные неоновые рыбки,  беспокоиться. За полтора-два часа до катастрофы рыбы пытаются  выпрыгнуть из воды, а за 30-40 минут до толчка красные неоны ложатся  на дно аквариума... Ученые утверждают, что о приближении землетрясения  могут предупредить, по меньшей мере, 130 животных.

Физкультминутка.

Обсуждение изучаемой темы по плану. Показ слайдов по ходу обсуждения.

Итак, первый вопрос – что такое землетрясение?

«Сейсмологи» -          Колебание земной поверхности, вызванное процессами, происходящими в земных недрах, называется землетрясением. Очаг – область возникновения подземного удара. Это место разрыва земной коры. На поверхности Земли территорию, где происходят наибольшие изменения, называют эпицентром (слайд 4-землетрясение).

Каковы причины возникновения землетрясения?

«Сейсмологи» - землетрясения возникают на границе литосферных плит. Когда плиты сдвигаются, возникают подземные толчки.

Какова сила землетрясения? В чем она измеряется?

Сейсмологи -  Силу землетрясения измеряют по особой шкале – шкале Рихтера (слайд 5– шкала Рихтера). Интенсивность землетрясений оценивается по тем повреждениям, которые они причиняют в населённых районах. Прибор, измеряющий колебания земной коры, называется сейсмограф. Название прибора произошло от греческого слова “сейсмос” - землетрясение.

Последствия  землетрясений и прогноз

Эксперты-практики -  Последствия землетрясений чрезвычайно опасны, так как из–за изменений в природе они вызывают такие явления, как цунами, повреждения и разрушения зданий, пожары, взрывы, выбросы вредных веществ, а главное – гибель людей (слайд 6 – последствия землетрясений).

 Прогноз землетрясений – актуальная задача сейсмологов. Прогноз может быть разный: долгосрочный, краткосрочный и оперативный. Первый дается на ближайшие десятки – сотни лет, второй – на годы, месяцы, дни и даже часы. Предвестники землетрясений очень много и они совершенно разные.О приближении землетрясения  могут предупредить, по меньшей мере 130 животных(слайд 7, 8).

Что такое сейсмические пояса Земли?

Сейсмологи – это участки земной поверхности, где чаще всего происходят землетрясения, совпадают с границами литосферных плит(слайд 9).

Что такое вулкан?

Историки-искусствоведы – рассказывают легенду о происхождении термина «вулкан» (слайд 10).

Рассказать о строении вулкана.

Историки-искусствоведы демонстрируют схему строения вулкана, а вулканологи рассказывают о составных частях конуса вулкана. Кратер – отверстие на вершине вулкана Жерло – канал, по которому поднимается магма. Очаг вулкана расположен в глубине земли. Лава – излившаяся на поверхность магма (слайд 11).

Рассказать какие типы вулканов существуют, привести примеры и показать на карте.

Вулканологи -если лава густая, вязкая, то она остывает достаточно быстро, образуя высокую гору с крутыми склонами, имеющую форму конуса. Это конический вулкан. Более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее, поэтому она успевает стечь на более значительные расстояния. Склоны таких вулканов пологие. Это щитовые вулканы(слайд 12).

По активности вулканы делятся на: действующие – вулканы, которые извергались в наши дни или в историческое время (Ключевская Сопка, Кракатау), спящие – об их деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать(Эльбрус), потухшие – бездействуют много тысяч лет(Гавайские острова)(слайд 13).

Размещение вулканов на Земле. Что такое гейзер?

Вулканологи – вулканы, как и землетрясения связаны с подвижными границами литосферных плит (слайд 14).

Гейзер -  это минеральный фонтанирующий источник. Гейзеры находятся в районах, где есть вулканы.

Рассказать о последствиях вулканической деятельности на примере картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».

Художники-искусствоведы - В основу своего произведения К. П. Брюллов положил действительное событие - гибель римского города Помпеи при извержении вулкана Везувия в 79г. н. э(слайд 15). Город Помпея находился с подветренной стороны от вулкана и очень быстро был засыпан 3-х метровым слоем пепла. Город Геркуланум был затоплен грязевыми потоками глубиной до 15м. Почти полностью был уничтожен город Стабия, погибло более10 тыс. человек.  

Рассказать, какую пользу человеку приносят извержения вулканов.

Эксперты-практики – плодородные почвы, минералы-каустическая сода, сера, борная кислота, аммиак; строительные материалы: туф, пемза, базальт, гранит, обсидиан– вулканическое стекло. К району вулканической деятельности приурочены месторождения меди, серебра, золота, олова(слайд 16).

5.Закрепление материала: Итак, ребята, мы с вами вместе изучили новую тему. Теперь проверим, как вы ее усвоили. Переверните, пожалуйста, технологическую карту, и ответьте на тестовые задания. На выполнение у вас 2 минуты.

Теперь поменяйтесь своими картами с соседом по парте. Посмотрите на экран и исправьте ошибки, если они есть (слайд 17). Выставляем оценки. Все верно – «5», 1 ошибка-«4», 2 ошибки-«3». Более 2 ошибок – «плюс».

6.Домашнее задание: 

Зарисовать схему вулкана в тетрадь, подписать его части; с.72-77 в учебнике, читать и отвечать на вопросы (слайд 18).

7. Рефлексия 

Ребята, заполните таблицу в технологической карте  и поделитесь своими впечатлениями. Расскажите, о чем узнали и какими знаниями вы хотели бы поделиться со своими знакомыми и родителями?

С каким настроением мы заканчиваем урок (смайлики) Ну и как я а вам и обещала, настроение у нас улучшилось.

Выставление оценок. Вы сегодня хорошо потрудились, спасибо за работу.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта участия в конкурсе педагогического мастерства "Мир в твоих руках" в номинации "Учитель года" (выступление на педагогической конференции)

Всем тем, кто хочет попробовать себя в конкурсе педагогического мастерства в номинации "Учитель года", кто побаивается или сомневается, кто интересуется и хочет узнать побольше о данном конкурсе помож...

«Участие в конкурсах педагогического мастерства: проблема мотивации»

Выступление на инструктивно-методическом совещании для педагогов дополнительного образования по подготовке к участию в  конкурсах педагогического мастерства....

Рекомендации по подготовке педагогов дополнительного образования к участию в конкурсе педагогического мастерства «Сердце отдаю детям»

Рекомендации предназначены педагогам дополнительного образования, желающим принять участие в конкурсе педагогического мастерства "Сердце отдаю детям"...

Муниципальный конкурс педагогического творчества «Лучшая методическая разработка урока» по теме: " Понятие движения"

Урок. Понятие движения.Тип урока:  Изложение нового материала.Оборудование:  Мультимедийная приставка, ноутбук, карточки индивидуальной работы, экран, линейки, карандаш.Цель урока:  вве...

Материалы участия в конкурсе "Мой лучший урок"

В данном материале присутствует сценарный план урока, самоанализ урока, рецензия на урок, пояснительная записка, а также материалы участия в очном этапе конкурса: презентация с докладом и буклет....

Международный конкурс педагогического мастерства «Лучший педагогический проект». «Victory Parades in 1945» 24.05.2020

Международный конкурс педагогического мастерства «Лучший педагогический проект». Номинация: «Victory Parades in 1945». Диплом победителя №КМ2028946 от 24.05.2020г.. Между...